УДК 796.01
СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН
«СПОРТ (СПОРТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ)»
КАК ОБЪЕКТ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
Ю.В. Науменко
ФГБОУ ВО «Волгоградская государственная академия физической культуры», Волгоград, Россия Для связи с авторами: e-mail: naymenko.yv@yandex.ru
Аннотация:
Цель - разработать теоретико-методологическое обоснование педагогики спорта как самостоятельного направления научного исследования общей педагогики.
Методы исследования: анализ социально-культурного феномена «спорт (спортивная деятельность)» с использованием концептуальных положений социальной философии, социологии трудовой деятельности и социально-культурной концепции здоровьеформирующего образования (Ю.В. Науменко). Результаты. Обосновывается социально-культурное различие близких (но не родственных) феноменов «физическая культура» и «спорт (спортивная деятельность)». Предлагается новая социально-культурная трактовка понятий «спорт (спортивная деятельность)», «спортивные соревнования» и «спортивная подготовка» как проявлений общечеловеческой культуры. Раскрывается содержание гуманистической, созидательной и ценностно-регулятивной функций спорта (спортивной деятельности) как части общечеловеческой культуры. Описывается личностно ориентированное и ресурсно-прагматическое отношение к спорту (спортивной деятельности) и их проявление на практике (в частности, по отношению к детскому спорту). Доказывается, что социально-культурный феномен «спорт (спортивная деятельность)» является проявлением трудовой (профессиональной) деятельности в социально-гуманитарной сфере, подчиняющейся общим закономерностям трудовой деятельности, при этом обладающей специфическими. Формулируются объект и предмет изучения педагогики спорта (спортивной деятельности) как самостоятельного направления общей педагогики. Уточняются научная проблема, теоретическая и практическая задачи педагогики спорта (спортивной деятельности). Ключевые слова: спорт (спортивная деятельность); спортивные соревнования; спортивная подготовка, объект и предмет педагогики спорта (спортивной деятельности).
A SOCIO-CULTURAL «SPORT (SPORT ACTIVITIES)» PHENOMENON AS AN OBJECT OF PEDAGOGICAL RESEARCH Y.V. Naumenko
Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education «Volgograd State Academy of
Physical Culture», Volgograd, Russia
Abstract:
The purpose is to develop theoretical and methodological justification of sport pedagogics as an independent area of general pedagogics research.
Methods - analysis of the socio-cultural «sport (sport activities)» phenomenon with the use of conceptual provisions of social philosophy, labor sociology and socio-cultural concept of health maintaining education (Y. V. Naumenko).
Results. The paper justifies social and cultural difference between close (but not related) «physical culture» and «sport (sport activities)» phenomena. The study proposes a new socio-cultural interpretation of «sport (sport activities)», «sport competitions» and «sport training» notions as manifestations of human culture. The article reveals the content of humanistic, creative and value-regulatory functions of sport (sport activity) as a part of human culture. The author describes a person-oriented and resource-pragmatic attitude to sport (sport activities) and their practical demonstration (in particular, in relation to children sports). It is proved that the social and cultural «sport (sports activity)» phenomenon is a manifestation of labor (professional) activity in the social and humanitarian sphere, depending on general labor patterns, and at the same time disposing of the specific ones. The author formulates the object and subject of the sport (sport activity) pedagogics as independent area of general pedagogics. The research problem, theoretical and practical problems of sport (sport activity) pedagogics are specified. Keywords: sport (sport activities); sport competitions; sport training, the object and subject of sport (sport activities) pedagogics.
