Научная статья на тему 'Образ пути Абая и его творчества'

Образ пути Абая и его творчества Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
2054
174
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИТЕРАТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ / АБАЙ КУНАНБАЕВ / ОБРАЗ ПУТИ / МИРООБРАЗ / ХРОНОТОП ПУТИ / РЕФЛЕКСИЯ / СОБСТВЕННОЕ ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Фазилова Клара Байбуриевна

Статья освещает актуальную научную проблему, связанную с изучением национального наследия и популяризацией эстетических ценностей литературы периода независимости в истории Республики Казахстан. Выбранное в качестве объекта исследования литературное наследие Абая Кунанбаева позволило автору проявить свой личностный потенциал не только в области литературоведческих знаний, но и применить творческие умения и навыки, полученные в художественной школе. Проведенный творческий эксперимент в формате исследования-наблюдения позволил сформулировать выводы об особенностях визуального восприятия современной молодежью словесных образов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Образ пути Абая и его творчества»

ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

ОБРАЗ ПУТИ АБАЯ И ЕГО ТВОРЧЕСТВА Фазилова К.Б.

Фазилова Клара Байбуриевна - старший преподаватель казахского языка, кафедра русского языка и литературы, факультет филологии, Гулистанский государственный университет, г. Гулистан, Республика Узбекистан

Аннотация: статья освещает актуальную научную проблему, связанную с изучением национального наследия и популяризацией эстетических ценностей литературы периода независимости в истории Республики Казахстан. Выбранное в качестве объекта исследования литературное наследие Абая Кунанбаева позволило автору проявить сво личностны потенциал не только в области литературоведческих знани , но и применить творческие умения и навыки, полученные в художественной школе. Проведенный творческий эксперимент в формате исследования-наблюдения позволил сформулировать выводы об особенностях визуального восприятия современной молодежью словесных образов. Ключевые слова: литературное наследие, Абай Кунанбаев, образ пути, мирообраз, хронотоп пути, рефлексия, собственное предназначение.

Особенность изучения образа пути определяется необходимостью выявления пространственно-временных координат отечественной литературной действительности. Созданная автором художественная действительность не является копией реального мира: она передает образ мира, увиденного глазами художника. Кочевая культура народа объясняет, почему в мифологии казаха образ пути является мирообразом, при помощи которого он познает мир. Проведенное исследование позволило убедиться, что философия пути в творчестве Абая наглядно демонстрирует различные функции, которые приобретает образ пути в художественном мире национального акына и поэта-современника [1].

Объект исследования - литературное наследие Абая Кунанбаева. Предмет исследования - индивидуальные особенности образа пути в творчестве поэтов: классика и современника. Цель работы: выявление своеобразия изображения образа пути в художественном мире Абая Кунанбаева. Для решения поставленной цели сформулированы конкретные задачи:

■ изучить научную литературу по художественной антропологии и выделить характеристики хронотопа пути;

■ выявить индивидуальные характеристики хронотопа пути Абаем;

■ определить своеобразие модели художественного мира через индивидуальные характеристики образа пути в творчестве поэта;

■ создать собственный вариант живописного полотна на основе индивидуального восприятия хронотопа пути в творчестве поэта.

Гипотеза: хронотоп пути как результат рефлексии на тему собственного предназначения, жизненного пути вбирает в себя индивидуальность художественного мира автора [2].

В ходе работы использовались методы исследования: научное наблюдение, сравнительно-исторический, типологический. Абай вел свой народ к знаниям, наставлял сородичей на путь образованных людей. В его художественном мире путь представлен не просто как путь человека земли, но и путь человека, призывающего помнить простые нравственные истины, реализовать свое предназначение. Хронотоп пути в поэзии Абая неразрывно связан с судьбой народа [2].

Художественный мир поэзии Абая своеобразен, он представляет нам внутреннее пространство души поэта и видение мира сквозь это пространство.

Образ пути в поэзии анализируемых художников вызывает в восприятии современного читателя самые разнообразные ассоциации. Чтобы убедиться в этом, мы провели эксперимент среди учеников одиннадцатого класса нашей школы. На основе отобранных нами стихотворений учащимся было предложено проиллюстрировать понимание авторского представления своего пути. В стихотворении Абая «Слагал я песни не для развлеченья» путь поэта показан отчетливо и ясно. Поэтому ученики первой группы изобразили горную дорогу, убегающую вдаль. В стихотворении Абая «Детство ли, юность ли вспыхнут впотьмах...» учащиеся увидели основные этапы жизненного пути человека и подведение итогов собственной деятельности на земле [2]. При прочтении стихотворения Абая «Холодный ум - нерастопимый лед» учащимся удалось наиболее полно проникнуть в авторский замысел: «путешествие» человека в свой внутренний мир, в поисках гармонии холодного ума и страстного сердца, беспокойной души.

Группа учащихся представила попытку создания словесно-графической модели художественного мира на основе образного ряда в стихотворениях «Если смолоду честь не терял» Абая и «Он будет грустен этот вечер». Стихотворение Абая - итог жизни человека. Анафора усиливает эффект осмысления собственного пути на разных жизненных этапах [3].

Проведенный эксперимент-наблюдение, на наш взгляд, подтвердил первоначально сформулированную гипотезу: при разнообразии зрительных ассоциаций учащиеся-респонденты выделяют в качестве доминанты в поэтических текстах анализируемых поэтов образ пути как рефлексию предназначения человека и поэта [3].

В ходе работы над проектом изучили творчество обоих поэтов и пытались представить средствами живописи специфику видения каждым «своего пути». Первую картину назвали «Художественный мир Абая Кунанбаева». Образ пути представили в абстракционизме. Мы увидели степь как образ ничем не ограниченной свободы. В отличие от привычного стереотипа светлого и умиротворяющего пространства степь предстала грозной, темной и волнующей. При внимательном рассмотрении картины можно увидеть влюбленную пару, окруженную различными переплетениями путей. Эти пути постоянные, то есть сопровождают пару на протяжении всей жизни, поэтому изображены циклично.

Список литературы

1. Абай Кунанбаев. Слова - Назидания. Международный клуб Абая. Семей, 2001.

2. Каирбеков Б.Г. Путь воды. Избранное: стихи и проза. Москва: ТЕЗАУ-РУС, 2010. 416 с.

3. Савельева В.В. Художественная антропология и творчество писателя: Учебник для гуманитарных факультетов. Усть-Каменогорск-Алматы, 2007. 410 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.