Таранда Н.А.,
учитель начальных классов, КГУ «Щербаовская средняя школа имени Мариям Хакимжановой отдела образования акимата Алтынсаринского района»
Нег1зг1 свздер: рухани цун-дылыцтар, этнопедагогика, халыц дэстурлерг, улттыц психология, фольклор, квркем мура.
Ключевые слова: духовные ценности, этнопедагогика, народные традиции, национальная психология, фольклор, творческое наследие.
Keywords: spiritual values, еthnopedagogic, people's traditions, national psychology, folklore, creative heritage.
ТВОРЧЕСТВО И.АЛТЫНСАРИНА КАК ВОПЛОЩЕНИЕ ИДЕЙ НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКИ В СИСТЕМЕ ДОШКОЛЬНОГО И НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Ацдатпа
Бул макалда ^азакстанныц улы устазы Ыбрай Алтын-сариннщ шыгармашылыгы талкыланады. Оньщ педаго-гикалык идеялары бастауыш жэне мектепке дейiнгi бiлiм беру саласында бYгiнде нактылы сипатталган. Мектепте окыту жэне бYгiнгi тэрбиеде халык педагогикасыныц идеясыныц eзектiлiгi кeрсетiлген.
Аннотация
В данной статье рассматривается творчество Великого педагога Казахстана Ыбрая Алтынсарина. Описано, как его педагогические идеи воплощаются сегодня в системе начального и дошкольного образования. Показана актуальность идей народной педагогики в современном воспитании и обучении школьников.
Annotation
In the given article the creative activity of Ybrai Altynsarin, «
the Great educationist of Kazakhstan is being considered. It §
is described how his pedagogical ideas are, being realized in ®
the system of primary and preschool education. Actuality of §
the ideas of folk pedagogics in contemporary upbringing and 8
education of schoolchildren are being demonstrated. 2
Школы - главные пружины образования, н
...в них будущность народа. <£
Ы.Алтынсарин §
Вспомните слова Экзюпери, когда маленький Принц 5
спрашивает у Цветка: «А где же люди?» И Цветок отве- к
чает: «Их носит ветром, у них нет корней...». о
Жить без корней! Не помнить преемственности поко- §
лений, не испытывать почтительного уважения к людям, ^ которые жили до тебя, к тем местам, где ты родился!
Возможно ли такое? Говорят, возможно, но это противо- о
естественно. Ё
Н
Утрата прогрессивных народных традиций привела к 3 духовному обнищанию общества, к разрыву связей вре- § мени и поколений. Многие люди не знают своего родного языка, утрачиваются национальные обычаи, ремёсла, ^ самобытность народа.
щц
I
ш
I
О С
о
и
2
*
о с
х
3
о о
т
из О
ЁЗ £ х
н <с
Видя смысл воспитания и укрепления преемственности поколений на вековых, гуманистических идеях народной педагогики - нравственно - духовной жизни народа - педагоги начальной школы, воспитатели всё чаще обращаются к её традициям. Народная педагогика является частью культуры, выработанной тысячелетним опытом, способной оказывать благотворное влияние на современную науку и практику обучения и воспитания.
В Концепции общеобразовательной школы Республики Казахстан написано: «Основная функция начальной ступени -воспитание детей на лучших традициях народной педагогики и с учётом особенностей национальной психологии, привитие им духовных ценностей своего народа».
Сегодня появились неограниченные возможности для максимального использования идей и опыта народной педагогики в системе начального и дошкольного образования. И как не хватает нам сейчас такого человека, как Ибрай Алтынсарин, чьё творчество воплощает идеи народной педагогики, чьи мысли и взгляды до сих пор не потеряли своей актуальности.
Образовательные и воспитательные задачи школы, организация учебно-воспитательного процесса в ней на идеях народной педагогики, составление элективных учебных планов и программ с учётом прогрессивных педагогических идей, использование фольклора - как созвучны эти и другие педагогические идеи Ибрая Алтын-сарина современной школе. В системе казахской психолого-педагогической мысли, кроме Алтынсарина, трудно найти человека, который бы столь много высказал ценных мыслей о роли народной педагогики в образовании детей.
