REFERENCES
1. Romanov, N.S. (2004), "On the role of gravity pedaling technique when moving the bike", Theory and practice ofphysical culture, No. 5, pp. 23-26.
2. Seluyanov, V.N. and Yakovlev, B.A. (1985), Biomechanical basis for improving efficiency of pedaling technique, publishing house GCOLIFK, Moscow.
3. Nedotsuk Yu.I. et al. (2016), "Special training device 'Tandem', integrative-differentiated corrective in the dynamics of the circular pedaling techniques based on reciprocal innervation", Theory and practice ofphysical culture, No. 3, pp. 52-55.
4. Timoshenkov, V. (1998), "Biomechanical analysis problems of cycle settings locomotion", The person in the world of sport: New ideas, technologies, prospects: Theses of reports of the International congress, Moscow, Vol. 1, pp. 69-70.
5. Fedorchenko, A.M. (1975), Theoretical mechanics, High school, Kiev.
6. Gardner, A.S., Stephens, S., Martin, D.T. et al. (2004), "Accuracy of SRM and power tap power monitoring systems for bicycling", MedSci Sports Exerc, Vol. 36, No. 7, pp. 1252-1258.
7. Alvarez, G. and Vinyolas, J. (1996), "New Bicycle Pedal Design for On-Road Measurements of Cycling Forces", Journal ofAppliedBiomechanics, Vol. 12, No. 1, pp. 130-142.
8. Boyd, T., Hull, M.L. and Wootten, D. (1996), "An improved accuracy six-load component pedal dynamometer for cycling", JBiomech, Vol. 29, No. 18, pp. 1105-1110.
9. Stapelfeldt, B., Mornieux, G., Oberheim, R. et al. (2007), "Development and evaluation of a new bicycle instrument for measurements of pedal forces and power output in cycling", Int J Sports Med, Vol. 28, No. 4, pp. 326-332.
10. Ettema, G., Loras, H. and Leirdal, S. (2007), "The effects of cycling cadence on the phases of joint power, crank power, force and force effectiveness", Journal of Electromyography and Kinesiology, doi:10.1016/j.jelekin.2007.11.009.
11. Hull, M.L. and Davis, R.R. (1981), "Measurement of pedal loading in bicycling: I. Instrumentation", J Biomech, Vol. 14, No. 12, pp. 843-856.
12. Gardner, A.S., Martin, J., Martin, D. et al. (2007), "Maximal torque- and power-pedaling rate relationships for elite sprint cyclists in laboratory and field tests", European Journal of Applied Physiology, Vol. 101, No. 3, pp. 287-292.
13. Sanderson, D.J., Hennig, E.M. and Black, A.H. (2000), "The influence of cadence and power output on force application and in-shoe pressure distribution during cycling by competitive and recreational cyclists", Journal of Sports Sciences, Vol. 18, pp. 173-181.
14. Nathalie, A., Strutzenberger, G., Jenny, H. et al. 14. (2015), "Static and dynamic evaluation of a pedal system for measuring three-dimensional forces in cycling", Journal of Sports Engineering and Technology, Vol. 229, Issue 4, pp. 222-230.
Контактная информация: zuk52@mail.r
Статья поступила в редакцию 14.04.2017
УДК 378.172
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИИ К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ И ЛЮБИТЕЛЬСКИМ СПОРТОМ У СТУДЕНТОВ НЕФИЗКУЛЬТУРНОГО ВУЗА
Алёна Олеговна Новикова, ассистент, Светлана Ярославна Биктина, старший преподаватель, Юлия Сергеевна Бородина, ассистент, Магнитогорский государственный технический университет имени Г.И. Носова (МГТУ
им. Г. И. Носова), Магнитогорск
Аннотация
В статье авторами рассмотрена современная система физического воспитания студенческой молодежи нефизкультурных вузов. Проведен анализ проблемы формирования мотивации к занятиям физической культурой. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования позволил выделить педагогические условия формирования мотивации к занятиям физической
культурой и любительским спортом у студентов нефизкультурного вуза.
Ключевые слова: физическое воспитание, физическая культура, мотивация, педагогические условия.
