Научная статья на тему 'Физическая культура и спорт как одно из средств достижения ключевых параметров национальной безопасности'

Физическая культура и спорт как одно из средств достижения ключевых параметров национальной безопасности Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
590
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / NATIONAL SECURITY / СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / SOCIAL POLICY / НАЦИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА ФИЗКУЛЬТУРНОГО ВОСПИТАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ / NATIONAL SYSTEM OF PHYSICAL EDUCATION OF THE POPULATION

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Созин Андрей Вячеславович

Сегодня массовый спорт и физическая культура занимают важное место в структурах общего и профессионального образования в области управления здравоохранением и культуры, структур обороны, внутренних дел и национальной безопасности. По мнению автора, среди проблем безопасности России, которые полностью или частично могут быть решены организационно-экономическими мерами в области спорта для всех, следует назвать демографическую и социальную ситуацию в стране. Управление сферой физической культуры и спорта должно носить стратегический характер, проводится с целью получения максимального эффекта в области сохранения людей в будущем. Среди основных нерешенных вопросов государственные обязательства по материально-техническому обеспечению сферы физической культуры и массового спорта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Созин Андрей Вячеславович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Физическая культура и спорт как одно из средств достижения ключевых параметров национальной безопасности»

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ КАК ОДНО ИЗ СРЕДСТВ ДОСТИЖЕНИЯ КЛЮЧЕВЫХ ПАРАМЕТРОВ НАЦИОНАЛЬНОЙ

БЕЗОПАСНОСТИ Созин А.В. Email: [email protected]

Созин Андрей Вячеславович - научный сотрудник, Центр по сотрудничеству с Европейским Союзом при Международном институте проблем управления, г. Москва

Аннотация: сегодня массовый спорт и физическая культура занимают важное место в структурах общего и профессионального образования в области управления здравоохранением и культуры, структур обороны, внутренних дел и национальной безопасности. По мнению автора, среди проблем безопасности России, которые полностью или частично могут быть решены организационно-экономическими мерами в области спорта для всех, следует назвать демографическую и социальную ситуацию в стране. Управление сферой физической культуры и спорта должно носить стратегический характер, проводится с целью получения максимального эффекта в области сохранения людей в будущем. Среди основных нерешенных вопросов - государственные обязательства по материально-техническому обеспечению сферы физической культуры и массового спорта.

Ключевые слова: национальная безопасность, социальная политика, национальная система физкультурного воспитания населения.

PHYSICAL CULTURE AND SPORT AS A MEANS OF ACHIEVEMENT OF KEY PARAMETERS OF NATIONAL SECURITY Sozin A.V.

Sozin Andrey Vjacheslavovich - Research Fellow, CENTRE FOR COOPERATION WITH EUROPEAN UNION AT THE INTERNATIONAL INSTITUTE FOR MANAGEMENT PROBLEMS, MOSCOW

Abstract: today, sport and physical culture has occupied an important position in the structures of General and vocational education in the field of health management and culture, structures defence, interior and national security. According to the author, among security problems of Russia, which fully or partly can be solved by organizational and economic measures in the field of sports should be called the demographic and social situation in the country. Managing the sphere of physical culture and sport must be strategic in nature, carried out with a view to obtaining the maximum effect in the field of saving people in the future. Among the main outstanding issues - state obligations for logistical and financial support of the sphere ofphysical culture and sports.

Keywords: national security, social policy, national system of physical education of the population.

УДК 332.142

Физкультурно -спортивная деятельность на современном этапе развития российского государства тесно увязана с органами власти, социальными институтами, культурой, религией, здравоохранением, сферой досуга и рекреации. В последние годы заметны тенденции значительного увеличения влияния спорта на сознание и общественную жизнь людей, существенно усилилась роль спорта в социализации и

воспитании личности, формировании ее спортивного имиджа, образа жизни. Как следствие, спорт и физическая культура заняли важное положение в структурах общего и профессионального образования, в сфере управления здравоохранением и культуры, структурах обороны, внутренних дел, национальной безопасности.

