ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И ЗДОРОВЬЕ_
PHYSICAL CULTURE AND HEALTH
УДК 338(075.8) ББК 65.290я73
МУНИЦИПАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ПО ВОВЛЕЧЕНИЮ МОЛОДЁЖИ В ФИЗИЧЕСКУЮ КУЛЬТУРУ И СПОРТ
Е. А. Горшкова1, С. В. Михайлова2, А. А. Чернецов3
1 Детско-юношеская спортивная школа №2, Арзамас, Россия
2 Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет имени Н. И. Лобачевского, Арзамасский филиал, Арзамас, Россия
3 Физкультурно-оздоровительный комплекс в городе Арзамас, Арзамас, Россия
Проведён анализ системы управления муниципальной политикой по вовлечению молодёжи в физическую культуру и спорт в городском округе. Усовершенствование в области муниципальной политики в сфере вовлечения подрастающего поколения в физическую культуру и спорт позволит увеличить заинтересованность молодёжи в здоровом образе жизни, будет способствовать их социальной активности и повышению качества жизни в целом как молодёжи, так и старшего поколения.
Ключевые слова: муниципальная политика, физическая культура и спорт, молодёжь, спортивные учреждения.
Основная нагрузка по вовлечению молодёжи, школьников в спорт ложится на плечи учреждений дополнительного образования. Именно поэтому осенью 2016 г. Правительство РФ утвердило Паспорт приоритетного проекта «Доступное дополнительное образование для детей». Сроки реализации данной программы: ноябрь 2016 г. — ноябрь 2021 г. Результатом данного проекта должны стать функционирующие региональные системы дополнительного образования детей и подростков во всех субъектах Российской Федерации, которые на основе лучших практик обеспечивают реализацию современных, вариативных и востребованных дополнительных общеобразовательных программ различных направленностей для молодёжи, соответствующих интересам детей, подростков и их родителей, региональным особенностям и потребностям социально-экономического и технологического развития страны1.
10 Федеральной целевой программе «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2015 годы» : Постановление Правительства
Дети часто равняются на сверстников, подростки в силу своих психолого-возрастных особенностей также подвержены влиянию со стороны, молодёжь в возрасте 16-18 лет тоже не застрахована от негативного проявления улицы, дворовых авторитетов, которые не всегда могут стать положительном примером в выборе будущего. Именно физическая культура и спорт могут и должны дать возможность каждому желающему сделать свой правильный выбор, не просто увести ребёнка с улицы, а предоставить ему альтернативу пагубным привычкам, привить желание заниматься спортом, заботиться о своём физическом и духовно-нравственном здоровье 2.
Массовый спорт и физическая культура являются той силой, которая в значительной мере направлена не только на вовлечение подрастающего поколения в спорт, но и на укрепление здоровья
РФ от 11 января 2006 г. № 7 (в ред. от 25 мая 2016 г.).
2 О физической культуре и спорте в Российской
Федерации : Федерал. закон от 4 декабря 2007 г. № 329-ФЗ (в ред. от 5 декабря 2017 г.).
населения страны в целом. Именно поэтому муниципальная политика в области физической культуры и спорта должна рассматриваться как важная задача современного общества [1; 2].
Под муниципальной политикой в сфере физической культуры понимается деятельность власти, направленная на создание условий для осуществления активного сохранения здоровья и отдыха населения через занятия физической культурой и спортом на муниципальном (местном) уровне1.
По поручению Президента РФ В. В. Путина в октябре 2008 г. была разработана «Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года», которая в последующем была утверждена распоряжением Правительства РФ 7 августа 2009 г. № 1101-р. Цель Стратегии—создание условий и мотиваций, обеспечивающих возможность вести здоровый образ жизни гражданам любого социального уровня; систематические занятия физической культурой и спортом, получение доступа к развитой спортивной инфраструктуре, а также повышение конкурентоспособности всего российского спорта.
Для достижения поставленной цели одной из главенствующих задач является развитие организационно-управленческого обеспечения спортивной деятельности, предполагающее разноуровневое совершенствование системы управления сферой физической культуры и спорта [3].
