и
Вестник «Орлеу^-kst
s
к <
m О
го «
О
w «
О
О!
С
w
5
6
и w
IT1 S
i-ч
о
4 о и о
H w
2
s
w
5 Ы
и ©
о
и
о -
s ©
Нуртазина А.А.,
преподаватель, Костанайский строительно-технический колледж
Неггзгг свздер: педагог мугалгм, агарту, оцыту, бшм, тэрбие беру, ацпараттандыру, сынау.
Ключевые слова: педагог-учитель, просвещение, образование, воспитание, преподавание, информатизация, апробация.
Keywords: teacher-teacher, education, education, education, teaching, informatization, approbation.
ИБРАИ АЛТЫНСАРИН: МИССИЯ УЧИТЕЛЯ
Ацдатпа
Макала ¥лы агартушы, казак халкыныц улы, кыздарга бшм берудщ непзш калаушы, бiздщ жер-лесiмiз Ыбырай Алтынсариннщ 175 жылдыгына арналады. Бiздщ катыгез заманда ескелец урпакка тэрбие беруге кеп кещл белiнiп, бiлiм берудегi бас-ты рел педагогке берiлетiндiгi туралы айтылады. Автор мрашмнщ балалармен жумыс жасауда пай-даланатын эдiстерi мен тэсшдерш суреттейдi.
Аннотация
Статья посвящена 175-летию со дня рождения Великого учителя, сына казахского народа, основоположника женского образования, нашего земляка Ибрая Алтынсарына. Особое внимание уделяется воспитанию подрастающего поколения в наше меркантильное и суровое время, и роли педагога - учителя в этом сложном процессе образования. Автор дает описание методов и приемов, которые использует учитель в процессе работы с детьми.
Annotation
Article is devoted to the 175 anniversary since the birth of the Great teacher, the son of the Kazakh people, the founder of female education, our fellow countryman Ibraya Altynsaryn. Special attention is paid to education of younger generation in our mercantile and severe time, and a role of the teacher - teachers in this difficult process of education. The author gives the description of all methods and receptions which are used by the teacher in the course of work with children.
Каждому казахстанцу, патриоту своей Родины известно имя Великого Учителя, педагога - энтузиаста, мыслителя, просветителя, ученого, писателя Ибрая Алтынсарина, который вошел в нашу историю как яркое явление культурной жизни казахов XIX века, о чем сегодня, к сожалению, мало вспоминают. Обладая поэтическим даром, совершенным умом и бескорыстной душой он всегда останется в истории педагогической мыс-
3(13)72016
Вестник «Oрлеу»-kst
ли Казахстана. Выбрав нелегкую стезю, порой неблагодарную стезю - просвещение всего казахского народа, Великий учитель в одном из своих писем напишет: «...Я не отступлюсь от коренных своих убеждений и стремления быть полезным своим родичам, несколько хватит моих сил». Эти слова до конца дней стали его жизненным кредо. Его убежденность и подвижничество принесли большие плоды уже в начале XX века [2,с.65]. Также немаловажное значение оказывает образование. Образование - это намного больше, чем приобретение знаний и навыков, помогающих решать частные задачи. Образование - это также и способ открыть ребенку глаза на нужды и права других. По мнению Алтынсарин, начальное школьное образование - новый и важный этап в формировании и развитии ребенка. Здесь он впервые начинает заниматься деятельностью значимой для общества. Он приходит в школу за знаниями. В этот момент его ум способен воспринимать. И, конечно же, здесь в главной роли выступает учитель. С помощью учителя он познает окружающий мир. Учитель помогает ему сформироваться как личности нравственной, высокообразованной, интеллектуальной, со своей гражданской позицией. Учитель, по мнению Алтынса-ри, может влиять на внутреннюю культуру и культуру поведения каждого учащегося, развивать его мировоззрение. Но все это учитель может развивать только при одном условии, если он сам высокопрофессионален, интеллектуально подкован, обладает такими качествами как мудрость, доброта, сострадание. Учитель на своем примере может показать нравственные ценности, которыми должен обладать каждый его ученик [3,с.235].
Образовательные и воспитательные задачи образовательных учреждений, организация учебно-воспитательного процесса в ней на идеях человечности, составление элективных учебных планов
и программ с учетом прогрессивных педагогических идей, использование фольклора и, конечно, признание исключительной роли учителя - как созвучны эти и другие просветительские идеи Ыбрая Алтынсарына современным проблемам школы. Необходимо отметить, что Ибрай Алтынсарин, разработав систему школьного образования, главное место отводил личности и моральному облику учителя. Идейная ценность и значимость его мыслей особенно актуальны и сейчас, когда наше образование шагнуло на принципиально новую ступень своего развития. В истории психолого-педагогической мысли, кроме Алтынсарина, трудно найти человека, который бы столь много высказал ценных замечаний о роли педагога - воспитателя.
