Научная статья на тему 'Роль качеств личности калтынсарина в профессиональнопедагогической деятельности'

Роль качеств личности калтынсарина в профессиональнопедагогической деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
278
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫДАЮЩИЙСЯ ПЕДАГОГ / КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ И.АЛТЫНСАРИНА / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / PEDAGOGICAL ACTIVITY / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ / PEDAGOGICAL HERITAGE / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТРУДЫ / PEDAGOGICAL WORKS / ADVANCED EDUCATOR / I.ALTYNSARIN"S PERSONAL'S QUALITIES / КөРНЕКТі ОқЫ-ТУШЫ / Ы. АЛТЫНСАРИННЩ ТүЛГАЛЫЦ қАСИЕТТЕРі / ПЕДАГОГИКАЛЫқ қЫЗМЕТі / ПЕДАГОГИКАЛЫқ МұРАСЫ / ПЕДА-ГОГИКАЛЫқ ЕНБЕКТЕРі

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Иванина С.А.

Статья посвящена выявлению роли личностных качеств Ибрая Алтынсарина в профессионально-педагогической деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль качеств личности калтынсарина в профессиональнопедагогической деятельности»

Ш

Иванина С.А.,

учитель первой категории СШ№16, г.Костанай

Негiзгi co3bep: KopueKmi oybi-mywbi, hi AnmbiucapuuH^ mYmanbiy ^cuemmepi, neдaгогuкaмuц %bi3-Memi, neдaгогuкaмuц Mypacbi, neda-гогuкaмuц eudeKmepi.

KnKmeeue cnoea: eudaw^uucn ne-дaгог, muecmea muHOcmu M. AnmbiH-capuua, neдaгогuцecкaн dexmem-Hocmb, neдaгогuцecкоe нacмeдue, neдaгогuцecкue mpyдu.

Keywords: advanced educator, I.Altynsarin"s personal S qualities, pedagogical activity, pedagogical heritage, pedagogical works.

РОЛЬ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ И.АЛТЫНСАРИНА В ПРОФЕССИОНАЛЬНО-

ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Ацдатпа

Fылыми зерттеу макаласында Ы. Алтынса-риннщ педагогикалыщ - кэаби шеберлш кара-стырылады.

Аннотация

Статья посвящена выявлению роли личностных качеств Ибрая Алтынсарина в профессионально-педагогической деятельности.

Annotation

The article is dedicated to the exposure of the role of I. Altynsarin"s personal qualities in educational activity.

Сила человека заключается в его разуме и знаниях.

Абай Кунанбаев.

Яркая, многогранная личность педагога и просветителя Ибрая (Ибрагима) Алтынсарина, выходца из нашего края, ныне Костанайского района [1; 202], вызывает возрастающий интерес к его дея- ^ тельности, особенно в юбилейный год. Овеянный ^ передовыми демократическими и гуманистически- § ми идеалами в развитии народного образования, он ^

прочно вошел в наше сознание костанайских учи- 2

л

телей, разделяющих его педагогические взгляды. В S этом его значимость и признание широкой педаго- g гической общественности. §

Исходя из актуальности наследия И.Алтынсари- w

s

на, мы задались целью выявить роль личностных ^ качеств видного педагога в его профессиональ- w но-педагогической деятельности. g

Задачами исследования являются: §

о

• охарактеризовать и систематизировать каче- и ства личности И.Алтынсарина в единстве с этапами н и условиями их формирования в процессе профес- ^ сионально-педагогической и просветительной дея- « тельности; g

• составление профессионального портрета О Алтынсарина на основе его личностных качеств;

• обоснование роли качеств личности Алтынса- g

©

ш

рина в его профессионально-педагогической деятельности.

Объектом исследования являются личностные качества видного педагога-просветителя, проявляемые в его педагогической деятельности, субъектом - сама личность Алтынсарина.

Методы нашего исследования:

• биографический, связанный с изучением литературных источников о жизни и деятельности Алтынсарина;

• анкетный опрос учителей и собеседования с учителями;

• ранжирование качеств личности Ал-тынсарина по степени приоритетного выбора учителей;

• сопоставительный анализ данных сельских и городских учителей;

• обобщение полученных данных в результате проведенного исследования.

