2. Особенности подготовки программ развития несельскохозяйственной деятельности в сельской местности [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.mcx.ru/documents/document/show/2394.201.htm (дата обращения 12.03.2015).
3. Панарина В.И. Диагностика уровня развития несельскохозяйственной деятельности на сельских территориях Орловской области //Вестник сельского развития и социальной политики. 2014. №4.С. 32-35.
4. Сазонов В.Г. Планирование и прогнозирование в условиях рынка. Изд. ТИДОТ ДВГУ. 2001. 146с.
А А А
УДК 338.431.2
СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СФЕРЫ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА
НА РЕГИОНАЛЬНОМ И МЕСТНОМ УРОВНЯХ
М.Г. Полухина, научный сотрудник ВНИИ социального развития села ФГБОУ ВО Орловский ГАУ Е-mail: [email protected]
Аннотация. В статье проводится анализ состояния физической культуры и спорта в Орловской области, дается его сравнительная характеристика с другими регионами Центрально-Черноземной региона. Выявлены основные сдерживающие факторы, определены цели, задачи и точки развития физической культуры и спорта на основе проведенного стратегического SWOT-анализа.
Ключевые слова: региональная экономика, устойчивое развитие, физическая культура и спорт, социально-экономический развитие, сельские территории.
Abstract. In the article the analysis of the state physical culture and sports in the Orel region in comparison with the regions of Central black earth Region. Defined goals, objectives, and points of development ofphysical culture and sport through strategic SWOT analysis on the example of the Oryol region.
Key words: regional economy, sustainable development, physical culture and sport, socio-economic development, rural
areas.
Одним из направлений социальной деятельности государства является физическая культура и спорт, основной целью которых, выступает физического развитие граждан, укрепление их здоровья, массовая пропаганда здорового образа жизни.
Большое внимание со стороны федеральных, региональных и местных органов власти уделяется развитию физической культуры и спорта среди различных возрастных и социальных групп населения посредством реализации долгосрочных целевых программ развития, а также поддержки местных инициатив.
Ситуацию в области физической культуры и спорта на региональном уровне можно оценить посредством ряда индикаторов, таких как: обеспеченность населения спортивными сооружениями исходя из единовременной пропускной способности объектов спорта; доля граждан Российской Федерации, занимающихся физической культурой и спортом по месту работы в общей численности населения, занятого в экономике; доля учащихся и студентов, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности учащихся и студентов; доля лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности данной категории населения. Данные индикаторы отслеживаются в государственной программе Российской Федерации «Развитие физической культуры и спорта», а обеспеченность населения спортивными сооружениями исходя из единовременной пропускной способности объектов спорта является нормируемым показателем в соответствии с Распоряжением Правительства РФ №1063-р от 03.07.1996 г. «Об организации подготовки государственных минимальных социальных стандартов для определения финансовых нормативов формирования бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов» (в ред. распоряжений Правительства РФ №923-р от 13.07.2007) и методикой определения нормативной потребности субъектов Российской Федерации в объектах социальной инфраструктуры (с изменениями по состоянию на 23.11.2009 г.).
В таблице 1 приведены индикаторы развития физической культуры и спорта в регионах, входящих в Центрально-Черноземный регион.
Таблица 1 - Индикаторы состояния физической культуры и спорта
Значение индикатора
Наименование 2012 2013 2014 2015(план) 2016 (план)
Доля граждан Российской Федерации, занимающихся физической культурой и спортом по месту работы, в общей
численности населения, занятого в экономике, процент
Нормативное значение1 11 12 13,5 15 16,5
Белгородская область 27 28,9 30,4 33,6 34,9
Воронежская область 24,5 27,9 30,5 37,6 38,5
Курская область 26,5 26 28,5 32,5 37,8
Липецкая область 23,2 25 28 32,5 34,5
Орловская область 15,1 15,3 16,8 19 22
Доля учащихся и студентов, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности
учащихся и студентов, процент
Нормативное значение1 47 53 57 60 64
Белгородская область 54,4 57,9 61,5 65 69
Воронежская область 57,5 60 62,5 65 69,2
Курская область 40,2 45,2 50,1 55 59,1
Липецкая область 50,6 53,7 56,9 60 64
Орловская область 39,8 44,9 49,9 55 59,1
Доля лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, систематически занимающихся физической культурой и
спортом, в общей численности данной категории населения, процент
Нормативное значение1 4 6 8 10 12
Белгородская область 5,2 6,6 8 10,6 11
Воронежская область 2 4,1 6 9,5 10,1
Курская область 5 7 8 11,3 16
Липецкая область 3,5 6,3 8 11,3 11,6
Орловская область 1,8 3,2 4,7 7,3 7,8
Уровень обеспеченности населения спортивными сооружениями, исходя из единовременной пропускной способности объектов спорта, процент
Нормативное значение2 19 19 19 19 19
Белгородская область 53 53,2 54,1 54,8 58
Воронежская область 28,5 28,8 30,6 31,6 33
Курская область 26 27 28,6 31 35
Липецкая область 28,7 29,3 30 32,7 34
Орловская область 34 34,2 35,1 35,7 39
'За нормативное взято значение индикатора государственной программы Российской Федерации «Развитие физической культуры и спорта».