На муниципальном уровне координация развитием физической культуры и спорта осуществляется по следующим направлениям:
- финансовая поддержка мероприятий различного уровня в области физической культуры, массового спорта;
- содержание и укрепление материально-технической базы физкультурно-оздоровительных и спортивных зданий и сооружений, относящихся к органам местного самоуправления и находящихся в их собственности;
- поддержка международных связей в сфере физической культуры и спорта с целью обмена опытом;
- благоустройство площадок для размещения уличных тренажёров в микрорайонах города;
- расширение сети физкультурно-оздоровительных комплексов,
- увеличение спортивных секций на базах обще-
1 Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации : Федерал. закон от 6 октября 2003 г. № 131-Ф3.
образовательных школ по видам спорта;
- материально-техническая поддержка спортивных клубов;
- развитие клубов по месту жительства;
- формирование условий для развития физической культуры и спорта в условиях малых городов, районных центров и посёлков;
- обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения города и района;
- массовое привлечение населения разных возрастных групп в спортивно-туристические секции;
- организация доступного культурного отдыха для молодёжи и студентов;
- создание необходимых условий для подготовки спортсменов высшего резерва.
В соответствии с приоритетным проектом, утверждённым президиумом Совета при Президенте РФ «Доступное дополнительное образование для детей» на 2012-2016 гг., физическое воспитание и развитие детей разных возрастов, а также обучающихся в профессиональных образовательных учреждениях должно стать важнейшим направлением социальной политики органов местного самоуправления. Исходя из этого городская власть должна реализовывать программы и проекты, которые предусматривают повышение качества предоставляемых образовательных услуг в области физической культуры, в основе которых должны лежать нормативные требования к физической подготовленности, обязательные для всех дошкольных, школьных образовательных учреждениях, а также в учреждениях профессионального и высшего образования, детских загородных, молодёжных и спортивных лагерях2.
Акцент необходимо сделать на совершенствовании системы профилактической работы по предупреждению безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних, а также на организации занятости несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации; на расширении условий духовно-нравственного воспитания, граж-данско-патриотического становления молодёжи, всестороннего развития личности ребёнка, подростка; на создании условий для развития и реализации потенциала молодёжи, её успешной социализации и интеграции в общество.
Органы местного самоуправления — это наиболее близкий к населению управленческий уровень.
2 О Федеральной целевой программе «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2015 годы».
Именно поэтому федеральный закон вменяет муниципалитету в обязанность обеспечение условий для развития физической культуры и спорта населения того или иного муниципального образования, городских округов, сюда же относится развитие школьного и массового спорта, привлечение к занятиям физической культурой, ведению здорового образа жизни населения в целом1.
Привлечение широких масс населения к занятиям физической культурой, состояние здоровья населения и успехи на международных соревнованиях являются бесспорным доказательством жизнеспособности и духовной силы нации, а также её военной и политической мощи [1; 2].
В ноябре 2008 г. распоряжением Правительства была утверждена Федеральная целевая программа «Доступная среда», в её основу была положена конвенция о правах инвалидов от 2006 г.
В основе данной программы лежит современный подход к развитию социума как основы государства. Свободный, образованный, здоровый человек с социально активной жизненной позицией — основа цивилизованного общества, фундамент, который закладывается в построении конкурентоспособности страны. Именно поэтому главной целью деятельности Правительства РФ является создание условий для повышения уровня жизни населения Российской Федерации, его материального благополучия, обеспечение возможности получения качественного образования любого уровня и медицинской помощи, доступа к национальным и мировым культурным ценностям, обеспечения безопасности и правопорядка, благоприятных условий для реализации экономической и социальной инициативы. Исходя из этого основной целью этого проекта является укрепление здоровья населения страны, создание условий для роста численности населения, увеличение продолжительности жизни2.
Создание условий и мотиваций для ведения здорового образа жизни—первый пункт Программы. Правительство РФ ставит перед собой следующие задачи:
1. Разработка и реализация комплексных мероприятий по пропаганде здорового образа жизни и развитию массового спорта.
1 Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации.
2 О Федеральной целевой программе «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2015 годы».
2. Формирование эффективной системы физ-культурно-спортивного воспитания.
3. Обеспечение населения санитарно-эпидемиологическим благополучием.
4. Осуществление комплекса мер, направленных на улучшение материально-технического оснащения и кадрового обеспечения сферы физической культуры и спорта.
