Научная статья на тему 'Управление физической культурой студентов нефизкультурных направлений подготовки'

Управление физической культурой студентов нефизкультурных направлений подготовки Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
387
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЦЕННОСТНОЕ ОТНОШЕНИЕ К ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ / ЭЛЕКТИВНЫЕ КУРСЫ ПО ФИЗКУЛЬТУРЕ / УПРАВЛЕНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ / ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / PHYSICAL CULTURE / SPORTS ACTIVITY / VALUE ATTITUDE TO PHYSICAL CULTURE / ELECTIVE COURSES IN PHYSICAL EDUCATION / PHYSICAL CULTURE MANAGEMENT / HEALTHY LIFESTYLE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ортабаев Заруай Солтанович

Статья посвящена выявлению особенностей управления процессом физической подготовки студентов нефизкультурных направлений подготовки, формированию у них мотивационно-ценностного отношения к занятиям физической культурой и спортом, к здоровому образу жизни как одному из важнейших компонентов модели специалиста. Физическое воспитание студентов нефизкультурных вузов в современных условиях является приоритетным направлением в формировании физической культуры как компонента общей культуры модели специалиста, здорового образа и спортивного стиля жизнедеятельности будущих специалистов производства, науки, культуры. Традиционные методы и приемы преподавания дисциплины физической культуру наносит непоправимый ущерб при формировании мотивации к занятиям физкультурой у обучающихся, так как учебно-тренировочный процесс направлен не на личность студента, а на такие показатели, как контрольные и оценочные стандарты. Показатели по различным спортивным достижениям студентов приводят в соответствие с усредненными нормативами, что противоречит личностно-ориентированному подходу и не способствует формированию ценностного отношения студентов к физической культуре и спорту. Это говорит о том, что необходимо на всех факультетах создать условия, при которых у обучающихся будет вырабатываться потребность к занятиям физической культурой, ценностное отношение к здоровому образу жизни. В педагогических исследованиях за последнее десятилетие, связанных с проблемами модернизации педагогических технологий, роста эффективности всего образовательного процесса, одним из аспектов, вызывающих наибольший интерес, является выявление, обоснование и проверка педагогических условий, обеспечивающих успешность осуществления физкультурно-оздоровительной деятельности. В статье доказывается тезис о том, что прежде чем преподаватель начнет деятельность по формированию мотивации, необходимо выяснить причины, по которым студенты не хотят заниматься физической культурой. Исходя из ответов, педагог сможет делать корректировку в традиционной системе образовательного процесса и применять инновационные технологии в проведении занятий, которые будут способствовать повышению интереса к физкультуре.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ортабаев Заруай Солтанович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MANAGEMENT OF PHYSICAL CULTURE OF STUDENTS OF NON-PHYSICAL EDUCATION

The article is devoted to revealing the features of managing the process of physical preparation of students of non-physical training directions, forming a motivational and value attitude to physical culture and sports, to a healthy lifestyle as one of the most important components of the specialist model. Physical education of students of non-physical higher education institutions in modern conditions is a priority in the formation of physical culture as a component of the general culture of the model of a specialist, a healthy image and a sporting lifestyle of future specialists in production, science, and culture. Traditional methods and methods of teaching the discipline of physical culture causes irreparable damage in the formation of motivation for physical education in students, as the training process is not aimed at the student''s personality, but on indicators such as control and evaluation standards. Indicators for various sports achievements of students are brought into line with the average standards, which contradicts the personality-oriented approach and does not contribute to the formation of the students'' value attitude to physical culture and sport. This suggests that it is necessary at all faculties to create conditions under which students will develop a need for physical training, a value attitude to a healthy lifestyle. In pedagogical research over the past decade, related to the problems of modernizing pedagogical technologies, increasing the effectiveness of the entire educational process, one of the aspects that are of greatest interest is the identification, justification and verification of the pedagogical conditions that ensure the success of physical culture and recreation. The article proves the thesis that before the teacher starts to work on the formation of motivation, it is necessary to find out the reasons why students do not want to engage in physical culture. Based on the answers, the teacher will be able to make adjustments in the traditional system of the educational process and apply innovative technologies in conducting classes that will increase the interest in physical education.

Текст научной работы на тему «Управление физической культурой студентов нефизкультурных направлений подготовки»

педагогические науки

Ортабаев Заруай Солтанович УПРАВЛЕНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ ...

