Научная статья на тему 'К. Д. Ушинский и А. Кунанбаев о роли родного языка, умственном и нравственном развитии детей'

К. Д. Ушинский и А. Кунанбаев о роли родного языка, умственном и нравственном развитии детей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2915
183
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОДНОЙ ЯЗЫК / NATIVE LANGUAGE / ЧЕСТНОСТЬ / HONESTY / ВОСПИТАНИЕ / EDUCATION / ГУМАННОСТЬ / HUMANITY / ТРУДОЛЮБИЕ / DILIGENCE / СОВЕСТЬ / CONSCIENCE / НРАВСТВЕННОСТЬ / ETHICS / ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / RESPONSIBILITY / РАЗВИТИЕ / DEVELOPMENT / ФОРМИРОВАНИЕ / FORMATION / ВЗГЛЯД / VIEW / ПРОБЛЕМА / НАЦИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА / THE PROBLEM IS A NATIONAL SYSTEM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мамбетов Жолдасбек Ормаханович, Ертаева Марал Кабдрашевна

Целью исследования является теоретическое изложение учения выдающегося педагога-теоретика, учителя русских учителей, основоположника научной педагогики К.Д.Ушинского и великого казахского поэта, философа, демократа-просветителя, мыслителя, наставника молодежи Абая Кунанбаева о роли родного языка, умственном и нравственном развитии детей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К. Д. Ушинский и А. Кунанбаев о роли родного языка, умственном и нравственном развитии детей»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

К. Д. Ушинский и А. Кунанбаев о роли родного языка, умственном и нравственном развитии детей Мамбетов Ж. О.1, Ертаева М. К.2

Мамбетов Жолдасбек Ормаханович /Mambetov Zholdasbek Ormakhanovich - кандидат филологических наук, доцент, ведущий научный сотрудник, Институт литературы и искусства имени М. О. Ауэзова, г. Алматы;

2Ертаева Марал Кабдрашевна / Yertayeva Maral Kabdrashevna - педагог-психолог, преподаватель русского языка и литературы, Казахский агротехнический университет имени Сакена Сейфуллина, г. Астана, Республика Казахстан

Аннотация: целью исследования является теоретическое изложение учения выдающегося педагога-теоретика, учителя русских учителей, основоположника научной педагогики КД.Ушинского и великого казахского поэта, философа, демократа-просветителя, мыслителя, наставника молодежи Абая Кунанбаева о роли родного языка, умственном и нравственном развитии детей. Abstract: the purpose of this study is a theoretical exposition of the doctrine of the outstanding theoretical teacher, teacher of Russian teachers, the founder of scientific pedagogics K. D. Ushinsky and the great Kazakh poet, philosopher, democrat-educator, thinker, youth mentor Abay on the role of the native language, mental and moral development of children.

Ключевые слова: родной язык, честность, воспитание, гуманность, трудолюбие, совесть, нравственность, ответственность, развитие, формирование, взгляд, проблема, национальная система.

Keywords: native language, honesty, education, humanity, diligence, conscience, responsibility, ethics, development, the formation, the view, the problem is a national system.

Опираясь на документ «Концепция государственной молодежной политики Республики Казахстан до 2020 года «Казахстан-2020: путь в будущее», сказано, что «Будучи светским государством, мы живём в многонациональном и многоконфессиональном пространстве». Подрастающее поколение должно знать и понимать друг друга, как цивилизованные люди. Министр образования Ерлан Сагадиев в своём выступлении отметил, что «... выпускники школ плохо знают казахский язык, наша задача - этот барьер преодолеть», - подчеркнул глава ведомства. «Именно по этим причинам в нашей системе образования на данный момент нет равенства, не созданы условия для получения образования на одном уровне. Наша цель - избавиться от такого противоречия и дать качественное, современное образование молодежи, в том числе той, которая живет в сельской местности. Если говорить точнее, мы должны двигаться к одному типу школ, которые на высоком уровне обеспечат преподавание на трёх языках. Все дети должны уметь свободно общаться на трёх языках, понимать друг друга и иметь доступ к передовым мировым знаниям», — заключил он. Сейчас в обществе поднимаются вопросы об основных нормах педагогической этики. Утверждены основные нормы педагогической этики, где главными принципами профессионального кодекса являются добросовестность, честность и открытость» [10].

Из вышесказанного мы понимаем, каким требованиям отвечает современная школа. А наследие первых педагогов, к счастью, дошло до нас, и мы читаем их в оригинале. В становлении личности прослеживается немалая роль их трудов.

