этнопедагогические основы перевоспитания подростков девиантного поведения
К. М. Арымбаева
Южно-Казахстанский государственный университет им. М. Ауезова, Республика Казахстан
В статье рассматривается использование этнопедагогических идей, принципов, приемов, методов, форм и средств народной педагогики в формировании нравственных убеждений и чувств, ценностных ориентаций подростков девиантного поведения.
Ключевые слова: этнопедагогика, национальная культура, народная педагогика, воспитание, образование, перевоспитание, подростки, девиантное поведение.
Using the ethno pedagogical ideas, principles, methods, ways, forms and means of national pedagogies in the formation of moral persuasion and feeling, valuable orientation of teenagers with deviated behavior is considered in this paper.
Key words: ethno pedagogics , national culture, national pedagogic, bringing up education, successive of generation, teenagers, deviated behavior .
Возрождение традиций, принципов и элементов народной педагогики, использование опыта воспитания и перевоспитания подростков и детей оказывают большую помощь в социально-педагогической работе с подростками с девиантным поведением.
Педагогические идеи Абу Наср аль-Фараби, Ю. Баласагунского, М. Кашгарского, А. Югнаки, А. Ясави, Жиембет-жырау, Бухар-жырау, Шал-акына и других тесно перекликаются с народными взглядами на формирование личности человека, на идеалы нравственного, трудового, умственного и эстетического воспитания молодого поколения (1).
Педагогические взгляды аль-Фараби, насыщенные гуманистическими идеями, многоаспектны, они разбросаны в многочисленных трактах («Афоризмы государственного деятеля», «Указание пути к счастью», «Гражданская политика», «Риторика», «Об
искусстве поэзии», «Большая книга о музыке» и т.д.).
Рассматривая человека как общественное существо, Фараби считал, что нравственные качества личности формируются под влиянием общественной среды и воспитания. «Человек, - писал он, - не может быть наделен с самого начала от природы добродетелью или пороком...». По мнению ученого, формированию добродетельного человека противостоит четыре порока: невежество, безнравственность, переменчивость и заблуждение. Чтобы устранить их, человек должен познать самого себя (6).
В распространении этих идей большую роль сыграли казахские просветители XIX века Ч. Валиханов, И. Алтынсарин, А. Кунанбаев, Ш. Кудайбердиев и др. (4).
Педагогические взгляды казахских просветителей сыграли свою положительную роль в истории развития воспитания и об-
1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 1 (45) январь-февраль 2012 115-121 115
и
г
разования, во многом они и поныне не утрачивают своего значения.
Их учение представляет собой целостную и оригинальную педагогическую систему, в которой нашли отражение многие педагогические проблемы.
Особое внимание казахские просветители уделяли специфике различных компонентов воспитания: нравственного, физического и трудового, именно на базе народных традиций (2).
Педагогические взгляды Абая соответствовали уровню развития современной ему науки, а во многих случаях опережали ее по важным аспектам педагогической теории и практики (его отношение к телесным наказаниям, ряд принципов обучения и воспитания; взаимосвязь между трудовым, нравственным, умственным, эстетическим воспитанием; признание ведущей роли воспитания в формировании личности; труд как одно из главных средств воспитания и т.д.) (3).
Абай первым среди казахских просветителей, ученых и педагогов глубоко проанализировал возрастные и психологические особенности детей в процессе их воспитания. Духовное совершенствование личности во многом зависит от приобретения знаний, просвещения. «Знание человека, - писал Абай, - это мерило человечности». Только обладая необходимой суммой знаний, человек может познать мир, отличить добро от зла, полезное от вредного, и лишь тогда от него можно ждать пользы, которая так необходима для прогресса казахского общества.
