Научная статья на тему 'Концептуальные основания системы современного спорта в Стратегии развития физической культуры и спорта на период до 2030 г'

Концептуальные основания системы современного спорта в Стратегии развития физической культуры и спорта на период до 2030 г Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
2345
268
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОВРЕМЕННЫЙ СПОРТ / ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ СПОРТА / МОДЕЛИ СПОРТА / ОЗДОРОВИТЕЛЬНО-РЕКРЕАЦИОННАЯ ФУНКЦИЯ СПОРТА / MODERN SPORTS / SPORT DIFFERENTIATION / SPORT MODELS / HEALTH AND RECREATIONAL FUNCTION OF SPORTS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Столяров В.И.

Цель статьи на основе анализа фундаментальных изменений современного спорта и ориентации населения на ценности спортивной деятельности определение концептуальных оснований системы современного спорта в Стратегии развития физической культуры и спорта в нашей стране на период до 2030 г. Методы и организация исследования. Анализ проблемы осуществляется на основе авторской теории спорта, изучения соответствующих эмпирических фактов, результатов социологических исследований, а также аналитического обзора публикаций. Результаты исследования и их обсуждение. На основе анализа фундаментальных изменений современного спорта и ориентации населения на ценности спортивной деятельности обоснованы концептуальные положения о необходимости: формирования различных моделей современного спорта; приоритета его оздоровительно-рекреационной функции; организации спорта для здоровья и рекреации как новой модели массового спорта и как элемента структуры детско-юношеского спорта; внедрения спорта для здоровья и рекреации в систему образования детей и молодежи. Заключение. Практическая реализация сформулированных концептуальных оснований системы современного спорта в Стратегии развития физической культуры и спорта на период до 2030 г. в первую очередь зависит от изменения приоритетов социальной политики государства в сфере спорта: выдвижения на передний план не спортивных рекордов и побед узкой группы лиц, а здоровья и творческой рекреационной активности широких масс населения как результата соответствующей инновационной организации спортивной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONCEPTUAL FUNDAMENTALS OF MODERN SPORT SYSTEM IN DEVELOPMENT STRATEGY OF PHYSICAL CULTURE AND SPORTS FOR THE PERIOD UNTIL 2030

The purpose of the article is to determine the conceptual fundamentals of modern sport system in the Strategy for the Development of Physical Culture and Sports in our country for the period until 2030, using the analysis of the fundamental changes in modern sports and the orientation of population to the values of sports. Methods and organization of the research. Analysis of the problem occurs on basis of the author’s theory of sports, the study of relevant empirical facts, the results of sociological studies, as well as an analytical review of publications. Results and discussion. Analysis of the fundamental changes in modern sports and the orientation of the population to the values of sport activities resulted in substantiation of conceptual provisions on the significance of the number of activities. These activities include development of various models of modern sports; priority of its health and recreational function; organizing sports for health and recreation as a new model of mass sports and as an element of the structure of children and youth sports; implementing sports for health and recreation into the education system for children and youth. Conclusion. Practical implementation of the formulated conceptual fundamentals of the modern sport system in the Strategy for the Development of Physical Culture and Sports for the period until 2030 primarily depends on changing the priorities of the state social policy in the field of sports. Innovative delivery of sport activities resulted in promotion of healthy lifestyle and creative recreational activities of local communities should take the place of the practice of putting forward sports records and victories of a narrow group of people.

Текст научной работы на тему «Концептуальные основания системы современного спорта в Стратегии развития физической культуры и спорта на период до 2030 г»

УДК 796.011 DOI: 10.36028/2308-8826-2019-7-3-13-32

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВАНИЯ СИСТЕМЫ СОВРЕМЕННОГО СПОРТА В СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА НА ПЕРИОД ДО 2030 Г.

В.И. Столяров

Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма, Москва, Россия

Для связи с автором: vstolyafov@mail.ru

Аннотация

Цель статьи - на основе анализа фундаментальных изменений современного спорта и ориентации населения на ценности спортивной деятельности определение концептуальных оснований системы современного спорта в Стратегии развития физической культуры и спорта в нашей стране на период до 2030 г.

Методы и организация исследования. Анализ проблемы осуществляется на основе авторской теории спорта, изучения соответствующих эмпирических фактов, результатов социологических исследований, а также аналитического обзора публикаций.

Результаты исследования и их обсуждение. На основе анализа фундаментальных изменений современного спорта и ориентации населения на ценности спортивной деятельности обоснованы концептуальные положения о необходимости: формирования различных моделей современного спорта; приоритета его оздоровительно-рекреационной функции; организации спорта для здоровья и рекреации как новой модели массового спорта и как элемента структуры детско-юношеского спорта; внедрения спорта для здоровья и рекреации в систему образования детей и молодежи.

Заключение. Практическая реализация сформулированных концептуальных оснований системы современного спорта в Стратегии развития физической культуры и спорта на период до 2030 г. в первую очередь зависит от изменения приоритетов социальной политики государства в сфере спорта: выдвижения на передний план не спортивных рекордов и побед узкой группы лиц, а здоровья и творческой рекреационной активности широких масс населения как результата соответствующей инновационной организации спортивной деятельности.

Ключевые слова: современный спорт, дифференциация спорта, модели спорта, оздоровительно-рекреационная функция спорта.

CONCEPTUAL FUNDAMENTALS OF MODERN SPORT SYSTEM IN DEVELOPMENT STRATEGY OF PHYSICAL CULTURE AND SPORTS FOR THE PERIOD UNTIL 2030 V.I. Stoliarov

Russian State University of Physical Culture, Sport, Youth and Tourism, Moscow, Russia Abstract

The purpose of the article is to determine the conceptual fundamentals of modern sport system in the Strategy for the Development of Physical Culture and Sports in our country for the period until 2030, using the analysis of the fundamental changes in modern sports and the orientation of population to the values of sports. Methods and organization of the research. Analysis of the problem occurs on basis of the author's theory of sports, the study of relevant empirical facts, the results of sociological studies, as well as an analytical review of publications.

Results and discussion. Analysis of the fundamental changes in modern sports and the orientation of the population to the values of sport activities resulted in substantiation of conceptual provisions on the significance of the number of activities. These activities include development of various models of modern sports; priority of its health and recreational function; organizing sports for health and recreation as a new model of mass sports and as an element of the structure of children and youth sports; implementing sports for health and recreation into the education system for children and youth.

Conclusion. Practical implementation of the formulated conceptual fundamentals of the modern sport system in the Strategy for the Development of Physical Culture and Sports for the period until 2030 primarily

depends on changing the priorities of the state social policy in the field of sports. Innovative delivery of sport activities resulted in promotion of healthy lifestyle and creative recreational activities of local communities should take the place of the practice of putting forward sports records and victories of a narrow group of people.

Keywords: modern sports, sport differentiation, sport models, health and recreational function of sports

ВВЕДЕНИЕ

На заседании Совета при Президенте по развитию физической культуры и спорта 27 марта 2019 г. Президент РФ В.В. Путин подчеркнул необходимость разработки новой Стратегии развития физической культуры и спорта в нашей стране на период до 2030 г., принятия её не позднее октября 2020 года, чтобы «в дальнейшем приступить к ритмичной, эффективной реализации этого документа».

Данная Стратегия, безусловно, должна опираться на сложившиеся теоретические и прикладные знания о современном спорте. Вместе с тем при ее разработке не могут не учитываться фундаментальные изменения этого спорта и ориентации населения на ценности спортивной деятельности. Цель статьи — на основе анализа фундаментальных изменений современного спорта и ориентации населения на ценности спортивной деятельности определение концептуальных оснований системы современного спорта в Стратегии развития физической культуры и спорта в нашей стране на период до 2030 г.

МЕТОДЫ

И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Анализ проблемы осуществляется на основе авторской теории спорта, изучения соответствующих эмпирических фактов, результатов социологических исследований, а также аналитического обзора публикаций.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ обсуждение

На основе анализа фундаментальных изменений современного спорта и ориентации населения на ценности спортивной деятельности сформулированы и обоснованы следующие концептуальные положения, имеющие важное значение при разработке Стратегии развития физической культуры и

спорта в нашей стране на период до 2030 г. Дифференциация и формирование различных моделей современного спорта. Современный спорт как определенная конкретно-историческая форма спортивной деятельности имеет многие существенные особенности [19, 21, 39, 45 и др.]. Свое начало он берет с конца Х1Х-начала ХХ вв. Исследователи выделяют такие отличительные черты этого спорта, как секуляризм, равенство возможностей участия в соревновании и условий соревнования, специализация ролей, рационализация, бюрократическая организация, квантификация, установка на рекорды. Отмечается также, что спорт этого периода включает в себя комплекс взаимосвязанных социальных ценностей, социальных норм и ролей, социальных институтов и организаций, социальных движений. В обществе ХХ1 в. происходят кардинальные изменения в спорте. 1. Прежде всего, наблюдается процесс вовлечения в занятия спортом все новых групп населения, которые имеют разные интересы и потребности, а потому заинтересованы в различных формах организации спортивной деятельности. На эту особенность современного спорта обращают внимание многие исследователи. Так, известный немецкий социолог спорта К. Хайнеманн в ряде своих публикаций [40-42] указывает на то, что в современном обществе у людей возрастает готовность заниматься спортом, принимать участие в спортивных мероприятиях, так как у них стало больше свободного времени (за счет сокращения рабочего дня, удлинения отдыха, роста доходов), и желание более активно использовать свободное время. В занятия спортом вовлекается все больше новых групп населения — старшее поколение, женщины, представители этнических меньшинств, люди с физическими недостатками и т.д.

