Научная статья на тему 'Человек в образовательном пространстве малых городов современной России'

Человек в образовательном пространстве малых городов современной России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
121
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛЫЙ ГОРОД / SMALL CITY / ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / EDUCATIONAL SPACE / КОНЦЕПЦИЯ ГЛОКАЛИЗАЦИИ / CONCEPT OF "GLOKALISM" / ЕДИНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР / THE UNIFORM EDUCATIONAL CENTER / ФИЛИАЛЫ ВУЗОВ / BRANCHES OF UNIVERSITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ляховец Анна Семеновна

В статье рассмотрен круг вопросов, связанных с формированием образовательного пространства в условиях малых городов России в целом и Подмосковья, в частности. Используется концепция глокализации, которая позволяет связать воедино решение неотложных глобальных и локальных проблем в области образования и возрастания стоимости человеческого капитала в современной России

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ляховец Анна Семеновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Considered the circle of the questions connected with formation of educational space in small city of Russia in general and Moscow suburbs in particular. Author used the concept of “glokalism” which allows to connect together the decision of urgent global and local problems in the field of formation. The problem of increase of the human capital in modern Russia is noted

Текст научной работы на тему «Человек в образовательном пространстве малых городов современной России»

Примечания

1. Аганина, К. Ж. К вопросу разработки требований к знаниям и умениям учащихся в курсе «Основы экономических знаний» / К.Ж. Аганина, А. Кошерова // ПОИСК. - 2001. - № 2. - С. 135.

2. Анкундинова, Е. В. Воспитание экономической культуры учащихся: учеб. пособие / Е.В. Анкундинова. - Комсомольск-на-Амуре, 2005. - 137 с.

3. Ермаков, В. П. Региональные аспекты развития системы непрерывного образования / В.П. Ермаков // Образование через всю жизнь: непрерывное образование для устойчивого развития: [труды международного сотрудничества в области непрерывного образования для устойчивого развития] / под науч. ред. Н.А. Лобанова, В.Н. Скворцова. - СПб.: Alter Ego, 2007. - Т. 5. - 444 с.

4. Калиева, Э. И. Педагогические основы экономического воспитания старшеклассников: дис. ... канд. пед. наук / Э.И. Калиева. - Алматы, 2002. -126 с.

5. Калыбекова, А. А. Теоретические и прикладные основы народной педагогики казахов / А.А. Калыбекова. - Алматы: БАУР, 2005. - 200 с.

6. Кожахметова, К. Ж. Казахская этнопедагогика: методология, теория, практика / К.Ж. Кожахметова. - Алматы, 1998.

7. Наурызбай, Ж. Ж. Научно-педагогические основы этнокультурного образования школьников: дис. . д-а пед. наук / Ж.Ж. Наурызбай. - Алматы, 1997. - 357 с.

8. Тебиева, Т. Ч. Педагогические условия формирования экономической культуры студентов неэкономических специальностей вузов: дис. ... канд. пед. наук / Т.Ч. Тебиева. - Владикавказ, 2005. - 191 с.

9. Узакбаева, С. А. Эстетическое воспитание в казахской народной педагогике : автореф. дис. ... д-ра пед. наук / С.А. Узакбаева. -Алматы, 1993. - 46 с.

v селовек в образовательном

пространстве малых городов современной россии

А. С. Ляховец

Российский государственный социальный университет (филиал, г. Ивантеевка)

В статье рассмотрен круг вопросов, связанных с формированием образовательного пространства в условиях малых городов России в целом и Подмосковья, в частности. Используется концепция глокализации, которая позволяет связать воедино решение неотложных глобальных и локальных проблем в области образования и возрастания стоимости человеческого капитала в современной России

Ключевые слова: малый город, образовательное пространство, концепция глокализации, единый образовательный центр, филиалы вузов.

