Научная статья на тему 'Этнокультурные технологии воспитания студенческой молодежи в современном социокультурном пространстве'

Этнокультурные технологии воспитания студенческой молодежи в современном социокультурном пространстве Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
277
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТНОНАЦИОНАЛЪНОЕ ВОСПИТАНИЕ / СОВРЕМЕННАЯ МОЛОДЕЖЬ / НАЦИОНАЛЬНЫЕ ТРАДИЦИИ / ETHNONATIONAL EDUCATION / MODERN YOUTH / NATIONAL TRADITIONS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — О А. Калимуллина

Самое важное на сегодняшний день, что этнонационалъные ценности выступают как положительный фактор в развитии культурных ценностей современной молодёжи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — О А. Калимуллина

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Ethno-cultural technologies of student youth's education in the modern socio-cultural sphere

The most important for today that ethnonational values act as the positive factor in development of cultural values of today's youth.

Текст научной работы на тему «Этнокультурные технологии воспитания студенческой молодежи в современном социокультурном пространстве»

УДК 378.18:39

ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ В СОВРЕМЕННОМ СОЦИОКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ

О.А Калимуллина

Самое важное на сегодняшний день, что этнонационалъные ценности выступают как положительный фактор в развитии культурных ценностей современной молодёжи.

Ключевые слова: этнонационалъное воспитание, современная молодежь, национальные традиции.

O.A. Kalimullina Ethno-cultural technologies of student youth’s education in the modem socio-cultural sphere.

The most important for today that ethnonational values act as the positive factor in development of cultural values of today’s youth.

Key words: ethnonational education, modern youth, national traditions.

Для эффективной работы системы воспитания молодого поколения, на которое оказывается сильное стихийное, чаще негативное социализирующее воздействие со стороны социокультурной среды и средств массовой информации, необходим комплекс мер, который бы смог повернуть нашу молодёжную аудиторию лицом к культуре, этнонациональным традициям регионов, в которых проживают студенты, обучаясь в тех или иных Вузах страны.

В данном комплексе мер должны быть четко и ясно определены цели, задачи, принципы, сферы и формы воспитания молодых людей в современных условиях трансформации российского общества с учетом общероссийских и региональных особенностей.

Разработке концепций воспитания в последнее время уделяется большое внимание, особенно на уровне регионов. Свои региональные концепции были созданы в республике Алтай, в Башкирии, Дагестане, Кабардино-Балкарии, Нижегородской области в Татарстане и многих других субъектах Российской Федерации.

В Татарстане была сформирована концепция художественного образования (на2006-2010 годы). Основные цели и задачи данной концепции были определены в соответствии с основными направлениями социально-экономического развития республики, а также направлены на всестороннее развитие и поддержание этнокультурных традиций, в частности в Вузах, в студенческой среде. Так, одной из основных целей концепции является разработка программы по сохранению и развитию национальных традиций в рамках системы художественного образования, по изучений традиционной и современной культуры народов Республики Татарстан с применением современных мировых методик и технико-информационных средств.

На современном этапе разрабатывается специальная программа поддержки национального художественного образования республики Татарстан, которая будет являть собой одно из приоритетных направлений в перспективном развитии образования, науки и культуры в Республике Татарстан.

Самое важное на сегодняшний день, что этнонациональные ценности выступают как положительный фактор в развитии культурных ценностей сегодняшней молодёжи.

Доминирование в структуре национального сознания молодёжи этнонациональных ценностей, освоенных в процессе социализации, позволит успешно противостоять ценностям чуждой культуры и взаимодействовать с представителями родственной культуры. Для этого в структуре национального сознания молодёжи различных этнических групп, совместно проживающих на одной территории, нужно выделить однотипные базовые ценности. Они будут выступать в качестве ценностной основы для установления благоприятных межнациональных отношений в полиэтнической социальной среде Республики Татарстан.

Контингент, обучающийся в КГУКИ, многонационален, здесь и татары, мордва, чуваши, марийцы, русские, удмурты, азербайджанцы и многие другие представители регионов России и ближнего Зарубежья. Поэтому выявление структуры этнического сознания разных национальных групп молодёжи, определение сходных этнических ценностей особенно важно для решения проблемы интернационального воспитания, необходимость которого сегодня осознаётся молодёжью и преподавателями в очень значительной степени.

Об этнонациональных ценностях можно судить по народному художественному творчеству, присущему данной социальной общности. В нем в той или иной форме даётся оценка значимости различных объектов или явлений культуры для людей, составляющих эту общность.

Такого рода оценка, как правило, не происходит в прямой форме, а в основном косвенно. С достаточно высокой степенью адекватности она может быть реконструирована методом аксиологического анализа литературных и музыкальных произведений народного творчества. Так, например, в качестве методологического подхода может выступать анализ народных сказок, эпических произведений, народных песен, частушек, пословиц.

Сфера этнокультурных ценностей в нашем случае выступает как система отношений социального субъекта к объектам природы и культуры в соответствии с его потребностями и целями жизнедеятельности. В настоящее время в силу многих обстоятельств происходит смена ценностных доминант в студенческой среде так же и как в обществе в целом.

Разность культур, конфессий, социально-бытовых традиций часто могут стать барьером для социализации молодых людей, но в программе КГУКИ, в частности на кафедре СКД, всё направлено на поддержание, развитие, углубление и, главное, на интеграцию этнонациональных ценностей студентов из разных регионов, проходящих обучение на кафедре.

Тренинги, направленные на инкультурацию творческой личности студента, кафедральные мероприятия, посвященные дням культуры того или иного национального региона России, представленного определённой студенческой аудиторией всё это и многое другое позволяет проводить интеграционный курс на сближение этнонациональных ценностей студентов. Так же такой подход к образовательной деятельности позволяет исследовать этнонациональные ценности как фактор этнической социализации молодёжи в настоящее время. Это важно ещё и постольку, поскольку в период социальной неустойчивости обращение к традиционным формам социальных взаимодействий, к освоению социальных ролей, традиционно свойственных данной этнонациональной области, всегда является одним из действенных способов сохранения социальной устойчивости того или иного социума.

Этнические ценности являются одним из элементов сознания социального субъекта, в качестве которого могут быть социальные общности (группы студентов, курс), социальные группы (группы студентов по специализации) или отдельные личности. Изучая этнонациональные ценности студентов кафедры СКД, которые выступают фактором социализации студенческих групп, мы осуществляем анализ субъекта этих ценностей, выделяя его из совокупности других социальных субъектов. Это позволяет нам выявить систему этнонациональных ценностей, которая, вместе с общечеловеческими и общенациональными ценностями формируется у студенческой аудитории в процессе ее социализации.

Освоение этнокультурной деятельности студенческой аудиторией происходит в процессе инкультурации, частично совпадающим с периодом социализации, но не тождественным ему, а пересекающимся с ним. Освоение этнокультурной сферы необходимо студентам для удовлетворения их потребностей в различных сферах жизнедеятельности и чем полнее будет это освоение, тем будет больше возможностей у молодых людей в более полной и разнообразной форме удовлетворять свои потребности.

Изучая структуру этнонациональных ценностей студентов кафедры СКД, представителей различных этнических групп молодёжной аудитории, позволяет нам строить систему социализации, исходя из межнациональных традиций и норм, осуществлять воспитание студенческой аудитории через интегральные этнонациональные ценности, опираясь на принципы культуры мира на различные конфессии через социально-культурную среду Татарстана - есть одна из основных задач по воспитанию студенческой аудитории через этнокультурные ценности на кафедре Социально-культурной деятельности Казанского Государственного Университета культуры и искусства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.