Абай ставит знания превыше всех благ -богатства, славы, почета. Но поэт не только учит молодежь уму-разуму, не только призывает к овладению науками, но и указывает определенные пути и способы их достижения. По мнению Абая, образование должно начинаться не только с овладения грамотой, а прежде всего, с воспитания лучших человеческих качеств. Основными из них поэт считал: стремление, увлеченность, интерес. «Стремление к истине, - пишет он, - и постижение ее рождаются высоким сознанием; сознание человека определяется его человечностью, умом и прочностью чувств и
крепостью тела, которые даются человеку от рождения, а развитие их зависит только от честных друзей, от мудрых наставников». Одним из основных условий занятия наукой Абай считал наличие жажды познания. Но поэт предупреждает, что одного желания, стремления мало. Тут, кроме необходимости строгой, заранее определенной системы, нужно ставить перед собой главную цель. Далее Абай утверждает, что ученик должен обладать сильным и крепким характером, он должен иметь волю, которая помогает ему добиться того, к чему он стремится. Твердость духа и воли должна служить разуму (цит. по: 8).
Смелые высказывания Абая о необходимости просвещения и образования для его народа убеждают нас в том, что он творчески переработал все ценные мысли по вопросам обучения и воспитания подрастающего поколения мыслителей предшествующих эпох. Вслед за Пифагором и Аристотелем, аль-Фараби, Абай выступал категорически против телесного наказания детей. По убеждению Абая, насилие убивает в детях искренность, заставляя их подчиняться воле взрослых из боязни быть наказанным, а не по внутреннему велению. Он хорошо понимал решающую роль воспитания и образования в формировании личности. Он говорил: «Если бы в моих руках была власть, я отрезал бы язык всем, кто говорит, что характер человека неисправим». Призывая молодежь к овладению основами наук, он показывает пути решения этой задачи. И здесь Абай касается вопросов самовоспитания личности, без которого невозможен путь к вершинам знаний. По Абаю, глубины науки раскрываются только тем, кто все свои силы устремляет на это, кто постоянно развивает свои умственные способности, укрепляет свою волю и характер.
Разум и доброта, упорство, труд и скромность - вот пять добродетелей, которым он призывает следовать на пути к овладению знаниями. Истинное знание должно облагораживать человека, как любое настоящее человеческое чувство. Оно способствует развитию общей культуры человека. Обучение, согласно Абаю, должно быть действенным
и успешным, развивающим ум детей, при этом следует учитывать не только особенности детской психологии, но и уметь воспитать у детей положительные черты характера.
Абай придавал большое значение вопросам самовоспитания молодежи, ее моральному самосовершенствованию. Он подчеркивал, что правильная оценка самого себя, положительных и отрицательных сторон своей личности в значительной мере определяет моральную ценность человека. Поэт-мыслитель требовал от молодых людей, чтобы они постоянно совершенствовали свои духовные качества, постепенно искореняя отрицательные черты своего поведения. Человек с малых лет должен приложить максимум усилий, чтобы развить свои духовные способности, совершенствовать себя нравственно, эстетически, физически. Как бы ни был одарен человек, его таланты, дарования, способности могут погибнуть, если он сам не приложит усилия для их развития. Только волевое напряжение помогает человеку остаться на избранном пути, и только упорная работа над собой ведет к управлению волей, но развить у себя волевые качества невозможно без постоянного преодоления собственной слабости.
Поэт-просветитель говорит о том, какую большую роль в процессе самовоспитания играют самоотчет, самопроверка. «Тот, кто хочет быть в стране разумных, должен в день раз, или раз в неделю, или хоть раз в месяц отдавать себе отчет: как он прожил эти дни, сделал ли что-то полезное для народа, не ждет ли его в будущем раскаяния. А может ведь случиться и так, что и вспомнить-то будет ничего».
Разбирая все эти морально-нравственные понятия, Абай приходит к выводу о том, что, пока в казахском обществе господствует дурной пример, он не проходит бесследно, а формирует у людей часто дурное поведение. Сознавая прямую зависимость формирования личности подрастающего поколения от социальной среды, Абай лишь вскользь замечает, что нужен умный человек, который мог бы помочь степнякам своими мудрыми советами и наставления-
ми. Именно поэтому он придавал решающее значение моральному совершенствованию добрых и умных людей. «Стремление к истине и постижение ее рождается высоким сознанием, - писал Абай, - сознание же человека определяется его человечностью, умом и интересом к науке».
