Научная статья на тему 'Исследование эффективности использования электронных ресурсов конста-найского областного мемориального музея Ибрая Алтынсарина'

Исследование эффективности использования электронных ресурсов конста-найского областного мемориального музея Ибрая Алтынсарина Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
345
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ / МЕНЕДЖМЕНТ КАЧЕСТВА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-КУЛЬТУРНОЕ ПРОСТРАНСТВО / СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ЭЛЕКТРОННЫЕ НОСИТЕЛИ / ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЦЕСС / КОСТАНАЙСКИЙ ОБЛАСТНОЙ МЕМОРИАЛЬНЫЙ МУЗЕЙ ИБРАЯ АЛТЫНСАРИНА / ELECTRONIC RESOURCES / INFORMATION RESOURCES / QUALITY MANAGEMENT / EDUCATIONAL AND CULTURAL SPACE / CASE STUDIES / INFORMATION TECHNOLOGY / ELECTRONIC MEDIA / COGNITIVE PROCESS / INFORMATION CULTURE / INNOVATION / RESEARCH PROCESS / KOSTANAY REGIONAL MEMORIAL MUSEUM IBRAI ALTYNSARINA

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рыщанова Уркия Мухамедияровна

Современный музей активно использует информационные, цифровые и другие инновационные технологии для сохранения, экспонирования и популяризации историко-культурных ценностей. Изложены результаты исследования, проведенного на базе Костанайского областного мемориального музея Ибрая Алтынсарина. Цель исследования выяснить, насколько посетители осведомлены об издательской деятельности на электронных носителях и изучить эффективность их использования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Рыщанова Уркия Мухамедияровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Study of Effective Use of Electronic Resources in Kostanai Regional Memorial Museum of Ibrai Altynsarin

Relevance of the research topic. The concept of state youth policy in the Republic of Kazakhstan emphasized, “Building the democratic society with a socially oriented economy is impossible without moral and spiritual development of young people, formation of the younger generation in Kazakhstan qualities such as patriotism, professionalism, responsibility, youth development socio-cultural experience of past generations, achievement world civilization.” Of particular interest is the legacy of one of the most prominent educational thinkers Kazakhstan Ibrai Altynsarin, who continued the philosophical tradition of the Kazakh people, and also to rethink the process of formation of the Kazakh youth in light of the current socio-political situation. In our time, it is necessary to appeal to the historical basis of education, because without comprehension of the historical heritage of pedagogical impossible communion of the younger generation to human values. Multifaceted and fruitful activity Ibrai Altynsarin to educate people to take its rightful place in the history of the Kazakh culture, being the foundation that made possible its further development. Life and career of Ibrai Altynsarin, individual pages of his biography, his philosophical position and pedagogical views are of particular interest and contribute to the spiritual and moral development of a modern personality. In the 1800s, Altynsarin stressed the need to achieve success in the use of special educational activities and pedagogical knowledge. The degree of a problem. Legacy problems of Ibrai Altynsarin always were in the focus of educators and psychologists, the different aspects of this problem were considered in the study: Djumagulov K. T. “Creativity of Ibrai Altynsarin” (1959), Derbisalin A. “Literary Heritage of Ibrai Altynsarin” (1954), Shotanova S. “Altyn-sarin’s Prose” (1996), Rysbekova G. E. “Development of pedagogical ideas and outreach of Ibrai Altynsarin in Kazakhstan in the second half of XIX and the first quarter of the twentieth century”, Aldibekova Dj. “Socio-political and legal views of Ibrai ltynsarin” (1993), Kalkeeva K. R.” Scientific and pedagogical bases of Ibrai Altynsarin’s textbooks” (2000), etc. However, the problem of cultural-educational activities of Ibrai Altynsarin in the second half of the XIX-th century did not find enough fully reflected in educational theory and practice. However historiographical survey showed that pedagogical science has accumulated a certain capacity to study the problem of realization of cultural and educational I. Altynsarin’s ideas in the educational space of Kazakh schools, but it is fragmentary and heterogeneous. Recognizing the value of research above authors, it should be noted that the problem of cultural educational activities of Ibrai Altynsarin in the educational process to date is almost neglected. No conducted specific studies aimed at the realization of cultural and educational ideas of the teacher-educator in modern teaching. All this suggests that the study of the problem of cultural and educational activities of Ibrai Altynsarin under transformation of society is actual and perspective. Relevance of the designated problem emphasizes the contradiction between the objective need of spiritual moral education of youth using Ibrai Altynsarin heritage in the educational process and the lack of scientific advice on the organization of the process. Selected contradiction defined semantic content-border research problem: what is the content of the main trends and directions of cultural and educational activities of I. Altynsarin and what pedagogical conditions for the implementation of cultural and educational I. Altynsarin’s ideas in activities of the modern museum. Insufficient development of this problem in science and teaching practice needs to identify its relevance and determine the choice of the research topic “Pedagogical designing of cultural and educational activities in the museum institutions.” Object of research: educational value potential of cultural and educational ideas of Ibrai Altynsarin. Subject of research: pedagogical conditions for the implementation of cultural and educational activity ideas of Ibrai Altynsarin in modern museum. The purpose of the study: to identify, justify and experimentally verify the effectiveness of the implementation of pedagogical conditions of cultural and educational heritage of Ibrai Altynsarin in the education of youth, redefining ideas of Altynsarin in the light of the requirements of the new challenges of time. Hypothesis of the study: cultural and educational ideas of I. Altynsarin will contribute innovative renewal activity of the modern museum, if: understanding teachers cultural and educational ideas of I. Altynsarin flows during productive reflection own teaching activities; young people formed positive motives to the museum and educational activities; educators and youth actively rely on the experience of using the cultural-educational ideas of I. Altynsarin activities in a modern museum. Purpose, subject and research hypothesis led research objectives: 1. Identify the origins of moral values in the cultural and educational activities of Ibrai Altynsarin in youth work. 2. Develop a model for the implementation of cultural and educational activity ideas of Ibrai Altynsarin in activity of modern museum. 3. Develop the concept of socio-cultural activities of Ibrai Altynsarin, educator of Kazakhstan in the second half of the nineteenth century and its realization in modern teaching. 4. Pedagogical conditions determine the success of the cultural and educational ideas of Ibrai Altynsarin in activities of modern museum.