Спорт (спортивная деятельность), несомненно, вырос из физической культуры, но является самостоятельным объективно существующим социально-культурным феноменом, который не всегда обоснованно продолжает ассоциироваться с физкультурой, что проявляется в смешении понятий и терминов, в отсутствии их четкого разграничения. Анализ научной и учебно-методической литературы, раскрывающей содержание и теоретические основания образования в области физической культуры и спорта (спортивной деятельности), показывает некорректность и разночтение используемого теоретико-методологического аппарата в сравнении с существующими теоретико-методологическими представлениями общей педагогики. В результате возникают определенные сомнения в объективном существовании педагогики физической культуры и педагогики спорта (спортивной деятельности) как самостоятельных самоценных направлений развития общей педагогики. Принципиальное отличие спорта (спортивной деятельности) от физкультуры (физкультурно-оздоровительной деятельности), по нашему мнению, заключается в обязательности соревнований для сравнения субъектами спортивной деятельности (индивидом, группой или обществом в целом) своих достижений с достижениями соперников. Занятия физкультурой (физкультурно-оздоровительной деятельностью) направлены на личное совершенствование своей телесности, и возможные соревнования необходимы лишь как средство объективизации личных представлений о своих возможностях на данный момент времени. Поэтому участие в соревнованиях не является целью физкультуры (физкультурно-оздоровительной деятельности).
Как справедливо отмечают В.И. Столяров и др. [1, 3, 7, 8, 9], в основе физкультуры (физкультурно-оздоровительной деятельности) и спорта (спортивной деятельности) лежат разные мировоззренческие позиции. В основе физкультуры лежит осознание необходимости двигательной активности для совершенствования и превращения природного
тела в социально-культурное тело, а мировоззренческое основание спорта (спортивной деятельности) — гуманно ориентированное соперничество в спортивных соревнованиях как проявление более широкого соперничества в человеческой жизнедеятельности в целом.
Однако ценностно-смысловое (мировоззренческое) обособление спорта (спортивной деятельности) от физкультуры (физкультурно-оздоровительной деятельности) произошло не сразу и сравнительно недавно, что, по нашему мнению, объясняет некоторую путаницу в терминологии и в определении предмета педагогического исследования по отношению к спорту (спортивной деятельности). Анализ исторической и культурологической литературы (Алексеев В.В., Быстрова Т.Ю., Вожаева Л.Б., Володихин Д.М., Ган О.И., Гуревич П. С., Данилин П.В., Каган М.С., Солонин Ю.Н., Уткин А.И., Филиппов А.В. и др.) показывает, что активное формирование спорта (спортивной деятельности) как самостоятельного социально-культурного феномена началось во второй половине ХХ века с обострением противостояния СССР и США и бурным развитием новых форм и средств массовой информации. Специфические социальные функции спорта (спортивной деятельности) как социально-культурного феномена, связанного с соперничеством, приобрели новое актуальное звучание в связи с попытками превращения спорта (спортивной деятельности) в эффективное средство политической борьбы и государственного противостояния (соперничества). В частности, анализируя последние события, связанные с проведением летней Олимпиады в Рио-де-Жанейро и зимней в Пхенчхане, мы вынуждены констатировать, что Олимпийские игры фактически используются как инструмент международной политики, когда формируется негативный образ спортсменов иной государственной и общественной системы, вводятся разного рода «разбирательства» и запреты на участие в международных соревнованиях.
Конечно, все эти факты нужно воспринимать как негативные, оказывающие отрицательное
воздействие на развитие спорта. Однако, по нашему мнению, они объективно свидетельствуют о существовании спорта (спортивной деятельности) как самостоятельного самоценного социально-культурного феномена. Поэтому мы считаем, что концепция «спорт — вне политики» является иллюзией и самообманом. Необходимо говорить о мировоззренческой ценностной гуманистической ориентации спорта и соответственно реализовывать ее в повседневной спортивной деятельности в противовес реально существующей и продвигаемой антигуманной направленности. Однако продвижение идей мировоззренческой ценностно-гуманистической ориентации спорта (спортивной деятельности) невозможно без однозначного четкого определения сущности спорта (спортивной деятельности) как социально-культурного феномена.