В «Тридцать восьмом слове» Абай говорит, что человек должен остерегаться трех вещей, которые мучают людей: невежества, лени и злодейства. Первое является результатом отсутствия знаний и науки, без которых ничего нельзя познать в природе. Человек без знаний подобен животному. Лень - враг деятельности и ремесла. Бесцельность, отсутствие страсти к познанию, бесстыдство - все исходит от нее.
Говоря о методах, средствах нравственного воспитания, Абай подчеркивает необходимость такта, терпения, внимания и родительской любви к детям. По мнению Абая, самый вредный и опасный метод - это крикливость, гнев, нервозность. «От родителя, - писал он, - который вначале показывает не ум, а гнев, дети не могут брать пример. Они тоже прибегнут к гневу».
В ряде своих произведений, он указывал на то, что нравы и поведение детей портятся из-за нравственной невоспитанности их родителей, наставников.
По Абаю, потенциальные способности человека реализуются через преодоление трудностей; познание, обучение, умение, воспитание немыслимы без труда, без кропотливой работы человека над собой, без любознательности и пытливости.
Он писал, что каждый бесцельно проведенный день уводит человека от нормальной, разумной жизни. Поэтому надо заполнить дни свои продуманными и полезными деяниями.
Абай выдвигает гуманистическую концепцию нравственного воспитания, цель которой сделать из ребенка труженика, патриота, разносторонне развитого, высоконравственного человека, живущего интересами, мыслями и чаяниями родного народа.
Подводя итог сказанному о нравственном воспитании в педагогическом наследии Абая, следует отметить, что он создал
довольно стройную систему нравственного воспитания человека, широко используя при этом сложившийся к тому времени в педагогической науке понятийный аппарат. В его системе дается интерпретация таких нравственных категорий, как дружба, совесть, воля, стыд, лень, упрямство, трусость и т.д.
Мысли Абая о нравственном воспитании молодежи не утратили своей актуальности и в наши дни: гуманизм Абая связан с его интернационализмом. Он постоянно прививает казахскому народу чувство интернационализма и воспитывает его в этом духе. Наряду с воспитанием человеческих духовных качеств Абай особое значение придавал выбору профессии. Он считал, что у каждого человека должна быть профессия, и чем раньше она приобретена, тем лучше. Только постоянная привязанность к определенному занятию приносит желаемый успех. Отсюда страстный призыв Абая к овладению ремеслом, занятию земледелием, торговлей. Говоря о воспитательном значении труда, Абай предъявлял ряд требований к человеку ремесла. В первую очередь, он должен быть целеустремлен, любознателен, строг в оценке своих достижений, не должен успокаиваться на достигнутом. Нужно постоянно учиться у того, кто в мастерстве превзошел себя. Абай предостерегал человека труда от льстецов, похвала которых имеет целью отнюдь не бескорыстие и доброжелательность. Почти в любом своем стихотворении о труде поэт изображает компоненты трудовой деятельности во взаимосвязи с такими понятиями, как честь, совесть, ум, сдержанность.
В произведениях Ш. Кудабердиева(1858-1931) также звучит призыв к молодежи овладевать знаниями, быть честными и добрыми, терпеливыми, дорожить чувством стыда и чести, воздерживаться от неразумных поступков.
Сердцевина идей Ш. Кудабердиева -духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения. Поэт не требовал революционных изменений в обществе, он надеялся преобразить человеческую жизнь через облагораживание души и духовных потреб-
ностей. Он был убеждён в необходимости нравственного очищения людей для построения нового общества. Задача родителей и педагогов, по мнению Ш. Кудабердиева, уберечь юные души от дурных влияний. Плохие привычки легко закрепляются и от них трудно избавиться, поэтому с раннего детства надо прививать человеку правила нравственного поведения. Добродетели, напротив, требуют постоянных усилий духа воспитуемых.