При этом у разных социально-демографических групп различные мотивы и возможности заниматься спортом, поэтому они заинтересованы в различных организационных формах активного и пассивного занятия спортом. «Эти группы людей с совершенно разными мотивами, интересами и желаниями, а также с различными возможностями к действию и различными (особенно моторными) способностями, находят свой путь в спорт. Они более не нацелены только на достижения, победы и соревновательность. Их интерес к спорту определяется более широким спектром мотивов — таких как веселье и представление, эстетика и экспрессия, формирование тела и фитнес, возбуждение и расслабление. Спорт становится частью потребительского образа жизни». В связи с указанными изменениями в современном спорте, отмечает К. Хайнеманн, формируется взаимосвязь спорта с другими видами деятельности, такими как танец, театр, йога, аутогенная тренировка, танцевальная терапия и т.д. Становится все менее заметным различие между спортом и другими формами досуга и отдыха, которые ориентированы на восстановление, расслабление, отдых, общение, смену видов деятельности. Кроме того, если раньше для участников спортивной деятельности было характерно стремление к конкретному виду спорта (например, футболу, которому отдавалось предпочтение в течение длительного периода спортивной деятельности, а затем в качестве футбольного болельщика), то в настоящее время наблюдается стремление к частой смене видов спортивных соревнований и отсутствие желания улучшать достижения. Так, например, спортсмен «с радостью наймет парусную лодку на один год и плавучий дом в Ирландии в следующем году, затем он закажет поездку для альпинизма в Альпах, затем тур на велосипеде; он считает раздражающим хождение на лыжах, поэтому пробует сноуборд и т.д., а когда полностью насладится серфингом, переместится на путешествие на плоту» [40]. В более поздней работе К. Хайнеманн указывает на то, что в настоящее время людей привлекают разнообразные

аспекты занятий спортом — «здоровье, пригодность, расслабление, сознание тела, забава, игра, счастье, общительность, коммуникация, чувство природы, самоутверждения, престижа, приключения, риска, определения возможных пределов» [41]. О. Вайс, характеризуя причины спортивной активности жителей Австрии, отмечает разнообразие их спортивных интересов: удовольствие от участия в спорте; желание быть здоровым; отдых и уменьшение напряженности; физическая готовность для всей жизни; социальные контакты; физические и спортивные достижения; приключения и экстремальный опыт; соперничество; эстетический и эротический опыт и др. Причем ранжирование этих интересов как повод для участия в спорте меняется в зависимости от принадлежности к той иной социальной группе, в связи с полом, возрастом и т.д. [52]. Йоахим Мразек обращает внимание на то, что если в традиционном спорте на всех его уровнях доминировали одинаковые основные мотивы, такие как работоспособность, соревновательность и успех, то в настоящее время ситуация иная: для занимающихся спортом уже больше нет единой ценностной ориентации: «тот, кто занимается спортом для здоровья, часто не хочет никаких соревнований и нередко избегает ориентацию на успех, доминирующую в спортивных обществах». Таким образом, «если раньше в спорте на переднем плане стояли работоспособность, соревновательность и ориентация на успех, то в настоящее время доминируют удовольствие, здоровье, хорошее самочувствие, хороший внешний вид и фитнес» [46, Б. 190].

2. На основе включения в спортивную деятельность все новых и новых групп населения, которые имеют различные интересы и мотивы участия в этой деятельности, и сам спорт утрачивает однообразие - спортивные мероприятия, организационные структуры, виды спорта и т.д. становятся все более разнообразными. Н. Шульц и Г. Аль-мер, характеризуя этот «процесс увеличивающейся дифференциации» современного спорта, пишут: «Наряду с традиционными

предложениями спортивными обществами таких спортивных мероприятий, которые адресованы молодежи и ориентируются на увеличение уровня спортивных достижений и спортивную соревновательность (конкурентность), появились новые, частично альтернативные формы спортивных отношений. Они не нацелены на успехи и на сравнение успехов, а учитывают самые разнообразные желания и потребности: в free-climbing испытываются телесные (и духовные) пограничные ощущения; внутреннего познания и самопознания ожидают от йоги и медитативного бега; тоска по определенным телесным (физическим) идеалам заставляет браться за железные гантели; желание быть в хорошей физической форме приводит на курсы аэробики; полного удовольствия ищут на игровых соревнованиях (праздниках) и т.д.» [48, S. 126].

Еще один немецкий ученый — Барт Крум — существенные изменения современного спорта связывает с происходящим в постсовременном обществе процессом, который он, как и некоторые другие исследователи [30, 37, 38], называет процессом «спорти-фикации общества (культуры)» [32-34]. При этом Барт Крум стремится избежать односторонности в характеристике изменений в современном спорте. По его мнению, важно учитывать два противоположных элемента этих изменений: «спортификацию спорта» и «деспортификацию спорта». Термин «спортификация спорта» Барт Крум использует для обозначения «процесса, в котором основные характеристики спорта, то есть максимизация и соперничество, ради-кализованы. Этот процесс, начало которому положила политизация спорта в период холодной войны, продолжается коммерциализацией, информатизацией спорта, которые находятся во взаимодействии как зубчатые колеса. Во многих странах процесс спор-тификации спорта стал результатом влияния бизнес-элиты на спортивную систему. Этому спортивному направлению присущи такие крайности, как труд детей, допинг и вредные методы тренировок. В этом широко освещаемом СМИ, иногда очень высоко

оплачиваемом, но в основном крайне низко оплачиваемом элитном спорте, прославление тела и эксплуатация тела идут рука об руку».

Деспортификация — противоположный процесс («контрдвижение»). Для этого процесса характерно «снижение ориентации на достижения и поощрение таких мотивов, как удовольствие, веселье, сплоченность, коммуникабельность, восстановление сил и здоровье. Эта тенденция ударила по таким современным, постмодернистским ценностям, как самореализация, пригодность и породила нарцизм и гедонизм. Начали развиваться альтернативные виды спорта (для них немцы используют парадоксальное название «неспортивный спорт»), в которых на переднем плане стоят удовольствие, наслаждение, приключения, телесные сенсации, фитнес и внешность» [32-34].

Р. Рэнсон, характеризуя изменения в современном спорте, процесс дифференциации видов спортивной деятельности называет «гибридизацией спортивного ландшафта». «В начале ХХ века человеческая культура движения могла быть разделена на 3 части. Во-первых, сохранились традиционные игры: теннис, пелота и т.п. Во-вторых, в спортивную жизнь буквально ворвались идеология и политика, и даже сегодня названия некоторых видов спорта этимологически связаны с католичеством, либерализмом и социализмом. В-третьих, из Великобритании были импортированы новые виды спорта. В настоящее время эта триада культуры движения подвергается дальнейшей дифференциации, выливающейся в радикальную гибридизацию. Некоторые немецкие исследователи называют такую тенденцию "внутренней дифференциацией спорта" (Гюль-денпфеннинг, 1996 г.; Хартманн и Тевс, 1996 г.). Объяснение этому процессу находится в реакции на "сверхинституализацию" и "сверхсоревновательность" современного спорта, приводящей к возникновению "физической контркультуры»" (Бетте, 1989 г.). Эта новая культура движения иногда называется "неспортивным спортом" (Дитрих и Хайнеманн, 1989 г.), "нехарактерным спор-

том" (Дигель, 1990 г.) или "деспортивным спортом"» (Крум, 1991 г.)» [14, с. 22]. К. Посьелло отмечает ускорение процесса обновления, «омоложения» традиционной системы спорта. Эта система «знала два типа спортивных занятий: «жесткие» коллективные игры (регби, футбол и проч.) и стандартизированные атлетические состязания». В центре новой системы - «разнообразные спортивные приключения и те виды спорта, которыми следует заниматься на природе, демонстрируя головокружительное акробатическое мастерство и переживая максимум острых ощущений (серфинг, кайтсерфинг, затяжные прыжки с парашютом, маунтин-байк, экстремальные лыжи и проч.)». К. Посьелло называет эти виды спорта «деятельностью, в которой доминирует "массме-дийная", "кибернетическая" и "катастрофическая" составляющая», и противопоставляет их традиционным видам спорта, где доминирует «энергетическая» составляющая [12]. К. Фольквайн указывает на то, что общие социальные процессы дифференцирования существенно влияют и на мир спорта, приводят к его разнообразию. Главным в спорте становится не только соревнование. Людей привлекает также «спорт для забавы и счастья, спорт для пригодности и здоровья, спорт приключения, спорт для всех, спорт для инвалида, спорт для восстановления и т.д.» [51, р. 39]. А.В. Кыласов и С.Н. Гавров отмечают увеличивающееся этнокультурное многообразие спорта [7].

3. Под влиянием указанных выше процессов ранее однородная спортивная система, ориентированная на одну модель спорта, дифференцируется на различные модели. На эту особенность современного спорта также указывают исследователи многих стран. Так, К. Хайнеманн пишет: «Развитие спорта характеризуется социальной дифференциацией, т.е. действенным разграничением и формами представления спорта, которые выражаются собственным пониманием спорта, собственными идеологиями спорта, собственной формой занятий спортом и организации спорта и тем самым также и различным стимулирующим характером

спорта для различных групп лиц. Спорт не является единой однородной структурой, а делится на различные модели.» [40, Б. 37]. Он выделяет четыре основные «модели спорта».

• «Экспрессивная модель спорта» — «Модель, которая выводит смысл своего существования и свою мораль на основе таких понятий и норм, как "радость", "удовольствие", "совместная работа", "собственный мир" и т.д., и отменяет или перекрывает моменты, связанные с достижениями и состязаниями. Эта модель понимает спорт как "контрмир" по отношению к ценностям, нормам и условиям жизни повседневной действительности, прежде всего, индустриальному миру труда».

• «Соревновательная модель спорта» — «Модель спорта, которая подчеркивает такие ценности и нормы, как соревнование, достижения, выигрыш или проигрыш (которые, следовательно, в значительной степени также накладывают отпечаток на повседневную действительность). Эта модель соответствует традиционному пониманию спорта в отношении "идентичности"».

• «Коммерческая модель спорта» — «Модель спорта, которая понимает спорт как зрелищное мероприятие и коммерческое профессиональное производство, как это в чистом виде проявляется, например, в "Космос Нью-Йорке" и в других подобных спортивных предприятиях, используемых в целях наживы».

• «Функционалистская модель спорта» — «Модель спорта, которая понимает спорт в инструментализированном виде, т.е. прежде всего определяет смысл спорта посредством социально-эмоциональных функций, функций социализации, социально интегрирующих функций, политических функций, биологических функций, других возможных функций спорта» [40, Б. 37].

