Научная статья на тему 'Физическое воспитание студентов специальной медицинской группы'

Физическое воспитание студентов специальной медицинской группы Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
1437
161
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / PHYSICAL EDUCATION / СТУДЕНТЫ / STUDENTS / СПЕЦИАЛЬНЫЕ МЕДИЦИНСКИЕ ГРУППЫ / SPECIAL MEDICAL GROUPS / ЦЕНТР ЗДОРОВЬЯ / HEALTH CENTER / ДНЕВНИК ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНТА / STUDENT HEALTH DIARY

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Михайлова Светлана Владимировна

Представлены аспекты физического воспитания студентов, занимающихся физической культурой в специальной медицинской группе. Охарактеризованы реализуемые в рамках мониторинга состояния здоровья студенческой молодёжи здоровьесберегающие технологии. В работе дана оценка морфофункционального состояния студентов специальной медицинской группы по результатам профилактических осмотров в центре здоровья, подтверждающая важность мониторинга здоровья с целью принятия правильных решений для организации физического воспитания студентов специальной медицинской группы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Михайлова Светлана Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Physical Education of Students of the Special Medical Group

The paper presents aspects of physical education of students engaged in physical culture in a special medical group. Health-saving technologies implemented within the framework of monitoring the health status of students are char acterized. The paper assesses the morphofunctional state of students of a special medical group based on the results of preventive examinations at the health center, which confirms the importance of health monitoring in order to make the right decisions for organizing the physical education of students of a special medical group.

Текст научной работы на тему «Физическое воспитание студентов специальной медицинской группы»

УДК 612.655 ББК 75я73

ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ГРУППЫ

С. В. Михайлова

Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет имени Н. И. Лобачевского, Арзамасский филиал, Арзамас, Россия

Представлены аспекты физического воспитания студентов, занимающихся физической культурой в специальной медицинской группе. Охарактеризованы реализуемые в рамках мониторинга состояния здоровья студенческой молодёжи здоровьесберегающие технологии. В работе дана оценка мор-фофункционального состояния студентов специальной медицинской группы по результатам профилактических осмотров в центре здоровья, подтверждающая важность мониторинга здоровья с целью принятия правильных решений для организации физического воспитания студентов специальной медицинской группы.

Ключевые слова: физическое воспитание, студенты, специальные медицинские группы, центр здоровья, дневник здоровья студента.

Студенты, имеющие отклонения в состоянии здоровья, занимаются физической культурой в специальных медицинских группах (СМГ), которые формируются на основе предоставленных заключений из медицинских учреждений1.

В 2017/18 учебном году в СМГ Арзамасского филиала Национального исследовательского Нижегородского государственного университета (ННГУ) было определено 173 студента, из которых 71 человек полностью освобождён от занятий физической культурой.

Основными задачами физического воспитания студентов, занимающихся в СМГ, являются:

- укрепление здоровья, коррекция нарушений, вызванных заболеванием;

- улучшение показателей физического развития и функционального состояния;

- развитие и совершенствование физических качеств;

- повышение адаптированности организма к воздействию физических нагрузок, расширение диапазона функциональных возможностей

1 Положение об охране здоровья обучающихся в филиалах Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского : протокол № 2 от 27 февраля 2015 г.; О введении в действие Положения о порядке организации учебного процесса по дисциплинам (модулям) по физической культуре и спорту (физической подготовке) по программам высшего образования — программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры в ННГУ, Арзамасский филиал ННГУ, 2018 : приказ ректора № 124-ОД от 5 марта 2018 г. / Арзамас. фил. ННГУ — URL: http://www.arz. unn.ru/sveden/files/124-OD.pdf

физиологических систем организма;

- повышение сопротивляемости защитных сил организма;

- формирование волевых качеств личности и интереса к регулярным занятиям физической культурой;

- воспитание сознательного и активного отношения к ценности здоровья и здоровому образу жизни;

- овладение комплексами упражнений, благоприятно воздействующими на состояние организма с учётом имеющегося заболевания;

- овладение правилам подбора, выполнения и самостоятельного формирования комплекса упражнений утренней гигиенической гимнастики с учётом медицинских показаний;

- овладение способам самоконтроля при выполнении физических нагрузок различного характера.

При организации и проведении занятий со студентами СМГ учитываются рекомендации и ограничения в зависимости от нозологической формы заболевания.

В зависимости от тяжести и характера заболевания студентов, отнесённых к СМГ, рекомендуется разделять группы, например на «А» и «Б».