PEDAGOGICAL CONDITIONS OF FORMATION OF MOTIVATION TO OCCUPATIONS BY PHYSICAL CULTURE AND AMATEUR SPORT AMONG STUDENTS OF NON-SPORT HIGHER EDUCATION INSTITUTION
Alyona Olegovna Novikova, the assistant, Svetlana Yaroslavna Biktina, the senior teacher, Yulia Sergeyevna Borodina, the assistant, Magnitogorsk State Technical University of G.I. Nosov, Magnitogorsk
Annotation
In the article the authors consider the modern system of physical education of the students of non-physical higher educational institutions. The analysis of the problem of formation of motivation for physical training is carried out. The analysis of psychological and pedagogical literature on the research problem made it possible to single out the pedagogical conditions for the formation of motivation for physical culture and amateur sports among the students of the non-physical institution
Keywords: physical education, physical culture, motivation, pedagogical conditions.
Современная система физического воспитания студенческой молодежи нефизкультурных вузов является приоритетной в формировании физической культуры как вида общей культуры молодого человека, здорового образа и спортивного стиля жизнедеятельности будущих специалистов производства, науки, культуры [1]. Общепринятый способ изучения физической культуры наносит не малый ущерб при формировании мотивации к занятиям физкультурой у студенческой молодежи, так как учебно-тренировочный процесс направлен не на личность студента, а на такие показатели, как контрольные нормативы. Студентов подгоняют под усредненные нормативы, что явно противоречит идее свободы личности и отнюдь не способствует приобщению студентов к сфере физической культуры.
Из вышесказанного следует, что необходимо создать условия, при которых у студентов будет формироваться интерес к занятиям физической культурой, к самосовершенствованию и здоровому образу жизни.
В современных педагогических исследованиях, связанных с проблемами совершенствования функционирования педагогических систем, повышения эффективности образовательного процесса, одним из аспектов, вызывающих наибольший интерес, является выявление, обоснование и проверка педагогических условий, обеспечивающих успешность осуществляемой деятельности [6].
Под педагогическими условиями мы будем понимать совокупность объективных возможностей содержания, форм, методов, средств и материально-пространственной среды, направленных на решение поставленных задач [7, с. 44-49].
Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования позволил выделить следующие педагогические условия формирования мотивации к занятиям физической культурой и любительским спортом у студентов нефизкультурного вуза:
- готовность преподавателя в формировании мотивации к занятиям физической культурой и любительским спортом у студентов нефизкультурного вуза;
- повышение уровня осведомленности студентов технического вуза в вопросах здорового образа жизни, физической культуры и любительского спорта;
- педагогическое содействие формированию у студентов положительного эмоционального и психологического настроя к занятиям физкультурой и тренировочной деятельности.
Рассмотрим детально каждое из этих условий.
1. Готовность преподавателя в формировании мотивации к занятиям физической культурой и любительским спортом у студентов нефизкультурного вуза. Знания по формированию мотивации необходимы каждому преподавателю, так как он должен побуждать к деятельности других людей или побуждать их заниматься с интересом, легко и непринужденно [4, 5]. Если педагог запасется знаниями в психологии мотивации, то он сможет правильно ставить цели перед студентами и стимулировать достигать их. Также преподаватель будет способен развить интерес молодых людей к деятельности, в данном случае к занятиям физической культурой и, в дальнейшем, к занятиям любительским спортом. Прежде чем преподавателю начать деятельность по формированию мотивации, необходимо выяснить причины, по которым студенты не хотят заниматься физической культурой. Исходя из ответов, педагог сможет делать корректировку в традиционной системе образовательного процесса и применять инновационные способы и методы в проведении занятий, которые будут способствовать повышению интереса к физкультуре.
Результативность труда педагога, как считают многие, зависит от личности преподавателя, от его личностных качеств. Личность преподавателя - главный фактор формирования у студентов определенного отношения к учебной дисциплине. Педагог должен быть примером для подражания, должен обладать багажом теоретических знаний, уметь объяснить студентам для чего они выполняют то или иное упражнение. Умение общаться на отвлеченные темы, не касающиеся учебного предмета, будет большим плюсом для учителя. Преподаватель должен видеть в каждом подопечном уникальную личность, а не относиться к каждому молодому человеку однотипно. Преподаватель по физической культуре не должен выделять лидера в группе и устремлять остальных совершенствоваться до его уровня. Задача преподавателя убедить студентов не соревноваться друг с другом, а соревноваться, в первую очередь, с собой.