Базой исследования явились сельские и городские учителя, проходящие курсы повышения квалификации при Академическом Центре Start в июне 2016 года, а также выборочные собеседования с учителями ряда школ по составленной анкетной программе, которая была вручена им предварительно. В § исследовании приняли участие 39 учителей,

^ из них - 20 сельских и 19 городских в период

и

О с марта по июнь 2016г.

^ Анкетные опросы учителей предусматри-

«

О вали у респондентов выявление следующих вопросов:

1.Какие качества привлекают Вас в лично-

pq

О сти И.Алтынсарина?

2.В каких видах и направлениях деятельно-S сти они проявляются?

^ З.Как Вы оцениваете направленность лич-§ ности И.Алтынсарина?

О 4.Кем, по-Вашему мнению, мог бы тру-О диться И.Алтынсарин, если бы жил в пространстве нашего времени? § 5.Ваша итоговая оценка личности И.Ал-^ тынсарина?

Мы прослеживали формирование качеств Ф личности И.Алтынсарина, руководствуясь 3 положением о том, что «личность человека § формируется в процессе общения с людьми, Ф которые составляют его непосредственное

окружение с раннего возраста, и со стороны этого окружения испытывают определенный поток воздействий» [2; 70].

Прослеживая жизненный путь И.Алтынсарина, мы отмечаем, что истоки формирования его личности берут начало в семейном воспитании мудрого и образованного наставника -Балгожи Жанбуршина, майора императорской службы, который оказал на молодого юношу благотворное морально-нравственное влияние.

Самое положительное влияние на него оказала и школа (1850-1857), которая воспитала стремление к знаниям и культуре, глубокое уважение к людям.

В период общественно-педагогической деятельности (1860-1865) И.Алтынсарин ощутил влияние идей К.Ушинского и Л.Толстого, общение с русской разночинной интеллигенцией, известными в то время учеными В.В.Григорьевым и Н.И. Ильминским. Под влиянием этих и других просветителей сформировались педагогические идеи И.Алтынсарина [3; 199-200].

Период с 1879 по 1889гг. - деятельность Алтынсарина в качестве инспектора школ Тургайской области по реализации педагогических идей и нововведений, не прерываемая школьной практикой [4; 99-102].

Особенность периода литературной деятельности И.Алтынсарина в том, что она была связана с педагогической деятельностью, изданием научных, педагогических и исторических трудов, переводом русских классиков на казахский язык, в которых звучали прогрессивные идеи значимости образования и культуры в общественной жизни, моральные и нравственные воззрения [5; 513].

Таким образом, на формировнаие взглядов и качеств личности оказали важнейшие факторы: воспитательная среда с раннего детства, общение с передовыми людьми того времени, самообразовательная работа над собой по приобщению к произведениям классической литературы и культурным ценностям [6].

В процессе нашего исследования мы получили приводимые в таблице следующие данные.

Ш

Сводные данные ответов учителей по выбору качеств личности И.Алтынсарина

на основе обобщенных ответов

Рейтинг выбора качества личности Анкетные данные Количество выборов

Качества личности В чем проявляются Городские учителя Сельские учителя Всего

I Индивидуальные качества, характеризующие своеобразие личности

1 Харизматичность, обаяние личности Способность привлекать к себе людей, расположение к людям, душа компании, приятный собеседник, признанный авторитет для людей 18 12 30

2 Интеллигентность Эрудиция, высокая культура, просвещенность, владение языками 20 8 28

3 Порядочность Честное отношение к долгу, неспособность на неблаговидные поступки 15 12 27

4 Отзывчивость Готовность отозваться на чужие нужды, помощь обездоленным детям 16 7 23

II Профессиональные качества, характеризующие знания, умения, навыки в процессе деятельности

1 Профессиональная компетенция Глубокое знание дела, умение работать на всех занимаемых постах, решать важнейшие задачи 20 18 38

2 Трудолюбие и инициативность Способность к организаторской деятельности, к успешному управлению в системе образования, умелый подход к людям 20 15 35

3 Организаторские данные Интенсивно работающий (2 учебных пособия за 1 год), инициатор многих нововведений, энтузиаст своего дела 19 19 38

О?

