УДК 37.034:[39:37]Волков Г.Н.
Г. Д. Баубекова
О ПРОБЛЕМАХ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МОЛОДЕЖИ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ Г. Н. ВОЛКОВА
Национальная академия образования им. И. Алтынсарина, г. Астана, Казахстан
Аннотация. В статье раскрываются особенности формирования культуры межнационального общения у студентов и основные тенденции в развитии духовно-нравственного воспитания молодежи в произведениях известного ученого Г. Н. Волкова. Представлены условия, формы и механизмы формирования межкультурной коммуникации студентов как сложного многомерного явления межличностного взаимодействия представителей разных языковых культур, предполагающего межкультурную компетентность, взаимодействие и толерантность.
Ключевые слова: межнациональное общение, этнокультурное образовательное пространство, глобализация, духовно-нравственное воспитание, культурно-ценностные трансформации.
Актуальность исследуемой проблемы обусловлена процессами глобализации, расширением международных контактов с носителями различных культур на разных уровнях, формированием единого мирового экономического, информационного, культурного, образовательного пространства. Изменение культурного многообразия потребовало разработки продуктивных способов обучения и воспитания подрастающего поколения, пересмотра глобальных человеческих ценностей, в том числе межкультурных отношений. Все эти проблемы рассматривались с различных позиций в произведениях академика Г. Н. Волкова. В своих трудах ученый исследовал особенности формирования культуры межнационального общения молодежи и основных тенденций в развитии духовно-нравственного воспитания для реализации новой парадигмы образования.
Материал и методика исследований. Использованы следующие методы: изучение и анализ трудов Г. Н. Волкова; педагогическое описание, обобщение, интерпретация; сравнительно-сопоставительный и ретроспективный анализ; систематизация и обобщение идей, теоретических положений, концепций; анкетирование, тестирование, наблюдение, дискуссия.
Результаты исследований и их обсуждение. Ценностное сознание человека формируется и корректируется в деятельности и на протяжении всей его жизни, обеспечивая реализацию четырех аспектов: преобразование реальности, ее познание, ценностное осмысление и общение. Общение является важным условием для возникновения той духовной силы, которая управляет связью человека с себе подобными. Подлинная культура межнационального общения, взаимодействия и сотрудничества народов может возникнуть только на основе рас-
© Баубекова Г. Д., 2017
Баубекова Гульзамира Джураевна - доктор педагогических наук, главный научный сотрудник отдела воспитания и развития личности Национальной академии образования им. И. Алтынсарина, г. Астана, Казахстан; e-mail: [email protected]
Статья поступила в редакцию 27.01.2017
крытия духовно-нравственного потенциала каждой нации, обмена опытом социального и культурного творчества, реализации идеалов свободы, справедливости и равенства. Высокая культура межнационального общения - это одновременно и средство, и результат становления и функционирования новой системы отношений в политической, экономической и других сферах жизнедеятельности наций и государства в целом. Этнокультурное пространство, с одной стороны, - необходимое условие для этнокультурного образования, с другой - отдельные его элементы воспроизводят этнокультурное образование.
Изучение проблемы общности педагогических культур убеждает в том, что во многих случаях именно общность наилучшим образом подчеркивает самобытность культур разных народов. Поэтому конструктивен только диалог культур, ибо ни одна культура, в том числе и самая великая, не может быть самодостаточной [8].
Эти слова известного ученого Г. Н. Волкова подтверждены всей его жизнью, общением, деятельностью. Так, Геннадий Никандрович удивил всех на Международной научно-практической конференции в Узбекистане (г. Термез, 1990 г.), когда прочитал рубаи (стихи) Алишера Навои на языке оригинала, а точнее, на староузбекском языке. Голос ученого - тихий, искренний - иногда неожиданно прерывался. Слушатели застывали и сразу кивали, поддерживая и понимая, что староузбекский язык сложен даже для современного узбека. Но академик неожиданно переходил на сопоставительную параллель с казахским, татарским, чувашским языками, называл слова на этих языках, а где-то зачитывал и созвучные стихи, произведения данных народов.
Выступая перед казахстанскими учеными-педагогами, учителями и педагогической общественностью в г. Астане, Г. Н. Волков отметил, что казахский язык является носителем культуры, традиций казахского народа и целесообразно преподавать его как феномен культуры. Однако этнотолерантность подразумевает диалог культур. Уважение к живущим рядом, понимание их жизни и быта - надежный путь к национальному согласию.
В Казахстане на уроках казахского языка традиционно практикуется изучение культурного наследия посредством фольклорных и литературных источников, например пословиц, поговорок, сказок разных народов. Такой подход способствует приобщению обучающихся к мировой культуре. Общеизвестно, что в пословицах зафиксирован народный опыт воспитания, который, как и классическая литература разных народов, учит духовности, терпимости, лояльности и т. д.
