Научная статья на тему 'Состояние массового спорта в регионах ЦФО'

Состояние массового спорта в регионах ЦФО Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
1248
115
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАССОВЫЙ СПОРТ / MASS SPORTS / СПОРТИВНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / SPORTS INFRASTRUCTURE / ЧИСЛЕННОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ / ЗАНИМАЮЩЕГОСЯ СПОРТОМ / ПРОПАГАНДА ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ / PROMOTION OF A HEALTHY LIFESTYLE / THE NUMBER OF PEOPLE INVOLVED IN SPORTS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Бобровский Евгений Анатольевич

Благодаря развитию массового спорта можно реализовать одну из главных стратегических задач устойчивого развития страны сохранение и укрепление здоровья граждан. Для реализации поставленной цели ведется активная пропаганда здорового образа жизни и модернизация спортивной инфраструктуры. От активности политики муниципалитетов субъектов ЦФО в сфере физической культуры и спорта по данным направлениям зависит число тренирующегося населения в этих регионах. В статье представлен анализ динамики вовлечения желающих к занятию спортом в различных областях ЦФО, что помогает выявить наиболее и наименее развитые регионы в продвижении политики массового спорта. В статье выявлены сдерживающие причины и факторы развития регионов ЦФО на основе сравнительного анализа, благодаря которому каждой области присвоен ранг, исходя из численности занимающегося спортом населения за 2014-2016 гг. К основополагающим факторам относятся популяризация спорта и физической культуры и спортивная инфраструктура, так как от их качества зависят физическое и социальное состояние населения, а также понимание важности ведения здорового образа жизни. В статье рассматривается тенденция увеличения числа занимающегося населения в Курской области в 2011-2016 годах, а также оценивается влияние указанных факторов на развитие массового спорта в регионе. Для обеспечения дальнейшего развития отрасли средств регионального бюджета не хватает, поэтому преимущественным направлением финансирования остается реконструкция имеющихся спортивных объектов, а не строительство новых.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONDITIONS OF MASS SPORTS IN THE REGIONS OF THE CENTRAL FEDERAL DISTRICT

The main strategic task of sustainable development of the country is the preservation and strengthening of the health of citizens, which can be realized through the development of mass sports. Active promotion of a healthy lifestyle and modernization of sports infrastructure are carried out for the realization of the set goal. The number of trainees in the region depends on the activity of the policy of municipalities of the subjects of the Central Federal District in the sphere of physical culture and sports in these regions. Analysis of the dynamics of involving volunteers in sports in various areas of the CFD was presented in the article, and it helps to identify the most and least developed regions in promoting the policy of mass sports. Constraints and factors of development of the subjects of the Russian Federation on the basis of a comparative analysis of the regions of the Central Federal District were identified in article, using analysis of each area is assigned a rank, based on the number of people engaged in sports for 2014-2016 year. Fundamental factors are popularization of sports and physical culture and sports infrastructure, because physical and social condition of the population and understanding of the importance of a healthy lifestyle depend on their quality. The trend of increasing the number of people engaged in the Kursk region in 2011-2016 was discussed in article, and the influence of these factors on the development of mass sports in the region was estimated. For ensure the further development of the industry, the resources of the regional budget are insufficient, so the reconstruction of existing sports facilities remains the preferred direction of financing.

Текст научной работы на тему «Состояние массового спорта в регионах ЦФО»

социологические науки

Бобровский Евгений Анатольевич РАЗВИТИЕ ДЕТСКО-ЮНОШЕСКОГО ...

