Научная статья на тему 'Роль социокультурной деятельности музея в формировании ценностных ориентаций молодежи (на примере Костанайского областного мемориального музея Ибрая Алтынсарина)'

Роль социокультурной деятельности музея в формировании ценностных ориентаций молодежи (на примере Костанайского областного мемориального музея Ибрая Алтынсарина) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
269
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / SOCIO-CULTURAL ACTIVITY / МУЗЕЙ / MUSEUM / МУЛЬТИМЕДИЙНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / MULTIMEDIA TECHNOLOGIES / ИНТЕРАКТИВНОСТЬ / INTERACTIVENESS / МУЗЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА / MUSEUM PEDAGOGICS / МУЗЕЙНЫЕ ПРОЕКТЫ / MUSEUM PROJECTS / КРАЕВЕДЕНИЕ / ЭКСПОНИРОВАНИЕ / ПЕРЕДВИЖНЫЕ ВЫСТАВКИ / ЭТНОГРАФИЯ КАЗАХСКОГО НАРОДА / қАЗАқ ХАЛқЫНЫң ЭТНОГРАФИЯСЫ / ETHNOGRAPHY OF THE KAZAKH PEOPLE / ПЕДАГОГ ПРОСВЕТИТЕЛЬ / ВИРТУАЛЬНАЯ ЭКСКУРСИЯ / VIRTUAL EXCURSION / СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ ПАРТНЕРСТВО / SOCIO-CULTURAL PARTNERSHIP / КЛУБ / CLUB / НРАВСТВЕННАЯ ПОЗИЦИЯ / MORAL POSITION / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / INTELLECTUAL POTENTIAL / ЕЙИСАЙОП / STUDY OF A PARTICULAR REGION / EXHIBITING / MOVABLE EXHIBITIONS / TEACHER-ENLIGHTENER / БіЛіМ БЕРУ / әЛЕУМЕТ-ТіК-МәДЕНИ ЖұМЫСТАР / МУРАЖАЙ / МУЛЬТИМЕДИЯЛЫқ ТЕХНОЛОГИЯЛАР / ИНТЕ-РАКТИВТіК / МУРАЖАЙ ПЕДАГОГИКАСЫ / МУРА-ЖАЙ ЖОБАЛАРЫ / өЛКЕТАНУ / КөРМЕГЕ қОЮ / ЖЫЛЖЫМАЛЫ КөРМЕЛЕР / АГАРТУШЫ-ПЕДАГОГ / ВИР-ТУАЛДЫ ЭКСКУРСИЯ / әЛЕУМЕТТіК-МәДЕНИ СЕРіКТЕСТіК / АДАМГЕРШіЛіКТі УСТАНУ / ЗИЯТКЕРЛіК әЛЕУЕТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рыщанова У. М.

Современный музей активно использует информационные, цифровые и другие инновационные технологии для сохранения, экспонирования и популяризации историко культурных ценностей. Костанайский областной мемориальный музей Ибрая Алтынсарина проводит большую научно-исследовательскую работу и активно реализует культурно-просветительские идеи педагога-просветителя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль социокультурной деятельности музея в формировании ценностных ориентаций молодежи (на примере Костанайского областного мемориального музея Ибрая Алтынсарина)»

DU

Рыщанова У.М.,

Почетный деятель культуры РК, старший консультант отдела развития библиотек Костанайской ОУНБ им.Л.Н.Толстого

Нег1зг1 свздер: бшм беру, элеумет-

тгк-мэдени жумыстар, муражай,

S мультимедиялыц технологиялар, инте-

^ рактивтщ муражай педагогикасы, мура-

/—ч жай жобалары, влкетану, кврмеге цою,

q жылжымалы кврмелер, цазац халцыныц

^ этнографиясы, агартушы-педагог, вир-

h туалды экскурсия, элеуметтгк-мэдени

и сергктестщ клуб, адамгершшктг уста-

^ ну, зияткерлгк элеует. н

^ Ключевые слова: образование, социо-g культурная деятельность, музей, муль-С тимедийные технологии, интерактив-§ ность, музейная педагогика, музейные ® проекты, краеведение, экспонирование, к передвижные выставки, этнография ка-5 захского народа, педагог - просветитель, § виртуальная экскурсия, социокультурное л партнерство, клуб, нравственная пози-^ ция, интеллектуальный потенциал. w

