О.А. Рихтер,
преподаватель истории Казахстана, КГКП Костанайский педагогический колледж
11ег\зг\ свздер: азаматтыц цу-зыретттк, патриоттыц тэрбие, квп мэдениетпй тулга, бэсекеге цабшеттi мешан, гуманизация.
Ключевые слова: гражданские компетенции, патриотическое воспитание, поликультурная личность, конкурентоспособный специалист, гуманизация.
Keywords: civil competencies, patriotic upbringing, multicultural person, competitive specialist, humanization.
РОЛЬ УЧИТЕЛЯ ИСТОРИИ КАЗАХСТАНА В ПРОЦЕССЕ МОДЕРНИЗАЦИИ СОЗНАНИЯ И ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ
Ацдатпа
Педагогикалык; кызметтщ ерекшелт - оньщ кызмет ету куралы мен шарттарынын 6ipi окушыга бершген бшм мазмунын белсещц авторы ретшде м^гал1мшц ©3i болып табылады. Казакстан тарихыныц мугагпм1 рухани ж а пару жолында басты тулга болып табылады, ceoe6i ол азаматтык; бшмд1 калыптастыруга жэне бо-лашав; тэрбиешшердщ патриотизмш калыптастыруга комектесед1, жана ойлаудыц мугатмдер1, сын тургы-сынан ойлау кабшет1 бар жэне осындай курдел1 жэне озгеретш K;a3ipri замангы элемде журе алады.
Аннотация
Особенностью педагогической деятельности является то, что одним из средств и условий её функционирования выступает личность самого педагога как активного автора содержания передаваемых ученику знаний. Учитель истории Казахстана - ключевая фигура на пути духовной модернизации, так как именно он способствует формированию основных гражданских компетенций и воспитанию патриотизма будущих специалистов-педагогов новой формации, обладающих критическим мышлением и способных ориентироваться в столь сложном и меняющемся современном мире.
Annotation
One of the features of pedagogical performance is that a teacher himself is an active author of the knowledge transferred to the student, it is one of the tools and conditions for pedagogical performance. The Kazakhstan History teacher is a key figure in spiritual modernization, he promotes formation of the main civil competencies and patriotism education of new future specialists-teachers, who have critical thinking and are able to navigate in the complex and rapidly changing modern world.
Наша задача - изменить отношение казахстан-цев, в первую очередь молодёжи, к образованности, интеллекту, служению Родине и народу. Необходимо создать ядро национального интеллекта, сообщество эрудированных людей, способных конкурировать на международном уровне.
Н.А.Назарбаев
х
ш с;
О
О с о
I—
UÜ
в
2
<
н
о <
с.
et
О С
3 <
н
Е
о о
CD
Ш
4 из
0
С-
С ш _0
1
JD
с;
5
н
us <
В динамичном современном мире, когда активно происходит переосмысление событий новейшей истории, большое внимание уделяется формированию общенациональной образовательной политики, первейшая задача которой - достижение современного качества образования, его соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. Процесс этот идёт и в Казахстане.
В условиях модернизации системы образования одной из самых актуальных задач, требующих сегодня своего решения, является подготовка педагогов новой формации, обладающих критическим мышлением и способных ориентироваться в резко возрастающем потоке информации [1]. Идеалом нашего общества должен стать казахстанец, знающий свои историю, язык, культуру.
Программа духовного преобразования х «Рухани жацгыру» 2016 года выдвигает на первый план такие приоритеты в сфере О образования, как конкурентоспособность, О сохранение национальной идентично-О сти, способность перенимать чужой опыт, учиться у других. Наши граждане должен ны понимать то, что творится в большом ¡5 мире, что происходит вокруг нашей стра-
< ны. Программа патриотического воспита-Ч ния «Туган жер» подтверждает тот факт,
что лучшая форма патриотизма - это изучение истории родного края. От малой родины начинается любовь к большой роди-Е не - своей родной стране [2].
