Научная статья на тему 'Художественные особенности произведений Абая Кунанбаева'

Художественные особенности произведений Абая Кунанбаева Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
14821
543
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОСВЕТИТЕЛЬ / ПОЭТ / ЛИРИКА / ПОЭМА / ЖАНР / "КНИГА СЛОВ" / НАЗИДАНИЯ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Фазилова Клара Байбуриевна

В статье раскрываются особенности произведений великого казахского поэта и просветителя Абая Кунанбаева. Его стихи и проза отличаются и размером, и богатством содержания. Все они пронизаны нравственным содержанием и направлены на воспитание всесторонне развитой молодежи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Художественные особенности произведений Абая Кунанбаева»

ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Художественные особенности произведений Абая Кунанбаева

Фазилова К. Б.

Фазилова Клара Байбуриевна /Phazilova Klara Bayburievna - преподаватель, кафедра русского языка и литературы, Гулистанский государственный университет, г.Гулистан, Республика Узбекистан

Аннотация: в статье раскрываются особенности произведений великого казахского поэта и просветителя Абая Кунанбаева. Его стихи и проза отличаются и размером, и богатством содержания. Все они пронизаны нравственным содержанием и направлены на воспитание всесторонне развитой молодежи.

Ключевые слова: просветитель, поэт, лирика, поэма, жанр, «Книга слов», назидания.

Казахский просветитель, государственный деятель, философ, композитор, основатель казахской письменной литературы и поэт Абай - Ибрагим Кунанбаев по праву считается одной из великих личностей, внесших огромный вклад в сокровищницу казахской литературы и культуры. Он жил во второй половине XIX века. Родился в семье скотовода, 10 августа 1845 года в Семипалатинском уезде. Обучался в медресе, а затем русской школе. Свою творческую деятельность Абай начал в юности со стихов и пения песен.

Абай - лирический поэт. В его стихах воспевается идея объединения разрозненных казахских племен, необходимости изучения наук и приобретения профессии. Приблизив своё творчество к народной жизни, стремился к решению различных социальных проблем, имеющих место в жизни казахского народа. Лирика Абая отражает народную жизнь, иногда впечатлительная, иногда веселая и озорная, а иногда и побуждающая к думам о смысле жизни.

Абай внес в казахскую поэзию жанр дастана - эпоса, поэмы. Его поэмы «Искандер» и «Масгуд», хотя и не велики по размеру, тем не менее, в них в полной мере проявилось мастерство поэта выдвигать передовые идеи через маленькие истории с помощью таких реалистичных образов, как Искандер и Масгуд.

Как правильно подчеркивает Беймсембиев, многие произведения Абая Кунанбаева написаны в форме нравоучений и моралистических бесед. В решении вопросов этики, как и других проблем, на первый план выступают его заветные просветительские идеалы [1].

Придавая серьезное значение форме стихов, поэт-просветитель с особой силой подчеркивал важность их идейного содержания. Многие люди сочиняют стихи, но отдельные лишь способны создать произведения, в которых внешняя красота гармонирует с внутренним содержанием. Выступая за высокую художественность поэзии и глубину ее содержания, Абай главную роль отводил идейному замыслу художественных произведений [2].

Если в таких сатирических стихах, как «Наконец, волостным я стал...» (1889), «Управитель начальству рад...» (1889) Абай высмеивает административные порядки, имеющие место в то время в Казахстане, то в лирических, посвященных временам года стихах «Весна» (1890), «Лето» (1892),«Осень» (1889), «Зима» (1888) он стремится показать красоту родной природы, степных просторов Казахстана. Абай внес в казахскую литературу новые стихотворные формы - шестистишие и восьмистишие, примером таких стихов являются «На воде, как челнок, луна» (1888), «Когда станет длинною тень» (1890), «Из времени выпадает миг» (1896), «Разве не должен, мертвый, я глиной стать» (1898) и др.

В 1882 - 1886-е годы Абай создал свои лучшие произведения. Он призывал: «Раз в день, или раз в неделю, или хотя бы раз в месяц давай сам себе отчет, как ты за это время вел себя в жизни, совершил ли ты поступки, соответствующие благу и разуму». С 1890 по 1898 записывал свои мысли в прозе, которые позже оформились в 45 назиданий или философских трактатов своему народу. В 1933 была издана «Книга слов, куда и вошли его философские раздумья по вопросам истории, просвещения [1, с. 70].

Абай выступает против невежества, нечестности, лицемерия, подлости, корыстолюбия, стремления жить за счет других. С сожалением он пишет о том, что между людьми потеряно взаимное доверие, что среди них господствуют вражда и ненависть. «Не видя счастья, преследуя друг друга, хвастаясь друг перед другом, теряем мы бедную жизнь, ее губим непристойными поступками, пренебрегаем ею, как песком, как гнилой веревкой, а когда она подходит к концу, то плачем и не можем купить один день жизни за все свое состояние».

