СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ
Р.В. Климов, кандидат технических наук, доцент, заведующий отделом, ВНИИ социального развития села ФГБОУ ВО Орловский ГАУ E-mail: [email protected]
УДК 316.346.32-053.6+316.7
РОЛЬ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СЕЛЬСКОЙ МОЛОДЕЖИ В ПОВЫШЕНИИ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ СЕЛЬСКОГО НАСЕЛЕНИЯ
Аннотация. В статье рассматривается авторское видение роли патриотического воспитания сельской молодежи в повышении уровня и качества жизни сельского населения. Приведены основные положения государственных программ, направленных на воспитание молодежи, данные о возрастном контингенте сельских жителей Орловской области в возрасте от 5 до 35 лет, о потенциальных возможностях занятия спортом в разрезе сельских территорий региона, числе и обеспеченности населения учреждениями культуры. Излагается мнение о состоянии вопросов патриотического воспитания и роли учреждений культуры.
Ключевые слова: село, сельские территории, сельская молодежь, демография, патриотическое воспитание.
Abstract. In article author's vision of a role ofpatriotic education of rural youth in increase of level and quality of life of agricultural population is considered. Substantive provisions of the government programs directed on education of youth, the data about an age contingent of countrymen of the Oryol region at the age from 5 till 35 years, about potential possibilities of playing sports in a cut of rural territories of region, number and security of the population are resulted by culture establishments. The opinion on a condition of questions ofpatriotic education and a role of culture establishments is stated.
Key words: village, rural territories, rural youth, demography, patriotic education.
При обсуждении аспектов устойчивого развития сельских территорий зачастую на первый план выходят социальные проблемы российской деревни: недостаточное обеспечение населения социальной инфраструктурой, неудовлетворительное качество транспортной инфраструктуры, отсутствие работы с достойной заработной платой, демографические тенденции и т.д. [4, 5, 6, 7].
Говоря о финансовом вознаграждении труженика села, нельзя не согласиться с позицией доктора социологических наук, главного научного сотрудника Института экономики и организации промышленного производства СО РАН З.И. Калугиной, которая в статье «Слухи о смерти деревни сильно преувеличены» [2] сказала, что «..сельский труженик получает не зарплату - а пособие по бедности». По ее словам «...чтобы у наемного работника была возможность восстановить свою работоспособность, он должен получать зарплату в размере не менее двух прожиточных минимумов. Ну а если мы говорим о расширенном воспроизводстве рабочей силы (полноценный отдых, забота о здоровье, образование детей), то человеку нужно получать как минимум шесть прожиточных минимумов».
А теперь посмотрим, как обстоят дела в реальности. По данным службы государственной статистики по Орловской области в марте 2015 г. средняя номинальная начисленная заработная плата в АПК составила 16265 рублей1. Величина прожиточного минимума в расчете на душу населения в I квартале 2015 г. установлена постановлением Правительства Орловской области от 27 апреля 2015 г. № 207 в размере 8813 рублей, что на 28,7% выше, чем в I квартале 2014 г.2. Следовательно, только для того чтобы восстановить затраченные силы, работник сельхозпредприятия должен ежемесячно получать как минимум 18 тысяч рублей.
Вопросы социально-экономического благополучия села сложны, многогранны и должны решаться комплексно. Необходимо понимать его особую специфику, традиционный жизненный уклад. Причем, выведение сельских территорий из состояния стагнации возможно только при грамотном создании базиса, «почвы» для обеспечения достойных условий жизни сельчан. И речь здесь ведется не только об обеспечении населения рабочими местами - это приоритетная задача, но нельзя забывать о воспитании сельской молодежи, являющейся «посевным материалом» для той самой «почвы» для взращивания российского села.
1 Заработная плата в Орловской области в марте 2015 г. [Электронный ресурс] Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики по Орловской области. URL: http://orel.gks.ru/ (дата обращения 29.05.2015).
2 О величине прожиточного минимума в Орловской области за I квартал 2015 г. [Электронный ресурс] Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики по Орловской области. URL: http://orel.gks.ru/ (дата обращения 29.05.2015).
Молодежь - это социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленных ими социально-психологических свойств. Возрастные границы молодежи находятся в интервале от 14 до 35 лет включительно.
Именно на молодежный возраст приходятся основные социальные и демографические события в жизненном цикле человека, включая получение общего и профессионального образования, начало трудовой деятельности, вступление в брак и рождение детей. За относительно короткий период молодой человек несколько раз переживает смену своего социально-демографического статуса: от подростка и сопряженных с этим ограничений в трудовом, гражданском, политическом и семейном праве до становления полноправного гражданина Российской Федерации с достижением совершеннолетия.