УДК 372.879.6+796.011.1

УПРАВЛЕНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ СТУДЕНТОВ НЕФИЗКУЛЬТУРНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ПОДГОТОВКИ

© 2018

Ортабаев Заруай Солтанович, старший преподаватель кафедры физического воспитания Северо-Осетинский государственный университет им. К.Л. Хетагурова (362025, Россия, Владикавказ, улица Ватутина, 46, e-mail: [email protected])

Аннотация. Статья посвящена выявлению особенностей управления процессом физической подготовки студентов нефизкультурных направлений подготовки, формированию у них мотивационно-ценностного отношения к занятиям физической культурой и спортом, к здоровому образу жизни как одному из важнейших компонентов модели специалиста. Физическое воспитание студентов нефизкультурных вузов в современных условиях является приоритетным направлением в формировании физической культуры как компонента общей культуры модели специалиста, здорового образа и спортивного стиля жизнедеятельности будущих специалистов производства, науки, культуры. Традиционные методы и приемы преподавания дисциплины физической культуру наносит непоправимый ущерб при формировании мотивации к занятиям физкультурой у обучающихся, так как учебно-тренировочный процесс направлен не на личность студента, а на такие показатели, как контрольные и оценочные стандарты. Показатели по различным спортивным достижениям студентов приводят в соответствие с усредненными нормативами, что противоречит личностно-ориентированному подходу и не способствует формированию ценностного отношения студентов к физической культуре и спорту. Это говорит о том, что необходимо на всех факультетах создать условия, при которых у обучающихся будет вырабатываться потребность к занятиям физической культурой, ценностное отношение к здоровому образу жизни. В педагогических исследованиях за последнее десятилетие, связанных с проблемами модернизации педагогических технологий, роста эффективности всего образовательного процесса, одним из аспектов, вызывающих наибольший интерес, является выявление, обоснование и проверка педагогических условий, обеспечивающих успешность осуществления физкультурно-оздоровительной деятельности. В статье доказывается тезис о том, что прежде чем преподаватель начнет деятельность по формированию мотивации, необходимо выяснить причины, по которым студенты не хотят заниматься физической культурой. Исходя из ответов, педагог сможет делать корректировку в традиционной системе образовательного процесса и применять инновационные технологии в проведении занятий, которые будут способствовать повышению интереса к физкультуре.

Ключевые слова: физическая культура, спортивно-оздоровительная деятельность, ценностное отношение к физической культуре, элективные курсы по физкультуре, управление физической культурой, здоровый образ жизни.

MANAGEMENT OF PHYSICAL CULTURE OF STUDENTS OF NON-PHYSICAL EDUCATION

© 2018

Ortabaev Zaruay Soltanovich, senior lecturer of the physical education department

North Ossetian State University Named K.L. Khetagurov (362025, Russia, Vladikavkaz, Vatutin Street, 46, e-mail: [email protected])

Abstract. The article is devoted to revealing the features of managing the process of physical preparation of students of non-physical training directions, forming a motivational and value attitude to physical culture and sports, to a healthy lifestyle as one of the most important components of the specialist model. Physical education of students of non-physical higher education institutions in modern conditions is a priority in the formation of physical culture as a component of the general culture of the model of a specialist, a healthy image and a sporting lifestyle of future specialists in production, science, and culture. Traditional methods and methods of teaching the discipline of physical culture causes irreparable damage in the formation of motivation for physical education in students, as the training process is not aimed at the student's personality, but on indicators such as control and evaluation standards. Indicators for various sports achievements of students are brought into line with the average standards, which contradicts the personality-oriented approach and does not contribute to the formation of the students' value attitude to physical culture and sport. This suggests that it is necessary at all faculties to create conditions under which students will develop a need for physical training, a value attitude to a healthy lifestyle. In pedagogical research over the past decade, related to the problems of modernizing pedagogical technologies, increasing the effectiveness of the entire educational process, one of the aspects that are of greatest interest is the identification, justification and verification of the pedagogical conditions that ensure the success of physical culture and recreation. The article proves the thesis that before the teacher starts to work on the formation of motivation, it is necessary to find out the reasons why students do not want to engage in physical culture. Based on the answers, the teacher will be able to make adjustments in the traditional system of the educational process and apply innovative technologies in conducting classes that will increase the interest in physical education.

Keywords: physical culture, sports activity, value attitude to physical culture, elective courses in physical education, physical culture management, healthy lifestyle.