По мнению Барта Крума, современная система спорта дифференцируется на различные модели (разновидности) спорта с различными мотивами, индивидуальными запросами и ожиданиями участвующих в них лиц. К числу таких моделей спорта он относит следующие.

- Элитный спорт. Доминирующими мотивами участия в этой разновидности спорта являются: абсолютные достижения, статус, деньги; этот спорт, как правило, часто коммерциализированный и требует полупрофессионального участия.

- Конкурирующий клубный спорт. Для него характерен комплекс мотивов: жажда победы в соперничестве, а вместе с тем расслабление и социальные контакты.

- Спортивный отдых. Доминирующие мотивы в этом спорте: расслабление, здоровье и сплоченность.

- Фитнес-спорт. Для него характерен доминирующий, и даже единственный, мотив — физический фитнес.

- Рискованный и приключенческий спорт. Имеются в виду коммерчески организованные и дорогие виды активности, такие, например, как переход через Гималаи, прыжки на лыжах с вертолета, скуба-дайвинг (подводное плавание с дыхательным аппаратом), рафтинг (сплавление по рекам), парашютный спорт, планирование на парапланах. Доминирующие мотивы — приключения и сильное возбуждение.

- Модель спортивного наслаждения. Примером могут служить коммерчески организованные (часто в комбинации с туризмом) формы С-спорта (солнце, море, песок, снег, секс, скорость, удовлетворение). В фокусе этого спорта гедонизм (жажда наслаждений), избранные удовольствия.

- Косметический спорт. Коммерчески организованный нарцизм бодибилдинга, стайлинга, шейпинга с подогреваемыми или охлаждающими соляриями. В фокусе данного спорта — внешность человека [32, р. 624]. Й. Мразек также отмечает, что ситуация в современном спорте «характеризуется дифференциацией спортивного ландшафта на несколько параллельно сосуществующих и частично конкурирующих друг с другом моделей спорта. Наряду с все еще ярко выраженным профессиональным спортом появился спорт для здоровья с превентивными и реабилитационными вариантами, а также спорт, ориентированный на удовольствие и спортивный досуг» [46, Б.191].

Таковы важные особенности спорта постсовременного общества [подробнее см: 7, 12, 14, 19, 21, 23, 24, 30-38, 40-44, 47, 50-53 и др.]. В соответствии с этими особенностями современного спорта обсуждаемая Стратегия должна предусматривать удовлетворение спортивных интересов и потребностей не узкой социальной группы элитных лиц, а практически всех социально-демографических групп населения, и при этом учитывать, что они имеют не только разные возможности для занятий спортом, но и разные целевые установки (задачи) в отношении этих занятий.

Для этого необходимо в системе современного спорта выделить соответствующие различные модели (разновидности) спортивной деятельности, причем не только в теоретическом, но и в сугубо прикладном плане (с точки зрения организации спортивной деятельности, ее финансирования, подготовки специалистов и т.д.) В современной теории и практике принята определенная дифференциация современного спорта. С учетом особенностей разных групп населения, вовлеченных в спорт, выделяют такие его формы, как детско-юношеский спорт, школьный спорт, студенческий спорт, женский спорт, спорт инвалидов и т.д. Но в отношении целевых установок спорта общепринято выделять две его основных модели (разновидности):

1. Спорт высших достижений (другие названия — «рекордный спорт», «элитный спорт», «большой спорт» и т.п.). Приоритетные ценности данного спорта — высокий уровень спортивного мастерства, спортивные достижения, победы в соревнованиях и связанные с ними другие прагматические ценности (успешная спортивная карьера, слава, финансовое благополучие и т.п.).

2. Массовый спорт (другие термины — «спорт для всех», «общедоступный спорт», «ординарный спорт» и т.п.). В этой разновидности спорта в качестве основных декларируются такие ценности, как оздоровление, целостное развитие личности, активный, увлекательный, творческий отдых, гуманное общение с другими людьми и с природой, а

значит, в качестве основной рассматривается оздоровительно-рекреационная функция:

- сохранение и развитие у спортсменов физических свойств и функций, психических и социальных качеств как условие приемлемой продолжительности их жизни при оптимальной трудоспособности и социальной активности;

- предоставление возможности спортсменам при отсутствии жестко нормативной регламентации, в непринужденной атмосфере спортивной двигательной активности и дружеского спортивного соперничества отдохнуть, «разрядиться», развлечься, получить положительные эмоции, удовольствие, пообщаться с друзьями, с природой и т.д. Наряду с выделением разных ценностных ориентаций населения и соответствующих моделей спорта важное значение в спортивной политике нашей страны имеет иерархия ценностей спортивной деятельности, определение ее приоритетных направлений и социальных функций. При этом следует не просто декларировать эти направления и социальные функции, а обеспечивать их практическую реализацию.

Приоритет оздоровительно-рекреационной функции спортивной деятельности.

При разработке Стратегии следует учитывать, что в настоящее время оздоровительно-рекреационная функция спортивной деятельности приобретает все более важное значение.

Первая причина приоритетной значимости этой функции спорта — сложная социально-демографическая ситуация, состояние здоровья населения, рост преступности и наркомании, девальвация духовно-нравственных ценностей в условиях современной России. Особую тревогу вызывает то обстоятельство, что в связи с переходом России к новому типу экономических отношений прежние ценностные ориентиры лишились своей привлекательности и на первый план вышли другие: жажда обогащения, культ денег, успех, карьера любой ценой. В результате господства именно этой системы ценностей значительную часть детей и молодежи охватил чрезмерный прагматизм, нигилизм

и безразличие к духовным ценностям. Как отмечается в докладе «О повышении роли физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни россиян» на заседании Госсовета РФ 30 января 2002 года, в сложившейся ситуации «необходимо остановить ухудшение здоровья нации и тенденцию депопуляции населения, принять радикальные меры по качественному улучшению человеческого ресурса, формированию здорового образа жизни, новых ценностных ориентиров, включающих высокий уровень гражданственности и патриотизма и неприятие вредных привычек». В противном случае, отмечается в этом документе, может возникнуть «реальная угроза национальной безопасности России» [8, с. 7]. Вторая причина повышения значимости оздоровительно-рекреационной функции спорта — изменение ценностных ориента-ций населения на занятия спортом. Дело не только в том, что в современном спорте, как отмечено выше, сформировалась новая, более широкая по сравнению с прежней, система интересов, потребностей, мотивов, целей и задач населения в отношении спорта, включающая в себя такие ценности, как здоровье, активный, увлекательный, творческий отдых, развлечение, гуманное общение с другими людьми и с природой, получение позитивных эмоций, эстетического удовольствия и т.п. Главное состоит в том, что в данной системе именно оздоровительно-рекреационные ценности приобретают все более приоритетное значение. Об этом свидетельствуют результаты анализа ценностных ориентаций населения на спорт, полученные как отечественными, так и зарубежными исследователями. В нашей стране в 2012 г. на основе репрезентативного опроса населения изучены ценностные ориентации респондентов в спортивной деятельности. Опрошено 2500 человек с 9-летнего возраста. По результатам опроса выделены три группы ценностных ориентаций респондентов. Первая группа — формальное, стереотипное отношение к занятиям спортом как к необходимости выполнения обязательных требований (учеб-

ной программы, ближайшего социального окружения, врачей и т.д.). Такого рода ценностные ориентации на спорт характерны примерно для 12% граждан, занимающихся спортом. Это значит, что почти каждый восьмой респондент, вовлеченный в занятия спортом, не имеет эти занятия в иерархии своих ценностных ориентаций, поскольку занимается спортом только по необходимости. В наибольшей степени эта ориентация проявляется среди молодежной аудитории (15,2%). Вторая группа — ориентация на занятия спортом как на средство оздоровления, улучшения работоспособности, отдыха и т.п. Полученные данные свидетельствуют о том, что такая ценностная ориентация присуща большинству респондентов (71,5%) и явно усиливается после начала трудовой деятельности: среди молодежи таковых 60,4%, среди трудового населения — 85,4%, среди лиц пенсионного возраста — 83,3%. Третья группа — ориентация на занятия спортом как на средство-цель, т.е. на достижение успеха, высоких результатов в самой спортивной деятельности, — проявляется в наименьшей степени среди респондентов (10,1%), и практически только в молодежной аудитории (17,1%). Результаты опроса свидетельствуют, следовательно, о том, что для большинства населения характерна ориентация на занятия спортом как на средство оздоровления, улучшения работоспособности, отдыха и т.п. [1, с. 79-81].

Согласно социологической информации, полученной в 2016 г. на основе репрезентативного опроса экономически активного населения (опрошено 2500 человек с 18-летнего возраста), подавляющее большинство респондентов — 82,0% (84,8% женщин и 79,6% мужчин) — также ориентируется на спортивную деятельность как на средство достижения не спортивных успехов, а других жизненно значимых для них результатов вне сферы спорта (здоровье, работоспособность, самочувствие и т.д.) [2, с. 49-51]. Результаты анализа общероссийского опроса родителей в 2018 г. (опрошено 1500 родителей, имеющих детей дошкольного возраста, начиная с 2-летнего), который проведен

автором совместно в Ю.В. Окуньковым, показывают, что большинство (72,3%) родителей ориентируются на занятия спортом как на средство, с помощью которого можно добиться успехов в личностном развитии ребенка, и только 10-я часть родителей ориентируются на эти занятия как на средство подготовки детей к спортивной деятельности и достижения высоких спортивных результатов [27].

Аналогичные результаты получены исследователями и в других странах. Так, К. Хайне-манн, опираясь на результаты многочисленных социологических исследований, в ходе которых респонденты характеризовали свои мотивы занятий спортом, пишет: «Несмотря на все различия в высказываниях, одним из важнейших факторов пробуждения активного интереса к спорту, видимо, для большинства групп лиц являются "радость, веселье и расслабление"» [40, & 197]. Йоахим Мра-зек отмечает, что «если раньше в спорте на переднем плане стояли работоспособность, соревновательность и ориентация на успех, то в настоящее время доминируют удовольствие, здоровье, хорошее самочувствие, хороший внешний вид и фитнес» [46, Б. 191]. Проблемы практической реализации оздоровительно-рекреационной функции современного спорта. В спортивной деятельности заключены огромные возможности для самореализации личности, сохранения и укрепления здоровья, физического совершенствования, развития психических способностей, приобщения к ценностям эстетической и нравственной культуры, творческого досуга, общения и т.д., а значит, для выполнения оздоровительно-рекреационной функции [подробнее см. 1921, 23, 24 и др.].