2. Повышение уровня осведомленности студентов технического вуза в вопросах здорового образа жизни, физической культуры и любительского спорта. В настоящее время доказано, что образ жизни на 50% определяет состояние здоровья человека (остальные - 20% - наследственность, 20% - экология и 10% - медицина), что свидетельствует о важности формирования здорового образа жизни [2].
Проблема здорового образа жизни студентов, обучающихся в технических вузах, на данный момент практически не изучена. Однако именно данный контингент студенчества испытывает значительный дефицит валеологических знаний, так как учебная программа технических вузов не включает в себя дисциплин соответствующего профиля. Поэтому ориентация студентов на здоровый образ жизни в техническом вузе в основном реализуется преподавателями по физической культуре. Более эффективно она осуществляется преподавателями, имеющими высокий уровень валеологической культуры.
Чтобы изучить, насколько студенты технического вуза информированы относительно здорового образа, нами проводилось анкетирование. Студенты должны были назвать составляющие здорового образа жизни.
Результаты анкетирования позволили сделать вывод о том, что значительная часть молодых людей слабо информирована в вопросах ЗОЖ. В наибольшей степени студенты осведомлены в вопросах пагубных привычек и в вопросах соблюдения режима дня, правильного питания. В наименьшей - в вопросах физической активности. В общем, установлено, что требуется телеологическое совершенствование информированности студентов вуза технического профиля в вопросах здорового образа жизни. При этом главная задача - осведомленность в отношении средств физической культуры и любительского спорта.
Студент, знающий о способах формирования, укрепления и сохранения здоровья будет способен: рационально использовать энергетические ресурсы организма; отказаться от привычек, наносящих вред здоровью; следовать гигиеническим требованиям;
включить в еженедельное расписание занятия физическими упражнениями; передать ва-леологические знания будущему поколению и т.д.
Таким образом, преподавателю физической культуры технического вуза необходимо обладать валеологической культурой, создать теоретическую базу знаний по формированию здорового образа жизни у студентов, по значимости физической культуры и любительского спорта у молодых людей.
3. Педагогическое содействие формированию у студентов положительного эмоционального и психологического настроя к занятиям физкультурой и тренировочной деятельности. Общепринятая система физического воспитания в вузе не предусматривает дифференцированного подхода к студентам в соответствии с их индивидуальными способностями и здоровьем, недостаточно реализует потребности молодых людей в движении и, как следствие, не в полной мере удовлетворяет потребности студенческой молодежи в физической активности. Многократно испытываемое на уроках физической культуры удовлетворение приводит к возникновению удовлетворенности. Поэтому преподавателю необходимо стремиться к тому, чтобы студенты уходили с занятий с чувством удовлетворенности. Чем больше привлекательных сторон будут видеть молодые люди в своей деятельности, тем более глубоким, устойчивым, положительным будет их отношение к ней. Для создания и поддержания положительного эмоционального и психологического фона на занятиях, чтобы успешно стимулировать студентов педагогу необходимо:
1) Базироваться на желание молодых людей. Обычно преподаватель опирается на собственные желания и, исходя из этого, обучает молодых людей. От этого принципа нужно отходить и задаться вопросом «чего хочет студент?». Зная ответ на данный вопрос, педагог сможет сделать свою работу наиболее успешной и привлекательной для студенческой молодежи.
2) Использовать идентификацию. Нужно заставить учащихся страстно чего-то пожелать, пусть это будет даже желание, которое не совсем согласуется с педагогическими намерениями. Главное, чтобы они возникли, и можно было бы опереться на них [3].
3) Планировать и проводить учебные занятия на основе учета индивидуальных особенностей студентов. Каждый студент - это уникальная личность, которая имеет свои психофизические особенности. Поэтому не стоит всех молодых людей подписывать под усредненные нормативы.
4) Признавать сильные стороны юношей и девушек. Необходимо развивать всё, что есть лучшего в человеке с помощью признания его сильных сторон. Преподаватель должен искренне оценивать достижения учащихся, признать их достоинства.
5) Поощрять успехи. Следует поощрять даже незначительные успехи студентов. Слова похвалы играют немаловажную роль в формировании мотивации к занятиям, особенно у слабоуспевающих юношей и девушек.