«Идея гуманизма, где признаётся ценность человека, - вот основа деятельности педагога сегодня!»- отмечал Ибрай Алтынсарин: «Только учитель может научить ребёнка восхищаться и любоваться родным краем, только он научит чувствовать
боль и радость родной природы, и именно он научит любить родной край, Родину, Казахстан так, чтобы эта любовь осталась в сердце на всю жизнь!» [1, с.1]. Как близка и нужна нам эта идея гуманизма, патриотизма сегодня!
Будучи патриотом и большим гуманистом, Алтынсарин стремился воспитать у подрастающего поколения казахов чувство любви к родине. Он гордился тем лучшим, что заложено в казахах от природы и воспето народом. Поэтому мы встречаем в его произведениях Кара - батыра, Жанибек -батыра - героев, воспетых по фольклору. Человек обязан быть полезным народу, поэтому Алтынсарин в ряде произведений воспевает ещё одну идею народной педагогики - величие труда.
Ибрая Алтынсарина мы знаем, как педагога - просветителя, учёного, поэта, публициста и детского писателя. Одним из основных приёмов работы с детьми он выделял устное народное творчество, отражающее жизнь и быт, горе и счастье, патриотизм, традиции народа, его воспитательные возможности. Особое внимание Ибрай уделял песням, пословицам и поговоркам как источникам воспитания нравственно - эстетических идеалов у подрастающего поколения. Памятники народной педагогики хранятся народом в созданных им сказках, легендах, эпосах, поговорках и пословицах, преломляются через призму национальных обычаев и традиций народа и в конечной мере имеют цель целенаправленно воспитывать и обучать детей.
Одна из основных тем Хрестоматии Ибрая Алтынсарина - призыв к знанию. Она открывается «Посвящением», в которой воспевается мудрость казахского народа, его дружба и трудолюбие. Таким образом, по Ибраю Алтынсарину, основу нравственности составляет образование и воспитание: «Только постоянная забота о детях поможет вырастить настоящих людей. Главными средствами нравственного воспитания является труд и пример роди-
телей» [2, с.4], - утверждает Алтынсарин. В воспитании каких качеств видит он содержание нравственного воспитания? Это - патриотизм, коллективизм, честность.
Настойчиво овладевая знаниями, Ибрай Алтынсарин изучал и историю своего народа, которой всегда интересовался. Ибрай Алтынсарин был выразителем своего времени. Его талант, передовые взгляды развивались под воздействием русской литературы, наблюдениями за окружающей действительностью, политическими и экономическими изменениями в жизни казахского общества. Этому всему он старался научить детей. И сегодня его произведения заняли достойное место во всех учебных пособиях начальной школы. Ведь его произведения выражают историческое наследие нашей Родины.
«Если ты увидишь лес и степь вдали,
Если ты дороги разглядишь в пыли,
Запомни, здесь Республика, край родной,
Запомни этот край и твой, и мой...» [3, с.3].
Наглядность обучения не упускалась никогда из виду народной педагогики. «Десять языков не стоят одного глаза, а десять глаз - одной руки, способной ощущать», - говорится в народе. О необходимости же наглядности в обучении Ибрай Алтынсарин писал: «Наглядное обучение основано именно на простоте учебных приёмов и удобопонятности учительских объяснений» [4, с.129].
Алтынсарин всю жизнь сочувствовал своему народу и хотел, чтобы в казахской степи было больше образованных людей, знающих и казахский, и русский языки, уважающий традиции всех народов.
Назидание - самый распространённый приём в народной педагогике, его очень часто в своём творчестве использовал Ибрай Алтынсарин.
«Живущие всюду народы
для радости сотворены,
Всех ласково греет солнце,
всем светят лучи луны.
Особо рождённых не было
и нет на этой земле.
Мы друг перед другом с детства
Во всём быть должны равны!» [5, с.1]. - писал он в своём стихотворении - наставлении. Уж не этому ли мы постоянно учим наших детей?
