Научная статья на тему 'Управление физической культурой и спортом в Орловской области: состояние и пути совершенствования'

Управление физической культурой и спортом в Орловской области: состояние и пути совершенствования Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1058
135
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ / СИСТЕМА / РАЗВИТИЕ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ / ОРЛОВСКАЯ ОБЛАСТЬ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Старостенко А. М., Старостенко К. В.

В статье рассматривается состояние системы управления физической культурой и спортом, анализируется правовая база и выявляются проблемы функционирования данной отрасли в Российской Федерации, а также определяются основные приори-тетные направления и пути совершенствования системы управления физической куль-турой и спортом в Орловской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Старостенко А. М., Старостенко К. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Управление физической культурой и спортом в Орловской области: состояние и пути совершенствования»

УДК [351.855.3:796](470.319)

СТАРОСТЕНКОАЖ, Управление физической СТАР0СТЕНК0 К.В. культурой и спортом в

Орловской области: состояние и пути совершенствования

В статье рассматривается состояние системы управления физической культурой и спортом, анализируется правовая база и выявляются проблемы функционирования данной отрасли в Российской Федерации, а также определяются основные приоритетные направления и пути совершенствования системы управления физической культурой и спортом в Орловской области.

Ключевые слова: управление, система, развитие, физическая культура и спорт, Орловская область.

Всемирно-историческое развитие человечества характеризуется двумя тенденциями: усложнением институционально-организационных форм обществ и других социетальных систем и углублением знаний общества о природе и сущности этих форм. Вторая тенденция вытекает из первой, обеспечивая, таким образом, совершенствование теории и практики управления, объективно связанного с появлением не только новых форм,но и инновационных процессов, которые могут нести как позитивные для общества, так и негативные аспекты. В этом аспекте представляют особый интерес физическая культура и спорт как важнейшие и общественно значимые феномены социокуль-туры. Несмотря на это, медленно и с трудом выдвигаются для дискуссионного обсуждения вопросы, связанные с осмыслением социальной природы и форм функционирования физической культуры и спорта с учетом кардинальных изменений в условиях социетальной организации человечества. В последние десятилетия ученые все настойчивее утверждают: речь следует вести не столько о значении спорта в аспекте индивидуального физи-

ческого совершенствования, сколько о новых его функциях, связанных с превращением его в отрасль индустрии услуг, причем не в последнюю очередь услуг зрелищных, а также в одно из направлений шоу-бизнеса.

Качественное управление физической культурой и спортом напрямую связано с эффективным функционированием данной отрасли, всеобщим прогрессом страны, так как направлено не только на физическое развитие человека, укрепление и охрану его ресурсного потенциала, но и способствует проявлению социальной активности, является разумной формой организации и проведения культурного досуга. Физическая культура и спорт влияют и на другие стороны человеческого бытия: личный авторитет и социальное положение в обществе, профессионально-трудовую деятельность, структуру нравственно-интеллектуальных характеристик, эстетических идеалов и ценностных ориентаций. Поэтому вполне очевидно, что управление физической культурой и спортом на современном этапе модернизации Российской Федерации должно обладать такими основополагающими

признаками, как системность, комплексность и целостность.

Однако сложившееся положение дел в этой отрасли не в полной мере способствует формированию целерациональной системы организации государственного, регионального, муниципального и общественного управления физкультурно-спортивной деятельностью в стране. К примеру, за последние десять лет в России закрылись тысячи спортивных клубов и секций, работавших при школах, средних и высших учебных заведениях, в микрорайонах и жэках; на 20% сократилась сеть физкультурно-оздоровительных сооружений. Под предлогом экономической нецелесообразности предана забвению физкультурно-оздоровительная работа; из основных показателей государственной социальной статистики исключены уровень здоровья и физического развития граждан; ряд спортивных сооружений и стадионов используются в коммерческих целях. Несмотря на то, что бюджетное финансирование не обеспечивает в полной мере развитие массового спорта и потребности спорта высших достижений, для инвесторов и спонсоров, готовых вкладывать средства в развитие физической культуры, не создаются соответству-ющиеусловия, недостаточно используются возможности общественных физкультурно-оздоровительных объединений.