Поэтому кто, как не учитель истории Казахстана, должен принять самое активное
2 участие в реализации этих проектов душ
- ховнои модернизации сознания нашей мо-О лодёжи? Все мы понимаем: особенностью педагогической деятельности является то, что одним из средств и условий её функционирования выступает личность самого ^ педагога как активного автора содержания
[I передаваемых ученику знаний. В педаго-
<
гическом наследии великих учителеи про-
шлого Ы. Алтынсарина, К. Д.Ушинского мы не раз встречаем мысль о том, что педагог -это прежде всего учитель- гуманист, любящий детей и свою профессию, специалист, глубоко знающий свой предмет, что только личность может действовать на развитие и определение личности. Профессионализм учителя проявляется в том, как он находит контакт и нужный тон общения с учащимися, как умеет организовать их самостоятельную работу, создать творческую атмосферу на уроке.
Являясь преподавателем истории Казахстана, прекрасно понимаю: знание истории своей страны и народов, её населяющих, порождает чувство исторической преемственности, исторических корней, причастности к родной земле, ощущение общности судеб народов, живущих на ней многие годы и века. Конечная цель учителя истории заключается в том, чтобы воспитать молодое поколение в духе социальной активности, ответственности, добросовестного отношения к делу, толерантности, любви к истории и культуре своего народа, то есть сформировать основные гражданские компетенции. Убеждена, что необходимо сочетать патриотические чувства учащихся к истории своего народа и страны с уважением к жизни и культуре других народов, прививать понимание того, что история казахского народа - часть всемирной истории и общемировой цивилизации.
Современный урок истории - это взгляд на своё прошлое со стороны. В условиях современного многополярного мира историческое пространство на уроке должно использоваться не как данность для запоминания и воспроизведения, а как средство для развития мышления учащихся. Предмет истории имеет многофункциональные возможности, которые, несомненно, надо использовать:
• познавательные (получение фактических знаний),
• аксиологические (формирование
Ш
умении правильно оценивать мир и самого себя в нем),
• воспитательные (формирование цельной развитой личности),
• праксеологические (формирование умений правильно действовать в мире),
• гуманистические (формирование человечного отношения к окружающим) [3,4].
Все эти функции в комплексе способствуют формированию личности, обладающей не только интеллектуальным потенциалом, но и социально - культурными качествами и ориентирами. Базовые компетенции, которыми должен овладеть учащийся в процессе изучения курса истории Казахстана, являются определяющими для каждого активного члена общества:
• знать и соблюдать права и обязанности гражданина Республики Казахстан, понимать и ценить государственную политику страны,
• определять проблему в различных ситуациях, принимать ответственное решение, оценивать последствия своего решения,
• выбирать для себя нормы деятельности и поведения, адекватные ситуации,
• отбирать технологии, адекватные поставленной задаче, чётко следовать технологии,
• самостоятельно находить, анализировать, производить отбор, преобразовывать, сохранять, интерпретировать и осуществлять перенос информации, в том числе при помощи современных информационно- коммуникационных технологий.
Конкурентоспособный, грамотный специалист обязан оперировать в своей профессиональной деятельности и специальными компетенциями:
• ставить цель своей деятельности, определять условия, необходимые для её реализации, планировать и организовать процесс её достижения,
• участвовать в культурной и творческой деятельности, уметь ценить и пони-
мать наиболее важные стороны и аспекты культуры, формирующие личность и общество,
• использовать разнообразные средства устной и письменной коммуникации на родном, государственном и других языках для решения своих задач в конкретных жизненных ситуациях,
• знать основы казахского и мирового культурного наследия, развивать свою информационную культуру,
• принимать осознанные решения на основе критически осмысленной информации.
Именно такие специалисты сегодня востребованы на рынке труда. Поэтому система образования, а вместе с ней и каждый педагог, должны сделать все возможное для воспитания культуры граждан - патриотов, имеющих качественное образование, психологически готовых к конкуренции, перемене стиля и места жизни, работы, обладающих свободой мышления и готовностью к творчеству, стремлением к самореализации; способных поддержать свое здоровье.
