УДК 37.02(574)
Б.К. Момынбаев, доктор пед. наук, профессор М.Д. Есекешова, канд. пед. наук, доцент Казахский агротехнический университет имени С. Сейфуллина Г.И. Сейлхан, канд. пед. наук, преподаватель
Кызылординский государственный университет имени Коркыт Ата, Республика Казахстан
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МАТЕРИАЛОВ КАЗАХСКОЙ ЭТНОПЕДАГОГИКИ В ПРОЦЕССЕ ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ
Можно проследить генезис этнопедагогиче-ских идей в трудах известных педагогов, общественных деятелей прошлого (Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинский, А.С. Макаренко). Великие идеи гуманизма, веротерпимости, взаимоуважения и нравственного совершенствования, нашедшие свое отражение в наследии аль-Фараби, Ходжи Ахмеда Ясави и султана Бейбарса, должны быть использованы в духовной практике современного казахстанского общества. Так называемый «прогресс», в большей степени отождествляемый в настоящее время с негативными чертами капиталистического рынка, характеризующийся потерей духовных ценностей, но восславляющий новые божества — деньги и потребительство, создает для себя новый, достаточно устойчивый тип человека, которым вряд ли может гордиться история. И это сулит не лучшее будущее. В то время как мировоззренческий опыт аль-Фараби, Ходжи Ахмеда Ясави, султана Бейбарса показывает модель преобразования общества, в котором человек руководствуется другими ценностными установками, ставя во главу угла, прежде всего, духовное начало.
Подрастающее поколение должно знать первоосновы своей национальной культуры, ее особенности, которые помогут ему найти свое место в связующем звене преемственности поколений, когда свое национальное станет фундаментальной базой, отправной точкой, позволяющей принять общечеловеческое, понять и принять другое национальное.
Все проблемы системы образования, безусловно, обедняют возможности воспитания и развития личности и приводят к тому, что учащиеся остаются равнодушными к своим национальным корням, традициям и обычаям своего народа. Это влечет за собой исчезновение духовной преемственности поколений, которая является основой духовного роста народа, его творческой деятельности.
Не зная своей национальной культуры, не приобщаясь к ней, учащиеся не получают основ, необходимых для гармонического развития личности, постижения ею мировой культуры и цивилизации.
В современных условиях одной из задач, которую общество и государство ставят перед общеобразовательной школой, является воспитание уча-
58
щихся в духе казахстанского патриотизма, межэтнического согласия и дружбы народов, населяющих Республику Казахстан. Данное требование особенно актуально в условиях глобализации современного мира, когда существует реальная угроза утраты культурной самобытности народов.
Одним из главных путей сохранения национальной идентичности является использование культурного наследия народов в целях патриотического воспитания подрастающего поколения.
Проблеме формирования гражданских и нравственных качеств учащихся уделяется большое внимание в документах правительства РК. Особо подчеркивается необходимость использования воспитательно-познавательных возможностей культурного наследия народа, в частности, эпоса, в формировании подлинного гражданина, обладающего высокой нравственной культурой, патриотизмом.
Являясь средством патриотического воспитания, героико-эпические произведения могут оказывать значительное влияние на направленность личности старшеклассника в условиях систематического, целенаправленного использования их в художественной деятельности учащихся старших кпассов в процессе внеклассной работы.
Обращение к духовному наследию прошлого, возможность для учащихся глубже прочувствовать национальное достоинство, обращение к истокам национального менталитета, осмысление того, что Казахстан — это особая, уникальная часть мирового сообщества, объединившая в себе самые разные народы и этносы, путь к укреплению нравственного отношения человека к своему Отечеству.
Многообразие элементов материальной и духовной этнокультуры казахов, их взаимосвязь, взаимодополнение, роль в жизнедеятельности общества не утратили своего значения и сегодня. Они выполняют определенные функции в формировании подрастающего поколения: воспитательную, развивающую, познавательную, информативную, регулятивную, социализирующую, коммуникативную.