2В соответствии с Распоряжением Правительства РФ от 03.07.1996 г. № 1063-р и методикой определения нормативной потребности субъектов Российской Федерации в объектах социальной инфраструктуры нормативное значение составляет 1,9 тыс. человек на 10 тыс. чел.
Примечание. Численность систематически занимающихся физической культурой и спортом определяется согласно данным федерального статистического наблюдения по форме №1-ФК (пункт 47.1 Федерального плана статистических работ), а также данных статистического наблюдения в соответствии с Методикой выявления доли населения, систематически занимающегося физической культурой и спортом, включая использование самостоятельных форм занятий и платных спортивно-оздоровительных услуг, разработанной Минспортом России.
Проведение сравнительного анализа состояния физической культуры и спорта областей Центрально-Черноземного региона (далее ЦЧР) позволило сделать следующие выводы.
1. По показателям доли граждан Российской Федерации, занимающихся физической культурой и спортом по месту работы, в общей численности населения, занятого в экономике и уровня обеспеченности населения спортивными сооружениями, исходя из единовременной пропускной способности объектов спорта выполнение норматива зафиксировано на протяжении 2012-2014 гг. во всех пяти областях ЦЧР.
2. Нормативное значение по доле учащихся и студентов, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности учащихся и студентов не выполняется в течение всего анализируемого периода в двух регионах - Орловская и Курская область.
3. Показатель доли лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности данной категории населения соответствует нормативу во всех регионах, за исключением Воронежской и Орловской областей.
4. В общей совокупности аутсайдером является Орловская область, уступающая областям ЦЧР по абсолютному большинству индикаторов.
Однако, приведенных цифр не достаточно для обоснованных выводов. Полную картину сложившейся ситуации может дать стратегический анализ развития (SWOT) физической культуры и спорта, который был апробирован на примере Орловской области.
Проведенный SWOT-анализ позволил выявить основные характеристики региона.
Сильные стороны (S)
1. Реализация Федеральной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2015 годы» и проект аналогичной ФЦП на период 2016-2020 гг. Цель Программы - создание условий для укрепления здоровья населения путем развития инфраструктуры спорта, популяризации массового и профессионального спорта, включая спорт высших достижений и приобщения различных слоев общества к регулярным занятиям физической культурой и спортом.
2. Долгосрочная областная целевая программа «Развитие физической культуры и спорта в Орловской области на 2012-2016 годы». Цель Программы - повышение качества физического воспитания населения Орловской области.
3. По состоянию на начало 2014 г. на территории Орловской области находятся 1832 спортивных сооружения, в том числе 14 стадионов; 1026 плоскостных сооружений; 455 спортивных залов; 30 плавательных бассейнов; 77 сооружений для стрелковых видов спорта; 1 легкоатлетический манеж; 1227 учреждений, предприятий, объединений и организаций физкультурно-спортивной направленности.
4. В Орловской области создано бюджетное учреждение Орловской области «Реабилитационно-спортивный центр инвалидов». Филиалы БУ ОО «РСЦИ» открыты в городах Ливны и Болхов.
5. По итогам 2013 г. в Орловской области функционируют 28 ДЮСШ муниципальных органов управления образования; 5 СДЮШОР и 6 ДЮСШ управления физической культуры и спорта Орловской области; 2 ДЮСШ муниципальных органов управления физической культурой и спорта; 1 ДЮСШ ОРО ОГ ФСО «Юность России», бюджетное учреждение Орловской области «Центр спортивной подготовки «Школа высшего спортивного мастерства», училище олимпийского резерва.