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Физическая культура может и должна стать социальным и профессиональным фактором совершенствования физического развития, приспособления к процессу постоянного обучения и реализации профессиональных знаний. Процесс управления физической культурой студентов нефизкультурных направлений подготовки означает формировать у них ценностное отношение к физической культуре и спорту, к своему здоровью, к здоровому образу жизни при наличии обратной связи, основанной на биолого-педагогических информационных технологиях. Российское общество в целом, высшая школа и физическая культура как учебная дисциплина в частности находятся под воздействием резких социально-экономических преобразований на протяжении уже

десятилетий. Новые Федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования (ФГОС ВО), направленные на формирование общекультурных, профессиональных и общепрофессиональных компетенций, имеют в основе модернизированные процессы, но последние исследования свидетельствуют о достоверных отличиях существующих реалий от требований к системе физкультурного образования, базирующихся на определении физической культуры как обязательного элемента подготовки современного специалиста любой профессии.

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Проведено достаточно исследований (И.Н. Воробьева, Г.Т. Годжиев, В.Н. Гром,

Ortabaev Zaruay Soltanovich pedagogical

MANAGEMENT OF PHYSICAL ... sciences

И.В. Жеребцова, М.И. Кабышева, Ж.И. Киселева, Т.А. Кошурина, О.А. Науменко, В.А. Огульчанский, И.А. Подгорный, А.С. Радченко, И.В. Соколова и др.) [19], показывающих необходимость организации учебного процесса в сфере физического воспитания с учетом требований обучающихся, на основе выбора физкультурной деятельности, наиболее соответствующей личностной сфере интересов студента. Как пишут в своем исследовании И.Н. Воробьева и Г.Т. Годжиев «Физическая активность человека активизирует почти все двигательные реакции во всем их разнообразии, каждая из которых практически представлена однотипной физиологической и нейродинамической природой. Выделяют две основные группы двигательных реакций - врожденные и приобретенные. Врожденные двигательные реакции человека реализуются через рефлекторные дуги спинного мозга, а приобретенные образуются на основе врожденных двигательных реакций. Однако моторные пути приобретенных двигательных реакций являются более сложными и образуются изначально в коре полушарий головного мозга. Стало быть, все человеческие движения, совершаемые в пространстве, являются по своему содержанию сложно координированными, контроль над выполнением которых осуществляет центральная нервная система через нейроны особой структуры, называемых мотто-нейронами» [1, с. 273-276].

«Физическая культура и спорт, как отмечает В.Н. Гром, являются не только эффективным средством физического развития студентов, но и укреплением его здоровья, сферой общения и проявления социальной активности, разумной формы организации и проведения досуга. Область физической культуры и спорта влияет и на другие стороны человеческой жизни: авторитет и положение в обществе, трудовую деятельность, на структуру нравственно-интеллектуальных характеристик, эстетических идеалов и ценностных ориентаций» [2, с. 160-163]. «Процесс формирования творческой компетентности будущих специалистов по физической культуре и спорту, по мнению В.А. Огульчанского и И.А. Подгорной, является управляемым процессом, и поэтому необходимо создать в учебно-воспитательном процессе вуза педагогические условия, позволяющие студентам эффективно развивать креативное мышление, творчески осмысливать и осваивать инновационные технологии физического воспитания» [5, с. 181-185].

Однако реальность - это не только отсутствие профессионально-ориентированных учебно-методических комплексов по физической культуре, но и отсутствие специально оборудованных спортивных залов, а также мотивации к занятиям по физической культуре и спорту. При отсутствии таких спортивных сооружений и ценностного отношения к физкультуре в вузе всегда будут иметь место проблемы качества подачи физической культуры как необходимой учебной дисциплины (Н.Г. Айварова, А.Г. Бугулов, И.Н. Воробьева, А.Н. Гусев, Е.В. Коломийченко, М.В. Наумова, Х.М. Со-каев, А.Б. Евтин и др.), положительного восприятия спортивно-оздоровительной деятельности как необходимого и полезного инструмента профилактики и укрепления физического компонента здоровья, столь важного для специалиста любой сферы деятельности [10-14].

Недостаточно высокий уровень физического развития и общей работоспособности, утверждают некоторые ученые (С.Н. Демянчук, К.А. Елыгина, К.Э. Кетоев, Э.Р. Кочиева, М.М. Кутепов, Е.А. Митин, Ф.Г. Ха-микоев, Н.В. Ямбаева и другие), не позволяет многим специалистам использовать профессиональные знания и реализовать те умения и навыки, которыми они овладели в период обучения в вузе [15-20].