К С ер О

го £

« О

м «

О

Он

С

м ^

и м Сг1

[—I

О ч

о «

о н м

3

м

и ©

О и о

4 ^

©

и

О?

К С ер О

го £

« О

м «

О

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Он

С

м ^

и м Сг1

[—I

О ч

о «

о н м

3

м

и ©

О и о

4 ^

©

4 Разносторонность профессиональных интересов Учитель, переводчик, делопроизводитель, помощник уездного начальства, судья, инспектор школ,мето-дист, писатель 14 10 24

5 Мудрость Глубокий ум, образованность, начитанность, красноречие, творческий дар 14 10 24

6 Дальновидность Прогнозирование и реализация многих важнейших проектов, открытие разнопрофильных школ и училищ 12 9 27

7 Ответственность Предъявление высоких требований к себе, надежность в выполнении обещаний 11 9 20

III Нравственные качества, характеризующие морально-этические нормы поведения

1 Гуманное отношение к людям Глубокое чувство уважения, человеческое отношение к людям 19 7 36

2 Доброжелательность Желание добра людям, готовность служить их интересам 20 12 32

3 Духовность Энергичные действия, воодушевления, душевный подъем в реализации проектов и замыслов 12 6 18

4 Нравственные стремления в обучении Проявления усилий по нравственному воспитанию детей 11 6 17

5 Требовательность к себе и подчиненным Принципиальность в выполнении долга, сочетание требовательности и справедливости в работе 9 4 13

IV Социальные качества, проявляемые в процессе общения и деятельности

1 Патриотизм Любовь к своему Отечеству и людям, служение интересам своего края и народа 20 12 32

2 Общительность Способность легко 19 10 29

устанавливать кон-

такты, демократизм

отношений со всеми

слоями общества

Среди индивидуально-личностных черт, характеризующих И.Алтынсарина, респонденты отдали предпочтение таким качествам, как харизматичность педагога (30 выборов), под которым понимают «обаяние», «величие», «доброту» личности; интеллигентность (28 выборов) - «ум и воспитанность», «ум, настоянный на совести» по Ф.Искандеру; и порядочность (27 выборов) - «надежность», «честность», «открытость», «справедливость».

Число выборов этих качеств городскими респондентами в сравнении с сельскими оказалось выше, особенно по качеству интеллигентность (соответственно 20 и 8 выборов), что, связано, вероятно, с преимущественно однородным их окружением - работниками сельскохозяйственного труда, близостью к ним. Ниже в выборе качеств сельскими респондентами в сравнении с городскими получило качество отзывчивость ( 16 и 7 выборов), что тем не менее, не снижает достоинства личности педагога, как и в ряде других подобных случаях. С этим связаны и некоторые затруднения, объясняемые недостатком необходимой литературы в сельских библиотеках.

В разделе по профессиональным качествам на первом плане идут профессиональная компетентность и трудолюбие ( по 38 выборов) и организаторские данные (35 выборов). Сельские учителя связывают трудолюбие и инициативу И.Алтынса-рина с особой заботой об аульной школе, аналогом которой является современная малокомплектная школа как особенность школьной сети нашего региона ( до 70% от общего числа школ). Отмечают вклад педагога в профессиональную подготовку мальчиков и девочек, создание разнопро-

фильных школ и училищ, воспитание трудолюбия, что актуальности в этом плане и в наше время.

Поражает диапазон познаний великого просветителя в различных отраслях наук - педагогике, методике, этнографии, истории, фольклоре, литературе, знании языков казахского, русского, киргизского, татарского...

В своих отзывах городские учителя делают упор на необычную работоспособность и неустанный труд педагога по созданию учебных пособий, методических материалов и руководств для школы, отмечая заботу по подготовке учителей для начальной школы, созданию материально-учебной базы, оснащению школ всем необходимым.

Роль труда по И.Алтынсарину в том, что он делает человека жизнерадостным, находчивым, изобретательным.

Отмечая такое качество педагога, как мудрость, респонденты считают, что оно связано с такими понятиями, как «талантливый учитель», «интеллектуал», «благомыслящий», «человек высокой культуры», «благонравный».

Оценка качеств - разносторонность интересов, мудрость, дальновидность, ответственность - среди городских и сельских респондентов близка к равнозначимости (20-24 выбора).

