^ Социально-культурная деятельность
5. Измайлов, А. Э. Народная педагогика: педагогические воззрения народов Средней Азии и Казахстана / А.Э. Измайлов. - М.: Педагогика, 1991. - 256 с.
6. Кубесов, А. Педагогическое наследие аль-Фараби: [дис.] / А. Кубесов - Ташкент, 1990. - 152 с.
7. Мухамбаева, Л. Х. Национальные обычаи и традиции казахского народа и их влияние на воспитание детей и молодежи / Л.Х. Мухамбаева. - М., 1974.
8. Орынбеков, М. С. Философские воззрения Абая / М.С. Орынбеков. - Алма-Аты: БШм 1995. - 136 с.
9. Тайжанов, А. Педагогические взгляды М. Ауезова / А. Тайжанов. - Алма-Ата: Рауан,1990. - 72 с.
Спорт как специфическое
социально-культурное явление
С. В. Бурухин
Московский гуманитарно-экономический институт (Тверской филиал)
В статье анализируется спорт как специфическое социально-культурное явление в контексте современного информационного общества. На фоне общей проблематики игровой природы культуры автор пытается показать спорт как специфическое социально-культурное явление и его трансформацию в новых реалиях массмедийного общества. В частности, спорт представляется как особый тип игровой деятельности не только в ракурсе развлечения и отдыха, но и с точки зрения ее развивающего характера во взаимосвязи с гармоничным развитием личности.
Ключевые слова: социально-культурное явление, спорт, трансформация, массмедийное общество, личность.
In the article sport is analyzed as a specific socio-cultural phenomenon in the context of the modern information society. Against the background of general problems of playing nature of culture the author tries to show sport as a specific socio-cultural phenomenon and its transformation in the new realities of mass media society. In particular, sport is introduced as a special type of playing activity not only in the course of entertainment and recreation, but also from the standpoint of its developing character in the connection with the person harmonious development.
Key words: socio-cultural phenomenon, sport, transformation, mass media society, person.
Динамичный характер явления множественности связей человека с культурными реалиями социума находит одно из своих ярких отражений в спорте. Спорт всегда по-своему отражал социальные и культурные реалии.
Как социокультурное явление спорт представляет собой неотъемлемую часть общественной жизни, политики, массме-дийного пространства, выступает как средство и метод физического воспитания, является системой организации, подготовки и проведения соревнований, средством
улучшения здоровья, получения морального и материального удовлетворения, достижения личностного и профессионального совершенства.
Не случайно в преамбуле Международной Хартии физического воспитания и спорта подчеркивается, что «эффективное осуществление прав человека зависит от возможности каждого мужчины и женщины свободно развивать и сохранять свои физические, интеллектуальные и нравственные способности» и что, в соответствии с этим, «доступ всех людей к физи-
1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 1 (45) январь-февраль 2012 121-124 121
и
г
ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2012 ♦ 1 (45) январь февраль ^
ческому воспитанию и спорту должен быть обеспечен и гарантирован». А в качестве главной цели Европейской Хартии спорта отмечается необходимость «дать возможность каждому человеку заниматься спортом». Для реализации этой стратегической цели в статье 3 данного документа указывается на необходимость тесного сотрудничества государственных структур с общественными спортивными организациями и создания для этого развивающих и координирующих механизмов (7).
Особого внимания заслуживает тот факт, что на ряде характеристик спорта, развивающегося всегда в контексте современности, неоднозначно сказываются многие процессы, прежде всего информатизация всех сторон жизни человека и общества и глобализация.
Произошедшие изменения побуждают теоретиков информационного общества к констатации того, что сегодня циркулирует гораздо больше информации, чем когда-либо раньше, и это способствует усложнению привычных форм коммуникации, появлению новых информационных технологий. Данные тенденции находят свое эмпирическое проявление и в сфере спорта - во всем разнообразии его видов, что активизирует потребность в исследованиях этого явления, «вписанного» в контекст информационного общества.
Точно так же и современная глобализация, охватывающая экономическую, политическую, технологическую и нравственно-психологическую сферы мультикультурно-го мира, «втягивает» в свое пространство и весь многомерный континуум спорта. Кроме того, на логику изменений в сфере спорта существенно повлияли демократические преобразования постперестроечной России рубежа ХХ-ХХ1 веков, которые стимулировали постановку новых вопросов, связанных с проблематикой спортивной жизни.