Анализ показывает, что все разновидности спорта могут быть использованы для выполнения этой функции и реально ее выполняют, особенно если иметь в виду не только спортсменов, но также зрителей, спортивных болельщиков и т.д. Многолетняя практика реализации оздоровительно-рекреационной функции спорта выявила, однако, существенные трудности и проблемы. Существующая

система спортивной работы с населением не позволяет полноценно и эффективно решать оздоровительно-рекреационные задачи. Более того, обнаружилась возможность не только позитивной, но и негативной роли спорта в формировании гуманных качеств личности и социальных отношений. На основе осмысления этой ситуации большинство исследователей и специалистов-практиков склоняются к следующему мнению:

• Следует учитывать не только позитивные, но и негативные аспекты спортивной активности (особенно спортивного соперничества).

• Негативные аспекты влияния занятий спортом на личность и социальные отношения связаны прежде всего с так называемым спортом высших достижений, приоритетными ценностями которого являются высокие спортивные достижения, победа в спортивных соревнованиях.

• Решение посредством спорта оздоровительно-рекреационных задач (оздоровление, целостное развитие личности, активный творческий отдых, гуманное общение и т.п.) следует возлагать на массовый спорт (спорт для всех).

На основе данной теоретической концепции формируется ряд моделей этого спорта с ценностной ориентацией на оздоровительно-рекреационную функцию. Прежде всего это модель массового спорта под названием «спорт для всех», которая получила широкое развитие во всем мире на основе международного движения «Спорт для всех». К числу моделей массового спорта относятся также фитнес-движение, движение «Новые игры», Всероссийское спортивное движение «Дети здоровы и образованны» («ДРОЗД») и т.д. Однако проведенный автором целостный диалектический анализ этих разновидностей массового спорта выявляет как позитивные, так и негативные аспекты их концепций, а также деятельности по реализации оздоровительно-рекреационной функции

[23].

Позитивные аспекты:

• пропаганда необходимости вовлечения в

занятия спортом как способа активного времяпрепровождения не узкой группы лиц, а всех социальных групп и поколений;

• формирование различных организационных форм и моделей спортивной деятельности с учетом того, что разные лица и группы населения имеют разные мотивы и возможности заниматься спортом;

• пропаганда ориентации массового спорта на использование занятий спортом для решения оздоровительно-рекреационных задач — оздоровление, физическое и психическое совершенствование, целостное развитии личности, активный отдых, гуманное общение с другими людьми и с природой и т.п.;

• конкретные социально-педагогические акции, формы и методы (например, народные подвижные игры и национальные виды спорта) решения этих оздоровительно-рекреационных задач;

Негативные аспекты:

• как правило, используются неопределенные, многозначные понятия («спорт для всех», «массовый спорт» и др.), не позволяющие однозначно дифференцировать спорт для всех (массовый спорт) от других разновидностей спорта;

• предполагается, что в массовом спорте вполне применимы те же самые формы и методы организации спортивной деятельности, которые используются в спорте высших достижений; особенно важно, что спортивные соревнования организуются на основе таких принципов формирования программы, состава участников, системы определения победителей и т.д., которые позволяют эффективно определять сильнейших спортсменов, побуждать их к все более высоким спортивным достижениям, победам и т.д., но затрудняют и даже препятствуют решению оздоровительно-рекреационных задач;

• применяются лишь некоторые особые, специфические средства для решения оздоровительно-рекреационных задач [подробнее см. 23].

Эти результаты научного анализа определяют необходимость совершенствования концепции и деятельности массового спорта, а

также поиска новых моделей этого спорта. Концепция спорта для здоровья и рекреации как новой модели массового спорта. С учетом изложенной выше ситуации автором разработана инновационная модель массового спорта под названием «спорт для здоровья и рекреации», которая призвана использовать все позитивное, а вместе с тем устранить проблемы и трудности массового спорта в решении оздоровительно-рекреационных задач [23]. Новизна этой модели массового спорта не в ценностной ориентации и декларируемых на основе этого целях и задачах. Спорт для здоровья и рекреации, как и многие другие модели массового спорта (например, «спорт для всех»), характеризует ориентация на ценности здоровья и рекреации, а также приоритет оздоровительно-рекреационной функции спортивной деятельности. Главная особенность спорта для здоровья и рекреации как новой модели массового спорта — средства решения декларируемых и пропагандируемых оздоровительно-рекреационных задач, та социально-педагогическая технология (акции, формы и методы), которые применяются в этом спорте для полноценного и эффективного решения данных задач. К числу основных акций, форм и методов этой технологии относятся:

• спортивные соревнования, организуемые на основе таких принципов формирования программы, состава и сотрудничества участников, системы выявления победителей соревнования, которые призваны содействовать получению участниками удовольствия от соревнования и сотрудничества, их оздоровлению, физическому совершенствованию, нравственному поведению в соперничестве, социальной интеграции и реабилитации инвалидов, формированию гуманных социальных отношений и т.п., а вместе с тем препятствовать возникновению желания победить любой ценой (даже за счет здоровья, нарушения нравственных принципов и т.д.), и соответствующего поведения;

• подготовка к такого рода соревнованиям, воспитание культуры гуманного спортив-

ного соперничества: высоконравственного поведения в спортивном соперничестве, а также готовности к возможным неудачам и стойкого отношения к поражению;

• несоревновательные формы спортивной игровой деятельности, которые ориентируют спортсменов на сотрудничество, творчество, юмор, а не на соперничество;

• неигровые и несоревновательные формы физкультурно-двигательной и телесно-ориентированной активности, физического воспитания, в том числе формы и методы оздоровительной физкультуры, оздоровительной гимнастики, оздоровительной тренировки, оздоровительного фитнеса и т.п.;

• акции, формы и методы оздоровительно-рекреационного туризма;

• эстетические телесно-ориентированные технологии, формы и методы;

• СПАРТигры и другие спортивные оздоровительно-рекреационные Игры, программа которых включает в себя как соревновательные, так и несоревновательные формы спортивной активности;

• формы и методы информационно-разъяснительной и просветительской деятельности с целью формирования и повышения у всех участников спорта уровня спортивной, спортивно-гуманистической и оздоровительно-рекреационной образованности;

• спортивные Клубы, Школы, лагеря и т.п., в деятельности которых используются указанные выше средства и которые ориентированы не на извлечение прибыли (как, например, фитнес-клубы) и не на подготовку спортсменов высокого класса, а на решение оздоровительно-рекреационных задач;

• спортивные оздоровительно-рекреационные фестивали как интегративная акция, комплексная программа которой включает в себя: СПАРТигры и другие спортивные оздоровительно-рекреационные Игры; демонстрацию инновационных форм оздоровительной гимнастики, оздоровительного фитнеса и других форм физкультурно-двигательной активности; проведение дискуссий по проблемам спорта для здоровья и рекреации; обмен опытом формирования

и развития данной новой модели массового спорта и т.д. [23].

За последние годы во многих странах накоплен значительный опыт разработки и практического использования указанных выше отдельных спортивных акций, форм и методов, в том числе не только оздоровительной гимнастики, оздоровительной тренировки, оздоровительного фитнеса и т.п., но также (что особенно важно) организации спортивного соперничества на основе инновационных гуманных принципов [16, 20, 23, 26]. Приоритет в этом плане принадлежит России. Так, например, с 1991 г. по настоящее время в разных регионах нашей страны проводятся СПАРТигры с участием лиц разного возраста, пола, физической подготовки, в том числе инвалидов. При организации данных Игр используются инновационные принципы гуманного способа формирования программы соревнования, состава участников, системы определения победителей и т.д. Дополнительно применяется комплекс и других эффективных средств решения оздоровительно-рекреационных задач. Более чем 25-летний опыт использования такой социально-педагогической системы показал, что она обеспечивает полноценное и эффективное решение задач спорта для здоровья и рекреации, в том числе:

• повышение для всех групп населения привлекательности, значимости спортивной деятельности, их интереса к этой деятельности как средству оздоровления, физического совершенствования, гармоничного развития личности, получения положительных эмоций, активного творческого отдыха, гуманного общения с другими людьми и с природой и т.д.;

• активизацию участия в спортивной деятельности с этими целями разных групп населения, в том числе тех лиц, кто не вовлечен в систему обязательных занятий спортом;

• реальный социокультурный эффект от такого участия в спортивной деятельности: оздоровление, физическое совершенствование; содержательный, активный, увлекательный, творческий досуг лиц разного возраста, пола, физического состояния (в том числе

инвалидов), адекватный целям гуманистической социализации, нравственного, культурного, научного, интеллектуального и физического развития [23, 26 ]. Основные направления развития спорта для здоровья и рекреации. Разработанная автором концепция предусматривает ряд таких направлений.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Формирование нового социального движения. Имеется в виду организация нового социального движения по развитию спорта для здоровья и рекреации, которое пользуется поддержкой государства (финансирование, подготовка кадров и т.д.), но развивается как общественное (самодеятельное) движение. При этом представляется целесообразным формирование в структуре нового спортивного движения такого важного элемента, как движение по развитию спорта для здоровья и рекреации учащейся молодежи (школьников и студентов).

Во-первых, это позволит проверить на практике реализуемость основных концептуальных идей движения «Спорт для здоровья и рекреации», а также эффективность системы социально-педагогических акций, форм и методов этого движения применительно к школьникам и студентам — основным участникам данного движения. Во-вторых, программа, социально-педагогические акции, формы и методы данного движения наиболее привлекательны именно для школьников и студентов (об этом свидетельствует многолетний опыт развития движения «СПАРТ»).

Приоритетное направление деятельности указанного движения учащейся молодежи — использование социально-педагогических акций, технологий, методов спорта для здоровья и рекреации с целью решения применительно к юным спортсменам таких задач, как оздоровление, активный творческий отдых, развлечение, получение положительных эмоций, удовольствие, общение с другими людьми и с природой и т.п. Организационные формы движения — организация оздоровительно-рекреационных клубов и лагерей для школьников и студентов.