Поскольку в кризисных условиях именно молодые люди более всего подвержены крушению идеалов, деформации системы ценностей и мировоззрения, это может привести к потере нравственного и духовного здоровья части представителей молодежной среды. Разрушение традиционных форм социализации с одной стороны, повысило личную ответственность молодых людей за собственную судьбу, поставив их перед выбором жизненного пути, с другой, - обнаружило для большинства из них необходимость включиться в новые общественные отношения.
В конце 2014 г. распоряжением Правительства РФ от 29.11.2014 № 2403-р были утверждены «Основы государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 г.»3, ставящая своими целями:
- укрепление гражданской идентичности;
- создание условий для воспитания граждан;
- сохранение исторического и культурного наследия и его использование для воспитания и образования;
- передача от поколения к поколению традиционных для российской цивилизации ценностей и норм, традиций, обычаев и образцов поведения;
- создание условий для реализации каждым человеком его творческого потенциала;
- обеспечение доступа граждан к знаниям, информации, культурным ценностям и благам.
Главным результатом реализации государственной молодежной политики должно стать улучшение социально-экономического положения молодежи Российской Федерации и увеличение степени ее вовлеченности в социально-экономическую жизнь страны.
Вопрос воспитания затрагивается и в указе Президента РФ от 24.12.2008 №808 «Об утверждении основ
4
государственной культурной политики» , которые ставят своими задачами:
- возрождение традиций семейного воспитания, преодоление разрыва между поколениями внутри
семьи;
- утверждение в общественном сознании традиционных семейных ценностей, повышение социального статуса семьи;
- налаживание диалога между поколениями в масштабах общества;
- предоставление родителям возможности получения доступной педагогической и психологической помощи по вопросам воспитания детей;
- подготовка педагогов в области воспитания детей и молодежи;
- восстановление и развитие системы воспитания и самовоспитания взрослых граждан;
- повышение общественного статуса учителя: утверждение в общественном сознании представления об учителе как эталоне социального поведения, носителе безусловного нравственного и интеллектуального авторитета;
- вовлечение в процесс воспитания граждан всех возрастов общественных организаций, научного и культурного сообществ, организаций культуры.
В соответствии с Постановлением Орловского областного совета народных депутатов № 44/1307-ОС от 26 ноября 2010 г. принят закон Орловской области «О государственной молодежной политике в Орловской области»5.
Закон устанавливает правовые основы, общие принципы, основные направления государственной молодежной политики в Орловской области, а также полномочия органов государственной власти Орловской
3 Основы государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 г.: распоряжение Правительства РФ от 29.11.2014 № 2403-р // Собрание законодательства РФ, 15.12.2014, №50, ст. 7185.
4 Об утверждении основ государственной культурной политики : указ Президента Рос. Федерации от 24.12.2008 №808 // Собрание законодательства РФ, 29.12.2014, № 52 (часть I), ст. 7753.
5 О государственной молодежной политике в Орловской области [Электронный ресурс]: закон Орловской области [Принят областным Советом народных депутатов 26 ноября 2010 г.] Портал Орловской области - публичный информационный центр. URL: http://orel-region.ru (дата обращения: 29.05.2015).
области в указанной сфере. Статьей 11 оговаривается государственная поддержка патриотического, нравственного и духовного воспитания молодежи, включающая:
1) создание условий для развития патриотического, нравственного и духовного воспитания молодежи;
2) создание условий межкультурного взаимодействия молодежи, профилактику межэтнических конфликтов;
3) создание условий для социализации молодежи по формированию правовой и политической культуры, активной гражданской позиции в молодежной среде;
4) проведение областных молодежных мероприятий и акций;
5) активное вовлечение молодежи в деятельность институтов гражданского общества.
На рисунке 1 приведено авторское видение воспитания сельской молодежи посредством патриотического воспитания и его роли в достижении социально-культурно-экономического эффекта (СКЭ-эффект) и повышении качества жизни сельского населения [3].
Рисунок 1 - Значение и аспекты патриотического воспитания сельской молодежи в повышении качества жизни сельского населения
Рассматривая первый механизм «Привлечение молодежи к занятиям спортом», необходимо отметить, что занятия молодежи спортом, помимо очевидного укрепления здоровья растущего поколения, гармоничного и всестороннего развития личности, выработки командного духа, имеет и очевидный экономический эффект -увеличение производительности труда - здоровый человек меньше болеет и лучше работает.
Инициативы со стороны государства в направлении приобщения населения к спорту есть. Не случайно вышел указ Президента РФ от 24.03.2014 № 172 «О Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне» (ГТО)». По-сути, это оглядка на опыт из советского прошлого. Единственный возможный минус - реалии сегодняшнего дня, когда молодежь в корне отличается от предыдущих поколений, менталитет и ориентиры уже другие. Здесь необходимо проявить в известной мере настойчивость и убедительную аргументацию и мотивацию. Например, поощрять занимающихся спортом, материально.