УДК 316: 304.3:796

РАЗВИТИЕ ДЕТСКО-ЮНОШЕСКОГО СПОРТА В РОССИИ

© 2017

Бобровский Евгений Анатольевич, преподаватель кафедры физической культуры

Курский государственный медицинский университет (305033, Россия, Курск, ул. К.Маркса, 3, e-mail: [email protected]) Аннотация. В работе показана социальная значимость вовлечения молодого поколения в массовый спорт, так как это обеспечивает их полноценное физическое и интеллектуальное развитие, прививает ведение здорового образа жизни, искореняя из повседневности асоциальные явления (курение, алкоголизм, наркоманию). В статье выявлен возрастной сегмент, в котором задействовано наибольшее количество молодежи, занимающейся физической культурой, с целью разработки мероприятий и вовлечения их в массовый спорт. Эффективность и качество тренировок, характер и режим спортивных нагрузок, условия проведения спортивных упражнений зависят от двух факторов: материально-технической базы спортивных объектов и нагрузки на тренерский состав. Развитие спортивной инфраструктуры и увеличение числа учреждений и организаций, ведущих физкультурно-оздоровительную работу, происходит за счет ряда программ, финансируемых из федерального бюджета и частных средств крупных организаций, цель которых создание условий для популяризации детского, юношеского и молодежного спорта. Результаты структурного анализа выявили высокую нагрузку тренерского состава в определенном блоке образовательных учреждений, что определяется дефицитом штатных работников в отрасли. Основной причиной недостатка квалифицированных кадров является сохранение дефицита финансирования, увеличение которого позволило бы использовать ряд финансово-материальных факторов решения этой проблемы. В исследовании предлагается активизировать механизм государственно-частного партнерства как источника привлечения большего объема частных инвестиций, направленных на улучшение материально-технической базы и решение кадровых вопросов, влияющих на успех развития и популяризации детско-юношеского спорта

Ключевые слова: детско-юношеский спорт и физическая культура, источники финансирования, кадровая нагрузка на тренерский состав, возрастные группы учеников.

DEVELOPMENT OF CHILDREN AND YOUTH SPORTS IN RUSSIA

© 2017

Bobrovskiy Eugeny Anatolievich, lecturer of the department of physical culture

Kursk State Medical University (305033, Russia, Kursk, K.Marx st., 3, e-mail: [email protected]) Abstract. In the article the social importance of the involvement of the younger generation in mass sports was showed, as this ensures their full physical and intellectual development, instills a healthy lifestyle, eradicating asocial phenomena from everyday life (smoking, alcoholism, drug addiction). In the article, the age segment was identified, which involves the largest number of young people, engaged in physical education, to develop activities and involve them in mass sports. The effectiveness and quality of training, the nature and the regime of sports loads, the conditions for carrying out sports exercises depend on two factors: the material and technical base of sports facilities and the load on the coaching staff. The development of the sports infrastructure and increase of the number of institutions and organizations, is due to a number of programs, financed from the federal budget and private funds of large organizations, which create conditions for the popularization of children's, youth sports. The results of the structural analysis showed a high load of coaching staff in a certain block of educational institutions, which determines the shortage of full-time employees in the industry. The main reason for the lack of qualified personnel is the preservation of deficit financing, but if government increases funding, then it will be able to use a number of financial and material factors to solve this problem. Activate the mechanism of public-private partnerships as a source of private investment aimed at improving the material and technical base and personnel matters affecting the success of the development and promotion of youth sport is was proposed in article.

Keywords: children's and youth sports and physical culture, sources of financing, personnel load on the coaching staff, age groups of students

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Усиленное внимание государства к улучшению качества жизни и благосостоянию россиян, укреплению их здоровья, физическому развитию детей, духовному воспитанию молодежи, созданию материально-технической базы спорта и роста его значимости как инструмента решения социальных и экономических задач, является предпосылкой для развития детско-юношеского спорта. По мнению Г.А. Гаспаряна [1], благодаря физической активности, спортивному развитию и подготовке улучшаются физические и интеллектуальные способности, происходит совершенствование двигательной активности и формирование здорового образа жизни у детей и подростков.

В настоящее время законодательство Российской Федерации не обеспечивает в полном объеме предоставление услуг за счет федерального бюджета в сфере физической культуры и спорта для детей и молодежи. Так, по мнению В.Г. Саенко и П.А. Рожкова [2,3], дефицит финансирования учреждений спортивной направленности (спортивные школы, физкультурно-спортивные клубы по месту жительства и т.д.) в настоящее время привел к росту объема платных услуг в детско-юношеском спорте, а также к увеличению нагрузки на преподавательский состав.

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Как отмечают А.Н. Черноног, Ю.А. Зубарев и В.И. Сысоев [4-6], кризисные явления в экономике страны не сказались пагубно на объемах финансирования, а даже наоборот -стимулировали преобразование во всей системе российского спорта. Это, прежде всего, выражается в увеличении количества спортивных сооружений и учреждений, а так же численности вовлеченной молодежи в массовые спортивные проекты.

