Научная статья на тему 'Роль учителя истории Казахстана в процессе модернизации сознания и формирования гражданских компетенций будущих специалистов'

Роль учителя истории Казахстана в процессе модернизации сознания и формирования гражданских компетенций будущих специалистов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
575
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАЖДАНСКИЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ПОЛИКУЛЬТУРНАЯ ЛИЧНОСТЬ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНЫЙ СПЕЦИАЛИСТ / ГУМАНИЗАЦИЯ / АЗАМАТТЫқ құ-ЗЫРЕТТіЛіК / ПАТРИОТТЫқ ТәРБИЕ / КөП МәДЕНИЕТТі ТүЛГА / БәСЕКЕГЕ қАБіЛЕТТі МАМАН

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рихтер О. А.

Особенностью педагогической деятельности является то, что одним из средств и условий её функционирования выступает личность самого педагога как активного автора содержания передаваемых ученику знаний. Учитель истории Казахстана ключевая фигура на пути духовной модернизации, так как именно он способствует формированию основных гражданских компетенций и воспитанию патриотизма будущих специалистов-педагогов новой формации, обладающих критическим мышлением и способных ориентироваться в столь сложном и меняющемся современном мире.Педагогикалық қызметтің ерекшелігі оның қызмет ету құралы мен шарттарының бірі оқушыға берілген білім мазмұнын белсенді авторы ретінде мұғалімнің өзі болып табылады. Қазақстан тарихының мұғалімі рухани жаңару жолында басты тұлға болып табылады, себебі ол азаматтық білімді қалыптастыруға және бо-лашақ тәрбиешілердің патриотизмін қалыптастыруға көмектеседі, жаңа ойлаудың мұғалімдері, сын тұрғы-сынан ойлау қабілеті бар және осындай күрделі және өзгеретін қазіргі заманғы әлемде жүре алады.One of the features of pedagogical performance is that a teacher himself is an active author of the knowledge transferred to the student, it is one of the tools and conditions for pedagogical performance. The Kazakhstan History teacher is a key figure in spiritual modernization, he promotes formation of the main civil competencies and patriotism education of new future specialists-teachers, who have critical thinking and are able to navigate in the complex and rapidly changing modern world.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль учителя истории Казахстана в процессе модернизации сознания и формирования гражданских компетенций будущих специалистов»

О.А. Рихтер,

преподаватель истории Казахстана, КГКП Костанайский педагогический колледж

11ег\зг\ свздер: азаматтыц цу-зыретттк, патриоттыц тэрбие, квп мэдениетпй тулга, бэсекеге цабшеттi мешан, гуманизация.

Ключевые слова: гражданские компетенции, патриотическое воспитание, поликультурная личность, конкурентоспособный специалист, гуманизация.

Keywords: civil competencies, patriotic upbringing, multicultural person, competitive specialist, humanization.

РОЛЬ УЧИТЕЛЯ ИСТОРИИ КАЗАХСТАНА В ПРОЦЕССЕ МОДЕРНИЗАЦИИ СОЗНАНИЯ И ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ

Ацдатпа

Педагогикалык; кызметтщ ерекшелт - оньщ кызмет ету куралы мен шарттарынын 6ipi окушыга бершген бшм мазмунын белсещц авторы ретшде м^гал1мшц ©3i болып табылады. Казакстан тарихыныц мугагпм1 рухани ж а пару жолында басты тулга болып табылады, ceoe6i ол азаматтык; бшмд1 калыптастыруга жэне бо-лашав; тэрбиешшердщ патриотизмш калыптастыруга комектесед1, жана ойлаудыц мугатмдер1, сын тургы-сынан ойлау кабшет1 бар жэне осындай курдел1 жэне озгеретш K;a3ipri замангы элемде журе алады.

Аннотация

Особенностью педагогической деятельности является то, что одним из средств и условий её функционирования выступает личность самого педагога как активного автора содержания передаваемых ученику знаний. Учитель истории Казахстана - ключевая фигура на пути духовной модернизации, так как именно он способствует формированию основных гражданских компетенций и воспитанию патриотизма будущих специалистов-педагогов новой формации, обладающих критическим мышлением и способных ориентироваться в столь сложном и меняющемся современном мире.

Annotation

One of the features of pedagogical performance is that a teacher himself is an active author of the knowledge transferred to the student, it is one of the tools and conditions for pedagogical performance. The Kazakhstan History teacher is a key figure in spiritual modernization, he promotes formation of the main civil competencies and patriotism education of new future specialists-teachers, who have critical thinking and are able to navigate in the complex and rapidly changing modern world.