Considered the circle of the questions connected with formation of educational space in small city of Russia in general and Moscow suburbs in particular. Author used the concept of "glokalism" which allows to connect together the decision of urgent global and local problems in the field of formation. The problem of increase of the human capital in modern Russia is noted

Key words: small city, educational space, concept of "glokalism", the uniform educational center, branches of universities

В российской социально-гуманитарной традиции к малым городам относят городские поселения, население которых не превы-

шает 50 тысяч человек. По данным предыдущей Всероссийской переписи населения, проводившейся в 2002 году, таких городов

154 1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 1 (45) январь-февраль 2012 154-159

И

г

в стране было 768, что составило примерно две трети всех российских городов, и в общей сложности их населяло свыше 16 млн. человек, то есть не менее 12-13% всего населения страны. За годы радикальных реформ, продолжающихся уже более двух десятилетий, существенно сократилось как общее количество малых городов в стране, так и их население. Тем не менее, дети и молодежь из числа жителей малых городов составляют достаточно значительную часть человеческого потенциала страны.

Ориентация на хорошее образование подрастающих поколений выступает сейчас как доминирующий признак в поведении жителей всех российских городов. Поэтому в настоящее время до 70% выпускников средней школы продолжают свое обучение в высшей школе, причем более половины из них в государственных вузах учатся на договорной или коммерческой основе, равно как и все студенты негосударственных вузов.

Получение высшего образования стало массовым занятием современной российской молодежи. Следует подчеркнуть, что в доперестроечные времена, когда существовала и исправно работала широкая сеть технических училищ, техникумов и СПТУ, у оканчивающих среднюю школу был достаточно широкий выбор путей своего последующего образования. В тот период молодежь осуществляла свой выбор дальнейшего образования соответственно своим индивидуально-личностным представлениям о будущем, своей профессии, достатке и благополучии.

В связи с продолжающейся деиндустриализацией страны и переходом к рыночной экономике, на протяжении последних десятилетий практически были ликвидированы как все учреждения системы профессионального образования, так и большинство техникумов (лишь немногие из них трансформировались в колледжи).

В настоящее время возникло и становится все более значимым противоречие между реальными потребностями модернизирующейся экономики в квалифицированных специалистах по конкретным рабочим специальностям и отсутствием в си-

стеме образования того «среднего звена», которое ранее готовило этих специалистов. Существующие в настоящее время якобы «рыночные» представления о том, что образование - это сфера сервиса, ориентированная на коммерческий успех хозяев образовательных учреждений, уже существенно тормозит дальнейшее развитие системы образования в целом, замедляет возможности развития человеческого капитала в стране.

В погоне за прибылью большинство работников сферы образования забыли о том, что основой образования всегда являлся процесс трансляции культуры, во всем многообразии его способов, методов и форм. Именно процесс трансляции культуры обеспечивает преемственность хода истории в рамках сочетания традиционного и инновационного в передаче социокультурного опыта от поколения к поколению. Сохраняя и развивая образовательный потенциал населения, система образования сохраняет и консолидирует культурные традиции поколений, а вместе с тем способствует сплоченности поколений, их взаимопониманию и взаимоподдержке всех возрастных групп населения современной России.

Следует честно признать, что в настоящее время учреждения образования, и в первую очередь коммерциализированная высшая школа, в соответствии с новыми либерально-рыночными ценностями, в реальной практике современной России все более превращаются из трансляторов культуры в учреждения службы сервиса, стремясь угодить своим клиентам и их мотивациям на образование, которые определяются изменчивой модой, а не законами действия рынка труда.

Это обстоятельство, равно как и множество других объективно действующих причин и обстоятельств, повлекли за собой и достаточно массовую безработицу среди молодых специалистов, которых «выпустили» во взрослую жизнь без учета реальных требований рынка труда страны и конкретного региона. Зачастую такие «дипломированные специалисты» приходят на рынок труда с завышенными притязаниями на высокую статусную должность и заработок.

Современные отечественные культурологи считают, что в настоящее время Россия осуществляет переход от практики повседневного использования норм и принципов традиционной культуры и адекватных им стандартов поведения к новому типу социокультурных отношений, основанных на принципах либеральной идеологии, на политико-правовых и нравственных нормах российского рынка, стремящегося к цивилизованному существованию, и на культурных нормах всего общества потребления.

В условиях становления и практического использования в повседневном поведении людей новых базовых и инструментальных ценностей либерально-рыночного общества особенно очевидными становятся специфические отличия малых городов страны друг от друга и от других российских городов.

