Этнокультурная образовательная
среда как фактор освоения декоративно-прикладного искусства студентами вуза
Л. В. Косогорова
Московский государственный университет культуры и искусств
В статье рассматриваются проблемы проектирования этнокультурного образовательного пространства как основополагающего фактора освоения декоративно-прикладного искусства студентами вуза. Обобщается и систематизируется опыт ведущих российских и зарубежных исследователей. Обосновывается необходимость использования в вузах современных методов и технологий интеграции, намечаются пути их реализации.
Ключевые слова: образовательное пространство, декоративно-прикладное искусство, методы и технологии, подготовка специалистов.
The article considers the design problems of ethno-cultural educational environment as a fundamental factor of development of arts and crafts of the university students. Generalized and systematized experience of leading Russian and foreign researchers. The necessity of higher education in modern methods and technology integration and outlines ways to implement them Key words: educational environment, arts and crafts, techniques and technology training.
Формирование личности специалиста декоративно-прикладного искусства осуществляется под влиянием не только целенаправленного образовательного процесса, но и специфики «образовательного пространства», в котором он оказывается, обучаясь в вузе.
Возникший интерес к феномену «образовательное пространство» во многом объясняется изменением самой окружающей человека среды и разработкой систем личностно-ориентированного образования, в котором меняется подход к управлению процессами развития и саморазвития личности: педагогическое взаимодействие осуществляется не через предметную деятельность, как это имеет место при развитии понятийного мышления, умственных действий и т.п., а через создание определенного «об-
разовательного пространства», в котором развертываются жизненно значимые ситуации и события, требующие проявления и развития личности.
Своевременной становится необходимость подготовки специалистов, отвечающих требованиям «Стратегии развития России -2020», Закона Российской Федерации «Об образовании», «Национальной Доктрины образования в Российской Федерации»,ко-торые гарантируют гражданам России защиту и развитие национальных культур, региональных культурных традиций в условиях многонационального государства, в том числе и средствами системы образования.
Российская система высшего образования нуждается в обновлении целей и ценностей профессионального образования, требует инновационных подходов к достиже-
146 1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 1 (45) январь-февраль 2012 146-150
И
г
нию эффективности подготовки, в частности - специалистов декоративно-прикладного творчества, на основе интеграции, открытости, гибкости, вариативности, экономической целесообразности.
Этим обусловлена актуальность проблемы проектирования и реализации возможностей образовательного пространства (средо-вых условий) в целях развития личности как ресурса качества образования. Особенно это значимо для исследования возможностей профессионально-ориентированной среды, в которой оказывается студент учреждения высшего образования.
В связи с этим возникает необходимость совершенствования содержания и технологий профессиональной подготовки будущего специалиста декоративно-прикладного творчества, который должен: обладать профессиональными компетенциями; в полной мере проявлять готовность осуществлять профессиональную деятельность в изменяющихся условиях, требующих нестандартных, творческих подходов; использовать образовательный потенциал различных социальных институтов при решении педагогических задач; быть конкурентоспособным, мобильным; реализовывать адаптационные способности и стремление к саморазвитию в условиях динамично развивающегося социума. Таким образом, есть все основания утверждать, что педагогическая практика и педагогическая теория свидетельствуют об актуальной потребности в научно-теоретическом и практическом использовании ресурсного потенциала этнокультурного образовательного пространства вуза в обеспечении качества подготовки специалиста декоративно-прикладного искусства.
Воздействие среды на развитие человека рассматривалось как в трудах классиков зарубежной педагогики - К.А. Гельвеция, Я.А. Коменского, Р. Оуэна, Ж.Ж. Руссо и др., так и в работах отечественных педагогов и общественных деятелей П.Ф. Кап-терева, О.Б. Крупениной, Л.Н. Толстого, В.П. Шульгина и др.
Большое внимание вопросам взаимосвязи среды и образовательного процесса уделялось в советской педагогике Н.Н. Иор-
^ Образование в сфере культуры
данским, Н.К. Крупской, А.В. Луначарским, С.С. Моложавым, А.П. Пинкевичем, С.Т. Шацким и др., а также в более поздних работах Е.А. Аркина, Г.С. Костюка и др.
Специфика образовательной среды, а также различные аспекты средовой проблематики нашли отражение в трудах Д.Б. Беляева, В.С. Библера, В.Г. Бочаровой, Ю.С. Бродского, Р.Б. Вендровской, Н.А. Вьюновой, Н.А. Ветлугина, В.Г. Воронцова, З.А. Галагузовой, Т.Н. Мальковской, Ю.С. Майнулова, Л.И. Новиковой, В.А. Петровского, П.И. Рокитинского, В.Д. Семенова, М.М. Скаткина и др. Новые аспекты проблемы выявлены в исследованиях «этнокультурных сред» (Г.Н. Волков, О.Д. Мукаева, А.Б. Панькин) и др.
