Научная статья на тему 'Разработка приоритетных направлений развития отрасли физической культуры и спорта в регионе (в муниципальном образовании)'

Разработка приоритетных направлений развития отрасли физической культуры и спорта в регионе (в муниципальном образовании) Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
804
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / МАССОВЫЙ СПОРТ / ЗДОРОВЬЕ НАСЕЛЕНИЯ / РЕГИОНЫ РОССИИ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Тибин Сергей Валерьевич

В данной статье рассмотрены основы функционирования и правового регулирования сферы физической культуры и спорта, а также основные проблемы ее развития в Российской Федерации. В работе отмечается, что необходимость повышения эффективности управления сферой физической культуры и спорта в нашей стране подразумевает рациональное использование имеющихся возможностей и затрачиваемых усилий в целях решения кардинальных задач не только на государственном уровне, но и на уровне регионов и муниципалитетов в их составе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Тибин Сергей Валерьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Разработка приоритетных направлений развития отрасли физической культуры и спорта в регионе (в муниципальном образовании)»

Многофункциональные центры, во многом решают задачу по развитию

электронных услуг, поскольку именно здесь пользователи могут оформить полный

доступ к порталу государственных услуг.

Список литературы

1. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, 2017 г.

2. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон от 06 октября 2003 г. № 131-Ф3.

3. Генкин Б.М. Экономика и социология труда: учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям. М.: Норма, 2008. 373 с.

4. Газета «Нижегородская правда» от 20.03.2017.

5. Постановление от 30 апреля 2014 г. Об утверждении государственной программы "Социальная поддержка граждан Нижегородской области».

6. Региональное информационное агентство Правительства Нижегородской области «Время Н», 2003 - 2016.

7. Официальный сайт Правительства Нижегородской области. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://government-nnov.ru/ (дата обращения: 03.07.2017).

8. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://govemment-nnov.ru/?id=60384/ (дата обращения: 03.07.2017).

9. Сайт г. Бор Нижегородской области. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.tvoy-bor.ru/news.html/ (дата обращения: 03.07.2017).

РАЗРАБОТКА ПРИОРИТЕТНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ РАЗВИТИЯ ОТРАСЛИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА В РЕГИОНЕ (В МУНИЦИПАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ) Тибин С.В.

Тибин Сергей Валерьевич - студент магистратуры, факультет государственного муниципального управления, Институт открытого образования Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, г. Бор

Аннотация: в данной статье рассмотрены основы функционирования и правового регулирования сферы физической культуры и спорта, а также основные проблемы ее развития в Российской Федерации. В работе отмечается, что необходимость повышения эффективности управления сферой физической культуры и спорта в нашей стране подразумевает рациональное использование имеющихся возможностей и затрачиваемых усилий в целях решения кардинальных задач не только на государственном уровне, но и на уровне регионов и муниципалитетов в их составе. Ключевые слова: физическая культура, массовый спорт, здоровье населения, регионы России, государственная поддержка, муниципальное образование.

Согласно мировому опыту, физическая культура и спорт способны универсально и в комплексе решать проблемы повышения уровня здоровья населения страны (ее регионов), тем самым, способствуя здоровому морально-психологическому климату в коллективах предприятий (организаций) и в обществе в целом. При этом, устойчивая тенденция повышения социальной роли физической культуры и спорта проявляется в таких функциях, как:

- повышение роли государства в развитии физической культуры и спорта;

- широкое использование физической культуры и спорта в профилактике заболеваний и укреплении здоровья населения;

- продление активного творческого долголетия населения;

- организация досуговой деятельности и профилактика асоциального поведения молодежи;

- вовлечение в занятия физической культурой и спортом трудоспособного населения;

- использование физической культуры и спорта в социальной и физической адаптации инвалидов, детей-сирот;

- повышение дохода от реализации услуг учреждений спортивной индустрии;

- усиление объема спортивного теле-, радиовещания и роли телевидения в развитии физической культуры и спорта;

- развитие физкультурно-оздоровительной и спортивной инфраструктуры с учетом интересов и потребностей населения [3].