Правовые, организационные, экономические и социальные основы деятельности физкультурно-спортивных организаций, принципы государственной политики в области физической культуры, спорта и олимпийского движения в Российской Федерации регулируется Федеральным законом «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» № 80-ФЗ от 29.04.1999 [1].

По Закону, физическая культура и спорт - одно из средств достижения ключевых параметров национальной безопасности (в широкой трактовке) - т.е. реализации таких социальных аспектов национальной безопасности как укрепления здоровья населения, поддержания нормального уровня работоспособности трудовых ресурсов, воспитания и развития человеческой личности и общества.

Отвлекаясь от «буквы» данного закона, заметим, что логика достижения ключевых параметров безопасности за счёт мер по развитию физической культуры и спорта в условиях сохраняющихся демографических и социальных проблем России может быть выстроена через систему «проблемы - угрозы - возможности - принципы - действия».

Среди проблем безопасности России, которые полностью или частично можно решить посредством мер политики в спортивной сфере, следует назвать демографическую и социальную. В первом случае речь идёт о сбережении физического здоровья населения, во втором - тесно связанного с ним социально-психологического здоровья. Сразу отметим, что обе выделенные группы проблем имеют и свою экономическую «проекцию», выражающуюся в избыточных издержках государства, с одной стороны - на здравоохранение и социальную защиту, с другой -потери, формирующиеся в результате «упущенной выгоды» за счёт недоиспользования потенциала человеческого капитала при формировании совокупной добавленной стоимости и налоговых отчислении вследствие низкой производительности труда.

В Стратегии такие проблемы сформулированы следующим образом:

1. Ухудшение здоровья, физического развития и физической подготовленности населения России (так, большинство граждан не имеют возможности систематически заниматься физической культурой и спортом, в том числе 65% детей, подростов и молодежи) [2].

2. Отсутствие эффективной системы детско-юношеского спорта, отбора и подготовки спортивного резерва для спортивных сборных команд страны.

Среди основных задач, которые должны обеспечить возможность россиянам вести здоровый образ жизни и систематически заниматься физкультурой и спортом, получить доступ к развитой спортивной инфраструктуре, в Стратегии указаны:

- создание новой национальной системы физкультурно-спортивного воспитания населения;

- разработка и реализация мер по пропаганде пользы физической культуры и спорта в качестве составляющей здорового образа жизни;

- модернизация системы физического воспитания различных категорий и групп населения;

- решение вопросов, связанных с организационно-управленческим, кадровым, научным, медико-биологическим сопровождением физкультурно-спортивной деятельности;

- развитие инфраструктуры сферы физической культуры и спорта и совершенствование финансового обеспечения физкультурно-спортивной деятельности.

В данный момент наша страна находится в начале второго этапа реализации данной Стратегии, который определен с 2016 по 2020 годы. Основные целевые ориентиры обоих этапов приведены в таблице 1.

Таблица 1. Основные целевые ориентиры Стратегии развития физической культуры и массового спорта в Российской Федерации до 2020 г.

Ориентиры Первый этап (2008-2015 гг.) Второй этап (2016-2020 гг.)

Увеличение доли граждан Российской Федерации, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности населения, % 15,9 - 30 30 - 40

Увеличение доли обучающихся и студентов, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности данной категории населения,% 34,5 - 60 60 - 80

Увеличение доли граждан, занимающихся в специализированных спортивных учреждениях, в общей численности данной возрастной категории, % 20,2 - 35 35 - 50

Увеличение доли лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности данной категории населения, % 3,5 - 10 10 - 20

Достижение объема недельной двигательной активности населения, часов 6 - 8 6 - 12

Увеличение количества штатных работников физической культуры и спорта, тыс. чел. 295,6 - 320 320 - 360

Повышение уровня обеспеченности населения спортивными сооружениями исходя из единовременной пропускной способности, % 22,7 - 30 30 - 48

Источник: [3].

