Научная статья на тему 'Поэтапное становление навыка понимания незнакомых производных слов при чтении'

Поэтапное становление навыка понимания незнакомых производных слов при чтении Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
142
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОИЗВОДНЫЕ СЛОВА / УМЕНИЕ / НАВЫКИ / ФОРМИРОВАНИЕ / СЛОВООБРАЗОВАНИЕ / УПРАЖНЕНИЯ / ИСПОЛЬЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Юсупова Шохида Батировна

В данной статье рассматриваются этапы навыков понимания незнакомых производных слов при чтении. Для этого даны рекомендации использования специальных упражнений по словообразованию. В статье особо подчеркивается эффективность данных упражнений для развития навыков понимания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Поэтапное становление навыка понимания незнакомых производных слов при чтении»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

ПОЭТАПНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ НАВЫКА ПОНИМАНИЯ НЕЗНАКОМЫХ ПРОИЗВОДНЫХ СЛОВ ПРИ ЧТЕНИИ Юсупова Ш.Б.

Юсупова Шохида Батировна - старший преподаватель, кафедра иностранных языков, Бухарский инженерно-технологический институт, г. Бухара, Республика Узбекистан

Аннотация: в данной статье рассматриваются этапы навыков понимания незнакомых производных слов при чтении. Для этого даны рекомендации использования специальных упражнений по словообразованию. В статье особо подчеркивается эффективность данных упражнений для развития навыков понимания.

Ключевые слова: производные слова, умение, навыки, формирование, словообразование, упражнения, использование.

Расширение возможности студентов в понимании незнакомых для них производных слов открывает им доступ к более широкому кругу текстов и обеспечивает более глубокое их понимание.

Для развития навыка автоматизированного восприятия незнакомых производных слов при чтении текстов мы рекомендуем использовать специальные упражнения по словообразованию. Рассмотрим вопросы о том, как отобрать материал для таких упражнений и как организовать отобранные производные слова в упражнениях по словообразованию таким образом, чтобы было обеспечено поэтапное становление соответствующих умений и навыков.

Прежде всего заметим, что при обучении иностранному яыку навыки словообразования понимаются не как собственно «образование новых слов», что на начальной и средней ступенях обучения совершенно невозможно, так как прдуктивное владение словообразованием требует высокоразвитого чувства языка [1, с. 501]. В данном случае под овладением словообразовательным навыком понимается овладение умением самостоятельно выводить значения незнакомых производных слов на основе знания значений составляющих их компонентов и соответствующей словообразовательной модели.

В упражнения, используемые на начальных этапах формирования словообразовательного навыка, целесообразно включать только производные слова, отличающиеся регулярными соответсвиями; включение в упражнения по словообразованию производные слова отличающиеся регулярными соответсвиями; включение в упражнения по словобразованию производных сдов, не имеющих регулярных соответствий в родном языке, возможно лишь тогда, когда у студентов сформируются первичные умения в понимании подобных производных слов. Например, при обучении приемам выведения значений незнакомых производных прилагательных с суффиксом -less учебный материал, отобранный с учетом критерия выводимости, следует предлагать учащимся в виде упражнений в такой последовательности.

Первый этап. В упражнения вводятся только такие производные слова, которые имеют регулярные соответствия в родном языке студентов. В качестве примера приводим такие группы производных прилагательных:

a) Homeless - бездомный;

Cloudless - безоблачный;

Aimless - бесцельный;

b) Hatless - без шляпы;

Sleeveless - без рукавов;

Chinless - без подбородка;

c) Degreeless - не имеющий звания;

Friendless - не имеющий друзей;

Brotherless - не имеющий братьев;

d) Grassless - лишенный травяного покрова;

Humourless - лишенный чувства юмора;

Eventless - лишенный событий.

Второй этап. Можно вводить такие производные слова, которые хотя и не имеют регулярных соответствий в родном языке студентов, но характеризуются высокой степенью прозрачности структуры. Например:

effortless - не делающий никаких усилий

exceptionless - не допускающий исключений

featureless - не имеющий резко выраженных особенностей

Введение таких производных слов возможно именно потому, что на первом этапе становления словообразовательных навыков у студентов уже сформировались первичные умения, обеспечивающие понимание подобных производных слов.

Третий этап. На данном, заключительном этапе становления словообразовательного навыка оказывается возможным включение в упражнения таких производных слов, определение значений которых возможно лишь при переосмыслении их внутренней формы. При этом требуется известная опора на языковую догадку, и важную роль в данном случае играет контекст. Примерами могут служить такие прилагательные:

- fatherless - осиротелый (не имеющий отца);

- depthless - мелкий (не имеющий глубины);

- roomless - бездомный (не имеющий крова).

Таким образом, использование критерия выводимости при отборе производных слов и при разработке соответствующих упражнений позволяет повысить эффективность упражнений, направленных на становление словообразовательных навыков и умений.

Список литературы

1. Маслыко Е.А., Бабинская П.К., Будько А. Ф., Петрова С.И. Настольная книга преподавателя иностранного языка, справочное пособие, 1997. Минск «Высшая школа». С. 501-502.

ВОПРОСЫ ОБРАЗОВАНИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ АБАЯ Фазилова К.Б.

Фазилова Клара Байбуриевна — старший преподаватель, кафедра русского языка и литературы, филологический факультет, Гулистанский государственный университет, г. Гулистан, Республика Узбекистан

Аннотация: в статье анализируются взгляды Абая Кунанбаева на образование и воспитание, нашедшие своё отражение в его произведениях. Постижение педагогических взглядов Абая невозможно без изучения национальных истоков его творчества, без понимания того, что Абай впитал в себя все прогрессивное, что было в жизни самого казахского народа, в его народной педагогике, народной мудрости. Он был за светское образование и воспитание, развивающие ум, формирующие в человеке человеческое достоинство.

Ключевые слова: просветитель, педагогические вгзляды, воспитание, образование, знание, нравственность, качества личности.

Абай Кунанбаев известен как классик казахской литературы, композитор, общественный деятель, просветитель, демократ, вложивший своим творчеством большой вклад в развитие литературы и культуры казахского народа. В Казахстане написано немало исследований об Абае Кунанбаеве. Это работы М. Ауэзова, К. Бейсембиева, Е. Бекмаханова, С. Муканова, Н. Смирновой, К. Жарикбаева К., К.Кенжегалиева и др.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.