Научная статья на тему 'Художественное слово как источник нравственно-духовного просвещения'

Художественное слово как источник нравственно-духовного просвещения Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
882
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДУХОВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА / SPIRITUAL HUMAN ACTIVITIES / НРАВСТВЕННОСТЬ / MORALITY / ВНУТРЕННИЙ МИР ЧЕЛОВЕКА / MAN'S INNER WORLD / МЕЖЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / PEOPLE-TO-PEOPLE RELATIONSHIPS / ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА / FICTION / ВЫСОКИЕ НРАВСТВЕННЫЕ КАЧЕСТВА ЛЮДЕЙ / HIGH MORAL QUALITIES OF PEOPLE / ДУХОВНО РАЗВИТАЯ ЛИЧНОСТЬ / SPIRITUALLY EVOLVED PERSON

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Айткалиева Алмагуль Салыковна, Гуляева Елена Игоревна

Раскрываются роль и место художественной литературы в формировании нравственно-духовного начала на примере творчества великого казахского поэта-просветителя Абая Кунанбаева.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Word of art as a source of moral and spiritual education

At the article the role and place of belles-lettres are exposing in formation of moral and spiritual source by the example of creation of Kazakh poet and educator Abai Kunanbaev.

Текст научной работы на тему «Художественное слово как источник нравственно-духовного просвещения»

Язык художественной литературы

ЯЗЫК ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

УДК 808.1

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СЛОВО КАК ИСТОЧНИК НРАВСТВЕННО-ДУХОВНОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ

А. С. Айткалиева, Е. И. Гуляева

Раскрываются роль и место художественной литературы в формировании нравственно-духовного начала на примере творчества великого казахского поэта-просветителя Абая Кунанбаева.

Ключевые слова: духовная деятельность человека, нравственность, внутренний мир человека, межчеловеческие отношения, художественная литература, высокие нравственные качества людей, духовно развитая личность.

Нравственно-духовное просвещение - это одна из главных и прекрасных сторон человеческой жизни, так как духовная деятельность человека должна иметь свою направленность, которая, в конечном счете, определяется нашей нравственностью, т.е. человеческими качествами.

Самое главное и важное заключается в том, что каждому человеку, прежде всего, необходимо иметь в своем сердце высокую человечность, потому что именно высокие нравственные качества могут дать духовности и верную направленность, и свет, и свободу, и широчайшую перспективу, и будущее. И, наоборот, безнравственность совершенно обесценивает и нейтрализует любую духовную деятельность человека, делая её бесполезной и ненужной. К сожалению, немало в жизни примеров, когда за стремлением некоторых людей к духовности, они в то же время забывают о необходимости совершенствования своих нравственных качеств, тем самым, нанося вред и себе, и обществу. Поэтому, говоря о человеке и о его нравственности, мы должны помнить, что человек - это не просто физическое тело, а то, что человека определяет, прежде всего, его внутренний мир - его разум, сознание, характер, совесть, душа. А нравственность как раз имеет способность как бы окрашивать внутренний мир человека в тот цвет, по которому можно судить о человечности человека.

7

Lingua mobilis № 7 (46), 2013

Например, всем известно, что добрых людей часто называют не иначе как «светлая душа», а казахи, например, издревле называли и называют открытых и добрых людей «ак кeцiлдi адам», «ашьщ адам», «ак ниетп адам» - «светлый человек» или - человек со светлыми намерениями.

Вот почему мы говорим, что высокая нравственность и человечность окрашивают внутренний мир человека - его характер, его ум, его душу, его совесть в светлые цвета, а безнравственность - в темные и черные краски. Как воспевает современный казахский поэт Мухтар Шаханов:

... Но красота - в сиянии души,

А внешнее сияние - бесплодно.

Что толку в блеске, если море мелководно,

Корабль застрянет на такой мели...

Вот такое именно сияние внутреннего мира человека, сияние его души и есть нравственность, которая освещает и самого человека, и его жизненный путь, и весь окружающий мир. А свет этот исходит от таких сторон нравственности, как доброжелательность, мудрое терпение, скромность, благородство, великодушие, уважение и любовь человека к другим людям и к окружающему миру.

Иными словами, нравственность - это самый главный показатель общей развитости человека, это показатель его гармонии и совершенства, это показатель его развитости и его ума, и его характера, и его совести. Нравственность - это составная и основополагающая часть духовности, это неотъемлемая часть полноценной духовной жизни. Уровень нравственного совершенства человека четко виден по его отношению прежде всего к другим людям, а также по его отношению ко всему окружающему миру [1. С. 15-16].

