Научная статья на тему 'Формирование этнопедагогической компетенции будущего учителя (опыт Республики Казахстан)'

Формирование этнопедагогической компетенции будущего учителя (опыт Республики Казахстан) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
488
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / ЭТНОПЕДАГОГИКА / ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / ЭТНОКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ / NATIONAL CULTURE / ETHNIC PEDAGOGY / ETHNIC AND EDUCATIONAL COMPETENCE / ETHNIC AND CULTURAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT / EDUCATIONAL PROGRAMS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Досбенбетова Анара Шаймахановна, Жапбарова Гульмира Амангельдиевна

В данной статье рассматривается проблема этнокультурной направленности образования, которая призвана решать задачи развития личности обучающихся, формируя у них любовь к своему краю и своему Отечеству, уважение к своему народу, культуре и духовным традициям. Показаны пути создания этнокультурного образовательного пространства в учебном процессе школы. А также рассмотрены основные составляющие этнопедагогической компетенции предметные и этнопедагогические знания; умение ориентироваться и создавать этнокультурное образовательное пространство; применение этнопедагогических знаний в учебно-воспитательном процессе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Досбенбетова Анара Шаймахановна, Жапбарова Гульмира Амангельдиевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FORMATION OF THE ETHNIC PEDAGOGICAL COMPETENCE OF FUTURE TEACHERS

The article researches the issues of the ethnic and cultural part of the educational system which is aimed at solution of the tasks of the student’s individuality development by forming the love to the motherland and sense of patriotism, respect to the nation, culture and spiritual traditions. The authors reveal the ways to establish the ethnic and cultural educational environment in the course of the educational process at school. The authors also touch upon the basic components of the ethnic educational competence that are the subject-based and ethnic educational knowledge; the ability to orientate oneself and create the ethnic and cultural educational environment; the implementation of the ethnic educational knowledge in the educational-learning process.

Текст научной работы на тему «Формирование этнопедагогической компетенции будущего учителя (опыт Республики Казахстан)»

УДК 371.036

ФОРМИРОВАНИЕ ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ

БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ (ОПЫТ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН)

А.Ш. Досбенбетова, Г.А. Жапбарова

Аннотация. В данной статье рассматривается проблема этнокультурной направленности образования, которая призвана решать задачи развития личности обучающихся, формируя у них любовь к своему краю и своему Отечеству, уважение к своему народу, культуре и духовным традициям. Показаны пути создания этнокультурного образовательного пространства в учебном процессе школы. А также рассмотрены основные составляющие этнопедагогической компетенции - предметные и этнопедагогические знания; умение ориентироваться и создавать этнокультурное образовательное пространство; применение этнопедагогических знаний в учебно-воспитательном процессе.

Ключевые слова: национальная культура, этнопедагогика, этнопедагогическая компетенция,

этнокультурное образовательное пространство, образовательные программы.

THE FORMATION OF THE ETHNIC PEDAGOGICAL COMPETENCE OF FUTURE TEACHERS

A. Dosbenbetova, G. Zhapbarova

Abstract. The article researches the issues of the ethnic and cultural part of the educational system which is aimed at solution of the tasks of the student’s individuality development by forming the love to the motherland and sense of patriotism, respect to the nation, culture and spiritual traditions. The authors reveal the ways to establish the ethnic and cultural educational environment in the course of the educational process at school. The authors also touch upon the basic components of the ethnic educational competence that are the subject-based and ethnic educational knowledge; the ability to orientate oneself and create the ethnic and cultural educational environment; the implementation of the ethnic educational knowledge in the educational-learning process.

Keywords: national culture, ethnic pedagogy, ethnic and educational competence, ethnic and cultural educational environment, educational programs.

Основным принципом государственной политики в сфере образования является защита и развитие национальных языков и культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства. В условиях современной модернизации системы образования он может быть реализован через основные образовательные программы с этнокультурной направленностью. Такой подход даст возможность удовлетворить культурные и языковые потребности народов Казахстана. В связи с этим актуальной является проблема формирования этнопедагогической компетенции будущего учителя, способного воспитать человека национальной культуры [1, с. 3].

В исследованиях, посвященных вопросам развития профессиональной компетентности специалистов (Г. Бейсенова, А.А. Вербицкий, М.Я. Виленский, Е.А. Климов, А.М. Матюшкин, К.А. Дуйсенбаев, О.А. Аяшев, Л.А. Байсерке, Б.А. Абдукаримов, И.Б. Сихимбаев, А.Б. Нурлыбекова, Н.П. Кухарев, Б.А. Оспанова, Л.А. Трубина и др.), подчеркивается ее общечеловеческая и личностная значимость, обусловливающая готовность специалиста к самореализации в социокультурной среде.

Научно-теоретические и методологические

основы этнопедагогической подготовки будущего учителя рассматривались в трудах казахстанских ученых К. Болеева, Р.К. Дюсенбиновой, К.Б. Жарыкбаева, С.К. Калиева, А.А. Калыбековой, К.Ж. Кожахметовой, Ж.Ж. Наурызбай, С.А. Узакбаевой, Р.К. Толеубековой, К.К. Шалгинбаевой, Н.Ш. Алметова и др.

