Научная статья на тему 'Концепция учебно-воспитательной деятельности Ибрая Алтынсарина -надёжная платформа для казахстанской модели образования'

Концепция учебно-воспитательной деятельности Ибрая Алтынсарина -надёжная платформа для казахстанской модели образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1523
170
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / EDUCATION / ИБРАЙ АЛТЫНСАРИН / КАЗАХСТАНСКАЯ МОДЕЛЬ / ЦАЗАЦСТАНДЫЦ МОДЕЛЬ / KAZAKHSTAN MODEL / ДИДАКТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ / DIDACTIC PRINCIPLES / ТВОРЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ / CREATIVE HERITAGE / БіЛіМ БЕРУ / ЫБЫ-РАЙ АЛТЫНСАРИН / ДИДАКТИКАЛЫЦ ЦАГИДАТТАР / ШЫГАРМАШЫЛЫЦ МұРА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Белоусова А. Л.

Статья посвящена концепции педагогических идей и наследию Ибрая Алтынсарина. В ней раскрывается связь просветительских идей, дидактических принципов педагога-новатора, ориентированные на потребности личности, общества и государства. Нравственно-духовное возрождение казахстанского народа, о котором говорил в своей деятельности И.Алтынсарин, должно стать основой интеллектуального будущего казахстанской модели образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Концепция учебно-воспитательной деятельности Ибрая Алтынсарина -надёжная платформа для казахстанской модели образования»

ш

S

К <

«

О

го £

« О

w «

О

О!

С

w

U

W

¡Г1

S

[-4

о

4

о «

о н w

5

w

U ©

О

и

о -

©

Белоусова А.Л.,

магистр, ГУ «Средняя общеобразовательная школа №5 имени Б. Момашулы», г. Костанай

Нег1зг1 свздер: бшм беру, Ыбы-рай Алтынсарин, цазацстандыц модель, дидактикалыц цагидаттар, шыгармашылыц мура

Ключевые слова: образование, Ибрай Алтынсарин, казахстанская модель, дидактические принципы, творческое наследие

Keywords: education, Kazakhstan model, didactic principles, creative heritage.

концепция учебно-воспитательнои деятельности ибрая алтынсарина -

надёжная платформа для казахстанской модели образования

Ацдатпа

Макала Ыбырай Алтынсариннщ педагогикалык идеялары мен м^расыныц т^жырымдамаларына арналады. Онда жацашыл педагогтыц т^лга, когам мен мемлекеттщ кажеттшштерше багытталган агартушылык идеялары мен дидактикалык каги-даттарыныц байланысы ашылады. Ы.Алтынсарин ез кызметiнде сез кылган рухани-eнегелi жацгыру казакстандык бiлiм берудщ зияткерлiк болашагы-ныц негiзi болуы кажет.

Аннотация

Статья посвящена концепции педагогических идей и наследию Ибрая Алтынсарина. В ней раскрывается связь просветительских идей, дидактических принципов педагога-новатора, ориентированные на потребности личности, общества и государства. Нравственно-духовное возрождение казахстанского народа, о котором говорил в своей деятельности И.Алтынсарин, должно стать основой интеллектуального будущего казахстанской модели образования.

Annotation

The article is sanctified to conception of pedagogical ideas and heritage of Ибрая of Алтынсарина. Connection of elucidative ideas, didactic principles of teacher-innovator, personalities societies and states oriented to the necessities, opens up in her. The Morally-spiritual revival of the Kazakhstan people about that talked in the activity of И.Алтынсарин must become basis of the intellectual future of the Kazakhstan model of education.

То, что сделать не могли Мы, седые старики, Вы теперь должны достичь Вы - грядущего ростки

И. Алтынсарин

Ибрай Алтынсарин - это настоящий сын своего народа, патриот своей страны, лучший педагог-но-

ватор и дальновидный стратег. Знание, опыт и целенаправленная стратегия совершенствования образования стали ключевыми задачами всей педагогической и исследовательской деятельности жизни видного педагога-просветителя Ибрая Алтынсарина. В условиях развития современного общества именно его идеи стали надежной платформой для создания своей модели развития казахстанского образования, в которой на многие годы заложились дидактические принципы, ориентированные на потребности личности, общества и государства.

«Национальная идея «Мэцгшш Ел» как главный вектор развития современного казахстанского общества» ориентирована на интересы своего народа, которые, безусловно, должны включать не только современные подходы обновления образования, но, прежде всего, включать примеры собственного наследия педагогических приемов и моделей казахстанского образования.

Ибрай Алтынсарин в этом направлении был первым педагогом, который приложил усилия для масштабного охвата образованием всего народа. Он организовал свою просветительскую деятельность таким образом, что экономическое, культурное и духовное развитие казахского народа помогли сформировать своё собственное национальное самосознание.

Литературное наследие Алтынсарина (переводы, стихотворения, рассказы, басни, этнографические очерки и казахские сказки, записанные и обработанные им) запечатлело дидактические проблемы, которыми в последствии смогли воспользоваться казахстанские ученые для обобщения и внедрения в систему образования интернациональной модели. В этой модели нашли отражение прогрессивные тенденции культуры и русского, и среднеазиатских народов.

