mater (Вестник высшей школы). - 2011, № 7 - С. 39.
Руднева Н.В.
ЗНАЧЕНИЕ ПРОФИЛАКТИКИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ ВУЗА
Воронежский экономико-правовой институт
Ключевые слова: профилактика, поведение, студенты, правовая культура.
Аннотация: В статье рассматривается девиантное поведение как негативное явление в молодежной среде и значение его профилактики в процессе формирования правовой культуры студентов вуза.
Key words: prevention, behavior, students, legal culture.
Abstract: The article examines deviant behavior as a negative phenomenon among the youth and the importance of prevention in the formation of legal culture of students.
В период политико-экономических реформ в стране наибольшей трансформации всегда подвержены моральные ценности. Расширение негативных факторов влияния при формировании личности, ведет к увеличению риска девиантного поведения молодежи. Негативные тенденции распространяются даже в той молодежной среде, где всегда существовали традиции законопослушного поведения, а именно в студенчестве, вследствие чего профилактика девиантного поведения приобретает особую значимость.
Вспышка девиантного поведения, считает М.И. Еникеев, происходит при социальной нестабильности общества, обесценивании социальных норм, невозможности удовлетворения базовых потребностей социально-адаптированными способами, толерантности (терпимости) общества к дефектам социализации [1, с.80].
Проблема девиантного поведения молодежи, является актуальной в научных работах философов, педагогов, правоведов, психологов, социологов, что говорит о комплексности причин данного явления. В последнее время рассмотрение причин девиантного поведения молодежи всё чаще встречается и в исследованиях политологов, как фактора дестабилизации политической ситуации в стране.
Снижение общественного контроля и размытость социальных норм приводят к искажению представлений молодежи, в том числе студентов о поведенческой норме принятой в обществе. Нами был
проведен опрос, задачей, которого было выявление наиболее характерных для студентов увлечений во время проведения их досуга. Анализ полученных данных в ходе проведенного нами исследования среди студентов с первого по четвертый курсы, в котором участвовали 156 человек, позволяет сделать вывод о том, что большую часть своего свободного время студенты уделяют виртуальному общению (социальные сети, форумы, чаты) - 70,4% и посещению культурно-развлекательных центров - 77,8%.
Нельзя не согласиться с мнением Н.В. Иващенко, что зачастую вопрос организации отдыха студенты решают не через включение в физическую активность, предпочитая погружаться в виртуальный мир общения, игр, симуляторов, тем самым устраняя когнитивный диссонанс [2, с. 28].
Сохраняются, также тенденции употребления алкоголесодержащих напитков и курения табакосодержащих изделий - 40,7%, причем это становится поведенческой нормой особенно у девушек, когда сигарета и алкоголь составляют неотъемлемую часть сложившегося образа клубной жизни студенческой молодежи. В студенческой среде на сегодняшний момент существуют традиции законопослушного поведения и соблюдение правовых норм- 55,5% , но довольно низкий процент преемственности правовых ценностей - 14,8%, указывает на деформацию представлений о правовой культуре у студентов.
Большое значение в организации профилактических мероприятий девиантного поведения приобретает политический аспект, так как вызывает тревогу процентное выражение показателя толерантного отношения (к другой национальности; вере) - 29,6%, при этом патриотические настроения в студенческой среде составляют - 48,2%.
Происходит разрыв между духовными ценностями как регуляторами поведенческой нормы и желанием сиюминутного материального блага. Понятие «духовная аморальность» становится повсеместным проявлением, когда индивид использует любые средства для достижения своих целей.
Такие явления, как стремление к обособлению и созданию субкультурных сообществ и сопутствующая им социальная аномия, ведут к отчуждению личности и снижению ее социальной активности.
Сложившаяся ситуация существенно снижает уровень правовой культуры молодежи, в том числе студентов, как наиболее мобильной часть молодого поколения.
Характеризуя эмоциональную сферу в студенческом возрасте, Г.М. Коджаспирова считает, что она приходит к некоторому уравновешенному состоянию, «успокаиваясь» после бурного развития
и брожения в подростковый период, но определенные отголоски прошедших «бурь» иногда дают себя знать, особенно у студентов с задержками личностного развития, т.е. страдающих инфантилизмом [3, с. 218].
Преподавателям необходимо учитывать возрастную специфику студентов, т.к. именно в этот жизненный момент происходит смена ценностных ориентиров, осуществляется поиск смысла жизни и духовный вакуум заполняется мнимыми ценностями.
Следовательно, с нашей точки зрения, одним из эффективных средств профилактики девиантного поведения в молодежной среде является формирование высокого уровня правовой культуры студентов вуза.
Для выработки мер по профилактике девиантного поведения следует обратиться к пониманию данного термина в научной и учебной литературе.
Психологическое понимание термина «девиантное поведение» дается в работах М.И. Еникееева, Е.В. Змановской, В.А. Менделевича и др.
М.И. Еникеев под девиантным поведением понимает поведение, отклоняющееся от официально установленных или фактически сложившихся в данной социальной общности норм и социальных ожиданий [1,с.80].