Текст научной работы на тему «Исследование эффективности использования электронных ресурсов конста-найского областного мемориального музея Ибрая Алтынсарина»

рый является основой для формирования современного эффективного стиля управления. Специалистами Учебного центра МВД по Республике Марий Эл накоплен опыт по соответствующей подготовке, позволяющий овладеть всей совокупностью подходов к управлению подчиненными с использованием демократического стиля.

Обобщая вышеизложенное, можно сделать вывод, что морально-психологическое состояние

в коллективе - это интегративная качественная характеристика служебного коллектива, отражающая уровень развития у сотрудников моти-вационно-ценностных образований, доминирующих психоэмоциональных состояний, а также характер взаимоотношений в рамках формальной и неформальной структуры коллектива, гарантированно обеспечивающий выполнение поставленных служебных задач.

Литература

1. Максимов А. Н. Стиль управления в системе ОВД: теория и практика // Юридический мир. - М., 2007. -№ 1 (121).

2. Максимов А. Н. Рационализация стиля управления горрайорганом внутренних дел в системе мер повышения эффективности управленческой деятельности // Современное управление. - М., 2007. - № 4.

3. Яськов Е. Ф., Максимов А. Н. Взаимодействие между структурными подразделениями городских и районных органов внутренних дел // Вестн. Москов. ун-та МВД России. - М., 2006. - № 10.

4. Асаул А. Н., Асаул М. А., Ерофеев П. Ю., Ерофеев М. П. Культура организации: проблемы формирования и управления. - СПб.: Гуманистика, 2006.

References

1. Maksimov A.N. Stil' upravlenija v sisteme OVD: teorija i praktika. Juridicheskij mir. Moscow, 2007, no 1 (121).

2. Maksimov A.N. Racionalizacija stilja upravlenija gorrajorganom vnutrennih del v sisteme mer povyshenija effektivnosti upravlencheskoj dejatel'nosti. Sovremennoe upravlenie. Moscow, 2007, no 4.

3. Jas'kov E.F., Maksimov A.N. Vzaimodejstvie mezhdu strukturnymi podrazdelenijami gorodskih i rajonnyh organov vnutrennih del. VestnikMoskovskogo universiteta MVD Rossii. Moscow, 2006, no 10.

4. Asaul A.N., Asaul M.A., Erofeev P.Ju., Erofeev M.P. Kul'tura organizacii: problemy formirovanija i upravlenija. Sankt-Peterburg, Gumanistika Publ., 2006.