О Keywords: еёисаИоп, sociocultural È activity, museum, multimedia technologies, ¡3 interactiveness, museum pedagogics, S museum projects, study of a particular region, P exhibiting, movable exhibitions, ethnography ^ of the Kazakh people, teacher-enlightener, ^ virtual excursion, sociocultural partnership, club, moral position, intellectual potential.

РОЛЬ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МУЗЕЯ В ФОРМИРОВАНИИ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ МОЛОДЕЖИ (НА ПРИМЕРЕ КОСТАНАЙСКОГО ОБЛАСТНОГО МЕМОРИАЛЬНОГО МУЗЕЯ ИБРАЯ АЛТЫНСАРИНА)

Ацдатпа

^a3ipri кездщ муражайлары тарихи-мэдени кундылыктарды сактау, кермеге кою жэне на-сихаттау Yшiн акпараттык, цифрлы; жэне баска да инновациялы; технологияларды белсендi пайдаланып келедi. Ыбырай Алтынсаринныц ^останай облысты; мемориалды; муражайы кептеген гылыми-зерттеу жумыстарын жYр-ri3in жэне агартушы-педагопъщ мэдени-агар-тушылы; идеяларын белсендi насихаттап ке-ледi.

Аннотация

Современный музей активно использует информационные, цифровые и другие инновационные технологии для сохранения, экспонирования и популяризации историко - культурных ценностей. Костанайский областной мемориальный музей Ибрая Алтынсарина проводит большую научно-исследовательскую работу и активно реализует культурно-просветительские идеи педагога-просветителя.

Annotation

Modern museum actively uses information, digital and other innovative technologies for the conservation, exhibition and promotion of historical and cultural values. Kostanay Regional Memorial Museum of Ibrai Altynsarin spends the most research work and is actively pursuing cultural and educational ideas of the teacher-educator.

Образование и социокультурную деятельность современного музея объединяют общие цели - сохранение и передача из поколения в поколение духовно-нравственных ценностей. Как «памятная книга человечества», он отражает тенденции развития общества на разных этапах его становления. В этом контексте музей выступает не только как зеркало, отражающее основные веяния и направления историческо-

В

го развития общества, но и культурно-коммуникативная площадка, которая объединяет сотрудников музея, создателей произведений искусства, посетителей, «традиционное» и «современное».

Сегодня Костанайский областной мемориальный музей Ибрая Алтынсарина активно использует аудиовизуальные методы, театральные представления, мультимедийные технологии, анимационные средства.

Ибрай Алтынсарин в истории культуры казахского народа занимает особое место как крупный педагог и просветитель. Свою практическую деятельность он сочетал с широкой пропагандой идей просвещения, культуры и прогресса, приобщения казахского народа к культуре и науке русского народа. Ибрай Ал-тынсарин открывал русско-казахские школы, сельскохозяйственные и ремесленные училища в степи, с его именем связано начало женского образования в Казахстане. Он является автором двух учебников для учащихся русско-казахских школ. «Казахская хрестоматия», вышедшая в 1879 году, первый национальный букварь, первый учебник, составленный на основе русского алфавита. Эта книга оказала неоценимую помощь казахским детям в освоении русского языка. В «Хрестоматии» в популярной форме излагались основы знаний, в небольших рассказах говорилось о важности перехода к земледелию, к оседлому образу жизни, в популярной форме преподносились детям достижения науки и техники. В учебном пособии «Начальное руководство к обучению киргизов русскому языку» И. Алтынсариным дано около 500 слов и фраз, взятых из самых различных областей жизни. Такое количество слов и фраз русского языка было достаточным для первоначального употребления в устной речи.