Сочетания параметров, определяющих специфику каждого города, в том числе и малого города России, весьма многообразны, поэтому можно сказать, что у каждого малого города страны своя, неповторимая и, одновременно с тем, достаточно типичная для современного малого российского города судьба.

К числу таких общих для всех современных российских малых городов тенденций относят: повсеместно наблюдаемое сокращение средней численности населения каждого такого города; явная депопуляция этих городов, которая проявляется в том, что смертность в них практически всегда вдвое выше, чем рождаемость; финансовые возможности всех малых городов весьма незначительны (за исключением наукоградов, которые финансируются из средств федерального бюджета); их муниципальные и социальные жизненные стандарты существенно ниже, чем в российских городах других категорий.

Очевидны и такие существенные изменения в экономической жизни малых городов, которые связаны с прошедшей приватизацией и последующей деиндустриализацией их «новой» экономической базы, а также с полным кризисом городского коммунального хозяйства, средств связи и транспорта, отсутствием компенсирующих произ-

водств, а значит, с большой и хронической безработицей и низким уровнем доходов всего населения.

Особенности малых городов Подмосковья определяются близостью к столице страны, которая предоставляет жителям Подмосковья достаточно широкие возможности на рынке труда, превращая многие близлежащие подмосковные города в «спальные районы» мегаполиса, а улицы и площади Москвы достаточно часто становятся местами для девиантного поведения подмосковных подростков. Тем не менее, в среднем, малые города Подмосковья существенно отличаются в положительном смысле от других малых городов Центрального федерального округа, не говоря обо всех других малых городах в 83 субъектах федерации.

Рассмотрим образовательное пространство современных малых городов Подмосковья, используя концепцию глока-лизации, созданную еще в конце 60-х годах ХХ века Роландом Робертсоном для того, чтобы показать нерасторжимую связь между объективно идущими, независимо от воли и желания людей, процессами глобализации, характерными для всех развивающихся стран современного мира, и противостоящими этим процессам локальными интересами и потребностями стран и народов. По мысли автора концепции глокализации, в современных процессах можно выделить два измерения: глобальная институциализация современного жизненного мира человека и, одновременно с тем, реализуемая локализация глобальности.

Если глобализация современного мира определяется деятельностью транснациональных корпораций, политикой империализма в глобальных масштабах и все более расширяющимся воздействием на массовое сознание глобальных массмедиа, то в противовес им возникают и стремятся быть реализованными на практике четко выраженные локальные интересы стран, народов и различных регионов Земли. Характерно, что значимость этих локальных интересов определяется отнюдь не численностью народов, их бедностью или богатством стран,

а в первую очередь культурным достоянием народа, его духовностью и желанием/нежеланием принести свои духовные ценности в жертву материальному благосостоянию и технологическим новациям.

В работе В.И. Добренькова «Ценностно-ориентированная социология» глокализа-ция как локализация глобальности отражает процесс становления глобального не «сверху», а «снизу», благодаря повседневному общению между собой представителей различных культур и «челночной демократии», и в основе глокализации лежит идея децентрализованного и «справедливого мира» (3, с. 362).

Ряд других исследователей, которые используют термин «глокализация», считают, что этим термином обозначают объективно существующую интегративность тенденций в двух массовых диаметрально противоположных процессах современности - глобализации и локализации. Если первый из них предполагает создание единой глобальной экономики и полную подчиненность региональных и национальных экономик всемогущим транснациональным компаниям (ТНК), то локализация представляет собой стремление целого ряда стран к сохранению своих бизнес-структур и экономики, ориентированной на этнонациональные особенности региона и современную достаточно общую тенденцию к самоидентификации народов и государств (1).

По мнению Р. Робертсона, современные ТНК в погоне за прибылью давно взяли курс на подстраивание под вкусы и потребности потребителей и четко улавливают, что эра американской культуры завершается и на смену американским глобальным тенденциям, вызывающим негативную реакцию народов во всем мире, приходит голокализация, связанная с новыми влиятельными регионами - будь то Япония, Китай, Бразилия или Россия. Он считает, что «глобальные и локальные тенденции в конечном счете взаимодополняемы и взаимопроникают друг в друга, хотя в конкретных ситуациях могут прийти в столкновение» (6, р. 16-17).