Наша задача - изменить отношение казахстан-цев, в первую очередь молодёжи, к образованности, интеллекту, служению Родине и народу. Необходимо создать ядро национального интеллекта, сообщество эрудированных людей, способных конкурировать на международном уровне.

Н.А.Назарбаев

х

ш с;

О

О с о

I—

в

2

<

н

о <

с.

et

О С

3 <

н

Е

о о

CD

Ш

4 из

0

С-

С ш _0

1

JD

с;

5

н

us <

В динамичном современном мире, когда активно происходит переосмысление событий новейшей истории, большое внимание уделяется формированию общенациональной образовательной политики, первейшая задача которой - достижение современного качества образования, его соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. Процесс этот идёт и в Казахстане.

В условиях модернизации системы образования одной из самых актуальных задач, требующих сегодня своего решения, является подготовка педагогов новой формации, обладающих критическим мышлением и способных ориентироваться в резко возрастающем потоке информации [1]. Идеалом нашего общества должен стать казахстанец, знающий свои историю, язык, культуру.

Программа духовного преобразования х «Рухани жацгыру» 2016 года выдвигает на первый план такие приоритеты в сфере О образования, как конкурентоспособность, О сохранение национальной идентично-О сти, способность перенимать чужой опыт, учиться у других. Наши граждане должен ны понимать то, что творится в большом ¡5 мире, что происходит вокруг нашей стра-

< ны. Программа патриотического воспита-Ч ния «Туган жер» подтверждает тот факт,

что лучшая форма патриотизма - это изучение истории родного края. От малой родины начинается любовь к большой роди-Е не - своей родной стране [2].

Поэтому кто, как не учитель истории Казахстана, должен принять самое активное

2 участие в реализации этих проектов душ

- ховнои модернизации сознания нашей мо-О лодёжи? Все мы понимаем: особенностью педагогической деятельности является то, что одним из средств и условий её функционирования выступает личность самого ^ педагога как активного автора содержания

[I передаваемых ученику знаний. В педаго-

<

гическом наследии великих учителеи про-

шлого Ы. Алтынсарина, К. Д.Ушинского мы не раз встречаем мысль о том, что педагог -это прежде всего учитель- гуманист, любящий детей и свою профессию, специалист, глубоко знающий свой предмет, что только личность может действовать на развитие и определение личности. Профессионализм учителя проявляется в том, как он находит контакт и нужный тон общения с учащимися, как умеет организовать их самостоятельную работу, создать творческую атмосферу на уроке.

Являясь преподавателем истории Казахстана, прекрасно понимаю: знание истории своей страны и народов, её населяющих, порождает чувство исторической преемственности, исторических корней, причастности к родной земле, ощущение общности судеб народов, живущих на ней многие годы и века. Конечная цель учителя истории заключается в том, чтобы воспитать молодое поколение в духе социальной активности, ответственности, добросовестного отношения к делу, толерантности, любви к истории и культуре своего народа, то есть сформировать основные гражданские компетенции. Убеждена, что необходимо сочетать патриотические чувства учащихся к истории своего народа и страны с уважением к жизни и культуре других народов, прививать понимание того, что история казахского народа - часть всемирной истории и общемировой цивилизации.

Современный урок истории - это взгляд на своё прошлое со стороны. В условиях современного многополярного мира историческое пространство на уроке должно использоваться не как данность для запоминания и воспроизведения, а как средство для развития мышления учащихся. Предмет истории имеет многофункциональные возможности, которые, несомненно, надо использовать:

• познавательные (получение фактических знаний),

• аксиологические (формирование

Ш

умении правильно оценивать мир и самого себя в нем),

• воспитательные (формирование цельной развитой личности),

• праксеологические (формирование умений правильно действовать в мире),

• гуманистические (формирование человечного отношения к окружающим) [3,4].

Все эти функции в комплексе способствуют формированию личности, обладающей не только интеллектуальным потенциалом, но и социально - культурными качествами и ориентирами. Базовые компетенции, которыми должен овладеть учащийся в процессе изучения курса истории Казахстана, являются определяющими для каждого активного члена общества:

• знать и соблюдать права и обязанности гражданина Республики Казахстан, понимать и ценить государственную политику страны,

• определять проблему в различных ситуациях, принимать ответственное решение, оценивать последствия своего решения,

• выбирать для себя нормы деятельности и поведения, адекватные ситуации,

• отбирать технологии, адекватные поставленной задаче, чётко следовать технологии,

• самостоятельно находить, анализировать, производить отбор, преобразовывать, сохранять, интерпретировать и осуществлять перенос информации, в том числе при помощи современных информационно- коммуникационных технологий.