Однако нельзя отбросить тот факт, что бюджетных ассигнований, выделяемых федеральным бюджетом, по-прежнему, недостаточно, поэтому В.В. Курочкин [7] выделяет ряд других источников привлечения финансовых ресурсов: профсоюзы, внебюджетные фонды, коммерческие и некоммерческие организации, собственные доходы спортивной отрасли. Финансирование организации и осуществление региональных и межмуниципальных программ и проектов в области физической культуры и спорта, региональных физкультурно-спортивных учреждений, подготовки спортивных сборных команд субъектов РФ и их выступлений на соревнованиях осуществляют сами субъекты РФ [8,9]. По мнению В.А. Васильева [10], в последнее время привлечение детей

Бобровский Евгений Анатольевич sociological

РАЗВИТИЕ ДЕТСКО-ЮНОШЕСКОГО ... sciences

и молодежи к регулярным занятиям физической культурой и спортом имеет ряд сложностей. Это связано с общим уменьшением доходной части местных бюджетов, что влечет за собой деградацию их материально-технической базы, так как происходит замедление модернизации спортивной инфраструктуры. Данную точку зрения разделяет и ряд других ученых [11-16], которые утверждают, что на фоне недофинансирования развития детского и юношеского спорта и физической культуры особую актуальность приобретает привлечение иных источников финансирования, таких как благотворительная и спонсорская деятельность, а также развитие государственно-частного партнерства (например, Всемирная летняя Универсиада в Казани, Международный фестиваль национальных видов спорта реализовывались за счет вкладов спонсоров: ПАО Газпром, ООО Асикс РУС, «Артек» и другие).

Общей проблемой для всей социальной сферы является недостаточное качество общедоступной социальной и спортивной инфраструктуры, ориентированной на массовые слои населения [17,18]. Расширение платности услуг во всех отраслях социальной сферы привело к снижению качества тех, которые предоставляются населению бесплатно. Последнее особенно ощутимо отразилось на малодоходной части населения (многодетные, неполные семьи и т.п.). В результате роста платности услуг в отраслях социальной сферы ослабился принцип равенства и гарантии получения различными группами населения необходимого социального обслуживания, что приведет к ухудшению спортивных результатов отечественных спортсменов на международном уровне и снижению популяризации массового спорта.

Формирование целей статьи (постановка задания). Проанализировать факторы, влияющие на развитие детско-юношеского спорта и физической культуры в России, и выявить пути урегулирования возникших проблем в отрасли.

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. В данной работе применялся сравнительный анализ количества занимающегося населения возрастом до 17 лет и штатных работников. С помощью данного метода анализируется преподавательская нагрузка [19] и как следствие качество оказываемых услуг, то есть при избыточной нагрузке тренерский состав не может в достаточной мере проследить за техникой выполнения методических упражнений всех учеников, что может привести не к оздоровлению и укреплению здоровья детей, а к получению ими травм. Данный анализ проводится в разрезе разных учреждений: дошкольных образовательных организаций, общеобразовательных организаций, образовательных организаций среднего профессионального образования, образовательных организаций высшего образования, организаций дополнительного образования людей, учреждений и организаций при спортивных сооружениях, фитнес-клубов, учреждений и организации по месту жительства, адаптивной физической культуры. Таким образом, осуществляется структурный анализ учреждений, имеющих спортивную инфраструктуру для занятий спортом и физической культурой детей и подростков. Применение анализа структуры по возрастным группам среди учеников в возрасте «до 14 лет», «от 15 до 17 лет», «от 18 до 29 лет» в вышеперечисленных учреждениях позволяет выявить массив [20], с целью активизации мероприятий для выделенной группы, способствующих улучшению обеспеченности кадровым составом и материально-технической базой. При дальнейшем структурном анализе числа подростков в возрасте до 17 лет, а также количества учеников, занимающихся на платной основе, можно выявить и проанализировать роль частных услуг в развитии детско-юношеского спорта и физической культуры в России.