Формирование целей статьи (постановка задания). В связи с вышеизложенной ситуацией возникла проблема физической подготовленности выпускников, которая не может не беспокоить инженеров, экономистов, археологов, специалистов на транспортных компаний, пе-278

дагогов, врачей и других специалистов. Нельзя считать физическую культуру дисциплиной, которую можно однажды выучить, сдать зачет и пользоваться этими знаниями, как пользуются знаниями, например, математики, физики, русского языка и т. д. Теоретический и практический разделы физической культуры, дополняя друг друга, формируют понимание и интерес к этой области знаний, приводя занимающихся на качественно новый уровень отношения к себе и окружающему миру.

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. В 2014 году Государственной Думой РФ была утверждена государственная программа «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2016-2020 годы» [21]. Основной целью программы является привлечение как можно большего числа граждан, систематически занимающихся физкультурой и спортом, ориентированных на здоровый образ жизни. Существенная роль в этом процессе принадлежит возрожденнию ранее существовавшей спортивной программе, призывающей все население, в том числе и гражданское, быть готовым к труду и обороне (ГТО). Указ о возрождении этой спортивной программы, направленной на оздоровлении населения, как физического, так и психологического, физиологического, соматического и нравственного, подписал президент Российской Федерации В.В. Путин на заседании совета по развитию физической культуры и спорта. Как отметил в своем выступлении Владимир Владимирович «Одна из инициатив в этой сфере - возрождение ГТО, благодаря которому выросло не одно поколение активных, здоровых, востребованных на рынке труда, людей. Нам нужна сеть некоммерческих физкуль-турно-спортивных клубов по месту жительства, работы и службы, то есть в шаговой доступности. Необходимы экономичные спортивные сооружения, в том числе и на открытом воздухе, и, конечно, следует полнее задействовать и укреплять спортивную инфраструктуру общеобразовательных школ», - заявил Владимир Путин [22]. В настоящее время, физическая культура преподается в вузе в течение трех лет, далее ее в расписании нет. Возникает несколько вопросов, связанных с существующей системой физического воспитания в нефизкультурных вузах. Что происходит с физическим развитием студентов после прекращения обязательных занятий физической культурой? Какая часть студентов хотела бы заниматься физической культурой на старших курсах, но не занимается по какой-либо причине? Что происходит с уровнем физического развития студентов в период защиты дипломной работы или выпускных экзаменов, когда систематические занятия физической культурой оздоровительного характера жизненно необходимы, но ими пренебрегают в первую очередь [23]?

Практика проведения элективных курсов по физической культуре и спорту на старших курсах, уже имевшая место на протяжении нескольких лет в Северо-Осетинском государственном университете им. К.Л. Хетагурова, позволяет уверенно утверждать, что после третьего курса продолжают систематически заниматься оздоровительной физической культурой в рамках этих занятий менее 10 %. Результаты анкетирования выпускников позволяют считать, что физическая подготовленность и общая работоспособность беспокоят 52 % выпускников факультета мировой экономики; 34 % студентов выпускных курсов психолого-педагогического факультета; 23 % - студентов выпускных курсов факультета географии и геоэкологии; 21 % - студентов факультета математики и информационных технологий; 18 % - студентов исторического факультета. Результаты экспертной оценки преподавателей физической культуры со стажем работы более 10 лет говорят о том, что в целом для студентов характерно снижение физической подготовленности от первого к третьему курсу при отличных показателях отдельных спортивно-ориентированных студентов.

Baltic Humanitarian Journal. 2018. Т. 7. № 3(24)

педагогические науки

Ортабаев Заруай Солтанович УПРАВЛЕНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ ...

Основной вопрос, возникающий при обсуждении рассматриваемой проблемы: как заинтересовать всех участников образовательного процесса? Для того чтобы студенты стали самостоятельно систематически заниматься физической культурой, им нужны стимулы (Д.М. Калугин, Т.С. Соловьева, В.Ф. Усманов, Л.В. Яблонская, Л.В. Яблонская), цели и условия их достижения. Это фактор, влияющий на работодателей при отборе работников [24-26]. Если сопровождать диплом вуза сертификатом физического развития (работоспособности) выпускника, то можно заинтересовать всех участников процесса, включая государство. Но в любом случае можно рассматривать характеристику уровня физического развития выпускника как специфику корпоративной культуры технического вуза и говорить об элитарной части выпускников, получивших не только высокий уровень профессиональных знаний, но и высокий уровень физического развития.