Система управления физической культурой в России не является оптимальной как на федеральном, так и на региональном уровнях: повсеместно не реализуются нормы застройки городов и населенных пунктов спортивными сооружениями; профсоюзы прекратили финансирование 40% своих детско-юношеских спортивных школ, в результате чего отлучены от физкультуры свыше 160 тысяч детей; нормативно-правовая база в сфере физической культуры не позволяет гражданам осуществлять в полном объеме их конституционные права. К сожалению, не в полной мере используются современные возможности средств массовой информации для пропаганды физкультуры и здорового образа жизни. Не создан эффективный механизм государственного регулирования,

стандартизации и сертификации качества физкультурных услуг, особенно в образовательных учреждениях. Утеряны основные ориентиры в стратегии управления физической подготовкой и физическим развитием молодежи и массового спорта в стране; из категориального аппарата физкультурно-оздоровительной работы с населением исключены понятия «массовость» и физкультурный комплекс «Готов к труду и обороне». Исходя из всего изложенного выше, нельзя не признать справедливым вывод В.В. Путина, озвученный им на заседании Госсовета Российской Федерации. Сегодня Россия больна духовно и физически: ежегодно регистрируется 157 млн. заболеваний, что на 7% превышает численность российского населения в целом. Каждый седьмой житель страны в возрасте от 14 до 60 лет подвержен наркотической зависимости, выплаты по больничным листам составляют 3% годового фонда заработной платы1. До создания в нашей стране «культа здорового образа жизни» явно далеко.

По мнению отечественного исследователя A.M. Банникова, повышение эффективности функционирования системы управления развитием физической культуры и спорта в республиках, краях и областях России в начале XXI века происходит в нескольких направлениях и сопряжено с рядом трудностей:

-динамизацией процесса реорганизации системы управления отраслью, начиная с первичных, низовых структур до государственных и общественных организаций, что объективно сопряжено со значительными социально-организационными сложностями;

- совершенствованием технологии функционирования системы управления в целом за счет разработки нормативно-правовой базы, которая в значительной степени несовершенна на федеральном уровне и в ещё большей степени в субъектах Российской Федерации;

- переход на программно-целевое управление в области физической культуры и спорта происходит с одновременным поиском и внедрением в практику деятельности новых источников финансиро-

вания и информационного обеспечения развития отрасли2.

С нашей точки зрения, социально-управленческая база, являющаяся основой для реализации современной государственной политики в области физической культуры и спорта России, неадекватна проводимым социально-экономическим реформам, не имеет надежных механизмов реализации, не гарантирует конституционные права каждого из граждан на доступ к здоровому образу жизни. Следует иметь в виду, что государство предоставляет только возможность использования конституционных гарантий этих прав, а их реализация зависит от самого субъекта, от его активности и благополучия семьи. Для кардинального изменения положения дел в области практической реализации эффективной системы формирования здорового образа жизни населения необходимо восстановить все позитивное, что было достигнуто в управления физической культурой и спортом в Российской Федерации, в странах с развитой рыночной экономикой, разобраться в многочисленных изменениях, которые происходят в системе управления институтом спорта в современный период модернизации.

Одной из проблем, актуализирующих проведение такого рода исследования, является дезинтеграция системы государственного управления институтом спорта. На наш взгляд, это предопределено, с одной стороны, несовершенством российского законодательства в области физической культуры и спорта, что не позволяет устранить имеющиеся разногласия и противоречия между федеральным центром и регионами, между государственными и общественными спортивными организациями и объединениями и, самое главное, между человеком и социумом; с другой стороны, отсутствием действенного механизма реализации принци-падецентрализации вуправлении Российской Федерацией, который априори полагает в многонациональном государстве передачу федеральным центром иным субъектам управления соизмеримых по объему полномочий, финансовых ресурсов и иных источников, а также связанных

с ними ответственности и контроля. Переход к трехступенчатой схеме управления «центр-регион-муниципалитет» возможен с учетом изложенных выше задач.

В соответствии с Конституцией РФ 1993 г. сфера управления физической культурой и спортом - предмет совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ (п. «е», ч. 1, ст. 72). При этом федеральное законодательство по физической культуре и спорту стало основываться на соблюдении принципа субсидиарное™. В соответствии с ним в главе первой Федерального закона РФ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»3 от 4 декабря 2007 г. № 329-ФЭ определено следующее:

1. Федеральные органы исполнительной власти, на которые возложены функции по проведению государственной политики, нормативно-правовому регулированию, оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере физической культуры и спорта, руководствуются определенными нормами и принципами взаимодействия с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и спортивными федерациями (ст. 3, п. 9).