При формировании указанного спортивного движения имеет смысл использовать и некоторые положения двух ранее разработанных авторских проектов.

Первый проект предполагал создание самодеятельной организации школьников — орден «Спартианские рыцари» (или: «СПАРТ-рыцари», «Рыцари спорта и искусства»); детской организации (и соответствующего детского движения) юных олимпийцев-спартианцев под названием «Олимпийский Орден Рыцарей СпАрта» [15, 22, 25]. Второй проект предусматривал создание детской организации и детского движения юных олимпийцев-спартианцев под названием «Олимпийский Орден Рыцарей СпАрта»» [15, 17, 18, 22].

Указанные проекты и соответствующие спортивные акции, основанные на идее интеграции спорта с искусством, были поддержаны руководящими деятелями олимпийского движения нашей страны. Так, вице-президент МОК, председатель Олимпийского комитета СССР В.Г. Смирнов в обращении к организаторам и участникам Олимпийского Турнира Рыцарей СпАрта (24 авг.-3 сент. 1991 г., г. Анапа) написал: «Я верю в успех Вашего Турнира. Он должен открыть путь новому детскому гуманистическому движению, которому Олимпийский комитет СССР будет оказывать всемерную помощь и поддержку».

Олимпийский комитет СССР поддержал идею создания под своим патронажем детской организации «Олимпийский Орден Рыцарей СпАрта», а Исполком Олимпийского комитета СССР принял решение о ее создании.

Решение Исполкома Олимпийского комитета СССР

Москва, 5 августа 1991 г.

Члену Олимпийского комитета СССР проф. В.И. Столярову Уважаемый Владислав Иванович! Настоящим сообщаю, что Исполком ОК СССР одобрил создание детской организации «Олимпийский Орден Рыцарей СпАрта» при Олимпийском комитете СССР и взял ее под свой патронаж.

Одобрено также проведение в г. Анапе 24 августа - 3 сентября 1991 г. Олимпийского турнира Рыцарей СпАрта под патронажем ОК СССР. На этот турнир будут командированы сотрудники Олимпийского комитета СССР для участия в церемонии открытия и работы в жюри. Начальник Организационного

отдела ОК СССР Ю. Чистяков

В ходе формирования указанных детских организаций было проведено несколько СПАР-Тигр и турниров.

■ Так, 24 августа-3 сентября 1991 г. в г. Анапа проведен «Олимпийский Турнир Рыцарей СпАрта». В Турнире приняли участие около 400 школьников из 17 городов страны. Турнир проведен под патронажем Олимпийского комитета СССР.

■ 23-29 сентября 1991 г. в лагере «Артек» организованы СПАРТигры для школьников. Участники: 115 детей в возрасте 11-16 лет, отдыхающих в лагере «Озерный», в том числе дети с ограниченными возможностями (инвалиды). Участники, набравшие определенную сумму баллов за выступления в спортивных соревнованиях и художественных конкурсах программы «Спартианские испытания», получали почетное право стать членами детской организации «Олимпийский Орден Рыцарей СпАрта», который был учрежден при Олимпийском комитете СССР, и участвовать во втором этапе — Турнире Рыцарей СпАрта.

■ В 1992 г. в г. Набережные Челны были организованы два Турнира Рыцарей СпАрта, в которых приняли участие представители большинства учебных заведений города — школ, гимназий, ПТУ, вузов. Известные политические события в нашей стране помешали дальнейшей реализации указанных проектов.

2. Формирование спорта для здоровья и рекреации в структуре детско-юношеского спорта. Организация движения учащейся молодежи по развитию спорта для здоровья и рекреации предусматривает выделение в структуре детско-юношеского

спорта двух относительно самостоятельных элементов.

Первый элемент — детско-юношеский спорт, приоритетным направлением деятельности в котором является решение для юных спортсменов спортивно-образовательных и оздоровительно-рекреационных задач: оздоровление, активный творческий отдых, развлечение, получение положительных эмоций, удовольствие, общение с другими людьми и с природой и т.п. Это направление детско-юношеского спорта ориентировано на большинство школьников и студентов. Оно учитывает не только особую социальную значимость решения спортивно-образовательных и оздоровительно-рекреационных задач для школьников и студентов, но также особенности их ценностной ориентации на спортивную деятельность. Как показывают исследования, для большинства школьников и студентов наиболее привлекательными аспектами занятий спортом являются не соревнование и победа, а другие аспекты спортивной активности — здоровье, самочувствие, возможность в непринужденной атмосфере спортивной двигательной активности и спортивного соперничества отдохнуть, «разрядиться», развлечься, получить положительные эмоции, удовольствие, пообщаться с друзьями и т.п. Детско-юношеский спорт, ориентированный на решение задач указанного первого направления, тем самым следует понимать не как резерв спорта высших достижений (традиционный подход), а как особую разновидность спорта — оздоровительно-рекреационный детско-юношеский спорт. Этот спорт призван содействовать решению комплекса важных социокультурных и педагогических задач социализации подрастающего поколения, а потому должен существенно отличаться от спорта высших достижений не только по своим задачам, но и по средствам их решения. Центральное место в системе этих средств занимают акции, формы и методы социально-педагогической технологии новой российской модели спорта для здоровья и рекреации (см. текст выше).

Второй элемент детско-юношеского спорта ориентирован в первую очередь на опреде-

ление и повышение уровня спортивной подготовленности юных спортсменов, подготовку будущих спортсменов высокого класса. Педагогические средства решения этих задач: традиционные спортивно-педагогические акции, технологии, методы. Организационные формы: детско-юношеские спортивные школы, школы олимпийского резерва, внеучебные спортивные мероприятия и т.д.

Специализированный детско-юношеский спорт ориентирован на ту часть школьников и студентов, которых спорт привлекает как возможная сфера их будущей профессиональной деятельности. Поэтому этот элемент структуры детско-юношеского спорт выступает как резерв спорта высших достижений.

Предложение о необходимости выделения разных направлений детско-юношеского спорта высказывалось и ранее. Об этом писал, например, известный журналист, шеф-редактор журнала Совета Европы «Спорт для всех» (на русском языке) А. А. Исаев. Он предлагал дифференциацию двух форм детско-юношеского спорта как элемент программы развития спортивно-оздоровительного образовательного движения «ОЛИМП» [4-6]. В силу ряда причин не только предложение А.А. Исаева, но и другие аналогичные предложения относительно детско-юношеского спорта так и не удалось реализовать. Одна из основных причин этого состоит в том, что в данных предложениях указывалось на различие задач «массового общедоступного, самодеятельного» и «специализированного» детско-юношеского спорта, но не указывались специфические средства их решения (прежде всего особые способы организации спортивного соперничества). Авторская концепция, основанная на изложенных выше идеях спорта для здоровья и рекреации, не только обосновывает его необходимость как элемента структуры детско-юношеского спорта, приоритетными задачами которого являются оздоровительно-рекреационные задачи, в отличие от другого его элемента — специализированного детско-юношеского спорта,

ориентированного на спорт высших достижений. Самое главное состоит в том, что в данной концепции указываются особые социально-педагогические акции, формы и методы, в том числе инновационные принципы организации соперничества и сотрудничества в спортивных соревнованиях, необходимые для эффективного решения задач оздоровительно-рекреационного детско-юношеского спорта (см. текст выше). Для эффективного формирования этого компонента детско-юношеского спорта необходимо решить ряд важных вопросов (финансирование, подготовка кадров и т.д.). 3. Внедрение спорта для здоровья и рекреации в систему образования детей и молодежи. Данное направление реализации новой модели массового спорта предполагает следующие акции.

1. Прежде всего предусматривается дифференциация в учебной программе общеобразовательных учреждений (ДОО, общеобразовательных школ, вузов и др.) двух важных направлений спортивной деятельности школьников и студентов. Первое направление — решение спортивно-образовательных и оздоровительно-рекреационных задач в отношении школьников и студентов: оздоровление, физическое совершенствование, активный творческий отдых, развлечение, получение положительных эмоций, удовольствие, общение с другими людьми и с природой. Предусматривается решение этих задач как в учебном процессе, так и во внеучебное время. Это направление учитывает общие образовательные и воспитательные задачи учебных заведений и ориентировано на большинство школьников и студентов.

Второе направление — выявление спортивно одаренных школьников и студентов, повышение уровня их спортивной подготовленности, подготовка из них будущих спортсменов высокого класса. Данное направление ориентировано на ту часть школьников и студентов, которых спорт привлекает как возможная сфера их будущей профессиональной деятельности. Как отмечено выше, организационные формы решения задач

этого направления спортивной работы с учащейся молодежью — детско-юношеские спортивные школы, школы олимпийского резерва, внеучебные спортивные мероприятия.

2. С учетом проблемы физического, психического и духовно-нравственного состояния детей и молодежи оздоровительно-рекреационное направление организации спортивной деятельности учащихся образовательных учреждений и студентов следует оценивать как главное, приоритетное направление этой деятельности. Необходимость решения этой проблемы требует осмыслить цели, задачи, содержание, организационные принципы, формы, средства и методы системы общего образования, пути преодоления все более ясно обозначившихся кризисных явлений в этой сфере. В настоящее время обозначена общая стратегия формирования современной системы образования и воспитания учащейся молодежи:- замена авторитарно-репродуктивной модели образования на рефлексивно-гуманистическую, главной целью которой является приобщение школьников и студентов к общекультурным ценностям — нравственным, эстетическим, интеллектуальным и т.д.;

- формирование и развитие в человеке способности к саморазвитию, самореализации, самообразованию в продолжение всей своей жизни;

- переход от автократических установок на формирование людей как «исполнителей» к созданию условий для развития личности, свободной и самостоятельной в суждениях, а в то же время терпимой к чужому мнению, т.е. воспринимающей мир и людей в контексте человеческих ценностей, способной не только действовать внутри наличной социальной структуры, но также изменять ее [9-11, 28, 29].