«Сплетни, обман, коварство, леность, расточительство» поэт называет пятью врагами человечества и призывает современников всячески избегать этих пороков. Этим пяти порокам Абай противопоставляет и возвышает пять высоких моральных качеств — «упорство, труд, глубокое

115

размышление, умеренность, доброту», которые настойчиво предлагает поддерживать и развивать. Разум и труд — вот те основные моральные качества, которыми должен овладеть, по Абаю, идеальный человек. Абай учил молодых людей находить свое место в обществе и свои знания направлять на то, чтобы помочь народу освободиться от невежества и бесправия. Назидания Абая и сегодня имеют большое воспитательное значение.

Таким образом, Абай достиг духовного совершенства, питаясь из трех источников: казахское устное народное творчество, поэзия Востока и, наконец, образцы русской и европейской литературы. Эти три источника помогли ему стать великим поэтом, сделали его известным. Произведения Абая переведены на русский, узбекский, татарский, киргизский, турецкий, каракалпакский, монгольский, китайский, чешский и другие языки [4, с. 26]. Его произведения считаются национальным, духовным богатством, гордостью казахского народа, достоянием всех тюркоязычных народов. Признанием его таланта и заслуг перед всем человечеством стало объявление ЮНЕСКО 1995 года - годом Абая во всём мире. Торжественное празднование 150-летия со дня рождения Абая Кунанбаева было первым юбилейным мероприятием для литературы и культуры Казахстана, которое проводилось под эгидой ЮНЕСКО [3].

Литература

1. Эуезов М. О. Абай ^унанбаев: монографияльщ зерттеулер мен макалалар. Алматы, 1995.

2. Бейсембиев К. Б. Очерки истории общественно-политической и философской мысли Казахстана (дореволюционный период). Алма-Ата: «Казахстан», 1976. 428 с. [Электронный ресурс]. URL http://knigi.link/obschestvennoy-myisli-istoriya/eticheskie-esteticheskie-vzglyadyi-6497.html. (дата обращения: 6.06.2016 г.).

3. Беркимбаева А. М.Современные нравственные качества казахов в произведениях Абая Кунанбаева. [Электронный ресурс]. URL: http://www.rusnauka.com/3_SND_2016/Philosophia/1_2066 89.doc.htm. (дата обращения: 8.06.2016).

4. Маънавият юлдузлари. Тошкент: Абдулла ^одирий номидаги хал; мероси нашриёти, 1999.

Особенности функционирования языковой игры в Интернет-дискурсе

Попова Д. А.

Попова Дарья Александровна / Popova Dar'ja Aleksandrovna — магистрант, кафедра русского языка, Северо-Кавказский федеральный университет, г. Ставрополь

Аннотация: в статье рассматриваются особенности реализации языковой игры в Интернет-дискурсе. Ключевые слова: политический дискурс, языковая игра, Интернет-коммуникация.

Языковая игра всегда имела место в русской речи, в художественном и публицистическом стилях, в языке многих писателей и героев их произведений. В последнее время отмечают тенденцию, которая ведет к широкому распространению языковой игры в русской речевой действительности. Свидетельствуют об этом как очевидные факты языка, так и возрастающее к ним внимание исследователей. Изучению языковой игры как лингвистического феномена посвящены работы Т. А. Гридиной, В. З. Санникова, Г. О. Винокура, Е. А. Земской, Т. Д. Брайниной, Б. Ю. Норманна, Л. Н. Фоминой и др.

Активное распространение языковой игры и растущий к ней интерес привели к ее изучению в лингвистике и когнитологии. Как отмечают И. Н. Горелов и К. Ф. Седов, «философы и психологи считают игру одним из фундаментальных свойств человеческой натуры. Это вид деятельности, который не преследует каких-то конкретных практических целей. Цель игры - доставить удовольствие людям, которые принимают в ней участие...» [1, 138].

В современной литературе представления о языковой игре относят к области речевого общения, а саму языковую игру рассматривают как средство окраски речи, которое носит, как правило, характер каламбура, остроты и шутки. Ученые отмечают возросший за последнее время интерес к феномену языковой игры.

Значительный вклад в разработку теории языковой игры внес нидерландский философ И. Хёйзинга. По его мнению, игра старше культурных форм общества. Он считал, что цивилизация происходит от игры, а не наоборот. И. Хёйзинга, проанализировав в разных языках значения слова «игра», сделал вывод о том, что в большинстве из них значение этого слова имеет связь с состязанием, конкуренцией, борьбой, а также любовной игрой (которая является запрещенной), что объясняется обыгрыванием и маскировкой запретных тем в современных шутках. Также И. Хёйзинга языковую игру отождествлял с магией.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.