Немаловажную роль в патриотическом, физическом и нравственном воспитании играла система развития детско-юношеского туризма в Советском Союзе, которая начала функционировать с 1918 г., когда было создано Центральное бюро школьных экскурсий - в настоящее время Федеральный центр детско-юношеского туризма и краеведения (г. Москва).
В ходе эволюционного развития, к концу 80-х г. XX века указанная система представляла собой не только Федеральный центр детско-юношеского туризма и краеведения, к полномочиям которого были отнесены вопросы методического сопровождения организации туристско -краеведческой деятельности, но и созданные в каждом республиканском и областном центре учреждения дополнительного образования детей туристско-краеведческой направленности, осуществляющие координацию и организацию туристско -краеведческой деятельности в регионах.
Заинтересованность советского государства в поддержке и развитии детско-юношеского туризма объяснялась тем, что он решал целый комплекс важнейших государственных задач - оздоровление и физическое развитие подрастающего поколения, патриотическое воспитание и, что крайне важно в условиях значительных размеров территории страны и ее многонационального характера, организацию детских путешествий, которая способствовала формированию так называемого «советского субэтноса». Кроме того, в развитии детско-юношеского туризма было заинтересовано военное ведомство страны, т.к. занятия допризывной молодежи спортивно-оздоровительным туризмом обеспечивало более качественную подготовку для прохождения службы в армии, а находящемуся в запасе определенному контингенту позволяло поддерживать хорошую физическую форму.
После распада Советского Союза спортивный туризм был полностью выведен из системы профсоюзов и передан Комитету по физической культуре и спорту, что привело к практическому прекращению финансирования этого массового вида спорта [1].
На сегодняшний день в Российской Федерации силами Федерального центра, региональных центров (47 областей, в том числе, Орловской) и станций осуществляется системная работа по повышению качества проведения всероссийских и международных массовых мероприятий с детьми, в том числе, таких как Туристский слет учащихся Союзного государства, соревнований по пешеходному туризму, спортивному ориентированию. Также организациями дополнительного образования детей туристско-краеведческой направленности проводится значительная работа по организации походов и экскурсий с обучающимися6.
В рамках исполнения поручения Президента Российской Федерации от 11.10.2012 № Пр-2705 в 2014 г. реализована программа развития детского культурно-познавательного туризма, которая включала 6 маршрутов:
- «Москва - Золотое кольцо» с посещением объектов Москвы, Владимира и Суздаля: Московского Кремля, Третьяковской галереи, «Царицыно» и «Коломенское»;
- Моя Россия: град Петров» с посещением Мариинского театра, Русского музея, Эрмитажа, ГМЗ «Царское село», ГМЗ «Петергоф», Пискаревского мемориального кладбища;
- «Ясная поляна - детям» и «Петергоф - детям» для одаренных детей, имеющих начальную специальную подготовку в сфере литературы, истории и искусства;
- «Сокровища древней Казани» с осмотром Казанского университета, Богородицкого монастыря, памятника ЮНЕСКО Казанского Кремля, музеев Республики Татарстан, острова-града Свияжск и Булгара;
- «Культура Крыма - детям» с обзорными экскурсиями по Симферополю, Алуште, Севастополю, дворцам и паркам южного берега Крыма, а также отдыхом на море.
В целом в рамках программы было сформировано 770 детских групп, в которых приняли участие более 25 000 школьников из всех субъектов России7.
Проведенный анализ (по данным Федеральной службы государственной статистики по Орловской области (www. orel.gks.ru)) обеспеченности населения муниципальных районов Орловской области спортивными сооружениями и спортивными залами за период с 2008 по 2013 гг. (табл. 1-2), позволяет говорить о снижении числа спортивных объектов.
Таблица 1 -Число спортивных сооружений
Наименование района Годы
2008 2009 2010 2011 2012 2013
1 2 3 4 5 6 7
Болховский 96 95 94 110 99 93
Верховский 47 46 41 38 35 33
Глазуновский 59 57 65 65 52 49
6 Федеральный центр детско-юношеского туризма и краеведения [Электронный ресурс] Официальный сайт Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Федеральный центр детско-юношеского туризма и краеведения». URL: http://turcentrrf.ru/istoriya-razvitiya (дата обращения 01.06.2015).
7 Доклад о результатах и основных направлениях деятельности Министерства культуры Российской Федерации за 2014 г. и задачах на 2015г. [Электронный ресурс] // Министерства культуры Российской Федерации: [сайт]. [204-2015]. URL: http://mkrf.ru/ (дата обращения: 22.06.2015).
