Научная статья на тему 'Актуальность использования самобытной народной культуры в современном образовании'

Актуальность использования самобытной народной культуры в современном образовании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
418
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТНОКУЛЬТУРА / МИРОВАЯ КУЛЬТУРА / WORLD CULTURE / ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ ЦЕННОСТИ / ETHNOCULTURAL VALUES / ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД / ETHNOPEDAGOGICAL APPROACH / ETHNOCULTURE / ЭТНОМәДЕНИ / әЛЕУМЕТТіК МәДЕНИ / ЭТНОМәДЕ-НИ ЦүНДЫЛЪЩТАР / ЭТНОПЕДАГО-ГИКАЛЫқ әДіС-ТәСіЛДЕР

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Самойлова Е. С.

В статье обосновывается актуальность проблемы использования народного педагогического опыта в образовательном и воспитательном процессе с позиций философской, исторической, педагогической наук. Рассматриваются основные этнопедагогические вопросы, дается определение этнокультуры, этнокультурных ценностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Актуальность использования самобытной народной культуры в современном образовании»

un

x

ш

i О

с с:

и

2

2S

I

о с

х

3

О О m

из О

ЁЗ

Ш X

н <с

Е.С. Самойлова,

аспирант кафедры педагогики

и психологии Челябинского государственного педагогического института культуры

Нег1зг1 свздер: этномэдени, элеуметтгк мэдени, этномэдени цундылыцтар, этнопедаго-гикалыц эдгс-тэсыдер.

Ключевые слова: этнокуль-тура, мировая культура, этнокультурные ценности, этнопе-дагогический подход.

Keywords: ethnoculture, world culture, ethnocultural values, ethnopedagogical approach.

АКТУАЛЬНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ САМОБЫТНОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ

Ацдатпа

Макалада философия, тарихи, педагогика гылымда-ры тургысынан окыту жэне тэрбиелеу YPДiсiн-де хальщтьщ педагогикалык тэжiрибеш колдану мэселелершщ eзектiлiгi негiзделедi. Негiзгi этнопе-дагогикалык мэселелер карастырылып, этномэдени-ет, этономэдени кундылыктар угымдарына аныктама берiледi.

Аннотация

В статье обосновывается актуальность проблемы использования народного педагогического опыта в образовательном и воспитательном процессе с позиций философской, исторической, педагогической наук. Рассматриваются основные этнопедагогические вопросы, дается определение этнокультуры, этнокультурных ценностей.

Annotation

The article substantiates relevance of the problem of use of folk pedagogic experience in the educational and upbringing processes from the perspective of philosophic, historic and pedagogical sciences. Ethnopedagogic issues are considered, the definition of ethnocultural values is given.

Гуманизация общества есть высшая задача современного образования, в виду чего возникает острая необходимость в возрождении этнокультуры в образовании, в особенности в гуманитарном его направлении, формировании человека, обладающего широким кругозором, владеющий знаниями о великом многообразии культур, и, в то же время, являющемся ярким представителем своего этноса, носителем родной, самобытной культуры. Современное образование одной из своих задач ставит создание особых условий, служащих приобщению к мировой культуре и к традициям и обычаям предков.

Идея образования предполагает создание условий для развития личности, его приобщения к культуре. В статье 11 Закона «Об образовании» Республики Казахстан задача воспитания определяется как «фоми-рование прочных основ нравственности, воспитание гражданственности и патриотизма, любви к своей Родине, уважения к государственным символам, почи-

тания народных традиции, нетерпимости к любым антиконституционным и антиобщественным проявлениям» [9]. В межэтнической сфере в основу политики Республики Казахстан положен принцип единства в многообразии.

Современные исследователи обосновывают чрезвычайную актуальность данной проблематики в связи с акцентированием внимания на современной тенденции к развитию предприимчивости, но отдаления от духовных ценностей, неразрывной связи гуманизации образования и самобытной культурой народа, построенной на единстве человека и природы, таких значимых понятиях как «взаимопомощь», «поддержка», обострением политических и экономических противоречий.

Вопросами самоиндификации человека с определенной этнокультурой, а также установления диалога культур, освоения общечеловеческих ценностей посвящены работы В. С. Библера, М. М. Бахтина, И. А. Арнольдова. С различных сторон рассматривалась народная педагогика в исследованиях Л. Д. Вавиловой, И. А. Шоровым, О. Д. Мукаевой, Г. Н. Волковым, Г. Н. Санаба-совой, В. Ф. Афанасьевым, Т. Н. Петровой, Я. И. Ханбиковым, К. Ж. Кожахетовым, К. Д. Ушинским и др.

