7
ФИЛОСОФСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ
М.В. Слесарь,
кандидат педагогических наук, директор филиала АО «НЦПК «врлеу» ИПК ПР по Костанайской области»
Нег1зг1 свздер: цундылыцтар, жауапкершшк, педагогикалыц цун-дылыцтардыц жеке-тулгалыц жуй-ес1, элеуметтт орта, кэсгби орта, царым-цатынас, кэсгби жет1стт.
Ключевые слова: ценности, ответственность, индивидуально-личностная система педагогических ценностей, социальная среда, профессиональная среда, общение, профессиональный успех.
Keywords: values, responsibility, individual-personal system of pedagogical values, social environment, professional environment, communication, professional success.
К ПРОБЛЕМЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ В НАСЛЕДИИ ИБРАЯ АЛТЫНСАРИНА
Ацдатпа
^азакстанда зайырлы бшм беру жYЙесiн жасаушы ¥лы педагог Ыбырай Алтынсариннщ педагогикалык кундылыктары карастырылады. Элеуметпк жэне кэаби ортада тулганыц ез релш беютумен байла-нысты кундылыктары; карым-катынас кажеттiлiгiн канагаттандыратын кундылыктар, шыгармашылык жеке даралыгыныц дамуына багытталган басты кун-дылыктар усынылады.
Аннотация
Рассматриваются педагогические ценности Великого педагога, создателя системы светского образования в Казахстане Ибрая Алтынсарина. Представлены главные: ценности, связанные с утверждением личностью своей роли в социальной и профессиональной среде; ценности, удовлетворяющие потребность в общении; ценности, ориентированные на развитие твор- §
ческой индивидуальности. ^
m
О
Annotation ^
Pedagogical values of the Great teacher, founder о
of system of secular education in Kazakhstan Ibray Ц
Altynsarin are considered. The main values are g
presented: the values connected with approval by о
the person of his/ her role in social and professional с
environment; the values of communication; the s
values focused on development of creative identity. и
¡T1
Проблемы человеческой жизни решаются в сфе- g
ре отношений к миру и отношения человека к са- ^
н
мому себе. Нет конца в этом постижении проблемы
>
своего существования, в желании человека стать ^
создателем собственно жизни, которая никогда не ^ будет удовлетворять человека, а будет двигать его к £3
решению новых и новых проблем [5, с.501]. ®
Жизнь Ибрая Алтынсарина - постоянное по- о
стижение смысла своего существования с позиции §
©
Вестник «Oрлеу»-kst
полезности для своего народа, движение к решению новых и новых проблем. В его наследии много этому доказательств. Вот одно из них, в письме к Н.И. Ильминскому - чиновнику особых поручений, он пишет: «Несмотря на то, что всё, кажется, обстоит благополучно, я нахожусь в трепетном положении человека, который, держа в руках дорогую вещь, ежеминутно боязливо озирается кругом, чтобы не отняли её. ... Десять лет прошли в полезных и бесполезных заботах и иногда в чрезвычайных трудах, разъездах и т.п., наконец в той среде, где я живу, и ум мой начинает тупеть» [1,с.35-36].
Это сомнения Великого педагога, основателя отечественной гуманистической педагогики, создателя системы светского образования. За свою короткую жизнь ему удалось открыть четыре двухклассных русско - киргизских училища, одно ремесленное училище, одно женское училище, пять волосных школ, два училища для русских поселян. Он - основатель педагогического и женского образования в Казахстане.
Алтынсарин не только открывал светские народные школы, но и разрабатывал для них ^ дидактические принципы обучения и вос-< питания детей, создавал учебные и методист ческие пособия [2,с.33]. ем Сомнения, иногда неудовлетворение в ра-2 боте, были двигателями его деятельности на § благо образования своего народа. За каждое ^ новое дело брался он с огромной ответ-О ственностью и энергией. ^ В одном из писем Н.И. Ильминскому пи-
§ шет: «8 января совершилось давно ожида-
и
м емое мною открытие школы, и поступили
С"1
^ в неё 14 киргизских мальчиков, мальчиков ^ славных, смыслящих. Как голодный волк
§ за барана, взялся я горячо за учение детей;
о
н к крайнему моему удовольствию, мальчики
5! эти в течение каких-нибудь трёх месяцев
м выучились читать и даже писать по-русски
§ и по-татарски» [1,с.25].
О Этой увлечённости в работе способство-
О
и вало осознание ценности педагогической
ч профессии, которая мотивировала его на
новые действия.
В наследии Ибрая Алтынсарина можно проследить, какие ещё
педагогические ценности для него были важны.