Отдалённость результатов, несиюминутность отдачи правильного поведения заслоняют от детей значимость моральных заповедей: «Неискушённость, малый жизненный опыт подталкивает молодёжь идти на поводу у чувственных влечений и предпочитать эгоистические желания общественному долгу», - писал Ш. Кудабердиева в философских думах «Сад подснежников».
Если с детства не прививать навыки нравственного поведения и не упражнять воспитанников в правильных моральных поступках, позднее ни самые сильные внушения разума, ни требования чести и долга не в силах будут изгнать дурные навыки. Всякий обязан стремиться к достижению идеала, пусть даже и не дойдёт до цели, но находиться на верном пути - залог успеха. Нравственные нормы и правила поведения не должны быть чем-то внешним, они должны стать глубоко личностными качествами растущего человека и только в этом случае выполнят своё назначение.
Значит, главная цель нравственного воспитания и самовоспитания, согласно Ш. Кудабердиева, формирование у человека внутренней потребности к активному утверждению в себе высокой морали, духовности, религиозности. Именно об этом рассуждает Ш. Кудабердиева в своих миниатюрах «Сад подснежников», которые не были известны при жизни поэта и впервые были напечатаны в 1988 году.
В создании теоретических основ подготовки учительских кадров в послеоктябрьский период в Казахстане, на наш взгляд, определенную роль сыграли А. Байтурсынов, М. Жумабаев, Ж. Аймауытов, М. Коппев и др.
Первый комиссар народного просвещения в КазССР Ахмет Байтурсынов считал, что «учитель - душа школы. Какой учитель, такова и школа, то есть качество знаний учащихся непосредственным образом зависит от того, насколько подготовлен сам учитель, и насколько он владеет приемами обучения. Следовательно, во-первых, всякая школа нуждается в квалифицированных учителях, имеющих солидную педагогическую и методическую подготовку. Во-вторых, она нуждается во всевозможных средствах обучения, в учебниках и учебных пособиях. Не имея учебников и учебных пособий, нельзя вести речь об обучении; качество преподавания зависит от качества учебников. Чтобы обеспечить успешную работу в деле обучения, учителя должны иметь в своем распоряжении весь комплекс средств обучения. В-третьих, школе нужна соответствующая программа, в которой бы упорядочились и систематизировались все материалы, подлежащие усвоению».
Вся его педагогическая деятельность была направлена на совершенствование учебного процесса в школе и подготовку квалифицированного педагога, умеющего грамотно организовать педагогический процесс в общеобразовательном учреждении. По мнению, А. Байтурсынова, успех работы школы зависит от педагогического мастерства учителя, поэтому при профессиональной подготовке учителя в учебных заведениях необходимо особое внимание уделить усвоению учителем педагогической техники, умению на научной основе вести процесс обучения школьников. Он определяет основные требования к учителю, в первую очередь, учитель должен хорошо владеть частной методикой, знать психологические особенности детей, теоретические основы процесса обучения. Его идея подводит к мысли, что при подготовке учителя надо большое внимание уделять психолого-педагогической и методической подготовке. Подтверждением этого являются его слова: «...надо помнить, что любое дело будет сделано хорошо и быстро, если его будет делать знающий человек. Это касается не только физического труда, но и умственно-
го. Люди, занимающиеся обучением детей, должны хорошо знать вопросы методики. Те, кто хочет хорошо знать вопросы обучения, сначала сами должны усвоить все, чему будут обучать детей. Во-вторых, они должны хорошо знать природу и чувствовать настроение ребенка. Для этого необходимо все знать о физическом и умственном развитии детей почти с самого их рождения. Внутреннее состояние ребенка надо уметь различать по его действиям. У образованных народов обучением детей занимаются люди, специально обученные педагогической науке...».
