УДК 316.6:340.1:37 Калинина Елена Владимировна
кандидат юридических наук, доцент Липецкого филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации
Фролова Елена Валерьевна
кандидат физико-математических наук, доцент, доцент кафедры гуманитарных и естественнонаучных дисциплин Липецкого филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации
ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ КАК ПРОФИЛАКТИКА ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ
Kalinina Elena Vladimirovna
PhD in Law, Assistant Professor, Lipetsk branch of Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration
Frolova Elena Valeryevna
PhD in Physics and Mathematics, Assistant Professor, Humanities and Natural Sciences Department, Lipetsk branch of Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration
DEVELOPMENT OF STUDENTS' LEGAL CULTURE AS PREVENTION OF DEVIANT BEHAVIOR AMONG YOUNG PEOPLE
Аннотация:
В статье раскрываются причины девиантного поведения молодежи, проводится исследование характеристик такого поведения, присущего современной студенческой среде, дается анализ определения термина «девиантное поведение» и рассматривается формирование правовой культуры студентов как средство профилактики де-виантного поведения в молодежной среде. Авторы обращают внимание на необходимость предотвращения такого рода поведения в студенческой среде, так как именно молодежь является основой для развития будущего общества.
Ключевые слова:
девиантное поведение, правовая норма, правовая культура, молодежная среда, студенты.
Summary:
The article describes the causes of deviant behavior among young people, studies the features of such behavior typical for modern students. The definition of "deviant behavior" is analyzed, and the development of students' legal culture is considered as a means of prevention of youth's deviant behavior. The authors draw attention to the need to prevent students' deviant behavior, as it is the youth who is the basis for the future society development.
Keywords:
deviant behavior, rule of law, legal culture, young people, students.
В период политико-экономических реформ в стране наибольшей трансформации всегда подвержены моральные ценности. Расширение влияния негативных факторов на формирование личности ведет к увеличению риска девиантного поведения. Негативные тенденции распространяются даже в той молодежной среде, где всегда существовали традиции законопослушного поведения, а именно в студенчестве, вследствие чего профилактика девиантного поведения в высших учебных заведениях приобретает особую значимость.
Вспышка девиантного поведения, считает М.И. Еникеев, происходит при социальной нестабильности общества, обесценивании социальных норм, невозможности удовлетворения базовых потребностей социально-адаптированными способами, толерантности (терпимости) общества к дефектам социализации [1, с. 80].
Проблема девиантного поведения молодежи является актуальной и исследуется в научных работах философов, педагогов, правоведов, психологов, социологов, что говорит о комплексности причин данного явления. В последнее время рассмотрение девиантного поведения молодежи все чаще встречается и в исследованиях политологов в качестве фактора дестабилизации политической ситуации в стране.
Снижение общественного контроля и размытость социальных норм приводят к искажению представлений молодежи, в том числе студентов, о поведенческой норме, принятой в обществе. Анализ данных, полученных в ходе проведенного нами в декабре 2014 г. в Липецком филиале РАНХиГС исследования среди 178 студентов, позволяет сделать вывод о том, что большую часть своего свободного время студенты уделяют виртуальному общению (социальные сети, форумы, чаты) - 70,4 % и посещению культурно-развлекательных центров - 77,8. Сохраняются тенденции употребления алкоголесодержащих напитков и курения табакосодержащих изделий -40,7 %, причем это становится поведенческой нормой, особенно у девушек. В настоящее время
ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ (2015, № 11)
сигареты и алкоголь составляют неотъемлемую часть сложившегося образа клубной жизни студенческой молодежи.
В студенческой среде на сегодняшний момент существуют традиции законопослушного поведения и соблюдения правовых норм - 55,5 %, но довольно низкий процент преемственности правовых ценностей (14,8 %) указывает на деформацию представлений о правовой культуре у студентов.
Также вызывает тревогу показатель толерантного отношения (к другой национальности, вере) - 29,6 %, при этом патриотические настроения в студенческой среде составляют 48,2 %.
Происходит разрыв между духовными ценностями как регуляторами поведенческой нормы и желанием сиюминутного материального блага. Понятие «духовная аморальность» становится повсеместным явлением. Молодежь привыкает к тому, что использование индивидом любых средств для достижения своих целей является нормой поведения.
Такие явления, как стремление к обособлению и созданию субкультурных сообществ и сопутствующая им социальная аномия, ведут к отчуждению личности и снижению ее социальной активности. Сложившаяся ситуация существенно снижает правовую культуры молодежи, в том числе студентов как наиболее мобильной части молодого поколения.
Характеризуя эмоциональную сферу в студенческом возрасте, Г.М. Коджаспирова считает, что она приходит к некоторому уравновешенному состоянию, «успокаиваясь» после бурного развития и брожения в подростковый период, но определенные отголоски прошедших «бурь» иногда дают о себе знать, особенно у студентов с задержками личностного развития, то есть страдающих инфантилизмом [2, с. 218].