Современные исследователи различают следующие:
- социально - педагогические,
- групповые педагогические,
- личностно - педагогические.
Все они являются основанием индивидуально - личностной системы педагогических ценностей, которая включает:
- ценности, связанные с утверждением личностью своей роли в социальной и профессиональной среде (общественная значимость труда педагога, престижность педагогической деятельности);
- ценности, удовлетворяющие потребность в общении и расширяющие его круг (общение с детьми, коллегами, референтными людьми);
- ценности, ориентирующие на саморазвитие творческой индивидуальности (возможности развития профессионально-творческих способностей, приобщение к мировой культуре, занятие любимым предметом, постоянное совершенствование);
- ценности, позволяющие осуществлять самореализацию (творческий характер труда педагога, романтичность и увлекательность педагогической профессии);
- ценности, дающие возможность удовлетворять прагматические потребности (возможности получения гарантированной государственной службы, оплата труда) [4].
Ибрай Алтысарин считал ценности, связанные с утверждением личностью своей роли в социальной и профессиональной среде важными для себя и для каждого педагога. В письме к Н.И. Ильминскому он пишет: «Недавно получил Ваше письмо, в котором Вы сообщили о дошедших до Вас отзывах относительно Мозохина. Он действительно прекрасно ведёт свои дела, как никто во всей области, что, не говоря уже о самом благоприятном мнении о нём началь-
ствующих, видно из того, что окрестные старики-киргизы полюбили его как родного сына. Я же со своей стороны считаю за великое счастье, что бог наградил меня через Вас одним таким учителем, какого я мог только желать. Дело народного образования здесь только начинается. И как от прочности и основательности кладки фундамента зависит всё достоинство новостроящегося здания, так и в нашем деле вся дальнейшая будущность киргизских школ во многих отношениях зависит от теперь положенного начала, ввиду чего я ценю теперь хорошего учителя дороже всего на свете» [1,с.75].
Судя по переписке, которую И. Алтынса-рин вёл с учителями, чиновниками, для него были очень важны ценности, удовлетворяющие потребность в общении. Подтверждением этого вывода является письмо к Н.И. Ильминскому, в котором он писал: «В минуты печали, без которой едва ли кто из людей обходится, Ваше сердечное отношение ко мне всегда было моим главным утешением; оно поддерживало мой дух и уверенность во мне, что истинно хорошие люди считают меня добрым и как будто даже способным человеком; поэтому мне было бы очень тяжело, если на самом деле заслужил Ваше нерасположение. ...» [1,с.76-77].
Ильминский управляющему канцелярией синода Саблеру сообщал об Алтынсарине: «Целые вечера до полуночи проводили мы в разговорах. Это повторялось каждый день. Алтынсарин оказался пресимпатичным. Наконец, он стал жить у нас с утра до ночи, уходя на свою квартиру только ночевать. Я у него учился по- киргизски, т.е. выспрашивал киргизские слова и формы. Так как до того киргизский язык вовсе не употреблялся в письме и вся переписка управлению велась по- татарски, то я старался Алтынса-рину и товарищам его внушить уважение к языку киргизскому преимущественно перед татарским, заохотить их к изложению или переводу на родном языке. Алтынсарин и тут оказал ко мне своё сочуствие и восприм-чивость гораздо более своих товарищей.
... Всё это доказывает восприимчивую и симпатичную натуру Алтынсарина. Но при всём этом основательный, дельный и добросовестный человек» [2,с.298-299].
Следует отметить дела и общение Ал-тынсарина способствовали и его профессиональному успеху. Начальник Тургайского уезда Я. П. Яковлев писал: «Я служу с ним 16 лет, уважаю и люблю его, а деятельность и благоразумие его всегда служили верною мне помощью при моих довольно сложных делах по управлению ордынцами. Для Ал-тынсарина я не жалел никаких стараний выдвинуть его на вид как человека, на которого следует обратить особенное внимание и могущего приносить действительную пользу, и начальство лично знало его с этой стороны, но какие-то неизвестные нам основания постоянно препятствовали его повышению.