Предлагается вместе с дипломом выдавать сертификат физического развития. Выдавать тем, кто хочет его получить и готов выполнить условия получения. Студенты и работодатели должны быть уверены, что сертификат поможет им в решении проблем, они должны быть хорошо знакомы с системой его получения, которая носит форму контроля уровня развития основных функций организма, заранее известную и стандартизированную. При формировании содержания сертификата совместно с работодателями возможна ситуация, при которой выпускники разных специальностей будут иметь разное информационное наполнение сертификата.

Как обеспечить контроль уровня физического развития, кто должен это делать и где взять ресурс на реализацию этих вопросов? Решение этих проблем возможно. Контроль уровня работоспособности можно проводить, опираясь на исследования К. Купера, Е. Мильнера и Г. Апанасенко. Методики общепризнаны и многократно подтверждены. В нашем случае можно взять бег на 2 километра для мужчин и 1,5 километров для женщин и пользоваться стандартными оценками, рекомендованными учебной программой. Оценивать физическое развитие основных функциональных систем организма выпускника вуза как отличное, хорошее или удовлетворительное. Студенты, которые этих оценок заработать не смогут, сертификат не получают. Зато те студенты, которые будут стремиться получить сертификат, будут находить и время для подготовки. Таких студентов необходимо будет обеспечить достаточной информацией по проведению самостоятельной подготовки. В сертификате физического развития отмечать отношение выпускника к курению, наркотикам, алкоголю, и указывать вид спорта, разряд и достижения.

Необходимо заранее назначить дни приема норматива, объявить о предварительной записи и условиях допуска (обязательный контроль врача), зафиксировать результаты. Затраты в денежном выражении нужно предварительно согласовать с претендентами на сертификат.

Тестирование можно провести в конце учебного года после защиты выпускных квалификационных работ. Три срока сдачи норматива должны обеспечить возможностью тестироваться всех желающих, а при условии предварительной записи можно организовать тестирование не только по дням, но и по часам. Вполне вероятно, что специальных затрат не потребуется. Дополнительные расходы могут возникнуть только при изготовлении сертификатов, которые должны по качеству исполнения гармонировать с дипломом. Достаточно значимых затрат потребуют популяризация идеи и внедрение системы подготовки к тестированию в практику самостоятельных занятий студентов (С.Н. Демянчук) [15]. Здесь нужна помощь средств массовой информации, чтобы работодатели узнали о системе оценки работоспособности выпускников и убедились бы, что в вузе готовят специалистов комплексно, а не только в сфере профессиональных знаний. Конечно, определенные затраты

вузу придется понести в связи с необходимостью учета выданных сертификатов.

Продолжительность эксперимента по внедрению сертификатов физического развития (при мощной поддержке СМИ) - не менее 5-6 лет. Внедрение в практику обучения студентов - будущих специалистов выдачи выпускнику сертификата физического развития позволит:

- считать курс физической культуры и спорта в вузе логически завершенным;

- при хороших результатах эксперимента по практике выдачи сертификатов физического развития во всех вузах России повысить уровень работоспособности студентов - будущих специалистов и, соответственно, продуктивность их будущей профессиональной деятельности;

- изменить традиционные формы и методы реализации программы физической культуры и перейти к обучению с акцентом на самостоятельность в занятиях физической культурой;

- получить основной массе студентов, желающих заниматься физической культурой, теоретические и практические знания в сфере самостоятельных занятий и улучшить физическое развитие выпускников вузов.

Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Задача заключается в том, чтобы количество студентов, желающих заниматься физической культурой с целью профилактики и укрепления физического развития, было бы соизмеримо с общим числом студентов. Но такая проблема не может быть решена силами одного вуза. Только усилиями государства с его возможностями в сфере формирования здорового образа жизни и, конечно, силами всех вузов можно принципиально улучшить ситуацию с физическим развитием выпускников - будущих специалистов. Безусловно, решение рассматриваемого вопроса касается и качества жизни, и всех вопросов воспитания нового поколения людей с действительно высшим образованием, их отношения к себе, а значит, и окружающему миру. Если мы готовим специалистов не только для ближайшего будущего, то мы обязаны предпринять все возможное с целью повышения качества образования, в данном случае в сфере физической культуры и спорта.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Воробьева И.Н., Годжиев Г.Т. Влияние физической культуры на активность учебно-познавательной деятельности студентов //Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 4 (21). С. 273-276.

2. Гром В.Н. Физическая культура и спорт как основа здорового образа жизни будущего специалиста // Система ценностей современного общества. 2015. №39. С. 160-163.