Следуя определению ученого Наурызбай Ж.Ж., под термином «этнокультурное образование» мы понимаем систему обучения и воспитания, направленную на сохранение этнокультурной идентичности личности путем приобщения к родному языку и культуре c одновременным усвоением ценностей мировой культуры [2, с. 24].

Этнокультурная направленность

образования в Республике Казахстан является неотъемлемой частью образовательной деятельности, обеспечивающей приобщение обучающихся к ценностям культуры казахского народа, создание условий для становления высокообразованной личности, владеющей этнической культурой.

Использование основных образовательных программ с этнокультурной составляющей содержания образования:

• формирует региональное содержание образования и воспитания;

• обеспечивает применение казахского языка в качестве государственного языка обучения и воспитания;

• дает возможность овладения духовными ценностями и культурой казахского народа;

• создает условия для достижения гражданского согласия, духовной консолидации народов, проживающих на территории Республики Казахстан.

В Концепции этнопедагогики народа Казахстана подчеркнута необходимость создания благоприятных условий для развития социально ответственной личности, осознающей себя гражданином Республики Казахстан, носителем уникальной культуры своего народа [3, с. 11].

Основополагающим принципом Концепции образования этнокультурной направленности в Республике Казахстан является согласование этнокультурных интересов личности, этноса, казахстанского гражданского общества. Концепция учитывает также принципы непрерывности, целостности и системности образования; его культуросообразности, вариативности.

Компетентностный подход предполагает наличие соответствующих знаний, умений при исследовании проблем народной педагогики и национального воспитания.

К этнопедагогическим компетенциям можно отнести следующие:

- предметные (этнопедагогические) знания;

- умение ориентироваться и создавать этнокультурное образовательное пространство;

- применение этнопедагогических знаний в учебно-воспитательном процессе;

- языковая компетенция (лингвистическая база для использования языка в различных ситуациях общения, полиязычие);

- информационно-коммуникативная.

Опыт передовых учителей

общеобразовательных школ Республики Казахстан показывает, что в использовании

элементов народной педагогики на уроке заложены большие возможности для повышение качества усвоения учащимися программного материала, реализации задач воспитания и, более того, этнокультурного образования школьников. Примечателен тот факт, что преобладающее большинство учителей реализуют элементы народной педагогике в своей практике через содержание урока, т.е. путем отбора материала из народного опыта.

Этнокультурное образовательное

пространство можно создать практически на всех школьных уроках с помощью таких средств народной педагогики, как казахские национальные игры, пословицы и поговорки, загадки и другие дидактические жанры фольклора, органично вплетая их в фабулу урока.

Так, например, урок обобщения по физике в 7 классе можно начать с демонстрации слайдов с изображением казахских народных игр. Ученики должны просмотреть картинки и выявить, какие физические величины присутствуют в этих играх, назвать их, а также написать эти термины, основные формулы. Проанализировать ситуации и выявить, от каких величин зависит победа того или иного наездника.

В казахских национальных играх кыз куу, кокпар, айголек, байга, такия тастамак, которые описаны в книгах Б.Т. Тотенаева, С.А. Узакбаевой и др. [4; 5], можно выделить несколько физических величин - это движение, равноускоренное движение, ускорение, скорость, равнозамедленное движение и т.д.

Учитель дает краткую характеристику игр и предлагает решить творческую задачу. Игра «Кыз-куу» — «Догони девушку» в прошлом входила в свадебный обряд, см. рис.1. Задача жениха тогда наверняка состояла в том, чтобы, догнав на коне впереди скачущую верхом невесту, показать не только быстроту, ловкость, но и подтвердить свою любовь, свое право на нее. При неудаче такого права он лишался.

Рисунок 1. — Казахская национальная игра «Кыз куу»

Задача: Скорость коня невесты 10 м/с, ускорение 5 м/с, а скорость коня парня составляет V меньше скорости коня девушки. Догонит ли конь парня, коня девушки? И с какой скоростью и ускорением должен скакать конь жениха, чтобы догнать коня невесты?

При изучении темы «Колебания и волны» в 9 классе также на примере казахских народных игр можно рассмотреть и колебательное движение. К таким играм относится алтыбакан.

Колебания и волны. Колебаниями называются процессы, при которых движения или состояния системы регулярно повторяются во времени. Наиболее наглядно демонстрирует колебательный процесс качающийся маятник, но колебания свойственны практически всем явлениям природы. Колебательные процессы характеризуются следующими физическими

Рисунок 2. - Казахская н

В процессе изучении темы «Звуковые волны» в 10 классе можно использовать и другие средства народной педагогики казахов, в том числе и музыкальные инструменты, см. рис. 3. Раздел физики, изучающий звуки, называется акустикой, а явления, изучающие звуки, называются акустическими явлениями.

величинами. Период колебаний Т -промежуток времени, через который состояние системы принимают одинаковые значения:

u(t + T) = u(t).