Таким образом, предмет истории Казахстана, наряду с другими общественными и гуманитарными дисциплинами, способствует развитию личности будущего специалиста.
Изучение истории своей страны, своих предков помогает выработке активной гражданской позиции, самостоятельности мышления, воспитанию терпимости, самоуважения, ответственности у молодого поколения. Кроме того, приобретаемые знания должны использоваться в реальной жизни, находить свое отражение в действиях и поступках человека - гражданина. Уроки истории тогда носят воспитывающий характер, когда на них происходит поиск истины, свободное обсуждение исторических событий и явлений, вырабатывается личностный подход к этим событиям.
Воспитание гражданской личности - это
ш
п о ьг О С
о
и ш
2 <
н
о £
ч о с в; х
г
<
н з с и о т
ш ^
из О о.
С
щ
3 X
л -
£
н <
п:
ш _
О
О с
о
ш
2
<
и <
сц.
о с:
о?
зс
<
с и о
03
ш
ч
из а
0
О. ,
С
Щ ем,
1 «
Н
и <
формирование у человека высоких патриотических чувств и социально значимых качеств, развитие его как настоящего патриота своего народа и своей страны. Патриотическое воспитание включает в себя формирование политически сознательного молодого человека, любящего свою Родину, гордящегося историческими свершениями своего народа и готового встать на его защиту. В интернациональном воспитании студенчества особое место занимает формирование культуры межнационального общения, нетерпимости к национальной ограниченности и шовинизму [5, с.92].
Несомненно, полиэтнический состав населения Казахстана как ничто другое способствует реализации следующих направлений учебно-воспитательной работы образовательной системы Республики Казахстан:
• правовое образование, формирующее высокую правовую культуру и правовое сознание,
• гражданское образование, опирающееся на концепцию гуманитарного образования [6].
Безусловно, именно уроки истории Казахстана помогают реализовать эти направления. Ежедневно осуществляем эти задачи на своих уроках мы, учителя, способствуя в меру своих сил формированию нового типа личности, в руках которой, образно говоря, находится будущее страны. Концепция этнокультурного образования Республики Казахстан ставит перед нами задачу воспитания поликультурной личности - индивида, ориентированного через свою культуру на другие и обладающего целым рядом интеллектуальных и социально - культурных качеств и ориентиров:
• целостным мировоззрением,
• развитым лингвистическим сознани-
• рельефным историческим сознанием,
• выраженным географическим сознанием,
• ярким художественно-эстетическим сознанием,
• правовым сознанием, формируемым всей практикой соблюдения и применения в государстве Конституции и других законов [7, с.73]. Именно такая личность сможет, сохраняя собственную национальную идентичность, активно перенимать чужой опыт, учиться у других, что в итоге и формирует её конкурентоспособность.
Патриотическое и гражданское воспитание молодежи имеют своей целью приобщение подрастающего поколения к ценностям не только отечественной, но и мировой культуры, а также ставят личность перед необходимостью выделения и осмысления общечеловеческих нравственных ориентиров, которые позволили бы современной цивилизации, столкнувшейся в настоящее время с такими глобальными проблемами, как экологический кризис, религиозный экстремизм, политические и межнациональные конфликты, развиваться в позитивном направлении. Однако сложности общественного развития и прогресса приводят к тому, что в современной системе образования с трудом находят воплощение идеи, связанные внедрением принципа гуманизма в теорию и практику обучения и воспитания [8, с. 18].
В связи с этим считаю, что обеспечение неотъемлемого права учителя самостоятельно выбирать формы и приемы своей деятельности, равно как и уважение к его личности, и сотрудничество педагога и учащегося являются частью процесса гуманизации. В контексте этого наиболее эффективно на уроках истории Казахстана применение таких методов, как творчески-проблемный и метод обратной связи через интенсивное социальное взаимодействие. Именно они способствуют формированию в молодых людях основных гражданских компетенций.