5. Усиление государственной поддержки спорта высших достижений как важного источника популяризации массового спорта.
6. Усовершенствование системы управления подготовки спортсменов высокого класса 3.
Государство всецело обеспокоено проблемами детей с ограниченными возможностями здоровья. Паспорт государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2020 гг. в перспективе ставит перед собой задачи:
- увеличить долю лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов от 6 до 18 лет, систематически занимающихся физкультурой и спортом, в общей численности данной категории населения (до 57 % к 2020 г.);
- увеличить долю приоритетных объектов, доступных для инвалидов и других маломобильных групп населения в сфере физической культуры и спорта, в общем количестве приоритетных объектов (до 73,6 % к 2020 г.)4.
Молодёжь — один из главных факторов обеспечения развития государства и общества. Реализация программы вовлечения молодёжи в физическую культуру и массовый спорт является приоритетным направлением социальной политики г. Арзамаса. В молодёжные проекты, предлагаемые федеральными, региональными и муниципальными органами, вовлечено 92,5 % молодёжи Арзамаса. В городе действуют 63 молодёжных общественных организации и объединения различной направленности. В мероприятиях, направленных на оздоровление подрастающего поколения, занято более 19 000 молодых граждан5.
3 О физической культуре и спорте в Российской Федерации.
4 Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 20112020 годы : Постановление Правительства РФ от 1 декабря 2015 г. № 1297.
5 Перспективный план работы комитета по физической культуре, спорту и молодёжной политике администрации города Арзамаса 2018 г.
Каждый год в городе проводится около 200 физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий.
Более 10 лет работает программа международного молодёжного обмена между спортсменами Арзамаса и округа Хайнсберг (Германия) «Строим новые мосты».
Проведение в городе и районе целостной государственной молодёжной политики на современном этапе представляет собой целенаправленную деятельность всех структурных подразделений администрации города и района, общественных объединений, иных организаций и социальных институтов по решению проблем молодёжи во всех сферах её жизнедеятельности, созданию и развитию социально-экономических, политических, организационных и правовых условий для реализации молодёжью социальных функций1.
Вся работа по реализации государственной молодёжной политики нацелена на создание и развитие социально-экономических, политических, организационных и правовых условий для реализации молодёжью социальных функций и включает в себя следующие направления:
- вовлечение молодёжи в социально активную деятельность;
- организация спортивной работы по месту жительства;
- пропаганда здорового образа жизни;
- работа с молодыми семьями;
- организация позитивного досуга;
- патриотическое воспитание;
- трудовая занятость;
- привлечение молодёжи к занятиям физической культурой и спортом;
- реализация программ поддержки молодёжи.
В целях совершенствования правовых, социально-экономических и организационных условий и возможностей для развития потенциала молодёжи, её успешной самореализации и интеграции в общество в интересах города, расширения условий для духовно-нравственного воспитания, гражданского и патриотического становления молодёжи, совершенствования системы профилактической работы по предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних постановлением администрации г. Арзамаса от 27
1 Об утверждении муниципальной программы «Развитие физической культуры и спорта города
Арзамаса на 2018-2020 годы» : постановление администрации города Арзамаса от 27 декабря 2017 г. № 1981.
декабря 2017 г. № 1980 была утверждена программа «Молодёжь города Арзамаса в XXI веке на 20182020 годы». Разработчиком-координатором данной программы является Комитет по физической культуре, спорту и молодёжной политике администрации г. Арзамаса.
Эффективность реализации Программы при полном ресурсном обеспечении, с учётом взаимодействия органов государственной власти, органов местного самоуправления городского округа и Арзамасского района, органов местного самоуправления поселений, молодёжных и детских общественных объединений, при активном участии самой молодёжи, направлена:
- на использование потенциала молодёжи для обеспечения социального, культурного, инновационного и экономического развития Арзамасского района;
- осуществление влияния на процессы социализации молодёжи;
- создание условий, гарантий и стимула для позитивной самореализации молодёжи в обществе;
- формирование личности молодого человека и создание условий для творческой самореализации молодых жителей Арзамасского района;
- содействие включения молодёжи в социально-экономическую жизнь района и области, организацию занятости и повышение конкурентоспособности на рынке труда молодёжи.
