Примечания
1. Косогорова, Л. В. Сборник программ по специальности 052300 «Декоративно-прикладное искусство» / [автор-составитель Л.В. Косогорова]. - М.: МГУКИ, 2009. - Ч. 1, 2.
2. Народное художественное творчество : [сборник программ специализации теории и истории народной художественной культуры] / под ред. Т.И. Баклановой, Е.Ю. Стрельцовой. - М.: МГУКИ, 2005.
3. Народное художественное творчество : [сборник программ специализации «Декоративно-прикладное творчество»] / под ред. Т.Я. Шпикаловой, Л.В. Косогоровой, Е.Ю. Пухначевой.
- М.: МГУКИ, 2005.
4.Шпикаяова, Т. Я. Концепция этнокультурного образования в Российской Федерации / Т.Я. Шпикалова, Т.И. Бакланова, Т.Я. Ершова. - Шуя: ГОУ ВПО «ШГПУ», Изд-во «Весть», 2006.
5. Шпикаяова, Т. Я. Изобразительное искусство. УМК. 1-6кл. / [Т.Я. Шпикалова и др.].
- М.: Просвещение, 2000-2011.
6. Шпикаяова, Т. Я. Программы общеобразовательных учреждений Изобразительное искусство. 5-9 кл. / [Т.Я. Шпикалова и др.] - М., 2005.
7. Шпикаяова, Т. Я. Программы общеобразовательных учреждений. Изобразительное искусство. 1-4 кл. / [Т.Я. Шпикалова и др.]. - М.: Просвещение, 2011.
А. Ш. Досбенбетова
Южно-Казахстанский государственный университет им. М. Ауезова, Республика Казахстан
Статья посвящена определению приоритетных направлений разработки концептуальных основ использования этнорегиональных особенностей Казахстана в процессе экономического образования и воспитания учащихся как действенного механизма повышения их экономической культуры.
Ключевые слова: экономическая культура, уровень экономической культуры выпускников школ, этнорегиональные особенности, система экономического образования и воспитания, Республика Казахстан.
The article considers the situation in educational theory and practice of secondary schools in Kazakhstan, which requires the definition of priorities, development of conceptual frameworks used ethnoregional features of Kazakhstan in economic education and training of students as an effective mechanism to enhance their economic culture.
Key words: economic culture, the level of economic culture of school leavers, ethnoregional particular, the system of economic education and training, the Republic of Kazakhstan.
формирование экономической культуры школьников с учетом этнорегиональных особенностей казахстана
150
1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 1 (45) январь-февраль 2012 150-154
И
г
Обретение независимости и переход к рыночным отношениям требуют формирования посредством системы образования человека нового типа: конкурентного и инициативного. Однако налицо медленное приспособление определенной части населения к условиям рынка, низкий уровень экономической культуры населения. Причины такого положения дел обуславливаются как характером нашей системы образования, которая дает детям больше фундаментальных теоретических знаний, нежели практических умений и навыков, необходимых в реальной жизни, так и слабым учетом региональных условий и этнокультуры в экономическом образовании и воспитании. С этих позиций в Казахстане становится особенно актуальным формирование экономической культуры школьников с учетом этнорегио-нальных особенностей. На необходимость учета этнорегиональных особенностей в процессе формирования экономической культуры школьников обращали внимание К.Ж. Аганина, Е.В. Анкундинова, Э.И. Калиева, В.П. Ермаков, Т.Ч. Тебиева и др. Интерес ученых к данной проблеме объясняется, прежде всего, обретением независимости, поиском новых путей экономического развития, ростом национального самосознания, потребностей и возможностей изучения и использования богатого культурно-исторического наследия этносов, способов их хозяйственно-экономической деятельности. В то же время на волне инновационного режима развития школы педагоги-практики больше ориентируются на зарубежные технологические разработки, не принимая во внимание дидактические возможности идей народной педагогики в экономическом воспитании подрастающего поколения, не учитывая особенности национальной и региональной экономики страны.