Нравственность является основным показателем и мерой межчеловеческих отношений, поэтому она в разной степени присутствует во всех без исключения сторонах человеческой деятельности: и в экономике, и в политике, и в науке, и в духовной сфере, и в образовании и т.д. Экономика может быть безнравственна, если она направлена не на благо человека и общества; политика безнравственна, если она направлена на дестабилизацию и разъединение человеческого общества; искусство может быть безнравственным, если оно не возвышает, а напротив разрушает и развращает личность и душу человека.

Проблему нравственности, безусловно, рассматривает и решает художественная литература, так как литература изначальна призва-

8

Язык художественной литературы

на отражать духовную сторону человеческой жизнедеятельности. Как проза, так и поэзия являются одним из значительных и неисчерпаемых источников нравственности, эти фонтаны человеческой духовности в каждом народе, в каждое время были главным источником живой воды человечности и человеколюбия [3. С. 61-62]. Сила писателей и поэтов состоит в том, что они ведут разговор с читателями не простым обыденным языком, а языком высоких чувств, способных размягчить наши твердые сердца и заполнить их светом и теплом.

Язык любви - язык без слов.

Глазами речь ведет любовь.

Тех, кто влюблён, не сбить с пути,

Хоть верь мне или прекословь... - писал великий Абай

Нетрудно заметить, что чем выше талант писателя или поэта, тем глубже он проникает в глубины человеческой нравственности, раскрывая её тайны, раскрывая перед людьми смысл человеческой жизни и истину об этом мире. Цель таких творцов всегда была ясна и проста, она заключалась в желании открыть глаза людей на их пороки и безнравственность, на их часто неправильную и порой недостойную жизнь. Многие мастера пера прошли и сейчас продолжают идти по этому нелегкому, но благородному творческому пути, неся свет и правду.

Один из таких мастеров пера, известный казахский поэт Абай Кунанбаев, несмотря на свое материальное благополучие, прожил очень тяжелую творческую жизнь, сложность которой заключалась в том, что великий поэт, имея огромный дар нравственного видения, дар народного пророка, прекрасно видел и больно переживал за процветающие в то время в народе безнравственные межчеловеческие отношения, которые, в свою очередь, мешали прогрессу и способствовали их благополучной жизни. В книге «Слова назидания» Абай пишет: «Существуют три вещи, способные унизить весь человеческий род, которых следует избегать, это: невежество, ленность, злодеяние... Противоядие от этих пороков - человеколюбие, желание всеобщего благоденствия, твердость духа, справедливость, глубокие всесторонние знания» [2. С. 22-24].

Здесь мы ясно осознаем, что Абай на первое место ставил прежде всего высокие нравственные качества людей - человеколюбие, доброту и справедливость, а лишь потом говорил о необходимости глубоких всесторонних знаний, прекрасно понимая, что злой чело-

9

Lingua mobilis № 7 (46), 2013

век свои знания употребляет на недобрые дела, заботясь только о своем благополучии. Абай мечтал видеть свой народ нравственно возрожденным и духовно развитым, живущим по законам высокой человечности, по законам доброжелательности, терпимости и взаимопонимания. Поэт-просветитель убеждал: «Разве станешь лучше, равняясь на мерзавца? Добру учатся у добрых людей» [2. С. 103] .

Живя в обществе, человек всегда и везде несет ответственность за свое поведение, поэтому он часто вынужден сдерживать себя и сдерживать некоторые свои негативные желания, исходящие из его характера, тем самым незаметно для себя совершенствуя свою личность. Желания человека должны быть сплетены в живую целостную систему, где несомненное предпочтение должно отдаваться нравственным ценностям. Абай писал: «Вам (Воле, Разуму и Сердцу) следует объединиться и во всем повиноваться Сердцу. Если вы все трое мирно уживётесь в одном человеке, то даже прахом с его ног можно исцелить незрячих. А не найдете согласия, я отдам предпочтение сердцу. Береги в себе человечность. Всевышний судит о нас по этому признаку» [2. С. 45-48].

