Научная статья на тему 'Социально-философский анализ ценностно-мотивационного отношения студенческой молодежи к гуманистическим аспектам спорта и олимпизма'

Социально-философский анализ ценностно-мотивационного отношения студенческой молодежи к гуманистическим аспектам спорта и олимпизма Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
147
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕННОСТИ СПОРТА / ИДЕАЛЫ И ЦЕННОСТИ ОЛИМПИЗМА / SPORTS VALUES / ЦЕННОСТНОЕ ОТНОШЕНИЕ / ГУМАНИСТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СПОРТА И ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ГУМАНИСТИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ СПОРТА И ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / HUMANIST ASPECTS OF SPORT AND PHYSICAL-EDUCATIONAL SPORTING ACTIVITY / HUMANIST POTENTIAL OF SPORT AND PHYSICAL-SPORTING ACTIVITY / ОЛИМПИЙСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / OLYMPIC EDUCATION / IDEALS AND VALUES OF OLYMPISM / СТУДЕНЧЕСКАЯ МОЛОДЕЖЬ / STUDENT YOUTH / ЦЕННОСТНО-МОТИВАЦИОННЫЕ ОТНОШЕНИЯ / EVALUATED ATTITUDE / EVALUATED-MOTIVATIONAL RELATIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Прокопчук Ю.А., Фомиченко С.В.

В статье анализируются аспекты проблемы ценностного отношения студентов к физкультурно-спортивной деятельности и гуманистическим аспектам олимпизма. Раскрывается место физкультурно-спортивной деятельности в общей системе ценностей, насколько ценностное отношение соответствует реальному социально-культурному потенциалу этой деятельности. В работе проводится анализ и уточняются состав и структура информативных показателей и компонентов ценностно-мотивационного отношения студенческой молодежи к спорту, спортивной деятельности и олимпизму. Особое место отведено анализу внутренних факторов и барьеров, препятствующих формированию целостной и гуманистически ориентированной личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Прокопчук Ю.А., Фомиченко С.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIALLY - PHILOSOPHICAL ANALYSIS OF THE EVALUATED MOTIVATIONAL ATTITUDE OF STUDENTS TO HUMANIST SPORT AND OLYMPISM ASPECTS

Problematic aspects of the students evaluated attitude to physical-educational sporting activity and humanist Olympism aspects are analysed in the article. Authors define the position of physical educational sporting activity in the whole system of values. It is pointed out the degree of the correspondence of the evaluated attitude to the real social-cultural potential of this activity. The composition and the structure of informative indices and components of evaluated-motivational students attitude to sport, sporting activity and Olympism are also analysed and perfected in the paper. a special place is given to inner factors and barriers standing on the way of forming an integral and humanly oriented individuality.

Текст научной работы на тему «Социально-философский анализ ценностно-мотивационного отношения студенческой молодежи к гуманистическим аспектам спорта и олимпизма»

социально-философский анализ ценностно-мотивационного отношения студенческой молодежи к гуманистическим аспектам спорта и олимпизма

Кандидат педагогических наук Ю. А. Прокопчук, кандидат биологических наук, доцент С. В. Фомиченко

Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, г. Краснодар

в статье анализируются аспекты проблемы ценностного отношения студентов к физкуль-турно-спортивной деятельности и гуманистическим аспектам олимпизма. Раскрывается место физ-культурно-спортивной деятельности в общей системе ценностей, насколько ценностное отношение соответствует реальному социально-культурному потенциалу этой деятельности.

в работе проводится анализ и уточняются состав и структура информативных показателей и компонентов ценностно-мотиваци-онного отношения студенческой молодежи к спорту, спортивной деятельности и олимпизму.

Особое место отведено анализу внутренних факторов и барьеров, препятствующих формированию целостной и гуманистически ориентированной личности.

Ключевые слова: ценности спорта, ценностное отношение, гуманистические аспекты спорта и физкультур-но-спортивной деятельности, олимпийское образование, идеалы и ценности олимпизма, студенческая молодежь, гуманистический потенциал спорта и физкультурно-спор-тивной деятельности, ценностно-мотивационные отношения.

