Ш
Иванина С.А.,
учитель первой категории СШ№16, г.Костанай
Негiзгi co3bep: KopueKmi oybi-mywbi, hi AnmbiucapuuH^ mYmanbiy ^cuemmepi, neдaгогuкaмuц %bi3-Memi, neдaгогuкaмuц Mypacbi, neda-гогuкaмuц eudeKmepi.
KnKmeeue cnoea: eudaw^uucn ne-дaгог, muecmea muHOcmu M. AnmbiH-capuua, neдaгогuцecкaн dexmem-Hocmb, neдaгогuцecкоe нacмeдue, neдaгогuцecкue mpyдu.
Keywords: advanced educator, I.Altynsarin"s personal S qualities, pedagogical activity, pedagogical heritage, pedagogical works.
РОЛЬ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ И.АЛТЫНСАРИНА В ПРОФЕССИОНАЛЬНО-
ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Ацдатпа
Fылыми зерттеу макаласында Ы. Алтынса-риннщ педагогикалыщ - кэаби шеберлш кара-стырылады.
Аннотация
Статья посвящена выявлению роли личностных качеств Ибрая Алтынсарина в профессионально-педагогической деятельности.
Annotation
The article is dedicated to the exposure of the role of I. Altynsarin"s personal qualities in educational activity.
Сила человека заключается в его разуме и знаниях.
Абай Кунанбаев.
Яркая, многогранная личность педагога и просветителя Ибрая (Ибрагима) Алтынсарина, выходца из нашего края, ныне Костанайского района [1; 202], вызывает возрастающий интерес к его дея- ^ тельности, особенно в юбилейный год. Овеянный ^ передовыми демократическими и гуманистически- § ми идеалами в развитии народного образования, он ^
прочно вошел в наше сознание костанайских учи- 2
л
телей, разделяющих его педагогические взгляды. В S этом его значимость и признание широкой педаго- g гической общественности. §
Исходя из актуальности наследия И.Алтынсари- w
s
на, мы задались целью выявить роль личностных ^ качеств видного педагога в его профессиональ- w но-педагогической деятельности. g
Задачами исследования являются: §
о
• охарактеризовать и систематизировать каче- и ства личности И.Алтынсарина в единстве с этапами н и условиями их формирования в процессе профес- ^ сионально-педагогической и просветительной дея- « тельности; g
• составление профессионального портрета О Алтынсарина на основе его личностных качеств;
• обоснование роли качеств личности Алтынса- g
©
ш
рина в его профессионально-педагогической деятельности.
Объектом исследования являются личностные качества видного педагога-просветителя, проявляемые в его педагогической деятельности, субъектом - сама личность Алтынсарина.
Методы нашего исследования:
• биографический, связанный с изучением литературных источников о жизни и деятельности Алтынсарина;
• анкетный опрос учителей и собеседования с учителями;
• ранжирование качеств личности Ал-тынсарина по степени приоритетного выбора учителей;
• сопоставительный анализ данных сельских и городских учителей;
• обобщение полученных данных в результате проведенного исследования.
Базой исследования явились сельские и городские учителя, проходящие курсы повышения квалификации при Академическом Центре Start в июне 2016 года, а также выборочные собеседования с учителями ряда школ по составленной анкетной программе, которая была вручена им предварительно. В § исследовании приняли участие 39 учителей,
^ из них - 20 сельских и 19 городских в период
и
О с марта по июнь 2016г.
^ Анкетные опросы учителей предусматри-
«
О вали у респондентов выявление следующих вопросов:
1.Какие качества привлекают Вас в лично-
pq
О сти И.Алтынсарина?
2.В каких видах и направлениях деятельно-S сти они проявляются?
^ З.Как Вы оцениваете направленность лич-§ ности И.Алтынсарина?
О 4.Кем, по-Вашему мнению, мог бы тру-О диться И.Алтынсарин, если бы жил в пространстве нашего времени? § 5.Ваша итоговая оценка личности И.Ал-^ тынсарина?