Тем не менее, состояние здоровья большинства населения нашей страны продолжает оставаться наиболее тревожным фактором, требующим кардинальных решений. Следовательно, для подготовки обоснованных решений по совершенствованию принципов управления физической культурой и спортом на муниципальном уровне, необходимо провести анализ функционирования сложившейся на сегодня системы физической культуры и спорта в целом по России, ее регионах, а также в зарубежных странах.

Для Нижегородской области эта сфера представляет значительный интерес, поскольку город является одним из тех, кто вписывает имена своих спортсменов в мировые спортивные достижения, всегда славился спортивными традициями. С другой стороны, физическая культура и массовый спорт являются той сферой, которая в значительной мере обеспечивает физическое здоровье всего населения. Поэтому муниципальную политику в области физической культуры и спорта можно рассматривать как весьма важную задачу.

В соответствии с Федеральным законом , от 4 декабря 2007 года № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» [1] (далее - Закон) физическая культура и спорт являются средствами профилактики заболеваний, укрепления здоровья, поддержания высокой работоспособности, воспитания патриотизма граждан, подготовки к защите Родины, развития и укрепления дружбы между народами. При этом Закон гарантирует права граждан РФ на равный доступ к занятиям физическими упражнениями и спортом.

Государственная поддержка сферы физической культуры и спорта в стране осуществляется в соответствии с программами развития физической культуры и спорта на всех уровнях, утверждаемыми, соответственно, Правительством РФ, органами исполнительной власти регионов РФ по представлениям федерального органа исполнительной власти в области физической культуры и спорта, Олимпийского комитета России и других физкультурно-спортивных организаций, органами местного самоуправления [5, с. 22].

С целью достижения наивысших спортивных достижений населением страны государство:

- увеличивает количество спортивных школ всех видов и типов, училищ олимпийского резерва по подготовке спортсменов высокого класса, укрепляет их материально-технические базы;

- ведет строительство новых и модернизацию существующих баз и центров подготовки сборных команд РФ по различным видам спорта, учебных зданий, физкультурно-оздоровительных, спортивных и спортивно-технических сооружений, образовательных учреждений среднего профессионального, высшего профессионального образования;

- выделяет ассигнования на комплексные научные исследования по проблемам развития спорта;

- стимулирует деятельность физкультурно-спортивных организаций по подготовке спортсменов высокого класса и обеспечивает их участие в международных соревнованиях;

- поощряет меценатство и благотворительность в рассматриваемой сфере;

- обеспечивает пропаганду физической культуры и спорта, физкультурно -спортивного и олимпийского движения в соответствии с законодательством РФ.

Виды спорта в зависимости от участия человека в спортивных состязаниях делятся на: игровые, спортивные единоборства и иные виды [6].

В нашей стране вопросы развития физической культуры и спорта относятся к одним из ключевых направлений социальной политики и в зависимости от включения в программы Олимпийских игр виды спорта разделены на: олимпийские, летние, зимние и неолимпийские. Согласно Закону, в нашей стране создан Олимпийский комитет России, Параолимпийский комитет России, а также общероссийские, региональные и местные спортивные федерации, физкультурно-спортивные организации и спортивные клубы [8, с. 41].

Согласно данным всероссийского реестра видов спорта, в РФ признано 169 видов спорта. В 2016 году он был дополнен 150 новыми дисциплинами, а также 4 видами спорта, в том числе компьютерный спорт, спортивная йога. В целях развития видов созданы и действуют 96 общероссийских общественных организаций, которые получили госаккредитацию. В 2016 году Россия приняла решение приравнять киберспорт к видам спорта. Таким образом, теперь все соревнования по киберспорту будут проходить под эгидой Министерства спорта.

