Научная статья на тему 'Эстетическое воспитание современной молодежи в вузе культуры и искусств'

Эстетическое воспитание современной молодежи в вузе культуры и искусств Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
88
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Эстетическое воспитание современной молодежи в вузе культуры и искусств»

Образование в сфере культуры

О.А. Калимуллина

ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ В ВУЗЕ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ

На систему воспитания современной молодежи оказывает сильное, зачастую негативное воздействие социокультурная среда и средства массовой информации. Поэтому необходим комплекс мер, который бы смог повернуть российскую молодёжь лицом к истинной культуре, этнонациональным традициям регионов, в которых она проживает и обучается. В данном комплексе мер должны быть четко и ясно определены цели, задачи, принципы, сферы и формы воспитания молодых людей в современных условиях трансформации российского общества с учетом общероссийских и региональных особенностей.

Разработке концепций воспитания на этнонациональной основе в последнее время уделяется большое внимание, особенно в регионах России. Свои региональные концепции созданы в республиках Среднего Поволжья и Приуралья, на Северном Кавказе и многих других субъектах Российской Федерации.

В Татарстане была сформирована и принята «Концепция художественного образования на 2006-2010 годы». Основные цели и задачи данной концепции обусловили основные направления социально-экономического развития республики. Одной из основных целей концепции стоит разработка программы по сохранению и развитию национальных традиций в рамках системы художественного образования, по изучений традиционной и современной культуры народов Республики Татарстан с применением современных мировых методик и технико-информационных средств. Разрабатывается специальная программа поддержки национального художественного образования Республики Татарстан, которая будет являть собой одно из приоритетных направлений в перспективном развитии образования, науки и культуры. Этнонациональные ценности, на развитие которых нацелена программа, выступают как положительный фактор в развитии культурных ценностей современной студенческой молодёжи.

Доминирование в структуре национального сознания молодёжи этнонациональных ценностей, освоенных в процессе социализации, позволяет успешно противостоять ценностям чуждой культуры и взаимодействовать с представителями родственной культуры. Для этого в структуре национального сознания молодёжи различных этнических групп, совместно проживающих на одной территории, нужно выделить однотипные базовые ценности. Они будут выступать в качестве ценностной основы для установления благоприятных межнациональных отношений в полиэтнической социальной среде Республики Татарстан.

Контингент студентов, обучающихся в Казанском государственном университете культуры и искусств, многонационален. Здесь и татары, мордва, чуваши, марийцы, русские, удмурты, башкиры и многие другие представители регионов России. Поэтому выявление структуры этнического сознания разных национальных групп молодёжи, определение сходных этнических ценностей особенно важно для решения проблемы интернационального воспитания, необходимость которого сегодня осознаётся и молодёжью, и преподавателями.

Об этнонациональных ценностях можно судить по народному художественному творчеству, присущему данной социальной общности. В художественном творчестве в той или иной форме даётся оценка значимости различных объектов или явлений культуры для людей, составляющих эту общность. Такого рода оценка, как правило, не происходит в прямой форме, а в основном косвенно. С достаточно высокой степенью адекватности она может быть реконструирована методом аксиологического анализа литературных и музыкальных произведений произведений народного творчества. Так, например, в качестве методологического подхода может выступать анализ народных сказок, эпических произведений, народных песен, частушек, пословиц. На это направлены целые циклы предметов в вузе культуры и искусств.

Сфера этнокультурных ценностей в нашем случае выступает как система отношений социального субъекта к объектам природы и культуры в соответствии с его потребностями и целями жизнедеятельности. В настоящее время в силу многих обстоятельств происходит смена ценностных доминант в студенческой среде, так же как в обществе в целом.

Вестник МГУКИ. 5 - 2008

Разность культур, конфессий, социально-бытовых традиций часто могут стать барьером для социализации молодых людей. Но в учебных программах Казанского государственного университета культуры и искусств, в частности на кафедре социально-культурной деятельности, всё направлено на поддержание, развитие, углубление и, главное, на интеграцию этнонациональных ценностей студентов из разных регионов, проходящих обучение на кафедре.

Тренинги, направленные на инкультурацию творческой личности студента, кафедральные мероприятия, посвященные дням культуры того или иного национального региона России, представленного определённой студенческой аудиторией - всё это и многое другое позволяет проводить интеграционный курс на сближение этнонациональных ценностей студентов. Также такой подход к образовательной деятельности позволяет проводить исследование этнонациональных ценностей как фактора этнической социализации молодёжи в настоящее время. Это важно ещё и потому, что в период социальной неустойчивости обращение к традиционным формам социальных взаимодействий, к освоению социальных ролей, традиционно свойственных данной этнонациональной области, всегда является одним из действенных способов сохранения социальной устойчивости того или иного социума.

Этнические ценности являются одним из элементов сознания социального субъекта, в качестве которого могут выступать социальные общности (учебные группы студентов, курс), социальные группы (группы студентов по специализации) или отдельные личности. Изучая этнонациональные ценности студентов кафедры социально-культурной деятельности, мы осуществляем анализ субъекта этих ценностей, выделяя его из совокупности других социальных субъектов. Это позволяет нам выявить систему этнонацио-нальных ценностей, которая вместе с общечеловеческими и общенациональными ценностями формируется у студенческой аудитории в процессе ее социализации.

Освоение этнокультурной деятельности студенческой аудиторией происходит в процессе инкультурации, частично совпадающим с периодом социализации, но не тождественным ему, а пересекающимся с ним. Освоение этнокультурной сферы необходимо студентам для удовлетворения их потребностей в различных сферах жизнедеятельности и чем полнее будет это освоение, тем будет больше возможностей у молодых людей в более полной и разнообразной форме удовлетворять свои потребности.

Изучение структуры этнонациональных ценностей студентов кафедры социально-культурной деятельности, представителей различных этнических групп молодёжной аудитории, позволяет нам строить систему социализации, исходя из межнациональных традиций и норм, осуществлять воспитание студенческой аудитории через интегральные этнонациональные ценности, присущие социально-культурной среде Татарстана и республик Среднего Поволжья. Это и есть одна из основных задач по этнонациональному воспитанию студентов в вузе культуры и искусств.

Н.Д. Апраксина

ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ УЧЕБНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ИНФАНТИЛИЗМА СТУДЕНТОВ ВУЗА

Исследование проблемы учебно-профессионального инфантилизма студентов, соотношения нормального и анормального во взаимодействиях с микросоциумом, негативного поведения молодого специалиста требует системного подхода к этим явлениям, уяснения процесса их генезиса, учета личного опыта и опыта деятельности конкретных педагогических учреждений.

Выделяя важностьпрофессиональногосамоопределения и успешного вхождения в про^е^си-ональн^]йс^оЕиу^мв^1п^с^сникаву^а,^1в^1д^еляему^е^нс^-Е^рс^фе^смс^нальн^1йинфантили^мв^^а^е-ствебарьера профессионализации.При определении самого понятия «учебно-профессиональный инфантилизм » мыопираемся на современную философскую методологию об объективной детерминации деятельности не только социальной средой, но и активностью самой личности, которая, исходя изсущностных ее свойств, проявляется в личности как социальная активность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.