Продолжение таблицы 1
1 2 3 4 5 6 7
Дмитровский 46 45 45 45 41 41
Должанский 39 39 39 40 41 40
Залегощенский 42 42 42 42 37 37
Знаменский 20 20 20 18 16 16
Колпнянский 56 56 56 56 49 49
Корсаковский 25 25 25 25 25 25
Краснозоренский 26 26 26 26 26 26
Кромской 68 67 66 66 66 66
Ливенский 96 100 101 107 118 118
Малоархангельский 17 17 21 22 23 22
Мценский 29 38 55 80 93 99
Новодеревеньковский 42 42 47 47 48 48
Новосильский 35 36 33 27 27 27
Орловский 85 85 97 89 89 89
Покровский 85 79 56 55 64 64
Свердловский 60 60 60 41 41 41
Сосковский 29 29 28 27 24 24
Троснянский 37 37 37 37 37 37
Урицкий 51 51 53 53 53 53
Хотынецкий 41 41 41 37 37 37
Шаблыкинский 26 26 28 28 23 23
Всего по области: 1157 1159 1176 1181 1164 1157
Таблица 2 - Число спортивных залов
Наименование района Годы
2008 2009 2010 2011 2012 2013
1 2 3 4 5 6 7
Болховский 14 14 13 16 15 11
Верховский 12 12 12 12 12 12
Глазуновский 11 11 11 11 10 11
Дмитровский 15 14 14 14 10 10
Должанский 13 13 13 14 14 14
Залегощенский 15 15 15 15 15 15
Знаменский 5 5 5 5 4 4
Колпнянский 14 14 14 14 14 14
Корсаковский 2 2 2 2 2 2
Краснозоренский 9 9 9 9 9 9
Кромской 14 14 14 14 14 14
Ливенский 28 28 29 30 30 30
Малоархангельский 9 9 8 8 8 8
Мценский 9 9 11 12 12 12
Новодеревеньковский 11 11 12 12 11 11
Новосильский 9 9 9 7 7 7
Орловский 21 21 21 20 20 20
Покровский 17 17 20 20 20 20
Свердловский 15 15 15 14 14 14
Сосковский 7 7 6 6 6 6
Троснянский 7 7 7 7 7 7
Урицкий 13 13 13 13 13 13
Хотынецкий 10 10 10 10 10 10
Шаблыкинский 8 8 8 8 7 7
Всего по области: 288 287 291 293 284 281
Сеть физкультурно-спортивных объектов в Орловской области является достаточно разветвленной и представлена плоскостными спортивными сооружениями и спортивными залами в каждом районе области. Имеющиеся объекты имеют низкую пропускную способность, и их число не может удовлетворить потребностей населения, и не соответствуют нормативным требованиям. Социальный норматив
(в соответствии с Распоряжением Правительства РФ от 03.07.1996 г. № 1063-р (ред. от 23.06.2014)8 по обеспеченности муниципальных районов плоскостными сооружениями выполняется (19494 м2 на 10 тыс. чел.), но не выполняется по обеспеченности спортивными залами (3500 м2 на 10 тыс. чел.), так жители области обеспечены ими только на 59% [7].
***
Действие второго механизма патриотического воспитания складывается из двух аспектов: сохранения национальной самобытности и культуры и возрождения пионерской организации.
Современные реалии свидетельствуют о падении интереса к старинным народным традициям, потере связи между поколениями, обескультуривании нации, всеобщей европеизации российского общества, выражающейся в навязывании чуждых русскому человеку жизненных ориентиров - образа «легких денег», разгульного образа жизни (ночные тусовки, неумеренное потребление спиртных напитков, беспорядочные половые связи и т.д.). Это тревожный сигнал, требующий неотложных мер. Сказать однозначно - кто должен принимать эти меры сложно. Здесь нельзя решить все несколькими предложениями, и быстро, необходим целый комплекс мероприятий, вплоть до создания Программ и Концепций «привития культуры». Но на первое место стоит поставить семью. Это именно тот институт, который закладывает основу социального поведения индивидуума. Ни один руководитель, ни какого ранга не сделает того, что могут близкие и родные, для которых, в свою очередь, необходимо создание комфортных условий жизни (достойно оплачиваемая работа, жилье, досуговые учреждения и пр.).
Все это, в общем-то, известные истины. Хлынувший поток трудовых эмигрантов из стран Азии и Ближнего зарубежья (Армения, Грузия, Азербайджан и пр.) и игнорирование ими общепринятых норм поведения и традиций российского общества, создает социальную напряженность не только в городах, но и на селе, где и без того сложная социальная ситуация.
В регионах Российской Федерации в 2014 г. проведены более 500 мероприятий, направленных на укрепление гражданского единства, гармонизацию межнациональных отношений, укрепление гражданского патриотизма и российской гражданской идентичности, содействие этнокультурному многообразию народов России. В том числе такие знаковые мероприятия, как Форум черкесской молодежи России и зарубежья (21 апреля 2014 г., г. Нальчик); Научная конференция «Черкесы (адыги): история и современность» (25 апреля 2014 г., г. Нальчик); Ставропольский форум Всемирного Русского Народного Собора «Глобальные вызовы -Русский ответ» (г. Ставрополь, 26-27 ноября 2014 г.); Международный политологический форум «Российский Кавказ» (г. Махачкала, Республика Дагестан, 14-21 сентября 2014 г.); Всероссийский форум-диалог «Гражданское единение: региональный аспект» (г. Пермь, 17-20 сентября 2014 г.)7.