К СМГ «А» могут быть отнесены студенты, имеющие:

- нарушения состояния здоровья постоянного или временного характера (хронические заболевания, врождённые пороки развития, деформации без прогрессирования, то есть в стадии компенсации);

- нарушения физического развития, требующие ограничений выполнения физических нагрузок.

Студентам, занимающимся в этой группе, рекомендуются занятия оздоровительной физической культурой по специальной программе, учитывающей характер и степень выраженности нарушений состояния здоровья, физического развития и уровень функциональных резервов. На занятиях ограничиваются скоростно-силовые, акробатические упражнения и интенсивные подвижные игры. Рекомендованы активное использование прогулок на открытом воздухе и занятия адаптивной физической культурой.

К СМГ «Б» могут быть отнесены студенты, имеющие нарушения состояния здоровья постоянного или временного характера, без выраженных нарушений самочувствия (хронические заболевания в стадии субкомпенсации).

Студентам, занимающимся в данной группе, рекомендуются обязательные занятия лечебной физкультурой в учебное время, а также регулярные самостоятельные занятия в домашних условиях по комплексам, предложенным врачом по лечебной физкультуре.

Студенты, освобождённые от занятий по физической культуре на основании медицинского заключения на длительный срок (более одного месяца), проходят аттестацию по теоретическому и практическому разделу по дисциплинам физкультурного блока на основе результатов:

- освоения лекционного материала теоретического раздела;

- написания рефератов по индивидуальной для каждого студента теме, отражающей оздоровительно-профилактическую направленность физической культуры и спорта;

- включения студентов в научную работу кафедр факультета физической культуры и спорта по проблемам ЗОЖ и адаптивной физической культуры;

- выполнения заданий «Дневника здоровья студента» и посещения Центра здоровья, предоставляющего по результатам обследования индивидуальную программу здорового образа жизни.

План учебного занятия в специальной медицинской группе «А» имеет стандартную схему из трёх частей: подготовительной, основной и заключительной.

В подготовительной части занятия (до 20 мин) выполняются общеразвивающие упражнения (в медленном и среднем темпе), чередуясь с дыхательными. Нагрузка повышается постепенно; применяются такие упражнения, которые обеспе-

чивают подготовку всех органов и систем к выполнению заданий основной части занятия. В этой части занятия не следует использовать много новых упражнений, а также высокую интенсивность нагрузки.

Большое внимание уделяется развитию гибкости и улучшению координации движений. С этой целью применяются бег (отрезки по 20-30 м), чередующийся с ускоренной ходьбой, метания, подвижные игры, эстафеты, упражнения на равновесие.

В заключительной части занятия (3-5 мин) используются упражнения, восстанавливающие организм после физической нагрузки (ходьба, дыхательные упражнения, упражнения на расслабление и др.).

Физическая нагрузка должна соответствовать структуре занятия, функциональным и адаптационным возможностям студентов. Преподаватель контролирует нагрузку по пульсу, дыханию и внешним признакам утомления. Нагрузку следует дифференцировать, поскольку от неё в большей мере зависит решение оздоровительных задач и достижение эффекта физического совершенствования.

Дифференцированный подход к составлению физической нагрузки включает:

- видоизменение и конкретизацию с учётом особенностей заболевания в период занятий;

- варьирование скорости и продолжительности выполнения упражнений с учётом состояния здоровья в период занятий;

- учёт индивидуальной физической подготовленности и психического состояния для выполнения предстоящих нагрузок.

С этой целью величину нагрузки рекомендуется регулировать путём изменения:

- суммарного количества упражнений;

- количества повторений одного и того же упражнения;

- времени, отводимого на выполнение упражнений;

- времени и характера отдыха при выполнении упражнений;

- темпа или скорости выполняемых упражнений;

- амплитуды движений;

- условий (усложняя или упрощая) выполнения упражнений;

- оборудование и инвентарь, используемый при выполнении упражнений.

Наиболее доступным методом контроля величины нагрузки является наблюдение за частотой сердечных сокращений (ЧСС). Для студентов СМГ рекомендовано не превышать верхнюю границу ЧСС при интенсивной нагрузке — 150 уд./мин.

Студентов СМГ рекомендуется обучать рациональному дыханию, так как только при правильном дыхании достигается максимальный эффект от занятий физкультурой. Освоение правильного дыхания должно проходить в статических положениях и во время движения. Освоение рационального дыхания способствует: быстрому восстановлению нарушений функций дыхательной системы; улучшению окислительно-восстановительных процессов в организме; повышению адаптации к физическим и умственным нагрузкам; общему оздоровлению и гармоничному развитию организма [1; 6].