УДК 006.98

ИССЛЕДОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ РЕСУРСОВ КОСТАНАЙСКОГО ОБЛАСТНОГО МЕМОРИАЛЬНОГО МУЗЕЯ ИБРАЯ АЛТЫНСАРИНА

Рыщанова У. М., старший консультант Костанайской ОУНБ им. Л. Н. Толстого, соискатель Челябинской государственной академии культуры и искусств, почетный деятель культуры Республики Казахстан (г. Костанай, Республика Казахстан). E-mail: Urkiyaru@mail.ru

Современный музей активно использует информационные, цифровые и другие инновационные технологии для сохранения, экспонирования и популяризации историко-культурных ценностей. Изложены результаты исследования, проведенного на базе Костанайского областного мемориального музея Ибрая Алтынсарина. Цель исследования - выяснить, насколько посетители осведомлены об издательской деятельности на электронных носителях и изучить эффективность их использования.

Ключевые слова: информационные ресурсы, менеджмент качества, образовательно-культурное пространство, социологические исследования, информационные технологии, электронные носители, познавательный процесс, инновационная деятельность, научно-исследовательский процесс, Костанай-ский областной мемориальный музей Ибрая Алтынсарина.

STUDY OF EFFECTIVE USE OF ELECTRONIC RESOURCES IN KOSTANAI REGIONAL MEMORIAL MUSEUM OF IBRAI ALTYNSARIN

Ryschanova U. M., Senior Consultant of L. N. Tolstoy Kostanai OUNB, Competitor of Chelyabinsk State Academy of Culture and Arts, Honorary Worker of Culture of the Republic of Kazakhstan (Kostanai, Kazakhstan). E-mail: Urkiyaru@mail.ru

Relevance of the research topic. The concept of state youth policy in the Republic of Kazakhstan emphasized, "Building the democratic society with a socially oriented economy is impossible without moral and spiritual development of young people, formation of the younger generation in Kazakhstan qualities such as patriotism, professionalism, responsibility, youth development socio-cultural experience of past generations, achievement world civilization."

Of particular interest is the legacy of one of the most prominent educational thinkers Kazakhstan Ibrai Altynsarin, who continued the philosophical tradition of the Kazakh people, and also to rethink the process of formation of the Kazakh youth in light of the current socio-political situation.

In our time, it is necessary to appeal to the historical basis of education, because without comprehension of the historical heritage of pedagogical impossible communion of the younger generation to human values.

Multifaceted and fruitful activity Ibrai Altynsarin to educate people to take its rightful place in the history of the Kazakh culture, being the foundation that made possible its further development.

Life and career of Ibrai Altynsarin, individual pages of his biography, his philosophical position and pedagogical views are of particular interest and contribute to the spiritual and moral development of a modern personality.

In the 1800s, Altynsarin stressed the need to achieve success in the use of special educational activities and pedagogical knowledge.

The degree of a problem. Legacy problems of Ibrai Altynsarin always were in the focus of educators and psychologists, the different aspects of this problem were considered in the study: Djumagulov K. T. "Creativity of Ibrai Altynsarin" (1959), Derbisalin A. "Literary Heritage of Ibrai Altynsarin" (1954), Shotanova S. "Altyn-sarin's Prose" (1996), Rysbekova G. E. "Development of pedagogical ideas and outreach of Ibrai Altynsarin in Kazakhstan in the second half of XIX and the first quarter of the twentieth century", Aldibekova Dj. "Sociopolitical and legal views of Ibrai ltynsarin" (1993), Kalkeeva K. R." Scientific and pedagogical bases of Ibrai Altynsarin's textbooks" (2000), etc. However, the problem of cultural-educational activities of Ibrai Altynsarin in the second half of the XIX-th century did not find enough fully reflected in educational theory and practice.

However historiographical survey showed that pedagogical science has accumulated a certain capacity to study the problem of realization of cultural and educational I. Altynsarin's ideas in the educational space of Kazakh schools, but it is fragmentary and heterogeneous. Recognizing the value of research above authors, it should be noted that the problem of cultural educational activities of Ibrai Altynsarin in the educational process to date is almost neglected. No conducted specific studies aimed at the realization of cultural and educational ideas of the teacher-educator in modern teaching. All this suggests that the study of the problem of cultural and educational activities of Ibrai Altynsarin under transformation of society is actual and perspective.