В лунную ночь за аулом устанавливают качели — алтыбакан. Это место, где к вечеру собиралась молодежь петь песни и веселиться. На алтыбакане катаются поочередно парами — парень и девушка. Присутствующие запевают популярные песни, шутками и озорными замечаниями подбадривают молодых, находящихся на качелях. Для установки алтыбакана необходимо шесть бревен 3 — 4 м высотой, широкая перекладина и три аркана, см. рис. 2.

Задача: Длина веревки алтыбакана 3 метра. Вычислите амплитуду колебания алтыбакана, если за минуту он совершает 60 колебаний.

игра «Алтыбакан»

Звуковое давление - это дополнительное давление, возникающее в газе или в жидкости при прохождении звуковой волны.

Задача: Через сколько секунд услышит человек звук домбры, играющей на расстоянии 10 метров. И какова будет скорость звука?

Рисунок 3. - «Казахские национальные музыкальные инструменты»

Использование этнопедагогических знаний в учебном процессе школы способствует развитию интереса учащихся к предмету, активизации познавательной деятельности, формирует целостное восприятие картины мира.

В качестве примера можно также привести уроки химии. При изучении темы «Металлы» следует рассказать о применении золота, серебра, меди, бронзы и других металлов в быту, при изготовлении оружия, ювелирных изделий, декоративно-прикладном искусстве,

традиционной одежде и т.д.

Символика нашего государства тоже отчасти касается золота. Основным цветом, используемым в государственном гербе, является цвет золота, который служит символом богатства, справедливости и великодушия. Также присутствует цвет флага - небесноголубой, который гармонирует с цветом золота и символизирует чистое небо, мир и благополучие. «Золотой человек» — так называют чудесную археологическую находку, обнаруженную в 1969 — 1970 годах в Исыкском кургане в 50-ти километрах от Алматы. Впервые он был описан ученым-археологом Кемелем Акишевым.

В Иссыкском кургане был погребен сакский воин 5 — 4 веков до нашей эры в возрасте 17 — 18 лет. Сакский воин погребен по обычаю той эпохи в золотых доспехах и с бытовой утварью.

Его высокий головной убор, костюм и сапоги были украшены более чем 200 украшениями с изображениями птиц и зверей. Все на нем, начиная с оружия и до перстня, сделаны из золота. Потому эту археологическую

находку и называют «золотым человеком» [6, с. 1, 2].

Серебро применяется как драгоценный металл в ювелирном деле (обычно в сплаве с медью, иногда с никелем и другими металлами). Используется при чеканке монет, наград — орденов и медалей. Священный казан Тайказан, находящийся в мавзолее Ахмета Ясави в городе Туркестан, как гласит легенда, отлит из сплава семи металлов: железа, цинка, свинца, олова, красной меди, серебра, золота.

Таким образом, опираясь на программные требования к знаниям и умениям учащихся, выделим следующие критерии отбора содержания материала с этнопедагогическими элементами:

- Соответствие материала из народного опыта общим задачам национального образования и программным требованиям.

- Значимость их для усвоения современных научных знаний и других компонентов современного содержания образования.

- Практическая ценность в современных условиях.

- Содействие расширению кругозора учащихся, развитию уровня знаний и мотивации к учению и труду.

- Доступность для усвоения учащимися данной возрастной группы.

- Сочетание индивидуальной и групповых форм работы с учащимися.

- Ориентация на местные хозяйственнокультурные запросы.

Литература:

1. Пралиев С. Культурный код нации. -Казахстанская правда, 17сентября, 2014 год.

2. Наурызбай Ж.Ж. Научно-педагогические основы этнокультурного образования школьников: Дис....докт. пед. наук. — Алматы,1997. - 357 с.

3. Концепция этнопедагогики народов Казахстана / Сост.: Толеубекова Р.К., Хаурулин Г.Т., Бейсенбаева А.А и др. // Бшм элемвде. -2012. - № 2. - С. 11-13.

4. Тотенаев Б.Т. Казахские национальные игры. — Алма-Ата: Казахстан, 1976. — 144 с.

5. Узакбаева С., Айтпаева А. Казахские народные детские игры. — Алматы: Республ. издат. кабинет Казахской академии образования им. И. Алтынсарина, 2000. — 170 с.

6. Акишев А. Золотой Человек. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http ://www.bulgari-istoria-10. com/booksRu

Сведения об авторах:

Досбенбетова Анара Шаймахановна (г. Шымкент, Казахстан), доктор педагогических наук, профессор, Южно-Казахстанский государственный педагогический институт, e-mail: anarados56@mail.ru

Жапбарова Гульмира Амангельдиевна (г. Шымкент, Казахстан), кандидат педагогических наук, доцент, Южно-Казахстанский государственный педагогический институт.

Data about the authors:

A. Dosbenbetova (Shymkent, Kazakhstan), doctor of education, professor at the South Kazakhstan State Teacher Training Institute, e-mail: anarados56@mail.ru

G. Zhapbarova (Shymkent, Kazakhstan), candidate of pedagogic sciences, assistant professor at South Kazakhstan State Teacher Training Institute.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.