Учитель Балгимбаев вспоминает: «Он советовал не пренебрегать богатым, метким родным языком. Он говорил, что надо осваивать все тонкости казахских выражений, пословиц, поговорок, загадок, былин»... [5, с.2] Знание языка народ рассматривает как важнейший фактор расширения познания мира, умственного воспитания детей. Нет родного языка - растворяется нация, деградирует культура и духовные ценности. Алтынсарин мыслил начальную школу по языку преподавания двуязычной. Во все годы обучения наравне с русским, считал он, должен изучаться и казахский язык. Учителя - «природные казахи» - должны пользоваться в преподавании средствами казахского языка в форме переводов с русского на казахский и обратно. Чем не актуальная идея современной школы?
Изучение неродного языка, по его мнению, должно начинаться «никак не прежде того, пока будет заметно, что родной язык пустил глубокие корни в духовную природу дитяти».
Он предлагал для чтения простые, живые, занимательные народные сказки, басни, стихотворения на двух языках. Алтын-сарин увлекал ими детей. И сегодня дети с увлечением знакомятся с произведениями народных творцов.
Пока Алтынсарин не написал «Киргизскую хрестоматию», на чистом казахском языке не было ни одной книги для детского чтения. Включённый в эту книгу один из рассказов Алтынсарина «Чистый родник» имеет глубокий философский смысл.
Сам Ибрай Алтынсарин тоже был чистым родником, открытым для всех, и при
ш §
О С
О и
н
1 о С
О
о
т
из О
Й -а X
н <с
I
ш
I
О С о
и
2
*
о с
х
3
о о
т
из О
Ё
ш
X
н <с
жизни он сделал многое, чтобы каждый мог почерпнуть его мудрости и доброты.
Всю свою жизнь Алтынсарин посвятил просвещению родного народа. «Народ казахский сам по себе представляет благодатную почву для образования», - писал он.
«Киргизская хрестоматия», которая должна была дать, как указывалось в предисловии, «действительные познания и полезные сведения», состоит из следующих четырех разделов: 1. Стихотворения, детские рассказы и сказки, образцы писем учащихся к родным. 2. Рассказы для взрослых. 3. Образцы из устного творчества. 4. Пословицы и поговорки.
В «Киргизской хрестоматии» содержалось множество сведений о жизни и быте разных народов. На простых и ярких примерах Алтынсарин показывал, что хорошо в жизни и что плохо. Воспитать всесторонне развитого, полезного обществу человека - вот задача, которую ставил перед собой И. Алтынсарин. По «Киргизской хрестоматии» Алтынсарина учились почти все, кто получил образование до революции.
Ибрай был искренним интернационалистом, безмерно уважающим культуру русского и казахского народа, потрудившимся над переводами на казахский язык русских народных сказок, произведений Крылова, Толстого, Ушинского, Даля.
Главной целью его жизни было освободить разум своего народа от предрассудков, бессилия и жестокости. Да будет так. Делом его жизни было просветительство, степному краю, детям он нёс грамоту, знания, он нёс цивилизацию и культуру.
Алтынсарин выступал против невежества, суеверия, замкнутости в рамках устаревшего кочевого быта и тех служителей культа, которые использовали ислам в корыстных целях. А поклонялся одному культу - культу Знаний.
Начальные школы Казахстана свято хранят традиции Ибрая. Здесь всячески
поощряется стремление к познанию, к творчеству. И это с самых ранних лет, ещё в дошкольном возрасте. Детям повезло, что именно в этом возрасте, когда формируется их нравственный, духовный и интеллектуальный потенциал, их учат по идеям народной педагогики, заложенным Ибраем Алтынсариным.
«Ищи понимание успехов сегодняшнего дня, в понимании опыта прошлого», -говорил мудрец прошлого.
Как же сложно охватить взором все то, что сделано в области образования, воспитания веками, найти тот источник - родник, который стал основой гигантского океана знаний.
Со времени появления «человека разумного» сменилось более 1600 поколений людей, из них только последние испытали на себе в массовом порядке воздействие специально организованных учреждений - школ. На протяжении многих веков люди, путем бесчисленных проб, ошибок и находок, отшлифовывали такую организацию повседневных отношений, которая не только приводила к практическому успеху в труде, в быту, но и вместе с тем максимально полно передавала знания, мысли, чувства, привычки предшествующих поколений - молодым.