Обзор исследовательской литературы показывает, что претерпевает изменения даже сама объектно-предметная область спортивных наук. Большинство авторов считает, что данная область включает в
себя два объекта - физическую культуру и спорт. Некоторые сводят их к одному - к физической культуре, рассматривая спорт как элемент последней.
На взгляд В.И. Столярова, при таком понимании указанная объектная область теряет свою полноту, упуская из виду ряд важных теоретических и прикладных проблем. Он считает, что объектная область спортивных дисциплин должна включать в себя три относительно самостоятельных, хотя и связанных друг с другом объекта: соматическую (физическую) культуру - природное тело человека, вовлеченное в процесс социализации и «окультуривания»; физкультурную деятельность - определенные формы двигательной активности человека, которые часто называют также «занятиями физическими упражнениями»; спорт - особую разновидность соревнований («спортивные соревнования»), подготовку к ним, а также связанные с ними социальные отношения, институты, нормы поведения, обычаи и традиции (12, с. 346). Изучение проблематики спорта в информационном обществе ведется по нескольким направлениям, среди которых отчетливо выделяются два главных. Представители первого направления отстаивают версию, что информационно-технологическое развитие общества не снижает значимость средств сознательного воздействия на физическое состояние человека, но и не исключает возможности использования информационных технологий как средств воздействия на тело человека, на его физические качества и двигательные способности (3). Чаще всего это связывается с биотехнологиями, с генной инженерией, при этом звучат опасения относительно возможных негативных последствий для организма человека, к которым может привести вмешательство на клеточном уровне (4).
Другая группа работ посвящена антропологическим и аксиологическим представлениям о спорте (1; 2; 8; 9; 11). И те, и другие авторы признают многомерность феномена спорта (5). Динамика его развития шла по двум направлениям: как общедоступный спорт (при определенных усло-
н
Г
виях - «массовый») и как спорт высших достижений («чемпионский»). Со временем, в результате неизбежной дифференциации, появились специфические типы спортивной деятельности: общедоступный вид спорта разделился на базовый («школьный»), физкультурно-кондиционный спорт («спорт для всех»), профессионально-прикладной, рекреативный и реабилитационный; спорт высших достижений - на профессиональный («супердостиженче-ский») и профессионально-коммерческий («спортивный бизнес») (6).
На наш взгляд, актуальным видится исследование спорта и как особого типа игровой деятельности, причем не только в ракурсе развлечения и отдыха, но и с точки зрения ее развивающего характера. Спорт как игровая деятельность представляет собой очень сложную многокомпонентную целостность, для описания которой необходимо выделить ее формальные и содержательные аспекты.
Существенные преобразования происходят во всем строе культуры и современной цивилизации. Олимпийский спорт как средоточие технологических, организационных и нравственно-этических достижений элитного спорта в этом отношении представляется наиболее интересным объектом для изучения созданных спортивной наукой и освоенных практикой средств, методов и организационных форм, обеспечивающих осмысленное, уверенное и компетентное культурное познание человеком своей природы.
В своей приверженности базисным гуманистическим ценностям физическая культура и спорт на протяжении многих сотен лет вырабатывали и хранили традиции совершенствования телесной и волевой регуляции человека, его игровой природы, организации трудовой и учебной деятельности. Информационное общество, по сути, бросает вызов традиционной сущности спорта, который из зрелища и способа личного совершенствования превращается во властно-информационный ресурс: становится товаром, брендом, бизнес-игрой, средством виртуализации и другими фор-
^ Социально-культурная деятельность
мами, «врывающимися» в мир личности.
Девиз «хлеба и зрелищ», зародившись в Древнем Риме, стал весьма успешно эксплуатироваться во времена постиндустриального общества и в немалой степени влияет на его культурные реалии. К развитию профессионального спорта в России пришли люди, у которых на первом месте не только любовь к спортивной деятельности, но и коммерческие интересы. Сообразно этим интересам в последние десятилетия стали бурно развиваться спортивные виды шоу-бизнеса.
В обширном социокультурном пространстве современности спортивные шоу занимают видное место: они стали не только престижным видом досуговой деятельности, но и, в определенной мере, своеобразным инструментом манипуляции общественным мнением. По мнению многих социологов и культурологов, профессиональный спорт рассматривается в качестве средства «перекачки» народной энергии в определенное русло.
Именно поэтому в сфере социально-культурного проектирования актуальными становятся задачи возрождения массового спорта как эффективного средства укрепления здоровья народа, воспитания позитивных качеств личности, организации полноценного образа жизни и укрепления института семьи.