Relevance of the designated problem emphasizes the contradiction between the objective need of spiritual moral education of youth using Ibrai Altynsarin heritage in the educational process and the lack of scientific advice on the organization of the process. Selected contradiction defined semantic content-border research problem: what is the content of the main trends and directions of cultural and educational activities of I. Altynsarin and what pedagogical conditions for the implementation of cultural and educational I. Altynsarin's ideas in activities of the modern museum.

Insufficient development of this problem in science and teaching practice needs to identify its relevance and determine the choice of the research topic "Pedagogical designing of cultural and educational activities in the museum institutions."

Object of research: educational value potential of cultural and educational ideas of Ibrai Altynsarin.

Subject of research: pedagogical conditions for the implementation of cultural and educational activity ideas of Ibrai Altynsarin in modern museum.

The purpose of the study: to identify, justify and experimentally verify the effectiveness of the implementation of pedagogical conditions of cultural and educational heritage of Ibrai Altynsarin in the education of youth, redefining ideas of Altynsarin in the light of the requirements of the new challenges of time.

Hypothesis of the study: cultural and educational ideas of I. Altynsarin will contribute innovative renewal activity of the modern museum, if:

- understanding teachers cultural and educational ideas of I. Altynsarin flows during productive reflection own teaching activities;

- young people formed positive motives to the museum and educational activities;

- educators and youth actively rely on the experience of using the cultural-educational ideas of I. Altyn-sarin activities in a modern museum.

Purpose, subject and research hypothesis led research objectives:

1. Identify the origins of moral values in the cultural and educational activities of Ibrai Altynsarin in youth work.

2. Develop a model for the implementation of cultural and educational activity ideas of Ibrai Altynsarin in activity of modern museum.

3. Develop the concept of socio-cultural activities of Ibrai Altynsarin, educator of Kazakhstan in the second half of the nineteenth century and its realization in modern teaching.

4. Pedagogical conditions determine the success of the cultural and educational ideas of Ibrai Altynsarin in activities of modern museum.

Keywords: electronic resources, information resources, quality management, educational and cultural space, case studies, information technology, electronic media, cognitive process, information culture, innovation, research process, Kostanay Regional Memorial Museum Ibrai Altynsarina.

Общество XXI века пытается решить свои проблемы с помощью информационных технологий [1, с. 109-114]. Умение работать с компьютером, безусловно, является важным умением для современного человека, желающего стать информационно грамотным [5, с. 26-32].

Создание мультимедийных пособий по краеведению - одно из важнейших направлений работы музея, содействующего реализации его информационной и воспитательной функций. Краеведение позволяет накапливать, сохранять и передавать из поколения в поколение огромный объем соответствующих сведений. Использование же современных информационных технологий позволяет создавать пособия качественно нового уровня [7, с. 57].

На изменения традиционных составляющих краеведения существенно влияют технологии, содействующие созданию новых видов информационных ресурсов [3, с. 48-57].

Одно из основных направлений издательской деятельности музея - формирование фонда

электронных ресурсов и предоставление доступа к нему. Доступность информации признана одной из важнейших ценностей современной цивилизации [2, с. 111].

В образовательно-культурном пространстве региона широкое распространение получили электронные издания, посвященные жизни и деятельности общественных деятелей: Ибрая Ал-тынсарина, Мыржакыпа Дулатова, Ахмета Бай-турсынова.

Костанайский областной мемориальный музей Ибрая Алтынсарина разработал и сделал достоянием музейной практики новые методики, соответствующие требованиям и объективным возможностям формирующегося информационного общества.

Ибрай Алтынсарин в истории культуры казахского народа занимает особое место как крупный педагог и просветитель. Свою практическую деятельность он сочетал с широкой пропагандой идей просвещения, культуры и прогресса, приобщения казахского народа к культуре и науке

русского народа. Ибрай Алтынсарин открывал русско-казахские школы, сельскохозяйственные и ремесленные училища в степи, с его именем связано начало женского образования в Казахстане. Он является автором двух учебников для учащихся русско-казахских школ. «Казахская хрестоматия», вышедшая в 1879 году, первый национальный букварь, первый учебник, составленный на основе русского алфавита. Эта книга оказала неоценимую помощь казахским детям в освоении русского языка. В «Хрестоматии» в популярной форме излагались основы знаний, в небольших рассказах говорилось о важности перехода к земледелию, к оседлому образу жизни, в популярной форме преподносились детям достижения науки и техники. В учебном пособии «Начальное руководство к обучению киргизов русскому языку» И. Алтынсариным дано около 500 слов и фраз, взятых из самых различных областей жизни. Такое количество слов и фраз русского языка было достаточным для первоначального употребления в устной речи.