Проблема просветительства народа была актуальной задачей всей педагогической деятельности Ибрая Алтынсарина. Именно этим обусловлен интерес к личности педагога. В многочисленных монографиях говорится о ключевой роли демократических и прогрессивных взглядов видного казахстанского педагога Ибрая Алтынсарина. В монографии К. Джумагулова «Ибрай Алтынсарин» отражен анализ и оценка всей творческой деятельности педагога-просветителя и описаны первые дидактические проблемы, с решением которых столкнулся педагог-просветитель: нести полезные знания детям, стремление учить детей казахов таким образом, чтобы они могли быть полезными своему народу и приобщиться к достижениям земледелия, промышленности; значение, цель и польза светского образования в условиях царизма; открытие первой женской школы. «Народ казахский сам по себе представляет благодатную почву для образования», - считал И.Алтынсарин. [1, с.14]

О формировании казахстанского мировоззрения в трудах Ибрая Алтынсарина говорится в монографии А.С. Ситдыкова «Педагогические идеи и просветительская деятельность И.Ал-тынсарина». Автор монографии рассматривает этапы просветительской деятельности педагога-новатора на основе многочисленной исторической документации. Большое количество трудов просветителя стало достойным наследием для формирования самобытной культуры казахского народа, которая складывалась на протяжении веков из произведений героического эпоса, импровизаций народных певцов, из произведений устного народного творчества [2, с.14]. Дидактические принципы обучения и воспитания в учебниках и учебных пособиях И.Алтынсарина подчёркивали особую роль художественной

S

к <

m О

го £

« О

w «

О

О!

С

w

U

W

¡г1 S

[-4

о

4

о «

о н w

5

w

U ©

О

и

о -

©

ш

S

К <

«

О

го £

« О

w «

О

О!

С

w

U

W

¡Г1

S

[—I

О

4

о «

о н w

5

w

U ©

О

и

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

о -

©

литературы и её огромной воспитательной роли.

Организаторские способности Ал-тынсарина способствовали формированию прогрессивных педагогических взглядов, в которых нашли отражение интеграция национальных традиций с нравственным развитием личности: светское знание перед религиозным; знания, которые всецело основаны на науке. «Школы - это главные пружины образования казахов,- писал И. Алтын-сарин,-.. на них вся надежда, в них же будущность казахского народа» [3, с.17].

Вера в способности казахского народа у И.Алтынсарина была в нравственном воспитании, которое основывалось на творческом наследии народа, в частности, фольклоре [4,282 ]. В казахских пословицах и поговорках педагог-просветитель отмечает меткость и богатство народного наследия. Главное качество, которое ценил в народе И.Алтынсарин, была отзывчивость. Чтобы претворить в жизнь свои намерения, Алтынсарину пришлось преодолеть огромные трудности.

Собственная идейно-политическая стратегия И.Алтынсарина способствовала закреплению роли учителя в образовательном процессе школы. Взаимосотрудничество между учеником и учителем - фундаментальная база для реализации своих главных просветительских задач. Сотрудничество с К.У-шинским свидетельствует о том, что он блестяще усвоил основополагающие идеи просвещения и настойчиво стремился внедрить их в жизнь.

Стремление к новым знаниям, о которых говорил И.Алтынсарин, нашло отражение в многочисленных стратегических задачах всей системы казахстанского образования. И поэтому современ-

ное образование и профессиональная подготовка, использование новых технологий, идей и подходов, развитие инновационной экономики станут главными механизмами становления современной образовательной модели казахстанского общества, в которой конечной целью будет экономический, социальный и духовный прогресс общества [5].

Нравственно-духовное возрождение казахстанского народа, о котором говорил в своей просветительско-педаго-гической деятельности И.Алтынсарин, должно стать основой интеллектуального будущего казахстанской модели образования.

Научно-творческий потенциал нации должен начинаться с творческого наследия предков и иметь главную цель - воспитание достойных граждан Казахстана.

литература

1. Джумагулов, К.Т. Ибрай Алтын-сарин и развитие культуры казахского народа [Текст]/К.Т. Джумагулов. - Алма-Ата. - 1984. - 204 с.

2. Ситдыков, А.С. Педагогические идеи и просветительская деятельность И.Алтынсарина [Текст]/А.С. Ситдыков. - 2-е изд. - Алма-Ата : МЕКТЕП, 1968. -148 с.

3. История Казахстана (с древнейших времен до наших дней). — В пяти томах. — Том 3. — Алматы: Атамура, 2000. — 768 с.

4. Сегизбаев, О.А. Казахская философия XV-XX века [Текст]/О.А. Сегизбаев. — Алматы: Гылым, 1996. — 472 с.

5. Стратегия «Казахстан 2030» и её экономический приоритет | Информационный портал ZAKON.KZ./ http://www. zakon.kz/60241-strategija-kazakhstan-2030-i-ee.html

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.