В последние годы в России наметились положительные тенденции в решении комплекса задач эффективного использования мощного потенциала спорта как специфического способа гуманизации социокультурной реальности.
Так, начало XXI века было отмечено истинным возрождением деятельности клубов, составлявших фундамент российского спорта. Но для дальнейшего развития нужны спортивные работники нового типа - инструкторы и методисты, тренеры, консультанты, программисты, физиотерапевты и, наконец, руководители и менеджеры. Происходит перестройка системы высшего образования в области физкультуры и спорта, от которой зависит выполнение поставленных задач.
и
Г
ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2012 ♦ 1 (45) январь февраль ^
Кроме того, заметно активизировалась и исследовательская деятельность социально-культурных проблем спорта. Современные концепции спорта отражают стремление исследователей раскрыть сущность этого специфического социально-культурного явления, связав его с возможностями гармоничного развития личности, например - воплощением игровой сущности человека, его культуросозидательных возможностей; особое внимание уделяется ценностному вектору спортивной деятельности и ее компенсаторным возможностям психотерапевтического воздействия (спорт как средство формирования интереса к жизни и оптимизма).
Согласно выводам отечественных исследователей, большинство людей занимаются спортом, чтобы получить удовольствие, развить свои способности, стать физически
подготовленными, а также для того, чтобы посоревноваться. В то же время занятия спортом, подвижные игры, двигательные методики служат своеобразной разрядкой, выходом накопившейся энергии, снятием усталости, выплеском негативных эмоций. Никакие самые увлекательные студии не заменят радости движения, ощущения силы, сноровки, координации, пластики (10). В спортивной игре человек показывает пределы своих физических возможностей, что он существенно реже проявляет в учебной и трудовой деятельности. Кроме физической силы, ловкости и других физических качеств, занятия спортом развивают и такие психологические качества личности, как свобода, выдержка, организованность, способствуют становлению самооценки, устойчивой Я-концепции человека, повышают уверенность в себе (10).
Примечания
1. Артемов, В. А. О системном подходе к культурно-спортивной деятельности / В.А. Артемов, Э.П. Подалко // Теория и практика физич. Культуры. - 1977. - № 9.
2. Бальсевич, В. К. Феномен физической активности человека как социально-биологическая проблема / В.К. Бальсевич // Вопросы философии. - 1981. - № 8. - С. 78-89.
3. Быховская, И. М. Человеческая телесность в социокультурном измерении: традиции и современность / И.М. Быховская. - М., 1993.
4. Глик, Б. Молекулярная биотехнология / Б. Глик, Дж. Пастернак. - М.: Мир, 2002. - С. 143-215.
5. Матвеев, Л. П. Вопросы формирования общей теории физической культуры / Л.П. Матвеев // Общественные науки. - 1980. - № 3. - С. 31-42.
6. Матвеев, Л. П. К уточнению центральной категории теории физической культуры / Л.П. Матвеев // Очерки по теории физической культуры. - М.: ФиС, 1984.
7. Международная хартия физического воспитания и спорта / [принята 21 ноября 1978 года Генеральной конференцией ЮНЕСКО)] // Свод нормативных актов ЮНЕСКО. - М.: Международные отношения, 1991. - С. 186-190.
8. Ольхова, Т. Г. Интегративный подход к спортивно-гуманистическому воспитанию студентов : ав-тореф. дис. ... канд. пед. наук / Т.Г. Ольхова. - М., 2000.
9. Пилоян, Р. А. Ошибки Пьера де Кубертена и его последователей / Р.А. Пилоян // Теория и практика физической культуры. - 1996. - № 2. - С. 4-5.
10. Платонов, В. Н. Общая теория подготовки спортсменов в Олимпийском спорте / В.Н. Платонов. - Киев: Олимпийская литература, 1997.
11. Столяров, В. И. Гуманистическая ориентация перестройки в области спорта / В.И. Столяров // Спорт и перестройка : [сб. науч. тр. по матер. Всес. научно-практич. конф. «Государство, спорт и мир»]. - М., 1988. - С. 37-45.
12. Столяров, В. И. Социология физической культуры и спорта (введение в проблематику и новая концепция) : [научно-методическое пособие для институтов и академий физической культуры] / В.И. Столяров. - М.: Гуманитарный Центр «СпАрт», РГАФК, 2002.
и
Г