Для выявления эффективности внедрения средств физической культуры проводятся контрольные измерения морфофункциональных параметров занимающихся. Оценка физического развития с помощью антропометрических измерений даёт возможность определять уровень и особенности физического развития, функционального состояния, степень его соответствия полу и возрасту, выявлять имеющиеся отклонения, а также определять динамику физического развития и здоровья под воздействием занятий физическими упражнениями. Мониторинг состояния здоровья с применением «Дневника здоровья студента» позволяет вовремя скорректировать условия обучения, способствует профилактике заболеваемости каждого студента и даёт возможность составить личную траекторию учебной деятельности. Собранные вместе данные физического развития и физической подготовленности студентов и оценка уровня здоровья с использованием методов до-зонологического контроля на доврачебном этапе составляют интерес всех участников образовательного процесса. На основе индивидуальной оценки уровня здоровья обучающихся и «структуры здоровья» студенческой группы можно корректировать учебно-воспитательный процесс без ущерба для здоровья студентов. Расширяются возможности организации профилактической и оздоровительной работы со студентами [4]1.

1 См. также: Положение об охране здоровья обучающихся в филиалах Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского; Об общероссийской системе мониторинга состояния физического здоровья населе-

В ходе учебного процесса студенты посещают городской центр здоровья, основная цель деятельности которого — сохранение здоровья, повышение уровня знаний и практических навыков по ведению ЗОЖ у населения, в том числе учащейся молодёжи. В центрах здоровья с 2009 г. реализуется государственная программа «Здоровая Россия», девизом которой является «Сохранить здоровье "здоровых" — сохранить здоровье нации!». В течение 2017/18 учебного года 68 студентов прошли обследование в центре здоровья [5].

Целью исследования является изучение особенностей физического воспитания и функционального состояния студентов специальных медицинских групп.

Материалы и методы. Исследование проведено по результатам профилактических медицинских обследований 68 студентов 18-22 лет (24 юноши и 44 девушки) на базе центра здоровья г. Арзамаса в 2017/18 учебном году, включающих:

- анкетирование (тесты «Субъективная оценка здоровья», «Вопросник анализа частоты питания») [2; 3];

- антропометрию (длина тела (ДТ), масса тела (МТ), систолическое и диастолическое артериальное давление (САД и ДАД) и др.) [4; 5];

- функциональное тестирование (задержка дыхания после глубокого вдоха (ЗДВ), статическая балансировка (СБ) и др.) [2];

- исследование компонентного состава тела с применением биоимпедансного анализатора «Диамант» [4; 5];

- определение лодыжечно-плечевого индекса (ЛПИ) по результатам ангиологического скрининга с применением портативного периферического допплер-анализатора Smart Dop 30 EX [5];

- определение уровня общего холестерина и глюкозы в крови с применением экспресс-анализатора CardioChek [5];

- кардиоинтервалографию (определение показателей вариабельности ритма сердца с помощью компьютерной программы оценки уровня здоровья «Ритм-экспресс», включённой в перечень стандартного и сертифицированного оснащения центра здоровья).

На основании анализа значений показателя активности регуляторных систем (ПАРС) (от 0 до 10) были диагностированы функциональные

ния, физического развития детей, подростков и молодёжи : постановление Правительства РФ № 916 от 29 декабря 2001 г.

состояния, представленные для наглядности Р. М. Баевским (1997) в виде «светофора»:

- зелёный—означает, что всё в порядке. Не требуется ни каких специальных мероприятий по профилактике и лечению (норма, ПАРС = 03);

- жёлтый — указывает на необходимость повышенного внимания к своему здоровью. Здесь речь уже идёт о необходимости проведения оздоровительных и профилактических мероприятий (ПАРС = 4-7);

- красный показывает, что необходимо провести серьёзные мероприятия в отношении своего здоровья. Вначале требуется диагностика, а затем и лечение возможных заболеваний (ПАРС = 8-10) [4; 5].

Биологический возраст (БВ) определили по методу В. П. Войтенко (1991). Полученные оценки распределили на пять функциональных классов, характеризующих темп биологического старения организма и состояние здоровья [2; 4].

ИМТ (индекс массы тела) рассчитали по формуле ИМТ = МТ/ДТ2 и распределили на шесть групп в соответствии с нормативами, показывающими степень ожирения [4].

По результатам обследования создана персонифицированная база данных, статистическая обработка с использованием программ офисного пакета Excel v8.00 и Version 4.03 Primer of Biostatistics. Для выполнения задач исследования применяли методы вариационной статистики, метод оценки достоверности результатов (критерий %2) с доверительным интервалом р < 0,05-0,001 [7].