Ибрай Алтынсарин писал, что учительская должность есть «не служба, а Богом данное призвание. Во все времена ходили учителя в рубище. Высокую душу для этого следует иметь, способную отдать свой пламень другим людям, ничего не требуя взамен. Великий подарок это от Бога!».
«Учителем может работать далеко не каждый и душа должна быть щедрее у педагога, и ответственности больше и профессионализм достаточно высокий».
«В нашем деле вся дальнейшая будущность киргизский школ, - писал Алтынсарин, - во многих отношениях зависит от теперь положенного начала, ввиду чего я ценю теперь хорошего учителя дороже всего на свете. Для народных школ учителя составляют все!».
И сейчас Учитель - самый необходимый человек для каждого ребенка. У него необычная миссия в жизни: не только учить, направлять, руководить, но и воспитывать. Его предназначение - проследить за становлением личности ребенка, входящего в современный мир, воспитывать человека, способного достойно занять свое место в жизни. И у него не-
к <
ер О
го £
« О
м «
О
О!
С
м ^
и м
¡г1
[-4
О Ч
О «
о н м
м
и ©
О
и
о -
©
и
Вестник «Oрлеу»-kst
простая миссия - не уронить авторитета, достоинства, гордости, почетного звания - Учитель [4,с.31-42].
Ибрай Алтынсарин своим примером показывал, каким же должен быть учитель. Дружил с передовыми педагогами В.Катаринским, А.Мазохиным, Д.Соколовым, Н.Ильинским. Будучи инспектором, давал учителям консультации, даже вникал в их личную жизнь, советовал, но вместе с тем был и требователен. Видеть человека не односторонне - главный урок его общения и дружбы.
Хотелось бы особо уделить внимание тем строкам, которые Алтынсарин писал, что «Учитель - главный человек для преподавания знаний... все наше будущее, будущее народа в руках учителя». Почему эти строки актуальны и в наше время? Да потому что, современное образование и образовательный процесс построены так, что учитель не всегда успевает дать всем детям должного внимания и знаний, которые им так необходимы в наше нелегкое время, в эпоху религиозного терроризма и экстремизма, чтобы заложить 3 у них основы человеколюбия, доброты, < любви ко всему окружающему, так как в суете педагогического процесса, обя-¿м занности учителя построены так, что он разрывается в ходе рабочего процесса. § Ему необходимо провести контроль посеем щения занятий, провести работу с родителями, писать бесконечные отчеты, участвовать во всех мероприятиях как школы § так и класса. Все это отдаляет учителя от м главной цели его жизни - это дать необ-^ ходимый запас знаний всем детям, и раО ботать над формированием гражданской ^ позиции каждого ребенка, увидеть в нем н тот или иной потенциал. Ведь не даром 5! Ибрай Алтынсарин говорил, чтобы стать ^ учителем необходимо с этим званием ро-§ диться! [6 с.79].
© Учитель и сегодня - человек, от ко-
торого зависит весь образовательный
о
процесс, апробация учебников нового поколения, информатизация обучения, совершенствование УМБ. Современной казахстанской школе необходимо еще научить детей жизненным навыкам и применению полученных знаний в жизни. Ибрай Алтынсарин считал, что учителя должны непременно любить своих учеников и быть любимыми ими и их родителями. И тогда, по его мнению, можно будет достигнуть целей, стоящих перед воспитанием и образованием. И сейчас это одно из главных условий успешного преподавания. Педагоги наших школ плодотворно используют просветительские идеи Ибрая Алтынсарина в области нравственного, патриотического, трудового воспитания, о роли родителей, учителей в обучении и воспитании. Как доказало время, труд Ибрая Алтынсарына не был напрасным. Свою трудовую жизнь Великий Учитель прожил не зря! [5,с.203].
ЛИТЕРАТУРА
1. Концепция воспитания в системе непрерывного образования Республики Казахстан утверждена приказом Министра образования и науки № 521 от 16 ноября 2009 года.
2. Алтынсарин, И. Киргизская хрестоматия [Текст]/И. Алтынсарин . - 2изд.-А.,1906.-235с.
3. Докладная записка Алтынсарина от 20 октября 1883 года, с.65.
4. Дербисалин, А.О литературном наследии И.Алтынсарина [Текст]/А.О. Дербисалин // Сборник статей о казахской литературе. -Алма-Ата,1977. - С..31-42.
5. Джумагулов, К.Т. Алтынсарин и развитие культуры казахского народа [Текст]/К.Т. Джумагулов. - Алма-Ата: Казахстан, 1984. - 203с.
6. Касымжанов, А.Х. Портреты. Ибрай Алтынсарин [Текст]/А.Х. Касым-жанов. Алматы,1995. - С.77-80.