В России с 2009 г. на федеральном и региональных уровнях реализуется комплексная информационная кампания, направленная на укрепление гражданского единства и межэтнической толерантности, борьбу с ксенофобией и этнической нетерпимостью. В рамках кампании осуществляется съемка и демонстрация ток -шоу, документальных фильмов. На федеральных телеканалах и в региональных телесетях осуществляется транслирование видеороликов телевизионной социальной рекламы с участием популярных телеведущих, спортсменов, представителей шоу-бизнеса. Это, с одной стороны, стимулирует интерес к культурному многообразию, с другой - оказывает существенное влияние на противодействие негативным этническим стереотипам
Для популяризации этнической культуры, традиций и знаний о коренных малочисленных народах России в детской аудитории на общегосударственном телевидении при государственной поддержке выпущены серии мультипликационных фильмов о коренных малочисленных народах России, рассказывающие об эвенках, саамах, тувинцах-тоджинцах, эскимосах, чукчах, коряках и других народах9.
В сельской местности люди еще не полностью утратили былые русские традиции и обычаи. Еще сильна «связь с землей». Российские сельчане в какой-то мере до сих пор являются открытыми к общению и обладают взаимопониманием. Нельзя допустить негативного и тлетворного влияния западных ориентиров. Если допустить дальнейшую деградацию села, как в культурном, так и житейском смысле (продолжающуюся миграцию населения в крупные города в поисках работы, отсутствие удовлетворительной инженерной, социальной и транспортной инфраструктур), то российское село будет «сломлено» и потянет за собой падение русского духа, патриотизма, потерю нравственных и ценностных ориентиров. Нельзя забывать, что мы все «вышли из деревни», что село обеспечивает продовольствием население страны. Как бы архаично это не звучало, но «любовь к ближнему» - та самая исконно русская черта характера, помогавшая русскому народу
8 О Социальных нормативах и нормах [Электронный ресурс] : распоряжение Правительства РФ от 03.07.1996 №°1063-р (ред. от 23.06.2014). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
9 Итоги Второго Международного десятилетия коренных народов мира «Устойчивое развитие коренных малочисленных народов: опыт России» / Под редакцией заместителя Министра культуры Российской Федерации А.В.Журавского / Составители А.В. Журавский, Н.А. Троценко, С.М. Вилкова. М.: Министерства культуры Российской Федерации, 2015. 100 с.
противостоять невзгодам в любые времена. Важно воспитать в молодежной среде чувство гордости за Отечество. В данном аспекте важную роль играют учреждения культуры - клубы и библиотеки. Так, постоянным патриотическим и культурным воспитанием детей занимаются детские библиотеки г. Малоархангельска [8] и Мценского района Орловской области [9].
В таблицах 3-5 (по данным Федеральной службы государственной статистики по Орловской области (www. orel.gks.ru)) представлены сведения о числе учреждений культуры и количестве мест в них на 10 тыс. человек, числе общедоступных библиотек за период с 2008 по 2013 гг.
Таблица 3 - Число учреждений культуры
Наименование района Годы
2008 2009 2010 2011 2012 2013
1 2 3 4 5 6 7
Болховский 25 25 20 20 19 19
Верховский 20 20 19 18 18 18
Глазуновский 9 9 9 9 9 15
Дмитровский 19 19 19 19 19 19
Должанский 23 22 22 22 22 22
Залегощенский 27 27 27 27 26 25
Знаменский 8 8 8 8 12 12
Колпнянский 20 20 19 19 20 22
Корсаковский 11 11 11 11 10 10
Краснозоренский 15 15 14 13 13 13
Кромской 20 20 20 20 20 13
Ливенский 16 16 16 16 16 16
Малоархангельский 8 8 8 8 8 8
Мценский 15 15 15 15 15 15
Новодеревеньковский 25 25 25 25 23 23
Новосильский 16 13 13 13 13 13
Орловский 35 35 35 35 35 18
Покровский 28 28 28 28 14 14
Свердловский 24 22 22 22 22 22
Сосковский 15 8 8 8 8 8
Троснянский 17 16 16 16 9 9
Урицкий 16 16 16 16 16 16
Хотынецкий 16 16 16 16 16 15
Шаблыкинский 16 16 16 15 15 15
Всего по области: 444 430 422 419 398 380
Прослеживается небольшое снижение числа учреждений культуры по многим районам Орловской области. Стабильная ситуация отмечается в наиболее крупных и развитых муниципальных образованиях (Дмитровский, Ливенский, Малоархангельский, Мценский, Урицкий, Хотынецкий), находящихся вблизи с центрами районов региона. Исключением является Орловский район, в котором, несмотря на регионообразующую роль, в течении четырех лет - с 2008 по 2012 гг., сохранялся постоянный уровень, и только в 2013 г. число учреждений культуры снизилось почти в два раза.