Такая ситуация в педагогической теории и практике общеобразовательной школы требует определения приоритетных направлений разработки концептуальных основ использования этнорегиональных особенностей Казахстана в процессе экономического образования и воспитания учащихся
^ Образование в сфере культуры
как действенного механизма повышения их экономической культуры.
Методология предлагаемой нами концепции строится на системном подходе, который дает возможность рассмотреть феномен экономической культуры через призму категорий общего, особенного и частного.
Общее выступает как диалектическое единство материальной и духовной культуры. В экономической культуре можно отметить черты общего. Экономическую культуру можно рассматривать как один из компонентов общей культуры. Экономическая культура «пронизывает» все общество: как его структурные единицы - материальное, духовное, социальное и интеллектуальное воспроизводство, и обеспечивающие их системы (выступая при этом в виде общественных продуктов их деятельности) производства, обмена, распределения и потребления. Экономическая культура современной личности обусловлена такими важными процессами, происходящими в самой структуре общества: с одной стороны, наблюдаются глобализация, интернационализация, конвергенция различных социально-экономических систем, диверсификация производства, нарастание международной конкуренции, рост социальных и экономических рисков в сфере хозяйствования, с другой - недооценка собственного исторического опыта в сфере хозяйственных взаимоотношений.
Таким образом, встает проблема социальной ответственности, социально-экономической компетентности, формирования адекватной реалиям времени экономической культуры личности в контексте современной хозяйственной практики.
Особенное связано с условиями жизнедеятельности человека в экономической системе, отличающейся своими региональными особенностями.
В нашей республике происходят огромные перемены в хозяйственно-экономической деятельности, поэтому в процессе экономического воспитания учащихся необходимо учитывать региональные особенности экономики страны. Региональная экономика представляет собой особое хозяйственное образование, сложность которого опреде-
лятся множеством форм. Сложилось два основных направления рассмотрения региональной экономики. Первое, когда регион рассматривается как структурная единица в рамках мирового хозяйства (мирохозяйственный и геополитический подходы). В нашем случае это - Казахстан. И второе, когда регион рассматривается как структурная единица внутри суверенного государства (территориально-воспроизводственный подход). В нашем исследовании - это Южный Казахстан. В каждом регионе обычно складывается специфический комплекс условий жизнедеятельности. Он формируется под влиянием таких факторов, как сфера обслуживания, уровень жилищного благоустройства, бытовой обеспеченности и т.д. Специфические условия местного производства, его техническая оснащенность, структура и характер рабочих мест, сочетаясь с национальными и культурными традициями, способствуют формированию социальных связей и общих интересов территориальной общности. Не являются исключением и образовательные интересы населения данного региона, предъявляющего свои требования к масштабам, структуре и содержанию региональной системы образования.
Отсюда правомерно считать, что содержание экономического образования должно отражать социальные и территориальные особенности. Методика механического использования позитивного опыта, как российского, так и зарубежного, без учета региональных особенностей и традиций, мен-тальности не дает ожидаемого результата.
Частное детерминировано этническими, национальными особенностями, менталитетом, народными традициями, укладом жизни. Средством укрепления национальных начал образования и школы, реализации этнокультурных интересов является использование различных достижение народной педагогики в процессе формирования экономической культуры личности. Подтверждением тому являются этнопе-дагогические исследования казахстанских ученых (К. Болеева, Р.К. Дюсенбиновой, К. Жарыкбаева, С. Калиева, А.А. Калы-бековой, К.К. Кожахметовой, С.А. Узак-
баевой, К.К. Шалгинбаевой, Н.Ш. Алметова и др.), в которых отмечается, что большими возможностями для экономического воспитания школьников в современных условиях обладают все виды народного творчества, среди которых первостепенное значение приобретают различные виды трудовой деятельности, декоративно-прикладное искусство, ремесла, устное народное творчество, народные традиции, обычаи, праздники, совместные работы односельчан и т.д.
