НАУКА, ОБРАЗОВАНИЕ, ТЕХНОЛОГИИ
ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СВОЕОБРАЗИЕ КАЗАХОВ В ВОСПИТАНИИ ЭТНИЧЕСКОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ
Ж. М. Утегенов
Аннотация. В статье рассмотрены народные традиции казахов, способствующие межкультурному диалогу в поликультурной среде Казахстана, представлены особенности воспитания уважительного отношения к представителям других культур.
Ключевые слова: этнопедагогика, поликультурная среда,, народная педагогика, этническая толерантность.
Summary. The article examines national traditions of the Kazakhs which contribute to the cross-cultural dialogue in the polycultural environment of Kazakhstan and presents special features of teaching respectful attitude to representatives of other cultures.
Keywords: ethnopedagogics, polycultural environment, national pedagogics, ethnic tolerance.
84
Достижение этнической толерантности Казахстана является одной из важнейших задач, стоящих перед этим государством. Политика государства в этом вопросе основана на двух основных принципах: 1) развитии этнической идентичности и защите прав этнических групп и 2) демократизации общества и защите прав отдельного человека.
Этнопедагогика дает возможность воспитания человека посредством народных традиций, обычаев, литературы, которые не только позволяют понять свою историю, ощущать своеобразие своего этноса, но и помогают формировать положительное отношение к другим этническим группам. А. В. Мудрик четко отмечает роль этнических норм при решении этой задачи: «Этнические нормы определя-
ют многие предрассудки и стереотипы, которые бытуют в общении как в рамках одной национальной общности, так и в межнациональном общении». Сохранение баланса между адаптацией в обществе и обособлением личности способствует успешности социализации [1, с. 14, 72].
По А. Н. Джуринскому, поликультурное и этнокультурное воспитание соприкасаются по общности субъектов педагогического воздействия. Такой подход к воспитанию предполагает использование идей, способствующих не только адаптации к окружающей среде, но и ориентации на принятые у данного народа идеалы. Автор подчеркивает, что при использовании средств этнопедагогики важно выявлять общность этнокультур, которая проявляется в миролюбии и челове-
Преподаватель XX
3 / 2011
ф
Содержание и технологии образования
колюбии, доброжелательном отношении к различным национальностям, готовности пойти на компромисс, сотрудничество, уважение индивидуальность каждого человека и другие [2, с. 64]. При этом регулятором в поликультурной среде выступают общечеловеческие ценности (уважение, дружелюбие, человеколюбие, открытость), которые способствуют взаимопониманию и создают одну социальную норму для эффективного межнационального общения. Позитивная этническая идентичность и этническая толерантность, таким образом, глубоко увязаны между собой.
По утверждению К. Д. Ушинского учет особенностей национальной психологии способствует успешности педагогической деятельности [3, с. 256260]. В истории у казахов сложились свои обычаи, традиции, которые необходимо учитывать в межнациональном взаимодействии. Традиционно воспитание у казахов развивает способность легко находить общий язык с другими людьми, умение находить друзей среди представителей разных народов, преданность в дружбе, готовность всегда прийти на помощь. Однако у современной молодежи слабо выражено такое качество как отзывчивость, вместо этого возникла установка на приобретение большей выгоды себе, нежели проявление заботы о других. Это лишний раз свидетельствует о том, как важно при воспитании этнической толерантности учитывать особенности культуры.