Преподавателям необходимо учитывать возрастную специфику студентов, так как именно в этот жизненный момент происходит смена ценностных ориентиров, осуществляется поиск смысла жизни и духовный вакуум заполняется мнимыми ценностями. Таким образом, с нашей точки зрения, одним из эффективных средств профилактики девиантного поведения в молодежной среде является формирование правовой культуры студентов. Для выработки мер по профилактике девиантного поведения следует обратиться к пониманию данного термина в научной и учебной литературе.
Психологическое понимание термина «девиантное поведение» дается в работах М.И. Ени-кееева, Е.В. Змановской, В.А. Менделевича и других.
М.И. Еникеев под девиантным понимает поведение, отклоняющееся от официально установленных или фактически сложившихся в данной социальной общности норм и социальных ожиданий [3, с. 80].
По мнению Е.В. Змановской, девиантное поведение - это устойчивое поведение личности, отклоняющейся от наиболее важных социальных норм, причиняющее реальный ущерб обществу или самой личности, а также сопровождающееся ее социальной дезадаптацией [4, с. 284].
В.А. Менделевич обозначает девиантное поведение как систему поступков, противоречащих принятым в обществе нормам и проявляющихся в виде несбалансированности психических процессов, неадаптивности, нарушения процесса самоактуализации или уклонения от нравственного или эстетического контроля над собственным поведением [5, с. 70].
Правовая культура, считает Н.В. Галустян, определяется уровнем правосознания, правовой активности индивидов, живущих в рамках определенного коллектива, степенью прогрессивности юридических норм и юридической деятельности (правотворческой, правоприменительной, правоохранительной) [6, с. 3].
Анализ понятий «девиантное поведение» и «правовая культура» говорит об их противоположном значении, следовательно, повышение правовой культуры будет способствовать снижению девиантного поведения в обществе.
Характеризуя особенности формирования правовой культуры студентов вуза, следует указать аспекты влияния, такие как:
- специфика студенческого возраста;
- высшее образование как целеполагание студента;
- социально активное поведение студента.
Социально активное поведение личности является высшим уровнем правовой культуры, которая выступает не только основой профессиональных качеств, но и жизненным смыслом.
Высшая школа всегда была призвана давать не только профессиональные знания, умения и навыки, но и формировать личностные характеристики студентов как части общества, составляющей основу для развития правовой культуры общества в целом. Особенно это актуально в настоящее время, когда смена условий жизни происходит такими стремительными темпами. Желание обладать все новыми материальными ценностями, не отставать от товарищей, следовать все новым и новым тенденциям губительно для несформировавшейся личности. Замена моральных
принципов и норм подражанием кумирам приводит к деградации. Поэтому привитие основ правовой культуры подрастающему поколению надо начинать еще с дошкольных учреждений, а в высших учебных заведениях формирование правосознания студентов является уже неотъемлемой частью образовательного процесса. По результатам исследований Международной организации экономического сотрудничества в России 54 % людей от 25 до 64 лет закончили различные вузы, по данным Росстата высшее образование имеют около 25 % всех россиян. Наглядно видно, что и в том, и в другом случае большая часть общества имеет высшее образование, поэтому наличие у каждого из них правовой культуры позволит сформировать общество, в котором не будет места девиантному поведению. Если какие-то нормы поведения отвергаются и осуждаются основной частью общества, то со временем количество их приверженцев будет становиться все меньше. Правовая культура представляет собой особую форму взаимодействия личности с обществом и, как следствие, государством. Поэтому необходимость студенческой инициативы для общества получает все большее значение, так как, с одной стороны, социально активная личность в ней реализует свой духовно-нравственный потенциал, а с другой стороны, в результате этого процесса государство получает новые сформировавшиеся личности с чувством гражданской ответственности. Ведь при формировании правовой культуры личности происходит восприятие лучших примеров социальной деятельности, правовых норм, моральных и социальных ценностей. Это ведет к тому, что общепринятыми становятся социально значимые нормы поведения.
Очевиден вывод, что при формировании правовой культуры студентов следует исходить из ее понимания с точки зрения комплексного подхода. Только в случае, когда государство гарантирует функционирование системы правовых норм, а личностью воспроизводятся новые ценностные ориентиры, возможно социально-правовое развитие общества.
Ссылки:
1. Еникеев М.И. Психологический энциклопедический словарь. М., 2009. 560 с.
2. Коджаспирова Г.М. Педагогическая антропология. М., 2005. 287 с.
3. Еникеев М.И. Указ. соч.
4. Змановская Е.В. Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения) : учеб. пособие. М., 2004. 288 с.
5. Менделевич В.Д. Психология девиантного поведения. СПб., 2005. 445 с.
6. Галустян Н.В. Правовая активность личности в механизме формирования социально-полезного поведения : авто-реф. дис. ... канд. юрид. наук. Ростов н/Д., 2005. 26 с.