Конкурентоспособный, грамотный специалист обязан оперировать в своей профессиональной деятельности и специальными компетенциями:

• ставить цель своей деятельности, определять условия, необходимые для её реализации, планировать и организовать процесс её достижения,

• участвовать в культурной и творческой деятельности, уметь ценить и пони-

мать наиболее важные стороны и аспекты культуры, формирующие личность и общество,

• использовать разнообразные средства устной и письменной коммуникации на родном, государственном и других языках для решения своих задач в конкретных жизненных ситуациях,

• знать основы казахского и мирового культурного наследия, развивать свою информационную культуру,

• принимать осознанные решения на основе критически осмысленной информации.

Именно такие специалисты сегодня востребованы на рынке труда. Поэтому система образования, а вместе с ней и каждый педагог, должны сделать все возможное для воспитания культуры граждан - патриотов, имеющих качественное образование, психологически готовых к конкуренции, перемене стиля и места жизни, работы, обладающих свободой мышления и готовностью к творчеству, стремлением к самореализации; способных поддержать свое здоровье.

Таким образом, предмет истории Казахстана, наряду с другими общественными и гуманитарными дисциплинами, способствует развитию личности будущего специалиста.

Изучение истории своей страны, своих предков помогает выработке активной гражданской позиции, самостоятельности мышления, воспитанию терпимости, самоуважения, ответственности у молодого поколения. Кроме того, приобретаемые знания должны использоваться в реальной жизни, находить свое отражение в действиях и поступках человека - гражданина. Уроки истории тогда носят воспитывающий характер, когда на них происходит поиск истины, свободное обсуждение исторических событий и явлений, вырабатывается личностный подход к этим событиям.

Воспитание гражданской личности - это

ш

п о ьг О С

о

и ш

2 <

н

о £

ч о с в; х

г

<

н з с и о т

ш ^

из О о.

С

щ

3 X

л -

£

н <

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

п:

ш _

О

О с

о

ш

2

<

и <

сц.

о с:

о?

зс

<

с и о

03

ш

ч

из а

0

О. ,

С

Щ ем,

1 «

Н

и <

формирование у человека высоких патриотических чувств и социально значимых качеств, развитие его как настоящего патриота своего народа и своей страны. Патриотическое воспитание включает в себя формирование политически сознательного молодого человека, любящего свою Родину, гордящегося историческими свершениями своего народа и готового встать на его защиту. В интернациональном воспитании студенчества особое место занимает формирование культуры межнационального общения, нетерпимости к национальной ограниченности и шовинизму [5, с.92].

Несомненно, полиэтнический состав населения Казахстана как ничто другое способствует реализации следующих направлений учебно-воспитательной работы образовательной системы Республики Казахстан:

• правовое образование, формирующее высокую правовую культуру и правовое сознание,

• гражданское образование, опирающееся на концепцию гуманитарного образования [6].

Безусловно, именно уроки истории Казахстана помогают реализовать эти направления. Ежедневно осуществляем эти задачи на своих уроках мы, учителя, способствуя в меру своих сил формированию нового типа личности, в руках которой, образно говоря, находится будущее страны. Концепция этнокультурного образования Республики Казахстан ставит перед нами задачу воспитания поликультурной личности - индивида, ориентированного через свою культуру на другие и обладающего целым рядом интеллектуальных и социально - культурных качеств и ориентиров:

• целостным мировоззрением,

• развитым лингвистическим сознани-

• рельефным историческим сознанием,

• выраженным географическим сознанием,

• ярким художественно-эстетическим сознанием,

• правовым сознанием, формируемым всей практикой соблюдения и применения в государстве Конституции и других законов [7, с.73]. Именно такая личность сможет, сохраняя собственную национальную идентичность, активно перенимать чужой опыт, учиться у других, что в итоге и формирует её конкурентоспособность.

Патриотическое и гражданское воспитание молодежи имеют своей целью приобщение подрастающего поколения к ценностям не только отечественной, но и мировой культуры, а также ставят личность перед необходимостью выделения и осмысления общечеловеческих нравственных ориентиров, которые позволили бы современной цивилизации, столкнувшейся в настоящее время с такими глобальными проблемами, как экологический кризис, религиозный экстремизм, политические и межнациональные конфликты, развиваться в позитивном направлении. Однако сложности общественного развития и прогресса приводят к тому, что в современной системе образования с трудом находят воплощение идеи, связанные внедрением принципа гуманизма в теорию и практику обучения и воспитания [8, с. 18].