Одним из важнейших направлений реализации Программы в 2017 - 2018 гг. была признана поддержка реализации региональных программ развития физкультуры и спорта по развитию массового спорта. Однако в перечне планируемых конкретных мероприятий в субъектах преобладают мероприятия, связанные с материально -технической поддержкой спорта высших достижений или возведением новых региональных спортивных центров по подготовке сборных страны, и другие мероприятия, связанные со спортом высших достижений. Мероприятия, связанные с поддержкой физической культуры и массового спорта, ограничиваются возведением в субъектах РФ малобюджетных физкультурно-спортивных объектов шаговой доступности, в том числе в школах. Всего предполагается ввести в эксплуатацию 200 малобюджетных объектов массового спорта, часть которых - плоскостные сооружения - межшкольные стадионы (а в последующие 2019 -2 020 годы планируется возвести еще 152 объекта). Очевидно, что предусмотренного строительства малобюджетных спортивных объектов не хватит для того, чтобы в должной степени расширить сеть спортивных сооружений и организаций и обеспечить нормальные показатели доступности спорта для граждан России.

Действующая Федеральная Целевая программа развития физической культуры и спорта отражает неизменность позиций государственной политики - приоритета развития спорта высших достижений. Об этом свидетельствует и принцип остаточного финансирования физической культуры и массового спорта.

Вероятно, недостаточное эффективное государственное управление физической культурой и спортом связано со сложностью и многокомпонентостью этой сферы. Каждому конкретному компоненту физической культуры соответствует свой вид физкультурно-спортивной деятельности и определенный набор организаций, которые ее осуществляют (см. таблицу 2).

Таблица 2. Физическая культура и массовый спорт как объект управления

Компоненты физической культуры Виды физкультурно-спортивной деятельности Организации, осуществляющие физкультурно-спортивную деятельность

Физическое воспитание Физкультурно-образовательная Образовательные организации (дошкольные учреждения, школы, гимназии, профессионально-технические училища, лицеи, средние и высшие профессиональные учебные заведения)

Спорт Физкультурно-спортивная Физкультурно-спортивные организации (спортивные классы, детско-юношеские спортивные школы, спортивные клубы, сборные команды по видам спорта и т.д.)

Физическая рекреация Физкультурно-рекреационная Культурно-спортивные комплексы, физкультурно-оздоровительные центры, клубы любителей бега, плавания, спортивные клубы предприятий, учебных заведений и т.д.

Двигательная реабилитация Физкультурно-реабилитационная Восстановительные центры, кабинеты ЛФК, врачебно-физкультурные диспансеры

Составлено с использованием [4].

Все организации, осуществляющие спортивно-физкультурную деятельность в области физической культуры и массового спорта, являются субъектами физической культуры (по Закону «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»), кроме того субъектами физической культуры являются отдельные граждане, занимающиеся физической культурой, спортсмены, спортивные команды, тренеры и разнообразный персонал, обслуживающий и организации, и отдельных граждан. К субъектам физической культуры относятся также все органы власти в области физической культуры и спорта от федерального уровня до уровня местного самоуправления, и подведомственные им организации.

Приведенные выше данные подтверждают сложность сферы физкультуры и спорта и значительное разнообразие действующих субъектов данной сферы, поэтому принятие решений при управлении этой отраслью должно иметь под собой солидную теоретическую научную базу и, безусловно, учитывать практические интересы и государства в целом, и отдельных регионов. Управление сферой физической культуры и спорта должно иметь стратегический характер, осуществляться с прицелом на получение максимального эффекта в будущем. В планировании конкретных мер в физической культуре и спорте управляющим федеральным и региональным органам необходимо учитывать экономические риски, связанные с

постепенным снижением бюджетных расходов на эту отрасль. Об этом упоминалось еще в 2014 г. в послании Президента Федеральному Собранию в части необходимости «повышения эффективности бюджетной политики при условии выполнения всех социальных обязательств государства» [5].