«Народный педагог К.Д.Ушинский всецело посвятил себя общественно -педагогической работе. Много трудов оставлено им по изучению воспитания, самовоспитания, обучения и нравственности». Его педагогическое наследие выражено в научных трудах, афоризмах, цитатах, высказываниях о воспитании детей и педагогике [1, с. 432].

Ушинский К. Д. стал основоположником научной педагогики в России. Он один из первых профессиональных педагогов. Учёный много занимался исследованиями, вопросами организации учебного процесса в начальной школе, педагогической практикой и реформой школы. Он направлял и формировал личность в нравственном воспитании и был известен далеко за пределами страны. По К.Д.Ушинскому: «Ученье само по себе становится воспитанием только тогда, когда достигает высшей области науки, входит в мир идеи и вносит эту идею через разум в сердце человека. Только на этой ученой, а не учебной ступени наука приобретает нравственную силу» [6, с. 195-256].

Учёный в дидактике проводил идею воспитывающего обучения. Нам знакомы его основные труды: "Детский мир", "Родное слово", "Человек как предмет воспитания», «Опыт педагогической антропологии". Проблемы нравственного, трудового, семейного воспитания и роли родного языка стоят давно. Много писал К. Д. Ушинский и обращал внимание на роль языка, устного народного творчества, литературы в деле воспитания у детей чувства патриотизма, любви к родному краю, к своему народу, к культуре, его традициям и обычаям.

Таким образом, наставник всех педагогов посвятил всю жизнь общественно -педагогической работе. Своим самоотверженным трудом он считал необходимым воспитывать и прививать молодому поколению доброту, честность, гуманность, чувство общественного долга, любовь к природе и к труду. Учёный смог показать на своём примере привитие эстетических вкусов в роли воспитания ичности.

Данная статья рассматривает актуальные проблемы образования и воспитания на современном этапе, осмысленные и преподнесённые нам в качестве наглядного примера творческого и педагогического наследия Ушинского К. Д. и казахского мыслителя Абая Кунанбаева.

Об углубленных взглядах Ушинского К. Д., его социальном мировоззрении написали многие ученые, один из них Струминский В. Я.

Об Абае, как великом народном поэте, мыслителе, просветителе, демократе дореволюционного периода, на родине в Казахстане, Ауэзовой С., Бейсембиевой С. Смирновой Н. исследовано немало трудов. Не полностью изучены просветительско-педагогические труды мыслителя. Педагогические взгляды Абая Кунанбаева тесно переплетены невидимой гранью взаимодействия с поэтическим наследием его творчества. Изменение социально-политической обстановки в Казахстане, в 90-годах, придало развитие языку и язык коренной нации приобрёл статус государственного.

Формирование цели статьи стало исследование индивидуальных особенностей взглядов Ушинского К. Д. и Абая Кунанбаева. Это проблемы нравственного, трудового, семейного воспитания, а также роли родного языка .На примере сравнения общих интересов и взглядов в интерпретации учёных, прослеживается схожесть проблем педагогов-просветителей.

О роли родного языка, о нравственном воспитании освещена и рассматривается данная проблема.

В своём грандиозном по значимости труде «Человек как предмет воспитания» Ушинский К.Д. «обосновал предмет педагогики, ее основные закономерности и принципы. Он был убежден в том, что человек от природы наделен огромными возможностями. Воспитание может помочь человеку реализовать себя, осуществить свое назначение, следуя нравственным принципам» [4, с. 112].

В основе педагогики лежит нравственное воспитание, которое, в первую очередь, является и есть форма первостепенной задачи воспитания. А к содержанию относятся

такие качества, как любовь к Родине, к своему народу, гуманное отношение к представителям разных конфессий, честность.

Его мысль свежа и актуальна, как никогда, и в наши дни. Известный педагог в «Педагогических сочинениях» отмечает, что «у каждого народа своя особенная национальная система воспитания: а потому заимствование одним народом у другого воспитательных средств является невозможным» [4, с. 116].

Учёный грамотно и метко заметил, что «родной язык - это не только лучший выразитель духовных свойств народа, но и лучший наставник, учивший народ еще тогда, когда не было ни книг, ни школ» [4, с. 122]. В своей позиции Ушинский К. Д. был уверен, что человек должен быть совершенным физически, умственно, нравственно и гармонически развит.