Таблица 4 - Количество мест в учреждениях культуры на 10 тыс. человек
Наименование района Годы
2008 2009 2010 2011 2012 2013
1 2 3 4 5 6 7
Болховский 3617 3617 3516 3516 3393 3347
Верховский 3480 3480 3360 3118 3118 3118
Глазуновский 1960 1960 1770 1850 1997 1997
Дмитровский 2460 2460 2810 2940 2795 2925
Должанский 3870 3750 3750 3750 3750 3750
Залегощенский 3100 3100 3168 3175 3175 3085
Знаменский 1270 870 870 870 870 870
Колпнянский 2542 2618 2629 2702 2647 2757
Корсаковский 771 766 766 766 765 765
Краснозоренский 2350 2350 2236 2136 2136 2136
Кромской 4190 4110 4110 3990 3540 4070
Продолжение таблица 4
1 2 3 4 5 6 7
Ливенский 8140 8140 8140 8110 6233 5899
Малоархангельский 3000 2473 2423 2497 2497 2497
Мценский 4534 4534 4414 4414 4414 4454
Новодеревеньковский 4130 4130 4130 2689 2675 2680
Новосильский 2592 2142 2142 2142 2142 2142
Орловский 3754 3754 3754 3754 3754 3754
Покровский 3349 3349 3349 3349 3267 3267
Свердловский 3740 3410 3410 3240 3108 2559
Сосковский 2450 2450 2450 2300 2300 2300
Троснянский 1997 1389 1237 1217 1427 1427
Урицкий 2324 2324 2324 2224 2224 2224
Хотынецкий 1773 1773 1722 1762 1574 1570
Шаблыкинский 2143 2018 1978 1908 1998 1868
Всего по области: 73536 70967 70458 68419 65799 65461
По показателю «количество мест в учреждениях культуры на 10 тыс. человек» сохраняется относительная стабильность, причиной которой является программное финансирование Министерством культуры. Лидером по обеспеченности жителей в течении трех лет (2008-2011 гг.) являлся Ливенский район. Затем произошел спад.
Таблица 5 - Число общедоступных библиотек
Наименование района Годы
2008 2009 2010 2011 2012 2013
1 2 3 4 5 6 7
Болховский 21 21 21 21 21 21
Верховский 22 22 21 21 21 21
Глазуновский 1 1 1 1 1 1
Дмитровский 19 19 19 19 19 19
Должанский 22 22 22 22 22 22
Залегощенский 17 16 16 16 1 1
Знаменский 1 1 1 1 11 11
Колпнянский 21 21 21 21 21 21
Корсаковский 12 12 12 11 11 11
Краснозоренский 14 14 14 14 14 14
Кромской 21 21 21 20 20 2
Ливенский 1 1 1 1 1 1
Малоархангельский 2 2 2 2 2 2
Мценский 1 1 1 1 1 1
Новодеревеньковский 19 20 20 20 20 20
Новосильский 14 13 13 13 13 12
Орловский 35 35 35 35 35 35
Покровский 27 27 27 27 2 2
Свердловский 21 21 21 21 21 21
Сосковский 13 13 13 13 13 13
Троснянский 19 19 17 17 17 17
Урицкий 15 15 15 15 15 15
Хотынецкий 17 17 15 15 15 15
Шаблыкинский 15 15 15 15 15 15
Всего по области: 370 369 364 362 332 313
В 2014 г. из федерального бюджета 33 субъектам Российской Федерации, на условиях софинансирования, было выделено 9,5 млн. руб. на создание модельных (сельских) библиотек с целью модернизации библиотечной сети страны (республики: Адыгея, Алтай, Башкортостан, Марий Эл, Хакасия, Татарстан, Чеченская, Саха, Коми, Северная Осетия-Алания; области: Архангельская, Астраханская, Амурская, Брянская, Вологодская, Калининградская, Калужская, Костромская, Ленинградская, Омская, Оренбургская, Псковская, Новосибирская, Свердловская, Тамбовская, Томская, Ульяновская; края: Алтайский, Пермский, Забайкальский, Ставропольский, Хабаровский; ЯНАО). Выделение данных средств направлено на модернизацию муниципальных сельских библиотек - обновление их материально-технической базы, внедрение
в практику работы новых форм и методов библиотечного обслуживания с использованием современных информационно-коммуникационных технологий.