Составляя методические пособия, И. Ал-тынсарин не мог и предположить, что через столетия возрожденный казахский народ высоко оценит его труд как богатейший вклад в культуру и, отдавая должную дань уважения его труду, прославит его имя как ученого, писателя и выдающегося педагога. Переводы И. Алтынсарина впервые познакомили казахских читателей с образцами русской и западноевропейской классической литературы.

Ибрай Алтынсарин продолжал лучшие традиции русской педагогики XIX века, был первым глашатаем педагогических взглядов

Ушинского в Казахстане, его педагогические идеи формировались под влиянием передовой демократической культуры России [4,с.175-180].

В мемориальном музее Ибрая Алтынсарина на протяжении многих лет особое внимание уделяется научно - исследовательской, собирательской работе по следующим темам: «Мусульманское обучение в дореволюционном Казахстане», «Начало жизненного пути и педагогической деятельности И.Алтынсарина», «И.Алтынсарин - создатель школьной системы края», «И.Алтынсарин и казахские просветители, деятели мировой и русской педагогики и культуры» и другим. В результате научных командировок в Алматы, Оренбург, Санкт - Петербург, Москву, Астану фонды музея пополнились ценными архивными материалами ученых - исследователей жизни и творчества И. Алтынсарина, выпускников алтынсаринской школы.

Интерактивность - основной методологический прием в работе современного музея, когда он перестает быть только хранилищем, а становится живым организмом в процессе познания. Это ставит перед образованием новые задачи: расширение сферы образования через приобщение к музейной педагогике, гармонизация развития творческой личности, формирование национальной идеологии, сохранение традиций, возвращение к исконно духовным ценностям; патриотическое воспитание граждан своего Отечества; создание новой музейной аудитории и расширение пространства влияния музея [2,с.197-198]. Например, в последние годы в мемориальном музее Ибрая Ал-тынсарина активно работает проект музейной педагогики «Школа + музей», направленный на укрепление основ взаимного сотрудничества творческого коллектива музея и специализированной школы для одаренных детей им. Ибрая Алтынсарина, где акцент в преподавании ставится не на накопление информационного материала, а на духовное и нравственное развитие воспитанников, способное направить подрастающее поколение по пути духовного роста, культурного самосовершенствования.

В настоящее время мемориальный музей Ибрая Алтынсарина, имеющий широкий спектр музейных проектов, дает возможность учащимся глубже осмыслить прошлое своего народа, понять исторический путь развития Казахстана, вникнуть в суть культурных и ду-

I

ш §

О С

о

и

Н

1 О

с

о о

т

из О

Н

ди

ш

I

О

с о

и

2

2S

I

о с

х

3

О О m

из О

Ё

ш

X

н <с

ховных традиции и ценностей, помогающих постичь основы отечественной культуры и уникальность казахской литературы.

Основные направления деятельности проекта «Школа + музей»:

- краеведческое: работа в рамках совместной краеведческой программы «Костанай литературный» (проект музея Ибрая Алтынсарина) и программы «Истоки» (проект специализированной школы для одаренных детей им.И. Алтынсарина), в результате которой становится возможным объединение литературного и школьного краеведения. В стенах школы разместили музейную выставку «Старый Коста-най, исчезнувший и сохранившийся», проводили экскурсии и беседы;

- литературное: экспонирование в школе передвижных выставок «Алтынсаринские места», «Ибрай Алтынсарин - педагог-просветитель»; чтение цикла лекций для учащихся школы по истории казахской литературы XIX-XX вв., раскрывающих не только определенные тенденции развития литературного процесса в Казахстане, но и позволяющих глубже изучить творчество великих казахских поэтов и писателей; ежегодное участие сотрудников Костанай-ского областного мемориального музея Ибрая Алтынсарина в качестве членов жюри в ежегодной научно-практической конференции для учащихся «Наследие Ибрая Алтынсарина»;