Мы прослеживали формирование качеств Ф личности И.Алтынсарина, руководствуясь 3 положением о том, что «личность человека § формируется в процессе общения с людьми, Ф которые составляют его непосредственное
окружение с раннего возраста, и со стороны этого окружения испытывают определенный поток воздействий» [2; 70].
Прослеживая жизненный путь И.Алтынсарина, мы отмечаем, что истоки формирования его личности берут начало в семейном воспитании мудрого и образованного наставника -Балгожи Жанбуршина, майора императорской службы, который оказал на молодого юношу благотворное морально-нравственное влияние.
Самое положительное влияние на него оказала и школа (1850-1857), которая воспитала стремление к знаниям и культуре, глубокое уважение к людям.
В период общественно-педагогической деятельности (1860-1865) И.Алтынсарин ощутил влияние идей К.Ушинского и Л.Толстого, общение с русской разночинной интеллигенцией, известными в то время учеными В.В.Григорьевым и Н.И. Ильминским. Под влиянием этих и других просветителей сформировались педагогические идеи И.Алтынсарина [3; 199-200].
Период с 1879 по 1889гг. - деятельность Алтынсарина в качестве инспектора школ Тургайской области по реализации педагогических идей и нововведений, не прерываемая школьной практикой [4; 99-102].
Особенность периода литературной деятельности И.Алтынсарина в том, что она была связана с педагогической деятельностью, изданием научных, педагогических и исторических трудов, переводом русских классиков на казахский язык, в которых звучали прогрессивные идеи значимости образования и культуры в общественной жизни, моральные и нравственные воззрения [5; 513].
Таким образом, на формировнаие взглядов и качеств личности оказали важнейшие факторы: воспитательная среда с раннего детства, общение с передовыми людьми того времени, самообразовательная работа над собой по приобщению к произведениям классической литературы и культурным ценностям [6].
В процессе нашего исследования мы получили приводимые в таблице следующие данные.
Ш
Сводные данные ответов учителей по выбору качеств личности И.Алтынсарина
на основе обобщенных ответов
Рейтинг выбора качества личности Анкетные данные Количество выборов
Качества личности В чем проявляются Городские учителя Сельские учителя Всего
I Индивидуальные качества, характеризующие своеобразие личности
1 Харизматичность, обаяние личности Способность привлекать к себе людей, расположение к людям, душа компании, приятный собеседник, признанный авторитет для людей 18 12 30
2 Интеллигентность Эрудиция, высокая культура, просвещенность, владение языками 20 8 28
3 Порядочность Честное отношение к долгу, неспособность на неблаговидные поступки 15 12 27
4 Отзывчивость Готовность отозваться на чужие нужды, помощь обездоленным детям 16 7 23
II Профессиональные качества, характеризующие знания, умения, навыки в процессе деятельности
1 Профессиональная компетенция Глубокое знание дела, умение работать на всех занимаемых постах, решать важнейшие задачи 20 18 38
2 Трудолюбие и инициативность Способность к организаторской деятельности, к успешному управлению в системе образования, умелый подход к людям 20 15 35
3 Организаторские данные Интенсивно работающий (2 учебных пособия за 1 год), инициатор многих нововведений, энтузиаст своего дела 19 19 38
О?
К С ер О
го £
« О
м «
О
Он
С
м ^
и м Сг1
[—I
О ч
о «
о н м
3
м
и ©
О и о
4 ^
©
и
О?
