Рыщанова У.М.,
Почетный деятель культуры РК, основатель и первый директор Костанайского областного мемориального музея Ибрая Алтынсарина
Неггзгг свздер: гуманисток иде-ялар, халыц б^рлт, туган жер табигаты, эдеби-педагогикалъщ жумыс, цазац ттнщ тазалызы
Ключевые слова: гуманистические идеи, единство народа, родная природа, литературно-педагогическая работа, чистота казахского языка.
Keywords: humanistic ideas, unity of the people, native nature, literature and pedagogics work, purity of Kazakh.
РОЛЬ ФИЛОСОФСКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО НАСЛЕДИЯ И. АЛТЫНСАРИНА В РАЗВИТИИ ОБРАЗОВАНИЯ
Ацдатпа
Халыкка бшм беруде Ы.Алтынсариннщ рел^ гума-нистж идеялары карастырылады. Оньщ кызмет хальщ бiрлiгiне багытталганына непзделген. Ол Казахстан даласы табигатыныц эншю ретiнде ^сынылган.
Аннотация
Рассматривается роль И. Алтынсарина в просвещении народа, его гуманистические идеи. Обоснована его деятельность, направленная на единство народа. Он представлен певцом природы степей Казахстана.
Annotation
I. Altynsarin's role in education of the people and his humanistic ideas are considered. His activity directed to the people's unity is proved. He is presented as a singer of the steppes nature of Kazakhstan.
телем в начальной школе для казахских детей в Тургае.
Ибрай Алтынсарин (1841-1889) занимает особое место в казахском просвещении. Он как поэт, мыслитель, настоящий педагог, ученый и патриот своего народа не только высказывал просветительские идеи, но и начал
осуществлять их практически. Получив образование ^
в русско-казахской школе, он работал переводчиком в §
Оренбургском областном управлении, потом стал учи- т
ей
Будучи длительное время инспектором школ, Алтын- и
сарин добивался открытия русских школ для казахской ¡3
молодежи. Помимо этого он писал учебники для этих §
школ. В 1879 г. выходят его «Киргизская хрестоматия» и
и «Начальное руководство к обучению киргизов рус- ^
с
скому языку». В «Хрестоматию» включены многие ^
рассказы и стихотворения самого писателя-просвети- ^
теля, а также произведения русских авторов, переве- ^г
О
ным широкой массе языком. ^
взшщ «Кел, балалар, о;ылык;», «внер-бшм бар §
ж^рттар», «Ананыц CYюi» атты ата;ты олевдершде Й
Алтынсарин жастар мен барлы; ;аза;тарды хат та- ^
нуга, бшм алуга ша;ырды, бшм тек балалардыц бола- ^
шагы ушш гана емес, сондай-а; олардыц ата-аналары ^
мен бYкiл халы;тыц ба;ыты Yшiн мэш зор деп тYсiндi. §
Бiр К^дайга сиынып, о
Кел, балалар, о;ылы;! §
е
денные им самим на казахский язык, простым и понят-
и
Окыганды кeнiлге, Ыкыласпен токылык! 1стщ болар кайыры, Бастасаныз Аллалап. Окымаган жYредi -^арацгыны кармалап. Кел, балалар, окылык Окыганды кещлге -Ыкыласпен токылык! Гуманистические идеи пронизывают переводные рассказы «Эке мен бала» (Отец и сын) и «Жаман жолдас» (Плохой товарищ). Труд выступает основой человеческого бытия, человек, чуждающийся даже малой работы будет обречен потом на больший, а человек не способный и не желающий оценить малое в жизни может остаться тем более без большего и, в конечном счете, без ничего.
Адам eмiрiнде оньщ кептеген iстерi мен карым-катынасында жолдасыныц, досыныц алатын орны ерекше тулга ретiнде калыпта-суында, сондыктан да жолдасыныц жаксы не жаман болуыныц мацызы ете зор. Адал-дык, шыншылдык, батылдык касиеттер жаксы доска гана тэн касиеттер, тек кана осындай дос адам eмiрiндегi киын сэттерде ^ тiрек болып, кYш-кайрат бере алады. < Ибрай Алтынсарин убежден, что если ка-о захская молодёжь - будущее народа - всерьез ¿м возьмется за овладение наукой, она вполне О сможет много достичь. В стихотворении «На-§ роды со знаниями и науками» Ибрай специей ально обращается к юношеству с горячим О призывом:
^ Молодежь! Мои друзья! § Зелень свежая полей! м Сверстников своих догнать
С"1
^ Постарайтесь поскорей.
О То, что сделать не смогли
§ Мы, седые старики,
н Вы теперь должны достичь,
м
5! Вы грядущего ростки!