- экологическое: участие в программе «Наследие. Экологическое пространство, культурное и духовное прошлое и настоящее коста-найского края» (проект специализированной школы для одаренных детей им. И.Алтынсари-на), предполагающее изучение истории коста-найских школ, памятников культуры и искусства, восстановление алтынсаринских троп. Сотрудники музея подготовили и оформили выставку «Школы старого Костаная», на фоне которой проводили экскурсии. В рамках экологической акции «Природа нашего края» был организован цикл бесед;

- социальное: экспонирование передвижных выставок «STOP!», «Молодежь против наркотиков»; проведение мультимедийной игры -викторины «Вершины покоряются сильными»; беседы «Какая она - современная молодежь?» (вопросы образования, самореализации и досуга, службы в армии, здоровья и спорта), «Роль музея в гармоничном развитии личности»;

- патриотическое: экспонирование передвижной выставки «Золотой венец Победы»;

участие в литературно-музыкальной гостиной «По дорогам войны»; слайд - презентация из фронтовых фотографий, экспонаты Костанай-ского областного историко-краеведческого музея, а также экспозиция хранящихся в фондах ОУНБ им. Л.Н.Толстого репродукций, произведений изобразительного искусства «И помнит мир спасенный: Великая Отечественная война в изобразительном искусстве»; вечер памяти совместно с облкиновидеопрокатом «За эту прекрасную жизнь»;

- духовное: экскурсии по выставкам «Школы старого Костаная», «Жизнь и творческая деятельность Ибрая Алтынсарина»;

- историческое: экспонирование в стенах школы выставки «Мы этой памяти верны».

Особое внимание уделялось приобщению учащихся к величайшим ценностям казахского народного творчества, составляющего основу национальной культуры. Интерес у учащихся школы вызвал рассказ о национальных праздниках РК, о культуре и этнографии казахского народа, казахских национальных играх, о традициях казахского народа.

Реализация данного проекта способствовала:

- установлению взаимных деловых и дружеских контактов на основе общих интересов;

- формированию у ребят ценностных ориентиров в отношении литературного и культурного наследия края;

- развитию воображения и фантазии, творческой активности, возможности максимально реализовать способности учащихся;

- использованию и популяризации новых технологий музейного образования в форме отдельных проектов;

- получению дополнительных, либо альтернативных знаний, которые невозможно приобрести в других образовательных учреждениях;

- созданию адресных программ, ориентированных на специфику обучения в Костанайской специализированной школе для одаренных детей им. И.Алтынсарина, развитию восприятия музейной информации и понимания языка музейной экспозиции через призму духовно-нравственных ценностей;

- проведению и поэтапному восприятию с помощью музейных уроков истории казахской литературы Х1Х-ХХ. вв. как целостного литературного процесса.

Музейная педагогика становится всё более привычной в практике духовно-нравственного,

Ш

гражданско-патриотического, историко-крае-ведческого воспитания личности в едином образовательном процессе [6,с.216].

Продолжая оставаться местом хранения реликвий, раритетов и др., современный музей становится более эффективной базой для общения, культурно-образовательной средой, местом повышения социокультурной деятельности.

В рамках областной программы по патриотическому воспитанию молодёжи сотрудниками музея разработан цикл лекций о героических страницах истории края, боевом и трудовом подвиге костанайцев в годы Великой Отечественной войны. Дополняют занятия данного цикла «Уроки истории», парад книг «С мыслями народом поделюсь», викторины и творческие конкурсы, посвящённые ветеранам педагогического движения, виртуальная экскурсия «Ибрай Алтынсарин - педагог-просветитель», летний видеозал «По страницам алтынсаринских сказок», пресс - клиппинг «Культурное наследие - история нации», литературные раскопки «Возвышенность помыслов и стремлений», семейный час чтения «Путь к счастью» (по произведениям И.Алтынсарина), поэтический медиачас «Времен переплетения», литературные гонки (экспресс - викторина) «Великий Алтынсарин», электронный обзор книжной выставки «Земля Ибрая» и другие.