К С ер О
го £
« О
м «
О
Он
С
м ^
и м Сг1
[—I
О ч
о «
о н м
3
м
и ©
О и о
4 ^
©
4 Разносторонность профессиональных интересов Учитель, переводчик, делопроизводитель, помощник уездного начальства, судья, инспектор школ,мето-дист, писатель 14 10 24
5 Мудрость Глубокий ум, образованность, начитанность, красноречие, творческий дар 14 10 24
6 Дальновидность Прогнозирование и реализация многих важнейших проектов, открытие разнопрофильных школ и училищ 12 9 27
7 Ответственность Предъявление высоких требований к себе, надежность в выполнении обещаний 11 9 20
III Нравственные качества, характеризующие морально-этические нормы поведения
1 Гуманное отношение к людям Глубокое чувство уважения, человеческое отношение к людям 19 7 36
2 Доброжелательность Желание добра людям, готовность служить их интересам 20 12 32
3 Духовность Энергичные действия, воодушевления, душевный подъем в реализации проектов и замыслов 12 6 18
4 Нравственные стремления в обучении Проявления усилий по нравственному воспитанию детей 11 6 17
5 Требовательность к себе и подчиненным Принципиальность в выполнении долга, сочетание требовательности и справедливости в работе 9 4 13
IV Социальные качества, проявляемые в процессе общения и деятельности
1 Патриотизм Любовь к своему Отечеству и людям, служение интересам своего края и народа 20 12 32
2 Общительность Способность легко 19 10 29
устанавливать кон-
такты, демократизм
отношений со всеми
слоями общества
Среди индивидуально-личностных черт, характеризующих И.Алтынсарина, респонденты отдали предпочтение таким качествам, как харизматичность педагога (30 выборов), под которым понимают «обаяние», «величие», «доброту» личности; интеллигентность (28 выборов) - «ум и воспитанность», «ум, настоянный на совести» по Ф.Искандеру; и порядочность (27 выборов) - «надежность», «честность», «открытость», «справедливость».
Число выборов этих качеств городскими респондентами в сравнении с сельскими оказалось выше, особенно по качеству интеллигентность (соответственно 20 и 8 выборов), что, связано, вероятно, с преимущественно однородным их окружением - работниками сельскохозяйственного труда, близостью к ним. Ниже в выборе качеств сельскими респондентами в сравнении с городскими получило качество отзывчивость ( 16 и 7 выборов), что тем не менее, не снижает достоинства личности педагога, как и в ряде других подобных случаях. С этим связаны и некоторые затруднения, объясняемые недостатком необходимой литературы в сельских библиотеках.
В разделе по профессиональным качествам на первом плане идут профессиональная компетентность и трудолюбие ( по 38 выборов) и организаторские данные (35 выборов). Сельские учителя связывают трудолюбие и инициативу И.Алтынса-рина с особой заботой об аульной школе, аналогом которой является современная малокомплектная школа как особенность школьной сети нашего региона ( до 70% от общего числа школ). Отмечают вклад педагога в профессиональную подготовку мальчиков и девочек, создание разнопро-
фильных школ и училищ, воспитание трудолюбия, что актуальности в этом плане и в наше время.
Поражает диапазон познаний великого просветителя в различных отраслях наук - педагогике, методике, этнографии, истории, фольклоре, литературе, знании языков казахского, русского, киргизского, татарского...
В своих отзывах городские учителя делают упор на необычную работоспособность и неустанный труд педагога по созданию учебных пособий, методических материалов и руководств для школы, отмечая заботу по подготовке учителей для начальной школы, созданию материально-учебной базы, оснащению школ всем необходимым.
Роль труда по И.Алтынсарину в том, что он делает человека жизнерадостным, находчивым, изобретательным.
Отмечая такое качество педагога, как мудрость, респонденты считают, что оно связано с такими понятиями, как «талантливый учитель», «интеллектуал», «благомыслящий», «человек высокой культуры», «благонравный».
Оценка качеств - разносторонность интересов, мудрость, дальновидность, ответственность - среди городских и сельских респондентов близка к равнозначимости (20-24 выбора).
Среди нравственных качеств Алтынса-рина лидируют гуманное отношение к людям (36 выборов) и доброжелательность (32 выбора).
Наряду с этими качествами, составными нравственных свойств личности являются духовность, нравственные стремления в обучении детей, требовательность к себе, которые превалируют в выборе горожан.
к <
ер О
го £
« О
м «
О
О!