Правительством РФ запланировано, что доля граждан, систематически занимающихся физической куль-142

турой и спортом, в 2020 году должна составить не менее 40%, что соответствует показателям ведущих стран мира, а уровень обеспеченности населения объектами спорта предполагается увеличить до 48% [21]. Это, в первую очередь, касается детско-юношеского спорта. Однако мониторинг состояния здоровья детей возрастом до 14 лет выявил причины, затрудняющие привлечение данной возрастной группы к занятиям физической культурой и спортом. Значительная часть детей и подростков (43,8%) имеет низкую физическую активность, употребляет табачные изделия, у них нарушен режим сна и отдыха, преобладает высококалорийное и несбалансированное питание [22]. В силу этого возникает ряд сложностей для привлечения детей к физическим нагрузкам и выполнения оздоровительных упражнений (силовых и кардио), которые определяют переход к здоровому образу жизни, что будет способствовать улучшению моторной деятельности, двигательных умений, координации, гибкости, а также психофизического состояния ребенка. Все это, по мнению Т.В. Бутовой и Ю.А. Белогорцевой [23], поможет им в будущем развить выносливость, сноровку, работоспособность. Для привлечения детей и подростков в массовый спорт, с целью укрепления их здоровья, выявления и отбора способных юных спортсменов для продвижения их в спорт высших достижений проводятся различные мероприятия - «Золотая шайба», «Кожаный мяч», «Шиповка юных», «Плетеный мяч», «Чудо-шашки», «Веселая волна». В целях популяризации здорового образа жизни Минобразованием России и Госкомспором России проводится ежегодный всероссийский спортивно-оздоровительный фестиваль школьников России «Президентские состязания», проходящийся более чем в 70 регионах Российской Федерации.

Развитию инфраструктуры, необходимой детям и подросткам для занятий спортом и физической культурой в разных регионах страны, способствует программа «Детский спорт», которая разработана при поддержке партии «Единая Россия» в лице прославленных отечественных спортсменов Ирины Родниной и Вячеслава Фетисова. Задачи этой программы заключаются в обеспечении материально-технической, кадровой, информационной базы для школ и детских домов в сельской местности (2014-2016 гг. осуществлен ремонт спортивных залов и проведено их оснащение спортивным оборудованием и инвентарем). Для реализации этого использовались средства федерального бюджета, которые были распределены в 51 регионе на сумму более 660 млн. рублей.

Существуют и другие программы и организации, которые способствуют развитию детско-юношеского спорта и физической культуры в России. Так, «Спорт Групп» за время своей деятельности построила более 3500 спортивных объектов в субъектах Российской Федерации и странах СНГ; Международный детский центр «Артек» и «Союз национальных и неолимпийских видов спорта» проведут в 2017 году Международный фестиваль национальных видов спорта (мастер-классы по различным видам спорта, обучающие занятия, концерты, шествие федераций); в рамках программы «Газпром - детям» до 2015 года были построены и реконструированы 1302 спортивных и культурных объекта (общая сумма финансирования объектов, включая строящиеся в настоящее время, составила 48,8 млрд руб., а объем благотворительной помощи, направленной на развитие детского спорта и творчества, закупку спортивного инвентаря и организацию спортивных секций и кружков, за эти годы превысил 1,1 млрд руб.). Все эти проекты были сформированы и функционируют с целью создания условий для популяризации детского, юношеского и молодежного спорта. На фоне развития массового спорта и пропаганды здорового образа жизни происходит улучшение инфраструктуры - растет число учреждений, организаций, объединений, ведущих физкультурно-оздоровительную Karelian Scientific Journal. 2017. Т. 6. № 3(20)

социологические науки

Бобровский Евгений Анатольевич РАЗВИТИЕ ДЕТСКО-ЮНОШЕСКОГО ...

работу, что способствует вовлечению молодежи в массовый спорт среди самых различных возрастных групп (таблица 1).

Таблица 1 - Численность занимающихся физической культурой и спортом в зависимости от возраста и спортивного учреждения в 2016г.

Учреждения Численность занимающихся физической культурой и спортом (чел.)

возраст Всего Число занимающихся на го числа занимающихся

до 14лет 15-17 лет 18-29 лет

Дошкольные образовательные организации 3369979 3369979 114965

Общеобразовательные организа- 6921331 1620115 209979 S751425 113691

Образовательные организации среднего профессионального об- 3S94S 573064 846903 1458915 55862

Оор а зевательные организации 4193 97295 1656187 1757675 233616

Организации дополнительно образования люден 3339420 753115 208749 4301284 232364

Учрежденная организации при спортивных сооружениях «51817 370715 1547830 2770362 1958385