Уже несколько лет работает интерактивный тур «Имя Ибрая Алтынсарина вечно» (виртуальная экскурсия по алтынсаринским местам Костанайской области с помощью новейших технологий) [3,с.48-57].

Если до недавнего времени возрастная категория посетителей практически отсутствовала в музеях, или работа с младшими школьниками носила эпизодический характер, то на сегодняшний день ученики начальных классов уже не редкие гости музеев, а постоянные посетители, без которых трудно представить работу музея.

Наряду с традиционным проведением экскурсий, все чаще сотрудники музея проводят мероприятия, опираясь на принцип интерактивности учащихся в музейной среде, когда дети активно взаимодействуют с другими субъектами музейно-образовательного процесса.

Формы проведения мероприятий с учащимися отличаются большим разнообразием

- это путешествие по рассказам Ибрая Ал-тынсарина, игра - занятие, литературно - музыкальные гостиные, путешествие в прошлое, посиделки, сюжетно-ролевая игра, интеллектуально-познавательная игра, игра - путешествие по алтынсаринским местам.

Интересно прошла беседа за круглым столом «М^сылманшыльщ туткасы» («Основы мусульманства») с участием имама мечети им. Марала Ишана Ертая Исламулы, руководителя научно - медицинского центра «Ша-пагат» при Социальной Академии Едресовой Г.Е. и студентов КГУ им. А.Байтурсынова, которая помогла раскрыть содержание книги И.Алтынсарина «Шариат - ул - ислам», а также определить роль религии на современном этапе.

Вариант смешанного показа (экспонаты в витринах) и авангардного (игровые и театральные приемы) был использован в литературной поляне «Народный фольклор в творчестве И. Алтынсарина» (использованы «Киргизская хрестоматия» и очерки «Обычаи при сватовстве и свадьбе, при похоронах и поминках у киргизов Оренбургского ведомства»).

Детская интерактивная выставка «Загадки Ибрая Алтынсарина» и одноименное занятие в ее рамках носят и обучающий, и воспитательный характер, ориентированы на детскую аудиторию и направлены на формирование познавательных интересов, углубление знаний об истории просвещения края, творческой деятельности просветителя, изучение его трудов. Выставка «Загадки Ибрая Алтынсарина» в доступной форме знакомит детей младшего и среднего школьного возраста с азами культуры и быта казахского народа, с редкими объектами из мира школьных принадлежностей, связанными с историей развития образования в крае. Ролевая экскурсия - игра «Ремесленная мастерская» рассчитана на школьников, студенческие группы и взрослых посетителей. Независимо от возраста участники игры с желанием знакомятся с инструментами того периода, узнают, что умели изготавливать своими руками ученики знаменитого педагога. В свое время ремесленные мастерские были открыты при алтынсаринской школе. Игра расширяет кругозор, учит ребят работать в команде, вызывает интерес к краеведению, литературе и искусству [8,с.78].

Социокультурное партнерство является фактором формирования имиджа музея. Так,

I

ш §

О С

о

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

и

Н

1 О

с

о о

т

из О

Й -а X

н <с

о

ш

I

О С о

и

2

I

о с

х

3

о о

m

из О

ш

X

H

в рамках 150-летия со дня открытия Ибра-ем Алтынсариным первой светской школы в Торгае в музее был проведен вечер-панорама «Степной колокол», в государственном архиве Костанайской области состоялся круглый стол «150-летие школы Ибрая Алтынсарина: история и современность». Главный редактор частной ТВ-студии «Ак Орда» Бекмухамедова Г.Б. рассказала о создании авторского фильма «Ибрагим Алтынсарин. Проливший свет во тьме».