У нашей страны огромный социальный потенциал физической культуры и спорта, который необходимо использовать на благо процветания России. В последние несколько лет массовый спорт в России развивается очень хорошими темпами - об этом свидетельствует целый ряд опросов и косвенных показателей (например, таких, как существенное сокращение в стране потребления алкоголя и табакокурения) [13]. Причём снижение потребления пива, вина и крепкого алкоголя стало настолько значительным, что правительство было вынуждено сократить акцизы, а также вернуть рекламу пенного напитка на экраны телевизоров.

Культура здорового образа жизни всё более прочно входит в быт россиян, что находит своё позитивное отражение в увеличении продолжительности жизни, в повышенном интересе к правильному питанию, похудению, различным физическим практикам в кругу друзей и семьи. Это подтверждает и социологическое исследование ВЦИОМ, посвящённое выявлению численности россиян, занимающихся двигательной активностью и использующих различные диеты. Так, за последний год доля россиян, с той или иной периодичностью занимающихся спортом, существенно выросла (с 52% в 2014 г. до 61% в 2015 г.) [13], достигнув максимума за девять лет. В таблице 1., можно увидеть динамику по годам.

Занимаетесь ли ВЫ физкультурой, спортом или нет? (закрытый вопрос, один ответ) 2006 г. 2008 г. 2009 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г.

Да, регулярно 9 9 12 13 15 13 16

Да, время от времени 16 17 16 18 20 21 24

Очень редко 19 18 17 17 17 18 21

Никогда 55 54 53 52 47 48 38

Затрудняюсь ответить 1 2 2 - 1 1 1

Согласно данным табл. 1., количество россиян, занимающихся двигательной активностью регулярно, выросло с 9% в 2006 г. до 16% в 2015 г. Неплохая динамика прослеживается и в численности тех, кто нанимается двигательной активностью время от времени - с 16% в 2006 г. до 24% в 2015 г. Весьма примечательным является и тот факт, что количество россиян, кто никогда не занимается спортом, резко уменьшилось за последнее десятилетие - с 55% в 2006 г. до 38% в 2015 г. Однако на долю улучшения работы государственных и муниципальных структур по физкультуре и спорту приходится не более 10 - 15% от полученного эффекта. Основным мотивационным ресурсом стал рост доходов населения, который и обусловил изменение культуры отдыха и структуры досуга.

Свою лепту в данный список вносит и массовая автомобилизация россиян -многие жители России постоянно пользуются личными автомобилями, что автоматически ограничивает их возможности в приёме алкоголя.

Мощным ресурсом в становлении нового образа жизни является фитнес-индустрия, которая в течение последних полутора-двух десятков лет прививает россиянам вкус к занятиям двигательной активностью и правильному питанию. Велик также вклад телевидения и интернета, которые уделяют физической активности, спорту, правильному питанию и похудению всё больше места.

Выделяемые на любительский, семейный, школьный, студенческий, инвалидный спорт государством средства намного меньше денег, расходуемых на профессиональный спорт. Если указанная пропорция изменится в пользу подавляющего большинства россиян, то позитивная динамика, отмеченная выше, сохранится.

Цель Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 августа 2009 года № 1101-р) - создание условий, обеспечивающих возможность для граждан страны вести здоровый образ жизни, систематически заниматься физической культурой, получить доступ к развитой спортивной инфраструктуре, а также повысить конкурентоспособность российского спорта. Согласно данным на рис. 1 количество занимающихся физической культурой и спортом в 2020 г. должно возрасти с 490 тыс.чел. в 2016 г. до 560 тыс.чел. в 2020 г.

560,0

2008 2012 2016 2020

Рис. 1. Количество занимающихся физической культурой и спортом (тыс. чел.) согласно Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года [12]

Для достижения данной цели в рамках федеральной адресной инвестиционной программы на 2016 год (далее ФАИП), утвержденной Минэкономразвития России письмом от 29 декабря 2015 г. № 38411-ОФ/Д17и с учетом изменений, Минспорт России принимает участие в реализации федеральной целевой программе «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2016-2020 годы» (далее - Программа).