С
м ^
и м
¡г1
[-4
О Ч
О «
о н м
м
и ©
О
и
о -
©
Само обращение Алтынсарина как писателя и переводчика к басенному творчеству И.Крылова и другим авторам свидетельствует, по нашему мнению, о непримиримости автора к негативным явлениям морально-нравственного характера в окружающей среде.
В ряду социальных качеств личности респонденты отводят наибольшую роль патриотизму И.Алтынсарина (32 выбора) который, по их анкетным высказываниям, «являет яркий пример любви к родному краю, природе, окружающим людям», «подчинял свои интересы интересам своего края, родного народа», «призывал к единению людей всех народов».
«Наверное, можно сформулировать смысл и назначение жизни И.Алтынса-рина как осознание своего единства с родным народом и заботу о нем» (В.Данилова).
Говоря об И.Алтынсарине, мы можем сказать - перед нами истинный патриот родного края и Отечества, которому он отдал немало сил и энергии, столько сделанного! В то же время его патриотизм носит интернациональный характер.
К -Г->
< В своих произведениях он призывал к дружбе, расширению культурных связей ем между народами. И в этом являл собой достойный пример межличностных от-
3
^ ношений между представителями раз-^ личных национальностей [3, 199-200].
Немаловажное значение имеет общительность (29 выборов), стиль общения, § демократизм отношений педагога.
м С одной стороны, стиль И.Алтынса-
¡т1
^ рина можно назвать индивидуальным,
О так в нем проявляются индивидуальное
§ своеобразие личности педагога, его чер-
н ты характера, с другой стороны, он имеет
5! определенную конструктивную направ-
щ ленность на интересы народа, заботу о
§ нем. На наш взгляд, этот стиль можно
и
О назвать индивидуально - созидательным
О
и или конструктивным.
§ Характеризуя стиль и демократизм
отношений И.Алтынсарина с окружающими, респонденты, ссылаясь на источники, отмечают, что занимая высокие посты, И.Алтынсарин не утратил своих ценных качеств, не возвысился над другими людьми, а по-прежнему проявлял человечность с ними отношений. Он всегда был желанным гостем, куда бы ни заходил [7]. Уже одно это говорит о многом.
Опросы респондентов показали, что важное значение они придают направленности личности И.Алтынсарина, которая по обобщенным ответам, сводится к ориентации на развитие образования, заботу о школе, учителях и детях, созданию необходимых материальных условий для работы в школе.
В целом учителя высоко оценивают такую ориентацию - до 99% положительных отзывов. Приведем некоторые выдержки из анкетных данных.
«В управление образованием необходимо выдвигать достойных лидеров -перспективных, честных, благородных, стремящихся к преобразованию положений на местах не на словах, а на деле. Пример этому - личность И.Алтынсарина» (Ордашева М.Т.). «Во главе образования должны стоять не временщики, а люди высокого призвания, преданные делу, наделенные лучшими качествами личности, которыми обладал И.Ал-тынсарин. Именно такие руководители внушают доверие, авторитет и веру в их стремления приносить пользу образованию» (Радченко Л.С.). «Вся деятельность И.Алтынсарина пронизана заботой о школе, слиянии своих интересов с интересами народа, развитии образования, поднятии культуры народа» (Жанарова Р.С.).
Респонденты сравнивают личность И.Алтынсарина с выдающимися казахскими мыслителями и просветителями, особенно с Абаем Кунанбаевым и Шо-каном Уалихановым, с которыми его
■
роднит созвучие передовых просветительных идей, утверждение духовных, морально-нравственных и культурных ценностей; находят общие связи с педагогом Ахметом Байтурсыновым, Саке-ном Сейфуллиным и другими.
Кем мог бы трудиться И. Алтынса-рин, если бы жил в наше время? На этот вопрос следуют следующие высказывания, говорящие о возможностях и достоинствах этой личности: «педагог - наставник, «учитель - методист», «директор школы для одарённых детей», «руководитель отдела (департамента) образования» на всех уровнях, вплоть до республиканского, и даже в качестве Министра образования Казахстана.