По аналогии с предложенным нами ранее определением социально-культурного феномена «физическая культура (физкультурно-оздоровительная деятельность)» [5, 6] и опираясь на изложенные выше представления о спорте (спортивной деятельности), мы формулируем следующее сущностное ценностно-смысловое содержание социально-культурного феномена «спорт (спортивная деятельность)». Спорт (спортивная деятельность), как и физическая культура (физкультурно-оздоровительная деятельность), является частью общечеловеческой культуры, но формулирует исторически изменяющееся ценностное отношение к самовыражению в соперничестве в спортивных соревнованиях на основе использования специфической социально-культурной телесности, осознанно и активно формируемой субъектом спортивной деятельности (индивидом или группой) с помощью физических упражнений. Предложенное сущностное понимание социально-культурного феномена «спорт (спортивная деятельность)» соответствует представлениям большинства отечественных исследователей в области философии спорта и физической культуры (И.М. Быховская, Н.Н. Визитей, А.Г. Егоров, С.И. Курило, А.С.
Лебедев и Ю.А. Лебедев, А.М. Леонтюк, Д.В. Никишин, А.А. Передельский, Н.А. Пономарев, М.Я. Сараф, В.И. Столяров и др.) [1, 2, 3, 4, 7, 8]. Мы постарались соединить в непротиворечивое целое сущностные характеристики спорта (спортивной деятельности), выделяемые всеми исследователями: соперничество на основе использования телесности и активное осознанное формирование индивидуальной телесности с помощью физкультурных упражнений.
Спортивные соревнования как проявление общечеловеческой культуры являются исторически изменяющимися формами соперничества между субъектами соревнований (одного человека с другим, одной группы людей с другими и т.п.; человека с какими-то силами природы, с идеальным эталоном, стандартом и т.д.), которые происходят, как правило, в особых искусственно созданных условных игровых ситуациях (место проведения, правила, судьи и необходимые технические средства) с целью определить победителя в результате эффективного использования социально-культурной телесности в определенном конкретном виде двигательной активности.
Спортивная тренировка (спортивная подготовка) как проявление общечеловеческой культуры является исторически изменяющимся активным и целенаправленным процессом формирования индивидуальной социально-культурной телесности субъекта спортивной деятельности (индивида или группы) для участия в определённом виде спортивных соревнований с целью достижения желаемого результата.
Спорт (спортивная деятельность) как часть общечеловеческой культуры реализует ее базовые функции (гуманистическую, созидательную и ценностно-регулятивную), которые приобретают специфическое содержание.
Наибольшую дискуссию в научной и публицистической литературе вызывает реализация гуманистической функции спорта (спортивной деятельности) как социально-культурного феномена и части общечеловеческой культуры.
Большинство отечественных и зарубежных исследователей (Бальсевич В.К., Визитей Н.Н., Егоров А.Г, Исаев А.А., Лубышева Л.И., Пономарев Н.И., Сараф М.Я., Столяров В.И., K. Heinila, Z. Krawczyk, H. Lenk, P. McIntosh и др.) отмечают огромный гуманистический потенциал спорта (спортивной деятельности) и одновременно констатируют усиление его антигуманного характера в последние десятилетия, дискредитацию идей Олимпизма. При этом негативные антигуманные явления в спорте (спортивной деятельности) большинство связывают не с природой спорта как такового, а с теми особенностями, которые он приобрел под воздействием общей социально-экономической ситуации в современных обществах и в господствующей системе ценностей (тем самым подтверждая свою социально-культурную сущность). В частности, в большинстве развитых стран мира сформировалось общество потребления и спорт (спортивная деятельность) попал под влияние и контроль индустрии шоу-бизнеса. Наряду с коммерциализацией спорта (спортивной деятельности), несовместимой с идеалами Олимпизма, к основным антигуманистическим явлениям относят нарастание жесткой конкуренции, враждебность в процессе спортивной подготовки и в игровом поведении, допинговая фальсификация результатов, спортивный фанатизм (нередко перерастающий в вандализм), субъективизм судей, все более широкое использование спортивной деятельности для политических и идеологических целей.
Обобщая различные подходы к усилению гуманистической направленности спорта (спортивной деятельности), мы выделили следующие характеристики реализации гуманистической функции спорта (спортивной деятельности) как части общечеловеческой культуры: а) разъяснение, пропаганда и безусловное соблюдение принципа Фэйр-плей на спортивных соревнованиях любого вида и уровня; б) разнообразие форм, содержания и гуманизация правил соревновательной деятельности с целью вовлечения в нее наибольшего числа желающих.