Лидерами по созданию модельных библиотек являются следующие регионы: Республика Чувашия -500 модельных библиотек, что составляет 82% от всех муниципальных библиотек, Белгородская область -277 ед., или 46%, Республика Башкортостан - 194 ед. (11 %), Курская область - 109 (14 %), Республика Марий Эл - 53 ед. (17 %), Челябинская область - 51, Ставропольский край - 51, Тамбовская область - 42 библиотеки 7.
В феврале 2015 г. Государственная Дума Федерального Собрания РФ приняла в 1 чтении Проект Федерального закона № 366368-6 «О внесении изменения в статью 23 Федерального закона от 29 декабря 1994г. № 78-ФЗ «О библиотечном деле» изменив и дополнив частью 1.1 следующего содержания:
«1.1. Решение о реорганизации или ликвидации муниципальной библиотеки, расположенной в сельском поселении, может быть принято только с учетом результатов опроса жителей данного сельского поселения»10.
В данном случае складывается двоякая ситуация: с одной стороны, мнение жителей должно обязательно учитываться, а с другой стороны, с точки зрения реалий сельской жизни, когда происходит реорганизация и упразднение во многих организациях всех сфер народного хозяйства, образования и культуры, необходимо ориентироваться на нормативы отношения количества библиотек и их фондов к количеству жителей.
На территории Орловской области нет проблем с обеспеченностью сельских поселений библиотеками, по всем районам на 100% выполняется норматив. Вопрос в сокращении потенциальных потребителей услуг данного направления учреждений культуры - жители мигрируют из сел и деревень в районные центры области
и другие города России, прежде всего в поисках работы [4].
***
Обратимся к другому аспекту из советского прошлого - пионерской организации в ее историческом формате и сути. Чем она была плоха? Одни достоинства: четкая организация деятельности; патриотическая цель - любовь к Родине; культивирование созидательных ценностей. Может это то, что необходимо для российской молодежи, и сельской, в частности? Если обратиться к действующей по всему миру организации скаутов, то очевидно, что это и есть хороший аналог пионерской организации, но не заменяющий ее, а скорее дополняющий.
Мы все должны понимать, что воспитание молодежи, в особенности сельской - работа на перспективу.
По данным Федеральной службы государственной статистики по Орловской области на 01.01.2014 г. в Орловской области проживает более 85938 граждан в возрасте от 5 до 35 лет (32,7% от общей численности сельского населения области - 262390) (рис. 2)11.
Рисунок 2 - Численность сельских жителей в возрасте от 5 до 35 лет, на 01.01.2014 г., по данным Федеральной службы государственной статистики по Орловской области (www. orel.gks.ru)
10 О внесении изменения в статью 23 Федерального закона «О библиотечном деле» [Электронный ресурс]: проект Федерального закона № 366368-6 (ред., принятая ГД ФС РФ 19.05.2015). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
11 Распределение населения по возрастным группам в Орловской области [Электронный ресурс] Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики по Орловской области. URL: http://orel.gks.ru/ (дата обращения 29.05.2015).
По авторскому мнению, патриотическое воспитание должно начинаться уже в дошкольных учреждениях, начиная с 3-5-летнего возраста. Подросток, достигнув 14-летнего возраста, имеет уже вполне сложившиеся как поведенческие стереотипы, так и нравственные устремления, и моральные принципы. В этом возрасте может быть поздно «ломать» психотип подростка, не исключено проявление юношеского максимализма и других проявлений подросткового переходного периода.
В доказательство утверждения о возрасте начала патриотического воспитания, необходимо вспомнить об активной антироссийской кампании на Украине, когда детям начиная с детского сада, навязывается утверждение о превосходстве украинской нации. Этот тупиковый путь, вспышка националистических идей в таком проявлении уже была в истории. Жалко, что опыт прошлого забывается.
Завуалированный национализм находит место и в России. Так, например, движение «Сопротивление»12 под руководством Романа Земцова активно позиционирует себя как объединение за здоровый образ жизни, за развитие спорта. Приведем цитату из раздела их Интернет-ресурса «Наша идеология» «..движение выступает радикально против противоестественных привычек и пороков, разлагающих основы семьи и подрывающих духовное и физическое здоровье граждан государства...движение активно пропагандирует здоровый образ жизни и массовый спорт - это залог успеха в укреплении духа и здоровья соотечественников. Для нас важно развитие и популяризация именно массового спорта. Для этого мы:
Открываем спортивные залы и арендуем площадки для бесплатных занятий в них молодежи. Мы сами безвозмездно тренируем в этих залах. Регулярно проводим бесплатные семинары по рукопашному бою и пропагандируем здоровый образ жизни в школах, институтах, на предприятиях, в разных городах и регионах нашей страны. Организовываем и проводим соревнования для массового участия молодежи по рукопашному бою, регби, футболу и т.д. Организовываем выезды на полевые сборы с целью приобретения молодежью навыков для будущего прохождения службы в рядах армии, занимаемся патриотическим воспитанием будущих защитников нашей Родины. Все это мы делаем сегодня без какой-либо поддержки со стороны государства и служб, которые по статусу должны заниматься этим и поощрять такие инициативы снизу, из Народа. Мы делаем спорт доступным для молодежи, а главное привлекательным и модным.нашему Народу сегодня крайне важна его истинная элита, авангард нашей Нации, готовый бороться за наш Народ и его будущее. А национальной элите крайне необходима разносторонняя поддержка Народа.».
