DOI http://dx.doi.org/10.18551/rjoas.2016-07.11
СОЦИАЛЬНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА, КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА
INFRASTRUCTURE AS SOCIO-ECONOMIC FACTOR OF DEVELOPMENT OF PHYSICAL CULTURE AND SPORT
Полухина М.Г., кандидат сельскохозяйственных наук Polukhina M.G., Сandidate of Аgricultural Sciences ФГБОУ ВО «Орловский государственный аграрный университет имени Н.В. Парахина», Орел, Россия
Orel State Agrarian University named after N.V. Parakhin, Orel City, Russia
E-mail: redhvost@yandex. ru
АННОТАЦИЯ
Социальная инфраструктура в целом и физическая культура и спорт в частности играет огромную роль в обеспечении достойного качества жизни населения, в том числе и на селе. Нерешенные вопросы в области физической культуры и спорта ведут к ограничению доступности соответствующих услуг и не способствуют полноценному удовлетворению потребностей населения. В статье приводится анализ состояния сферы физической культуры и спорта на региональном и муниципальном уровнях. По результатам проведенного стратегического SWOT-анализа были выявить основные проблемы в данной области, и намечены перспективные пути развития на примере Орловской области.
ABSTRACT
Social infrastructure in general and physical culture and sport in particular plays a huge role in ensuring a decent quality of life of the population, including in rural areas. Unresolved issues in the field of physical culture and sports led to a restriction in the availability of services and do not contribute to the full satisfaction of needs of the population. The article provides the analysis of the sphere of physical culture and sports at the regional and municipal levels. By results of the conducted strategic SWOT analysis were to identify the main problems in this field and prospective ways of development on the example of the Orel region.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
Региональная экономика, устойчивое развитие, Орловская область, сельские территории, социальная инфраструктура, физическая культура, спорт, SWOT-анализ.
KEY WORDS
Regional economy, sustainable development, Orel region, rural areas, social infrastructure, physical culture, sport, SWOT analysis.
Одной из основных целей государственной аграрной политики в долгосрочной перспективе является устойчивое развитие сельских территорий. Важным условием для устойчивого развития сельских территорий является развитие социальной сферы села.
Повышение доступности социальной инфраструктуры является ключевым фактором закрепления на сельских территориях молодых специалистов. Каждое из направлений социального обслуживания населения при недостаточном развитии может стать лимитирующей при формировании нормального уровня жизни.
Одним из направлений социальной деятельности государства является физическая культура и спорт, основной целью которых выступает физического развитие граждан, укрепление их здоровья, массовая пропаганда здорового образа жизни.
Большое внимание со стороны федеральных и региональных органов власти уделяется развитию физической культуры и спорта среди различных возрастных и социальных групп населения посредством реализации долгосрочных целевых программ развития, а также поддержки местных инициатив.
Можно отметить целенаправленную и системную работу, связанную с созданием современной материально-технической базы для развития массового спорта. В последнее время большой акцент делается на создание и обеспечение объектов спорта для подготовки спортивного резерва и развития массового спорта, в том числе для эффективного проведения физического воспитания в образовательных организациях.
По состоянию на 31 декабря 2014 года в Российской Федерации функционируют порядка 269 тыс. объектов спорта (2013 год - 264,9 тыс. объектов спорта). Обеспеченность населения, плоскостными спортсооружениями составляет 32%, а спортивными залами 65%. В рамках адресного распределения субсидий по объектам капитального строительства обеспечено софинансирование в 108 объектов спорта. За период с 2006-2014 гг. введено в эксплуатацию в рамках реализации ФЦП и иных программ 1355 объектов спорта, в том числе: 641 универсальных игровых залов; 143 плавательных бассейнов; 211 ледовых катков; 158 многофункциональных спортивных комплексов; 385 комплексных плоскостных сооружений; 49 специализированных по виду спорта сооружений [11].
Таблица 1 - Индикаторы развитие физической культуры и спорта
Проблема Индикаторы Нормативное значение, единицы измерения Цель
Развитие физической культуры и спорта Единовременная пропускная способность спортивных сооружений 1,9 тыс. человек на 10 тыс. чел Повышение эффективности системы физической культуры и спорта. Укрепление имеющейся материальной базы и пропаганда здорового образа жизни.
Доля населения,систематически занимающегося физической культурой и спортом, в общей численности населения на 2015 год -30%, на 2018 год - 36%.
Доля учащихся и студентов, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности учащихся и студентов значение на 2014год - 57%, на 2015 год -60%, на 2018 год - 72%*.