Этнопедагогические исследования представляют собой детальный анализ воспитательного опыта различных народов, построенного на основе фольклора, языка, традиций и обычаев (У.Э. Эрдниев, З.Б. Цаллагова, Л.В. Кузнецова, Л.М. Кашапо-ва, Г.С. Виноградов).

При рассмотрении вопросов народного образования, использования потенциала самобытной этнической культуры в образовательном и воспитательном процессе, необходимо рассмотреть значимые понятия: культура, этнокультура, этнокультурные ценности. Культура представляет собой ключевое понятие социально-гуманитарного знания, следовательно, необходимо уточнить то, как оно понимается в контексте этнологии, культурологии, педагогики. Аксиологический подход является одним

из важнейших при рассмотрении вопросов воспитания.

Бадмахалгаева Н. М. указывает на неоднородный характер культуры, на факт того, что культура есть пересечение множества культур, и следует выделять следующие формы культуры: этническая, мировоззренческая, художественная и социокультурная

[3].

Структуру культурной жизни можно представить в виде четырех слоев: мировая культура, общенациональная культура, объединяющая национальность, слияние нескольких сосуществующих друг с другом и взаимно ассимилировавшихся культур, смешанная культура, формирующаяся в национальных образованиях как результат взаимодействия социальных слоев, первозданная национальная культура одного конкретного этноса.

Культурологическую базу этнокультуры составляют работы таких видных исследователей, как Кребер А., Клакхон С., Келли В., Верещагина Е.М., Борзова Е.П., Амелина Е., Арнольдова А.М., Арутюнова С.А., Сорокина П.А., Чебоксарова Н.Н., которые занимались обобщением и систематизацией основных понятий и проблем этно-культуры. Социализирующий аспект этно-культуры раскрывается в исследованиях П. Сорокина, М. С. Комарова, А. Г. Егорова, Г. С. Денисовой, Ф. М. Бурлацкого, А. С. Ахиезер. Проблемы этнопедагогики рассматривались в работах В. У. Шаповалова, Г. А. Комаровой, В. Г. Кинелева, Я. А. Ко-менского, А. Дистерверга, К. Д. Ушинского.

Согласно Шаваевой М.О. в процессе взаимодействия культурных элементов, при рассмотрении этнокультуры в качестве взаимодействующего канала реализуются этнокультурные функции: инструментальная (преобразование среды), инкультурации (преобразование человека), нормативная, знаковая, познавательная и коммуникативная.

Этнокультура представляет собой культуру этнической общности, которая, в свою очередь, базируется на таких значимых концептах, как сплоченность, сотрудниче-

I

ш §

О С

О и

н

1 о С

О

о

т

из О

Й -а X

н <с

ш

I

О С о

и

2

*

о с

х

3

о о

т

из О

Ё

ш

X

н <с

ство, взаимодействие. Шаваева М.О. в этом контексте упоминает о значимости ритуала (как культурного фундамента формирования строго регламентированных стереотипов поведения) и обычаев (менее строгих форм взаимодействия, обладающих обыденным значением). Стоит отметить, что особого внимания заслуживает работа Д.М. Угриновича, в которой обряды трактуются как «одна из традиционных форм передачи культуры новым поколениям» [14, с. 10]. А. И. Мазаев рассматривает обряды в качестве важных компонентов праздников, обладающих символическим и художественно-выразительным содержанием. Серьезный интерес представляет этнографическая работа А. К. Байбурина, посвященная проблеме функционирования ритуала и определения его места в системе традиционной культуры.

Также этнокультура, как система взаимодействия, носителем которой является этнос, выполняет взаимодействующую функцию, включая такие структурные элементы как обычаи, традиции, нормы, ценности, ритуалы. Этнос является одновременно объектом, субъектом и носителем этнокультуры.

Существует две модели взаимодействия в этнокультурном контексте: взаимодействие этнокультур между собой и взаимодействие этнокультур с «общемировой индустриально-городской культурой». Результатом взаимодействия являются два противоположных процесса: культурная интеграция и взаимное обогащение, а также усиление этнического самосознания и стремление к утверждению специфики народа.

Шаваева М.О. также подчеркивает рациональность идей возрождения и развития самобытной воспитательной культуры народа и необходимость знания национальной психологии для достижения максимальной эффективности. Акцент на национальную психологию, философию и культуру воспитания не идет вразрез с общечеловеческими ценностями. Между этими двумя воспитательными сторонами - общечеловеческой

и этнической существует диалектическая взаимосвязь на биологическом, психологическом и социальном уровнях [14].