Таким образом, формирование экономической культуры учащихся на основе эт-норегиональных особенностей Казахстана представляется нам как построение содержания и процесса экономического образования и воспитания школьников с учетом факторов социально-экономического развития конкретного региона, экономического менталитета, культурно-исторических ценностей народа, традиций и обычаев и других проявлений педагогической культуры этносов, отражающихся в хозяйственно-культурной жизни местного населения.
При отборе содержания и форм учебно-воспитательной работы по формированию экономической культуры школьников необходимо ориентироваться на такие факторы, как региональные и национальные особенности, обусловленные уровнем экономического развития, своеобразием национальной культуры, чертами национального характера. Эти положения нашли отражение в целях, задачах, принципах, условиях и этапах реализации концепции. В концепции представлено содержание работы по формированию экономической культуры учащихся с учетом этнорегиональных особенностей Казахстана на всех ступенях школьного образования.
1 ступень - начальное образование (1-4 классы). Реализуется принцип преемственности в социально-экономической подготовке ребенка в семье и школе путем использования воспитательного потенциала и возможностей семьи. В формировании мотивации к учебной и трудовой деятельности младших школьников широко применяются дидактические возможности детского фольклора, народных игр и традиций,
положительный пример родителей, активное привлечение детей к ведению домашнего хозяйства. В содержании учебников нового поколения 1-4 классов в достаточном для этого возраста объеме даются экономические понятия. Начальные экономические знания младшие школьники усваивают из школьного курса «Экономика» (автор Г. Тогаева), интегрированного эколого-экономического курса «Наш дом» (авторы Т.П. Стекольникова, Л.М. Нургалиева). В начальных классах через содержание учебных предметов, воспитательную работу, развитие навыков самообслуживания и общественно полезный труд закладываются основы экономической культуры учащихся. Применяются народные средства формирования экономического мышления детей (загадки, считалки, пословицы-поговорки, устные задачи, сказки и т.д.).
2 ступень - основное образование (5-10 классы). Система экономических знаний целенаправленно реализуется в процессе изучения учащимися школьных дисциплин и интегрированных курсов «Основы экономики и финансовой грамотности», «Технология труда и предпринимательство», с включением этнорегионально-го компонента в содержание программ и учебного материала. Элементы ведения домашнего хозяйства и традиционные виды хозяйственно-экономической жизни народа включаются в содержание дисциплин естественно-математического и гуманитарного циклов, в технологии трудового обучения школьников, служат задачам их социально-экономической подготовки. На уроках и в процессе внеклассной деятельности учащиеся знакомятся с историей экономического развития Казахстана, с традициями, обрядами, народными приметами, делают фенологические наблюдения, связанные с хозяйственной деятельностью народа, учатся выделять экономическую сторону жизненных явлений и процессов. Стимулируется интерес подростков к участию в семейном бизнесе, к овладению народными ремеслами путем кружковой и иных форм внеклассной работы под руководством народных умель-
^ Образование в сфере культуры
цев. Предпрофильная подготовка учащихся ориентируется на местные хозяйственные запросы.
3 ступень - профильное обучение (lili классы). Учащиеся овладевают системой экономических знаний, построенных с учетом этнорегиональных особенностей Казахстана. Формирование экономической культуры учащихся происходит на основе систематизированных представлений об экономическом развитии своего города (села), региона, республики; анализа места и роли Казахстана в мировом экономическом сообществе. Старшеклассники активно включаются в деятельность школьного предприятия, овладевают умениями и навыками практической экономической деятельности (планирование, экономический расчет, анализ, контроль, расчет экономической целесообразности). В процессе эффективной экономической деятельности формируются экономически значимые качества личности (предприимчивость, хозяйственность, организованность, деловитость, творческое отношение к делу, бережливость, конкурентоспособность и др.). Углубленная допро-фессиональная подготовка сопровождается изучением старшеклассниками этноэконо-мических знаний, состояния этнорегиональ-ных условий хозяйствования. Профильное обучение и профессиональное самоопределение учащихся основываются на местных хозяйственных запросах и потребностях региональной экономики в квалифицированных специалистах. В результате целенаправленной учебно-воспитательной работы учащиеся должны усвоить социальный опыт нравственно-экономических отношений:
а) знание и практическое применение основных экономических понятий и законов;
б) идеи нравственно-экономических ценностей в народной педагогике казахов и в трудах великих казахских мыслителей прошлого; в) представлять вектор экономического развития своего города, региона, страны;
г) критически оценивать новые и старые направления в экономических системах;
д) правильно оценивать наличие у себя экономически значимых качеств; е) прогнозировать свое профессиональное будущее.