Составляя методические пособия, И. Алтын-сарин не мог и предположить, что через столетия возрожденный казахский народ высоко оценит его труд как богатейший вклад в культуру и, отдавая должную дань уважения его труду, прославит его имя как ученого, писателя и выдающегося педагога. Переводы И. Алтынсарина впервые познакомили казахских читателей с образцами русской и западноевропейской классической литературы.

Ибрай Алтынсарин продолжал лучшие традиции русской педагогики XIX века, был первым глашатаем педагогических взглядов Ушинского в Казахстане, его педагогические идеи формировались под влиянием передовой демократической культуры России [4, с. 175-180].

За последние годы музеем создано и внедрено научно-методическое обеспечение воспитания молодежи интерактивными формами реализации культурно-просветительного наследия Ибрая Ал-тынсарина. Это - мультимедийное методическое пособие «Ибрай Алтынсарин - выдающийся казахский педагог-просветитель», интерактивный тур «Имя Ибрая Алтынсарина вечно» (виртуальная экскурсия по алтынсаринским местам Коста-найской области, интерактивная выставка «Загадки Ибрая Алтынсарина», ролевая игра-экскурсия «Просвещение края», ролевая экскурсия-игра-

экскурсия «Ремесленная мастерская», игра-путешествие «По алтынсаринским местам Ко-станайской области», тронная викторина «Что Вы знаете об И. Алтынсарине?», интерактивное музейное занятие «В алтынсаринской школе: от ручки до школьной парты», бонус-игра «Ибрай Алтынсарин - великий сын казахской степи», «Ибрай Алтынсарин - выдающийся казахский педагог-просветитель, поэт-писатель, ученый-этнограф», «Наследие Ибрая Алтынсарина» и др.

На базе Костанайского областного мемориального музея Ибрая Алтынсарина проведено исследование, целью которого было - выяснить, насколько посетители осведомлены об издательской деятельности на электронных носителях и изучить эффективность их использования.

Проведение систематического изучения степени удовлетворенности потребителей и оценка использования электронных ресурсов - необходимые компоненты эффективно действующей и постоянно совершенствующейся музейной системы менеджмента качества, влияющей на качество образовательного и научно-исследовательского процессов в музее.

Для определения степени осведомленности о существующих ресурсных возможностях музея и изучения эффективности их использования на базе Костанайского областного мемориального музея Ибрая Алтынсарина проведено социологическое исследование (с 20 апреля 2012 года по 20 июня 2013 года). В нём приняли участие студенты Костанайского государственного педагогического института, Костанайского государственного университета им. А. Байтурсынова первого - шестого курсов; всего 377 респондентов из 6 439 студентов вузов. Инструментом для сбора данных послужила специально разработанная анкета.

Электронные ресурсы Костанайского областного мемориального музея Ибрая сформированы в 2011 году к юбилею земляка, педагога-просветителя.

Сегодня коллекцию электронных ресурсов составляют (бонус-игра «Ибрай Алтынсарин -великий сын казахской степи», мультимедийное методическое пособие «Ибрай Алтынсарин - выдающийся казахский педагог- просветитель», электронные публикации докладов научных конференций «Идеи Ибрая Алтынсарина в реалиях современного Казахстана».

Издания, входящие в состав фонда электронных ресурсов, изготовлены автором. Все документы созданы в PDF-формате.

В период проведения исследования посетителям предложили ряд вопросов, на которые, можно было легко ответить.

На вопрос «Как часто вы обращаетесь к электронным ресурсам музея?» 22 % респондентов ответили: «несколько раз в месяц», 14 % - 1-2 раза в месяц, 15 % - несколько раз в неделю, 17 % -1-2 раза в неделю, 9 % опрошенных посетителей работают с пособиями каждый день. Не обращаются к электронным ресурсам 6 % респондентов, пользовались всего 1-2 раза за время учебы - 4 %, несколько раз в год - 5 %, 1-2 раза в год - 8 %.

Таким образом, около 77 % опрошенных используют этот информационный ресурс регулярно, а не от случая к случаю, что свидетельствует о важной роли электронных ресурсов в учебном и познавательном процессе.

Музей постоянно информирует посетителей о предоставляемых информационных ресурсах и услугах. Продвижению информационных ресурсов способствуют организация выставок, подготовка информационных листков, рекомендательных списков, регулярное размещение информации на стендах объявлений, веб-сайтах музея.