На региональном и муниципальном уровнях конкретные задачи организационного обеспечения должны решать региональные органы управления, имеющие специальную и ведомственную компетенцию, однако у них нет достаточного маневра для того, чтобы расходовать спущенные сверху федеральные финансы на решение тех вопросов, которые в регионах считаются наиболее насущными. Будь то строительство новой или ремонт имеющейся инфраструктуры или другие вопросы, требующие значительных финансовых трат, финансирование, производимое из федерального центра, весьма жестко регламентировано вышестоящими органами управления.

Анализ состояния физической культуры и спорта в зарубежных странах, проведенный В.А. Фетисовым [6], доказал, что успешность их развития нужно оценивать, используя критерии и показатели социально-экономического развития общества. Именно эти критерии отражают степень реализации социальных, экономических, образовательных, воспитательных, культурных, оздоровительных и иных функций, присущих физической культуре и спорту [7] (см. табл. 3).

Таблица 3. Критерии успешности развития физической культуры и спорта в зарубежных странах (таблица адаптирована автором)

Критерии Показатели

Состояние здоровья населения Заболеваемость населения (уровень заболеваемости, заболеваемость по основным классам болезни), динамика заболеваемости

Физическая подготовленность и развитие населения Количество выполнивших специальные нормативы (недавно вновь введенные в России нормативы ГТО)

Производительность труда и работоспособность трудящихся Показатель трудоспособности, индексы производительности труда в целом и по субъектам РФ

Преждевременный уход человека на пенсию Сколько лет люди не доживают до пенсионного возраста или преждевременно уходят на пенсию

Отсутствие трудящихся на рабочих местах из-за болезней, производственных травм и т.д. Количество дней, пропущенных по нетрудоспособности

Число наркоманов, пьяниц, злоупотребляющих курением, совершенных преступлений и т.д. Затраты на их лечение, содержание в колониях и тюрьмах, статистика преступности

Подготовленность молодежи к службе в рядах вооруженных сил Число допризывников, годных по состоянию здоровья и физической подготовленности к службе, число освобожденных от службы или не дослуживших в связи с заболеванием

Демографическая ситуация в стране Показатели рождаемости и смертности, естественного прироста

Умственное, духовное и эстетическое состояние населения Общий уровень культуры (количество посещений музеев, библиотек и т.п.)

Сплоченность, социально-психологический климат в семье Число разводов, полноценных семей

Общий образовательный уровень населения Оценивают международные организации по специальным показателям

Здоровый образ жизни и качество жизни населения Какое место спорт занимает в жизни человека (социологический опрос), сеть спортивных объектов, доля людей, систематически занимающихся спортом и т.п.

Успеваемость учащихся и студентов Средняя оценка по всем основным показателям

Источник: [8].

Для того чтобы оценить эффективность управления отраслью физической культуры и спорта в России, надо собрать большой массив приведенных данных и обработать его. Только после этого можно делать выводы, и думать о том, какими путями сделать работу министерств и ведомств и прочих управленческих организаций на всех уровнях от федерального до муниципального более эффективной. Большинство показателей, приведенных в таблице 2, находятся в открытом доступе на официальном сайте Федеральной службы государственной статистики.

Для контроля за реализацией концепции развития физической культуры и спорта нужно разрабатывать нормативную базу и организовать систему мониторинга показателей здоровья населения региона, динамику спортивных достижений якутских спортсменов. Эти меры должны помочь местным органам управления физической культурой и спортом более эффективно распределять материальные и трудовые ресурсы и решать важные социально-экономические задачи региона.

Необходимо, чтобы Стратегия, сущность и направление модернизации системы управления в сфере спорта, проводимые на уровне субъектов России, отражали современные тенденции развития регионов России и быть направлены на рациональное использование региональных и федеральных ресурсов отрасли физической культуры и спорта [8].