В настоящее время в различных странах мира (в том числе и в нашей стране) предпринимаются попытки приобщения людей разного возраста, пола, профессий к активным занятиям физкультурой и спортом. Вместе с тем все более активные усилия направляются на повышение социально-культурного потенциала этих занятий, на использование их для решения все более широкого круга социально-культурных задач, формирование у занимающихся высокого уровня физической культуры, сочетающейся с другими элементами культуры - нравственной, эстетической, коммуникационной, экологической и др.

Успех этих усилий и попыток во многом зависит от того, сформировано ли у населения ценностное отношение к физкультурно-спортивной деятельности и каков характер этого отношения: входит ли данная деятельность в систему жизненных ценностей детей, подростков, молодежи, людей среднего и старшего возраста, на какие

связанные с ней ценности они ориентируются в своем реальном поведении и т. д.

Большое значение имеет отношение студенческой молодежи к физ-культурно-спортивной деятельности. К данной социальной группе относятся юноши и девушки в возрасте 18-25 лет. В этот период практически заканчивается формирование организма человека, всех его функций и систем. На первый план выдвигается задача социального и личностного самоопределения на основе выбора определенной жизненной позиции, профессии и т. д.

Надо учитывать тот факт, что период обучения в вузе - это, по сути дела, последняя возможность в рамках государственной системы образования дать молодым людям минимум знаний, умений и навыков, сформировать определенную систему ценностных ориентаций в области физической культуры и спорта. В последующие годы все эти вопросы придется решать самому индивиду на основе того «багажа», который он приобрел ранее - в школе, вузе и т. д.

Можно отметить и еще один важный аспект проблем ценностного отношения студентов к физкультурно-спор-тивной деятельности. Перестройка системы высшего образования предполагает сокращение числа обязательных занятий, в том числе по физическому воспитанию. В этих условиях интересы, потребности, социальные установки, ценностные ориентации будут иметь решающее значение при выборе студентами тех или иных учебных занятий.

цель исследования - научно-теоретическое обоснование путей повышения эффективности процесса приобщения студентов к ценностям олимпизма.

Основными методами являлся социальный опрос на выборке численностью 1218 человек, кроме того, опрошено 120 преподавателей.

Опрос показал, что абсолютное большинство студентов предпочитает нравственное поведение успеху спортсмена или команды в конкретных соревнованиях. Декларативное признание студентами нравственных ценностей обнаруживается и в их ответах на вопрос о том, какие спортсмены (команды) заслуживают более высокой оценки и одобрения: те, которые добились побе-

ды в ответственных соревнованиях, хотя при этом действовали не очень красиво, допустили нарушения правил честной игры, или те, которые строго соблюдали данные правила, доставили зрителям удовольствие красотой своих действий, но все-таки не добились победы. Большая часть (66% юношей и 71% девушек 1 курса, 67% юношей и 75% девушек 4 курса) предпочла вторую, более нравственную позицию, и лишь 17% юношей и 5% девушек 1 курса и 5% юношей и 15% девушек 4 курса - первую. В то же время в конкретной ситуации личного реагирования на нарушение правил при успехе спортсмена или команды бескомпромиссную нравственную позицию, наоборот, высказывают 12% юношей и 9 % девушек на 1 курсе и 7% юношей и 12% девушек на 4 курсе.

Далее отмечается, что отражением большого интереса студентов к Олимпийским играм явилось то, что подавляющее большинство подчеркнуло внимание к ним. Самый большой уровень интереса имеет место у студентов 1 курса, к 4 курсу интерес ослабевает. Соответственно этому абсолютное большинство студентов хотели бы знать больше об Олимпийских играх и олимпийском движении (72% юношей и 57% девушек на 1 курсе, 75% юношей и 58% девушек на 4 курсе).

Большинство студентов не сумели назвать девиз современного олимпийского движения, проявили абсолютную неосведомленность в отношении Олимпийской хартии.