По этому поводу М. Жумабаев пишет: «Воспитание делится на четыре вида: физическое, умственное, эстетическое и воспитание характера». По его мнению, цель воспитания заключается в том, чтобы сделать человека в полном смысле соответствующим своему званию, а не просто называться человеком. Магжаном Жумабаевым личность рассматривается как объект и субъект воспитания. Через все содержание его трудов проходит идея об усилении нравственного воспитания подрастающего поколения, формировании духовной личности, а для решения этой задачи необходимо знать основы физиологии, анатомии, логики и психологии. В оригинальном труде Магжана Жумабаева затрагивается и проблема необходимости педагогических знаний учителю. Очень ценна его мысль о том, что при воспитании детей необходимо учитывать национальные особенностей детей, национальный опыт воспитания. Целью нравственного воспитания М. Жумабаев считает формирование нравственно-ориентированного мышления у ребенка, нравственного поведения и деятельности. Факторами нравственного воспитания М. Жумабаев считает: морально-психический климат семьи; влияние друзей; воздействие педагогов. «Ребенок, - пишет педагог, - совершает плохой поступок от неспособности сделать нравственный выбор, представления последствий того, что он сделает, ибо решение этих задач требует от него определенных усилий воли, наличия нравственных принципов и моральных убеждений». Жумабаев утверждал прин-
цип воспитания в обучении. Он был глубоко убежден в том, что «образование только тогда имеет ценность, когда благотворно воздействует на учеников».
Ж. Аймауытов ведущее место в процессе обучения школьников отводит учителю. По его мнению, задача учителя заключается в пробуждении у учащихся интереса к знаниям, в развитии у них любознательности, формировании мотивов учения. По этому поводу он пишет, что только «увлеченный учитель пробуждает любознательность своих учеников, утоляет их жажду познания, приучает к самостоятельному поиску и сосредоточенности».
Высокой оценки заслуживает идея Ж. Аймауытова о профессиональной подготовке учителя, о его самосовершенствовании. В своем труде «Педагогическое руководство» он пишет: «Учитель имеет дело с постоянно изменяющимся "материалом", которым являются дети. Поэтому он не может остановиться на единожды приобретенном уровне знаний, применять одни и те же заученные методы, жизнь требует от него постоянного обновления знаний и методов преподавания. Иначе это будет топтанием на месте, тогда как преподавание требует от учителя не просто мастерства, а постоянного творческого обновления и новых подходов».
Машхур-Жусуп Копеев (1858-1931) опубликовал ряд книг («О том, чья земля Сары-Арка», «Житие-бытие», «Увиденное мною»). Значительная часть его работ посвящена проблемам этики, педагогики, психологии, а также естественнонаучной, школьной и социально-экономической тематике. В его неопубликованных сочинениях множество интересных мыслей о взаимоотношениях детей и взрослых, о важности
образования.
В целом, исторический экскурс наследия казахских просветителей показывает, что тема труда и трудового воспитания детей занимали особое место. Идеи народной педагогики нашли отражение в творчестве казахских просветителей, которые продолжили традиции народного воспитания, обогащая их новым содержанием, применительно к своему времени.
Изучение наследия казахских просветителей показывает, что тема труда и трудового воспитания занимала особое место, в каждой казахской семье ребенка с детства приучали к труду, прививали ему соответствующие знания и навыки (7).
М. Ауэзов писал, что «человек становится плохим не от рождения. Это зависит от среды, в которой он рос, от воспитания. Человек вступает на хороший или дурной путь в подростковом возрасте: ... чтобы вырастить гуманных людей, надо воспитывать молодежь, воспитывать с раннего возраста». И далее в этой статье: «Чтобы быть гуманным по-настоящему, надо уметь правильно мыслить, надо много знать, учиться. Обучение детей должно быть разносторонним, воспитывать их надо всему хорошему и убедительно» (9).
