Разность культур, конфессий, социально-бытовых традиций часто могут стать барьером для социализации молодых людей. Но в учебных программах Казанского государственного университета культуры и искусств, в частности на кафедре социально-культурной деятельности, всё направлено на поддержание, развитие, углубление и, главное, на интеграцию этнонациональных ценностей студентов из разных регионов, проходящих обучение на кафедре.
Тренинги, направленные на инкультурацию творческой личности студента, кафедральные мероприятия, посвященные дням культуры того или иного национального региона России, представленного определённой студенческой аудиторией - всё это и многое другое позволяет проводить интеграционный курс на сближение этнонациональных ценностей студентов. Также такой подход к образовательной деятельности позволяет проводить исследование этнонациональных ценностей как фактора этнической социализации молодёжи в настоящее время. Это важно ещё и потому, что в период социальной неустойчивости обращение к традиционным формам социальных взаимодействий, к освоению социальных ролей, традиционно свойственных данной этнонациональной области, всегда является одним из действенных способов сохранения социальной устойчивости того или иного социума.
Этнические ценности являются одним из элементов сознания социального субъекта, в качестве которого могут выступать социальные общности (учебные группы студентов, курс), социальные группы (группы студентов по специализации) или отдельные личности. Изучая этнонациональные ценности студентов кафедры социально-культурной деятельности, мы осуществляем анализ субъекта этих ценностей, выделяя его из совокупности других социальных субъектов. Это позволяет нам выявить систему этнонацио-нальных ценностей, которая вместе с общечеловеческими и общенациональными ценностями формируется у студенческой аудитории в процессе ее социализации.
Освоение этнокультурной деятельности студенческой аудиторией происходит в процессе инкультурации, частично совпадающим с периодом социализации, но не тождественным ему, а пересекающимся с ним. Освоение этнокультурной сферы необходимо студентам для удовлетворения их потребностей в различных сферах жизнедеятельности и чем полнее будет это освоение, тем будет больше возможностей у молодых людей в более полной и разнообразной форме удовлетворять свои потребности.
Изучение структуры этнонациональных ценностей студентов кафедры социально-культурной деятельности, представителей различных этнических групп молодёжной аудитории, позволяет нам строить систему социализации, исходя из межнациональных традиций и норм, осуществлять воспитание студенческой аудитории через интегральные этнонациональные ценности, присущие социально-культурной среде Татарстана и республик Среднего Поволжья. Это и есть одна из основных задач по этнонациональному воспитанию студентов в вузе культуры и искусств.
Н.Д. Апраксина
ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ УЧЕБНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ИНФАНТИЛИЗМА СТУДЕНТОВ ВУЗА
Исследование проблемы учебно-профессионального инфантилизма студентов, соотношения нормального и анормального во взаимодействиях с микросоциумом, негативного поведения молодого специалиста требует системного подхода к этим явлениям, уяснения процесса их генезиса, учета личного опыта и опыта деятельности конкретных педагогических учреждений.
Выделяя важностьпрофессиональногосамоопределения и успешного вхождения в про^е^си-ональн^]йс^оЕиу^мв^1п^с^сникаву^а,^1в^1д^еляему^е^нс^-Е^рс^фе^смс^нальн^1йинфантили^мв^^а^е-ствебарьера профессионализации.При определении самого понятия «учебно-профессиональный инфантилизм » мыопираемся на современную философскую методологию об объективной детерминации деятельности не только социальной средой, но и активностью самой личности, которая, исходя изсущностных ее свойств, проявляется в личности как социальная активность.
Модель личности «идеального» студента, на наш взгляд, включает все психологические характеристики, в том числе: личность студента как будущего профессионала; учебно-познавательную деятельность студента; профессиональные планы студента.
Определяющим моментом здесь является личность «идеального» студента - будущего профессионала. В компоненты ее структуры входят:
- профессиональное целеполагание («я учусь для того, чтобы стать профессионалом»);
- профессиональное мышление («я овладеваю системой средств и способов решения будущих профессиональных задач», «я пытаюсь проникнуть в суть явлений, как на занятиях, так и на практике»);
- профессиональная рефлексия («я постоянно анализирую свои действия, поступки с точки зрения профессионального становления»);
- профессиональная направленность («мне интересна любая информация и ситуация, в которой происходит освоение методов профессиональной деятельности»).
Учебно-познавательная деятельность студента включает в себя: учебную мотивацию, решение учебно-познавательных задач посредством учебных действий.
Особое место занимают контроль и оценка преподавателя, которая постепенно переходит в самоконтроль и самооценку.