Современные последователи концепции глокализации считают, что этот термин

выражает характерную стратегию сочетания глобальных и локальных интересов и ориентаций во всех сферах жизни современных народов, включая экономику, политику, материальную и духовную культуру, деятельность всех социальных институтов и учреждений.

В настоящее время, когда наиболее актуальными становятся массовые этносоци-окультурные процессы, а вопросы этносо-циокультурной идентичности являются политически заостренными, предпочитаемым центром социальной активности становятся локальные, а не глобальные масштабы. В условиях таких локальных центров на первое место выходят историко-этнические символы и нормы, культурные традиции и менталитет, местные традиции, интересы и потребности. Именно они и составляют тра-диционистские компоненты идентичности.

В условиях перестройки современного мира особенно усилилась как специфическая форма идентичности этническая составляющая, которая проявляется не только в политической концепции этнического национализма, но и в массовом сознании - как особая увлеченность современного человека этнической кухней, этнической одеждой, прикладным искусством, фольклором и пр., а также в сфере образования эта тенденция проявляется в желании получить образование на историческом языке, даже потерявшем коммуникативные функции, но сохранившем функцию этнической идентификации

Все это существенно влияет на процессы воспитания, образования и обучения подрастающих поколений, проблематизируя эти процессы как вопросы современной гло-кализации образовательного пространства.

Возвращаясь к населению малых городов и их подрастающим поколениям, следует отметить, что в современной России, по данным Госкомстата, в 2008 году подготовкой специалистов с высшим образованием занимались 660 государственных и 474 негосударственных вузов, в которых обучалось (по разным формам обучения) более 7,5 млн. человек. Большинство госвузов имеют достаточно развитую сеть филиалов, в том

числе и в малых городах страны.

В современной России действуют 1077 филиалов вузов, в которых обучается свыше миллиона студентов. С точки зрения концепции глокализации в этих филиалах как раз и происходит интеграция локальных, местных интересов и более масштабных, как глобальных, так и общегосударственных интересов подготовки специалистов, необходимых для реализации современной модернизации России (5, с. 89-93).

Несомненно, что учебная деятельность в этих вузах-филиалах с необходимостью должна учитывать специфику местного рынка труда и применять такие методы в процессах обучения студентов, которые способствуют, в первую очередь, адаптации высшего образования по конкретной специальности к местным условиям.

Такой подход в полной мере соответствует тому доводу в концепции глокализа-ции, что любой глобальный продукт должен быть адаптирован и соответствовать локальному потребителю. Сложение элементов глобального и локального при их взаимной комплиментарности и взаимодополняемости обеспечивает более высокую общую результативность обучения, так как позволяет более существенно повысить общий уровень подготовки специалистов и поднять качество обучения.

Образовательные потребности малых городов весьма специфичны. Они имеют сравнительно узкий рынок труда, тем более -для специалистов с высшим образованием, поэтому старшеклассники из малого города, которые уезжают в большие города учиться, чаще всего затем не возвращаются в родной город. Только постоянное и целенаправленное изучение мотивации старшеклассников на получение дальнейшего образования позволяет властным структурам любого малого города понять, как остановить внутреннюю миграцию.

На первое место по значимости выходит проблема создания единого образовательного комплекса города, включая высшее образование в виде филиалов столичных и других вузов. Такие образовательные комплексы могут стать, а в ряде случаев

(в городах Елец, Находка и др.) уже стали своего рода интеллектуальной базовой опорой малого города, обеспечивая реальное сокращение или даже прекращение молодежной миграции.

Следует отметить, что этот путь сохранения жизненного потенциала малых городов современной России, по нашему мнению, существенно более значим, чем предлагаемый некоторыми «либерально мыслящими исследователями» путь на «стимулирование внутренней миграции, который может обеспечить саморазгрузку территорий от избыточного населения», о чем пишет Е.Л. Николаева в свой работе «Социальная модернизация России: Человеческий капитал в системе социальных обязательств государства» (4, с. 138).

