- негативное отношение студентов к своим сокурсникам, стремящимся достигать высоких результатов, демонстрирующим стремление к освоению знаний;
- негативное отношение к существующим формальным нормам и ценностям образовательного социума, формам работы и взаимодействия педагогов и студентов;
- активно-агрессивные протестные поведенческие модели.
В процессе исследования нами были выявлены составляющие социально-педагогической среды, максимально влияющие на возникновение учебно-профессионального инфантилизма, а также определены сущностные характеристики (микросоциальные нормы и установки, особенности личности, особенности среды), от которых зависит наиболее быстрое и качественное преодоление негативного явления.
А.А. Избасханова
ИДЕИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В КАЗАХСКОЙ НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКЕ
Образование, ориентированное на национальную культуру, как основная стратегия обновления казахского образования, в том числе и экономического, должно способствовать решению общенациональных целей и интересов Казахстана.
В процессе экономической подготовки школьников необходимо использовать собственный исторический опыт в сфере хозяйственных отношений, сохранить тот огромный потенциал, который мы унаследовали от предков. Экономическая культура современного человека должна строиться на основе тех духовно-нравственных ценностей, которые выработаны нашей собственной историей, являются для нашего общества традиционными и проверенными временем и практикой.
Мы разделяем мнение ученых Е.В. Анкундиновой, М.С. Мурадовой, В.А. Тов-стик, С.З. Шадриной, Т.С. Терюковой и др., которые обращают внимание на необходимость учета национальных культурных особенностей, традиций при формировании экономической культуры личности. Процесс воспитания экономической культуры становится более динамичным и продуктивным при ведущей роли национальных культурных традиций и направленности на воспитание общей культуры учащихся.
В течение многих столетий складывалась самобытная экономическая культура народа, формировались и обогащались пути, формы, методы и средства экономического воспитания, выстраивалась целостная система воспитания детей.
Нравственно-этические нормы и принципы воспитания подрастающего поколения, и в частности нормы и принципы трудового воспитания, затрагивались в трудах казахстанских ученых К. Бержанова, Р.К. Дуйсенбиновой К.Б. Жарыкбаева, С.К. Калиева, А.А. Калыбековой, К.К. Кожахметовой, Ж. Наурызбай, С.Ж. Узакбаевой и др.
Мысли, идеи в народной педагогике каждого народа всегда рождались в связи с его жизнедеятельностью, родом занятий, семейными, общественными, национальными традициями, развивались, передаваясь из поколения в поколение.
Народ всегда верно представлял себе сущность воспитания подрастающего поколения, его трудности, радости и благородство конечной цели. В народе говорят: «Воспитание - бесценное богатство». «Дитя - драгоценность, но еще большая драгоценность - его воспитание». Народ понимает, что воспитание есть процесс длительный, многогранный. «Ум не имеет цены, воспитание - предела» (1). Воспитание включает в себя много направлений: умственное, нравственное, трудовое, эстетическое, экологическое, экономическое и др. Экономическое воспитание в первую очередь, было связано с умственным развитием ребенка.
Идеи народной педагогики, связанные с экономическим воспитанием, содержатся в устном поэтическом творчестве народа - в пословицах и поговорках, в словах - назиданиях, считалках, загадках, в устных задачах и скороговорках (2). Безусловно, будет полезным, если мы будем использовать это ценнейшее наследие народной педагогики в экономическом воспитании молодежи.
Вестник МГУКИ. 5 - 2008
В пословицах и поговорках в краткой, лаконичной форме и в то же время с большим художественным вкусом выражена народная мудрость и философия, отражается его отношение и любовь к земле, к труду, особенности национальной психологии. Наиболее удачными являются переводы казахских пословиц и поговорок на русский язык В.Б. Захарова, А.Т. Смайловой (3).
Человека кормит труд.
Покажешь себя в работе - будешь в почете.
Чтоб зимою скот кормить, летом нужно сено накосить.
В кусочке хлеба ржаного - капля пота трудового.
Дружба в делах помощница.
Если дерево срубил одно, десять посади вместо него.
Через народные пословицы и поговорки учащимся можно объяснить значение слов, которые актуальны и в наше время - «труд», «рынок», «ценность», «дорого», «дешево», «расход», «хитрец», «стяжатель», «аккуратный», «хозяйственный». Эти понятия обогатят их мировоззрение, пополнят экономические знания.
Экономическое воспитание непрерывно связано с нравственным воспитанием. У казахского народа есть замечательные традиции бескорыстной помощи, сочувствия и милосердия, называемые «Ерулик», «Асар», «Жылу-жардем». «Ерулик» - оказание помощи и проявление заботы во время перекочевок: те, кто приехали на место раньше других, помогают развьючить поклажу, собрать юрту, угощают. «Асар» - «всем миром» строится жилище или постройки для скота, во время стрижки овец и других коллективных видах труда. «Жылу-жардем» - помощь пострадавшим от войн, болезней, жута (падеж скота) и других бедствий, собирается одежда, скот, питание, строится жилище. Древний обряд «Тасаттык» в засушливое время года старейшины просили у Создателя дождя, принося в жертву верблюда.
Таковы некоторые народные приметы, обычаи и обряды, которые широко использовались для воспитания молодого поколения.