Доля лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов,систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности данной категории населения значение на 2014 год - 8%, на 2015 год -10%, на 2018 год - 16%.
* Численность систематически занимающихся физической культурой и спортом определяется согласно данным федерального статистического наблюдения по форме №1-ФК (пункт 47.1 Федерального плана статистических работ), а также данных статистического наблюдения в соответствии с Методикой выявления доли населения, систематически занимающегося физической культурой и спортом, включая использование самостоятельных форм занятий и платных спортивно-оздоровительных услуг, разработанной Минспортом России.
В соответствии с Основными направлениями деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2018 года, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 31 января 2013 года № 404п-П13, предусмотрено повышение уровня обеспеченности спортивными сооружениями к 2018 году не менее чем в 1,5 раза.
На наш взгляд, целесообразным является использование ключевых индикаторов, построенных по структуре «проблемы-индикаторы». Именно ключевые индикаторы дают более четкую картину ситуации и позволяют сформулировать цели дальнейшего развития (таблица 1).
Ситуацию в области физической культуры и спорта на региональном уровне можно оценить посредством вышеупомянутых индикаторов.
В таблице 2 приведены индикаторы развития физической культуры и спорта в регионах, входящих в Центрально-Черноземный район.
Таблица 2 - Индикаторы состояния физической культуры и спорта в областях ЦЧР
Наименование Значение индикатора
2012 | 2013 | 2014 | 2015
Доля граждан, занимающихся физической культурой и спортом по месту работы, в общей численности населения, занятого в экономике, %
Нормативное значение* 11 12 13,5 15
Белгородская область 27 28,9 30,4 33,6
Воронежская область 24,5 27,9 30,5 37,6
Курская область 26,5 26 28,5 32,5
Липецкая область 23,2 25 28 32,5
Орловская область 15,1 15,3 16,8 19
Тамбовская область 23,3 25 27,8 32,5
Доля учащихся и студентов, систематически занимающихся с численности учащихся и студ эизической культурой и спортом, в общей ентов, %
Нормативное значение* 47 53 57 60
Белгородская область 54,4 57,9 61,5 65
Воронежская область 57,5 60 62,5 65
Курская область 40,2 45,2 50,1 55
Липецкая область 50,6 53,7 56,9 60
Орловская область 39,8 44,9 49,9 55
Тамбовская область 51,1 54 57 60
Доля лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности данной категории населения, %
Нормативное значение* 4 6 8 10
Белгородская область 5,2 6,6 8 10,6
Воронежская область 2 4,1 6 9,5
Курская область 5 7 8 11,3
Липецкая область 3,5 6,3 8 11,3
Орловская область 1,8 3,2 4,7 7,3
Тамбовская область 3,3 5,5 7,5 11,3
Уровень обеспеченности населения спортивными сооружения способности объектов спо ми, исходя из единовременной пропускной рта, %
Нормативное значение** 19 19 19 19
Белгородская область 53 53,2 54,1 54,8
Воронежская область 28,5 28,8 30,6 31,6
Курская область 26 27 28,6 31
Липецкая область 28,7 29,3 30 32,7
Орловская область 34 34,2 35,1 35,7
Тамбовская область 34 34,2 35,1 35,7
* За нормативное взято значение индикатора государственной программы Российской Федерации «Развитие физической культуры и спорта».
** Численность систематически занимающихся физической культурой и спортом определяется согласно данным федерального статистического наблюдения по форме №1-ФК (пункт 47.1 Федерального плана статистических работ), а также данных статистического наблюдения в соответствии с Методикой выявления доли населения, систематически занимающегося физической культурой и спортом, включая использование самостоятельных форм занятий и платных спортивно-оздоровительных услуг, разработанной Минспортом России.
Проведение сравнительного анализа состояния сферы физической культуры и спорта областей Центрально-Черноземного район (далее ЦЧР) позволило сделать следующие выводы:
1. По показателям доли граждан, занимающихся физической культурой и спортом
по месту работы, в общей численности населения, занятого в экономике выполнение норматива зафиксировано на протяжении 2012-2014 гг. во всех пяти областях ЦЧР.
2. Нормативное значение по доле учащихся и студентов, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности учащихся и студентов не выполняется в течение всего анализируемого периода в двух регионах -Орловская и Курская область.
3. Показатель доли лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности данной категории населения соответствует нормативу во всех регионах, за исключением Воронежской и Орловской областей.
4. Уровень обеспеченности населения спортивными сооружениями, исходя из единовременной пропускной способности объектов спорта, выполняет нормативное значение и значительно превосходит его во всех регионах за исследуемый период времени.