Воспитывающая функция этнокультуры выражается в том, что казахи свое пристальное внимание и основное усилие направляют на формирова-
ние и воспитание молодого поколения с тем, чтобы оно, принимая и выполняя требования и принципы жизнедеятельности этноса, способствовало дальнейшему его развитию. Эти требования и нормы жизни этноса бьли едины во все времена и отражали мировоззрение этноса: быть достойным сыном своего народа — это значит любить Родину, уважать старших, заботиться о младших, трудиться, стремиться к высоким нравственным устоям, развивать творческие способности. Эта функция в системе образования отвечает требованию соответственно духу современного общества.
Развивающая функция этнокультуры развивает духовные потребности в искусстве, литературе, традициях, обычаях своего народа, развивая познавательные интересы к истокам своей культуры: как жили его предки, что чувствовали, что было для них ценным и т. д.
Информативная функция этнокультуры находит свое воплощение в жизни этноса в сказаниях, легендах, эпосах, айтысах, а музыкальном жанре, в процессе проведения праздников, поминок, игр, различных встреч, в выполнении традиционных обрядов как обмен информацией, сведениями, достижениями.
Письменность, возникшая еще в каменном веке, была утрачена по ряду причин, и основная информация о развитии народа, о межпоколен-ной связи передавались из уст в уста, что подчеркивает непоколебимую любовь к поэзии, устному народному творчеству у казахов, о его способностях сохранять в памяти и передавать знания, умения и навыки во всей их полноте. В формировании и воспитании личности информативная функция несет большую ответственность, так как техническая оснащенность планеты позволяет информировать любую точку Земли сведениями, новостями, транслирующимися с любой точки мира.
Познавательная функция этнокультуры выполняет определенную роль в воспитании и обучении молодого поколения, которая выражается в жизнеутверждении людей, в познании условий природы, окружающей среды, науки, накопленного опыта и навыков старшим поколением за время своего исторического развития: знания по народной медицине, астрологии, астрономии, устного народного творчества и т. д., т. е. что явилось основой познавательного и интеллектуального развития казахского народа.
Коммуникативная функция этнокультуры выполняет трансляционную роль в передаче знаний, сведений, информации от одного поколения к другому через общение, устное народное творчество. Например, слушая дастаны о подвигах батыров, дети невольно переносятся в ту далекую эпоху, общаются с его героями и получают ценные сведения о жизни своих предков; читая Абая, мыслен----------------------------------- Вестник ФГОУ ВПО
но сопереживают тому, что он переживал в то время, испытывают те же чувства, которые побудили его написать то или иное произведение, формирует чувство уважения, умение общаться.
Регулятивная функция этнокультуры прослеживается во всех сферах жизнедеятельности народа как в быту, так и в общественных местах. Все традиции и обычаи казахов строго регламентированы, будь это игровая деятельность или проведение поминок, религия или выполнение обрядовых действий. Отношение людей к окружающей среде, все общественные отношения: родителей и детей, родовых знаменитостей и родственников строились согласно определенным нормам и правилам поведения, соблюдались все правила приличия и хорошего тона, уважения и почтительности.
Социализирующая функция находит свое воплощение в усвоении подрастающим поколением опыта, умений, знаний и навыков согласно подготовки личности правилам и нормам этнической общности: принадлежность роду, племени, воспитывает у личности чувство гордости за своих предков — героев племени, лидеров, ярких личностей рода. Здесь возникает необходимость полнее раскрыть содержание компонентов этнокультуры казахов в соответствии с функциями, имеющими воспитательные возможности.
Духовная и материальная культура народа содержит в себе такие компоненты, без усвоения которых ни одно новое поколение не может строить свое будущее. Это своеобразный фонд этнокуль-туры: знания, традиции, обычаи, устное народное творчество, памятники музыкального творчества и прикладного искусства, этнические нормы и другие ценности, которые накоплены народом до него и которые внедряются в его сознании посредством вышесказанных функций, благодаря которым обеспечивается непрерывная связь поколений, их преемственность.
Как показывают результаты исследований, результаты анкетирования и беседы с руководителями школ, педагогами, родителями, К.Ж. Кожах-метова в своей монографии «Казахская этнопеда-гогика: методология, теория, практика» показала, что большинство из них недостаточно осведомлены и плохо ориентируются в народных традициях, в их роли и характере влияния на детей. Недостаточная осведомленность и ориентированность учащихся в народных традициях объясняется, во-первых, ограниченными знаниями в этой области самих педагогов и родителей, во-вторых, слабой постановкой в семье и школе работы по приобщению детей к прогрессивным народным обычаям.