2. Законодательство о физической культуре и спорте базируется на Конституции РФ, федеральных законах и принимаемых в соответствии с ними законах субъектов Российской Федерации, муниципальных правовых актах, положения которых не могут противоречить настоящему Федеральному закону «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» (ст. 4).

Полномочия федеральных органов власти в области физической культуры и спорта (ст. 6), субъектов Российской Федерации (ст. 8); органов местного самоуправления (ст. 9), в системе представленные в Законе, позволили приостановить действия федерального центра Российской Федерации в сфере деятельности институтов физической культуры и спорта, переданные для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации с 1 января 2012 г. до

1 января 2015 г. на основании Федерального закона от 06.11.2011 г. № 301-ФЗ4.

Федеральным законодательством установлены общие правовые рамки для функционирования всей структуры физической культуры и спорта в масштабах всей страны. Правительство РФ, руководствуясь Законом «О физической культуре и спорте»5, проводит, с одной стороны, все необходимые мероприятия и их финансирование по развитию данной сферы; с другой стороны, оставляет широкое поле для законотворческой деятельности региональным и местным законодателям, допуская принятие ими собственных правовых актов, дополняющих и конкретизирующих положения федерального закона и учитывающих национальные, географические, исторические и прочие особенности региона, его традиции и обычаи. Несмотря на то, что Закон РФ «О физической культуре и спорте» предоставляет региональным органам власти широкие полномочия в части развития физической культуры и спорта, к примеру, принимать и реализовывать государственные региональные программы в этой сфере; утверждать локальные межмуниципальные проекты, организовывать и проводить официальные физкультурные и спортивные мероприятия, в том числе и по национальным видам спорта, развивающимся в субъектах Российской Федерации; устанавливать порядок формирования и обеспечения спортивных сборных команд; учреждать почетные звания, награды, премии и иные формы поощрения; присваивать спортивные разряды и квалификационные категории спортивным судьям в порядке, установленном Положением о единой всероссийской спортивной классификации и Положением о спортивных судьях; осуществлять меры по развитию физической культуры и спорта инвалидов, лиц с ограниченными возможностями здоровья, адаптивной физической культуры и адаптивного спорта; обеспечивать эффективную деятельность региональных центров спортивной подготовки; организовывать профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации специалистов в области физической культу-

ры и спорта. Кроме этого субъекты Российской Федерации вправе устанавливать дополнительное материальное обеспечение лицам, имеющим выдающиеся достижения и особые заслуги перед страной в области физической культуры и спорта, в том числе завоевавшим звания чемпионов или призеров Олимпийских игр, Па-ралимпийских игр, Сурдлимпийских игр, чемпионов мира и Европы и т.д.

Перечисленные полномочия составляют фундамент эффективной региональной системы управления физической культурой и спортом. Таким образом, децентрализация управления данной сферой общественной жизни закреплена законодательно, что априори предполагает отличие принципов, форм и методов функционирования ее институтов от своего аналога в условиях административно-командной системы. В связи с этим мы проанализировали специфику организации управления физической культурой и спортом на региональном уровне - в субъектах Российской Федерации в контексте жизнеспособности россиян, формирования духовно-нравственного и физически здорового подрастающего поколения.

Анализ существующей системы управления физической культурой и спортом на уровне субъектов Федерации показал, что законодательные и исполнительные органы региональной власти делают акцент при управлении этой сферой, с одной стороны, на создании условий для формирования здорового образа жизни гражданами региона при самоорганизации ими досугового времени, структуры и содержания жизни и деятельности; с другой стороны, поддерживают и развивают спортивный менеджмент, маркетинг спортивных услуг и других аспектов коммерциализации спорта.

Критериями оценки результативной в этом направлении работы органов регионального управления чаще всего выступают: во-первых, количество спортивных сооружений, государственных специализирован ных физкультурно-спортивных организаций, профессиональных спортсменов и тренеров, способных обеспечивать реализацию целей и задач формирования у населения устойчивого ин-