Анализируя информационные запросы студентов по основным направлениям олимпийского движения, выявлено, что первоочередными темами у студентов названы такие, как «О результатах выступлений спортсменов на Олимпийских играх», «О церемонии открытия и закрытия Олимпийских игр», «Об истории Олимпийских игр и олимпийского движения». Примечательно, что по всем темам нет устойчивых суждений по подвыборкам. Однако всей этой информации студенты практически не получают (1к = -0,5 (юноши) и 1к = -0,8 (девушки) на 1 курсе, и соответственно -0,05 и -0,2 на 4 курсе). Исключительно не информативными оказались ответы, касающиеся реальной практики олимпийского образования в вузах. Вопрос об учебном предмете, связанном с информацией по олимпийскому движению, вызвал удивление и непонимание.

В работе отмечено, что нравственные аспекты поведения олимпийцев являются наименее популярными. Большинству студентов в тех спортсменах, которые являются для них идеалом, образцом для подражания, нравится в первую очередь их способность показывать высокие спортивные результаты и их профессиональное мастерство.

Негативное влияние на эффективность работы по олимпийскому образованию и воспитанию студенческой молодежи оказывает слабая подготовленность специалистов к этой работе. Большинство респондентов недооценивают гуманистический, социально-культурный потенциал спорта и спортивной деятельности. На фоне высокого интереса к спорту (1з = 4,3) только 19% респондентов (1з = 2,8) полагают, что на основе регулярных тренировок можно добиться гармоничного развития. Меньше половины придерживается мнения о том, что благодаря активным занятиям спортом можно повысить уровень общей культуры, воспитать социально значимые нравственные качества. Респондентов мало интересуют воздействие занятий спортом на личность и культуру зани-

мающихся, цели, задачи, идеалы и ценности олимпизма.

Весьма низок и уровень знаний об олимпизме. Так, девиз современного олимпийского движения могли правильно назвать 24% респондентов. Только 11% опрошенных знают положения Олимпийской хартии, а 26% знают о ней крайне мало.

Большинство тренеров и преподавателей (80% опрошенных) поддерживают идею обращения к идеалам и ценностям олимпизма в воспитательной работе со студентами, но не представляют, каким образом проводить эту работу.

По оценке опрошенных респондентов только 21% принимает участие в пропаганде идей и ценностей олим-пизма. Такая пассивная позиция тренеров и преподавателей не учитывает желания большинства опрошенных студентов больше знать об Олимпийских играх и олимпийском движении.

Низкий уровень подготовленности специалистов к работе по олимпийскому образованию подтверждают и данные, которые автор получил при опросе 200 студентов старших курсов КГУФКСТ. Опрос, в частности, показал, что только 7% студентов отметили свое стремление выработать в себе качество вести честную, справедливую борьбу в спорте, 68% отметили, что на соревнованиях позволительно отступать от общечеловеческих принципов поведения.

Ограниченное представление студенческой молодежи о гуманистическом потенциале спорта отражается на тех целях, которые ставят перед собой в ходе занятий спортом. Большинство опрошенных ограничивает свои цели и задачи стремлением сохранить и укрепить здоровье, стать более физически развитыми. Значительно реже ставится задача использовать эти занятия для формирования и развития духовных (нравственных, эстетических, интеллектуальных и других) качеств и способностей.

Такая заниженная оценка возможностей спорта не только препятствует полной реализации его гуманистического потенциала, но и является одним из главных факторов, определяющих пассивное отношение людей к этой области культуры.

Большинство опрошенных частично или полностью разделяет мнение о спортсмене высокого класса (олимпийце) как о человеке, который прекрасно физически развит, способен показывать высокие спортивные результаты, но вместе с тем имеет низкий уровень общей физической культуры, высокое самомнение, слабо развитый интеллект, часто допускает аморальные и безнравственные поступки. Для многих молодых людей спортсмены-олимпийцы не являются образцом и идеалом для подражания. Нравственные аспекты поведения олимпийцев наименее популярны.

Большинству студентов (1 курс - 61%, 4 курс - 55%) и студенток (1 курс - 55%, 4 курс - 73%) в тех спортсменах, которые являются идеалом, образцом для подражания, нравится в первую очередь их способность показывать необычайно высокие спортивные результаты и их профессиональное мастерство.

Анализ результатов опроса показал, что большинство респондентов недооценивает гуманистический, социально-культурный потенциал олимпизма.