Экономическое воспитание было неотделимо от трудового воспитания. Труд в условиях Казахстана был связан сживотноводством, земледелием, охотой и рыболовством, народными промыслами. Народная мудрость утверждает, что человек красив именно в труде, а потому угольщик не стыдится своего черного лица, дехканин - своих рук. Народ идеализировал свой труд: «Труд - всему отец». Народ всегда заботился о том, чтобы молодое поколение овладело рядом профессий, чтобы каждый становился мастером на все руки: «Джигиту мало и семи ремесел», «Не учись нежностям, учись трудностям». Лодыри и бездельники не по душе человеку труда. Народ смеется над ними: «Лентяй берется за работу, когда солнце уже идет к закату». Честный и добросовестный труд прославляется в народных сказках «Тазша бала», «Бай и бедняк» и др. Время ребячьих игр у казахов длилось недолго. Девочку рано начинали учить прясть, ткать, шить. Приданое свое она готовила сама, с помощью старших невесток, мам и бабушек. Девочки-казашки великолепно вышивали, ткали ковры, изготавливали войлочные изделия, одеяла и паласы. Мальчики ухаживали за скотом, запасали топливо, изготавливали необходимый инвентарь, сбрую, седло, домашнюю утварь.
Особенно ценной в народной педагогике казахов является идея о необходимости формирования целостной личности («Толык адам»), в которой гармонично сочетались бы все ее стороны: ум, трудолюбие, нравственная чистота и физическое совершенство.
С давних времен народ, занимающийся кочевым скотоводством, веками вырабатывал систему экономического подхода к хозяйству: на зимовье эффективно использовать земли, пастбища, беречь землю от истощения. В быту продукты скотоводства использовались не только как пища, но и как предметы повседневного обихода (войлочные изделия, одеяла, корджун) и одежды (чапан, шуба, тумак).
Экономика в понятии казахов - производство и экономное использование ресурсов, продуктов, торговля и обмен товарами. При забое скота вяленое мясо запасают к весне, т.е. до того времени, когда скот снова откормится и можно будет его забивать; летом и осенью, когда у скота много молока, сливочное масло запасают и хранят в специальном мешке, сделанном из желудка крупного скота; особое блюдо представляет собой курт, полученный путем обезжиривания простокваши (после того, как с молока сняли сливки). При забое скота маленькие дети получают «игрушки» - асычки, атрибут их любимой игры; щепки и навоз используются в качестве топлива, крупный скот часто используется в качестве транспорта; измелких лоскутков составляют «курак» - лоскутное одеяло. Народ умел вести безотходное хозяйство. Так, остатки сырья вновь становятся ценным и полезным предметом в быту.
Казахский народ олицетворяет щедрость и добродушие, однако нетерпимо относится к расточительству. «И за воду будет спрос» - гласит народная мудрость, или «Будешь есть, распределяя пищу экономно, - будет у тебя конь, будешь есть привольно - останется у тебя баран». Эта поговорка учит бережно относиться к любой мелочи, использовать продукты и ресурсы уместно, думать о завтрашнем дне.
Если глубже проникнуть в содержание ценнейших образцов устного народного творчества казахов, мы можем понять, что наш народ уделял большое внимание не только общему воспитанию ребенка, но и развитию экономических и математических знаний и понятий, необходимых в повседневной жизни. Наши предки издавна систематически и умело решали задачи, необходимые в их хозяйственной деятельности. Интересная сфера обучения молодежи экономическим знаниям - решение народных устных задач. Казахские народные устные задачи через свою простоту, логичность и выразительность имеют практическое значение, обладают большим воспитательным и дидактическим потенциалом. Содержание устных задач было связано с хозяйственно-экономической деятельностью казахского народа: со скотоводством, земледелием, охотой, ювелирным ремеслом, предпринимательством. Их тематика очень обширная и разная. Они рождались в бытовых традициях, решались арифметически и логически. Например, «У коз раз в год рождаются близнецы. Если один козленок самец, сколько коз прибавиться за 10 лет?»
Нет сомнений в том, что такое ценное наследие этнопедагогики, как народные задачи, должно занять свое место в экономическом воспитании молодежи. Используя народные бытовые задачи, учителя смогут достичь не только дидактической, но и экономической цели, формируя экономическую культуру личности в целом.
Таким образом, вопросы экономического воспитания в казахской этнопедагогике представлены в следующих аспектах:
- традиции и обряды, связанные с процессом ведения хозяйства (уход за скотом, возделывание земли, добыча и переработка сырья, производство товаров);
- в прикладном искусстве (изготовление юрты, домашней утвари, одежды, ювелирных изделий, конного снаряжения и т.д.);
- национальные игры (рациональное использование времени, изготовление игрушек из подручных средств);
- устное народное творчество (сказки, загадки, пословицы, поговорки, устные народные задачи нравственно-экономического содержания).
Примечания
1. Измайлов А. Э. Народная педагогика: педагогические воззрения народов Средней Азии и Казахстана. М.: Педагогика, 1991. 256 с.
2. Фольклор казахского народа / Под ред. А. Швыдко. Алматы: Жазушы, 2002. 96с.
3. Казахские народные пословицы и поговорки / Сост.и пер.с каз. В.Б. Захарова, А.Т. Смай-ловой. Алматы: Кочевники, 2005. 232 с.
А.А. Лебсак
СОВРЕМЕННЫЕ ЭЛЕКТРОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРЕПОДАВАНИИ ХОРЕОГРАФИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН
В соответствии с современными требованиями к профессиональной подготовке художественных руководителей хореографических коллективов, объём необходимых для изучения знаний в области хореографии существенно возрос, что связано в первую очередь с мировыми тенденциями глобализации. С другой стороны, интеграция современных электронных технологий в образовательный процесс позволила упростить и ускорить процесс передачи информации, а хореографам - познакомиться с различными танцевальными стилями и направлениями, вне зависимости от своего географического положения и национальной принадлежности, используя видеоматериалы танцевальных спектаклей, выступлений, семинаров или мастер-классов, предложенные видеосервисами компьютерной сети Интернет.