На первом плане при этом стоит проблема не только нового содержания, но также новых форм и методов работы с учащейся молодежью. В первую очередь речь идет о том, чтобы заинтересовать школьников и студентов, сделать их активными партнера-

ми педагогической деятельности, субъектами развития собственной индивидуальности — гармонично и разносторонне развитой. Импульсом, побуждающим учащуюся молодежь к сотрудничеству в решении этой задачи, могут быть лишь такие средства, которые она признает и одобряет, которые вызывают у нее интерес. К числу таких средств, бесспорно, относится спортивная деятельность. При этом важно учитывать, какие ценности этой деятельности являются наиболее привлекательными для учащейся молодежи. Как показывают исследования, для большинства школьников и студентов приоритетными аспектами занятий спортом являются не соревнование и победа, а другие личностные результаты спортивной активности: здоровье, самочувствие, возможность в непринужденной атмосфере спортивной двигательной активности и спортивного соперничества отдохнуть, «разрядиться», развлечься, получить положительные эмоции, удовольствие, пообщаться с друзьями и т.п. Специалисты США провели исследование вовлеченности школьников 13-18 лет в занятия спортом, а также наиболее привлекательных аспектов этих занятий и причин, по которым дети бросают заниматься спортом. В исследовании приняли участие более 10000 школьников. На основе проведенного исследования сделан вывод о том, что соревнование и победа не являются для подростков основными привлекающими моментами спортивного участия. Первые 6 мест (с точки зрения привлекательности) заняли у них такие аспекты занятий спортом: получение удовольствия; улучшение навыков; занятия тем, что получается; чтобы быть в форме; наслаждение от соревнования. Большинство тех учащихся, которые занимались спортом, но бросили эти занятия, при ответе на вопрос, почему они это сделали, указали на то, что они не получали удовольствия от этих занятий. А при ответе на вопрос, что бы могло заставить их опять вернуться к этим занятиям, большинство снова указало на такой фактор, как получение удовольствия» [3, с.

5].

Для того чтобы спортивная деятельность

содействовала гуманистическому воспитанию учащейся молодежи, требуется соответствующая система ее организации. Вариант такой системы и предлагает программа дифференциации двух указанных выше важных направлений спортивной деятельности школьников и студентов и оценка оздоровительно-рекреационного направления как главного, приоритетного направления этой деятельности.

3. Важнейшее значение для реализации такого подхода к организации спортивной деятельности учащейся молодежи имеет определение тех форм и методов, которые обеспечивают использование этой деятельности для полноценного и эффективного решения оздоровительно-рекреационных задач. В современной теории спорта обоснованы и используются на практике в общеобразовательных учреждениях эффективные формы и методы организации спортивного тренировочного процесса с оздоровительно-рекреационной направленностью. К их числу в первую очередь относятся традиционные формы и методы несоревновательной спортивной двигательной активности — оздоровительная гимнастика, оздоровительная тренировка, аэробика и т.п. В последнее время предпринимаются попытки внедрения фитнес-технологий в организацию спортивной тренировки школьников и студентов.

Однако в организации спортивных соревнований (центрального элемента спорта) учащейся молодежи по-прежнему, как правило, используются такие традиционные принципы, которые ориентируют спортсменов прежде всего на высокие спортивные достижения и победу, а не на оздоровление и рекреацию. А ведь ценностная ориентация в спортивном соперничестве определяет те цели и задачи, которые ставят перед собой спортсмены на тренировках. Поэтому для эффективного решения оздоровительно-рекреационных задач спортивной деятельности учащихся образовательных учреждений необходимо формы и методы их спортивной тренировки с оздоровительной направленностью дополнить программами

организации спортивных соревнований с такой же ориентацией. На практике, как правило, имеет место лишь эпизодическое применение в системе образования некоторых программ такого рода, и они играют второстепенную роль в учебном процессе. Для полноценного и эффективного решения оздоровительно-рекреационных задач спортивной деятельности учащейся молодежи, во-первых, необходимо применение всего комплекса форм и методов спорта для здоровья и рекреации,; во-вторых, именно данные формы и методы должны быть основными при организации спортивного соперничества школьников и студентов. Полноценная реализация сформулированного выше инновационного подхода к организации спортивной деятельности учащихся общеобразовательных школ на основе использования спорта для здоровья и рекреации, разумеется, требует решения ряда важных практических вопросов, в том числе разработки соответствующих учебных программ, методических пособий, повышения уровня профессиональной готовности педагогов и тренеров к использованию инновационных спортивных форм и методов и т.д.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На основе анализа изменений в современном спорте и в ценностных ориентациях населения на занятия спортом автором сформулированы и обоснованы важные для разработки Стратегии развития физической культуры и спорта в нашей стране на период до 2030 г. концептуальные основания новой системы современного спорта. Обоснованы положения о необходимости формирования различных моделей современного спорта, приоритета его оздоровительно-рекреационной функции, организации спорта для здоровья и рекреации как новой модели массового спорта и как элемента структуры детско-юношеского спорта, внедрения спорта для здоровья и рекреации в систему образования детей и молодежи.

Практическая реализация этих положений в первую очередь зависит от приоритетов

социальной политики государства в сфере спорта. В этом плане автор согласен с мнением президента Международной федерации физического воспитания П. Серена: «Правительства и социальные лидеры должны произвести "полную перестановку приоритетов"; вместо того чтобы все свои силы, время и зачастую щедрость отдавать во благо славы чемпионов (этой новой социальной аристократии), они должны развернуть, энергично и настойчиво, информационную кампанию за здоровье народа, гигиеническую и рекреационную физическую активность» [49, р. 150-151].

В нашей стране в период перестройки много говорилось и писалось (в том числе в официальных документах) о необходимости «перестановки приоритетов» в сфере спорта, а в более широком плане — перехода «от великой спортивной державы — к здоровой России» [13]

Однако эти лозунги и призывы не приводили к реальной перестановке приоритетов государственной политики в сфере спорта. Во многом это связано с широко распространенным и активно пропагандируемым спортивными функционерами и многими политиками мнением о том, что любой спорт, в том числе спорт высших достижений, имеет оздоровительное значение. При этом упускается из виду, что хотя спорт высших достижений в принципе может иметь такое значение, но преобладающая в нем ориентация на высокие спортивные достижения и победы реально не только не позволяет полноценно и эффективно содействовать оздоровлению спортсменов, но нередко и существенно препятствует этому. Автор надеется на то, что изложенные и обоснованные в данной статье и других его публикациях положения позволят изменить указанное ошибочное мнение, а разработка и практическая реализация новой Стратегии развития физической культуры и спорта в нашей стране с учетом указанных выше концептуальных положений позволит сделать важный шаг в реальном изменении приоритетов государственной политики в сфере спорта.

ЛИТЕРАТУРА

1. Виноградов, ПА О состоянии и тенденциях развития физической культуры и мас-сового спорта в Российской Федерации (по результатам социологических исследований) / П. А. Виноградов, Ю.В. Окуньков. - М.: Советский спорт, 2013. - 144 с.

2. Виноградов, ПА. О состоянии и тенденциях развития физической культуры и спорта среди населения, занятого в экономике / П.А. Виноградов, Ю.В. Окуньков.

- М.: СПОРТ, 2017. - 200 с.

3. Детский спорт: тревога общественности и ученых // Курьер «СДВ» («Спорт для всех»). - 1995. - № 23 (113).- С. 5.

4. Исаев, АА. Приоритет воспитательных ценностей спорта как метод преодоления кризиса современного олимпизма / АА. Исаев // International Higher Education Research, vol. II / Ed. by Masanao Takeda. -Sapporo, Japan: Hokkaido University, March, 1998. - Р. 23-29.

5. Исаев А.А. Теоретические основы развития целостной системы воспитания в мас-совом детско-юношеском спорте на принципах олимпизма / А.А. Исаев: Дис... докт. пед. наук. - М., 1999. - 78 с.

6. Исаев, АА. Спортивная политика России / А.А. Исаев.

- М.: Советский спорт, 2002. - 512 с.

7. Кыласов, А.В. Этнокультурное многообразие спорта / А.В. Кыласов, С.Н. Гавров // Наука о спорте. Энциклопедия систем жизнеобеспечения. - М.: Изд-во ЮНЕСКО, Изда-тельство EOLSS, Издательский Дом МАГИСТ-ПРЕСС, 2011. - С. 462-491.

8. Материалы к заседанию Государственного Совета Российской Федерации по во-просу «О повышении роли физической культуры и спорта в формировании здорового об-раза жизни россиян»: Доклад. - М.: Сов. спорт, 2002. - 44 с.

9. Никандров, Н.Д. Воспитание ценностей: российский вариант / Н.Д. Никандров. - М., 1996.

10. Никандров, Н.Д. Проблема ценностей в российском обществе и образовании / Н.Д. Никандров // Int. Higher Education Research, vol. II / Ed. by M. Takeda. - Sapporo, Japan: Hokkaido University, March 1998. - Р. 7-14.

11. Новое качество высшего образования в современной России (содержание, меха-низмы реализации, долгосрочные и ближайшие перспективы). Концептуально-программный подход.- М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки спе-циалистов, 1995. -199 с.

12. Посьелло Кристиан. Спорт как всеобъемлющее социальное явление / Кристиан По-сьелло // Отечественные записки. - № 33 (6). Спортивный комплекс, 2006.

- С. 54-66.

13. Рожков, П.А.От великой спортивной державы - к здоровой России / ПА. Рожков // Теория и практика физ. культуры. - 2001.- № 1. - С. 2-7.

14. Рэнсон Ролланд. Спорт для всех: новые и старые формы культуры движения / Рол-ланд Рэнсон // Международный журнал спортивной информации «Спорт для всех». - 1999.- № 1-2. - С. 21-23.

15. Столяров, В.И. Будь рыцарем в спорте и искусстве / В.И.Столяров // На старт, 3 мая 1993 г.

16. Столяров, В.И. Инновационные направления, формы и методы физкультурно-спортивной работы с населением (отечественный и зарубежный опыт). - Ч. I.: монография / В.И. Столяров. - М.: РУСАЙНС, 2017. Ч. 1. - 160 с.; Ч. 2. - 194 с.; Ч. 3. - 294 с.