Мы говорим о народной педагогике, как о составной части народной культуры, как проявлении педагогической культуры масс, зародившейся в глубокой древности. Ибрай Алтынсарин писал: « Первый учитель - народ».
Созданная гением народа педагогика семейного воспитания - основа общечеловеческой педагогической культуры.
Деятельность Ы.Алтынсарина была реальным воплощением этнопедагогических идей в учебно-воспитательный процесс школы. Ибрай Алтынсарин был не только педагогом-новатором и просветителем, последующим поколениям он оставил также наследие ученого-этнографа. Особенно большое внимание Ыбырай уделял обы-
ПШ
чаям казахского народа. В то же время он подвергал осуждению различные суеверия и непривлекательные явления патриархально-родового быта. Алтынсары-улы известен также как собиратель образцов устного творчества казахского народа.
Интересовала его и история народа. В произведениях он обращал внимание на воспитательную суть. В известном рассказе "Кыпшак Сейткул" одобрял изменения в жизни казахов, занимавшихся земледелием, всячески поддерживал идею развития казахского земледельческого хозяйства.
Ибрай Алтынсары-улы в произведениях "Талантын пайдасы" ("Польза от стремления"), "Байлык неде?" (В чем богатство?), выражал свою мечту о жизни человека, надежду о светлом будущее казахского народа.
Таким образом народная педагогика, этнопедагогика как её составная часть, в своей основе теснейшим образом связана с проблемами национального и интернационального воспитания, дают блестящие образцы их разумного, гармоничного сочетания.
Верна начальная школа и другой идее Ибрая - идее дружбы людей.
Наша учительская профессия характеризуется ответственностью за судьбу каждого ученика, подрастающего поколения, общества и государства. Каковы будут результаты труда педагогов сегодня - таким будет общество завтра. И без ценнейших мыслей Ибрая Алтынсарина, воплощающих идеи народной педагогики, нам не обойтись.
Таким образом, педагогические идеи, творческое наследие Ибрая Алтынсарина в области народной педагогики и поныне являются глубоко актуальными и современными, особенно сейчас, в условиях перехода на 12 - летнее обучение, потому что они направлены на то, чтобы облагородить человека, сделать его прекрасным, уберечь от пошлости, ввести в связь с обществом и миром.
Не стареет, а вновь возрождается гимн
- призвание великого сына казахского народа:
«Ученье даст вам счастье, Оно озарит, как свет, Каждое ваше желание, Яркий оставит след. Дети, в школу идите. В памяти крепко, навек Знания сохраните».
Ибраю Алтынсарину принадлежат слова: « Я не отступлюсь от коренных мыслей, убеждения быть полезным народу, даже если это будет стоить мне жизни» [6, с.1].
Мог ли мечтать Ибрай о том, что так далеко разрастётся, шагнёт вперёд его школа. Он терял здоровье, трясся в телеге по степному бездорожью в холод и зной. Он хотел видеть свой народ образованным. И в год 175 - летия со дня рождения великого Учителя можно уверенно сказать, что свою трудовую деятельность он прожил не зря. Люди через годы пронесли его идеи, память и благодарность перед заслугами Учителя.
ЛИТЕРАТУРА
1.Омарова, К. Ибрай Алтынсарин о воспитании. [Текст] // «Костанайские новости» - 2001.-14 августа.- С.1.
2.Шаяхметов, А. « Родник, утоляющий жажду» [Текст] // «Ленинский путь» -1991.-22 июня. - С.4.
3.Шалабаев, В. «Экспедиция по памятным местам» [Текст] // «Убаганская заря»
- 1991. - 30 октября. - С.3.
4.Антология педагогической мысли Казахстана. [Текст] // Сост. Калиев С., Аю-бай К. Алматы, 2012 - 129с.
5.Кузьменко, О. «Нет, весь я не умру» [Текст] // «Ленинский путь» - 1991. -20 июня. - С. 1-2.
6.Каирбеков Г. «Пусть дух его осеняет нас» [Текст] // «Учитель Казахстана» -1991. - 31 октября. - С.1.
ш §
О С
О и
Н
1 О
с
о о
т
из О
Й -а X
н <с