тереса к регулярным занятиям физической культурой и спортом, здоровому образу жизни; во-вторых, эффективность локальной стратегии развития институтов физической культуры и спорта, соответствующих интересам и потребностям всех групп населения и направленных на реализацию федеральных и региональных целевых программ; в-третьих, конструктивный диалог с представителями спортивного бизнеса с целью выработки согласованной политики в сфере развития региональной системы физкультуры и спорта: наличие предприятий спортивной индустрии; создание частных спортивных организаций, проводящих социально значимую спонсорскую работу по развитию спортивных клубов и молодежных центров досуга, а также укреплению материально-технической базы для развития спорта высших достижений и эффективной подготовки спортивного резерва; в-четвертых, система работы законодательной и исполнительной власти по выработке и реализации федеральных и региональных нормативно-правовых актов, пропаганде здорового образа жизни, ценностей спорта, проведение различных монито-рингов по актуальным вопросам включения населения в занятия физкультурой и спортом; в-пятых, фиксация тенденций и динамики изменения досугового времени молодежи, уровня вовлеченности ее в мероприятия по развитию в регионе детско-юношеского спорта, особенно в общеобразовательных школах и других учебных заведениях; в-шестых, формы и методы улучшения уровня образованности населения в области физического состояния и формирования установки на здоровое и гармоничное развитие личности.

В Орловской области к основным документам, регулирующим сферу управления физической культурой и спортом, относятся: Закон Орловской области от 8 сентября 2009 г. № 959-03 «О физической культуре и спорте в Орловской области»6 и Постановление правительства Орловской области от 28 декабря 2011 г. № 458 «Об утверждении долгосрочной областной целевой программы «Развитие физической

культуры и спорта в Орловской области на 2012-2016 годы»7.

В Законе «О физической культуре и спорте в Орловской области» в сжатой, концентрированной форме определены основные цели, задачи и направления развития физической культуры и спорта в регионе, зафиксированы полномочия органов государственной и муниципальной власти Орловской области (в части финансирования и регулирования физкультурно-спортивной деятельности). Являясь весьма кратким правовым документом, содержащим всего 17 статей, Закон тем не менее четко и без излишней детализации прописывает основные проблемы областной системы физической культуры и спорта, способы их решения, а также механизмы реализации управленческих воздействий. Указанные в тексте управленческие цели весьма объемны, социально значимы и представлены законодателями таким образом, что практически невозможно изъять или добавить хотя бы одно слово без нарушения смысла и внутренней логики Закона.

Более детальным в этом плане выглядит Постановление правительства Орловской области от 28 декабря 2011 г. № 458 «Об утверждении долгосрочной областной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Орловской области на 2012-2016 годы». В соответствии с Постановлением на развитие физической культуры и спорта в указанные годы планируется выделить из областного бюджета 60,4 млн. рублей. Все это предполагается направить на устранение существующих в регионе недостатков, которые были выявлены в ходе различных исследований и проверок, а именно:

- недостаточный уровень обеспеченности спортивными сооружениями для проведения физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы, неудовлетворительное техническое состояние большинства из них;

- нехватка необходимого спортивного инвентаря и оборудования в образовательных учреждениях, спортивных школах, на спортивных сооружениях для обеспечения образовательного и учебно-тренировочного процесса;

- невысокий процент охвата занимающихся физической культурой и спортом, в том числе женщин и социально не защищенных слоев населения (10-е место в Центральном федеральном округе);

- снижение интереса и потребности большинства людей в занятиях физической культурой и спортом в свободное время, в том числе самостоятельно;

- недостаточное и нестабильное бюджетное финансирование, отсутствие заинтересованности инвесторов во вложении средств в развитие физической культуры и спорта;

- отсутствие устойчивой мотивации и материальной заинтересованности у специалистов высокой квалификации в области физической культуры и спорта в работе со спортивным резервом и населением по месту жительства;

- недостаточная работа по пропаганде здорового образа жизни и ценностей физической культуры и спорта в средствах массовой информации8.

В Постановлении отмечено, что в Орловской области находятся 1832 спортивных сооружения, в том числе 14 стадионов, 1026 плоскостных сооружений, 455 спортивных залов, 30 плавательных бассейнов, 77 сооружений для стрелковых видов спорта, один легкоатлетический манеж. Функционируют 1227учреждений, предприятий, объединений и организаций физкультурно-спортивной направленности. За период с 2007 по 2010 г. введено в эксплуатацию 186 спортивных объектов, в основном это плоскостные спортивные сооружения, что свидетельствует о традиционном подходе к решению проблем данной отрасли и сохранению устойчивой тенденции оценки состояния дел в системе физической культуры и спорта по общепринятым показателям.

Наглядным примером тому является сдача в эксплуатацию 18 февраля 2012 г. в Орле в ФГБОУ ВПО «Госуниверситет -УНПК» физкультурно-оздоровительного комплекса с плавательным бассейном. Спортивное сооружение построено по новейшим технологиям. В бассейне можно будет проводить соревнования регионального и международного уровней. Еще одна особенность спортивного объекта в том, что заниматься здесь смогут и люди

с ограниченными физическими возможностями9.