Среди нравственных качеств Алтынса-рина лидируют гуманное отношение к людям (36 выборов) и доброжелательность (32 выбора).

Наряду с этими качествами, составными нравственных свойств личности являются духовность, нравственные стремления в обучении детей, требовательность к себе, которые превалируют в выборе горожан.

к <

ер О

го £

« О

м «

О

О!

С

м ^

и м

¡г1

[-4

О Ч

О «

о н м

м

и ©

О

и

о -

©

Само обращение Алтынсарина как писателя и переводчика к басенному творчеству И.Крылова и другим авторам свидетельствует, по нашему мнению, о непримиримости автора к негативным явлениям морально-нравственного характера в окружающей среде.

В ряду социальных качеств личности респонденты отводят наибольшую роль патриотизму И.Алтынсарина (32 выбора) который, по их анкетным высказываниям, «являет яркий пример любви к родному краю, природе, окружающим людям», «подчинял свои интересы интересам своего края, родного народа», «призывал к единению людей всех народов».

«Наверное, можно сформулировать смысл и назначение жизни И.Алтынса-рина как осознание своего единства с родным народом и заботу о нем» (В.Данилова).

Говоря об И.Алтынсарине, мы можем сказать - перед нами истинный патриот родного края и Отечества, которому он отдал немало сил и энергии, столько сделанного! В то же время его патриотизм носит интернациональный характер.

К -Г->

< В своих произведениях он призывал к дружбе, расширению культурных связей ем между народами. И в этом являл собой достойный пример межличностных от-

3

^ ношений между представителями раз-^ личных национальностей [3, 199-200].

Немаловажное значение имеет общительность (29 выборов), стиль общения, § демократизм отношений педагога.

м С одной стороны, стиль И.Алтынса-

¡т1

^ рина можно назвать индивидуальным,

О так в нем проявляются индивидуальное

§ своеобразие личности педагога, его чер-

н ты характера, с другой стороны, он имеет

5! определенную конструктивную направ-

щ ленность на интересы народа, заботу о

§ нем. На наш взгляд, этот стиль можно

и

О назвать индивидуально - созидательным

О

и или конструктивным.

§ Характеризуя стиль и демократизм

отношений И.Алтынсарина с окружающими, респонденты, ссылаясь на источники, отмечают, что занимая высокие посты, И.Алтынсарин не утратил своих ценных качеств, не возвысился над другими людьми, а по-прежнему проявлял человечность с ними отношений. Он всегда был желанным гостем, куда бы ни заходил [7]. Уже одно это говорит о многом.

Опросы респондентов показали, что важное значение они придают направленности личности И.Алтынсарина, которая по обобщенным ответам, сводится к ориентации на развитие образования, заботу о школе, учителях и детях, созданию необходимых материальных условий для работы в школе.

В целом учителя высоко оценивают такую ориентацию - до 99% положительных отзывов. Приведем некоторые выдержки из анкетных данных.

«В управление образованием необходимо выдвигать достойных лидеров -перспективных, честных, благородных, стремящихся к преобразованию положений на местах не на словах, а на деле. Пример этому - личность И.Алтынсарина» (Ордашева М.Т.). «Во главе образования должны стоять не временщики, а люди высокого призвания, преданные делу, наделенные лучшими качествами личности, которыми обладал И.Ал-тынсарин. Именно такие руководители внушают доверие, авторитет и веру в их стремления приносить пользу образованию» (Радченко Л.С.). «Вся деятельность И.Алтынсарина пронизана заботой о школе, слиянии своих интересов с интересами народа, развитии образования, поднятии культуры народа» (Жанарова Р.С.).

Респонденты сравнивают личность И.Алтынсарина с выдающимися казахскими мыслителями и просветителями, особенно с Абаем Кунанбаевым и Шо-каном Уалихановым, с которыми его

роднит созвучие передовых просветительных идей, утверждение духовных, морально-нравственных и культурных ценностей; находят общие связи с педагогом Ахметом Байтурсыновым, Саке-ном Сейфуллиным и другими.

Кем мог бы трудиться И. Алтынса-рин, если бы жил в наше время? На этот вопрос следуют следующие высказывания, говорящие о возможностях и достоинствах этой личности: «педагог - наставник, «учитель - методист», «директор школы для одарённых детей», «руководитель отдела (департамента) образования» на всех уровнях, вплоть до республиканского, и даже в качестве Министра образования Казахстана.