В рамках обсуждения темы «круглого стола» выступили: руководитель Алтынсаринско-го районного государственного архива Банков Ю. А., который рассказал об увековечивании памяти об И. Алтынсарине на его родине - в Алтынсаринском районе Костанайской области; первый директор мемориального музея Ибрая Алтынсарина Рыщанова У. М. - о создании мультимедийного пособия «Ибрай Алтынсарин - выдающийся казахский педагог-просветитель» и преподаватель КГУ им. А. Байтурсынова Ералина А. Е., один из авторов монографии «История развития народного образования в крае в XIX - начале XX века». Начальник отдела использования и публикации документов ГУ «ГАКО» Говорова Ю. Н. в своем выступлении рассказала о документах, касающихся деятельности И. Алтынсарина, которые были выявлены в ходе работы в Национальном архиве Республики Татарстан в г. Казани. Завершением встречи стало вручение директором ТОО «Алтынсарино» Камыстин-ского района Князевым Борисом Павловичем памятного подарка - телескопа ТАЛ150АПО средней школе им. И. Алтынсарина Джан-гильдинского района.

Главная цель мероприятия - отдать дань уважения основателю школьного образования в Казахстане, его великой идее, а также ознакомить молодежь с историей школы.

В прошлом году был создан совместный проект с областным русским драматическим театром по пьесе Акылбека Шаяхметова «Завещание Ибрая». Это новый формат работы театра и музея, такой проект проводился впервые в Республике Казахстан. Данная пьеса была поставлена театром на фоне экспозиции музея Ибрая Алтынсарина. Это произвело неизгладимое впечатление на зрителей, в музее царила особая атмосфера, поскольку всё здесь напоминает о великом Учителе. Кстати, автор пьесы Акылбек Шаяхмет, представивший на

национальный литературный конкурс «Алтын калам. Золотое перо» пьесу «Завещание Ибрая», был признан лучшим драматургом года и стал обладателем «Золотого пера». Красной нитью проходит завещание Ибрая - мы должны учиться в течение всей нашей жизни, чтобы быть образованными людьми и все лучшее перенимать у других народов. Автор постарался показать ту историческую миссию Ибрая Алтынсарина, которую не должны забывать потомки известного казахского педагога-просветителя.

Новым направлением социокультурной деятельности мемориального музея Ибрая Ал-тынсарина стала работа клуба «Юный краевед».

Клуб имеет оптимальные условия для физического и духовного развития детей и юношества на базе музея, изучения истории края, пропаганды традиций и обычаев казахского народа. Основная направленность работы клуба способствует привлечению внимания общественности к музею, городу, всему региону.

Клуб доступен для участия широких слоев молодежи. Основные формы работы - теоретические занятия с просмотром видеоматериалов, участие в массовых мероприятиях музея, встречи с ветеранами педагогического движения области.

Эстетическая программа мемориального музея Ибрая Алтынсарина опирается на творческие, нестандартные формы совместной работы со школами. В рамках творческой программы «Музей и дети» проводятся музыкальные концерты и творческие встречи с писателями, учеными, кинолектории, лекции, выставки. В музее есть место для творчества детей, которые представляют свои изделия в стиле прикладного народного творчества и для небольшой выставки работ местных художников, посвященных культуре и истории казахского народа, природе степного края.

Результатом проведения такого крупного творческого проекта стало заметное расширение контактов мемориального музея Ибрая Алтынсарина с творческими кругами региона, более тесное сотрудничество с музыкальными коллективами, издание сборника сценариев массовых мероприятий по реализации культурно - просветительского наследия Ибрая Алтынсарина в воспитании молодежи.

Наиболее эффективными формами работы

в рамках музейной педагогики являются массовые, групповые, индивидуальные. К массовым формам относятся: экскурсии, походы, экспедиции, вечера, олимпиады, викторины, встречи с участниками и свидетелями исторических событий, краеведческие игры, дебаты, лекции, поездки по другим музеям и городам [6,с.216].