Этнокультурные ценности представляют собой совокупность ценностей материальной и духовной культуры этноса. Важным понятием касательно этнокультурных ценностей является понятие этнокультурной коннотации, то есть усиление эмоционального влияния, основанное на специфике культуры народа.

На современном этапе государственная политика отдает предпочтение национальному образованию, этнокультурным ценностям и духовно-нравственному развитию. Стоит учитывать, что культурные ценности представляют собой три уровня: общечеловеческие ценности, общенациональные и этнокультурные, и чрезвычайно важно соблюдать баланс в формировании всех уровней ценностей.

Необходимо сформировать личность будущего, способного поддерживать «диалог культур», что крайне важно как для обогащения отдельной личности, так и для формирования комфортной, дружественной атмосферы в мире, благодатной почвы для международного и межкультурного взаимодействия и сотрудничества [3].

Основой этнического являются «конкретно-исторические особенности жизни народа» и его «биосоциальной сущности». Этнокультурные ценности, в свою очередь, представляют собой «интеллектуальное богатство», прочный фундамент формирования благоприятных межэтнических культурных отношений, трансляции общечеловеческих ценностей на основе культурно-нравственных народных традиций.

Согласно Дзараховой З.М. наиболее значимыми, краеугольными категориями этноса являются культурно-этическая, нравственная и психологическая, на которых основываются критерии и оценки этноса в составе этно-образующих систем.

Исследование З. М.-Т. Дзахаровой посвящено вопросам национального самосознания в рамках этнологического аспекта исторической науки на примере

ПШ

народа «ингуши». Работа освещает такие значимые аспекты проблемы, как самоидентификация, традиционная культура, социально-психологические особенности, этико-моральные нормы, особенности вербальной и праздничной культуры, этикет.

Национально-этническое сознание предполагает духовную общность, схожесть психологического склада, как следствие территориально, социально-экономического единства, а, соответственно, рассматривается как социально-психологический феномен.

Чертами национального самосознания можно считать специфику поведения, праздничной культуры, речевого выражения и этикета. Этикета, включающая в себя гендерные и возрастные компоненты, наделен этнообразующими и этнодифференци-рующими функциями [6].

По мнению М. Е. Ержанова образование должно строиться на этнокультурных ценностях и традициях, с одновременным учетом ценностей мировой цивилизации, этнопедагогика находится на стыке с этнопсихологией, этнологией, этнофилосо-фией, этнокультурой, и, в то же время, является частью педагогической науки [7].

Жохова Е. Н., затрагивая вопросы воспитания патриотизма и межэтнических отношений в Казахстане, указывает на конституционное закрепление приоритета национального равноправия и прав личности [8].

Среди исследователей, занимавшихся вопросами использования средств этнопе-дагогики в воспитательном процессе, можно назвать Б. Б. Даумову, О. Н. Евдокимова, А. А. Борискина, З. А. Булатову.

В наследии А. Кунанбаева существует позиция о том, что необходимо первостепенно раскрыть общечеловеческую основу воспитания, заложенную в национальной воспитательной традиции, которая строится на биологической и социально-исторической общности народов [11].

Б. Б. Даумова подчеркивает необходимость адаптации сложившихся средств воспитания, нацеленных на решение опре-

деленных общественных задач, к современному представлению о патриотизме, нравственности, толерантности, диалоге культур [5].

И. З. Гликман высказывает свою позицию относительно современной воспитательной работы: плохо разработаны воспитательные подходы в многонациональных классах, процесс носит назидательный и унитарный характер, не учитываются этнокультурные особенности [4, с. 260].

Л. И. Магомедова, поднимая вопрос о значимости воспитания и учета этнокультурных особенностей, утверждает, что «воспитательная работа с детьми и молодежью должна опираться на культурно-исторический опыт народа, который играет важнейшую роль в становлении уникального жизненного стиля личности» [12, с. 65].

Кожахметова К. Ж. выделяет казахскую этнопедагогику, предметом которой является национальное воспитание, включающее последовательно семейное воспитание и в образовательных учреждениях, сформировавшееся под воздействием традиций и культуры народа [10].

З. Нигматов отмечает печальный факт, что «во внеклассной работе использование традиций, идей и опыта носит эпизодический характер» [13, с. 223].

Р. Ш. Ахмадиева, исследуя вопросы воспитания в семье, подробно останавливается на психолого-педагогическом аспекте, изучает потенциал татарской народной педагогики, которая черпает свой опыт в обычаях, в традиционной религии народа - ислама, в древних мудростях востока.