Результаты исследования. Результаты обследований показали, что самооценка здоровья среди студентов имеет высокие показатели: 37,5 % студентов оценили своё здоровье как хорошее, 59,6 % — как удовлетворительное, 4,1 % — как плохое.

У большей части студентов (более 71,4 %) биохимические параметры (уровень сахара и глюкозы), а также лодыжечно-плечевой индекс соответствуют норме.

Наибольшая доля отклонений выявлена в результате анализа уровня холестерина — 17,3 % студентов, среди которых 2,3 % имеют значения ниже нормы, а 15,0 % — выше нормы.

На основе данных «Вопросников анализа частоты потребления пищи» провели исследование калорийности питания студенческой молодёжи. В соответствии с требованиями НИИ питания РАМН энергетическая потребность должна составлять для студентов 2 585,0 ккал в сутки, сту-

денток — 2 434,5 ккал. Распределение студентов по калорийности питания показало, что у большинства студентов она соответствует норме (66,7 % юношей и 62,2 % девушек). Недостаточное количество калорий в рационе питания выявлено у 10,3 % юношей и 13,5 % девушек. Суточный рацион чрезмерной калорийности выявлен у 23,0 % юношей и 24,3 % девушек. Высокие показатели калорийности питания среди многих обследованных студентов часто объясняются наличием в меню большого количества мучных и сладких продуктов.

Применяемый в данной работе BMI позволяет оценить недостаток или избыток массы тела и определить степень ожирения. Больше половины студентов (61,6 %) имеют нормальное ве-со-ростовое соотношение и соответственно гармоничное физическое развитие. С недостаточной массой тела выявлено 11,2 % молодёжи, а с избыточной — 27,2 %.

Используя полученные в ходе измерений мор-фофункциональные показатели и данные анкет, рассчитали биологический возраст по методу В. П. Войтенко. Почти у половины обследованных студентов (49,7 %) биологический возраст соответствует паспортному; треть студентов (35,4 %) имеет ускоренный темп старения, и только у 14,9 % молодёжи биологический возраст меньше, чем паспортный.

35,4 % студентов имеют ЖМТ, соответствующий возрастно-половым нормативам, у 8,1 % студентов отмечен ЖМТ ниже нормы, у 56,5 % — выше нормы. 46,6 % студентов, имеющих нормальные значения ИМТ, имеют избыточное количество ЖМТ, определённое методом биоимпеданса. Полученные результаты можно объяснить малоподвижным образом жизни и нерациональным питанием, ведущим к перераспределению компонентного состава тела — снижению доли АКМ и повышению ЖМТ.

У 36,6 % студентов, согласно значениям ПАРС, здоровье находится в зелёной зоне, то есть в состоянии оптимального и умеренного напряжения регуляторных систем, полной или достаточной уравновешенности организма с внешней средой (ПАРС = 0-3).

У 50,5 % студентов выявлено состояние умеренного и выраженного напряжения регуляторных систем (ПАРС = 4-7).

У 12,9 % студентов диагностировано состояние перенапряжения регуляторных систем, для

которого характерна недостаточность защитно-приспособительных механизмов, их неспособность обеспечить адекватную реакцию организма на воздействие факторов окружающей среды (ПАРС = 8-10).

Таким образом, по результатам обследований можно сделать следующие выводы:

1. Изучение показателей биологического возраста, характеризующего функциональное состояние организма в целом, выявило, что у половины студентов биологический возраст соответствует паспортному.

2. У 36,6 % студентов, согласно значениям ПАРС, здоровье находится в зелёной зоне, то есть в состоянии оптимального и умеренного напряжения регуляторных систем, полной или достаточной уравновешенности организма с внешней средой.

3. Больше половины студентов (61,6 %) имеют нормальное весо-ростовое соотношение и соответственно гармоничное физическое развитие.

4. Анализ калорийности питания студенческой молодёжи выявил, что у половины она соответствует норме, с низкокалорийной диетой преобладает численность девушек, а с высококалорийной — юношей.

5. Выявленные особенности состояния здоровья показывают значимость проведения мониторинговых исследований с целью принятия правильных

Поступила в редакцию 31 мая 2018 г.

решений по организации физического воспитания студентов СМГ.

Список литературы

1. Бароненко, В. А. Здоровье и физическая культура студента : учеб. пособие / В. А. Бароненко, Л. А. Рапопорт. — М. : Альфа-М : Инфра-М, 2012. — 336 с.