Групповыми формами работы являются кружок, общество, выпуск мультимедийных презентаций, создание музейных экскурсионных и индивидуально-образовательных маршрутов по карте города, района, области. Уже несколько лет работает интерактивный тур «Имя Ибрая Алтынсарина вечно» (виртуальная экскурсия по алтынсаринским местам Костанайской области с помощью новейших технологий) [3,с.48-57].

Индивидуальная работа предполагает работу с документальными материалами архивов, подготовку докладов, рефератов, запись воспоминаний «Живые голоса», наблюдение за жизнью и бытом изучаемого народа, выполнение познавательных заданий, написание научно-исследовательских работ, переписку с ветеранами, персональные выставки учащихся, разработку индивидуально - образовательных маршрутов с экспонатами музеев по экспозициям.

В этой связи решаются задачи музейной педагогики, а именно: определение специфики педагогического воздействия музеев на разные социальные и возрастные группы музейной аудитории; выявление наиболее рациональных форм и методов совместной работы музеев с другими педагогическими учреждениями и др. [1,с.272].

Создается особое воспитательное пространство, где музейные сотрудники реализуют специальные музейно - образовательные, культуротворческие программы, экскурсион-но-выставочную и клубную работу, апробируют музейные педагогические технологии.

Таким образом, одна из главных задач, которая стоит сегодня - это воспитание человека, осведомленного в вопросах культуры Республики Казахстан, небезразличного к наследию своих предков. Музейная педагогика содействует пропаганде историко - культурного наследия.

Главный методический принцип музейной педагогики совпадает с главным принципом ценностного освоения действительности:

«Ценностям нельзя научить, ценности необходимо пережить» [7,с.58].

Основные направления социокультурной деятельности современного музея созвучны главной цели педагогического процесса -формированию и становлению нравственной позиции и интеллектуального потенциала личности. Музей XXI в. - это полифункциональное образовательное учреждение и социальный институт со сложной внутренней структурой и широко разветвленными связями, а также средство эффективной организации приобщения личности к культуре, циви-лизационный смысл которого заключается во взаимодействии культуры и образования.

ЛИТЕРАТУРА

1. Музееведение. Музеи исторического профиля: учеб. пособие для вузов по спец. «История» [Текст]/под ред. К.Г.Левыкина, В.Хербста.-М.,1988.- 272 с.

2. Некрасова - Каратеева, О.Л. Детское творчество в музее[Текст]/О.Л. Некрасова -Каратеева. - М.: Высш.шк., 2005.- С.197-198.

3. Рыщанова, УМ.: Ибрай Алтынсарин: выдающийся казахский педагог-просветитель (к 170-летию И.Алтынсари) [Текст]/ У.М.Рыщанова //К информационному обществу: использование информационно-коммуникационных технологий - новые возможности для библиотек: материалы межрегион. науч.-практ.конф.- Оренбург: ОУНБ им.Н.К. Крупской, 2011.- С.48-57.

4. Рыщанова, У. М. Использование наследия Ибрая Алтынсарина в современном музейном пространстве (на примере Костанай-ского областного мемориального музея Ибрая Алтынсарина) [Текст]/УМ. Рыщанова // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. - 2013. - № 4 (36). - С. 175-180.

5. Степанова, Р. Поэзия тишины. Мультимедийные издания [Текст] / Роза Степанова. - Библиотека. - 2013. - № 1. - С. 60-62.

6. .Столяров, Б.А. Музейная педагогика. История, теория, практика [Текст]/Б.А. Столяров - М.: Высш. шк., 2004.- 216с.

7. Чумалова, Т. Основные принципы музейной педагогики [Текст] / Т.Чумалова - Дошкольное воспитание,2008, №3.- 58с.

8. Юхневич, М.Ю. Я поведу тебя в музей [Текст]/М.Ю.Юхневич. М., 2001. - 78с.

ш §

О С

о

и

Н

1 О

с

о о

т

из О

Й -а X

н <с

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.