Чтобы оценить эффективность этой работы, в анкету включили вопрос: «Из каких источников вы получили информацию об электронных ресурсах музея?» Получены следующие ответы: консультации в музее (28 %), общение с коллегами (15 %), страница новостей сайта музея (15 %), Костанайская областная еженедельная общественная информационно-образовательная газета «Учительская плюс» (14 %), сайт музея (11 %), информационные листки (10 %). Не знали о существовании электронных ресурсов музея 7 % респондентов.

Следовательно, наиболее эффективная форма продвижения информационных ресурсов -индивидуальное консультирование посетителей непосредственно в музее.

27 % опрошенных посетителей считают, что информация, представленная в музее, удовлетворяет их потребности «на пятерку», 44 % -«на четверку», 22 % - «на тройку», 4 % -«на двойку», 3 % - «на единицу». Эти данные

позволяют сделать вывод: фонд электронных ресурсов по пропаганде наследия Ибрая Алтынса-рина как информационный ресурс сформирован достаточно хорошо - таково мнение 71 % респондентов.

31 % респондентов считают преимуществом фонда электронных ресурсов возможность оперативно находить полный текст нужного документа.

Другие причины обращения к фонду электронных ресурсов: отсутствие в фонде музея необходимой информации на бумажном носителе - 19 %; рекомендация преподавателя (посмотреть пособие или публикацию в фонде электронных ресурсов музея) - 18 %; документ из фонда музея был занят - 15 %; посоветовал научный сотрудник музея при индивидуальной консультации - 15 %; самообразовательные цели и желание просмотреть контент информационного ресурса - 2 %.

Свое умение работать с электронными ресурсами музея оценили на 5 баллов 19 % опрошенных посетителей, на 4 - 45 %, на 3 - 21 %, на 2 и 1 - 15 %. Таким образом, работа с электронными ресурсами музея, по мнению студентов, не вызывает у них особых проблем.

Однако чтобы выявить проблемы, возникающие при работе с электронными ресурсами музея, в анкету включили вопрос: «Какие затруднения вы испытываете при работе с электронными ресурсами?». Выяснилось, что лишь 12 % респондентов свободно работают с этим информационным ресурсом - это несколько противоречит представленным выше цифрам. Причины затруднений - неумение студентов проводить сложный поиск (21 %) и пользоваться программой, в которой открывается электронный ресурс (21 %), поэтому им приходится прибегать к помощи научного сотрудника. Другие затруднения: сложности в подборе ключевых слов для поиска (18 %) и необходимых источников из списка после поиска (10 %), неумение копировать фрагменты электронных документов (13 %) и сохранять электронные документы на внешние накопители информации (5 %).

На вопрос анкеты «Помогают ли вам документы из фонда электронных ресурсов в изучении дисциплин?» 40 % опрошенных ответили, что большая часть информации, содержащейся

в документах электронных ресурсов, им нужна; 18 % уверены - эти документы очень помогают: с их помощью всегда можно найти необходимую информацию. Следовательно, 58 % респондентов полагают, что документы, составляющие фонд электронных ресурсов, помогают им в изучении учебных дисциплин.

Однозначно ответить на этот вопрос не решились 18 % опрошенных; 20 % считают, что в электронных ресурсах можно найти лишь небольшую часть нужной для учебы информации; 4 % уверены, что документы, содержащиеся в фонде электронных ресурсов, не помогают вообще.

Следующий вопрос анкеты - «С какими видами документов из фонда электронных ресурсов музея вы работаете чаще всего?». Респондентам предоставили перечень видов документов, включенных в фонд электронных ресурсов; для более детального анализа результата предлагалось указать, как часто они пользуются ими. Ответы представлены в таблице Использование студентами различных видов электронных документов в Костанайском областном мемориальном музее Ибрая Алтынсарина

Таблица 1

Документы, представленные в фонде электронных ресурсов музея Интенсивность использования документов

очень часто часто не часто редко никогда

Мультимедийное методическое пособие «Ибрай Алтынсарин -выдающийся казахский педагог-просветитель» (на трех языках) 1 15 69 30 26 63

Методическое пособие «Идеи Ибрая Алтын-сарина в реалиях современного Казахстана» (электронные публикации докладов научных конференций) 29 63 72 44 52

Пособие «Ибрай Алтынсарин - выдающийся казахский педагог-просветитель, поэт-писатель, ученый, этнограф» 22 59 76 62 39

