effortless - не делающий никаких усилий
exceptionless - не допускающий исключений
featureless - не имеющий резко выраженных особенностей
Введение таких производных слов возможно именно потому, что на первом этапе становления словообразовательных навыков у студентов уже сформировались первичные умения, обеспечивающие понимание подобных производных слов.
Третий этап. На данном, заключительном этапе становления словообразовательного навыка оказывается возможным включение в упражнения таких производных слов, определение значений которых возможно лишь при переосмыслении их внутренней формы. При этом требуется известная опора на языковую догадку, и важную роль в данном случае играет контекст. Примерами могут служить такие прилагательные:
- fatherless - осиротелый (не имеющий отца);
- depthless - мелкий (не имеющий глубины);
- roomless - бездомный (не имеющий крова).
Таким образом, использование критерия выводимости при отборе производных слов и при разработке соответствующих упражнений позволяет повысить эффективность упражнений, направленных на становление словообразовательных навыков и умений.
Список литературы
1. Маслыко Е.А., Бабинская П.К., Будько А. Ф., Петрова С.И. Настольная книга преподавателя иностранного языка, справочное пособие, 1997. Минск «Высшая школа». С. 501-502.
ВОПРОСЫ ОБРАЗОВАНИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ АБАЯ Фазилова К.Б.
Фазилова Клара Байбуриевна — старший преподаватель, кафедра русского языка и литературы, филологический факультет, Гулистанский государственный университет, г. Гулистан, Республика Узбекистан
Аннотация: в статье анализируются взгляды Абая Кунанбаева на образование и воспитание, нашедшие своё отражение в его произведениях. Постижение педагогических взглядов Абая невозможно без изучения национальных истоков его творчества, без понимания того, что Абай впитал в себя все прогрессивное, что было в жизни самого казахского народа, в его народной педагогике, народной мудрости. Он был за светское образование и воспитание, развивающие ум, формирующие в человеке человеческое достоинство.
Ключевые слова: просветитель, педагогические вгзляды, воспитание, образование, знание, нравственность, качества личности.
Абай Кунанбаев известен как классик казахской литературы, композитор, общественный деятель, просветитель, демократ, вложивший своим творчеством большой вклад в развитие литературы и культуры казахского народа. В Казахстане написано немало исследований об Абае Кунанбаеве. Это работы М. Ауэзова, К. Бейсембиева, Е. Бекмаханова, С. Муканова, Н. Смирновой, К. Жарикбаева К., К.Кенжегалиева и др.
М.Ауэзов подчеркивал, что в произведениях Абая раскрывается «ряд принципов обучения и воспитания: взаимосвязь между трудовым, нравственным, умственным, эстетическим воспитанием; признание ведущей роли воспитания в формировании личности» [2]. Поэт призывал молодежь к учению, к овладению наукой, различными новыми ремеслами, советовал трудиться честно, на благо общества.
Абай неустанно призывал народ к знаниям, утверждая: «Лишь знаньем жив человек, Лишь знаньем движется век! Лишь знанье — светоч сердец!». Он подчеркивал, что отсутствие знаний, невежество делают человека неполноценным. По его мнению, духовное совершенствование личности во многом зависит от приобретения знаний, просвещения. «Знание человека, — писал он, — это мерило человечности» [1]. Только обладая необходимой суммой знаний, человек может познавать мир, отличать добро от зла, полезное от вредного, и лишь тогда от него можно ждать пользы. Чтобы успевать за растущими знаниями человеческого общества, необходимо учиться, пополнять свои знания каждый час.
В «Словах назидания» Абай пишет: «Без науки нет блага ни на том ни на этом свете». «Сорок пятое слово», заканчивается словами: «Тот, у кого больше знаний... тот и обладает миром» [1]. Абай учил молодых людей находить свое место в обществе и свои знания направлять на то, чтобы помочь народу освободиться от невежества и бесправия. Назидания Абая и сегодня имеют большое воспитательное значение [4, с. 116].
Абай учит, что основой всего на земле, в том числе и для науки, является человечность, гуманность. Она, как и любовь, душевность, справедливость, составляет сущность человека. Великий просветитель и педагог раскрывает связь умственного воспитания с эстетическим развитием и нравственным становлением личности молодого человека. «Качества духовные, — писал Абай, — вот что главное в человеческой жизни» [1]. Самыми лучшими человеческими качествами поэт считал любовь к своей родине, к своему народу, любовь к человеку, постоянство в дружбе, любви, доброту, правдивость, справедливость, любовь к труду, стремление к знаниям. По мнению К. Кенжегалиева, по своей значимости «Слова назидания» Абая Кунанбаева стоят вровень с такими произведениями классической педагогики, как «Эмиль или о воспитании» Ж.Ж. Руссо, «Воспитание джентльмена» Дж. Локка, «Великая дидактика» Я.А. Коменского, «Педагогическая поэма» А.С. Макаренко, «Труд в его психическом и воспитательном значениях» К.Д. Ушинского [3, с. 662].
Таким образом, творчество Абая наполнено глубоким нравственным смыслом. Еще более века назад он задумывался над общечеловеческими идеалами, такими, как просвещение, труд, духовное единство народа. Поэтому образовательное и воспитательное значение его произведений представляет особую ценность.
Список литературы
1. Абай. Слова Назидания. Алма-ата: Жарын, 1961. 135 с.
2. Ауэзов М.О. Абай Кунанбаев. Статьи и исследования (на рус. и каз. языках). Алма-Ата: Гылым, 1967.
3. Кенжегалиев К.К. Психология «Слов назидания» Абая Кунанбаева - казахского просветителя конца XIX и начала XX веков. // Фундаментальные исследования, 2013. № 10 (часть 3). С. 659-664.
4. Фазилова К.Б. Художественные особенности произведений Абая Кунанбаева. // Научный журнал № 6 (7), 2016. С. 115-116. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://scientificmagazine.rU/images/PDF/2016/7/Nauchnyj-zhurnal-6-7.pdf/ (дата обращения: 26.01.2017).