ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
ПОЭТАПНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ НАВЫКА ПОНИМАНИЯ НЕЗНАКОМЫХ ПРОИЗВОДНЫХ СЛОВ ПРИ ЧТЕНИИ Юсупова Ш.Б.
Юсупова Шохида Батировна - старший преподаватель, кафедра иностранных языков, Бухарский инженерно-технологический институт, г. Бухара, Республика Узбекистан
Аннотация: в данной статье рассматриваются этапы навыков понимания незнакомых производных слов при чтении. Для этого даны рекомендации использования специальных упражнений по словообразованию. В статье особо подчеркивается эффективность данных упражнений для развития навыков понимания.
Ключевые слова: производные слова, умение, навыки, формирование, словообразование, упражнения, использование.
Расширение возможности студентов в понимании незнакомых для них производных слов открывает им доступ к более широкому кругу текстов и обеспечивает более глубокое их понимание.
Для развития навыка автоматизированного восприятия незнакомых производных слов при чтении текстов мы рекомендуем использовать специальные упражнения по словообразованию. Рассмотрим вопросы о том, как отобрать материал для таких упражнений и как организовать отобранные производные слова в упражнениях по словообразованию таким образом, чтобы было обеспечено поэтапное становление соответствующих умений и навыков.
Прежде всего заметим, что при обучении иностранному яыку навыки словообразования понимаются не как собственно «образование новых слов», что на начальной и средней ступенях обучения совершенно невозможно, так как прдуктивное владение словообразованием требует высокоразвитого чувства языка [1, с. 501]. В данном случае под овладением словообразовательным навыком понимается овладение умением самостоятельно выводить значения незнакомых производных слов на основе знания значений составляющих их компонентов и соответствующей словообразовательной модели.
В упражнения, используемые на начальных этапах формирования словообразовательного навыка, целесообразно включать только производные слова, отличающиеся регулярными соответсвиями; включение в упражнения по словообразованию производные слова отличающиеся регулярными соответсвиями; включение в упражнения по словобразованию производных сдов, не имеющих регулярных соответствий в родном языке, возможно лишь тогда, когда у студентов сформируются первичные умения в понимании подобных производных слов. Например, при обучении приемам выведения значений незнакомых производных прилагательных с суффиксом -less учебный материал, отобранный с учетом критерия выводимости, следует предлагать учащимся в виде упражнений в такой последовательности.
Первый этап. В упражнения вводятся только такие производные слова, которые имеют регулярные соответствия в родном языке студентов. В качестве примера приводим такие группы производных прилагательных:
a) Homeless - бездомный;
Cloudless - безоблачный;
Aimless - бесцельный;
b) Hatless - без шляпы;
Sleeveless - без рукавов;
Chinless - без подбородка;
c) Degreeless - не имеющий звания;
Friendless - не имеющий друзей;
Brotherless - не имеющий братьев;
d) Grassless - лишенный травяного покрова;
Humourless - лишенный чувства юмора;
Eventless - лишенный событий.
Второй этап. Можно вводить такие производные слова, которые хотя и не имеют регулярных соответствий в родном языке студентов, но характеризуются высокой степенью прозрачности структуры. Например:
effortless - не делающий никаких усилий
exceptionless - не допускающий исключений
featureless - не имеющий резко выраженных особенностей
Введение таких производных слов возможно именно потому, что на первом этапе становления словообразовательных навыков у студентов уже сформировались первичные умения, обеспечивающие понимание подобных производных слов.
Третий этап. На данном, заключительном этапе становления словообразовательного навыка оказывается возможным включение в упражнения таких производных слов, определение значений которых возможно лишь при переосмыслении их внутренней формы. При этом требуется известная опора на языковую догадку, и важную роль в данном случае играет контекст. Примерами могут служить такие прилагательные:
- fatherless - осиротелый (не имеющий отца);
- depthless - мелкий (не имеющий глубины);
- roomless - бездомный (не имеющий крова).
Таким образом, использование критерия выводимости при отборе производных слов и при разработке соответствующих упражнений позволяет повысить эффективность упражнений, направленных на становление словообразовательных навыков и умений.
Список литературы
1. Маслыко Е.А., Бабинская П.К., Будько А. Ф., Петрова С.И. Настольная книга преподавателя иностранного языка, справочное пособие, 1997. Минск «Высшая школа». С. 501-502.
ВОПРОСЫ ОБРАЗОВАНИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ АБАЯ Фазилова К.Б.
Фазилова Клара Байбуриевна — старший преподаватель, кафедра русского языка и литературы, филологический факультет, Гулистанский государственный университет, г. Гулистан, Республика Узбекистан
Аннотация: в статье анализируются взгляды Абая Кунанбаева на образование и воспитание, нашедшие своё отражение в его произведениях. Постижение педагогических взглядов Абая невозможно без изучения национальных истоков его творчества, без понимания того, что Абай впитал в себя все прогрессивное, что было в жизни самого казахского народа, в его народной педагогике, народной мудрости. Он был за светское образование и воспитание, развивающие ум, формирующие в человеке человеческое достоинство.
Ключевые слова: просветитель, педагогические вгзляды, воспитание, образование, знание, нравственность, качества личности.
Абай Кунанбаев известен как классик казахской литературы, композитор, общественный деятель, просветитель, демократ, вложивший своим творчеством большой вклад в развитие литературы и культуры казахского народа. В Казахстане написано немало исследований об Абае Кунанбаеве. Это работы М. Ауэзова, К. Бейсембиева, Е. Бекмаханова, С. Муканова, Н. Смирновой, К. Жарикбаева К., К.Кенжегалиева и др.