2. Маркина, Л. Д. Определение биологического возраста человека методом В. П. Войтенко / Л. Д. Маркина. — Владивосток : ВГМУ, 2001. — 29 с.

3. Мартинчик, А. Н. Питание человека (основы ну-трициологии) / А. Н. Мартинчик, И. В. Маев, А. Б. Петухов. —М. : ГОУ ВУНМЦ МЗ РФ, 2002. — 576 с.

4. Михайлова, С. В. Методы оценки и самоконтроля физического здоровья учащейся молодёжи : учеб.-метод. пособие / С. В. Михайлова, Ю. Г. Кузми-чёв, Н. В. Жулин. — Арзамас : Арзамас. фил. ННГУ, 2017. — 174 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Оказание медицинской помощи взрослому населению в центрах здоровья : метод. рекомендации. — М. : ФГБУ «ГНИЦПМ», 2012. — 109 с.

6. Сидорова, Т. В. Элективные курсы по физической культуре и спорту : учеб.-метод. пособие. Ч. 2 : Оздоровительно-профилактические возможности занятий физическими упражнениями / Т. В. Сидорова, Т. А. Полякова, С. В. Михайлова, С. Г. Съемо-ва. — Арзамас : Арзамас. фил. ННГУ, 2017. — 79 с.

7. Спортивная метрология : курс лекций / сост. С. В. Михайлова, Ю. Г. Кузмичёв, Т. В. Сидорова, Т. А. Полякова. — Арзамас : Арзамас. фил. ННГУ, 2017. — 208 с.

Для цитирования: Михайлова, С. В. Физическое воспитание студентов специальной медицинской группы / С. В. Михайлова // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. — 2018. — Т. 3, № 2. — С. 58-63.

Сведения об авторе

Михайлова Светлана Владимировна—кандидат биологических наук, доцент кафедры физической культуры, Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет имени Н. И. Лобачевского, Арзамасский филиал. Арзамас, Россия. [email protected]

PHYSICAL CULTURE. SPORT. TOURISM. MOTOR RECREATION

2018, vol. 3, no. 2, pp. 58-63.

Physical education of students of the special medical group S.V. Mikhaylova

National Research Nizhny Novgorod State University after N.I. Lobachevsky, Arzamas branch, Arzamas, Russia

fatinia_m @m ail.ru

The paper presents aspects of physical education of students engaged in physical culture in a special medical group. Health-saving technologies implemented within the framework of monitoring the health status of students are char-

acterized. The paper assesses the morphofunctional state of students of a special medical group based on the results of preventive examinations at the health center, which confirms the importance of health monitoring in order to make the right decisions for organizing the physical education of students of a special medical group.

Keywords: physical education, students, special medical groups, health center, student health diary.

References

1. Baronenko V.A., Rapoport L.A. Zdorov'ye i fizi-cheskaya kul'tura studenta [Health and physical education student]. Moscow, 2012. 336 p. (In Russ.).

2. Markina L.D. Opredeleniye biologicheskogo voz-rasta cheloveka metodom V.P. Voytenko [Determination of human biological age by V.P. Voitenko]. Vladivostok, 2001. 29 p. (In Russ.).

3. Martinchik A.N., Mayev I.V., Petukhov A.B. Pi-taniye cheloveka (Osnovy nutritsiologii) [Human nutrition (Basic nutrition)]. Moscow, 2002. 576 p. (In Russ.).

4. Mikhaylova S.V., Kuzmichyov Yu.G., Zhulin N.V. Metody otsenki i samokontrolya fizicheskogo zdorov'ya uchashcheysya molodyozhi [Methods of assessment and

self-control of physical health of students]. Arzamas, 2017. 174 p. (In Russ.).

5. Okazaniye meditsinskoy pomoshchi vzroslomu naseleniyu v tsentrakh zdorov'ya [Providing medical care to adults in health Centers]. Moscow, 2012. 109 p. (In Russ.).

6. Sidorova T.V., Polyakova T.A., Mikhaylova S.V., S''yemova S.G. Elektivnyye kursy po fizicheskoy kul'ture i sportu. Part 2. Ozdorovitel'no-profilakticheskiey voz-mozhnosti zanyatiy fizicheskimi uprazhneniyami [Elective courses in physical culture and sports: educational and methodical manual. Part 2. Wellness-preventive potential of physical activity]. Arzamas, 2017. 79 p. (In Russ.).

7. Sportivnayametrologiya [Sports Metrology]. Arzamas, 2017. 208 p. (In Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.