Фигне с -клуб ы 159647 154504 140S597 1722748 54947

Учреждениян организации по месту жительства 827822 351829 977532 2157183 352894

Адаптивная физическая культура 509507 286S31 10593S8 1855726 472728

Источник: данные представлены на сайте Министерства спорта РФ [24]

Данные таблицы 1 позволяют сделать вывод о том, что общеобразовательные организации, организации дополнительного образования людей, а также учреждения и организации при спортивных сооружениях в основном ориентированы на оказание физкультурно-оздоровительных и других спортивных услуг возрастной группе «от 15 до 17 лет». Территориальная и материальная доступность к занятиям спортом обеспечивается за счет имеющихся спортивных сооружений, инвентаря, оборудования на базах образовательных учреждений. Это становится важным фактором привлечения подростков и детей к занятию спортом, а также способствует интеграции дополнительных и общеобразовательных процессов в физической культуре, повышая эффективность образовательных программ за счет разработки новых методик тренировок, учитывающих возраст группы, тип физических упражнений и уровень нагрузок.

Важным фактом, на который следует обратить внимание, является высокая доля (примерно 50%) в группе с возрастом «от 15 до 17 лет» тех, кто занимается спортом и физической культурой на платной основе. Это свидетельствует о потенциальном спросе среди молодежи на качественные услуги в области оздоровления и спорта. Следует отметить, что в учреждениях и организациях при спортивных сооружениях на платной основе занимается больше людей (60,2%), в то время как в общеобразовательных организациях он минимален - 1,3%. Основа спроса на платные услуги касается: спортивно-оздоровительных услуг, к которым относится проведение внеурочных занятий, ведение спортивных и оздоровительных секций; консультационной деятельности, в рамках которой осуществляется разработка индивидуальных методик занятий, программ физического воспитания; проведения обследования спортсменов в соответствии с программами, утвержденными Министерством здравоохранения и социального развития. Следует отметить, что в настоящее время практически каждая спортивная школа предлагает набор платных услуг, т.е. выступает субъектом рыночных отношений, что повышает конкуренцию, следствием которой является рост качества физкультурно-оздоровительных и спортивных услуг. Конкуренцию как инструмент можно эффективно применять и в бюджетной сфере оказания услуг. Дело в том, что объем бюджетных средств, выделяемых образовательному учреждению на осуществление деятельности, находится в прямой зависимости от количества учащихся. Поэтому в условиях коммерциализации и глобализации деятельность физкультурно-спортивных организаций все больше направлена на поиск дополнительных источников дохода [25]. Это определяет высокую заинтересованность бюджетных учреждений в вовлечении детей и юношей в круг потребителей физкуль-турно-спортивных услуг.

Рост заинтересованности детей, подростков и их родителей заниматься физической культурой и спортом определяет возможность и перспективность интеграции государственного и частного бизнеса. Активизация этих отношений возможна через развитие государственно-частного партнерства (ГЧП), механизм которого следует более активно внедрять в сферу развития детско-юношеского спорта, потому что это является эффективной формой взаимодействия с разделением рисков, расходов и доходов. Одной из задач такого партнерства в рамках инвестиционной политики, является формирование благоприятной среды, способствующей привлечению и повышению эффективности использования инвестиционных ресурсов в развитии детско-юношеского спорта.

Государственная инвестиционная политика должна быть сформирована таким образом, чтобы ее эффективная реализация на всех уровнях управления (федеральном, региональном, муниципальном) способствовала не только увеличению затрат государства на подготовку спортивного резерва и развитию массового спорта среди молодежи, но и на активное привлечение частных инвестиций [26]. Однако преградой для инвестирования частных средств являются недостатки системы предоставление налоговых льгот для бизнеса, что определяет необходимость усовершенствовать законодательную базу для получения возможности финансировать сферы, которым не хватает исключительно государственной поддержки.

Успешное решение вопросов финансирования сферы физической культуры и детско-юношеского спорта позволяет формировать благоприятные условия работы кадровому составу (учителей, тренеров, педагогов, медицинского и прочего персонала), обеспеченность которым сравнительно с численностью молодежи до 17 лет представлена в таблице 2.

Таблица 2- Кадровый потенциал в спорте и физической культуре в 2016 г.

Учреждения Численность занимающе-до 17 лет (чел.) Численность штатных работников (чел.)