6. В Орловской области получили государственную аккредитацию 48 региональных спортивных федераций по 53 видам спорта, в том числе 7 федераций по 7 видам спорта.
7. В 2014 г. увеличилась численность занимающихся физической культурой и спортом на 4%, доля граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности населения субъекта возросла до 15,6%.
8. В области по состоянию на начало 2014 г. работало 1822 штатных физкультурных работника, из них в сельской местности - 410 человек, в том числе 672 женщины. Из общего числа штатных работников высшее специальное образование имели 904 человека (52%), имеющих ученую степень - 32 человека (1,8%), среднее специальное образование имели 370 человек (20%).
9. На 5% в сравнении с 2012 г. увеличилось количество спортсменов-разрядников, достигнув уровня 6279 человек.
10. В 2013 г. введен в эксплуатацию 25-метровый бассейн МБОУ СОШ №9 города Мценска.
11. В сельской местности физкультурно-оздоровительную и спортивную работу проводят 591 учреждение, предприятие, организация.
12. Общая численность занимающихся физкультурой и спортом составила по данным на начало 2014 г. 30,8 тысяч человек, что на 0,9% больше данного показателя в 2012 г.
13. В распоряжении сельских жителей находится 898 спортивных сооружений, в том числе 2 стадиона, 619 плоскостных сооружений, 227 спортивных залов, 3 плавательных бассейна, 21 стрелковый тир, 1 лыжная база, 26 приспособленных помещений для занятий физической культурой и спортом. Единовременная пропускная способность всех сооружений составляет 26138 человек.
14. Физкультурно-оздоровительную работу на селе проводят 410 штатных работников. 306 человек работают в общеобразовательных учреждениях, 9 - в учреждениях дополнительного образования детей, 20 - в коллективах предприятий, организаций, учреждений.
Слабые стороны (W)
1. Высокая заболеваемость молодежи. По данным управления Роспотребнадзора по Орловской области число «практически здоровых» школьников год от года снижается, «группы риска» расширяют ряды. Так, за период с 2007 по 2010 гг. количество «практически здоровых» учеников уменьшилось с 18 до 15,9%. Число школьников, отнесенных ко второй группе здоровья («группе риска»), возросло с 63,2% до 67,4%. Общая заболеваемость населения увеличилась за последние шесть лет на 0,93%.
2. Недостаточный уровень обеспеченности спортивными сооружениями для проведения физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы и неудовлетворительное техническое состояние многих из них.
3. Отсутствие современной спортивной базы (нехватка необходимого спортивного инвентаря и оборудования в образовательных учреждениях, спортивных школах, на спортивных сооружениях для
обеспечения образовательного и учебно-тренировочного процесса).
4. Непривлекательность работы в учреждениях физической культуры и спорта, молодые специалисты с высшим образованием неохотно идут на тренерско-преподавательскую работу из-за низкой заработной платы и отсутствия перспектив приобретения жилья.
5. Отсутствие устойчивой мотивации и материальной заинтересованности у специалистов высокой квалификации в области физической культуры и спорта в работе со спортивным резервом и населением по месту жительства.
6. Низкий процент охвата занимающихся физической культурой и спортом, в том числе лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов и социально незащищенных слоев населения.
7. Недостаточно доступных для основной части населения крытых бассейнов и современных спортивных площадок по месту жительства.
8. Необходимо строительство хоккейных кортов с искусственным льдом, оборудованных и освещенных лыжных трасс для развития зимних видов спорта в регионе.
9. Недостаточное количество спортивных сооружений, приспособленных для занятий спортом инвалидов, по месту жительства.
10. Уменьшение количества учреждений, предприятий и организаций сферы физической культуры и спорта в связи с недостаточным финансированием из средств бюджетов различных уровней (2010 г. - 1227 единиц, 2012 г. - 1311 единиц, 2013 г. - 1227 единиц).
11. Недостаточное и нестабильное бюджетное финансирование и отсутствие заинтересованности инвесторов во вложении средств в развитие физической культуры и спорта.
12. Недостаточная работа по пропаганде здорового образа жизни и ценностей физической культуры и спорта в средствах массовой информации.