Мне, с одной стороны, крайне жаль, что Алтынсарин, кажется, уедет от нас, но, с другой стороны, радуюсь, что обратил на себя внимание высоких людей, которые, быть может, помогут ему выйти на открытую дорогу, где без помехи он в состоянии будет заявить о себе и приносит пользу киргизскому народу, крайне нуждающемуся в подобных людях. Итак, с сожалением и ра- < достью в одно и то же время благословляю моего друга Алтынсарина на добрый путь» [2,с.253-254]. О
Любознательность Ибрая Алтынсари-на развивала профессионально-творческие способности, приобщала к знаниям мировой культуры, для него важны были ценности, ориентированные на саморазвитие творческой индивидуальности. Он считал «
С"1
важным развивать эти качества у детей, писал рассказы, развивающие любознатель- о ность в познании мира (о жене китайского богдыхана, об американском учёном, о зна- н
Р-)
менитом английском мастере и др.) В пись- S ме к Ильминскому он сообщает: «Стараюсь всеми силами, чтобы подействовать на их нравственность, чтобы они впоследствии
не были взяточниками. Посмейтесь надо 8
О
мною, я иногда являюсь к детям в пустое от
■
занятий время официально муллой и рассказываю, что знаю из духовной истории, прибавляя к тому и другие полезные удобопонятные рассказы.» [1,с.25]
В этом же письме он подводит некоторый итог своей деятельности: «Моё постоянное стремление духовное клонилось к тому, чтобы непременно быть полезным человеком; а теперь мысль, что достигаю этого, утешение мне во всём» [1,с.26]. Настолько важны для Ибрая Алтынсарина были ценности, способствующие самореализации.
К ценностям, дающим возможность удовлетворять прагматические потребности, педагог Алтынсарин относился как большинство людей, этому есть много подтверждений в его наследии, одно из них письмо к В.В. Катаринскому, в котором он писал: «Грустное очень душевное настроение моё теперь, так как от тех же властей, от которых имею право ожидать помощи и поощрения, заслуживаю в конце концов неустанное преследование всеми законными и даже незаконными путями» [3,с.32].
Однако вся его короткая жизнь закончилась признанием его заслуг в деле про-^ свещения народа. Перед смертью Ибраю ^ Алтынсарину было присвоено звание статно ского советника, что по тем временам соот-^ ветствовало генерал - майору от инфантии § [2,с.47].
л
S Простой ответ на вопрос, за что он был
g награждён, в воспоминании учителя Ку-
2 станайской двухклассной русско-казахской
и школы Ф.Д. Соколова. Он важен для каждо-
§ го учителя: за гуманизм и любовь к профес-
w сии учителя, за активную жизненную пози-
§ цию. Это были самые важные ценности его
§ жизни.
« Ф.Д. Соколов пишет: «Как сам горячо
f-j любил учебное дело, то же желал видеть и
^ в учителях своей инспекции. Умел он свои-
w ми беседами сердечно возбудить в учителях
g рвение к учебному делу. В глазах общества
© поставил нас высоко, заставил всех отно-
о
и ситься к учителям с должным уважением,
g гордясь ими перед всеми, как честными и
® полезными тружениками. ... Народ киргиз-
ский относился к нему с глубоким уважением. И было за что уважать Ибрагима Алтын-сарина: двери его всегда и для всех были отворены; независимо помощи советом, он в трудные для киргизов годы помогал им и своей собственностью, раздавал нуждающимся заимообразно свои деньги без всяких процентов и часто не получал обратно. Русские переселенцы тоже видели в нём доброго и справедливого человека. Интеллигенты Кустаная без него положительно скучали. Он был душою общества, весёлый и приятный собеседник и был везде принимаем с редким радушием» [2, с.334-335].
Делать первые шаги, открывать неизведанное всегда сложно, нет конца в постижении истины своего существования, кроме того мешает традиционность суждений, консерватизм мышления тех, кто не хочет изменений. Жизнь Ибрая Алтынсарина этому подтверждение, на него писали жалобы, завидуя его популярности, доверию народа, критиковали. Главную оценку деятельности Алтынсарина дал Президент страны Н.А.Назарбаев. Он - «первый апостол народного просвещения Казахстана», был «ярким выражением народного духа» [3,с.236].
ЛИТЕРАТУРА
1. Алтынсарин, Ибрай [Текст]/Ибрай Ал-тынсарин. Собрание сочинений в 3-х томах, т.3. Издательство «Наука» Казахской ССР. Алма - Ата, 1978. - 352с.
2. Алтынсарин, Ибрай [Текст]/Ибрай Алтынсарин. Собрание сочинений в 3-х томах, т.1. Издательство «Наука» Казахской ССР. Алма - Ата,1978. - 359с.
3. Назарбаев, Н.А. В потоке истории [Текст]/ Н.А. Назарбаев. Издательский дом «Кггап». Алматы, 2002. - 239с.
4. www.bibliotekar.ru/pedagogika -3/97. htm Педагогика.
5. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей [Текст]/Под ред. П.И. Пид-касистого. - М.: Педагогическое общество России, 2003. - 608 с.