Окончание таблицы 1

Интенсивность исполь-

Документы, представленные в фонде электронных ресурсов музея зования документов

очень часто часто не часто редко никогда

Электронная книжная выставка «Ибрай Алтын- 8 18 51 67 55

сарин»

Бонус-игра «Ибрай Ал- 34 52 42 46 58

тынсарин - великии сын

казахской степи»

Таким образом, при подготовке к занятиям респонденты (55 %) наиболее часто обращаются к мультимедийному методическому пособию «Ибрай Алтынсарин - выдающийся казахский педагог-просветитель» (на трех языках). К сожалению, нечасто используется пособие «Ибрай Алтынсарин - выдающийся казахский педагог-просветитель, поэт-писатель, ученый, этнограф», хотя оно содержат актуальную оперативную информацию, и методическое пособие «Идеи Ибрая Алтынсарина в реалиях современного Казахстана» (электронные публикации докладов научных конференций), которое отличает новизна содержания (по сравнению с другими видами изданий).

В случае отсутствия необходимой информации в фонде электронных ресурсов музея студенты обращаются к другим электронным информационным ресурсам и/или сервисам: электронной доставке документов (31 %), ресурсам Интернета (27 %), внешним базам данных, приобретенным музеем, и фондам музея через его ЭК (по 13 %).

Самые популярные пожелания руководству музея по совершенствованию фонда электронных ресурсов музея: в фонде электронных ресурсов должны находиться тексты не только учебников, но и книг по профилю музея (40 %); к фонду электронных ресурсов необходимо предоставить доступ через Интернет (19 %); в фонде электронных ресурсов должны быть представлены тексты научных статей исследователей жизни и творчества Ибрая Алтынсарина (15 %). 12 % студентов вузов считают, что электронные ресурсы музея должны содержать тексты учебников, пособий, подготовленных краеведами-исследователями, изучающими жизнь и деятельность Ибрая Алтынсарина,

9 % хотят видеть в фонде электронных ресурсов электронные и интерактивные пособия. Фонд электронных ресурсов музея вполне устраивает 5 % респондентов (ответ: «ничего не нужно делать, он вполне устраивает»).

Чтобы определить основные источники формирования навыков информационной культуры, в анкету включили вопрос: «Как вы приобрели навыки информационной культуры?». Большинство респондентов ответили, что им помогли уроки информатики в школе или занятия по основам информатики и вычислительной технике в вузе.

Исследование позволило сформулировать рекомендации по совершенствованию деятельности музея в рамках эффективного использования фонда электронных ресурсов музея:

Обратить внимание на пожелание студентов внести в фонд электронных ресурсов тексты не только учебных пособий, но и изданий по тематическому профилю вуза.

Ввести в деятельность музея консультационные занятия для студентов первого курса по работе с электронными ресурсами, имеющимися в музее.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Организовать информационные мероприятия по увеличению степени информированности студентов вуза об электронных ресурсах, которыми располагает музей, и их возможностях через местную прессу, сайт вуза и т. д.

Проведение систематических исследований информационной удовлетворенности пользователей и оценка использования фонда электронных ресурсов музея - необходимые компоненты эффективно действующей и постоянно улучша-

ющейся музейной системы менеджмента качества, влияющей на качество образовательного и научно-исследовательского процессов в музее.

Инновационную деятельность Костанай-ского областного мемориального музея Ибрая Алтынсарина по подготовке мультимедийных изданий высоко оценили ученые, литературоведы и представители культуры, определив их как важную составляющую современного информационного пространства региона (выступления автора пособий на международных научно-практических конференциях Оренбург - 2011, Челябинск -2012).

Таким образом, музей является информационным центром, предоставляющим доступ не только к традиционным фондам, но и к электронным ресурсам, помогающим пользователям разобраться в глобальном информационном пространстве [6, с. 60-62]. Безусловно, вопросы инновационного развития стали сегодня ключевыми, определяющими развитие современного музея. Мультимедийные методические пособия - свидетельства глобальных преобразований как в музее, так и стране.

Более чем двадцатилетний опыт научно-исследовательской работы показывает, что областной мемориальный музей Ибрая Алтынсари-на обязан быть научным центром для учреждений своего региона, вырабатывать определенную политику и служить образцом творческого решения собственных задач. В то же время нужны новые подходы к решению проблем НИР с учетом сложившихся реалий, к ее осмыслению на основе современной методологии.