17. Столяров, В.И. Культурно-спортивное направление "СпАрт" / В.И. Столяров // Вы-бираем свой путь! Программа деятельности детских и подростковых организаций.- М., 1992. - С. 99-102.

18. Столяров, В.И. Олимпийский путь совершенству / В.И. Столяров // На старт. - 3 февр. 1992 г.

19. Столяров, В.И. Основы социологии физкультурно-спортивной деятельности и те-лесности человека: монография. / В.И. Столяров - Москва: РУСАЙНС, 2017.

- 358 с.

20. Столяров, В.И. Современный олимпизм и олимпийская педагогика: достижения, проблемы, перспективы / В.И. Столяров. - М.: ПЛАНЕТА, 2018. - 528 с. (Серия «Библио-тека Российского международного олимпийского университета»).

21. Столяров, В.И. Социальные проблемы современного спорта и олимпийского дви-жения (гуманистический и диалектический анализ): Монография / В.И. Столя -ров. - Биш-кек: Изд-во «Максат», 2015. - 462 с.

22. Столяров, В.И. Спартианские рыцари: здоровье, духовность, честь / В.И. Столяров // Народное образование. - 1997.- № 9. - С. 153-155.

23. Столяров, В.И. Теория и практика гуманистического спортивного движения в со-временном обществе (критический анализ состояния и новые концепции): монография / В. И. Столяров. - М.: РУСАЙНС, 2019. Ч. II. - 274 с.; Ч. III: - 266 с.; Ч. IV. - 238 с.

24. Столяров, В.И. Философия спорта и телесности человека: монография: в 2 кн. Кн. 1. Введение в мир философии спорта и телесности человека / В.И. Сто -ляров. - М.: Уни-верситетская книга, 2011. - 766 с.

25. Столяров, В.И. Юные рыцари ХХ в./ В.И. Столяров // Олимпийская панорама.- 1992.- №.1.- С. 37.

26. Столяров, В.И. Инновационная социально-педагогическая система «СПАРТ» - де-тище России и международное достояние / В.И. Столяров, С.Ю. Ба-ринов, М.М. Орешкин.- М.: РАС, 2019. - 336 с.

27. Столяров, В.И. Современные проблемы физкультурно-спортивной активности до-школьников: социологический анализ / В.И. Столяров, Ю.Н.Окуньков. - М.: Спорт, 2019. - 320 с.

28. Стратегия воспитания в образовательной системе России: подходы и проблемы / под ред. И.А. Зимней.

- 2-е изд., доп. и перераб.- М.: Агентство «Издательский сервис», 2004. - 480 с.

29. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года [Электронный ресурс]: Российская газета - Федеральный выпуск. 2015. 8 июня. URL: https://rg.ru/2015/06/08/vospitanie-dok. html.

30. Cachay K. Versportlichung der Gesellschaft und Entsportung des Sports - Systemtheo-retische Anmerkungen zu einem gesellschaftlichen Phänomen // H. Gabler & U. Göhner (Hrsg.). Für einen besseren Sport. - Schorndorf: Hofmann, 1990. - рр. 97-113.

31. Cashman Richard. Divergent sports and sporting cultures // 7th International session for directors of national Olympic academies, 7-14.5.2003. - Ancient Olympia, International Olympic Academy, 2004. - рр. 389-403.

32. Crum Bart. Changes in Modern Societies: Consequences for Physical Education and School Sport // Report on the I.OA.'s special sessions and seminars 1999.

- Ancient Olympia, International Olympic Academy, 2000. - рр. 617-633.

33.Crum BJ. Changes in Movement Culture: A Challenge for Sport Pedagogy // G. Doll-Tepper & W.D. Brettschneider (Hrsg.), Physical Education and Sport; Changes and Challenges. - Aachen: Meyer, 1996. - pp. 114-131.

34. Crum BJ. Over de Versporting van de Samenleving (On the Sportification of the Socie-ty). - Haarlem: De Vrieseborch, 1992.

35. Dacosta L. & Miragaya A. (eds.) Worldwide Experiences and Trends in Sport for All. Oxford: Meyer & Meyer Sport, 2002.

36. Dietrich Knut, Heinemann Klaus (Hrsg.). Der nichtsportliche Sport. Beiträge zum Wan-del im Sport. -Schorndorf: Hofmann, 1989.

37. Digel H. Die Versportlichung unserer Kultur und deren Folgen für den Sport - ein Beitrag zur Uneigentlichkeit des Sports // H. Gabler & U. Göhner (Hrsg.), Für einen besseren Sport. - Schorndorf: Hofmann, 1990. - pp. 7396.

38. Grupe Ommo. The Sport Culture and the Sportization of Culture: Identity, Legitimacy, Sense, and Nonsense of Modern Sport as a Cultural Phenomenon // Landry, F. (ed.) et al. Sport...The third millennium. Proceedings of the Int. Symp., Quebec City, Canada, Presses de l'Universite Laval, 1991. - pp. 134-145.

39. Guttman A. From ritual to record: The nature of modern sports. - N.Y.: Columbia uni-versity press, 1978. - 198 p.

40. Heinemann K. Einführung in die Sociologie des Sports.-Schorndorf: Hofmann Verlag, 1980. - 242 S.

41. Heinemann Klaus. Sport in the Welfare State -Situation and Challenges // Sport, Culture and Society. In Honour of Prof. Z. Krawczyk / Ed. by J. Kosiewicz. -Warsaw, 2005. - pp. 335-344.

42. Heinemann K. Veränderungen des Sports im Kontext gesellschaftlicher Entwicklung // Hubert Ch. Ehalt and

REFERENCES

1. Vinogradov P.A., Okunkov lu. V. [On the status and development trends of physical cul-ture and mass sport in the Russian Federation (based on the results of sociological studies)]. Moscow Soviet Sport Publ., 2013, 144 p.

2. Vinogradov P.A., Okunkov lu. V. [On the status and development trends of physical cul-ture and sports among the population employed in the economy]. Moscow, SPORT Publ., 2017, 200 p.

3. [Sport for children: anxiety of community and scientists]. "SDV" Courier ("Sports for All") Publ., 1995. no. 23(113), 5 p.

4. Isaev A.A. [The priority of educational values of sports as a method of overcoming the crisis of modern Ol-ympism]. International Higher Education Research, vol. II. Ed. by Masanao Takeda. - Sapporo, Japan: Hokkaido University, March, 1998, pp. 23-29 (in Russ.).

5. Isaev A.A. Theoretical fundamentals of development of a holistic education system in mass youth sports on the principles of Olympism. Dis... dokt. ped. nauk [. Dis. ... doctor. ped. sciences]. Moscow, 1999, 78 p.

6. Isaev A.A. Sportivnaya politika Rossii [Sport policy of Russia]. Moscow, Soviet Sport Pudl., 2002, 512 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Kylasov A.V. [Ethnocultural diversity of sports]. Nauka o sporte. Entsiklopediia sistem zhizneobespecheniia [Sports Science. Encyclopedia of life support systems]. 2011, pp. 462-491 (in Russ.).

8. Materials for the meeting of the State Council of the

Otmar Weiss (eds.): Sport zwischen Disziplinierung und neuen sozialen Bewegungen. Wien, Bohlau, 1993. - pp. 85-101.

43. Image of Sport in the World. - German Sport University Cologne, 1995.

44. Krawczyk Zbiegniew. Sport w zmieniajqcym si^spoleczenstwie. - Warszawa, 2000. - 169 p.

45. Loy J.W., Kenyon G.S., McPherson B.D. Sport, culture and society: a Reader on the So-ciology of Sport. - 2nd and rev. ed. - Lea and Fibiger, Philadelphia, 1981. - 376 p.

46. Mrazek Joachim. Fitness-Studio und Sportverein als konkurrierende Modelle // Brenn-punkte der Sportwissenschaft. - 1988. no. 2. - S. 189-203.

47. Rail G. Postmodernism and sport studies // J. Maquire, K. Young (Ed.) Theory, sport and society. - Oxford: Elsevier Science Ltd., 2002. - pp. 179-207.

48. Schulz N., Allmer H. Fitness-Studios: Anspruch und Wirklichkeit // Brennpunkte der Sportwissenschaft. -1988. no. 2. - S. 126-229.

49. Seurin Pierre. Olympic Movement and Education // Report of the International Sessions for Educationists 1973-1977-1979. Ancient Olympia. - HOC, Athens, 1980. - pp. 141-154.

50. Sports Involvement in Changing Europe/Kosiewicz J., Obodynski K. /eds./. - Rzeszow, 2004. - 268 p.

51. Volkwein-Caplan Karin A.E. Culture, Sport and Physical Activity. - Oxford : Meyer & Meyer Sport (UK) Ltd., 2004. - 240 p.

52. Weiss Otmar. Trends in sports and developments in the sociology of sport in Europe // Sport, Culture and Society. In Honour of Prof. Z.Krawczyk/ Ed. by J.Kosiewicz. - Warsaw, 2005. - pp. 304-315.

53. Worldwide Trends in Youth Sport / DeKnop Paul, Engstrom Lars-Magnus, Skirstad Berit; Weiss Maureen R. (eds.). - Champaign, 1996.

Russian Federation on the issue "On increasing the role of physical culture and sport in the promotion of healthy lifestyle for Rus-sians": Report. Moscow, Sov. Sport Publ., 2002, 44 p.

9. Nikandrov N.D. Upbringing of values: the Russian version / M., 1996, 99 p.

10. Nikandrov N.D. [The problem of values in Russian society and education]. Int. Higher Education Research, vol. II./Ed. by M.Takeda. Sapporo, Japan: Hokkaido University. March 1998, pp. 7-14 (in Russ.).

11. A new quality of higher education in modern Russia (content, implementation mecha-nisms, long-term and immediate prospects). Conceptual and program approach. - Moscow, Re-search Center for the Quality Issues of Training Specialists Publ., 1995. - 199 p.

12. Posello C. [Sport as a comprehensive social phenomenon]. Domestic notes. Sports com-plex, 2006, no. 33(6), pp. 54-66 (in Russ.).