На реализацию мероприятий по софинансированию из федерального бюджета в 2016 году объектов государственной собственности субъектов Российской Федерации (муниципальной собственности) по направлению «массовый спорт» были предусмотрены средства из федерального бюджета в объеме 2331390 тыс. рублей. Фактические расходы субъектов Российской Федерации за 2016 год составили 91,9% (1161109,09 тыс. рублей) от запланированных. Освоение за счет всех источников финансирования с начала года составляет 3096370,81 тыс. рублей [13].

В 2016 году заключено 28 соглашений с субъектами Российской Федерации, предусматривающие софинансирование из федерального бюджета строительства и реконструкции 38 объектов массового спорта на территории субъектов Российской Федерации, а также разработки проектно-сметной документации на 7 объектов спорта Республики Крым.

В 2016 году введено в эксплуатацию 24 спортивных объекта из запланированных 24. При этом объект «Реконструкция здания МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 32 имени Г.А. Сборщикова» г. Пермь (пристройка спортивного зала)» не введен в эксплуатацию в установленный срок (декабрь 2016), а «Спортивный зал в г. Вилюйске», ввод которого был запланирован на 2017 год, введен в декабре 2016 года. Вместе с этим, в 2016 году в соответствии с Соглашением от 03.06.2016 № 266 Кемеровской области доведены лимиты федерального бюджета, в том числе, на реконструкцию санной трассы в д. Тебеньковка Кемеровского района в объеме 100000 тыс.рублей в рамках Программы. Строительство объекта планировалось осуществить в рамках строительства региональных спортивно-тренировочных центров необходимых для подготовки спортсменов сборных команд Российской Федерации» в рамках Программы.

В 2016 году государственный контракт на выполнение строительно-монтажных работ не заключен. Строительство объекта не начато в связи со значительным увеличением стоимости строительства Объекта по причине изменения норм

законодательства, а также в связи с дополнительными требованиями Федерации санного спорта России.

Одной из главных функций Минспорта России является удовлетворение общих потребностей, в том числе потребностей в здоровом образе жизни и в занятиях физкультурой и спортом.

В настоящее время утверждены 93 федеральных стандарта спортивной подготовки по видам спорта, всего подготовку резерва осуществляют 5036 спортивных организаций, общая численность лиц, занятая в системе подготовки резерва, составляет 3 млн 630 тысяч 38 человек, из них 3 млн 269 тысяч 341 спортсмен и 95 тысяч 848 тренеров [12].

За 2016 г. в нашей стране было проведено 322 физкультурных мероприятия среди различных групп населения. Доля населения России, систематически занимающаяся физической культурой и спортом, увеличилась за 2016 год до 34,2% [12].

В 2016 году обеспечено достижение следующих показателей развития сферы - доля населения, систематически занимающаяся физической культурой и спортом, увеличена до 34,2 процента (план - 32 процента), доля учащихся и студентов, систематически занимающихся физической культурой и спортом, увеличена до 74,8% (план - 64%)1.

Количество инвалидов, занимающихся физической культурой и спортом, составило 977600 человек или 12,1% от числа инвалидов в России, которые не имеют противопоказаний для занятий. Единовременная пропускная способность объектов спорта увеличена до 47,6% (план - 34%) [12].

В 2016 году Минспортом проведено 322 физкультурных мероприятия среди различных групп населения - 187 для детей и учащейся молодежи, 119 - для лиц средних и старших возрастных категорий, 16 - для инвалидов.