Такие ученые и мыслители Востока как Деде Коркут, Аль-Фараби, Жу-суп Баласагуни, Махмуд Кашкари, Абай Кунанбаев, Ибрай Алтынсарин, Чокан Валиханов, Магжан Жумабаев, Жусупбек Аймауытов внесли свой
вклад в разработку и развитие народной педагогики Казахстана. Так, труды Аль-Фараби «Гражданская политика», «Трактат о взглядах жителей добродетельного города», «Напоминание о пути к счастью» посвящены проблеме и путям формированию высокой человеческой нравственности, что определило возможность использования их в качестве методических рекомендаций по воспитанию личности. По утверждению автора, воспитанность - это не врожденное качество, а приобретенное посредством жизненного опыта. Эта же мысль -центральная в сочинении Жусупа Ба-ласугуна «Кутты билик» [4]. В книге Махмуда Кашкари «Диуани лугат ат-турки» подчеркнута роль пословиц, поговорок в народной педагогике. Так, другой казахский мыслитель Абай Кунанбаев использовал одну их казахских пословиц для акцентирования важности народного единства - «Начало успеха - единство, основа достатка - жизнь». Единство должно быть в умах, иначе люди будут заниматься не своими делами, а погрязнут во взаимных обидах, хитростях и обмане [5]. 85
Это свидетельствует о важности воспитания у молодежи взаимопонимания и создания основы для осознания единства всех народов, столь необходимого в поликультурной среде. В такой среде склонность человека к конфликтному поведению рассматривается как один из главных признаков интолерантности, при котором одного знания для успешного межкультурного взаимопонимания явно недостаточно. На это указал Абай Кунанбаев в своем тридцать втором слове: «Не стремись приобрести знания для того, чтобы спорить с другими. В разумных пределах споры помогают обрести
3 / 2011
Преподаватель XXI
Ф
НАУКА, ОБРАЗОВАНИЕ, ТЕХНОЛОГИИ
86
твердость в убеждениях, но чрезмерное увлечение ими только портить человека». По его словам, все люди гостят друг у друга, а сам человек - гость в этой жизни, так стоит ли злословить, враждовать из-за богатства, завидовать чужому счастью? Сын человеческий - твой брат. Казахи глубоко верят и ценят слова предков, ориентируя свое поведение на эти нормы. В трудных ситуациях люди часто обращаются к этим нормам и стараются приходить на помощь, забыв обидах и раздорах, охотно идти на уступки. Отмечая роль народной мудрости в воспитании человека, автор отмечает, что разжигание вражды не является отстаиванием истины, не способствует умению жить в согласии [5].
У казахов сложилась традиция улаживания конфликтов, что является показателем этнической толерантности. Просьба о прощении выполняет у казахов регулирующую функцию. В казахской традиции уважаемый человек, прощая гнев и пытаясь успокоить разгневанного, просит его смирить свой гнев ради него. Снисходительность проявляется в выражении своего прощения независимо от национальной принадлежности человека. А также в том, что казах никогда не выразит своего негативного чувства к больному человеку или вечером, на исходе дня. Это умение казахов простить другого человека, снисходительность, одновременно способствуют и пониманию представителей других культур. Поэтому в народе остались такие изречения: гнев - впереди, разум - позади (сначала приходит гнев, потом ум; хоть гнев твой и дик, но ум твой его обуздает; у гнева - забродивший яд; злоба - враг, разум - друг; разум возьмет верх над гневом; не будь судьей в гневе; при гневе разум покидает и т.д. В пословицах и по-
говорках народ кратко и образно выражает мысли о воспитании, формировании личности, о народной культуре, влияющих на воспитание и формирование личности [6].
Особенностью народной педагогики казахов является использование устного слова как метода воспитания, о роли которого говорил еще Л. Н. Гумилев, рассуждая о преемственности цивилизации. «Навыки быта, приемы мысли, восприятие предметов искусств, обращение со старшими и отношения между полами, - все это условные рефлексы, обеспечивающие наилучшее приспособление к среде и передающиеся путем сигнальной наследственности» [7, с. 102-103]. Казахи глубоко верят в сакральный характер слова, учат бережному обращению с ним. Одухотворенность слова придает казахский культуре особый колорит, утонченность человеческих отношений, высокую чувствительность и бережное отношение к душевному состоянию другого человека.