Как видно призывают к правильным, в понимании гражданина, вещам. А так ли все на самом деле? Нет ли здесь «подводных камней»? Разберемся по порядку.
О какой «истинной элите для Народа» едет речь? О профессионально подготовленных бойцах, способных не на словах доказывать «правду». Именно так. Движение это и не скрывает. Обратимся к словам Романа Зенцова, сказанным в интервью13: «..у нас процентов 80 - это бойцы. Ребята политически подкованные и боеспособные...».
Далее приведем выдержку из циркуляра №177 от 16.01.2012, разосланного Управлением Алтайского края по образованию и делам молодежи руководителям муниципальных органов управления образованием, директорам учреждений начального и среднего профессионального образования, а также ректорам вузов: «.Сетевое движение «Сопротивление» является молодежным объединением, члены которого склонны к совершению групповых насильственных действии, используют в своей деятельности элементы конспирации. Для распространения своих идей и привлечения новых сторонников руководитель указанного движения Зенцов Р.П. (в прошлом двукратный чемпион мира по боям без правил), под предлогом пропаганды здорового образа жизни среди молодежи, проводит встречи с учащимися школ и студентами вузов, организует мастер-классы по спортивным единоборствам. С учетом изложенного, для недопущения распространения идей экстремистской направленности в молодежной среде рекомендуем ограничить сотрудничество с лицами, пропагандирующими деятельность праворадикального движения «Сопротивление».. ,.14.
Такой вот патриотизм получается! Это конечно перегиб, но правильные идеи есть - здоровый образ жизни, например. В любом случае молодежная политика должна быть эффективной и реализовываться на государственном уровне, обеспечивая устойчивый рост числа молодых людей, мотивированных на позитивные действия, разделяющих общечеловеческие и национальные духовные ценности, обладающих хорошим физическим здоровьем, занимающихся физической культурой и спортом, не имеющих вредных привычек, любящих свое Отечество и готовых защищать его интересы. Необходимо развить систему патриотического воспитания молодежи, национального самосознания и толерантности в молодежной среде, профилактики социально-негативных явлений в молодежной среде.
12
URL: http://www.soprotivlenie.ws/
13 Интервью Романа Зенцова о митинге 4 февраля на ЗАКС.Ру. URL: http://www.zaks.ru/new/archive/view/88996
14
Власти алтайского края и ФСБ обеспокоены активностью праворадикалов в регионе. URL: http://www.bankfax.ru/news/81198/
ЛИТЕРАТУРА
1. Бостанджогло М.М. Детско-юношеский туризм как один из элементов системы патриотического воспитания подрастающего поколения // Материалы VIII Всероссийского форума «Здоровье нации - основа процветания России». Москва, 2014. с. 239-244.
2. Калугина З.И. Слухи о смерти деревни сильно преувеличены // Председатель. 2012. №16. С. 72-74.
3. Климов Р.В. Воспитание сельской молодежи как фактор развития села // Вестник сельского развития и социальной политики. 2014. №2(2). С. 2-4.
4. Логвинова Р.М., Мариничева Л.Д. Состояние социальной и инженерной инфраструктуры сельских поселений Орловской области // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2011. Т. 137. № 44. С. 72 - 76.
5. Родимцев С.А., Резвяков А.В., Студенникова Н.С. Основные тенденции развития демографической ситуации на сельских территориях Орловской области и типологизация сельских поселений по показателям состояния демографической среды // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2014. № 26. С. 37-44.
6. Родимцев С.А., Резвяков А.В., Студенникова Н.С. Типологическая оценка развития сельских территорий Орловской области // Региональная экономика: теория и практика. 2014. № 39. С. 43-53.
7. Студенникова Н.С., Полухина М.Г. Состояние демографической ситуации, рынка труда и инфраструктуры как показатели устойчивого развития сельской территории // Образование, наука и производство. 2013. №1(2). С. 7-13.
8. Чупахина Т.Н. Патриотическое воспитание детей и популяризация историко-краеведческих знаний в Малоархангельском районе Орловской области // Вестник сельского развития и социальной политики. 2014. №3(3). С. 12-15.
9. Чупахина Т.Н. Роль библиотек Мценского района Орловской области в социальном и культурном воспитании сельской молодежи // Вестник сельского развития и социальной политики. 2014. №4(4). С. 16-21.