В связи с этим считаю, что обеспечение неотъемлемого права учителя самостоятельно выбирать формы и приемы своей деятельности, равно как и уважение к его личности, и сотрудничество педагога и учащегося являются частью процесса гуманизации. В контексте этого наиболее эффективно на уроках истории Казахстана применение таких методов, как творчески-проблемный и метод обратной связи через интенсивное социальное взаимодействие. Именно они способствуют формированию в молодых людях основных гражданских компетенций.

Убеждена, что только мастерство учителя, его грамотность и профессионализм, его умение проводить уроки, основанные на взаимодействии с учениками, его твердая гражданская и учительская позиция могут помочь в деле формирования по-

а:

ликультурной личности - личности будущего, которая сохранит свою культурную идентичность и освоит достижения и ценности мировой цивилизации. Именно такие образованные и компетентные люди востребованы не только в нашей стране, но и во всем мире. Поэтому вся система казахстанского образования должна соответствовать международным стандартам. Но главное - необходимо повышать престиж профессии учителя и его профессиональную подготовку. Ведь именно учитель является основой всей образовательной системы, именно он воспитывает новое поколение, как писал академик Д.Лихачёв, «личностью своей, своими знаниями и любовью, своим отношением к миру» [9, с.35].

В работе Костанайского педагогического колледжа одним из приоритетных направлений является внедрение ценностей Мэцгшк ел в учебный и воспитательный процесс, как концепции казахстанской идентичности в форме нации единого будущего, объединённой евразийской идеей и консолидирующей ролью казахского народа. В проведение занятий естественно -гуманитарных дисциплин, классных часов и мероприятий колледжа, в научную преподавательскую и студенческую деятельность логично вписываются шаги Плана нации 86-90. Это расширение и углубление знаний о своей стране и её природных богатствах, размещение информации в интерне - проекте «Энциклопедия Казахстана», информационное сопровождение в СМИ и, несомненно, пропаганда престижности и популярности в обществе тех специальностей, которые готовит наше учебное заведение. Большое значение мы придаём работе музея колледжа, направленной на тесное сотрудничество с ветеранами педагогического труда. Ведь педагогическая профессия востребована в обществе и отвечает потребностям нашей государственной политики.

ЛИТЕРАТУРА

1.Назарбаев H.A. «Стратегия «Казахстан- 2050»: новый политический курс состоявшегося государства» Астана, Акорда, 2012. -53с.

2. Назарбаев H.A. Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания / H.A. Назарбаев // Казахстанская правда.-2017.-13 апреля.

3.Изотов М. Проблемы патриотического воспитания народа в процессе формирования общеказахстанской национальной идеи / М. Изотов // БЫм беру жуйесшдеп этнопедагогика- Этнопедагогика в ситеме образования. - 2008.-№5. - С. 8-12.

4.Изотов М. Проблема патриотического воспитания народа в процессе формирования общеказахстанской национальной идее / М. Изотов // БЫм беру жуйесшдеп этнопедагогика - Этнопедагогика в системе образования. - 2008.-№6. - С. 14-16.

5.Кабульдинов З.Е. Казахстан - уникальная страна мира и согласия /З.Е. Кабульди-нов // Страна Великой Степи- территория единства и согласия: сборник материалов регионального семинара. - Костанай: КФ ЧЕЛГУ, 2015,- 180с.

6.Доктрина национального единства Казахстана 2010 [Электронный ресурс]

https://online.zakon.kz/Document/7doc_ id=30501158

7.Сейтахметова Г. Поликультурная личность будущего специалиста послесредне-го и вузовского образования / Г. Сейтах-метова, Р. Бейсенбиева // Lingua mobilis. - 2011,- № 2 (28). - С.49-53. [Электронный pecypc]https://cyberlemnka.ru/article/n/ polikulturnaya-lichnost-v-mezhkulturnoy-kommunikatsii

8.КуламбаеваГ.А. Этнотолерантное воспитание как стержень нравственно-духовного развития личности / Г. А. Куламбаева // Открытая школа. - 2012. - №1. - С. 44-45.

9.Баубекова Г.Д. Духовно-нравственное воспитание личности в процессе диалога культур. / Г.Д. Баубекова // БЫм -Образование. - 2011. - №5-6. - С. 51-54.

ш П О ъс

о с о

I—

ш

Н

2 <

н

о £

п о с в; s

х

<

н

S

с и о m

ш ^

из О о.

С

щ

3 X

J2 -

£

н

<

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.