Е.В. Змановская указывает следующее определение понятия «девиантное поведение», по мнению автора, это устойчивое поведение личности, отклоняющейся от наиболее важных социальных норм, причиняющее реальный ущерб обществу или самой личности, а также сопровождающееся ее социальной дезаптацией [4,с.284].
В.А. Менделевич девиантное поведение обозначает как систему поступков, противоречащих принятым в обществе нормам и проявляющихся в виде несбалансированности психических процессов, неадаптивности, нарушение процесса самоактулизации или уклонения от нравственного или эстетического контроля над собственным поведением [5, с.70].
Определяя юридическое понимание правовой культуры, Н.В. Галустян считает, что она определяется уровнем правосознания, правовой активности индивидов, живущих в рамках определенного коллектива, степенью прогрессивности юридических норм и юридической деятельности (правотворческой, правоприменительной, правоохранительной) [6, с.3].
Современные исследователи правовой культуры студентов с педагогической точки зрения, такие как Э.З. Генишер, Е.Е.
Герасимович, Ю.Ю. Доронина, В.Ю. Живцов, М.Н. Киреев, О.А. Никитина, Л.Н. Николаева, В.В. Потомахин, О.А. Соколова, С.Б. Тугуз, М.А. Хурлет в той или иной степени затрагивают необходимость решения проблемы девиантного поведения студенческой молодежи.
В частности В.В. Потомахин отмечает, что низкий уровень правовой становления в России правового государства и гражданского общества, но и оказывает существенное влияние на процесс криминализации в молодежной среде [7, с.3].
Анализ понятий «девиантное поведение» и «правовая культура» говорит об их противоположном значении, следовательно, повышение уровня правовой культуры всегда будет способствовать снижению девиантного поведения в обществе.
Характеризуя особенности формирования правовой культуры студентов вуза, следует указать аспекты влияния такие как: специфика студенческого возраста; высшее образование как целеполагание студента; социально активное поведение студента.
Социально активное поведение личности, является высшим уровнем правовой культуры, которая выступает основой не только профессиональных качеств, но жизненным смыслом.
Когда государство гарантирует функционирование системы правовых норм, а личностью воспроизводятся новые ценностные ориентиры, что обеспечивает социально-правовое развитие общества.
Мы считаем, что при формировании правовой культуры студентов вуза следует исходить из понимания правовой культуры с точки зрения комплексного подхода.
В этом контексте уместно будет привести рассуждение Л.Н. Николаевой, что «при анализе вопросов формирования правовой культуры мы неизбежно выходим на комплекс стыковых проблем философской, юридической, психологической и педагогической наук» [8, с.7].
Поэтому нами предлагается комплекс следующих профилактических мер направленных на предупреждение девиантного поведения среди студентов вуза:
- создание в вузе благоприятной воспитательной среды для развития конкурентноспособной личности способной полностью реализовать свой творческий и духовно-нравственный потенциал;
-обеспечение условий для поддержания здорового образа жизни студентов, расширяя в вузе сеть спортивных секций и пропагандируя занятия физкультурой и массовым спортом;
- формирование высокого уровня правовой культуры студентов вуза на основе преемственности законопослушного поведения и
уважительного отношения к закону;
-создание эффективной структуры научной работы со студентами для приобретения ими исследовательских компетенций и осуществления проектной деятельности и решения общественно значимых проблем;
- обеспечение интеграции науки и практики для решения общественно значимых проблем и взаимодействия с органами власти осуществляющих молодежную политику на государственном и регионом уровнях.
В свою очередь следует активизировать работу по созданию добровольной студенческой дружины для охраны общественного порядка в местах проведения культурно-массовых мероприятий вуза.
Для организации общественно-полезной досуговой деятельности студентов необходимо привлекать выпускников вуза, студентов старших курсов. Постоянно проводить мониторинг интересов и увлечений студентов для последующей организации новых клубов, кружков и сообществ.
Таким образом, в результате проведенного нами исследования выявлено возрастающее значение профилактики девиантного поведения при формировании правовой культуры студентов, которое требует разработки и внедрения новых методов и средств в учебно-воспитательный процесс вуза.
Список литературы 1. Еникеев М.И. Психологический энциклопедический словарь -М.: Проспект, 2009. - 560 с.
2. Иващенко Н.В. Формирование культуры здорового образа жизни у студентов // Территория науки. 2015. № 1. С.26-28.
3. Коджаспирова Г.М. Педагогическая антропология. - М.: Гардарики, 2005.- 287 с.
4. Змановская Е.В. Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения). - М.: Академия, 2004. - 288 с.
5. Менделевич В.Д. Психология девиантного поведения. - СПб.: Речь, 2005. - 445 с.
6. Галустян Н.В. Правовая активность личности в механизме формирования социально-полезного поведения: автореферат дис.... канд. юрид. наук. - Ростов-на - Дону, 2005. - 26 с.
7. Потомахин В.В. Формирование правовой культуры студентов
неюридического профиля подготовки: дисс.... канд. пед. наук. - Курск, 2009. - 261 с.
8. Николаева Л.Н. Формирование правовой культуры студентов: дисс.. канд. пед. наук.- Смоленск, 2005.- 219 с.