Реализация программных мероприятий в 2017 г. осуществлялась в рамках целевых проектов:
- «Занятость» (организация временной, сезонной и постоянной занятости молодёжи);
- «Творчество» (развитие творческих инициатив молодёжи);
- «Здоровье» (развитие детского и молодёжного отдыха, оздоровления и спорта, пропаганда здорового образа жизни, профилактика асоциального поведения в молодёжной среде);
- «Моя гражданская позиция» (развитие правовой и политической культуры молодёжи).
В городе функционируют спортивные школы, центры физической культуры, физкультурно-оздоровительные комплексы, в которых занимаются дети, подростки, взрослые.
Муниципальному образованию в лице департамента образования администрации города Арзамаса подведомственны следующие спортивные учреждения дополнительного образования детей:
- детско-юношеская спортивная школа № 1, реализующая дополнительные образовательные
программы по трём основным направлениям: баскетбол, футбол, художественная гимнастика;
- детско-юношеская спортивная школа № 2, реализующая дополнительные образовательные программы на бюджетной основе по программам: волейбол, плавание, пауэрлифтинг, пилатес, аквааэробика;
- детско-юношеская спортивная школа № 3, реализующая дополнительные образовательные программы по направлениям: велоспорт, вольная борьба, лыжные гонки, лёгкая атлетика;
- муниципальное учреждение «Центр физической культуры и спорта г. Арзамаса Нижегородской области», которое осуществляет деятельность объектов по проведению спортивных мероприятий на открытом воздухе или в помещении: плавательных бассейнов и стадионов, площадок и стадионов для занятий зимними видами спорта; организует и проводит спортивные мероприятия на открытом воздухе или в закрытом помещении для профессионалов или любителей; содействует подготовке спортивных мероприятий; оказывает физкультурно-оздоровительные услуги населению на платной основе (стадион «Знамя» и бассейн «Темп»).
Физкультурно-оздоровительная база «Снежинка» осуществляет проведение спортивных мероприятий по лыжному спорту, большому теннису; оказывает платные физкультурно-оздоровительные услуги населению на открытом воздухе (прокат лыж, предоставление базы для игры в пейнтбол).
Экстрим-парк проводит соревнования по стрит-болу, воркауту и скейтбордингу; является площадкой для занятий по перечисленным видам спорта для всех желающих на безвозмездной основе.
Муниципальное учреждение «Спортивно-оздоровительный клуб г. Арзамаса Нижегородской области» является площадкой для проведения спортивных соревнований городского, регионального уровня.
Муниципальное бюджетное учреждение «Центр организации досуга "Молодёжный"» реализует дополнительные программы по танцам, аэробике для подростков на безвозмездной основе.
Муниципальное автономное учреждение «Физкультурно-оздоровительный комплекс "Звёздный"» наделён полномочиями муниципального центра тестирования ВФСК ГТО; реализует программу дополнительного образования детей и подростков по направлениям: волейбол, футбол,
гандбол; оказывает физкультурно-оздоровительные услуги населению на платной основе1.
Кроме учреждений, подведомственных департаменту образования администрации города Арзамаса и Комитету по физической культуре и спорту, в городе существует более 10 спортивных центров с тренажёрными залами, оказывающими физкультурно-оздоровительные услуги как взрослым, так и подросткам: бокс, пауэрлифтинг, борьба, фитнес, аэробика, пилатес, йога, танцы и пр.
Исходя из количества реализуемых учреждениями дополнительного образования программ, разнообразия спортивно-оздоровительной направленности в этих учреждениях можно сделать вывод, что город заботится о молодёжи, беспокоится о будущем подрастающего поколения и заинтересован в вовлечении данной возрастной группы в спорт. Подтверждением этому является отчёт комитета по физической культуре и спорту и молодёжной политики г. Арзамаса за 2017 г.
Кроме имеющихся спортивно-оздоровительных площадок и комплексов, Арзамас пополняется новыми площадками.
Основные тенденции муниципальной политики в области физической культуры должны основываться на взаимосвязи семьи, физкультурно-спор-тивных организаций, образовательных учреждений всех уровней, здравоохранения, средств массовой информации.