Особое место светило науки отводит воспитанию патриотических чувств, любви к Родине. По мнению Ушинского К. Д., подготовка деятельного, проникнутого чувством общественного долга гражданина своего отечества, есть высокий показатель морали.

Комментируя вышесказанное, к выводу мы отнесём то, что средствами нравственного воспитания стали обучение, личный пример учителя, убеждение, умелое обращение с учащимися, педагогический такт, меры предупреждения, поощрения и взыскания.

Роль педагога, его деятельность осуществляются посредством глубокой убежденности и просвещенности, большой активности, осознанности, понимания своего долга перед обществом. А Ушинский К. Д. убеждён, что человеку, занимающемуся воспитанием, необходимо быть всесторонне развитым, овладевать педагогической теорией, а также развивать творческое мышление.

Абай Кунанбаев, поэт-просветитель, последователь традиций А. С. Пушкина, его мировоззрение по данной теме, как и его поэтическое творчество неотделимо от педагогических взглядов. У акына хорошо освещается вопрос о педагогической теории и практики, где напрямую прослеживается взаимосвязь между трудовым, нравственным, умственным, эстетическим воспитанием. Надо заметить, что просветитель выдвигал теорию будущего, в которой прослеживается понимание современного дуального образования, как элемента отражения обучения, которое применительно и к агротехническому профилю гуманитарных дисциплин университета.

Посредством своей поэзии он призывал молодежь к учению, к овладению русской наукой, различными новыми ремеслами, советовал трудиться честно, на благо общества. Абай говорил: «Нужно овладеть русским языком. У русского народа разум и богатство, развитая наука и высокая культура. Изучение русского языка, учеба в русских школах, овладение русской наукой помогут нам перенять все лучшие качества этого народа, ибо он раньше других разгадал тайны природы... Знать русский язык - значит открыть глаза на мир» [8, с. 120].

Воспитание молодежи у Абая, в первую очередь закладывается в семье. Он требовал от родителей, чтобы они сами были воспитанными. Поэт считал, что процесс воспитания в семье должен быть непрерывным, независимо от возраста ребенка.

Учет возрастных и психологических особенностей детей в процессе их воспитания мы находим впервые у Абая. По его трактовке, основными признаками педагогического мастерства воспитателя, наставника являются целеустремленность, высокий уровень общей и педагогической культуры, ум, сердце, педагогический талант, готовность к постоянному поиску, доброжелательность, которые не утратили свою актуальность и в настоящее время.

Реалии современной жизни нашей молодёжью несколько другие. Роль и изучение родного языка выдвигается на второй план. Факторов к происходящему достаточно много. Откровения и широта мыслей выдающегося просветителем, высказанные о родном языке, его думы и чаяния о родном народе, его характер, его стремления, все его историческое прошлое, на котором строится настоящее, открывающее путь к будущему заставляют задуматься о природе вещей. Первые понятия о вещах и

явлениях окружающего мира человек выражает словами родного языка. Этот высокий уровень и ментальная связь прослеживается у великого русского педагога Ушинского К. Д., который писал: «Отечественный язык есть единственное орудие, посредством которого мы усваиваем идеи и знания, а потом передаем их» [5, с. 464].

Принципы обучения и их направленность чувствуются влиянием К. Д. Ушинского. Совесть, которая выступает как один из основных регуляторов поведения человека, его поступков, по Абаю Кунанбаеву и его утверждению, есть одно из ценнейших нравственных качеств человека.

Согласно вышесказанному, мы можем сделать вывод о том, что Абай выдвигает гуманистическую концепцию нравственного воспитания, цель которого сделать из ребенка труженика, разносторонне развитого, высоконравственного человека, живущего интересами, мыслями и чаяниями родного народа.

«В своих философских изречениях Абай подвергает анализу такие категории нравственности, как честность, правдивость, справедливость, разумность, совесть, честь, дружбу и др. По мнению Абая, совесть также является одним из ценнейших нравственных качеств человека. Понятие совести тесно связано с таким нравственным понятием, как стыд.

Основными путеводителями у Абая в вопросах нравственного воспитания являются патриотизм, гуманизм, интернационализм». По этому поводу даётся трактовка учёными-абаеведами. Абай подчеркивает необходимость такта, терпения, внимания и родительской любви к детям, всё это прослеживается в методах и средствах нравственного воспитания. У Абая самые высокие человеческие достоинства, самое высокое понятие нравственности, которые он связывал с свободой творческого труда и просвещением своего народа.

Говоря о педагогическом наследии, о нравственном воспитании Абая, мы видим картину, где он создал довольно стройную систему нравственного воспитания человека.