Однако в день открытия данного комплекса ни представители органов региональной и муниципальной власти, ни бизнес-сообщества региона не взяли на себя обязательства сделать этот физкультурно-оздоровительный комплекс центром социального здоровья молодежи, благодаря которому не только может быть усовершенствована система подготовки спортсменов высокого класса, появятся новые формы физкультурно-оздоровительных и спортивных услуг, увеличится число студентов, занимающихся физической культурой, но и будут созданы новые организационные формы самоидентификации. Это, в свою очередь, будет способствовать, с одной стороны, социальной и физической адаптации молодежи к здоровому образу жизни, предполагающему развитие общественной инициативы и активности в процессе самовоспитания; с другой стороны, вовлечение ее в каждодневные занятия физической культурой, которая сегодня является одним из основных факторов социального и физического здоровья личности и, что не менее значимо, способом развития массового физкультурного движения, а это значит - внедрение массового спорта в образ и стиль жизни населения Орловской области. В «Концепции развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2005 года» развитие массовой физкультуры и спорта отнесено к стратегическим целям социальной политики государства.

Вполне очевидно, что в достижении успешного функционирования отрасли физической культуры и спорта и в увеличении ее вклада в социально-экономическое развитие Орловской области ключевая роль принадлежит кадрам с учетом соответствия их решаемым регионом задачам. Сегодня спортивная система подготовки тренеров-преподавателей различных специализаций осуществляется на базе общего и средне-специального образования в ФГБОУ ВПО «Орловский государственный университет», ФГБОУ ВПО «Госуниверситет-УНПК», училище олимпийского резерва БОУ ОО СПО «Орловский спортивный техникум», БОУ ОО СПО «Мезенский педагогический кол-

ледж». Благодаря их слаженной деятельности в сфере физической культуры и спорта в Орловской области занято около 2000 профессионально подготовленных штатных работников, из них с высшим образованием - свыше 1000 человек. В системе спортивных школ и клубов учебно-тренировочную работу ведут 614 тренеров-преподавателей, из них штатных работников -494 человека. Несмотря на проводимую работу органами образования, количество штатных работников сферы физической культуры и спорта увеличено незначительно в связи с тем, что молодые специалисты с высшим образованием неохотно идут на тре-нерско-преподавательскую работу из-за низкой заработной платы и отсутствия перспектив приобретения жилья.

По нашему мнению, для того чтобы система физической культуры и спорта в Орловской области функционировала результативно и более эффективно, необходимо соединить ее цели (критерии результативности) со средствами достижения, которые определены Программой Правительства области «Развитие физической культуры и спорта в Орловской области на 2012-2016 годы» в качестве направлений развития массового спорта и спорта высших достижений, физической культуры и спорта среди лиц с ограниченными физическими возможностями. К примеру, запланировано в аспекте развития спорта высших достижений укрепление материально-технической базы учреждений дополнительного образования детей (специализированные детско-юношеские школы олимпийского резерва, детско-юношеские спортивные школы). Однако не учтены основополагающие факторы, препятствующие активному развитию массовой физкультуры и спорта в регионе:

- во-первых, ставка делается на коммерциализацию институтов физкультуры и спорта;

- во-вторых, обеспеченность спортивными сооружениями спортивных клубов и секций, работавших при школах, средних и высших учебных заведениях, в микрорайонах и жэках, для проведения физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы находится в неудовлетворительном состоянии.

Не стоит забывать, что в отличие от уровня таких мегаполисов, как Москва и

Санкт-Петербург, физкультурно-спортив-ная активность населения большинства регионов, в том числе и Орловской области, зависит от низкой среднемесячной заработной платы и безработицы. Поэтому не случайно не происходит увеличение10 числа приверженцев физической культуры и спорта в Орловской области, а это, в свою очередь, не приводит к положительным изменениям в состоянии здоровья населения, увеличению его средней продолжительности жизни. Пропаганда занятий физической культурой и спортом в средствах массовой информации области имеет, как и на всероссийском уровне, серьезные проблемы. Как правило, ведущую позицию занимают передачи и публикации информационной направленности о результатах проводимых соревнований; исчезли материалы аналитического характера; не выявляются причины отсутствия нестандартных методов работы местного самоуправления по внедрению физической культуры в широкие слои населения.