Дошкольные образовательные организации 3369979 25725

Общеобразовательные организации 8541446 85344

Образовательные организации среднего профессионального образования 612012 11853

Образовательные организации высшего образования 101488 17806

Организации д опо лните льно о 5р азованиа люд ей 4092535 106560

Учреждениян организации при спортивных соору- 1222532 25475

Фитнес-клубы 314151 22259

Учреждениян организаииипо месту жительства 1179651 144S4

Адаптивная физическая культура 796338 5644

Источник: данные представлены на сайте Министерства спорта РФ [20]

Результаты таблицы 2 свидетельствуют о высокой нагрузке на персонал в дошкольных (131 ученик на 1 работника) и общеобразовательных организациях (101 ученик на 1 работника), а также кадров, чья работа связана с детьми-инвалидами (141 ученик на 1 работника). В коммерческой сфере такая нагрузка в разы меньше - в фитнес-клубах соотношение 14 человек на 1 тренера. Такая закономерность определяет, что работники бюджетной сферы стремятся перейти работать в частные компании и организации, так как там они будут иметь выше доход при меньшей нагрузке в сравнении с государственными учреждениями. Поэтому необходимо привлекать преподавателей в те учреждения, где нагрузка наиболее выражена (школы, детские сады), за счет увеличения их оплаты труда, роста престижа профессии или предоставления различных льгот (например, возможность посещения различных спортивных соревнований).

Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Развитие детско-юношеского спорта преимущественно зависит от возрастной структуры (дети до 14 лет, от 15 до 17 лет), государственно частного партнерства в плане финансирования, а также от нагрузки и квалификации тренерского состава. Наибольшая доля занимающихся физической

Бобровский Евгений Анатольевич sociological

РАЗВИТИЕ ДЕТСКО-ЮНОШЕСКОГО ... sciences

культурой и спортом приходится на детей и подростков в возрасте до 14 лет, что говорит о высоком потенциале развития массового детско-юношеского спорта в стране, но для его раскрытия необходимо решение финансовых и кадровых вопросов в этой сфере. Значимость этого определяется тем, что занятия спортом и физической культурой способствуют улучшению здоровья, оказывая положительное влияние на показатели физического развития детей: способствуют ускорению процессов роста, повышению емкости легких и устойчивости к физическим нагрузкам. Поэтому необходимо контролировать характер и режим спортивных нагрузок, условия проведения тренировочного процесса со стороны тренеров и медицинских работников.

Величины финансирования физической культуры и спорта со стороны государства пока еще не достаточно для создания благоприятных условий в области как обеспечения спортивной инфраструктурой занимающихся спортом и физической культурой, так и материального стимулирования тренерского состава, которому предпочтительнее работа в коммерческой сфере. В общеобразовательных организациях высокая нагрузка на педагогический состав, что негативно сказывается на качестве работы тренеров и результатах физкультурно-оздоровительного процесса. Одним из направлений устранения этой диспропорции является привлечение частных инвестиций за счет развития механизма государственно-частного партнерства.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Гаспарян Г.А. Социальная значимость развития детского спорта //В сборнике: Управление инновационным развитием современного общества: тенденции, приоритеты: экономические, социальные, философские, политические, правовые общенаучные закономерности Материалы международной научно-практической конференции. ООО «Академия управления». 2014. С. 144146.

2. Саенко В.Г. Финансирование программ по физической культуре и спорту // Современные здоровье сберегающие технологии. 2016. № 3 (4). С. 141-151.

3. Рожков П.А. Развитие физической культуры и спорта в современном мире: организационно-управленческие, финансовые и нормативно-правовые проблемы: монография. - М.: Совеский спорт. 2015. С. 256.

4. Сысоев В.И. Финансирование российского спорта // Теория и практика развития физической культуры и спорта. 2015. № 21. С. 36-37.

5. Зубарев Ю.А. Финансирование физической культуры и спорта средствами федерального бюджета/ Ю.А. Зубарев, Е.М. Губина, М.П. Бондаренко // Философия социальных коммуникаций. 2012. № 4 (21). С. 52-61.

6. Черноног А.Н. Финансирование физической культуры и спорта в России // Новая наука: финансово-экономические основы. 2017. № 2. С. 218-223

7. Курочкин В.В. Финансирование физической культуры и спорта в России // Интерактивная наука.2016. № 10. С. 137-140.