Некоторые зарубежные исследователи (Т. Ве-
блен, П. Бурдье, А. Грамши, Т. Адорно, Н. Элиас, Э. Даннинг и др.) предлагают с целью усиления гуманистической направленности спорта (спортивной деятельности) отказаться от соперничества в соревнованиях, превратив их в фестивали индивидуальных достижений без определения победителя. Мы считаем, что в этом случае можно будет говорить о превращении спорта в цирковое искусство. Характеристики реализации созидательной функции спорта (спортивной деятельности) как части общечеловеческой культуры: а) дать молодежи социально ориентированную программу личного совершенствования, в которой спортивные достижения трактуются как доказательство преимущества определенного образа жизни; б) предложить населению вариант осмысленного и социально-ценного использования свободного времени (в том числе с развлекательно-зрелищной точки зрения); в) отвлечь население от реальных жизненных проблем, служить средством психоэмоциональной разрядки и стабилизации общественной жизни; г) содействовать объединению и социализации общества, способствовать укреплению имиджа государства и национального престижа за счет успешного выступления спортсменов на международных соревнованиях; д) использовать спортивные соревнования для активизации межнационального и межкультурного общения; е) привлекать спортсменов как отдельную социально-общественную группу к участию в общественных мероприятиях и социальных акциях.
Содержание ценностно-регулятивной функции спорта (спортивная деятельность) как части общечеловеческой культуры активно разрабатывается как отечественными, так и зарубежными исследователями (В.К. Бальсевич, И.М. Быховская, Н.Н. Визитей, Б.Р. Го-лощапов, Г.Д. Горбунов, Р.М. Загайнов, Л.А. Зеленев, В.В. Ким, Ю.А. Лебедев, Л.И. Лубышева, В.И. Ляпкало, Л.П. Матвеев, В.Б. Ме-жуев, С.Д. Неверкович, А.А. Передельский, П.А. Рожков, М.Я. Сараф, В.В. Столбов, В.И. Столяров, Billater B., Hoppeler H., Blume D.D. и др.) [1, 2, 3, 4, 7, 8].
В большинстве современных отечествен-
ных исследований в качестве элементов ценностно-регулятивной функции спорта (спортивной деятельности) выделяют [5, 8, 10, 12]: а) общественные ценности спорта (спортивной деятельности), к которым относят специальные знания в области совершенствования физических качеств человеческого организма, спортивную технику, технологии спортивной подготовки, методики оздоровления, лучшие образцы моторной деятельности, спортивные достижения; б) индивидуально-личностный уровень восприятия ценностей спорта (спортивной деятельности), куда включают валеологические знания, умения физического совершенствования и способность к самоорганизации здорового стиля жизни, социально-психологические установки мобилизационной активности человека.