В табл. 4 перечень внешних факторов, влияющих на развитие спортивной сферы, был соотнесён с возникающими под их воздействием проблемами и предлагаемыми путями решения.

Таблица 4. Факторы внешней среды и их влияние на развитие физической культуры и спорта

на региональном уровне

Факторы внешней среды Проблема Решение

Нормативно-правовые Отсутствие закрепленных нормативными актами стимулов участия объектов хозяйствования в финансировании Разработать и утвердить соответствующую нормативную базу.

Политические факторы Нет взаимодействия между местными, региональными и федеральными властями по уровню бюджетной системы Необходимо налаживание контактов региона с федеральными органами управления, а также через эффективное управление объектами физкультурно-спортивной направленности

Экономические общие специфические Безработица, инфляция, душевые доходы населения Финансирование развития отрасли, уровень заработной платы, предоставление налоговых льгот Решение индивидуально по каждой проблеме. Например, низкая платежеспособность населения на платные услуги перестанет быть препятствием для систематических занятий физической культурой, если будет установлено ценообразование на платные услуги и законодательно разграничен перечень бесплатных и платных услуг

Составлено автором с использованием [9].

Нормативно-правовая основа - юридическая база для успешного решения проблем функционирования отрасли (защита прав граждан на занятиях физической культурой и спортом, создание правовых гарантий для развития отрасли; права, обязанности и ответственность физических и юридических лиц; регулирование их отношений). Необходимо признать, что в законодательстве существует много пробелов. В числе

главных нерешенных вопросов - государственные обязательства по материально -техническому и финансовому обеспечению.

Как показывает отечественный и зарубежный опыт развития отрасли, рост культурного уровня населения и материального достатка, а также наличие свободного времени являются важными условиями повышения интереса к занятиям физической культурой и спортом. Важным также является отношение населения к занятиям физической культурой и спортом, определяемое престижностью здорового образа жизни в обществе, популярностью занятий физической культурой и спортом у различных групп населения.

Список литературы /References

1. Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» от 29.04.1999 № 80-ФЗ (действующая редакция, 2016).

2. Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года / Министерство спорта Российской Федерации. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.minsport.gov.ru/activities/federal-programs/2/26363/ (дата обращения: 29.09.2016).

3. Федеральная целевая программа «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2016 - 2020 годы» / Официальный сайт Правительства России. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://government.ru/media/files/x7u Hn4HpRIM.pdf/ (дата обращения: 29.09.2016).

4. Филиппов С.С. Организационно-правовые особенности системы управления физической культурой и спортом // Научно-теоретический журнал «Ученые записки». № 6 (112). С.-П., 2014. С. 201-207.

5. Послание Президента РФ Федеральному Собранию // Российская газета, 2013. 13 декабря.

6. Фетисов В.А. О критериях и показателях развития физической культуры и спорта в зарубежных странах / В.А. Фетисов. Федеральное агентство по физической культуре и спорту. М.: Советский спорт, 2005. 80 с.

7. Новокрещенов В.В. Оценка эффективности управления сферой физической культуры и спорта: критерии и показатели // Вестник ЮУрГу, Серия «Образование, здравоохранение, физическая культура». Вып. 5. Т. 2. № 4, 2005. Челябинск. С. 206-207.

8. Новокрещенов В.В. Оценка эффективности управления сферой физической культуры и спорта: критерии и показатели // Вестник ЮУрГу. Серия «Образование, здравоохранение, физическая культура». Вып. 5. Т. 2. № 4, 2005. Челябинск. С. 206-207.

9. Архипова С.А. Выявление и анализ факторов внешней среды, влияющих на развитие физической культуры и спорта // Известия Тульского государственного университета. Сер.: Физическая культура. Спорт. Вып. 2, 2013. С. 3-7.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.