Нравственный кодекс человека должен быть одинаковым, поэтому в мире проповедуются одинаковые ценности [8]. Происходит переориентация человечества на духовно-нравственные ценности прогресса, укрепление значимости родного языка и национального менталитета, что послужит гарантией устойчивого развития нации, усиления ее духовного потенциала.
Исследование и анализ общемировой системы воспитания показывают важность внедрения единой комплексной воспитательной системы с учетом национальных целей, культурных ценностей и традиций, ментальных особенностей, в гармонии с опытом передовой мировой практики, современными прогрессивными течениями и инновациями.
Так, ментальной особенностью казахского народа является любовь и уважение к земле, народу, почитание семейных ценностей, уважение к старшим, добродушность, отзывчивость, открытость, гостеприимство, толерантность.
При формировании культуры межнационального общения молодежи, по Г. Н. Волкову, необходимо учитывать следующие принципиально важные моменты:
- конкретно-исторический уровень развития нации и национальных отношений;
- богатство и многообразие проявления культурной самобытности и традиций общения;
- исторически установившиеся традиции и опыт взаимоотношений между нациями и народностями (соседними и дальними);
- особенности духовного облика, культуры, психологии, нравственных качеств индивидов, вступающих в межнациональное общение [6].
Народы Центральной Азии (казахи, киргизы, узбеки, таджики, туркмены) на протяжении многовековой истории своего развития создали уникальную систему духовно-нравственного воспитания молодежи. Это система традиций и обычаев, которая служила верным ориентиром поддержания гармонии их взаимоотношений со средой обитания, регулирования системы взаимоотношений людей в общественной и семейной жизни, цивилизованных связей с другими народами. Традицией гостеприимства этих народов всегда восхищались иностранные путешественники и ученые. Многие ее элементы восприняты почти всеми народами, которые соприкасались и жили по соседству с ними.
С целью формирования духовно-нравственной культуры молодежи необходимо формировать у них навыки межнационального общения:
- уважение к другим народам и культурам, способность к сотрудничеству и взаимодействию, решению общечеловеческих проблем;
- стремление и желание познавать разные культуры;
- формирование толерантности к этническим культурам, умение предотвращать или преодолевать конфликты.
Воспитательная работа по формированию данных нравственных качеств должна проходить в системе. По мнению академика Г. Н. Волкова, повышению уровня духовно-нравственного воспитания может способствовать внедрение в образование элементов поликультурности. Главным в решении этой проблемы можно считать:
1) всестороннее овладение студентами культурой своего собственного народа как непременное условие интеграции в иные культуры;
2) обучение студентов правам человека и миролюбию;
3) формирование представлений о многообразии культур в Казахстане и мире;
4) воспитание положительного отношения к культурным различиям, способствующим прогрессу человечества;
5) создание условий для интеграции студентов в культуры других народов;
6) формирование умений и навыков эффективного взаимодействия с представителями различных культур;
7) воспитание в духе мира, терпимости, гуманного межнационального общения [8].
На основе инвариантных общечеловеческих ценностей должны быть сформированы и поддержаны национальные и межнациональные ценности, парадигмы конвергенции и интеграции духовных ценностей, базовая культура личности, ее соответствие реалиям меняющегося мира.
В открытом образовательном пространстве реализуется процесс, целью которого является создание условий, обеспечивающих защиту и поддержку развития каждой личности. В соответствии с этим в практику работы целесообразно внедрять методы и технологии, способствующие индивидуально-личностному подходу в социальном становлении, формированию духовно-нравственного воспитания, адаптации человека в межкультурную образовательную среду с помощью различных видов деятельности: активизации процессов самопознания, саморазвития, способствующей развитию механизмов рефлексии; выявления
субъектов образования их важнейших потребностей и проблем по организации процесса педагогического взаимодействия; поиска средств и форм адаптации, защиты и поддержки личности консультативного, информационного и практического характера.
В условиях социальных трансформаций разрушается предписанный традиционной культурой набор фамильных стереотипов поведения. Однако семья в Казахстане и сегодня сохраняет ценности, обусловленные спецификой национальной культуры. В контексте современной социокультурной ситуации, которая отличается мировоззренческой противоречивостью, трансформация семейных ценностей является составляющей трансформации общенациональных ценностей.