Для улучшения муниципальной политики в этом направлении крайне необходимо подойти к всестороннему решению указанной проблемы. Основой всего для любого человека является семья, в ней закладываются духовные, морально-нравственные ценности, в ней ребёнок впервые познает такие понятия, как «плохо» — «хорошо», «можно» — «нельзя». На родителях лежит ответственность за жизнь и здоровье растущего ребёнка, здоровье как нравственное, так и физическое. Прививать здоровый образ жизни, любовь к физической культуре и спорту с раннего детства — обязанность каждого родителя.
Но основная нагрузка по вовлечению молодёжи, школьников в спорт ложится на плечи учреждений дополнительного образования. Крайне необходимым является вовлечение в процесс организации здорового досуга дошкольников, младших школь-
1 Перспективный план работы комитета по физической культуре, спорту и молодёжной политике...; Устав города Арзамаса Нижегородской области. — Арзамас, 2015.
ников. Именно эта возрастная категория более гибка в восприятии и рефлексии.
Зачастую отдельные меры, принимаемые в рамках государственных программ и проектов, не системны и не дают должного результата. Отсюда напрашивается вывод: подход должен быть лич-ностно-ориентированным, точечным, учитывающим особенности того или иного муниципального образования.
Для улучшения организации муниципальной политики по вовлечению молодёжи в физическую культуру и спорт мы предлагаем следующее мероприятия:
1) формировать местный бюджет с учётом регулярного финансирования подведомственных муниципальных организаций;
2) развивать меценатство и спонсорскую помощь;
3) разработать и внедрить эффективную систему регулирования платных услуг за посещение спортивных учреждений и проведения в них соревнований;
4) развивать инфраструктуру подведомственных муниципалитету учреждений дополнительного образования;
5) расширять виды оказываемых спортивных услуг на безвозмездной основе;
6) сделать доступными физкультурно-оздоровительные услуги для незащищённых слоёв населения, малоимущих граждан за счёт бюджетных средств города;
7) внедрить инновационные технологии подготовки спортсменов, включая медицинское обеспечение;
8) модернизировать имеющиеся учреждения дополнительного образования (ФОК, ДЮСШ) таким образом, чтобы спорт был доступен для детей и взрослых с ограниченными возможностями здоровья. Тем самым воплощать в жизнь Программу Правительства РФ «Доступная среда»;
9) оборудовать придомовые спортивные площадки (хоккейные, футбольные коробки, стрит-бол, воркаут);
10) благоустроить спортивные площадки на базе общеобразовательных учреждений для проведения уроков физической культуры;
11) организовывать массовые спортивные мероприятия не только среди молодёжи, но и старшего поколения, тем самым сохраняя преемственность;
12) возрождать и продолжать национальные традиции;
13) организовывать работу с молодёжью в патриотических кружках, секциях;
14) обеспечить участие детских команд в выездных соревнованиях.
Вовлечение подрастающего поколения в спорт, приобщение к здоровому образу жизни — процесс трудоёмкий и многолетний, требующий пристального внимания со стороны не только непосредственно органов самоуправления, но и государства в целом. Для этого нужны серьёзные меры по ужесточению контроля за незаконным оборотом наркотических и психотропных средств, усиление контроля в сфере продажи алкоголя и табака подросткам.
Для сохранения и улучшения здоровья россиян необходима разработка национальной стратегии сохранения здоровья населения.
Заключение. Свободный, образованный, здоровый человек с социально активной жизненной позицией — основа цивилизованного общества, фундамент, который закладывается в построении конкурентоспособности страны. Именно поэтому главной целью деятельности Правительства РФ является создание условий для повышения уровня жизни населения Российской Федерации, его материального благополучия, обеспечения возможности получения качественного образования любого уровня и медицинской помощи, доступа к национальным и мировым культурным ценностям, обеспечения безопасности и правопорядка, благоприятных условий для реализации экономической и социальной инициативы. Исходя из сказанного основной целью этого проекта является укрепление здоровья населения страны, создание условий для роста численности населения, увеличение продолжительности жизни.
На пути решения столь важных государственных задач огромной проблемой является недостаточное финансирование регионов страны в области физической культуры и массового спорта, и это негативно отражается на обстановке в сфере спорта в муниципальных образованиях, отсюда отсутствие финансовой поддержки в муниципальных учреждениях спорта, мизерное оснащение материально-технической базы в этих учреждениях.