8. Ларионов В.А. Бюджетное финансирование физической культуры и спорта на региональном уровне // В сборнике: Закономерности и тенденции формирования системы финансово - кредитных отношений сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции. 2017. С. 130-132.

9. Лукьянова З.А. Особенности финансирования массового спорта на муниципальном уровне / З.А. Лукьянова, М.Е. Гаврилова // В сборнике: Исследование инновационного потенциала общества и формирование направлений его стратегического развития. 2012. С. 203205.

10. Васильев А.В. Актуальные проблемы выбора стратегии финансирования в области физической культуры и спорта на региональном уровне // Журнал правовых и экономических исследований. 2011. № 4. С. 79-82.

11. Алёшин Е.В. Государственное финансирование

144

спорта / Е.В. Алёшин, В.И. Хавалиц //Педагогика, психология и медико-биологические проблемы физического воспитания и спорта. 2008. № 6. С. 162-164.

12. Пинигина Е.К. Спонсорство как дополнительный источник финансирования спорта // Социология в современном мире: наука, образование, творчество. 2016. № 8-2. С. 278-282.

13. Бакулина Я.С., Ведерников А.В., Гусев А.А. Социально-экономические проблемы в области спорта и физической культуры системы вуза, пути решения и развития // Вестник НГИЭИ. 2015. № 9 (52). С. 18-22.

14. Карпельсон А.А. Отрасль спорта и физической культуры в России: организационно-финансовые аспекты // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2016. Т. 5. № 2 (15). С. 108-110.

15. Добронравова О.В., Паньков А.В. Спорт - это жизнь! // Балтийский гуманитарный журнал. 2016. Т. 5. № 2 (15). С. 177-180.

16. Фролова О.Ю., Хорошева Т.А. Индустрия спорта: коммерческая деятельность и политика министерства спорта РФ // Вестник НГИЭИ. 2015. № 9 (52). С. 69-72.

17. Бондаренко М.П. К вопросу о финансировании физической культуры и спорта/ М.П. Бондаренко, Ю.А. Зубарев, В.Ю. Карпов, К.К. Скоросов // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2016. № 3 (133). С. 3943.

18. Краснышова, Л.О. Основные проблемы экономики спорта В РФ // В сборнике: Закономерности и особенности функционирования экономики РФ как системы взаимодействующих регионов Материалы региональной научной конференции молодых ученых. 2015. С. 87-88.

19. Применение методов статистики: теория и практика: учебное пособие / Д.А. Зюкин, О.В. Святова, С.А. Беляев, Е.А. Бобровский и др. - Курск: КГМУ, 2017. 164 с.

20. Зюкин Д.А. Совершенствование подходов применения метода кластерного анализа в экономических исследованиях / Д.А. Зюкин, Н.А. Пожидаева // Научный альманах Центрального Черноземья. 2014. №3. С. 50-52.

21. Федеральная целевая программа «Развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2016-2020 годы». [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.minsport.gov.ru/activities/federal-programs/2/26361/ (дата обращения19.03.2017)

22. Бауэр, В. Г. Социальная значимость физической культуры и спорта в современных условиях развития России // Теория и практика физической культуры. 2014. №1. С. 50-56.

23. Бутова Т.В., Белогорцева Ю.А. Развитие современной физической культуры и спорта в России // В сборнике: Общество в эпоху перемен: формирование новых социально-экономических отношений материалы V международной научно-практической конференции. 2014. С. 38-40.

24. Министерство спорта РФ. Статистическая информация. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.mmsport.gov.ш/spoIl/physical-cultшe/ statisticheskaya-inf/ (дата обращения: 19.08.2017).

25. Аллянов Ю.Н., Низаметдинова З.Х., Приоритеты государства в финансировании физической культуры и спорта//В сборнике: Перспективные направления социально-экономического развития России Сборник материалов международной научно-практической конференции. 2015. С. 15-19.

26. Комарова, А.А. Роль государственного финансирования профессионального спорта в Российской Федерации // В сборнике: Фундаментальные и прикладные исследования: опыт, проблемы и перспективы сборник научных трудов по материалам I Международной научно-практической конференции. НОО «Профессиональная наука». 2017. С. 631-636.

Статья поступила в редакцию 23.07.2017.

Статья принята к публикации 22.09.2017.

Karelian Scientific Journal. 2017. Т. 6. № 3(20)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.