РОЛЬ ЭТНОПЕДАГОГИКИ В ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ
Р. К. Толеубекова
В современных условиях, когда на повестку дня выдвигаются все новые проблемы социально-политического, экономического и культурно-идеологического характера, чрезвычайную актуальность приобретают разработка и последовательная реализация применительно к сегодняшним задачам научно-обоснованных принципов казахстанской модели патриотизма.
Проблемы патриотического воспитания будущего учителя могут быть решены через использование механизмов воздействия на личность обучаемого путем использования национальных традиций в процессе изучения курса этнопедагогики, что обусловлено тем, что национальные традиции способствуют восстановлению исторической памяти народа и приобщению людей к материальной и духовной культуре своей Родины. Патриотизм в условиях суверенитета и независимости приобретает качественно новое содержание и является составной частью новой идеологии, пришедшей на смену идеологии тоталитарной системы. Передовые представители казахского народа - Толе би, Казыбек би, Айтеке Би и др. - благодаря своему патриотизму в борьбе с джунгарским нашествием позволили сохранить независимость и свободу казахов. У казахского народа сильно развито чувство патриотизма, и этот менталитет народ пронес через века. Доказательством тому являются патриотические идеи казахских мыслителей Ч. Валиханова, Ы. Алтынсарина, А. Кунанбаева, М. Ауэзова и др. Абай считал, что казахи должны иметь свою национальную гордость. Его суждения в «Двадцать первом слове» назидания пронизаны идеями патриотизма и демократизма. Мудрость народного воспитания как исторически проверенного опыта должна стать основой современных учебно-воспитательных систем. Опыт народного воспитания у всех этносов, наций и народов очень богат. Как показал анализ традиционной культуры воспитания, этот опыт характеризуется почти одинаковыми требованиями к качествам формируемой личности будущего учителя в процессе обучения этнопедагогике. Поступки и деятельность людей ограничиваются определенными запретами, способствующими сохранению и развитию человеческого общества и их взаимоотношению с окружающей средой. В народном воспитании используются определенные совокупности запретов. Общими для всех этносов наций и народов являются следующие запреты: «не убивай»,
408
«не воруй» и т. д. Ведущая заповедь в этой системе - воспитание че-ловека-патриота - носителя традиций и чаяний своего народа. Поэтому этнопедагогика является составной частью человеческой культуры, направленной на воспитание молодежи.
Без знания языков, традиции других народов культура межнационального общения бедна, находится на низком уровне. Знание достижений человечества в области науки, искусства, техники и исторического опыта иных наций обогащает интеллектуальный и духовный мир каждого человека. Как отмечал Магжан Жумабаев, человек должен любить и уважать свой народ, и кроме этого он должен любить и знать другие народы; в этом мы видим роль этнопедагогики в формировании личности будущего учителя в процессе обучения. Гуманистические принципы, принципы народности и демократизма, любовь к родине, родному краю должны быть в основе воспитания, как считали и русский педагог К. Д. Ушинский, и казахский просветитель Ибрай Ал-тынсарин. Патриотизм - это сложная система взглядов и идей, связанных с позитивным отношением к отчизне, трудовым, боевым и другим традициям национальных общностей, направленных на развитие и защиту отечества. Итак, в процессе обучения этнопедагогике, как одной из дисциплин, формирующих личность, основными ценностями выступают: личность самого человека и его образ жизни; традиции и образ жизни других наций, проживающих в Республике Казахстан; неделимость, целостность территории Республики Казахстан, ценности экономической, духовной жизни ее граждан; уважение обычаев и традиций народностей, проживающих в республике.
Таким образом, значимость использования этнопедагогики в учебно-воспитательном процессе вуза несомненна. Она является мощным средством в формировании и воспитании студентов на примере приобщения их к общечеловеческим ценностям, в подготовке диалога культур, в патриотическом воспитании будущего учителя.
Список литературы
1. Алтынсарин И. Собрание сочинений: в 3 т. / под ред. Б. С. Су-лейменова). - Алма-Ата: АН КазССР, 1957.
2. Батурина Г. И. Воспитательные возможности различных компонентов народной культуры. - Этнопедагогика. - № 5. - С. 46.
3. Жумабаев М. Педагогика. - Алма-Ата: Рауан, 1993.
4. В мире мудрых мыслей: сб. изречений. - М.: Знание, 1978.
5. Ушинский К. Д. Избранные педагогические сочинения: в 2 т. -Т. 2. - М.: Педагогика, 1974. - 438 с.
409