3. Жеребцова И.В., Кошурина Т.А. Формирование мотивации к занятиям физической культурой и спортом //Физическая культура и спорт в современном мире: проблемы и решения. 2014. № 1. С. 76-81.

4. Науменко О.А., Кабышева М.И., Киселева Ж.И. Экологический аспект укрепления здоровья школьников методами физической культуры //Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2018. Т. 7. № 1 (22). С. 133-136.

5. Огульчанский В.А., Подгорная И.А. Эффективность комплекса педагогических условий формирования творческой компетентности специалистов по физической культуре и спорту //Физическое воспитание и спортивная тренировка. 2011. № 2 (2). С. 181-185.

6. Радченко А.С., Соколова И.В. Физическая культура и спорт как важный феномен решения образовательных задач вуза //Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2015. № 2. С. 8.

7. Мельник А.А. Определение критериев готовности будущего учителя физической культуры к внеклассной работе // Карельский научный журнал. 2015. № 1 (10). С. 53-56.

Ortabaev Zaruay Soltanovich MANAGEMENT OF PHYSICAL ..

pedagogical sciences

8. Красильникова Е.В. Динамика функциональных ственного образования //Азимут научных исследований: резервов студентов с ослабленным здоровьем в процес- педагогика и психология. 2017. Т. 6. №4 (21). С. 263-265. се занятий физической культурой // Самарский научный

вестник. 2015. № 2 (11). С. 138-142. Статья поступила в редакцию 09.07.2018

9. Иванова Т.Н. Социоэкологический потенциал фи- Статья принята к публикации 27.08.2018 зической культуры и спорта в жизни современного человека // Карельский научный журнал. 2017. Т. 6. № 2 (19).

С. 149-151.

10. Айварова Н.Г., Наумова М.В. Актуальные вопросы психологического здоровья современной студенческой молодежи //Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 4 (21). С. 266-269.

11. Бугулов А.Г., Сокаев Х.М. Роль физического воспитания в формировании практической компетенции человека //News of Science and Education. 2018. Т. 3. № 3. С. 033-036.

12. Воробьева И.Н. Основные направления формирования мотивационно-ценностного отношения школьников к здоровому образу жизни //Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2015. № 4 (13). С. 25-28.

13. Гусев А.Н., Евтин А.Б. Оздоровительные технологии в подготовке студентов специальной медицинской группы //Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 3 (16). С. 47-49.

14. Коломийченко Е.В. Мотивация студентов вуза к занятиям физической культурой и спортом как компонент развития физической культуры личности //СевероКавказский психологический вестник. 2012. Т. 10. № 1. С. 35-39.

15. Демянчук С.Н. Роль государственных инвестиций в физическую культуру и спорт //Экономика и управление: анализ тенденций и перспектив развития. 2014. № 11. С. 199-203.

16. Кутепов М.М., Ямбаева Н.В., Елыгина К.А. Информационные технологии обучения физической культуре в вузе //Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 2 (15). С. 83-86.

17. Хамикоев Ф.Г., Кетоев К.Э. Мотивационно-ценностное отношение молодежи к спортивной специализации в вузе //Образование и общество. 2016. Т. 1. № 96. С. 85-86.

18. Кочиева Э.Р. Активизация процесса адаптации первокурсников к новому образовательному пространству вуза //Уральский научный вестник. 2016. Т. 11. №1. С. 50-51.

19. Митин Е.А. Физическая культура и спорт - основа здорового образа жизни //Вестник Герценовского университета. 2009. № 10. С. 20-23.

20. Голобоков А.С., Наумова М.С. Роль физического и спортивного воспитания в социализации личности и общества // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 2 (19). С. 323-325.

21. Об утверждении Концепции федеральной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2016-2020 годы» http:// docs.cntd.ru/document/499068007

22. Новые нормы всероссийского физкультурно-спортивного комплекса ГТО 2018 года http://gtonorm.ru/

23. Современные тенденции развития физической культуры, спорта и адаптивной физической культуры // Материалы Всероссийской научно-практической конференции / 2017.

24. Соловьева Т.С. Уровень физической активности и мотивированности городского населения к занятиям физической культурой и спортом //Проблемы развития территории. 2016. №3т(83). С. 119-136.

25. Усманов В.Ф., Калугин Д.М. Занятия в учреждениях дополнительного образования спортивного направления и формирование самореализации подростков //Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 2 (19). С. 168-171.

26. Яблонская Л.В., Яблонская Л.В. Компетентность

как основа модели модернизации современного отече-_

280 Baltic Humanitarian Journal. 2018. Т. 7. № 3(24)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.