Однако несмотря на значительное число научных публикаций по отдельным аспектам проблемы педагогического потенциала среды, её функций и структуры, многие существенные вопросы не решены, среди них и вопрос об этнокультурной образовательной среде вуза как развивающего профессионально-личностного феномена.
Исследовать этнокультурную образовательную среду как педагогический феномен - значит выявить ее специфические возможности в качестве источника профессионального и личностного опыта, стимулов самореализации будущего специалиста декоративно-прикладного искусства в профессионально значимых общностях и др. Современный этап научно-педагогических исследований характеризуется ориентацией на целостность и системность в оценке факторов личностного и профессионального роста специалиста декоративно-прикладного искусства, что побуждает обратиться и к средовым феноменам.
Изложенное дает основание предполагать, что исследование этнокультурной образовательной среды вуза как педагогического феномена даст возможность преодолеть разрыв между признанием образовательной среды фактором, существенно влияющим на развитие специалиста, и недостаточным использованием средового подхода как методологии исследования, проектирования и, соответственно, одной из технологий
реализации целостного образовательного процесса в высшей школе. Сегодня полноценный педагогический процесс невозможен без новых образовательных программ. Этому способствует программное и методическое обеспечение содержания этнокультурного и этнохудожественного образования, например, комплект инновационных программ для общеобразовательных школ и вузов, рекомендованный Министерством образования и науки в качестве действующих программ, научный руководитель доктор педагогических наук, профессор кафедры декоративно-прикладного творчества МГУКИ Т.Я. Шпикалова (5; 6; 7). Для вузов в области народного художественного творчества разработана «Концепция этнокультурного образования в Российской Федерации» - учеными Т.Я. Шпикаловой, Т.И. Баклановой, Л.В. Ершовой (4). На факультете народной художественной культуры и дизайна МГУКИ выпущен сборник программ специальных дисциплин теории и истории народной художественной культуры под редакцией Т.И. Баклановой, Е.Ю. Стрельцовой (2). Педагогами кафедры декоративно-прикладного творчества разработаны сборники программ «Народное художественное творчество» под редакцией Т.Я. Шпикаловой, Л.В. Косогоровой, Е.Ю. Пухначевой (3) и «Декоративно-прикладное искусство» (автор-составитель Л.В. Косогорова (1)) в соответствии с действующим Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования в области культуры и искусств. Комплексы программ предусматривают следующие задачи: формировать личностные качества студента, способного целостно воспринимать явления науки, искусства, культуры во всем многообразии форм их бытования и развития; приобщать студентов к культурному наследию народного и декоративно-прикладного искусства в процессе теоретического и практического изучения материала, непосредственного знакомства с подлинными произведениями народных мастеров; формировать личность педагога как носителя национальных духовных традиций, высокой культуры, нрав-
ственности и профессиональной компетентности. Тенденции развития высшей школы свидетельствуют о приоритетном значении образовательных сред, активизирующих потенциал творчества, компетентности и конкурентоспособности студентов.
Средовой подход можно представить как совокупность исследовательских процедур, включающих выявление факторов, создающих доминату развития личности и, соответственно, тип среды; установление взаимовлияния организованного обучения и средовых условий, порождающих вариативные модели поведения и развития студентов; проектирование оптимальной композиции коммуникативных, информационных, учебных, творческих, досуговых сред. Эти подходы включают ряд составляющих проблем - обоснование сущности этнокультурной образовательной среды вуза как педагогического феномена и на этой основе создание системы работы факультета по проектированию образовательной среды как системы условий личностно-профессионального развития и саморазвития студентов декоративно-прикладного искусства.
Представление о личностно-смысловом восприятии студентом этнокультурной образовательной среды вуза служит основанием для выделения и реализации присущих ей функций: интегративной, адаптивной, социокультурной, личностно-профессионального развития и саморазвития индивида.
Этнокультурная образовательная среда факультета представляет собой педагогический феномен сложной природы, многокомпонентный и многофакторный. Она выступает как целостность, имеющая три структурных уровня организации:
- образовательная среда как динамическая целостность, интегрирующая взаимодействия пространственных отношений архитектурной, материально-технической, социокультурной (гуманитарной), информационной, педагогической сред;
- образовательная среда как совокупность выстроенных по концентрическому принципу компонентов: среда кафедры, факультета, среда обучения курса, группы,
среда учреждения, в котором реализуется производственная практика;
- образовательная среда вуза как духовная общность, возникающая в межсубъектном взаимодействии и способствующая профессионально-личностному становлению будущего специалиста декоративно-прикладного искусства. Причём своеобразным стержнем образовательной среды являются ценностная общность и традиции вуза.
Личностный рост и развитие творческой личности будущего специалиста декоративно-прикладного искусства являются результатом интегрированного воздействия образовательного процесса и этнокультурной образовательной среды развивающего типа. Среди факторов, которые действуют вне рамок учебного процесса, можно отметить как пространственно-предметную организацию этнокультурной образовательной среды (например, оформление рекреации картинами художников), так и особенно мощный фактор - общение в неформальной обстановке с крупными учёными, приобщение к научным школам и традициям, взаимодействие студентов друг с другом.