Проведённое исследование выявило, исходя из рейтингового выбора респондентов, ведущие качества личности И. Алтынсарина, которыми являются: профессионализм и трудолюбие (по 38 выборов, 97,4% от общего числа), гуманность (36 выборов, 92.3% от общего числа) и патриотизм ( 32 выбора, 82% от общего числа),- качества, которые определяют направленность личности на развитие образования.
Исходя из полученных данных и отзывов современников педагога - просветителя, мы составили портретную характеристику личности И. Алтынсарина, что являлось целью нашего исследования.
Профессиональный портрет Ибрая Алтынсарина
■
S
Я <
m О
го £
« О
w «
О
О!
С
w
U
W
¡Г1
S
[—I
О
4
о «
о н w
5
w
U ©
О
и
о -
©
Смуглое лицо, обрамлённое окладистой бородой, проницательные глаза, спокойный мудрый взгляд, благородное духовное величие и естественная простота, угадываемая внутренняя культура и обаяние, сопровождаемые замечательными качествами личности, - таким перед нами предстаёт образ И.Алтынсарина.
Исследование качеств личности И. Алтынсарина позволило нам охарактеризовать его как историческую личность в образовании.
Именно качества личности способствовали целому ряду его выдающихся успехов и достижений:
• Первый учитель в Степном краю.
• Основоположник профтехобразования в Казахстане, основатель разнопрофильных учебных заведений, открытия в Кустанае сельскохозяйственного училища.
• Создатель казахской детской литературы с оригинальными произведениями.
• Создатель школы нового типа с русско - казахским языком обучения в Куста-нае и регионах.
• Инициатор начального женского образования в Казахстане.
Где бы ни трудился И. Алтынсарин, на всех постах - от рядового труженика до ответственных должностей - он успешно проявлял себя как педагог и как общественный деятель. Об этом свидетельствуют факты - отзывы современников, письма, воспоминания [7].
Об этом говорят и его заслуженные награды. Смотрите: Орден Святого Станислава III и II степени, Орден Святой Анны III и II степени, а также присвоение звания статного советника, что соответствовало должности генерал майора от инфантерии с обращением к данному чину «Ваше высокородие» [4; 93-103]. Но высшей наградой его является высокая оценка народа, его доверие, признанный всеми авторитет.
С 1983 года в Казахстане была учреждена медаль Алтынсарина, которой
были удостоены многие педагогические труженики за высокие достижения в области образования.
И. Алтынсарин принадлежит к плеяде замечательных людей, вышедших из среды своего народа Степного края. К нему в полной мере может быть применима, как считают учителя, принимавшие участие в нашем исследовании, народная пословица: где родился, там и пригодился.
По нашему мнению, имя Алтынсарина как инициатора провозглашения и реализатора демократических и гуманистических идей и нововведений в народном образовании Казахстана заслуживает включения в число книжных изданий о замечательных людях.
Короткая жизнь и вечное наследие!
Вдохновенная личность педагога - новатора вызывает неослабный интерес для исследований и практических работников образования.
ЛИТЕРАТУРА
1.Костанайская область. Энциклопедия. - Алматы: Изд-во «АРЫС», 2006. Алтынсарин Ибрай (Ибрагим).
2. Бодалёв, А.А. Личность и общение [Текст]/А.А. Бодалёв. - М:Педагогика, 1983.
3.Казахстан. Национальная энциклопедия. В 3-х т. - Алматы, 2004. Т.1. Алтынсарин Ы.
4.Улттын улы устызы. - Костанай: мемориальный музей И. Алтынсарина, 2011.
5.Казахская советская энциклопедия // Гл. ред. М.К. Козыбаев. - Алма - Ата, 1981. Т.З.
6.Ситдыков, А.С. Педагогические идеи и просветительская деятельность [Текст] И. Алтынсарина. - А.:Мектеп, 1968.
7.Ильминский, Н.И. Воспоминания об И. Алтынсарине [Текст]/ Н.И. Ильмин-ский.- Казань, 1891.
В проведении исследования использовались рекомендации кандидата педагогических наук, доцента Сизоненко А.М.