Для абсолютного большинства субъектов федерации современной России характерно не наличие трудоспособного населения, а его ярко выраженный недостаток, который ведет к запустыниванию огромных территорий исторического центра России и их выпадению из нормального сельскохозяйственного и другого финансово-экономического оборота, что создает и умножает негативные геополитические перспективы страны. Причем происходящая практическая реализация современного демографического перехода в стране, связанного как со спецификой возрастных когорт в совокупном населении, так и с ценностными ориентация-ми подавляющего большинства населения на малодетность семьи, вплоть до середины 50-х годов этого века, к сожалению, сохранит процессы депопуляции, идущие в России с 1992 года (2).

В настоящее время внутренняя миграция существенно препятствует оживлению современных российских регионов, особенно Нечерноземного Центра, Сибири и Дальнего Востока.

Реализуемая на протяжении последних 10-15 лет на основе местного энтузиазма и «традиционно по-российски наказуемой инициативы» практика создания в едином центре образования города разнообразных групп обучающихся в рамках получения и высшего, и среднего специального, и какого-

то другого, но необходимого городу профессионального образования, несомненно, будет способствовать реализации инициатив в создании малого и среднего бизнеса малого города. Естественно, такие локальные формы развития образовательного пространства могут способствовать оживлению социальных отношений и становлению социальной самоорганизации и инициативности, которых очень не хватает, особенно в малых городах.

В тех городах, где давно работают такие образовательные комплексы, миграционные процессы происходят как явления единичные, а не массовые. Кроме того, студенты, получающие высшее и среднее образование в таких центрах, чаще всего связывают свою дальнейшую жизнь с работой непосредственно в своем городе.

Однако этот процесс получения образования и дальнейшее трудоустройство молодого специалиста требует постоянной и гибкой работы городских властных структур и руководителей образовательных учреждений с тем, чтобы не возникало перепроизводства специалистов. Для этого филиалам вузов необходимо чаще менять специальности, по которым готовятся высококвалифицированные специалисты, быть в курсе всех проблем местных предприятий и учреждений, а не следовать тем тенденциям, которые складываются в центральном вузе, находящемся в столице, где совсем другие условия и обстоятельства жизнедеятельности высшей школы.

Сама подготовка специалистов с необходимостью должна учитывать специфику

местного рынка труда, так же как и наполнение обучающей деятельности преподавателей, что позволит на практике реализовать процесс глокализации и одновременно с тем повысить качество обучения. Особенно значимым становится использование этих принципов при подготовке экономистов-менеджеров, которые будут работать в различных сегментах современной российской социально-экономической системы, которая еще только складывается и представляет собой конгломерат, скорее даже фрагменты из самых разных экономических отношений, основанных на принципах социализма, малого бизнеса, иностранных кампаний, традиционном российском бартерно-базарном рынке и пр.

В современных демографических условиях России проблема сохранения образовательных центров малого города и работы в них филиалов вузов становится особенно значимой. За годы своего существования образовательные центры малых городов накопили не только определенный опыт работы, но и создали какую-то материально-техническую базу, имеют учебные аудитории и лабораторные кабинеты, библиотеки и какие-то культурно-массовые учреждения, которые оказывают разностороннее позитивное влияние на жизнь малых городов страны, создавая и укрепляя их научно-интеллектуальный потенциал. И было бы очень обидно, если в настоящее время, в связи с особенностями демографического перехода, все это по крупицам собранное богатство было бы бездумно заброшенно и разрушено.

Примечания

1. Авдокушин, Е. Ф. Формы и методы глокализации мировой экономики [Электронный ресурс] / Е.Ф. Авдокушин. - Режим доступа: www/ west-east.Org|index.php.

2. Антонов, А. И. Демографические процессы в России XXI века / А.И. Антонов, В.М. Медков, В.Н. Архангельский. - М.: Грааль, 2002.

3. Добреньков, В. И. Губительные мегатренды истории / В.И. Добреньков // Ценностно-ориентированная социология. - М.: Альма-Матер, 2011. - Гл. 7. - С. 360-424.

4. Николаева, Е. Л. Социальная модернизация России: Человеческий капитал в системе социальных обязательств государства / Е.Л. Николаева. - М.: МГУ, 2011.

5. Российский статистический ежегодник. Официальное издание. - М., 2008.

6. Robertson, R. Globalization.Social Theory and Global Culture / R. Robertson. - L., 1992.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.