Надо отметить, что проектирование этнокультурной образовательной среды факультета эффективно в том случае, когда ведущими условиями выступают активное включение студентов в реализацию проектов по реорганизации среды, их осмысленное субъектное отношение к собственному обучению и профессионально-личностному развитию, включение студентов в разработку на этапе анализа объекта проектирования, определения цели.
Этнокультурное образовательное пространство в вузе можно трактовать как результат конструктивной интегрирующей деятельности, которая имеет следующие характеристики:
- многофункциональность, то есть соответствие многообразным целям, возможность решения разного уровня и типа задач, осуществление разнообразных видов образовательной деятельности;
- многопрофильность, то есть предо-
^ Образование в сфере культуры
ставление широкого спектра образовательных услуг, дифференцированных по признакам разных видов содержания (в том числе технологий образования);
- адаптивность и изменчивость, то есть высокую степень образовательной толерантности, быстрое реагирование на меняющуюся ситуацию.
Таким образом, «этнокультурное образовательное пространство», на основании нормы Закона «Об образовании» и взглядов ученых-педагогов, предстаёт в следующей трактовке:
- во-первых, сама возможность реализации на всем пространстве современного образования с рядом общих параметров: гармоничное и свободное сочетание общечеловеческих ценностей, современных достижений глобальной мировой культуры, с одной стороны, и национально-культурных, а также территориально-культурных традиций территориальных сообществ, народов, этносов и субэтносов РФ - с другой;
- во-вторых, вариативное сочетание образовательных парадигм и практик (целей, содержания, технологий, организационных моделей), университетских (образовательных программ, проектов, комплексов, систем разных уровней, ассоциаций, сетей), а также различных способов взаимодействий субъектов образования (педагогов и студентов, семей, микросоциальных групп, гражданских коллективов и профессионально-педагогических сообществ).
Сегодня становится актуальным на факультете НХК и дизайна осуществление проекта этнокультурной образовательной среды - открытие Этнокультурного центра, который обладает огромным педагогическим потенциалом в формировании у студентов этнической идентичности, толерантности, культуры межнационального общения, в профилактике межнациональных конфликтов. Все это способствует пониманию духовных ценностей других народов через ценностную систему своего народа, обеспечивает, с одной стороны, взаимодействие между людьми с разными культурными традициями, а с другой - сохранение культурной идентичности собственного народа.
Примечания
1. Косогорова, Л. В. Сборник программ по специальности 052300 «Декоративно-прикладное искусство» / [автор-составитель Л.В. Косогорова]. - М.: МГУКИ, 2009. - Ч. 1, 2.
2. Народное художественное творчество : [сборник программ специализации теории и истории народной художественной культуры] / под ред. Т.И. Баклановой, Е.Ю. Стрельцовой. - М.: МГУКИ, 2005.
3. Народное художественное творчество : [сборник программ специализации «Декоративно-прикладное творчество»] / под ред. Т.Я. Шпикаловой, Л.В. Косогоровой, Е.Ю. Пухначевой.
- М.: МГУКИ, 2005.
4.Шпикалова, Т. Я. Концепция этнокультурного образования в Российской Федерации / Т.Я. Шпикалова, Т.И. Бакланова, Т.Я. Ершова. - Шуя: ГОУ ВПО «ШГПУ», Изд-во «Весть», 2006.
5. Шпикалова, Т. Я. Изобразительное искусство. УМК. 1-6кл. / [Т.Я. Шпикалова и др.].
- М.: Просвещение, 2000-2011.
6. Шпикалова, Т. Я. Программы общеобразовательных учреждений Изобразительное искусство. 5-9 кл. / [Т.Я. Шпикалова и др.] - М., 2005.
7. Шпикалова, Т. Я. Программы общеобразовательных учреждений. Изобразительное искусство. 1-4 кл. / [Т.Я. Шпикалова и др.]. - М.: Просвещение, 2011.
А. Ш. Досбенбетова
Южно-Казахстанский государственный университет им. М. Ауезова, Республика Казахстан
Статья посвящена определению приоритетных направлений разработки концептуальных основ использования этнорегиональных особенностей Казахстана в процессе экономического образования и воспитания учащихся как действенного механизма повышения их экономической культуры.
Ключевые слова: экономическая культура, уровень экономической культуры выпускников школ, этнорегиональные особенности, система экономического образования и воспитания, Республика Казахстан.
The article considers the situation in educational theory and practice of secondary schools in Kazakhstan, which requires the definition of priorities, development of conceptual frameworks used ethnoregional features of Kazakhstan in economic education and training of students as an effective mechanism to enhance their economic culture.
Key words: economic culture, the level of economic culture of school leavers, ethnoregional particular, the system of economic education and training, the Republic of Kazakhstan.
формирование экономической культуры школьников с учетом этнорегиональных особенностей казахстана
150
1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 1 (45) январь-февраль 2012 150-154
И
г