Таблица 3 - SWOT-анализ развития сферы физической культуры и спорта Орловской области
Сильные стороны
Слабые стороны
1
2
1. Реализация федеральных и региональных целевых программ: «Развитие физической культуры и спорта», «Физическая культуры и спорт в Орловской области на 2013-2016 годы», «Развитие физической культуры и спорта в Орловской области на 2012-2016 гг.».
2. Наличие в регионе обширной системы спортивных сооружений различного вида (на начало 2014 года на территории области находятся 1832 спортивных сооружения, в т.ч. 14 стадионов, 1026 плоскостных сооружений, 455 спортивных залов, 30 плавательных бассейнов, 77 сооружений для стрелковых видов спорта, 1 легкоатлетический манеж; 1227 учреждений, предприятий, объединений и организаций физкультурно-спортивной направленности, из них в распоряжении сельских жителей находится 898 спортивных сооружений, в т.ч. 2 стадиона, 619 плоскостных сооружений, 227 спортивных залов, 3 плавательных бассейна, 21 стрелковый тир, 1 лыжная база, 26 приспособленных помещений для занятий физической культурой и спортом).
3. Высокая пропускная способность спортивных сооружений на территории области (единовременно более 26,1 тыс. чел.).
4. В регионе создано бюджетное учреждение Орловской области «Реабилитационно-спортивный центр инвалидов» с филиалами в городах Ливны и Болхов.
5. Развитая система спортивных школ и учреждений соответствующего вида (в регионе функционируют 28 ДЮСШ).
6. Рост числа граждан, занимающихся физической культурой и спортом (в 2014 году 30,8 тыс. человек, что на 1% больше уровня 2012 года).
7. Значительный штат физкультурных работников (1822 чел. в 2014 году).
8. Физкультурно-оздоровительную работу на селе проводят 410 штатных работников.
1. Высокая общая заболеваемость населения (рост на 0,93% за последние шесть лет), особенно молодежи
2. Недостаточный уровень обеспеченности спортивными сооружениями для проведения физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы
3. Неудовлетворительное техническое состояние многих спортивных сооружений.
4. Отсутствие современной спортивной базы (нехватка спортивного инвентаря и оборудования в образовательных учреждениях, спортивных школах, в спортивных сооружениях для обеспечения образовательного и учебно-тренировочного процесса).
5. Непривлекательность работы в учреждениях физической культуры и спорта для молодых специалистов с высшим образованием по причине низкой заработной платы и отсутствия перспектив приобретения жилья.
6. Низкий процент охвата занимающегося физической культурой и спортом населения, в том числе среди инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, в т.ч. среди социально незащищенных слоев населения.
7. Уменьшение количества учреждений, предприятий и организаций сферы физической культуры и спорта в связи с недостаточным финансированием из средств бюджетов различных уровней (на 84 ед. за 2013-2014 гг.).
8. Недостаточное и нестабильное бюджетное финансирование и отсутствие заинтересованности инвесторов во вложении средств в развитие физической культуры и спорта.
9. Слабое развитие спортивной медицины (проблема обеспечения медицинского контроля за занимающимися физической культурой и спортом, а также медицинского обеспечения участников физкультурно-спортивных мероприятий).
10. Орловский областной врачебно-физкультурный диспансер не в состоянии в полном объеме обеспечить медицинским обслуживанием жителей области в соответствии с действующими нормативными документами._
1 2
Возможности (О) Угрозы (Т)
1. Организация и проведение сельских спортивных состязаний, активное участие во Всероссийских сельских спортивных играх, а также в других общероссийских движениях по оздоровлению нации. 2. Активизация кадровой политики по привлечению молодых специалистов, сохранению квалифицированных работников физической культуры и спорта, а также устранению низкого образовательного уровня физкультурных кадров на селе. 3. Модернизация физкультурно-спортивных сооружений как элемента долгосрочной политики развития физической культуры и спорта. 4. Оказание материальной и финансовой поддержки детско-юношеским и молодежным объединениям физкультурно-спортивной направленности при наличии правового статуса детско-юношеского и молодежного общественного объединения. 5. Оказание грантовой поддержки сельским объединениям физкультурно-спортивной направленности из регионального и местного бюджетов. 6. Строительство физкультурно-спортивных комплексов, плавательных бассейнов шаговой доступности во всех муниципальных образованиях Орловской области 1. Недостаточное количество профессиональных тренерских кадров. 2. Дальнейшая потеря квалифицированных работников учреждений физической культуры и спорта. 3. Утрата традиций российского спорта высших достижений. 4. Нестабильное количество занимающихся спортом в связи с ухудшением благосостояния населения. 5. Недостаточное привлечение населения к регулярным занятиям физической культурой через средства массовой информации. 6. Несоответствие уровня материально-технической базы (моральный и физический износ) и соответствующей инфраструктуры физической культуры и спорта задачам развития массового спорта в стране. 7. Отсутствие на государственном уровне активной пропаганды занятий физической культурой и спортом как составляющей здорового образа жизни. 8. Вероятность снижения объемов финансирования мероприятий в области физической культуры и спорта.