Спортивную подготовку проходят 3,2 млн человек, из них на тренировочном этапе - 940 тысяч, на этапе совершенствования - 55 тысяч, высшего спортмастерства - 18 тысяч. «В лидерах футбол - 410 тысяч, волейбол - 240, спортивная борьба - 233, легкая атлетика - 213, плавание - 204

Согласно реалиям сегодняшнего дня, как эффективный и инновационный механизм, способствующий более полной интеграции лиц с ограниченными возможностями в общество, выступает адаптивный спорт [14], что проявляется в спорте высших достижений, когда спортивные результаты лиц с ограниченными возможностями достигаются на пределе человеческих возможностей. Социальная де их активность выражается в использовании мобилизационных механизмов тренировочно-соревновательной деятельности, которая, в свою очередь, проявляется, в рациональной организации образа жизни, целеустремленности, собранности, быстроте оценки ситуации и принятия решений и пр.

В целях реализации новых социальных требований к системе физической культуры и спорта в России развивается комплекс мер по улучшению физкультурно-спортивной работы и формированию здорового образа жизни населения. Например, начиная с 2017 и по 2020 годы, в стране планируется множество крупных международных спортивных соревнований: 2017 - Чемпионат мира по бобслею и скелетону 2017 (в Сочи), 2017- Кубок конфедераций по футболу, 2018 - Чемпионат мира по футболу и 2019 - Зимняя Универсиада (в Красноярске).

Анализ состояния и развития системы физической культуры и спорта в России показывает, что к настоящему времени в стране сформировались ее основы, но есть предпосылки для дальнейшего ее развития.

1 Доля граждан РФ, систематически занимающихся спортом, увеличилась до 34,2%.

[Электронный ресурс]. Режим доступа: http://tass.ru/sport/4141831/ (дата обращения: 22.05.2017).

Наряду с имеющимися или предлагаемыми программами развития физической культуры и спорта, в нашей стране необходимы поведенческо-ориентированные программы, направленные на развитие стремлений людей к здоровому образу жизни и занятиям физкультурой и спортом. Зарубежными аналогами поведенческих программ можно назвать такие: «Джонсон и Джонсон», «Здоровье ради жизни», «Здоровое сердце», «Жизнь - будь в ней», «Тримминг 130», «Здоровье и поведение школьников» и др. В нашей стране также есть несколько таких программ, среди которых: Всесоюзный комплекс ГТО, система производственной физической культуры и т.д.

Почти во всех странах мира созданы и действуют общенациональные движения по оздоровлению граждан с целью активного включения физической культуры и спорта в их образ жизни, и возглавляют эти движения первые лица страны (Президент, Глава Правительства). Кроме того, за рубежом, за развитие спорта в городах, помимо муниципальных органов власти, ответственны коммуны, общины, вырабатывающие и осуществляющие совместно с действующими спортивными организациями муниципальную и коммунальную спортивную политику. В нашей стране по этому вопросу есть целый ряд проблем, это:

- ошибочные приоритеты в регионах страны на уровне департаментов (отделов) спорта, когда определяющий показатель заключается не в приобщении населения к массовому физкультурно-спортивному движению, а в подготовке спортсменов высокого класса, их выступления на чемпионатах различных уровней;

- нарушения в пропорции средств районного (местного) бюджета на развитие спорта для всего населения и для высших достижений;

- бесконтрольный расход финансов на проведение соревнований и одновременный дефицит средств бюджета на развитие материально-технической базы для отрасли физической культуры и спорта.

Тогда как на современно этапе особое значение в системе управления физической культурой и спортом отводится более тесному взаимодействию органов здравоохранения, образования, труда, обороны, внутренних дел и других заинтересованных министерств и ведомств. При этом, между ними должны быть четко распределены и согласованы компетенция и полномочия, функции и ответственность, как на федеральном уровне, так и на уровне регионов России, в том числе в муниципалитетах.

Целесообразно усиление роли федеральных округов в организации и проведении физкультурно-спортивной работы, осуществлении координации с регионами, что позволило бы усовершенствовать вертикальные связи федерального центра с федеральными округами РФ. В такой модели ответственность общественных физкультурных организаций за развитие видов спорта и привлечение максимального количества людей к занятиям физической культурой и спортом будет выше.