13. Слабое развитие спортивной медицины. В области остро стоит проблема медицинского контроля за занимающимися физической культурой и спортом, медицинского обеспечения участников физкультурно-спортивных мероприятий. Орловский областной врачебно-физкультурный диспансер не в состоянии в полном объеме обеспечить медицинским обслуживанием жителей области в соответствии с действующими нормативными документами.
14. В сельских поселениях не хватает инструкторов-организаторов спортивно-массовой работы.
Возможности (О)
1. Областная целевая программа «Развития физической культуры и спорта в Орловской области на 2003-2007 годы» и аналогичная областная программа на 2009-2011 гг.
2. Повышение интереса различных категорий сельских граждан к занятиям физической культурой и спортом, а также развитие инфраструктуры для занятий массовым спортом, включая разработку физкультурно-оздоровительных программ для различных слоев населения, обеспечение доступности занятий физической культурой и спортом для различных категорий граждан, в том числе на основе разработки и применения механизма льготного и бесплатного посещения спортивных сооружений малообеспеченными категориями граждан, детьми, учащимися, пенсионерами, инвалидами, организацию пропаганды физической культуры и спорта, продвижение ценностей физической культуры и здорового образа жизни, освещение соревнований и открытия спортивных центров, информационную поддержку Программы в сети Интернет, обеспечение высокого качества спортивных услуг путем внедрения системы добровольной сертификации физкультурно-спортивных организаций и центров для занятий спортом по месту жительства, создание и внедрение в образовательный процесс эффективной системы физического воспитания, ориентированной на особенности развития детей и подростков, внедрение новых научных и методических разработок в области спорта высших достижений, развитие материально-технической базы спорта высших достижений, в том числе для подготовки олимпийского резерва.
3. Поиск наиболее доступных и эффективных форм, средств и методов осуществления физкультурно-спортивной деятельности в сельской местности: строительство в образовательных учреждениях многофункциональных залов, залов с бассейнами, стадионов, площадок; строительство на основе долевого финансирования за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации спортивных центров; целенаправленная подготовка педагогических кадров для работы на селе с учетом социальных особенностей сельских жителей; совершенствование нормативно-правового обеспечения; доработать и улучшить финансовое и нормативно-правовое обеспечение физкультурно-спортивной деятельности.
4. Развитие и совершенствование духовных качеств сельского жителя, формирование его эстетической и нравственной культуры, культуры общения посредством физкультурно-спортивной деятельности.
5. Учет суточных и сезонных циклов, приоритетных видов спорта для сельской местности при планировании физкультурно-спортивной деятельности в сельской местности.
6. Организация и проведение сельских спортивных состязаний, активное участие во Всероссийских сельских спортивных играх, а также в других общероссийских движениях по оздоровлению нации.
7. Активизация кадровой политики по привлечению молодых специалистов, сохранению квалифицированных работников физической культуры и спорта, а также устранению низкого образовательного уровня физкультурных кадров на селе.
8. Модернизация физкультурно-спортивных сооружений как элемента долгосрочной политики развития физической культуры и спорта.
9. Создание паспортов на каждое спортивное сооружение с указанием их местоположения, количественных и качественных характеристик.
10. Организация совместной работы органов государственной власти, управлений образования, физической культуры и спорта, законодательных органов, научных учреждений, педагогических коллективов и молодежных движений и объединений, спортивных обществ и организаций, направленной на совместный целевой подход к развитию детско-юношеского физкультурно-спортивного движения, новых принципов государственной поддержки, мотивации процесса физического самовоспитания, самосовершенствования молодой личности.
11. Развитие государственной политики в области физической культуры и спорта, направленной на создание правовых, экономических, организационных условий и гарантий для самореализации молодежи, основанной на привлечении широкого круга молодых граждан к непосредственному участию в формировании и реализации политики, программ, касающихся детско-юношеского физкультурно-спортивного движения и движения в целом;
12. Выделение в разряд приоритетных направлений развития общественных инициатив при финансировании программных мероприятий, касающихся молодежи в области физической культуры и спорта
13. Оказание материальной и финансовой поддержки детско-юношеским и молодежным объединениям физкультурно-спортивной направленности при наличии правового статуса детско-юношеского и молодежного общественного объединения.