Литература

1. Активизация информационных ресурсов и их эффективное использование в пропаганде наследия Ибрая Алтынсарина // Информатизация общества: современное состояние и перспективы: мат-лы между-нар. науч.-практ. конф. - Костанай: Костан. социал.-техн. ун-т им. академика З. Алдамжар. - 2008. -С. 109-114.

2. Дворкина М. Я. Информационное обслуживание: социокультурный подход: моногр. / МГУКИ. - М.: Проф-издат, 2001. - 111 с.

3. Рыщанова У М. Ибрай Алтынсарин: выдающийся казахский педагог-просветитель (к 170-летию И. Алтынсарина) // К информационному обществу: использование информационно-коммуникационных технологий - новые возможности для библиотек: мат-лы межрегион. науч.-практ. конф. / Мин-во культуры, общественных и внешних связей Оренбург. обл., ГУК «Оренбургская областная УНБ им. Н. К. Крупской». -Оренбург, 2011. - С. 48-57.

4. Рыщанова У М. Использование наследия Ибрая Алтынсарина в современном музейном пространстве (на примере Костанайского областного мемориального музея Ибрая Алтынсарина) // Вестн. Челябин. гос. акад. культуры и искусств. - 2013. - № 4 (36). - С. 175-180.

5. Серова О. В. Влияние информационно-электронной среды на справочно-библиографическое обслуживание // Мир библиотеки. - Алматы, 2010. - № 3. - С. 26-32.

6. Степанова Р. Поэзия тишины. Мультимедийные издания // Библиотека. - 2013. - № 1. - С. 60-62.

7. К информационному обществу: использование информационно-коммуникационных технологий - новые возможности для библиотек: мат-лы межрегион. науч.-практ. конф. (Оренбург, 7-8 дек. 2011 года) / Мин-во культуры, общественных и внешних связей Оренбург. обл., ГУК «Оренбургская областная УНБ им. Н. К. Крупской». - Оренбург, 2011. - С. 57.

References

1. Aktivizacija infoimacionnyh resursov i ih effektivnoe ispol'zovanie v propagande nasledija Ibraja Altynsarina [Activation of information resources and their effective use in promoting heritage Ibrai Altynsarin]. Informatization of society: current state and prospects. Proceedings of the international scientific-practical conference. Kostanaj: Z. Aldamzhar Kostanaiskij socio-technical university Academician Publ., 2008, pp. 109-114.

2. Dworkin M. Informacionnoe obsluzhivanie: sociokul'turnyj podhod [Information Services: The socio-cultural approach]. Moscow, Profizdat Publ., 2001, p.111.

3. Ryshchanova U.M. Ibraj Altynsarin: vydajushchijsja kazahskij pedagog-prosvetitel' (k 170-letiju I. Altynsarina) [Ibrahim Altynsarin: Kazakh outstanding teacher and educator (to the 170th anniversary I. Altynsarin)]. Towards an Information Society: the use of information and communication technologies - new opportunities for libraries. Proceedings of the Interregional Scientific and Practical Conference. Ministry of Culture, Public and Foreign Relations of the Orenburg region, PG Regional UNB them N.K. Krupskaja. Orenburg, 2011, pp. 48-57.

4. Ryshchanova U.M. Ispol'zovanie nasledija Ibraja Altynsarina v sovremennom muzejnom prostranstve (na primere Kostanajskogo oblastnogo memorial'nogo muzeja Ibraja Altynsarina) [Using Ibrai Altynsarin heritage in a modern museum space (for example, Kostanai regional memorial museum Ibrai Altynsarin). Vestnik Cheljabinsk State Academy of Culture and Arts, 2013, no 4 (36 ), pp. 175-180.

5. Serov O.V. Vlijanie informacionno-elektronnoj sredy na spravochno-bibliograficheskoe obsluzhivanie [Impact of information and electronic media on the reference-bibliographic]. World Library. Almaty, 2010, no 3, pp. 26-32.

6. Stepanova R. Poezija tishiny. Mul'timedijnye izdanija [Poetry of Silence . Multimedia publishing]. Library, 2013, no 1, p. 60-62.

7. K informacionnomu obshchestvu: ispol'zovanie informacionno-kommunikacionnyh tehnologij - novye vozmozhnosti dlja bibliotek [Towards an Information Society: the use of information and communication technologies - new opportunities for libraries]. Proceedings of the Interregional Scientific and Practical Conference. Ministry of Culture, Public and Foreign Relations of the Orenburg region, PG Regional UNB them N.K. Krupskaja. Orenburg, 2011, p. 57.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.