^ Ыбырай Алтынсарин когам болашагы жас
§ урпактыц колында екенiн анык тYсiндi. Ол
и
О казак халкын ортагасырлык карацгылыктан
о
и шыгаруды армандады жэне сол арманын
о
^ жастар жYзеге асыратынына кэмiл сендь
Воспевая братство, призывая к единству во имя достижения прогресса, поэт-просветитель мечтал в первую очередь о благополучии своего народа. Имея за плечами богатый жизненный опыт, поэт дает подрастающему поколению несколько добрых советов, таких, как например, в стихотворении «Эй, жшт-тер!» «Эй, джигиты!».
Эй, жшттер, Yлгi алмацыз, Азган елдщ iшiнен. Алыс-алыс кашыцыздар, Зияндасты кiсiден. Жаксыны кезден салмацыздар, Жаксыдан капы калмацыздар. 0зi болган ерлердщ, Аягынан алмацыздар. Эр елге, эр ж^ртка алтын Сака табылмас!
Не берите пример, джигиты, с нехороших людей и злых,
Отходите от них подальше, в стороне держитесь от них.
Не мешайте тому, кто славу по достоинству завоевал,
Кто на ваших глазах почетным, уважаемым всеми стал.
Певцом родной природы выступает Ибрай Алтынсарин, воспевающий в своих стихотворениях великолепие природы казахской степи, которой нет конца и края, горы и реки родной страны. Его описания реалистичны, выразительны и глубоко эмоциональны, ибо они согреты неподдельным чувством патриотической гордости. Важно отметить, что такие лирические стихи в казахской литературе до И. Алтынсарина почти не встречались. В стихотворениях «Весна» и «Осень» Алтынса-рин, по существу, впервые в казахской поэзии дал замечательные образцы реалистического пейзажа, запечатлев живые картины кочевого быта своего народа.
(отрывок «Когда наступает весна») Вот и лето пришло, нет чудеснее этой поры.
И деревья, и травы могучей становятся, краше.
Землянику, смородину с песней на склонах
47
горы
Собирают аульные девушки наши.
....Так бывает всегда: позабыв о суровой
зиме,
Погружаемся мы в золотистое жаркое лето. Все живое цветет. И потоки в зеленной кайме
Звонко мчатся, как песня степного поэта. С уважением даже с благоговением описывает И. Алтынсарин в стихотворении «Ана-ныц CYюi» «Любовь матери». «Ананыц CYюi»
Юм сендерд^ балалар, CYЙе-туFын, ^уанышыца куанып, кайгыца куйе-тугын? ТYн уйкысын терт белш, кiрпiк какпай, Шешец байгус дамылсыз жYре-туFын.
Кiм сендердi, балалар, тербететш, Еркелетiп, ойнатып, сергiтетiн? Жалкау болсац, балалар, жаман болсац, ^амкор анац кез жасын кeлдететiн.
Юм сендердi сагынар шетке кетсец, Еылым iздеп, тез кайтпай, кепке кетсец? ¥мытпа, ец кемiнде жулдыз сайын Хат жазып тур, тeбесi кекке жетсш.
Кiм сагынар сендердi келгенщше, ^улындарын кeзiмен кeргенiнше? Сендер кайтып келгенде адам болып, Еш арманым болмас дер еле-елгенше. Значительное место в его творчестве занимают произведения, проникнутые гуманизмом, уважением к другим народам. Наиболее ярко это чувство отражено в его стихотворении «Эсиет елецдер» «Наставление»: (отрывок из «Эсиет елецдер») «Эсиет елецдер»
Жаратты неше алуан журт бiр кудайым Тец етп бэрiмiзге кYн мен айын. Адамныц адам бiткен баласымыз, ^айсыц белек тудыц деп айырайын! Бэрiмiз бiр адамныц баласымыз, Жiгiттер, бiр-бiрiце карасыцыз! Эмiр деген бес кундш кетер eтiп, Атац барган орынга барасыцыз! (отрывок из «Наставление») Живущие всюду народы для радости сотворены,
Всех ласково греет солнце, всем светят лучи луны.
Особо рожденных не было и нет на этой земле,
Мы друг перед другом с детства во всем должны быть равны.