Профессиональные планы студента. Здесь необходимо учитывать, что наличие четко очерченных, наделенных определенным позитивным или негативным характером профессиональных планов является характеристикой, отражающей не только профессиональную направленность студента, но и формирующей (в определенной степени) его профессиональную судьбу. В этом плане мы склонны говорить, прежде всего, о позитивно-ориентированных профессиональных планах студентов как о характеристике, входящей в состав «идеальной» модели личности студента.
Все три пространства модели профессионально-педагогической подготовки идеального студента объединены единой задачей - достичь профессиональной подготовки студента такого уровня, который позволил бы решать задачу всестороннего развития личности. Эти три пространства не повторяют друг друга, а вступают в сложные диалектические отношения.
Проводя анализ факторов, влияющих на формирование учебно-профессионального инфантилизма, необходимо помнить, что его развитие идет по двум каналам:
а) внешнему (объективному) каналу - за счет воздействия общественных условий, детерминирующих поведение личности и обратное воздействие на микросреду, ее преобразование, развитие, что предполагает необходимость педагогической поддержки личности обучающегося;
б) внутреннему (субъективному) каналу - за счет накапливания проблем индивидуального развития, самосовершенствования личности, самореализации, раскрытия и удовлетворения своих творческих способностей, либо за счет внутренних комплексов, ограничивающих саморазвитие и самореализацию личности студента.
Проведенный анализ позволил сделать вывод о том, что личностное развитие студента может пониматься как позитивное или негативное изменение личности в процессе существования индивида в образовательной среде, усвоения опыта и овладения стандартами и ценностями сообщества. Развитие личности включает в себя и процесс реализации негативных аспектов накопленного личностного опыта, в котором различные типы деструктивного поведения проявляются не только как подчинение внешним требованиям, а скорее как оптимальный выбор поведенческого решения и воспроизводство стереотипных социальных коммуникаций в процессе собственной жизни.
В нашем понимании учебно-профессиональный инфантилизм предстает как система потерь личности в процессе ее становления и развития. Речь, прежде всего, идет о разработке таких вопросов, как структура, динамика, причины, механизмы, разновидности учебно-профессионального инфантилизма. Здесь очень важно получить ответ на вопрос о причинах, истоках инфантилизма учащейся молодежи.
Применительно к онтогенезу известны основные позиции: созревание, обучение, творчество самого субъекта. Подобные доминанты можно обнаружить и в анализе источников исторического развития человеческой психики. В этом случае созреванию будет соответствовать стихийное развитие учебно-профессионального инфантилизма, которое, по существу, будет являться продолжением индивидуального развития. Аналогом обучения выступит направленное психологическое воздействие различных людей, прежде
всего взрослых, родителей, в целях воспроизводства уже известных и требуемых в среде качеств и свойств. Творческая активность субъекта психического развития в аспекте учебно-профессионального инфантилизма проявляется в создании новых образцов психического опыта, которые способствуют дезадаптации личности к новым условиям существования. Формирование новых аспектов психического опыта - процесс противоречивый, он ведет не только к прогрессу в психическом развитии, но и к утрате некоторых позитивных возможностей, а также к возникновению негативных.
В целях коррекции учебно-профессионального инфантилизма нужно правильно диагностировать отклонение в соответствии с группами причин. Исследования в этом направлении позволяют использовать классификацию форм девиантного поведения. Можно выделить три основных компонента девиации:
1. Человек, которому свойственно некоторое поведение.
2. Норма или ожидание, являющееся критерием для оценки поведения как девиантного.
3. Группа или организация, реагирующая на девиантное поведение.
При выделении типов девиантного поведения отмечается три их основных типа: 1) конформное (приспособление к требованиям), 2) импульсивное (при сильном возбуждении и временной утрате самоконтроля), 3) компульсивное (принудительное).
Можно выделить социально-психологические факторы, способные оказать влияние на девиантное поведение молодежи:
1) ценностная дезориентация общества;
2) неблагополучная семья;
3) неблагоприятные условия для адаптации в учебных и трудовых коллективах;
4) влияние криминальных и девиантных субкультур;
5) нарушения социализации индивида.
Девиантное поведение молодежи происходит по причине нарушения процесса социализации, который состоит из нескольких составляющих:
- нормы, ценности общности, искажения содержания процесса;
- механизмы, участвующие в данном процессе (референтная группа, престиж, авторитет, оценочные стереотипы или ролевые предписания группы, активное взаимодействие со средой через ведущую деятельность, подражание, идентификация, внушение);
- освоение различных групп ролей; включение таких компонентов, как эмоции, рациональность;
- личность, на которую направлено воздействие или которая усваивает социальные нормы; социальная среда;
- агенты социализации: средства массовой коммуникации, печать, искусство, литература, различного рода идеологическое воздействие;
- психолого-биологические закономерности созревания личности;
- накопленные знания в области познания окружающего мира;
- социальный опыт в определенных сферах деятельности.