13. Rozhkov P.A. [From a great sports power to healthy Russia]. Teoriia i praktika fizicheskoi kultury [Theory and practice of physical culture]. 2001, no. 1, pp. 2-7 (In Russ.).

14. Ranson Rolland [Sport for all: new and old forms of movement culture]. Mezdunarodnyi zhurnal sportivnoi informatsii "Sport dlia vsekh" [International "Sport for All" Sports Infor-mation Journal].1999, no. 1-2, pp. 2123 (in Russ.).

15. Stoliarov V.I. Be a knight in sports and art. Na start [Ready], May 3, 1993 (in Russ.)

16. Stoliarov V.I. Innovacionnye napravleniya, formy i metody fizkul'turno-sportivnoj raboty s naseleniem (otechestvennyj i zarubezhnyj opyt) [Innovative areas, forms and methods of physical education and community outreach (domestic and foreign experience). Part I.: monograph]. Moscow, RUSAINS Publ., 2017, 160 p.

17. Stoliarov V.I. ["SpArt" cultural and sport trend].Vybiraem svoi put! Programma deiatelnosti detskikh i podrostko-vykh organizatsii [Choose your path! The program of activities for children and adolescent organizations]. Moscow, 1992, pp. 99-102 (in Russ.).

18. Stoliarov V.I. [Olympic Way to Perfection]. Na start [Ready]. Feb 3, 1992.

19. Stoliarov V.I. Fundamentals of the sociology of sport activities and human physicality: monograph. Moscow, RUSAINS Publ., 2017, 358 p. (in Russ.).

20. Stoliarov V.I. Sovremennyj olimpizm i olimpijskaya ped-agogika: dostizheniya, problemy, perspektivy [Modern Olympic movement and Olympic pedagogy: achievements, problems, prospects]. Moscow, PLANETA Publ., 2018, 528 p.

21. Stoliarov V.I. Social'nye problemy sovremennogo sporta i olimpijskogo dvizheniya (gumanisticheskij i diale-kticheskij analiz): Monografiya [Social problems of modern sport and the Olympic movement (humanistic and dialectical analysis): Monograph]. Bishkek, Maksat Publ., 2015, 462 p.

22. Stoliarov V.I. [Spartian Knights: Health, Spirituality, Honor]. Narodnoe obrazovanie [Public Education]. 1997. no. 9, pp. 153-155 (in Russ.).

23. Stoliarov V.I. Teoriya i praktika gumanisticheskogo sportivnogo dvizheniya v sovremen-nom obshchestve (kriticheskij analiz sostoyaniya i novye koncepcii): monografiya [Theory and practice of the humanistic sport movement in modern society (a critical analysis of status and new concepts): monograph]. Moscow, RUSAINS Publ., 2019, 274 p. (in Russ.)

24. Stoliarov V.I. Filosofiya sporta i telesnosti cheloveka: monografiya: v 2 kn. Kn. 1. Vvedenie v mir filosofii sporta i telesnosti cheloveka [Philosophy of sport and human corporeality: Monograph. In 2 volumes - Vol. 1. Introduction to the world of philosophy of sport and human corporeality]. Moscow, University book Publ., 2011, 766 p. (in Russ.)

25. Stoliarov V.I. YUnye rycari XX v. [Young knights of the twentieth century]. Olympic panorama Publ., 1992, no. 1, 37 p.

26. Stoliarov V.I., Barinov S. Iu., Oreshkin M.M. Innovacion-naya social'no-pedagogicheskaya sistema «SPART»

- detishche Rossii i mezhdunarodnoe dostoyanie [Innovative socio-pedagogical "SPART" system is the brainchild of Russia and the inter-national heritage]. Moscow, RAS Publ., 2019. - 336 p.

27. Stoliarov V.I., Okunkov Iu. N. Sovremennye problemy fizkul'turno-sportivnoj aktivnosti doshkol'nikov: so-ciologicheskij analiz [Modern problems of physical education and sports activity of preschool children: a sociological analysis]. Moscow, Sport Publ., 2019, 320 p.

28. The education strategy in the educational system of Russia: approaches and problems. [ed. by I.A. Zimniaia.

- 2nd ed., comp. and rev.] Moscow, Publishing Service Agency Publ., 2004, 480 p.

29. The strategy of education development in the Russian Federation for the period until 2025 [Electronic resource]: Russian newspaper - Federal Issue [Rossiiskaia

gazeta - Federalnyi vypusk]. 2015. June 8. URL: https:// rg.ru/2015/06/08/vospitanie-dok.html

30. Cachay K. Versportlichung der Gesellschaft und Entsportung des Sports - Systemtheo-retische Anmerkungen zu einem gesellschaftlichen Phänomen. H. Gabler & U. Göhner (Hrsg.). Für einen besseren Sport. - Schorndorf: Hofmann, 1990, pp. 97-113.

31. Cashman Richard. Divergent sports and sporting cultures. 7th International session for directors of national Olympic academies, 7-14.5.2003. - Ancient Olympia, International Olympic Academy, 2004. - pp. 389-403.

32. Crum Bart. Changes in Modern Societies: Consequences for Physical Education and School Sport. Report on the I.OA.'s special sessions and seminars 1999. - Ancient Olympia, In-ternational Olympic Academy, 2000. - pp. 617-633.

33. Crum BJ., Doll-Tepper G., Brettschneider W.D. (Hrsg.) Changes in Movement Culture: A Challenge for Sport Pedagogy., Physical Education and Sport; Changes and Challenges. - Aa-chen: Meyer, 1996, pp. 114-131.

34. Crum BJ. Over de Versporting van de Samenleving (On the Sportification of the Socie-ty). - Haarlem: De Vrieseborch, 1992.

35. Dacosta L., Miragaya A. (eds.) Worldwide Experiences and Trends in Sport for All. Oxford: Meyer & Meyer Sport, 2002.

36. Dietrich Knut, Heinemann Klaus (Hrsg.). Der nichtsportliche Sport. Beiträge zum Wan-del im Sport. -Schorndorf: Hofmann, 1989.

37. Digel H., Gabler H., Göhner U. (Hrsg.) Die Versportlichung unserer Kultur und deren Folgen für den Sport

- ein Beitrag zur Uneigentlichkeit des Sports. Für einen besseren Sport. - Schorndorf: Hofmann, 1990. -pp. 73-96.

38. Grupe Ommo. Landry F. et al. The Sport Culture and the Sportization of Culture: Identi-ty, Legitimacy, Sense, and Nonsense of Modern Sport as a Cultural Phenomenon. Sport...The third millennium. Proceedings of the Int. Symp., Quebec City, Canada, Presses de l'Universite Laval, 1991, pp. 134-145.

39. Guttman A. From ritual to record: The nature of modern sports. - N.Y.: Columbia univer-sity press, 1978.

- 198 p.

40. Heinemann K. Einführung in die Sociologie des Sports.-Schorndorf: Hofmann Verlag, 1980, 242 p.

41. Heinemann Klaus. Sport in the Welfare State - Situation and Challenges // Sport, Culture and Society. In Honour of Prof. Z. Krawczyk, Ed. by J. Kosiewicz. Warsaw, 2005, pp. 335-344.

42. Heinemann K. Veränderungen des Sports im Kontext gesellschaftlicher Entwicklung // Hubert Ch. Ehalt and Otmar Weiss (eds.): Sport zwischen Disziplinierung und neuen sozialen Bewegungen. Wien, Bohlau, 1993, pp. 85-101.

43. Image of Sport in the World. - German Sport University Cologne, 1995.

44. Krawczyk Zbiegniew. Sport w zmieniajqcym siçspoleczenstwie. Warszawa, 2000, 169 p.

45. Loy J.W., Kenyon G.S., McPherson B.D. Sport, culture and society: a Reader on the So-ciology of Sport. -2nd and rev. ed. - Lea and Fibiger, Philadelphia, 1981, 376 p.

46. Mrazek Joachim. Fitness-Studio und Sportverein als konkurrierende Modelle // Brenn-punkte der Sportwissenschaft. - 1988. no. 2, pp. 189-203.

47. Rail G., Maquire J., Young K. (Ed.) Postmodernism and sport studies. Theory, sport and society. - Oxford: Elsevier Science Ltd., 2002, pp. 179-207.

48. Schulz N., Allmer H. Fitness-Studios: Anspruch und Wirklichkeit. Brennpunkte der Sportwissenschaft. 1988, no. 2, pp. 126-229.

49. Seurin Pierre. Olympic Movement and Education // Report of the International Sessions for Educationists 1973-1977-1979. Ancient Olympia. - HOC, Athens, 1980. - pp. 141-154.

50. Kosiewicz J., Obodynski K. eds. Sports Involvement in

Changing Europe. Rzeszow, 2004, 268 p.

51. Volkwein-Caplan Karin A.E. Culture, Sport and Physical Activity. - Oxford: Meyer & Meyer Sport (UK) Ltd., 2004, 240 p.

52. Weiss Otmar. Trends in sports and developments in the sociology of sport in Europe. Sport, Culture and Society. In Honour of Prof. Z.Krawczyk. Ed. by J.Kosiewicz. Warsaw, 2005, pp. 304-315.

53. Worldwide Trends in Youth Sport / DeKnop Paul, Engstrom Lars-Magnus, Skirstad Berit; Weiss Maureen R. (eds.). Champaign, 1996.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ:

Столяров Владислав Иванович (Stolyarov Vladislav Ivanovitch) - доктор философских наук, профессор; Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма; 105122, г. Москва, Сиреневый б-р, 4; e-mail:vstolyafov@mail.ru;

ОБРАЗЕЦ ЦИТИРОВАНИЯ

Столяров, В.И. Концептуальные основания системы современного спорта в стратегии развития физической культуры и спорта на период до 2030 г. / В.И. Столяров // Наука и спорт: современные тенденции. - 2019.- Т. 7, № 3. - С. 13-32. РО!: 10.36028/2308-8826-2019-7-3-13-32

FOR CITATION

Stoliarov V.I. Conceptual fundamentals of modern sport system in development strategy of physical culture and sports for the period until 2030. Science and sport: current trends, 2019, vol. 7, no. 3, pp. 13-32 (in Russ.). DOI: 10.36028/2308-8826-2019-7-3-13-32

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.