Как было сказано выше, И. Алтынсарин - педагог, автор первых учебных пособий на казахском языке. В своей литературно-педагогической работе он исходит из опыта передовой русской литературы и педагогики. Идеи Белинского и других русских демократов помогли выработать основные принципы составления первого полноценного учебного пособия на казахском языке «Киргизской хрестоматии» По мнению Алтынсарина, народная поэзия прекрасно воспитывает ребенка. Поэтому в учебно-педагогических опытах Ал-тынсарина народной поэзии отведена заметная роль. Знаменитая «Киргизская хрестоматия» содержит казахские песни, пословицы, поговорки, сказки, легенды, айтысы. Вслед за Ч. Валихановым, Ибрай Алтынсарин в своих публицистических произведениях отстаивает интересы своего народа. Он всю свою жизнь неустанно собирал материалы устного народного творчества, изучал традиции, быт и §
Рн
нравы казахов. Все это он систематизировал, < обрабатывал и делал соответствующее обоб- § щение. Его труд «Очерки обычаев при сва- ^ товстве и свадьбе, при похоронах и поминках °
у казахов Оренбургского ведомства» получил ^
м
высокую оценку в научных кругах. Эта работа ^
представляет научно-практический интерес не §
только как этнографический труд, но и явля- ^
ется ценным вкладом в публицистику. В нем §
впервые в истории казахской общественной м
мысли осуждается существующая система ^
социально-бытового закабаления женщин-ка- §
зашек. Большое влияние на развитие публици- §
стической деятельности Ибрая Алтынсарина н
оказала газета «Оренбургский листок», изда- ^
ние которой в 1873 году он поддержал одним ^
из первых. В этой газете были опубликованы ^
статьи И. Алтынсарина научно - популярно- о
го и просветительского характера, очерки из и
жизни местного казахского народа. ч
К <
ер О
го £
« О
м «
О
О!
С
м ^
и
м ^
[—I
О ч
о «
о н м
з
м
и ©
О
и
о -
©
2 декабря 1879 года в «Оренбургском листке» было напечатано предисловие И. Ал-тынсарина к «Киргизской хрестоматии», где он разъяснял, что материалы, включенные в данную книгу, взяты из жизни казахского народа, что эта книга предназначена для использования не только как учебное пособие, но и как книга для массового чтения. На конкретных примерах автор показал необходимость приобщение казахов к русской культуре путем развития народного просвещения, заимствуя при этом передовой опыт деятелей русской педагогики. Большой интерес представляет переписка Ибрая Алтынсарина с Н. Ильминским. Николай Иванович Ильмин-ский, профессор Казанского университета, был директором казахской учительской семинарии. Талантливый востоковед, он занимался изучением казахского языка, этнографии, фольклора.
В 1862 году он записал и опубликовал поэму «Ертаргын». Одновременно Алтын-сарин вел переписку с В. Григорьевым, профессором Петербургского и Новороссийского университетов. Автор многих трудов по вопросам языка, археологии, этнографии, истории, он немало сделал для просвещения казахского народа. Им был поставлен вопрос о «восстановлении в правах» казахского языка, о применении его в официальной переписке. Ему принадлежит идея внедрения в казахский язык русского алфавита. Состоял Алтынсарин в переписке и с Василием Владимировичем Катаринским. С 1875 года и до конца своей жизни, то есть до 1902 года, Катаринский занимал должность окружного инспектора школ Оренбургского учебного округа. Катаринским составлен ряд учебников: «Букварь для казахов», «Практические уроки русского языка для казахов», «Русско - казахский и казахско - русский словарь».
Помимо научной и просветительской деятельности, Ибрай Алтынсарин известен также как выдающийся общественный деятель. Он сделал все возможное для того, чтобы в
Казахстане как можно больше людей получили образование. В 1887 году в Тургае Ибрай Алтынсарин впервые открыл училище для девочек-казашек. Главным предметом их занятий было рукоделие: ручное шитье, шитье на машинке, вышивка, вязанье, шитье золотом. Открытие этого женского училища произвело впечатляющее впечатление на казахов.
Ибрай Алтынсарин выступал смелым новатором за чистоту казахского языка вместо искусственного, засоренного татарскими и арабо-персидскими выражениями книжного языка, которым пользовались раньше казахские акыны, он писан простым, образным, подлинно народным языком. В своих произведениях Алтынсарин широко использовал метафоры, аллегории, сравнения. Он не боялся вводить простые слова, отражающие быт казахского народа.
Мы - благодарные потомки с гордостью принимаем богатое наследие нашего просветителя. Его призыв к национальному единству, уроки мира и согласия, религиозная терпимость и толерантность, определившие судьбу нашего народа в современных условиях, поднявшие культуру и просвещение, самобытность и независимость стали путеводной звездой политики нашего государства, в своем выступлении на 21 сессии Ассамблеи народа Казахстана наш президент Н. А. Назарбаев, отметил: «В этом зале - много молодежи, в том числе ровесников нашей Независимости. Я вижу в этом добрый знак того, что идеи толерантности, дружбы и братства на века восприняты новым поколением ка-захстанцев. Это означает, что мы работаем не зря!».
ЛИТЕРАТУРА
1. Алтынсарин И., Собрание сочинений. [Текст]: В 3 т. /Алтынсарин И.- Алма-Ата, «Наука» КазССР, 1975г. - Том 1. -360 с.