Г. Н. Волков в своих выступлениях перед казахстанской педагогической аудиторией часто обращался к таким сказкам, в основе которых приоритет национальных ценностей, например к сказкам «Черный бура Ойлыбая», «Сказание о золотом человеке», «Волшебный ковер», «Золотой чуб» И. Алтынсарина и т. д. Ученый останавливался на эпизодах, где описывается, как мастера передают свой профессиональный опыт ученикам-подмастерьям (шакирдам), своим детям. Это умения играть на кобызе (музыкальном смычковом инструменте), пасти скот, мастерски раскатывать тонкое тесто, жарить вкусные баурсаки и т. д. Так, в сказке «Волшебный ковер» мать научила дочь ткать ковры необычайной красоты. Умная дочь не только кормила этим промыслом свою семью, но и смогла вызволить любимого из заточения (зиндана). При этом дочь всегда вспоминала нравственные постулаты матери: «Трудиться упорно, трудиться красиво, чтоб пальцы устали, веки прикрылись, ресницы загнулись, тогда ты почувствуешь радость труда, чтоб нитка ложилась так ровно, так гладко, иголка бежала проворно и ловко и чтобы работа не утомляла, ты, доченька, пой мелодично и звонко» [1]. В этих простых творениях народ показывает, что от труда можно почувствовать радость, получить удовлетворение, если выполнять его добросовестно, с удовольствием.
Песни казахов, как и других народов, богаты духовно-нравственным содержанием: в них воспевается Родина, тепло родительского очага, нежное чувство первой влюбленности, жаркое солнце степи, верность друзей и т. д. Например: «Дом родителей - золотая колыбель, жаркое солнце степи согреет черствую душу, прозрачные воды озер омоют любую грязь». Особое место казахская народная педагогика отводит матери: «Если воспитание не впитано с молоком матери, то с молоком коровы оно уже не сформируется». Много смысла в словах песни о том, что ребенок «посмотрел вперед - матери не увидел, обернулся назад - отца нет». Это доказывает, что мать в жизни ребенка - на первом месте, именно она идет впереди и ведет за собой своих детей. Казахи говорят, что мать качает одной рукой колыбель, а другой - держит вселенную [2].
Можно бесконечно цитировать труды академика Г. Н. Волкова, посвященные матери, женщине, любимой [3], [4], [5]. Уметь так ценить и возвышать женщину-мать может только человек с высоким интеллектом, нравственно совершенный и глубоко порядочный. Известный ученый планировал провести в Чебоксарах конференцию, посвященную Матери. Выступая в Агротехническом университете им. С. Сейфуллина в г. Астане, Геннадий Никандрович высказал нестандартную, присущую только его глобальному мышлению мысль: люди отворачиваются от женщины легкого поведения, от ребенка, зачатого вне брака. А при чем тут ребенок? Он не виноват даже в своем рождении, а его обвиняют уже в нарушении закона - незаконнорожденный. Студенты слушали учителя внимательно, с интересом. Его искренний, проникновенный голос призывал думать, анализировать, быть в поиске, находить мудрость в своем народе. Геннадий Никандрович с присущим
только ему юмором вместе с иронией (а иногда с юмором и горечью) говорил мне: «Ну, что ты так волнуешься, доченька? Да, я похудел, но генетика у меня сильная, буду еще жить. Мама завещала: не будь жадным, не живи 100 лет, а вот 99 - можно». А сам прожил всего 84...
Не думала, что вижу его в последний раз. Успокаивает то, что его увидели учителя казахстанских школ, пообщались, обогатились, полюбили этнопедагогику Волкова и продолжают претворять его идеи при воспитании подрастающего поколения. Мой народ в унисон его убеждениям тоже защищает нежеланного ребенка и даже его непутевую мать. Осуждая девушку безнравственного поведения, казахский народ оберегает ее, если она становится матерью. Если родился ребенок, не похожий на отца, народ объясняет так: это произошло потому, что беременная мать посмотрела во время токсикоза на постороннего красивого (умного, сильного и т. д.) человека, вот сынок и родился похожим на него; защищает ребенка и даже женщину, которая зачала вне брака, она же мать. Однако тот же народ обвиняет и не прощает женщину, бросившую на произвол судьбы или отказавшуюся от своего ребенка, а еще - убившую в своей утробе дитя.
Сегодня в вуз приходят вчерашние школьники, получившие среднее образование в годы, когда школа сняла с себя функцию воспитания, делегировав ее семье и социальным институтам, когда все моральные ценности и идеалы, культивирующиеся в социуме, были преданы забвению и образовался идеологический вакуум, который быстро сменился разнонаправленным потоком воспитательных концепций. В связи с этим возрастает необходимость поиска новых технологий воспитания, способных содействовать развитию и формированию духовно-нравственной культуры молодежи как части общей культуры.
Государственная программа патриотического воспитания граждан Республики Казахстан обусловлена необходимостью повышения духовного потенциала общества, т. к. решение ряда проблем в жизни страны во многом зависит от уровня развития гражданского общества, формирования высокого патриотического сознания, чувства гордости за свою страну, воспитания готовности к выполнению гражданского долга по защите интересов Родины [10].