Использование материалов казахской этно-педагогики в учебно-воспитательном процессе необходимо осуществлять в системе и комплексно, только такой подход может дать желаемые ре-
зультаты. Необходимо учитывать принципы обеспечения систематичности, последовательности и преемственности в приобщении школьников к культуре народа; сочетания прогрессивных традиций казахской этнопедагогики с современными достижениями педагогической науки; учета особенностей национальной психологии, национального характера; особенностей полоролевой дифферен циации в казахском этническом воспитании [1, 2].
Вопрос об использовании материалов казахской этнопедагогики в учебно-воспитательном процессе школы требует, прежде всего, создания такой системы, которая способствовала бы комплексному его использованию.
Если обратиться к вопросу об этнопсихологических особенностях развития личности учащихся общеобразовательной школы, то нужно отметить такой аспект, как национальный язык, который является одним из условий и форм влияния национальной психологии на личность. О критерии уровня национальных обычаев и традиций можно судить не потому, сколько их имеется в той или иной нации, а по значению и роли их в процессе формирования и становления отдельных представителей нации — личностей, степенью влияния на последующее поколение.
Поэтому при формировании и развитии личности учащихся создание благоприятных условий для полноценного развития необходимо их в духе национальной культуры. Здесь необходимо, прежде всего, чтобы учителя сами располагали обобщающим опытом национальной жизни и культуры своего народа. Это невозможно осуществить без качественного улучшения воспитания в каждой школе, без поиска каждым учителем своих форм и ме-
тодов, способствующих пониманию, осмыслению богатств национальной культуры как составной части культуры мира.
Казахская культура — одна из богатейших источников для воспитания и развития подрастающего поколения. Ее многовековая история, национальные традиции и обычаи, отражающие специфику развития личности и основные события жизни человека от рождения до смерти, ее наука, творчество и искусство, богатейший язык полны мудрости, нравственности и гуманности, что способствует формированию соответственно глубоко нравственной и творчески развитой личности. Это, естественно, достигаемо при правильном и полноценном воспитании как в семье, так и в школе. Здесь большую роль играют достаточно гибкие и активные методы и способы обучения и воспитания детей, которые учитывали бы их этнические особенности. Само существование личности в определенной культурной среде непосредственно будет накладывать свой отпечаток на его личностное и познавательное развитие.
Необходимо отметить значимость учета этих этнопсихологических особенностей при осуществлении процесса обучения и воспитания школьников не только в национальных казахских школах, но и в русских. Так как именно в многонациональных школах требуется особая гибкость в индивидуальных подходах и методах взаимодействия с учащимися определенной национальности.
Список литературы
1. Кожахметова, К.Ж. Казахская этнопедагогика: методология, теория, практика / К.Ж. Кожахметова. — Алматы: «Рылым», 1998. — 316 с.
2. Нысанбаев, А. Глобализация и устойчивое развитие Казахстана / А. Нысанбаев. — Алматы, 2002. — 264 с.
УДК 371.13:378.663 Л.М. Кузьмичёва
Московский государственный агроинженерный университет имени В.П. Горячкина
ФОРМИРОВАНИЕ РЕЧЕВОЙ КУЛЬТУРЫ У СТУДЕНТОВ АГРОИНЖЕНЕРНЫХ ВУЗОВ
Формирование речевой культуры будущего специалиста является неотъемлемой составляющей его подготовки в вузе. Именно степень сфор-мированности речевой культуры, а именно: знания основных законов функционирования языка и речи и способности к их использованию для решения профессиональных задач — один из факторов, позволяющих выпускнику вуза конкурировать на рынке труда, строить карьеру. Коммуникация
внутри коллектива, умение вести деловые переговоры, общение с потребителями товаров и услуг данного предприятия — перечисленные коммуникативные навыки оказались одними из самых актуальных для работодателей в последнее время и часто являются обязательным условием при составлении портрета успешного делового человека. Следовательно, возрастает потребность целенаправленного и систематического формирования