Проведённое исследование выявило, исходя из рейтингового выбора респондентов, ведущие качества личности И. Алтынсарина, которыми являются: профессионализм и трудолюбие (по 38 выборов, 97,4% от общего числа), гуманность (36 выборов, 92.3% от общего числа) и патриотизм ( 32 выбора, 82% от общего числа),- качества, которые определяют направленность личности на развитие образования.

Исходя из полученных данных и отзывов современников педагога - просветителя, мы составили портретную характеристику личности И. Алтынсарина, что являлось целью нашего исследования.

Профессиональный портрет Ибрая Алтынсарина

S

Я <

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

m О

го £

« О

w «

О

О!

С

w

U

W

¡Г1

S

[—I

О

4

о «

о н w

5

w

U ©

О

и

о -

©

Смуглое лицо, обрамлённое окладистой бородой, проницательные глаза, спокойный мудрый взгляд, благородное духовное величие и естественная простота, угадываемая внутренняя культура и обаяние, сопровождаемые замечательными качествами личности, - таким перед нами предстаёт образ И.Алтынсарина.

Исследование качеств личности И. Алтынсарина позволило нам охарактеризовать его как историческую личность в образовании.

Именно качества личности способствовали целому ряду его выдающихся успехов и достижений:

• Первый учитель в Степном краю.

• Основоположник профтехобразования в Казахстане, основатель разнопрофильных учебных заведений, открытия в Кустанае сельскохозяйственного училища.

• Создатель казахской детской литературы с оригинальными произведениями.

• Создатель школы нового типа с русско - казахским языком обучения в Куста-нае и регионах.

• Инициатор начального женского образования в Казахстане.

Где бы ни трудился И. Алтынсарин, на всех постах - от рядового труженика до ответственных должностей - он успешно проявлял себя как педагог и как общественный деятель. Об этом свидетельствуют факты - отзывы современников, письма, воспоминания [7].

Об этом говорят и его заслуженные награды. Смотрите: Орден Святого Станислава III и II степени, Орден Святой Анны III и II степени, а также присвоение звания статного советника, что соответствовало должности генерал майора от инфантерии с обращением к данному чину «Ваше высокородие» [4; 93-103]. Но высшей наградой его является высокая оценка народа, его доверие, признанный всеми авторитет.

С 1983 года в Казахстане была учреждена медаль Алтынсарина, которой

были удостоены многие педагогические труженики за высокие достижения в области образования.

И. Алтынсарин принадлежит к плеяде замечательных людей, вышедших из среды своего народа Степного края. К нему в полной мере может быть применима, как считают учителя, принимавшие участие в нашем исследовании, народная пословица: где родился, там и пригодился.

По нашему мнению, имя Алтынсарина как инициатора провозглашения и реализатора демократических и гуманистических идей и нововведений в народном образовании Казахстана заслуживает включения в число книжных изданий о замечательных людях.

Короткая жизнь и вечное наследие!

Вдохновенная личность педагога - новатора вызывает неослабный интерес для исследований и практических работников образования.

ЛИТЕРАТУРА

1.Костанайская область. Энциклопедия. - Алматы: Изд-во «АРЫС», 2006. Алтынсарин Ибрай (Ибрагим).

2. Бодалёв, А.А. Личность и общение [Текст]/А.А. Бодалёв. - М:Педагогика, 1983.

3.Казахстан. Национальная энциклопедия. В 3-х т. - Алматы, 2004. Т.1. Алтынсарин Ы.

4.Улттын улы устызы. - Костанай: мемориальный музей И. Алтынсарина, 2011.

5.Казахская советская энциклопедия // Гл. ред. М.К. Козыбаев. - Алма - Ата, 1981. Т.З.

6.Ситдыков, А.С. Педагогические идеи и просветительская деятельность [Текст] И. Алтынсарина. - А.:Мектеп, 1968.

7.Ильминский, Н.И. Воспоминания об И. Алтынсарине [Текст]/ Н.И. Ильмин-ский.- Казань, 1891.

В проведении исследования использовались рекомендации кандидата педагогических наук, доцента Сизоненко А.М.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.