Духовный переворот в казахском обществе начался от Абая Кунанбаева. Абай принес казахам новую систему мышления и познания, стал мостом между культурами Востока и Запада, принес в казахскую культуру духовное достижение арабов, персов, русских, немцев, поляков, венгров и англичан. Однако сам он стоит особняком, не примыкая ни к Востоку, ни к Западу. Мир Абая олицетворяет собой уникальный сплав этих двух культур.

Слова назидания написаны Абаем в последние годы его жизни как подведение итогов жизненного и творческого пути, как обобщение житейского опыта.

Термин «кара» (черный) в сочетании с термином «сез» (слово) чрезвычайно многозначен: это и обозначение прозы в отличие от рифмованной речи и текста, это и обозначение печали, и, наконец, обозначение, идущее от тюркской традиции, важного, значительного, первостепенного. «Кара сез» по жанру близки к тому, что в чингизовской традиции называлось «биликом», метким изречением, рассказом о жизненном примере, имеющим значение образца. По европейской традиции, это жанр «максим», «афоризмов», «бесед». Это и непосредственное обращение к читателю, и откровенный разговор - собеседование, это и философия жизни отдельного человека на фоне судеб народа. А по сути «Кара сез» - исповедь, чрезвычайно

10

Язык художественной литературы

ответственный жанр, ведь высказывание сокровенного перед лицом мира и прежде всего своей собственной совестью требует от писателя предельной честности и искренности. Жанр исповеди известен в мировой литературе со времен Марка Аврелия, Петра Абеляра, Блеза Паскаля и Жан-Жака Руссо. Но для тюркской литературы, и казахской в особенности в силу преимущественно эпического характера, - явление беспрецедентное. Это предельное «обнажение души», глубокие и порой горькие раздумья о бренности человеческой жизни и о судьбе родного народа.

Абай - гений, придавший новое содержание проблемам смысла жизни и труда. Он поучал, что лишь труд-кладезь всех богатств, только труд приносит удовольствие. Его афоризм «Сен де бiр шртш дуниеге кетЫн тап та бар калан» - «И ты словно кирпич в мире этом, найди свое место в нем» показывает новое содержание казахского бытия. Абай принес казахам новый идеал, в основе которого лежит труд: человек почетен знаниями и трудолюбием, а не материальным богатством.

Абай впервые в казахской степи поднял просвещение и знание на уровень жизненного кредо. Конечно, и до него казахи знали цену науке и образованию. Новаторство Абая состоит в том, что он знания показал как принцип. «Слова назидания» написаны более века назад, но их художественная, культурная, гуманистическая ценность остаются актуальными и интересными для современных читателей. Не случайно это выдающееся сочинение называют «труд души». Емкие, мудрые, лиричные, эмоциональные произведения Абая находят отклик в наших душах. «Акырын журш, анык бас» - «Путь долог, но уверен шаг». Путь к Абаю - это всегда восхождение, а сам он - это всегда продолжение. «Ецбегщ кетпес далага» - «Дела не могут быть напрасны», - писал поэт, и его Слова не разошлись с его делами.

Абай изучаем во всем мире. В центре г. Москвы великому казахскому поэту-просветителю, философу, переводчику Абаю Ку-нанбаеву установлен памятник, возле которого часто собираются москвичи. Читая наизусть стихи, цитируют слова-назидания, каждый из них в этих строках находит то, что близко его сердцу, его нравственному состоянию.

Основоположник казахской классической литературы, Абай стал духовным проводником своего народа, а созданные им произведения не потеряли своей актуальности и в современных условиях независимого развития Казахстана - суверенного государства, явля-

11

Lingua mobilis № 7 (46), 2013

ющегося примером межнационального, межэтнического и межконфессионального согласия.

Список литературы

1. Турсунов, Б. Нравственнодуховное просвещение. Алматы : Фараби-фонд, 2010. 338 с.

2. Кунанбаев, А. «Слова назидания» / пер. С. Санбаева. Алматы: Жалын, 2008. 160 с.

3. Кожахметова, К. Поликультурное образование в условиях многоэтнического Казахстана. Алматы, 2008. 132 с.

List of literature

1. Tursunov, B. Nravstvenno-duhovnoe prosveshhenie. Almaty : Farabi-fond, 2010. 338 s.

2. Kunanbaev, A. «Slova nazidanija» / per. S. Sanbaeva. Almaty: Zhalyn, 2008. 160 s.

3. Kozhahmetova, K. Polikul’tur-noe obrazovanie v uslovijah mnogojetnicheskogo Kazahstana. Almaty, 2008. 132 s.

12

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.