Вместе с тем молодёжь обладает широким позитивным потенциалом и возможностями — мобильностью, восприимчивостью к всевозможным изменениям, способностью противодействовать современным негативным проявлениям. Дальнейшее развитие её потенциала предпола-
гает рост молодёжной активности и привлечения институтов гражданского общества к проблемам молодого поколения.
Список литературы
1. Валиев, Р. Н. Эффективность государственно-правового регулирования в сфере физической культуры и спорта в современной России / Р. Н. Валиев
Поступила в редакцию 24 июня 2018 г.
// Физ. культура. Спорт. Туризм. Двигат. рекреация. — 2017. — Т. 2, № 4. — С. 105-112.
2. Иванов, В. Д. Проблемы правового регулирования физической культуры и спорта в Российской Федерации / В. Д. Иванов, В. З. Смирнова, М. А. Райн // Физ. культура. Спорт. Туризм. Двигат. рекреация. — 2017. — Т. 2, № 2. — С. 108-111.
3. Переверзин, И. И. Спортивный менеджмент / И. И. Переверзин. — М. : ФОН, 2012. — 252 с.
Для цитирования: Горшкова, Е. А. Муниципальная политика по вовлечению молодёжи в физическую культуру и спорт / Е. А. Горшкова, С. В. Михайлова, А. А. Чернецов // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. — 2018. — Т. 3, № 2. — С. 74-80.
Сведения об авторах
Горшкова Елена Александровна — заместитель директора по воспитательной работе детско-юношеской спортивной школы № 2, Арзамас, Россия. life77forever@mail.ru
Михайлова Светлана Владимировна—кандидат биологических наук, доцент кафедры физической культуры, Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет имени Н. И. Лобачевского, Арзамасский филиал. Арзамас, Россия. fatinia_m@mail.ru
Чернецов Александр Александрович — тренер первой категории по мини-футболу, Физкультурно-оздоровительный комплекс в г. Арзамасе. Арзамас, Россия. fok-arzamas@mail.ru
PHYSICAL CULTURE. SPORT. TOURISM. MOTOR RECREATION
2018, vol. 3, no. 2, pp. 74-80.
Municipal Policy on Involvement Youth in Physical Culture and Sports
E.A. Gorshkova1, S.V. Mikhaylova2, A.A. Chernetsov3
1 Youth and Sports School № 2, Arzamas, Russia. life77forever@mail.ru
2 National research Nizhny Novgorod State University named by N.I. Lobachevsky, Arzamas branch, Arzamas, Russia. fatinia_m@mail.ru
3 Sports and recreation complex in Arzamas, Arzamas, Russia. fok-arzamas@mail.ru
The work analyzes the system of municipal policy management for involving youth in physical culture and sports in the urban district. Improvement in the field of municipal policy in the area of involving the younger generation in physical culture and sports will increase the interest of young people in a healthy way of life, will promote their social activity and will work to improve the quality of life in general, both young people and older generations.
Keywords: municipal policy, physical culture and sport, youth, sports institutions.
References
1. Valiyev R.N. Effektivnost' gosudarstvenno-pravo-vogo regulirovaniya v sfere fizicheskoy kul'tury i sporta v sovremennoy Rossii [Efficiency of state-legal regulation in the sphere of physical culture and sports in modern Russia]. Fizicheskaya kultura. Sport. Turizm. Dvi-gatelnaya rekreatsiya [Physical Education. Sport. Tourism. Motor Recreation], 2017, vol. 2, no. 4, pp. 105-112. (In Russ.).
2. Ivanov V.D., Smirnova V.Z., Rayn M.A. Problemy pravovogo regulirovaniya fizicheskoy kul'tury i sporta v Rossiyskoy Federatsii [Problems of legal regulation of physical culture and sports in the Russian Federation]. Fizicheskaya kultura. Sport. Turizm. Dvigatelnaya rekreatsiya [Physical Education. Sport. Tourism. Motor Recreation], 2017, vol. 2, no. 2, pp. 108-111. (In Russ.).
3. Pereverzin I.I. Sportivnyiy menedzhment [Sports management]. Moscow, 2012. 252 p. (In Russ.).