Не оспаривая значимость предлагаемой системы ценностей спорта (спортивной деятельности), отметим, что данный набор ценностей спроектирован по принципу совокупности (неиерархическое объединение непротиворечивых элементов, дополняющих друг друга), который позволяет бесконечно расширять и дополнять набор ценностей за счет включения новых и не позволяет выделить основное направление развития всей системы. При совокупности система ценностей расширяется по всем направлениям примерно равнозначно. При этом дискуссия на тему «Почему ценности спорта (спортивной деятельности) не всегда срабатывают в реальной жизни?» может идти бесконечно долго, подтверждая следующую «аксиому» — спорт (спортивная деятельность) изначально самоценен по своей природе, и только отдельные тренеры и спортсмены не могут (или не хотят) принять его ценности, поэтому мы наблюдаем различные антигуманные и не-ценностные проявления в реальной спортивной жизни. Возможен и другой подход, который продвигают В.И. Столяров и его последователи [7, 8] и который поддерживаем мы. При рассмотрении ценностных оснований социально-культурного феномена «спорт (спортивная деятельность)» необходимо исходить из принципа системности (включение в систе-
му нового элемента возможно лишь при его соответствии иерархической подчиненности основного системообразующего элемента). Такой подход предполагает опору на сущностное содержание социально-культурного феномена «спорт (спортивная деятельность)» при определении его системы ценностей в отличие от подхода, опирающегося на принцип совокупности, когда любая ценность изначально признается соответствующей спорту (спортивной деятельности) и необходимо только обосновать это «соответствие». В частности, если спорт (спортивная деятельность) как часть общечеловеческой культуры выражает исторически изменяющееся ценностное отношение к самовыражению в соперничестве в спортивных соревнованиях на основе использования специфической социально-культурной телесности, то системообразующей ценностью спорта (спортивной деятельности) является отношение к соперничеству. Именно отношение к соперничеству определяет всю систему ценностей спортивной деятельности и ее гуманный и антигуманный характер, в частности. Именно на гуманном отношении к соперничеству пытался построить философию спорта Пьер де Кубертен, основатель современного олимпийского движения. Стремление к победам и высшим достижениям он рассматривал как одно из условий развития спорта и считал утопией отказ от соревнований. Однако, по мнению Кубертена, не стремление к установлению рекорда и к победе любой ценой должно стать смыслом спорта (спортивной деятельности). Кубертен подчеркивал, что самое главное в спортивном соперничестве — не победа над соперником, а отвага и мужество в ходе борьбы за нее. Дух борьбы (а не зов награды), по мнению Кубертена, побуждает человека к совершенству, к преодолению самого себя, своих слабостей и недостатков. В этом плане характерно название одной из статей Кубертена: «Победи самого себя!». Таким образом, личностно ориентированное отношение к спорту (спортивной деятельности) основывается на представлениях, заложенных Пьером де Кубертеном, что спортивное соперничество создает наилучшие
условия для познания себя, своих возможностей (как физиологических, так и личностных) в целях организации более эффективного процесса самосовершенствования. С позиций личностно ориентированного подхода к спорту (спортивной деятельности) победа в спортивных соревнованиях — это лишь объективная общественная констатация, что сегодня (в данном конкретном соперничестве) спортсмен-победитель достиг более значимых высот в своем самосовершенствовании.
Именно поэтому, по мнению Кубертена, спорт (спортивная деятельность) в международном масштабе может стать важнейшим универсальным социальным механизмом коммуникации между культурами, способом утверждения мирных отношений между государствами, а также способствовать укреплению дружбы и взаимопонимания между народами, их культурному сотрудничеству. Возможен и другой подход к спортивному соперничеству, который наиболее четко сформулировал известный футбольный тренер из США В. Ломбарди: «Победа — не самое главное, но победа — единственное, ради чего стоит бороться».
При таком ресурсно-прагматическом отношении к спорту (спортивной деятельности) спортивное соперничество создает наилучшие условия для определения успешности в совершенствовании психофизиологических возможностей спортсмена. Победа является не только личным результатом спортсмена и тренера, но и обязательным ориентиром в организации спортивной подготовки других спортсменов и в оценке профессиональной деятельности тренеров.
Другими словами, при личностно ориентированном подходе к спортивным соревнованиям соперничество необходимо, чтобы выявить индивидуальные возможности спортсмена и определить направления самосовершенствования, а при ресурсно-прагматическом — только в соперничестве с другими можно доказать личное превосходство спортсмена и превосходство методики подготовки тренера. При личностно ориентированном подходе к соперничеству в спорте у любого человека
есть перспективы в спорте (спортивной деятельности), а при ресурсно-прагматическом — всегда будут малоперспективные спортсмены. С учетом вышеизложенного подхода к социально-культурному феномену «спорт (спортивная деятельность)» может быть методологически верно разрешен «гамлетовский вопрос» детского спорта — быть или не быть? Сегодня дискуссия идет между сторонниками детского спорта (В.В. Белорусова, И.Н. Реше-тень, А.П. Родионов, А.А. Тер-Ованесян, И.А. Тер-Ованесян И.А. и др.) и его противниками (Э.Й. Адашкявичене, Шериф К. и Шериф М. и др.) на уровне поиска новых, «более убедительных» доказательств в защиту своей позиции и не рассматривается ценностно-смысловой аспект.