Что такое воспитание? Можно дать десятки определений. Мы бы остановились на определении академика Г. Н. Волкова: «Воспитание - это пример и любовь» [9]. Пример, показанный учителем, пример, которому мы подражаем.
Резюме. В народной педагогике сконцентрирована могучая сила гармонизации межнациональных отношений. Во всех произведениях академика Г. Н. Волкова подчеркивается мысль о необходимости в представителе иной культуры видеть не только то, что нас отличает, но и то, что объединяет, отказываться от стереотипов, использовать знания о другой культуре для более глубокого познания своей.
ЛИТЕРАТУРА
1. Баубекова Г. Д. Психолого-педагогическое наследие просветителей Центральной Азии конца XIX -начала XX вв. - Астана : Дарын, 2007. - С. 28-29.
2. Баубекова Г. Д. Узбекская народная педагогика. - Ташкент : Абулла Кодирий, 2002. - С. 41-42.
3. Волков Г. Н. Мамина похлебка // Созвездия земли. - Чебоксары : Чуваш. кн. изд-во, 1979. - C. 415-418.
4. Волков Г. Н. Педагогика любви. Избранные этнопедагогические сочинения : в 2 т. Т. 2. - М. : Магистр-Пресс, 2002. - 460 с.
5. Волков Г. Н. Семь сокровенных сказаний о женщине // Лик. - 2007. - № 3. - С. 114-120.
6. Волков Г. Н. Этнопедагогика как педагогика национального спасения // Мир образования - образование в мире. - 2004. - № 3. - С. 51-57.
7. Волков Г. Н. Этнопедагогика. - М. : Академия, 1999. - 168 с.
8. Волков Г. Н. Этнопедагогическое осмысление общечеловеческих ценностей // Мир образования -образование в мире. - 2003. - № 1. - С. 3-16.
9. Волков Г. Н., Баубекова Г. Д. Этнопедагогика. - Ташкент : Фан, 2000. - 240 с.
10. Государственная программа патриотического воспитания граждан Республики Казахстан на 2006-2008 годы. - Астана, 2006.
UDC 37.034:[39:37]BonKOB r.H.
G. D. Baubekova
ON THE ISSUES OF SPIRITUAL AND MORAL EDUCATION OF YOUNG PEOPLE IN G. VOLKOV'S WORKS
I. Altynsarin National Academy of Education, Astana, Kazakhstan
Abstract. The article reveals on the formation of culture of international communication of students and the general trends of development of spiritual and moral education of young people in the works of the famous scientist G. Volkov; presents the conditions, forms and mechanisms of formation of intercultural communication of students being a complex phenomenon of interpersonal communication of representatives of different language cultures in terms of intercultural competence, interaction and tolerance.
Keywords: international communication, ethno-cultural educational environment, globalization, spiritual and moral education, cultural-value transformations.
REFERENCES
1. Baubekova G. D. Psihologo-pedagogicheskoe nasledie prosvetitelej Central'noj Azii konca HIH - nachala HH vv. - Astana : Daryn, 2007. - S. 28-29.
2. Baubekova G. D. Uzbekskaja narodnaja pedagogika. - Tashkent : Abulla Kodirij, 2002. - S. 41-42.
3. Volkov G. N. Mamina pohlebka // Sozvezdija zemli. - Cheboksary : Chuvash. kn. izd-vo, 1979. - C. 415418.
4. Volkov G. N. Pedagogika ljubvi. Izbrannye jetnopedagogicheskie sochinenija : v 2 t. T. 2. - M. : Ma-gistr-Press, 2002. - 460 s.
5. Volkov G. N. Sem' sokrovennyh skazanij o zhenshhine // Lik. - 2007. - № 3. - S. 114-120.
6. Volkov G. N. Jetnopedagogika kak pedagogika nacional'nogo spasenija // Mir obrazovanija - obrazovanie v mire. - 2004. - № 3. - S. 51-57.
7. Volkov G. N. Jetnopedagogika. - M. : Akademija, 1999. - 168 s.
8. Volkov G. N. Jetnopedagogicheskoe osmyslenie obshhechelovecheskih cennostej // Mir obrazovanija -obrazovanie v mire. - 2003. - № 1. - S. 3-16.
9. Volkov G. N., Baubekova G. D. Jetnopedagogika. - Tashkent : Fan, 2000. - 240 s.
10. Gosudarstvennaja programma patrioticheskogo vospitanija grazhdan Respubliki Kazahstan na 20062008 gody. - Astana, 2006.
© Baubekova G. D., 2017
Baubekova, Gulzamira Dzhuraevna - Doctor of Pedagogics, Chief Researcher of the Department of Education and Human Development, I. Altynsarin National Academy of Education, Astana, Kazakhstan; e-mail: [email protected]
The article was contributed on January 27, 2017