Убеждена, что только мастерство учителя, его грамотность и профессионализм, его умение проводить уроки, основанные на взаимодействии с учениками, его твердая гражданская и учительская позиция могут помочь в деле формирования по-
а:
ликультурной личности - личности будущего, которая сохранит свою культурную идентичность и освоит достижения и ценности мировой цивилизации. Именно такие образованные и компетентные люди востребованы не только в нашей стране, но и во всем мире. Поэтому вся система казахстанского образования должна соответствовать международным стандартам. Но главное - необходимо повышать престиж профессии учителя и его профессиональную подготовку. Ведь именно учитель является основой всей образовательной системы, именно он воспитывает новое поколение, как писал академик Д.Лихачёв, «личностью своей, своими знаниями и любовью, своим отношением к миру» [9, с.35].
В работе Костанайского педагогического колледжа одним из приоритетных направлений является внедрение ценностей Мэцгшк ел в учебный и воспитательный процесс, как концепции казахстанской идентичности в форме нации единого будущего, объединённой евразийской идеей и консолидирующей ролью казахского народа. В проведение занятий естественно -гуманитарных дисциплин, классных часов и мероприятий колледжа, в научную преподавательскую и студенческую деятельность логично вписываются шаги Плана нации 86-90. Это расширение и углубление знаний о своей стране и её природных богатствах, размещение информации в интерне - проекте «Энциклопедия Казахстана», информационное сопровождение в СМИ и, несомненно, пропаганда престижности и популярности в обществе тех специальностей, которые готовит наше учебное заведение. Большое значение мы придаём работе музея колледжа, направленной на тесное сотрудничество с ветеранами педагогического труда. Ведь педагогическая профессия востребована в обществе и отвечает потребностям нашей государственной политики.
ЛИТЕРАТУРА
1.Назарбаев H.A. «Стратегия «Казахстан- 2050»: новый политический курс состоявшегося государства» Астана, Акорда, 2012. -53с.
2. Назарбаев H.A. Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания / H.A. Назарбаев // Казахстанская правда.-2017.-13 апреля.
3.Изотов М. Проблемы патриотического воспитания народа в процессе формирования общеказахстанской национальной идеи / М. Изотов // БЫм беру жуйесшдеп этнопедагогика- Этнопедагогика в ситеме образования. - 2008.-№5. - С. 8-12.
4.Изотов М. Проблема патриотического воспитания народа в процессе формирования общеказахстанской национальной идее / М. Изотов // БЫм беру жуйесшдеп этнопедагогика - Этнопедагогика в системе образования. - 2008.-№6. - С. 14-16.
5.Кабульдинов З.Е. Казахстан - уникальная страна мира и согласия /З.Е. Кабульди-нов // Страна Великой Степи- территория единства и согласия: сборник материалов регионального семинара. - Костанай: КФ ЧЕЛГУ, 2015,- 180с.
6.Доктрина национального единства Казахстана 2010 [Электронный ресурс]
https://online.zakon.kz/Document/7doc_ id=30501158
7.Сейтахметова Г. Поликультурная личность будущего специалиста послесредне-го и вузовского образования / Г. Сейтах-метова, Р. Бейсенбиева // Lingua mobilis. - 2011,- № 2 (28). - С.49-53. [Электронный pecypc]https://cyberlemnka.ru/article/n/ polikulturnaya-lichnost-v-mezhkulturnoy-kommunikatsii
8.КуламбаеваГ.А. Этнотолерантное воспитание как стержень нравственно-духовного развития личности / Г. А. Куламбаева // Открытая школа. - 2012. - №1. - С. 44-45.
9.Баубекова Г.Д. Духовно-нравственное воспитание личности в процессе диалога культур. / Г.Д. Баубекова // БЫм -Образование. - 2011. - №5-6. - С. 51-54.
ш П О ъс
о с о
I—
ш
Н
2 <
н
о £
п о с в; s
х
<
н
S
с и о m
ш ^
из О о.
С
щ
3 X
J2 -
£
н
<