В основе различных форм существования детского спорта, как и большого спорта, лежит ценностно-смысловое отношение к соперничеству в спортивных соревнованиях. Если в основе организации и содержании конкретной формы детского спорта лежит личностно ориентированное отношение к соперничеству, то мы можем уверенно и обоснованно утверждать, что активные занятия спортом позволяют детям стать уверенными, конкурентоспособными, развивают у них самодисциплину, взаимодействие, мотивацию к достижениям, мужество, настойчивость. Такой спорт создает среду, в которой ребенок может выработать положительную самооценку и приобрести дополнительную уверенность в своих силах, помогает развитию духа сотрудничества между группами индивидов. Участие в спортивных мероприятиях способствует также выработке правильного отношения к победам и поражениям. Если в основе организации и содержании конкретной формы детского спорта лежит ресурсно-прагматическое отношение к соперничеству, то мы можем так же уверенно и обоснованно утверждать, что включение детей в соперничество негативно влияет на их личностное развитие, приводит к развитию эгоизма, агрессивности, зависти, ненависти к соперникам, а также внутриличностным и межличностным конфликтам, к стрессам и т.д. кроме этого, у многих юных спортсменов
формируется устойчивая установка на победу любой ценой (даже за счет здоровья), потому что победить — это значит продемонстрировать свое превосходство над другими, завоевать ценные призы, награды, получить другие связанные с победой материальные блага, приобрести славу и т.д.
Таким образом, при оценке конкретных форм организации и содержания детского спорта мы не можем концентрировать свое внимание только на психолого-педагогической компетентности тренера и недостатках воспитательной работы. В действительности речь идет о проявлении сознательного (или неосознанного) определенного типа ценностно-смыслового отношения к соперничеству, которое определяет методику подготовки юных спортсменов.
С позиций социологии социально-культурный феномен «спорт (спортивная деятельность)» является проявлением трудовой (профессиональной) деятельности в социально-гуманитарной сфере, подчиняющейся общим закономерностям, а также обладающей специфическими. Данное утверждение основывается на анализе работ по социологии труда (Б.М. Генкин, О.В. Ромашов, М.П. Лукашевич, Н.А. Серош-тан и др.), подтверждающих, что социально-культурный феномен «спорт (спортивная деятельность)» удовлетворяет основным характеристикам трудовой (профессиональной) деятельности: а) относительно длительное, автономное выполнение определенной деятельности (спортивная тренировка и участие в спортивных соревнования) в отличие от физкультурно-оздоровительной деятельности, которая может иметь непостоянный и кратковременный характер; б) требует специального образования и специальных умений, необходимых для успешного участия в определенном виде спортивных соревнований, кроме общих психофизиологических и медицинских представлений о психосоматическом здоровье и приемах его укрепления; в) формирует определенное профессиональное поведение (профессиональное самосознание, профессиональная мотивация, профессиональная этика, образцы или модели профес-
сиональных действий), имеющее как общие черты, так и специфические в зависимости от вида спорта (спортивной деятельности); г) характеризуется личностными профессиональными деформациями, связанными со спецификой спорта (спортивной деятельности), которые не характерны для физкультурно-оздоровительной деятельности; д) проявляется в особом статусе представителей спорта (спортивной деятельности) в общественном сознании (в том числе на уровне законов и других официальных регламентирующих документов), что также не характерно для физкультурно-оздоровительной деятельности.
Объект спортивной деятельности (спорта) как трудовой (профессиональной) деятельности в социально-гуманитарной сфере
— психофизиологические и личностные изменения субъекта спортивной деятельности (индивидом или группой), обеспечивающие успешность участия в определенном виде спортивных соревнований.