Таким образом, идеи народной педагогики нашли отражение в творчестве казахских просветителей, которые продолжили традиции народного воспитания, обогащая их новым содержанием, применительно к своему времени. В социально-педагогической реабилитации детей педагоги используют принципы, приемы, методы, формы и средства народной педагогики в формировании нравственных убеждений и чувств, ценностных ориентаций личности подростков девиантного поведения.
Примечания
1. Антология педагогической мысли Казахстана / сост. С. Жарикбаев. - Алматы: Рауан, 1995. - 512 с.
2. Ахметов, Г. Воспитание детей в традициях казахского народа / Г. Ахметов // Свидетели древней культуры / под ред. А. Маргулана. - Алма-Ата: Казахстан, 1966. - С. 94-107.
3. Великие ученые Средней Азии и Казахстана ( 1Х-Х1Хв.в.) / сост. Б. Искаков. - Алма-Ата: Казахстан, 1964. - 256 с.
4. Жарикбаев, К. Из истории развития педагогической мысли в дореволюционном Казахстане / К. Жарикбаев. - Алма-Ата, РУМК, 1978. - 82 с.
5. Измайлов, А. Э. Народная педагогика: педагогические воззрения народов Средней Азии и Казахстана / А.Э. Измайлов. - М.: Педагогика, 1991. - 256 с.
6. Кубесов, А. Педагогическое наследие аль-Фараби: [дис.] / А. Кубесов - Ташкент, 1990. - 152 с.
7. Мухамбаева, Л. Х. Национальные обычаи и традиции казахского народа и их влияние на воспитание детей и молодежи / Л.Х. Мухамбаева. - М., 1974.
8. Орынбеков, М. С. Философские воззрения Абая / М.С. Орынбеков. - Алма-Аты: БШм 1995. - 136 с.
9. Тайжанов, А. Педагогические взгляды М. Ауезова / А. Тайжанов. - Алма-Ата: Рауан,1990. - 72 с.
Спорт как специфическое
социально-культурное явление
С. В. Бурухин
Московский гуманитарно-экономический институт (Тверской филиал)
В статье анализируется спорт как специфическое социально-культурное явление в контексте современного информационного общества. На фоне общей проблематики игровой природы культуры автор пытается показать спорт как специфическое социально-культурное явление и его трансформацию в новых реалиях массмедийного общества. В частности, спорт представляется как особый тип игровой деятельности не только в ракурсе развлечения и отдыха, но и с точки зрения ее развивающего характера во взаимосвязи с гармоничным развитием личности.
Ключевые слова: социально-культурное явление, спорт, трансформация, массмедийное общество, личность.
In the article sport is analyzed as a specific socio-cultural phenomenon in the context of the modern information society. Against the background of general problems of playing nature of culture the author tries to show sport as a specific socio-cultural phenomenon and its transformation in the new realities of mass media society. In particular, sport is introduced as a special type of playing activity not only in the course of entertainment and recreation, but also from the standpoint of its developing character in the connection with the person harmonious development.
Key words: socio-cultural phenomenon, sport, transformation, mass media society, person.
Динамичный характер явления множественности связей человека с культурными реалиями социума находит одно из своих ярких отражений в спорте. Спорт всегда по-своему отражал социальные и культурные реалии.
Как социокультурное явление спорт представляет собой неотъемлемую часть общественной жизни, политики, массме-дийного пространства, выступает как средство и метод физического воспитания, является системой организации, подготовки и проведения соревнований, средством
улучшения здоровья, получения морального и материального удовлетворения, достижения личностного и профессионального совершенства.
Не случайно в преамбуле Международной Хартии физического воспитания и спорта подчеркивается, что «эффективное осуществление прав человека зависит от возможности каждого мужчины и женщины свободно развивать и сохранять свои физические, интеллектуальные и нравственные способности» и что, в соответствии с этим, «доступ всех людей к физи-
1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 1 (45) январь-февраль 2012 121-124 121
и
г