Согласно Р. Ш. Ахмадиевой воспитательные функции семьи могут быть оптимизированы через применение народных традиций воспитания, которые вбирают в себя опыт множества поколений. Также духовно-ориентированные методы воспитания имеют своей основой народные традиции педагогики. Вся причина в том, что в старые времена существовал культ уважения к старшим, к предкам, к традициям, большое значение имели ценности здоро-

ш §

О С о

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

и

Н

1 О

с

о о

т

из О

Й -а X

н <с

о

ш

I

О С о

и

2

2S

I

о с

х

3

О О m

из О

Ё

ш

X

н <с

вого образа жизни, важное место отведено празднично-обрядовой культуре и декоративно-прикладному творчеству [2].

Актуальным с позиции О. В. Аракеляна является создание благоприятных условий для этнического самоопределения и самовыражения личности через «построение этноориентированного учебно-воспитательного процесса на основе прогрессивных идей, народных традиций, культур и обычаев» [1, с. 11].

Стоит также отметить, что понятие «этнокультурные ценности» находится в тесной взаимосвязи с народным образованием, народной педагогикой, этнопедагогикой, этнокультурным образованием, этнокультурным и этнопедагогическим подходами в образовании. Образовательный процесс этнокультурного характера направлен на осуществление двух основных задач: этническая идентификация и общекультурная национальная интеграция. Народная педагогика есть область выверенного народом воспитательного опыта, а этнопедагогика занимается исследованием педагогического этого опыта, этнографического материала, его осмыслением и возможным внедрением в воспитательный процесс с учетом современных условий. В качестве средств народной педагогики выдвигаются пословицы, загадки, народные песни, сказки. Факторами народного воспитания являются природа, игра, слово, труд, общение, традиции, искусство, религия, пример-идеал.

ЛИТЕРАТУРА

1. Аракелян, О. В. Поликультурная школа - новая модель в системе образования [Текст] / О. В. Аракелян // Воспитание школьников. - 2010. - № 3. - С. 11-13.

2. Ахмадиева, Р. Ш. Этнокультурные традиции как ресурс оптимизации педагогических функций современной семьи / Р. Ш. Ахмадиева [Текст] дис. канд. пед. наук. 13.00.05. - Казань, 2006

3. Бадмахалгаева Н. М. Формирование этнокультурных ценностей у старшеклассников в процессе обучения русскому языку [Текст]: автореферат дисс. канд. пед. наук:

13.00.01. - Чебоксары, 2005. - 24 с.

4. Гликман, Н. З. Практический аспект нравственного воспитания / Н. З. Гликман [Текст]. // Народное образование. - 2010. -№ 5. - С. 259-263.

5. Даумова, Б. Б. К вопросу об этното-лерантном образовании [Текст] / Б. Б. Даумова // Вестник академии педагогических наук Казахстана. - 2010. - № 1. - С. 57-61

6. Дзарахова З. М.-Т. Этнокультура как основание формирования национального самосознания ингушей [Текст]: автореферат дисс. доктора ист. наук: 7.00.07. - Махачкала, 2007. - 52 с.

7. Ержанов, М. Е. Развитие этнокультурного образования в Казахстане: теоретические основы и практика [Текст]: дисс. ... д-ра пед. наук: 13.00.05 / Ержанов Магомет Ержанович - Москва, 1999. - 429 с.

8. Жохова Е. Н. К вопросу формирования межкультурной толерантности учащихся в поликультурном обществе [Текст] / Е. Н. Жохова // Среднее профессиональное образование (приложение). - 2012. - № 4. -С. 145-147

9. Закон Республики Казахстан «Об образовании» / от 27 июля 2007 года. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http:// nkaoko.kz

10. Кожахметова, К. Ж. Этнопедагогика народов Казахстана [Текст] / К. Ж. Кожах-метова. - Алматы: Алем, 2001. - 306 с.

11. Кунанбаев, А. Слова назидания [Текст] / А. Кунанбаев. - Алматы: Онер,

2006. - 136 с.

12. Магомедова, Л. И. Этнопедагоги-ческая подготовка социальных педагогов [Текст] / Л. И. Магомедова // Педагогика. -

2007. - № 7. - С. 65-67. - с. 65

13. Нигматов, З. Никто не в состоянии состязаться с педагогическим гением народа [Текст] / З. Нигматов // Народное образование. - 1999. - № 6. - С. 223-230. -

14. Шаваева М. О. Этнокультура как многофункциональная система взаимодействия [Текст]: автореферат дисс. канд. фи-лос. наук: 24.00.01. - Ростов-на-Дону, 2004. - 24 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.