Предмет спортивной деятельности (спорта) как трудовой (профессиональной) деятельности в социально-гуманитарной сфере — спортивная тренировка (спортивная подготовка)
— процесс осознанного и активного формирования субъектом спортивной деятельности (индивидом или группой) специфической социально-культурной телесности. Результат спортивной деятельности (спорта) как трудовой (профессиональной) деятельности в социально-гуманитарной сфере
— индивидуальная успешность в определенном виде спортивных соревнований, которая объективирует эффективность спортивной тренировки (спортивной подготовки) по формированию специфической социально-культурной телесности.
В специализированной научно-методической литературе по проблемам содержания, организации и оценки эффективности спортивной тренировки используются различные показатели (уровень развития физических способностей, уровни развития спортивно-технической и спортивно-тактической подготовки, уровень психологической готовности и т.п.). Все эти показатели носят объектив-
ный характер, но каждый из них фиксирует лишь вероятную возможность успешного выступления в спортивных соревнованиях. Поэтому их следует рассматривать как частные предметные показатели вероятности достижения результата спортивной деятельности (спорта) как трудовой (профессиональной) деятельности. Единственным неоспоримым и объективным показателем результативности спортивной деятельности остается результат, показанный спортсменом на соревнованиях. Специфические характеристики спорта (спортивной деятельности) как трудовой (профессиональной) деятельности в социально-гуманитарной сфере: а) раннее начало и раннее окончание занятий спортом (спортивной деятельностью) по сравнению с другими видами трудовой (профессиональной деятельности); б) занятия спортом совпадают по времени с периодом активного развития психики и становления личности субъекта спортивной деятельности; в) занятия спортом (спортивной деятельностью), как правило, сопровождаются травмами (физическими и психологическими). Вышеперечисленные специфические характеристики спорта (спортивной деятельности) как трудовой (профессиональной) деятельности в социально-гуманитарной сфере приводят к следующим значимым социально-культурным проблемам: а) социальная (в том числе и трудовая) адаптация спортсменов после завершения спортивной карьеры; б) проблемы возможной личностной деформации как следствие перенесенных травм и психологической и личностной неготовности к ранним занятиям спортом (спортивной деятельностью).
Эти проблемы, по нашему мнению, должны найти отражение в объекте и предмете исследования педагогики спортивной деятельности (спорта) как самостоятельного направления общей педагогики.
В частности, основываясь на фундаментальных представлениях классической общей педагогики (Н.В. Бордовская и А.А. Реан; В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев и Е.Н. Шиянов; В.И. Смирнов и др.), мы утверждаем, что объектом изучения педагогики спортивной деятель-
ности (спорта) физической культуры как отрасли общей педагогики является профессиональное образование (профессиональная подготовка) человека к спортивной деятельности как обязательная часть общечеловеческой функции по передаче подрастающему поколению социально-культурного наследия и обучение его сохранению и приумножению.
Следовательно, предметом изучения педагогики спорта (спортивной деятельности) как отрасли общей педагогики может быть только целостный интеграционный педагогический процесс организации освоения занимающимися спортом специфических знаний и умений (спортивная подготовка) и педагогическая поддержка их личностного развития в процессе занятий спортом как трудовой (профессиональной) деятельности в социально-гуманитарной сфере.
Научная проблема педагогики спорта (спортивной деятельности) — как соорганизовать эффективную спортивную подготовку занимающихся спортом, гарантирующую успешность выступления в спортивных соревнованиях, и педагогическую поддержку их личностного развития, минимизирующую риски социальной дезадаптации? Теоретическая задача педагогики спорта (спортивной деятельности) — выявление закономерностей педагогического процесса спортивной подготовки занимающихся спортом; закономерностей педагогической поддержки личностного развития занимающихся спортом в процессе спортивной подготовки и участия в спортивных соревнованиях; закономерностей взаимного влияния и взаимообусловленного совершенствования и повышения эффективности процесса спортивной подготовки занимающихся спортом и педагогической поддержки их личностного развития.
Практическая задача педагогики спорта (спортивной деятельности) — установленные закономерности перевести на язык закона, правил и технологий для системного использования тренерами.