Примечания
1. Аганина, К. Ж. К вопросу разработки требований к знаниям и умениям учащихся в курсе «Основы экономических знаний» / К.Ж. Аганина, А. Кошерова // ПОИСК. - 2001. - № 2. - С. 135.
2. Анкундинова, Е. В. Воспитание экономической культуры учащихся: учеб. пособие / Е.В. Анкундинова. - Комсомольск-на-Амуре, 2005. - 137 с.
3. Ермаков, В. П. Региональные аспекты развития системы непрерывного образования / В.П. Ермаков // Образование через всю жизнь: непрерывное образование для устойчивого развития: [труды международного сотрудничества в области непрерывного образования для устойчивого развития] / под науч. ред. Н.А. Лобанова, В.Н. Скворцова. - СПб.: Alter Ego, 2007. - Т. 5. - 444 с.
4. Калиева, Э. И. Педагогические основы экономического воспитания старшеклассников: дис. ... канд. пед. наук / Э.И. Калиева. - Алматы, 2002. -126 с.
5. Калыбекова, А. А. Теоретические и прикладные основы народной педагогики казахов / А.А. Калыбекова. - Алматы: БАУР, 2005. - 200 с.
6. Кожахметова, К. Ж. Казахская этнопедагогика: методология, теория, практика / К.Ж. Кожахметова. - Алматы, 1998.
7. Наурызбай, Ж. Ж. Научно-педагогические основы этнокультурного образования школьников: дис. . д-а пед. наук / Ж.Ж. Наурызбай. - Алматы, 1997. - 357 с.
8. Тебиева, Т. Ч. Педагогические условия формирования экономической культуры студентов неэкономических специальностей вузов: дис. ... канд. пед. наук / Т.Ч. Тебиева. - Владикавказ, 2005. - 191 с.
9. Узакбаева, С. А. Эстетическое воспитание в казахской народной педагогике : автореф. дис. ... д-ра пед. наук / С.А. Узакбаева. -Алматы, 1993. - 46 с.
v селовек в образовательном
пространстве малых городов современной россии
А. С. Ляховец
Российский государственный социальный университет (филиал, г. Ивантеевка)
В статье рассмотрен круг вопросов, связанных с формированием образовательного пространства в условиях малых городов России в целом и Подмосковья, в частности. Используется концепция глокализации, которая позволяет связать воедино решение неотложных глобальных и локальных проблем в области образования и возрастания стоимости человеческого капитала в современной России
Ключевые слова: малый город, образовательное пространство, концепция глокализации, единый образовательный центр, филиалы вузов.
Considered the circle of the questions connected with formation of educational space in small city of Russia in general and Moscow suburbs in particular. Author used the concept of "glokalism" which allows to connect together the decision of urgent global and local problems in the field of formation. The problem of increase of the human capital in modern Russia is noted
Key words: small city, educational space, concept of "glokalism", the uniform educational center, branches of universities
В российской социально-гуманитарной традиции к малым городам относят городские поселения, население которых не превы-
шает 50 тысяч человек. По данным предыдущей Всероссийской переписи населения, проводившейся в 2002 году, таких городов
154 1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 1 (45) январь-февраль 2012 154-159
И
г