14. Установление на законодательном уровне льготного налогового режима по отношению к детско-юношеским и молодежным объединениям физкультурно-спортивной направленности, гарантия невмешательства в их деятельность при оказании соответствующей поддержки, предоставление права детско-юношеским объединениям пользоваться помещениями образовательных учреждений, клубами, дворцами и домами культуры, иными спортивными сооружениями бесплатно или на льготных условиях.
12. Оказание грантовой поддержки сельским объединениям физкультурно-спортивной направленности из регионального и местного бюджетов.
13. Установление льгот на стоимость посещения спортивных соревнований, аренду спортивных сооружений, продажу абонементов гражданам на пользование такими сооружениями, разрешение проводить в муниципальных спортивных сооружениях занятия бесплатно или на льготных условиях для детей дошкольного возраста, детей из малообеспеченных и многодетных семей, учащихся образовательных учреждений, пенсионеров, инвалидов и в случае необходимости предусматривать компенсацию соответствующим спортивным сооружениям за счет средств местных бюджетов или других не запрещенных законом источников.
14. Проведение мониторинга состояния здоровья, физической подготовленности и физического развития работающих, создание на этой основе базы данных, что позволит повысить эффективность физической культуры в укреплении здоровья трудящихся, уменьшить воздействие негативных факторов на работоспособность и самочувствие человека.
15. Разработка и реализация руководством предприятий, организаций и учреждений оздоровительных программ, программ развития физической культуры и спорта среди трудящихся и членов их семей.
16. Привлечение инвестиций в строительство спортивных объектов.
17. Увеличение бюджетного финансирования физической культуры и спорта.
18. Строительство физкультурно-спортивных комплексов, плавательных бассейнов шаговой доступности во всех муниципальных образованиях Орловской области
19. Создание кабинетов (отделений) спортивной медицины в муниципальных поликлиниках.
20.Обустройство комнат здоровья, психологической разгрузки.
Угрозы (I)
1. Недостаточное количество профессиональных тренерских кадров.
2. Дальнейшая потеря квалифицированных работников учреждений физической культуры и спорта.
3. Утрата традиций российского спорта высших достижений.
4. Нестабильное количество занимающихся спортом в связи с ухудшением благосостояния населения.
5. Недостаточное привлечение населения к регулярным занятиям физической культурой через средства массовой информации.
6. Несоответствие уровня материальной-технической базы (моральный и физический износ), инфраструктуры физической культуры и спорта задачам развития массового спорта в стране.
7. Отсутствие на государственном уровне активной пропаганды занятий физической культурой и спортом как составляющей здорового образа жизни.
8. Вероятность секвестирования объемов финансирования мероприятий в области физической культуры и спорта.
Оценка результатов SWOT-анализа и значений индикаторов обеспеченности объектами спортивной инфраструктуры позволили определить следующие точки роста в развитии физической культуры и спорта:
1. Создание правовых, экономических, организационных условий и гарантий для самореализации молодежи, основанной на привлечении широкого круга молодых граждан к непосредственному участию в формировании и реализации программ физкультурно-спортивного движения.
2. Материальная и финансовая поддержка детско-юношеских и молодежных объединений физкультурно-спортивной направленности.
3. Грантовая поддержка общественных инициатив в области физической культуры и спорта.
4. Организация совместной работы органов государственной власти, соответствующих ведомств, научных учреждений, спортивных обществ и организаций, молодежных движений и объединений по развитию физкультурно-спортивного движения, разработке новых принципов государственной поддержки, мотивации процесса физического воспитания.
5. Законодательное закрепление льготного налогового режима в отношении детско-юношеских и молодежных объединений физкультурно-спортивной направленности, гарантия невмешательства в их деятельность при оказании соответствующей поддержки, предоставление права детско-юношеским объединениям пользоваться объектами социальной инфраструктуры бесплатно или на льготных условиях.
6. Разработка и реализация льгот на аренду и пользование спортивными сооружениями, посещение спортивных мероприятий, в том числе применительно к отдельным категориям граждан и организаций.
7. Строительство физкультурно-спортивных комплексов, плавательных бассейнов во всех муниципальных образованиях Орловской области.
ЛИТЕРАТУРА
1. Федер. закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» №329-ФЗ от 04.12.2007.
2. Федер. закон от 06.10.2003. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
3. Закон Орловской области от 08.09.2009. №959-ОЗ «О физической культуре и спорте в Орловской области».