Уважительное отношение к другому человеку проявляются у казахов и в традиции гостеприимства. Когда в дом приходит гость, первым дверь открывает хозяин дома, а когда гостя провожают, хозяину нельзя первым открыть дверь. Гостью предлагают все, что есть у хозяина, и желают ему всего хорошего. Это способствует формированию отзывчивости и доброты. Главы родов заучивают слова аксакалов о родословных традициях, законах своего племени, об искусстве речи. Особое внимание уделяется выступлению бийев (судьей, разбирающим спорные вопросы), знающих старые назидания, которые содержат заветные слова патриотического и общечеловеческого звучания [8].
Преподаватель XX
3 / 2011
ф
Содержание и технологии образования
Другая традиция связана с прошением «бата» (благословение) у старцев, ритуалами приема гостей, резанием скота или барана для гостей, принятия пищи, отправления в дальний путь. Прошение «Ризалык» имеет разные значения: в одном случае требуется согласие родителей, например, перед сватовством к девушке, в другом - прошение у матери как кормильцы. Эти традиции сохранились у казахов с доисламских времен. По утверждению Г. Н. Волкова поддержка авторитета дедов в воспитании внуков приобретает морально-педагогический смысл: «Старый человек - четыре человека», «Нет старых - нет порядка», «У старого лоб широк» и т.п. [9, с. 29-30]. Поэтому, чтобы сохранить хорошую репутацию, казах скорее уклонится от прямых конфликтных отношений со старшими. Это качество способствует укреплению национальной самобытности и толерантности.
Невнимание воспитателей к особенностям культур отрицательно влияет на мотивацию воспитуемых. Во многих случаях это возникает из-за отсутствия педагогических ресурсов, незнания методов и приемов поликультурного воспитания, неучета психологических особенностей воспитуемых [2, с. 48-68].
Таким образом, учет национальных особенностей является важнейшим условием воспитания этнической толерантности. Определены особенности воспитания этнической толерантности: воспитание на основе традиций, ориентированное на общечеловеческие ценности, опора в воспитании на нравственные ценности, в основе которых - уважение человека, старших, знание своих корней; взаимосвязь педагогики рода,
общности, нации с источниками эт-нопедагогики; использование этнических обычаев, обрядов, родного слова, в которых воплощена народная мудрость. Воспитание уважительного отношения к представителям других этносов и одновременно осознание своей этнической ценности способствует межэтническому взаимопониманию, создает условия для сохранения этнической идентичности, позволяет благополучно взаимодействовать в поликультурной среде. Использование средств народной педагогики казахов и их взаимосвязь с поликультурным воспитанием способствуют успешности воспитания этнической толерантности молодежи.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Мудрик А. В. Психология и воспитание.
- М.: Московский психолого-социальный институт, 2006. - 472 с.
2. Джуринский А. Н. Концепции и реалии мультикультурного воспитания: сравнительное исследование. - М.: Академия, 2008. - 304 с.
3. Ушинский К. Д. Педагогические сочинения: В 6 т. - М.: Педагогика, 1988. - Т. 2.
- 492 с.
4. Баласугуни Жусуп. Кутты билик / Пер. А. Егеубаев. - Алматы, 1986. - 298 с.
5. Абай. Книга Слов. Поэмы / Пер. с казахского К. Серикбаевой, Р. Сейсенбаева. -Алматы: ЕЛ, 1992. - 272 с.
6. Измайлов А. Э. Народная педагогика: Педагогические воззрения народов Средней Азии и Казахстана. - М., 1991. - 256 с.
7. Гумилев Л. Н. Этносфера: История людей и история природы. - М.: Экспресс, 1993.
- 544 с.
8. Валиханов Ч. Ч. Избранные. - 2-е изд. -Алматы «Жазушы», 1985. -560 с.
9. Волков Г. Н. Этнопедагогика: Учеб. для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений.
- М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 168 с. ■
3 / 2011
Преподаватель XXI
Ф