Мы полностью солидарны с профессором B.C. Каменковым, что современное представление о спорте должно увязываться не только со спортивными соревнованиями и спортивными достижениями, но и с деятельностью очень широкого круга субъектов: государства, организаций (спортивных школ и клубов, спонсоров, организаций-производителей спортивной формы и инвентаря, банков, транспортных и страховых организаций), средств массовой информации, зрителей. Именно этот круг субъектов нуждается в определенной системе управления11. Это можно в полной мере отнести и к сфере физической культуры.

Исходя из этого, систему управления физической культурой и спортом можно определить как деятельность государственных органов власти и иных организаций, регламентированную правовыми актами и представляющую собой совокупность скоординированных методов и средств управления физической культурой и спортом, реализуемых в соответствии со своей компетенцией. Поэтому сегодня в Российской Федерации существует необходимость принятия нового Федерального закона «О физической культуре и спорте», в котором должны быть четко

разделены понятия «физическая культура», «спорт», «профессиональный спорт» и все родственные составляющие этих понятий, их структур, функций, целей и задач. Лишь в этом случае мы получим возможность четко урегулировать вопросы и снять проблемы физической культуры и спорта, взаимодействия их различных управляющих и управляемых институтов.

Кроме того, в рамках программ стратегического развития регионов должны быть четко определены приоритетные направления развития физической культуры и спорта, указаны цели и критерии их достижения с учетом всех современных изменений в области спорта, новых концепций физической и спортивной активности. Для принятия подобных стратегич еских п рограм м необходи -мо решить следующие задачи:

- проанализировать реальную ситуацию в регионе (выявить численность занимающихся; уровень спортивных достижений; число спортивных клубов и школ; соотношение между потребностью в том или ином виде спорта и степенью удовлетворения интересов увлеченных физической культурой; стоимость развития видов спорта; эффективность затрат при проведении различных спортивных мероприятий и т.д.);

-активно внедрять механизмы спортивного менеджмента, управления персоналом, координацию деятельности всех спортивных организаций в регионе, исключить дублирование в их работе, оценивать результаты их труда как предприятий, предоставляющих услуги;

- в основу деятельности спортивных организаций положить принцип прозрачности в объемах финансирования; критериях финансирования команд и перспективных спортсменов; приоритетности отдельных видов спорта; договорных отношениях с инвесторами и бизнесом.

1 См.: Российская газета. 2002. 5 февраля.

2 Банников A.M. Управление системой физической культуры и спорта в субъекте Российской Федерации в современных социально-экономических условиях: на примере Краснодарского края: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.04. Майкоп, 2002. С. 3.

3 Федеральный закон Российской Федерации от 4 декабря 2007 г. № 329-ФЭ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» // Российская газета. 2007. 8 декабря.

4 Федеральный закон РФ от 6 ноября 2011 г. № 301-ФЗ «О приостановлении действия отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов» и признании утратившими силу отдельных положений статьи 2 Федерального закона «О внесении изменения в статью 31 Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и приостановлении действия отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов»» // Российская газета. 2011. 9 ноября.

5 Федеральный закон Российской Федерации от 4 декабря 2007 г. № 329-ФЭ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» // Российская газета. 2007. 8 декабря.

6 Закон Орловской области от 8 сентября 2009 г. № 959-03 «О физической культуре и спорте в Орловской области» (Принят областным Советом народных депутатов 28 августа 2009 года) // http://www.russianpeople.ru/ru/ old/143519

7 Постановление правительства Орловской области от 28 декабря 2011 г. № 458 «Об утверждении долгосрочной областной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Орловской области на 2012-2016 годы» // http://www.rg.ru/2012/01/12/orelobl-post458-reg-dok.html

8 Постановление правительства Орловской области от 28 декабря 2011 г. № 458 «Об утверждении долгосрочной областной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Орловской области на 2012-2016 годы» // http://www.rg.ru/2012/01/12/orelobl-post458-reg-dok.html

9 При Орловском госуниверситете сдан в эксплуатацию физкультурно-оздоровительный комплекс стоимостью 234,5 млн. рублей // http: //www. stadium.ru/index_local.asp?razd = 6&curNewsld=54985

10 За период с 2007 по 2010 год произошло увеличение общего количества занимающихся физической культурой и спортом - 112 770 человек в 2010 году (2007 год - 108 381 человек).

" Каменков B.C. Система управления физической культурой и спортом в Беларуси // Вестник Высшего Хозяйственного Суда. 2010. №4. С. 149.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.