Абай Кунанбаев признавал и акцентировал внимание на основные благотворные последствия общественного труда. У поэта труд пробуждает и совершенствует умственные способности, обеспечивает прочное материальное положение. формирует положительные моральные качества.

Размышления великого Абая о труде и трудовом воспитании во многом созвучны с высказываниями отца русской педагогики К. Д. Ушинского о том, что «тело, сердце и ум человека требуют труда, ... труд - личный, свободный труд - и есть жизнь». В связи с этим уместно вспомнить и мудрые слова Геродота, утверждавшего, что « Издревле есть у людей мудрые и прекрасные изречения; от них нам следует поучаться». Абай Кунанбаев в числе первых передовых людей своего времени увидел в труде средство расширения и углубления экономических и культурных связей казахского народа с другими народами.

Ещё в былые годы лихолетья «Алихан Букеев, Ахмет Байтурсынов и Мухтар Ауэзов, первооткрыватели творчества Абая, задались благородной целью, донести до подрастающего поколения творчество гения. Своими взглядами они подтвердили мысль о том, что только, приобщившись к чтению художественной литературы, возможно увидеть, разглядеть красоту родного языка» [7, с.35].

В настоящее время мы должны уделять большое внимание воспитанию специалистов агротехнческого профиля, в которых профессиональные знания и умения сочетаются с высокими нравственными качествами.

В заключении проведём параллель педагогической направленности Ушинского К. Д. и А. Кунанбаева. «Великое духовное единство учёных и созидание всегда помогали обществу развиваться цивилизованно. Наследие учёных, славных сынов своего отчества, должны принадлежать человечеству, народу. Их ценный и богатый опыт сфокусирован на общечеловеческий характер и влияющие факторы. Они актуальны и в наши дни, в период формирования поликультурной личности в условиях национальной системы образования» [7, с. 120].

Литература

1. Васильева З. История педагогики и образования. 7-е издание. М., Академия, 2013. С. 432.

2. Ушинский К. Педагогические сочинения: В 6 т., М., 1988. С. 195-256.

3. Ушинский К. Педагогические сочинения, т.2., М.: Педагогика, 1989. С. 112.

4. Кукушкин В. Управление образовательными системами: Учебное пособие под ред. В.С. Кукушкина. М., ИКЦ «Март»; Ростов н /Д: «Март», 2003. С. 464.

5. Кочисов В., Гогицаева О. Этнопедагогические аспекты полилингвального образования // Вектор науки Тольяттинского государственного университета, 2012. № 1. С. 120.

6. Концепция государственной молодежной политики Республики Казахстан до 2020 года. Казахстан - 2020: путь в будущее.

7. Журнал «Аныз адам», 2016. С. 35.

The use of information computer technologies in club activities

of a psychologist on the basis of the university. Help sup in vocational

guidance of pupils

1 2 Sarmolotova L. , Gogoleva M.

Использование ИКТ в клубной деятельности психолога на базе

вуза. Помощь ШЮП в профориентации школьников

Сармолотова Л. И. , Гоголева М. А.2

1Сармолотова Людмила Ильинична /Sarmolotova Liudmila Ilinichna - аспирант, магистрант,

кафедра психологии и педагогики; 2Гоголева Марина Алексеевна / Gogoleva Marina Alekseevna - кандидат педагогических наук,

доцент английского языка, кафедра иностранных языков, Институт сервиса обслуживания и предпринимательства (филиал), Донской государственный технический университет, г. Шахты

Abstract: this work focuses on the use of information computer technologies in correction of personality, and also professional self-determination. The article discusses the productive sides of using information computer technologies in the club activities of the University. Аннотация: данная работа сконцентрирована на вопросе использования ИКТ в диагностике и коррекции личности, а также помощи в профессиональном самоопределении. В статье обсуждаются продуктивные стороны применения ИКТ в клубной деятельности вуза.

Keywords: information and computer technology, School of Young Psychologist, professional self-determination, psychological support, comprehensive development. Ключевые слова: информационные компьютерные технологии, Школа Юного Психолога, профессиональное самоопределение, психологическая помощь, всестороннее развитие.

Almost in all aspects of human life we can see the use of information computer technologies (ICTs). The electronic technologies with their instrumental means, due to the modernization of the society can automate the subtle work of a psychologist. «The process of informatization of the society changes the traditional views on the list of abilities and skills of specialists».[9, p. 1]. The task of the psychologist is to identify features of mental

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.