5. В общей совокупности аутсайдером является Орловская область, уступающая областям ЦЧР по абсолютному большинству индикаторов.
Однако приведенной динамики показателей недостаточно для обоснованных выводов. Полную картину сложившейся ситуации может дать стратегический SWOT-анализ развития физической культуры и спорта, который был апробирован на примере Орловской области (таблица 3). Проведенный SWOT-анализ позволил выявить основные характеристики региона в области физкультуры и спорта. Таким образом, в Орловской области достаточно большое внимание уделяется развитию физической культуры и спорта, уже реализованные государственные программы поддержки создали базис для дальнейшего развития отрасли. Однако данных мероприятий не достаточно для решения всех имеющихся проблем.
В результате проведенных исследований были определены, точи роста в развитии физической культуры и спорта:
1. Создание правовых, экономических, организационных условий и гарантий для самореализации молодежи, основанной на привлечении широкого круга молодых граждан к непосредственному участию в формировании и реализации программ физкультурно-спортивного движения.
2. Материальная и финансовая поддержка детско-юношеских и молодежных объединений физкультурно-спортивной направленности, в рамках федеральной и региональных целевых программ.
3. Грантовая поддержка общественных инициатив в области физической культуры и спорта, за счет регионального и муниципального бюджетов.
4. Организация совместной работы органов государственной власти, соответствующих ведомств, научных учреждений, спортивных обществ и организаций, молодежных движений и объединений по развитию физкультурно-спортивного движения, разработке новых принципов государственной поддержки, мотивации процесса физического воспитания.
5. Законодательное закрепление льготного налогового режима в отношении детско-юношеских и молодежных объединений физкультурно-спортивной направленности, гарантия невмешательства в их деятельность при оказании соответствующей поддержки, предоставление права детско-юношеским объединениям пользоваться объектами социальной инфраструктуры бесплатно или на льготных условиях.
6. Разработка и реализация льгот на аренду и пользование спортивными сооружениями, посещение спортивных мероприятий, в том числе применительно к отдельным категориям граждан и организаций.
7. Строительство физкультурно-спортивных комплексов, плавательных бассейнов во всех муниципальных образованиях Орловской области, в рамках региональных целевых программ.
Объективная оценка уровня обеспеченности сельских территорий объектами физической культуры и спорта может дать аналитическую информацию для разработки ведомственных целевых программ. Повышение доступности физической культуры и спорта на селе является одним из факторов закрепления на сельских территориях молодых специалистов.
БИБЛИОГРАФИЯ
1. Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» №329-Ф3 от 04.12.2007 г.
2. Федеральным законом № 131-Ф3 от 06.10.2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
3. Закон Орловской области от 8 сентября 2009 года № 959-ОЗ «О физической культуре и спорте в Орловской области».
4. Распоряжение Правительства РФ от 03.07.1996 г. № 1063-р, в ред. распоряжений Правительства РФ от 14.07.2001 № 942-р, от 13.07.2007 № 923-р. Р.Ф. от 19 октября 1999 года №1683-р и методикой определения нормативной потребности субъектов Российской Федерации в объектах социальной инфраструктуры (с изменениями на 23 ноября 2009 года).
5. Федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года».
6. Указа Президента Российской Федерации от 28 апреля 2008 г. №607 «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов».
7. Постановление Правительства РФ от 17 декабря 2012 г. №1317 «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 28 апреля 2008 г. №607 «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов» и подпункта «и» пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления».
8. Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 302 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие физической культуры и спорта».
9. Постановление Правительства Орловской области от 28 декабря 2011 года №458.
10. Постановление Правительства Орловской области от 19 марта 2013 года № 88.
11. Федеральная служба статистики [Электронный ресурс] URL: http:// www.gks.ru (дата обращения 28.11.2015).
12. Федеральная служба статистики [Электронный ресурс] URL:http://www.orel.gks.ru (дата обращения 28.11.2015).