6) Сделать урок интересным. Педагог должен сделать учебную деятельность интересной и желанной для учащихся. Студенты должны идти на занятия с ожиданием чего-то нового и интересного, а уходить с занятий с чувством удовлетворения от него.
7) Добиться добровольного выполнения задания. Педагогу следует переходить от приказных форм обучения, к добровольным формам, когда студент сам осознает необходимость выполнения того или иного упражнения.
Мы считаем, что достижение данных педагогических условий будет способствовать формированию мотивации к занятиям физической культурой и любительским спортом в нефизкультурном вузе.
ЛИТЕРАТУРА
1. Андрюшенко, Л.Б. Спортивно ориентированная технология обучения студентов по предмету «Физическая культура» / Л.Б. Андрюшенко // Теория и практика физической культуры. -2002. - № 2. - С. 54-58.
2. Виленский, М.Я. Физическая культура и здоровый образ жизни студента : учебное пособие / М.Я. Виленский, А.Г. Горшков. - М. : КНОРУС, 2012. - 240 с.
3. Оверстрит, Г. Воздействие на поведения человека / Гарри Оверстрит ; перевод П.В. Соколова. - М. : Психология, 2012. - 255 с.
4. Жарникова, Л.А. Влияние стиля педагогической деятельности на мотивацию учения младших школьников [Электронный ресурс] / Л.А. Жарникова // URL : http://pedsovet.su/publ/164-1-0-2818. - Дата обращения 01.04.2017.
5. Занюк, С.Н. Психология мотивации / С.Н. Занюк. - Киев : Эльга-Н : Ника-Центр, 2002.
- 352 с.
6. Иполлитова, Н.В. Анализ понятия «педагогические условия»: сущность, классификация / Н.В. Иполлитова // General and Professional education. - 2012. - № 1. - Р. 8-14.
7. Найн, А.Я. О методологическом аппарате диссертационных исследований / А. Я. Найн // Педагогика. - 1995. - № 5. - С. 44-49.
REFERENCES
1. Andryushenko, L.B. (2002), "Sports oriented technology training of students on the subject of "physical culture"", Theory and practice ofphysical culture, No. 2, рр. 54-58.
2. Vilensky, M.Yu. and Gorshkov, A.G. (2012), Physical culture and healthy lifestyle of the student: manual, KnoRus, Moscow.
3. Harry, Overstrit (2012), Effects on human behavior, Psychology, Moscow.
4. Zharnikova, L.A. (2012), "Influence of style of pedagogical activity on motivation of the doctrine of younger school students", available at: http://pedsovet.su/publ/164-1-0-2818.
5. Zanyuk, S.N. (2002), Motivation psychology, Elga-N, Nika-Center, Kiev.
6. Ipollitova, N.V. (2012), "Analysis of the concept pedagogical conditions: essence, classification", General and Professional education, 2012, No. 1, pp. 8-14
7. Nain, A.Yu. (1995), "The methodological device of dissertation researches", Pedagogics, 1995, No. 5, pp. 44-49.
Контактная информация: alen4ik17@bk.ru
Статья поступила в редакцию 11.04.2017
УДК 796.011.3
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ УСТРОЙСТВ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ
Анатолий Александрович Оплетин, кандидат педагогических наук, доцент, Пермский национальный исследовательский политехнический университет (ПНИПУ), Пермская государственная фармацевтическая академия (ПГФА), Пермь
Аннотация
В статье рассмотрен подход к формированию спортивных компетенций средствами электронных устройств, позволивший подойти к данному вопросу более объективно в процессе оценки сформированности компетенций.
Ключевые слова: студент, личность, физическая культура, прибор «SensoMed», предметные компетенции.
APPLICATION OF ELECTRONIC DEVICES FOR FORMATION OF PHYSICAL
AND SPORT COMPETENCES
Anatoly Alexandrovich Opletin, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Perm National Research Polytechnic University, Perm State Pharmaceutical Academy, Perm
Annotation
The article considers the approach to formation of the sports competencies using the electronic devices, which made it possible to approach this issue more objectively in the process of assessing the formation of competencies.
Keywords: student, personality, physical culture, SensoMed device, subjects' competencies.