Общественным организациям рекомендуется больше привлекать волонтеров и больше внебюджетных средств для развития физкультурно-спортивной инфраструктуры. Как это действует почти во всех зарубежных странах, в качестве внебюджетных источников средств целесообразно привлекать отчисления от лотерей, тотализаторов, прав телетрансляций и т.д.

В целом деятельность Олимпийского комитета России, различных федераций спорта (по видам), ассоциаций, союзов, обществ необходимо направить на тесное взаимодействие с государственными органами управления по реализации общей стратегии развития физической культуры и спорта в России.

Список литературы

1. Федеральный закон от 4 декабря 2007 г. N 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» с изменениями и дополнениями от: 23 июля, 25 декабря 2008 г., 7 мая, 18 июля, 25 ноября, 17 декабря 2009 г., 7 мая, 27 июля, 29 ноября, 13 декабря 2010 г., 23 февраля, 21 апреля, 19 июля, 6 ноября, 3, 6 декабря 2011 г., 10, 28 июля, 3, 25 декабря 2012 г., 7 мая, 7 июня, 2, 23 июля 2013 г., 4, 23 июня, 31 декабря 2014 г., 6 апреля, 29 июня, 5 октября, 3 ноября 2015 г., 5 апреля, 1 мая, 2 июня, 3 июля, 22 ноября 2016 г., 28 марта, 17 апреля 2017 г. // Система ГАРАНТ: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://base.garant.rU/12157560/1/# block_100#ixzz4jpCt17OG/ (дата обращения: 22.05.2017).

2. Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития: Инновационный курс. Книга 2. Казань: Изд-во Казанского ун-та, 2015. С. 243-290.

3. Горелов А.А., Горелов С.А., Сокорев В.В, Румба О.Г. Физкультурное образование // Открыт. текст электрон. периодич. издание. [Электронный ресурс]. Режим доступа: //http://lib.sportedu.ru/press/tpfk/1999N2/Index.htm/ (дата обращения: 22.05.2017).

4. Дуплинская Е.Б., Селиванов К.С. Приоритеты государственной политики в финансировании физической культуры и спорта в РФ // Молодой ученый, 2014. № 11. С. 204-207.

5. Зуева И.А. Социальное значение физической культуры и спорта в условиях современного города // Молодой ученый, 2015. № 15.1. С. 22-23.

6. Короткова Е.А. Оптимизация учебного процесса по физической культуре в общеобразовательной школе на основе технологии дифференцированного физкультурного образования // Открытый текст: электрон. периодич.издание «Физическая культура». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://lib.sportedu.ru/press/fkvot/2001N2/Index.htm/ (дата обращения: 22.04.2017).

7. Короткова Е.А., Сулейманов И.И. Концепция технологии дифференцированного физкультурного образования: Учеб. пос. Тюмень: ТюмГУ, 2014. 24 с.

8. Лукьяненко В.П. Концепция модернизации системы общего среднего физкультурного образования в России. / В.П. Лукьяненко. М.: Советский спорт, 2013. 120 с.

9. Сулейманов И.И. Система основных понятий теории физической культуры. Учеб. пос. Тюмень: ТюмГУ, 2014. 30 с.

10. Сулейманов И.И. Основные понятия теории физической культуры: их сущность и соотношение // Теория и практика физической культуры, 2016. № 3. С. 12-16.

11. Чижов А.О. Проблемы государственного финансирования физической культуры и спорта Российской Федерации // Известия Санкт - Петербургского университета экономики и финансов, 2015. № 4. С. 219-221.

12. Доля граждан РФ, систематически занимающихся спортом, увеличилась до 34,2%. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://tass.ru/sport/4141831/ (дата обращения: 22.05.2017).

13. О динамике развития массового спорта в России в 2015 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://vadim-galkin.ru/sport-2/research/o-dinamike-razvitiya-massovogo-sporta-v-rossii-v-2015-g/ (дата обращения: 12.05.2017).

14. Подробнее на ТАСС. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://tass.ru/sport/4141831/ (дата обращения: 25.05.2017).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.