4. Распоряжение Правительства РФ от 03.07.1996. №1063-р, в ред. распоряжений Правительства РФ от 14.07.2001. №942-р, от 13.07.2007. №923-р. Р.Ф. от 19.10.1999. №1683-р и методикой определения нормативной потребности субъектов Российской Федерации в объектах социальной инфраструктуры (с изменениями на 23.11.2009).
5. Федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 гг. и на период до 2020 года».
6. Указ Президента Российской Федерации от 28.04.2008. №607 «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов».
7. Постановление Правительства Рос. Федерации от 17.12.2012. №1317 «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 28.04.2008. №607 «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов» и подпункта «и» пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012. № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления».
8. Постановление Правительства Рос. Федерации от 15.04.2014. №302 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие физической культуры и спорта».
9. Постановление Правительства Орловской области от 28.12.2011 №458 «Об утверждении долгосрочной областной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Орловской области на 2012-2016 годы»« // Российская Газета (http://rg.ru).
10. Постановление Правительства Орловской области от 19.03.2013. № 88 «Об утверждении государственной программы Орловской области «Физическая культура и спорт в Орловской области на 20132016 годы».
11. Полухина М.Г., Сергачев А.А. Тенденции и перспективы формирования демографического потенциала Орловской области // Вестник ОрелГАУ. 2011. №5(32).
12. Полухина М.Г., Логвинова Р.М. Экономический анализ демографического потенциала Орловской области / М.Г Полухина, Р.М. Логвинова // Образование, наука и производство. 2014. №3. С. 38-42.
УДК 338.431.2
К ВОПРОСУ ОБ УСТОЙЧИВОМ РАЗВИТИИ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ
А.А. Полякова, кандидат экономических наук, доцент ФГБОУ ВО Орловский ГАУ E-mail: [email protected]
Аннотация. В статье рассмотрены вопросы обеспечения устойчивого развития сельских территорий, в рамках действующей федеральной целевой программы, предложены мероприятия по его достижению.
Ключевые слова: сельские территории, устойчивое развитие, инфраструктура села, программно-целевое развитие, альтернативная занятость.
Abstract. In the article the questions of ensuring sustainable development of rural territories, in the framework of the current Federal targeted programme, the activities proposed for achieving it.
Key words: rural areas, sustainable development, rural infrastructure, targeted development, alternative employment.
Создание условий для устойчивого развития сельских территорий является одной из важнейших стратегических целей государственной политики, достижение которой позволит обеспечить продовольственную безопасность, повысить конкурентоспособность российской экономики и благосостояние граждан [4]
Комплексное решение экономических, социальных, демографических и иных проблем должно быть осуществлено в каждом регионе, в том числе на каждой сельской территории. Именно они выступают объектами внедрения принципов и механизмов устойчивого развития в российскую практику.[1] Начало перехода Российской Федерации на модель устойчивого развития, обеспечивающего сбалансированное решение социально-экономических задач и проблем сохранения благоприятной окружающей среды и природоохранного потенциала в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений людей, было положено Указом Президента РФ от 01.04.1996 г. № 440 «О концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию» [2].
Под устойчивым развитием сельских территорий согласно Концепции устойчивого развития сельских территорий понимается стабильное развитие сельского сообщества, обеспечивающее: выполнение им его народнохозяйственных функций (производство продовольствия, сельскохозяйственного сырья, других несельскохозяйственных товаров и услуг, а также общественных благ, предоставление рекреационных услуг, сохранение сельского образа жизни и сельской культуры, социальный контроль над территорией, сохранение исторически освоенных ландшафтов расширенное воспроизводство населения, рост уровня и улучшение качества его жизни; поддержание экологического равновесия в биосфере [3].
Следует отметить, что большое влияние на конечные результаты деятельности предприятий агропромышленного комплекса, а следовательно на развитие агроориентированных регионов, оказывают отрасли, обслуживающие сельское хозяйство. Совокупность таких отраслей и служб принято называть инфраструктурой, которая представляет собой комплекс отраслей производств, призванных обеспечивать нормальные условия экономического и социального воспроизводства. Она способствует эффективному функционированию АПК путем реализации возникающих в процессе производства технологических, производственных, экономических и организационных связей.
Проведенный анализ систем взаимодействия сельскохозяйственных предприятий с контрагентами позволил представить следующую схему инфраструктуры сельского хозяйства (рис. 1).