Учебно-профессиональный инфантилизм рассматривается как определенная, негативная модель самореализации личности студента в условиях учебно-профессиональной деятельности, которая проявляется в отсутствии мотивации в профессиональном поступательном развитии; в формировании системы негативных мотивационно-ценност-ных ориентаций по отношению к профессионально-личностному развитию. Эта модель характеризуется отсутствием желания преобразования образовательно-профессионального пространства и себя под пространство, отсутствием творческого отношения к любым жизненным кризисным ситуациям, учебной и социальной пассивностью, непринятием помощи и поддержки со стороны педагогов, равнодушием к собственной успеваемости и неспособностью применить полученные знания на практике. Инфантильный студент, адекватно понимая нормы и ценности образовательного и профессионального социума, стремится противопоставить себя им, при этом подобное протестное поведение самоценно для студента само по себе, а не по достигаемому результату. На наш взгляд, данная категория отклонений от существующих норм является наиболее опасной, так как характеризует активное деятельностное начало, сущностным наполнением которого выступает сознательное противопоставление и отрицание. Подобное поведение объяснимо с точки зрения особенностей социального общежития.
Учебно-профессиональный инфантилизм выступает продуктом подобных «ограничителей», стереотипов бытия. При этом важным критериями диагностики учебно-профессионального инфантилизма являются:
- негативное отношение студентов к своим сокурсникам, стремящимся достигать высоких результатов, демонстрирующим стремление к освоению знаний;
- негативное отношение к существующим формальным нормам и ценностям образовательного социума, формам работы и взаимодействия педагогов и студентов;
- активно-агрессивные протестные поведенческие модели.
В процессе исследования нами были выявлены составляющие социально-педагогической среды, максимально влияющие на возникновение учебно-профессионального инфантилизма, а также определены сущностные характеристики (микросоциальные нормы и установки, особенности личности, особенности среды), от которых зависит наиболее быстрое и качественное преодоление негативного явления.
А.А. Избасханова
ИДЕИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В КАЗАХСКОЙ НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКЕ
Образование, ориентированное на национальную культуру, как основная стратегия обновления казахского образования, в том числе и экономического, должно способствовать решению общенациональных целей и интересов Казахстана.
В процессе экономической подготовки школьников необходимо использовать собственный исторический опыт в сфере хозяйственных отношений, сохранить тот огромный потенциал, который мы унаследовали от предков. Экономическая культура современного человека должна строиться на основе тех духовно-нравственных ценностей, которые выработаны нашей собственной историей, являются для нашего общества традиционными и проверенными временем и практикой.
Мы разделяем мнение ученых Е.В. Анкундиновой, М.С. Мурадовой, В.А. Тов-стик, С.З. Шадриной, Т.С. Терюковой и др., которые обращают внимание на необходимость учета национальных культурных особенностей, традиций при формировании экономической культуры личности. Процесс воспитания экономической культуры становится более динамичным и продуктивным при ведущей роли национальных культурных традиций и направленности на воспитание общей культуры учащихся.
В течение многих столетий складывалась самобытная экономическая культура народа, формировались и обогащались пути, формы, методы и средства экономического воспитания, выстраивалась целостная система воспитания детей.
Нравственно-этические нормы и принципы воспитания подрастающего поколения, и в частности нормы и принципы трудового воспитания, затрагивались в трудах казахстанских ученых К. Бержанова, Р.К. Дуйсенбиновой К.Б. Жарыкбаева, С.К. Калиева, А.А. Калыбековой, К.К. Кожахметовой, Ж. Наурызбай, С.Ж. Узакбаевой и др.
Мысли, идеи в народной педагогике каждого народа всегда рождались в связи с его жизнедеятельностью, родом занятий, семейными, общественными, национальными традициями, развивались, передаваясь из поколения в поколение.
Народ всегда верно представлял себе сущность воспитания подрастающего поколения, его трудности, радости и благородство конечной цели. В народе говорят: «Воспитание - бесценное богатство». «Дитя - драгоценность, но еще большая драгоценность - его воспитание». Народ понимает, что воспитание есть процесс длительный, многогранный. «Ум не имеет цены, воспитание - предела» (1). Воспитание включает в себя много направлений: умственное, нравственное, трудовое, эстетическое, экологическое, экономическое и др. Экономическое воспитание в первую очередь, было связано с умственным развитием ребенка.
Идеи народной педагогики, связанные с экономическим воспитанием, содержатся в устном поэтическом творчестве народа - в пословицах и поговорках, в словах - назиданиях, считалках, загадках, в устных задачах и скороговорках (2). Безусловно, будет полезным, если мы будем использовать это ценнейшее наследие народной педагогики в экономическом воспитании молодежи.