Гуманистическая личностно ориентированная направленность педагогики спорта (спор-
тивной деятельности) будет проявляться в различных концепциях, теориях и технологиях спортивной подготовки в виде ценностно-смыслового отношения к спортивным соревнованиям как соперничеству, которое создает
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК:
1. Захаров, М. А. Социология спорта : учебно-методическое пособие / М. А. Захаров. - 2-е изд., перераб. и допол.- Смоленск : СГАФКСТ, 2008. - 212 с.
2. Курамшин, Ю. Ф. Спортивные высшие достижения, их социокультурные ценности и антиценности: теоретико-методологический аспект : Учебное пособие / Ю. Ф. Курамшин. - СПб. : ГАФК им. П.Ф. Лес-гафта, 2002. - 146 с.
3. Лубышева, Л. И. Социология физической культуры и спорта : Учеб. пособие / Л. И. Лубышева. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2010. - 272 с.
4. Матвеев, Л. П. Общая теория спорта и ее прикладные аспекты : Учеб. для завершающего уровня высш. физкультур. образования / Л. П. Матвеев. - 5-е изд., испр. и доп. - М. : Советский спорт, 2010. - 340 с.
LIST OF REFERENCES
1. Zakharov, M. A. Sociology of sport: textbook / M.A. Za-kharov. - 2nd ed., revised and upgraded. - Smolensk: SGAFKST, 2008. - 212 p.
2. Kuramshin, Y. F. The highest sport achievements, their socio-cultural values and anti-values: theoretical-methodological aspect: textbook / Y. F. Kuramshin. -SPb: P. F. Lesgaft GAFK, 2002. - 146 p.
3. Loubysheva, L. I. Sociology of physical culture and sport: textbook / L.I. Loubysheva. - 3rd ed., revised and upgraded - M: «Academy» Publishing center, 2010. - 272 p.
4. Matveev, L.P. General sport theory and its applied aspects: textbook for the final level of the higher physical culture education / L.P. Matveev. - 5th ed., revised and upgraded. - M.: Soviet sport, 2010. - 340 p.
наилучшие условия для познания себя, своих возможностей (как физиологических, так и личностных) с целью более эффективной организации процесса самосовершенствования.
5. Науменко, Ю. В. Методология, концепция и технология здоровьеформирующего образования / Ю. В. Науменко // Отечественная и зарубежная педагогика. - 2013. - № 5(14). - С. 115-146.
6. Науменко, Ю. В. Здоровьеформирующее образование: идеи и основные понятия / Ю. В. Науменко // Вестник МГУ: Серия 20 Педагогическое образование. - 2015. - № 3. - С. 52-66.
7. Столяров, В. И. Современные проблемы наук о физической культуре и спорте: Философия спорта / В. И. Столяров, А. А. Передельский, М. М. Башаева. - М. : Советский спорт, 2015. - 464 с.
8. Столяров, В. И. Социология физической культуры и спорта : учебник / В. И. Столяров. - М. : Флинта, Наука, 2004. - 400 с.
9. Фискалов, В. Д. Теоретико-методологические аспекты практики спорта : учебное пособие / В. Д. Фискалов, В. П. Черкашин. - М. : Спорт, 2016. - 352 с.
5. Naumenko, Y.V. Methodology, concept and technology of health maintaining education / Y.V. Naumenko.
- Domestic and foreign pedagogics, 2013, № 5 (14).
- P. 115-146.
6. Naumenko, Y.V. Health maintaining education: ideas and notions / Y.V. Naumenko. - MGU Bulletin: 20 Series Pedagogical education, 2015, № 3. - P. 52-66.
7. Stolyarov, V.I. Modern problems of sciences on physical culture and sports: Philosophy of sport / V.I. Stolyarov, A.A. Peredelskiy, M.M. Bashaeva. - M.: Soviet sport, 2015. - 464 p.
8. Stolyarov, V.I. Sociology of physical culture and sport: textbook / V.I. Stolyarov. - M.: Flinta, Science, 2004. -400 p.
9. Fiskalov, V.D. Theoretical and methodological aspects of the sport practice: textbook / V.D. Fiskalov, V.P. Cherkashin. - Moscow: Sport, 2016. - 352 p.