В связи с этим у респондентов отсутствует ярко выраженная направленность на социально-культурные ценности спорта и спортивной деятельности. Такое мнение

№2 • 2009

53

проявляется в ориентации респондентов на решение узкого круга задач в физкультурно-спортивной работе со студенческой молодежью. На занятиях и спортивных тренировках основное внимание уделяется лишь физическому воспитанию. Занятия редко используются для формирования и совершенствования творческих, эстетических и других духовных способностей студенческой молодежи, их нравственности, коммуникативной культуры.

Преподаватель и тренеры имеют низкий уровень знаний в области олимпизма и олимпийского движения.

Преподаватели и тренеры проявляют пассивность в пропаганде идеалов и ценностей олимпизма и не используют их в воспитательной работе со студенческой молодежью, не учитывают желание опрошенных студентов знать больше об олимпийском движении, Олимпийских играх.

Формы и методы воспитательной работы в вузах не обеспечивают достаточно высокого уровня знаний студенческой молодежи об олимпизме, олимпийском движении, об основополагающих идеалах, ценностях и принципах олимпизма.

Таковы основные социальные проблемы и противоречия, оказывающие негативное влияние на олимпизм и снижающие его гуманистический потенциал. С учетом этих проблем и противоречий, с целью их преодоления, а также коррекции ценностно-мотивационного отношения студенческой молодежи к спорту и олимпизму необходима разработка модели системы олимпийского образования как основной формы приобщения студенческой молодежи к идеалам и ценностям олимпизма.

Решение проблемы, по-видимому, заключается не только в альтернативной пропаганде олимпийских ценностей и идеалов среди молодежи, распространении олимпийских знаний, но и в широкомасштабном развитии культуры студентов. Следует учитывать комплексность

педагогического процесса олимпийского образования, состоящего из получения теоретических знаний по истории и теории олимпизма, освоения студентами двигательных умений и навыков, активного включения школьников в занятия физическими упражнениями и спортом. Необходимо выработать стратегию преимущественного беспрепятственного продвижения олимпийских видов спорта на рынке физкультурно-спортивных услуг олимпийского спорта, выражающуюся в их доступности для молодежи из семей с различным материальным и социальным положением, а также в большой привлекательности для юного потребителя.

Олимпийское образование должно быть признано приоритетным направлением в процессе формирования олимпийской культуры детей и молодежи в стране, для чего необходимо в программу обучения ввести специальные научные дисциплины во всех учебных заведениях.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Лубышева Л. И. Современный ценностный потенциал физической культуры и спорта и пути его освоения обществом и личностью // Теория и практика физической культуры. - 1997. - № 6.

2. Наталов Г. Г. Предметная интеграция теоретических основ физической культуры, спорта и физического воспитания (логика, история, методология): дис. ... докт. пед. наук. - Краснодар, 1998.

3. Поликарпова Г. М. Олимпийское образование и воспитание как предмет педагогического исследования: дис. ... докт. пед. наук. - Нижний Новгород, 2003.

4. Поликарпова Г. М., Рогозина Г. А. Олимпийское образование учащейся молодежи. - М., 2001.

5. Столяров В. И. Спорт и современная культура // Теория и практика физической культуры. - 1997. - № 7.

socially - philosophical analysis of the evaluated motivational attitude of students to humanist sport and olympism aspects

Prokopchuk Yu., Candidate of Pedagogics,

Fomichenko S., Candidate of Biology, associate Professor

Kuban State University of Physical Education, Sport and Tourism, Krasnodar

Problematic aspects of the students' evaluated attitude to physical-educational sporting activity and humanist Olympism aspects are analysed in the article. Authors define the position of physical educational sporting activity in the whole system of values. It is pointed out the degree of the correspondence of the evaluated attitude to the real social-cultural potential of this activity. The composition and the structure of informative indices and components of evaluated-motivational students' attitude to sport, sporting activity and Olympism are also

analysed and perfected in the paper. a special place is given to inner factors and barriers standing on the way of forming an integral and humanly oriented individuality.

Key words: sports values, evaluated attitude, humanist aspects of sport and physical-educational sporting activity, Olympic education, ideals and values of Olympism, student youth, humanist potential of sport and physical-sporting activity, evaluated-motivational relations.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.