Анализ эффективности муниципальной политики г. Владивостока в области
физической культуры и спорта Ягущак А. А.
Ягущак Ангелина Александровна / Yagushchak Angelina Aleksandrovna - студент, кафедра государственного и муниципального управления и права,
Владивостокский государственный университет экономики и сервиса, г. Владивосток
Аннотация: актуальность темы исследования заключается в том, что для эффективного вовлечения молодежи в физическую культуру и спорт требуется четкий и глубокий подход к пониманию сущности, целей и механизма реализации муниципальной политики, а также элементов, ее составляющих.
Abstract: background research is the effectiveness of the involvement of young people in physical culture and sports requires a clear and in-depth approach to understanding the nature, objectives and mechanisms of implementation of municipal policies and the elements comprising it.
Ключевые слова: спорт, физическая культура, муниципальная политика, молодежь.
Keywords: sport, physical culture, municipal policy, young people.
Обеспечение условий развития на территории Владивостокского городского округа массовой физической культуры и спорта - вопрос местного значения, решение которого, в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом Российской Федерации от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления.
Физическая культура и спорт - это часть социальной политики государства, одна из граней общей культуры человека, его здорового образа жизни.
Одним из ключевых компонентов привлечения населения города Владивостока к систематическим занятиям физической культурой и спортом является доступность спортивных объектов, их техническое состояние и оснащение спортивным инвентарем и оборудованием.
В течение последних лет в городе Владивостоке значительно улучшились условия для развития физической культуры и массового спорта. За 2009-2013 годы в эксплуатацию введено 16 спортивных сооружений (школьных стадионов и спортивных площадок с искусственным покрытием). В настоящее время в городе Владивостоке функционирует 30 современных школьных стадионов и спортивных площадок, четыре бассейна. В конце 2013 года введены в эксплуатацию еще 5 школьных стадионов и 2 спортивные площадки, процент обеспеченности муниципальных общеобразовательных учреждений города Владивостока плоскостными спортивными сооружениями составил 44,5 %.
Реконструкция и строительство современных школьных стадионов и спортивных площадок способствуют привлечению к занятиям физической культурой и массовым спортом не только школьников, но и взрослого населения города Владивостока.
С целью популяризации физической культуры и спорта среди детей и подростков ежегодно на территории Владивостокского городского округа проводится более 500 спортивно-массовых и оздоровительных мероприятий по различным видам спорта.
Вместе с тем анализ существующей спортивной базы муниципальных учреждений города Владивостока показывает, что обеспеченность их плоскостными спортивными сооружениями составляет 24 % от существующей потребности. Недостаточная техническая оснащенность существующей спортивной базы не позволяет дополнительно привлекать детей и подростков города Владивостока к регулярным занятиям физической культурой и спортом.
На сегодняшний день в муниципальных учреждениях города Владивостока спортивной направленности занимаются более 9000 обучающихся, что составляет 20 % от общего количества обучающихся в дневных муниципальных общеобразовательных учреждениях города Владивостока.
Таким образом, вопрос развития спортивной материальной базы муниципальных общеобразовательных учреждений города Владивостока и учреждений дополнительного образования детей города Владивостока является одним из ключевых. Спортивные площадки, сооружения, их оснащение и доступность - это основа построения целостной системы физического воспитания детей и молодежи.
Обеспечение условий развития на территории Владивостокского городского округа массовой физической культуры и спорта - вопрос местного значения, решение которого, в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления.
Решение вышеуказанных проблем возможно в рамках текущей деятельности органов администрации города Владивостока или с использованием программно-целевого метода.
Учитывая сложность проблем и необходимость выработки комплексного и системного решения, обеспечивающего развитие сферы физической культуры и спорта в городе Владивостоке, наиболее
эффективным методом решения существующих проблем является применение программно-целевого метода.
Программно-целевой метод реализации муниципальной программы «Развитие физической культуры и спорта в городе Владивостоке» на 2014-2018 годы (далее - муниципальная программа) позволяет проводить планомерную работу по развитию физической культуры и массового спорта на территории города Владивостока.
Вместе с тем существуют риски при реализации муниципальной программы:
- недофинансирование со стороны федерального и краевого бюджетов;
- дефицит средств бюджета Владивостокского городского округа при планировании финансовых ресурсов для обеспечения реализации отдельных мероприятий муниципальной программы;
- низкая заинтересованность населения города Владивостока в участии в физкультурных мероприятиях и спортивных мероприятиях, проводимых на территории Владивостокского городского округа.
Вышеуказанные риски могут привести к тому, что показатели муниципальной программы не будут достигнуты в полном объеме.
Преодоление этих рисков при реализации муниципальной программы может быть осуществлено путем:
- определения приоритетов для первоочередного финансирования отдельных мероприятий муниципальной программы;
- оценки эффективности бюджетных вложений;
- повышения уровня информирования населения города Владивостока о физкультурных и спортивных мероприятиях, проводимых на территории Владивостокского городского округа.
В этом аспекте перечисленные факторы играют главенствующую роль.
Основная цель государственной политики в области физической культуры и спорта - улучшение качества жизни и благосостояния россиян, укрепление их здоровья, развитие и создание материальнотехнической базы физической культуры и спорта [1]. Должна быть усилена роль физической культуры и спорта в решении многих социальных и экономических задач страны. Спорт сегодня - это важнейшая часть не только внутренней, но и международной государственной политики Российской Федерации.
К 2000 годам окончательно перестала существовать советская система подготовки резерва. Произошло некоторое изменение нагрузки - профсоюзы завершили свою деятельность в спорте, армия считает работу по подготовке резерва непрофильной. Многие профсоюзные спортивные общества и ведомства, составлявшие основу спортивного движения в советское время, ликвидированы. Коренным образом изменились принципы и источники финансирования физкультурной деятельности. Переход от профсоюзного к преимущественно государственному финансированию ограничил круг возможностей, предусматриваемого по закону.
Сократился и изменился социальный состав физкультурников. Среди них преобладают состоятельные люди, имеющие возможность платить деньги за занятия. Посещение спортивных залов, бассейнов стало недоступным для большого числа россиян в силу высокой стоимости услуг. Государство в этой сфере практически утратило свою управляющую и направляющую роль, поскольку не осуществляет финансирование работы спортивных секций.
Начиная с 2000-х годов, стала вырабатываться внятная и эффективная политика в области физкультурноспортивного развития, началось возрождение массовой физической культуры, массового спорта. Устанавливались принципы правового регулирования отношений в сфере физической культуры и спорта.
Фундаментальное значение имеет принятие Федерального закона от 4 декабря 2007 года № 324-73 «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», где физическая культура рассматривается как составная часть культуры общества, а физическое воспитание - как важнейшее направление социальной политики государства.
Утверждая права граждан на занятия физической культурой и спортом как профессиональной деятельностью, государство признает занятия спортом как профессию, берет на себя финансирование занятий в соответствии с утвержденными программами, разработку программ физического воспитания для всех групп населения, контроль за исполнением закона. Этим законом определяются компетенции федеральных и местных органов власти, система физической культуры, понятия «физическая культура» и «спорт», права граждан на создание спортивных и физкультурно-оздоровительных организаций, на участие в управлении и многое другое.
Литература
1. Государственная политика в сфере спорта. [Электронный ресурс]: Федеральный справочник «Спорт России». Выпуск 1. Глава 1. Государственная политика в сфере спорта. Режим доступа: URL:http://bmsi.ru/doc/d2e4fc69-deb7-4f89-ab8f-a6de67358b32 (дата обращения: 23.06.2015).