Научная статья на тему 'Спорт и спортивная культура студентов в системе высшего образования'

Спорт и спортивная культура студентов в системе высшего образования Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
2691
377
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПОРТ / КУЛЬТУРА / СПОРТИВНАЯ КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ / SPORT / CULTURE / SPORTS CULTURE OF PERSON

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Загревская Александра Ивановна

Рассматривается спорт как культурное явление и сфера общественной жизни, его ценностный потенциал, социокультурные характеристики как факторы развития спортивной культуры личности, значимость физкультурно-спортивной деятельности для формирования личности в системе образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Sports and sports culture of students in higher education system

Currently, the strategic direction of the development of society and the system of education is the formation of human culture. The entry into force of the Bologna process aims to enhance the mobility of the individual, its development in the development of cultural values. A specific component of culture as a social phenomenon is sports amateur, professional and mass. Sport is regarded as a sphere of public life which helps to form and develop best human qualities. A social necessity for the development of sports in the students' environment is determined by the needs of the society and the state to have an effective means of evolution of psycho-physical abilities of the person. Sport is one of the most effective and attractive forms of organization of physical culture of students becoming part of their life style. However, for sport to have only a positive impact on the person and not to cause their deformations, it is necessary to develop the sports culture of students in the process of physical culture and sports education. In our opinion, sports culture of the person is an integrative personal formation including a system of means, ways and results of physical culture and sports activities, focused on the perception, reproduction, creation and distribution of physical culture and sports values and technologies. Sports culture of the person is formed in the process of the person's acquisition of the cultural and educational potential, values and technologies of sports, as well as in the result of accumulation of experience of physical culture and sports activities and filling them with personal senses. Sports culture of the person includes the following components: 1. Component values (physical culture and sports values, meanings, motives, goals, means to achieve them). 2. The normative component of sports culture (norms of physical development, preparation, health, moral sports behavior, physical culture and sports traditions). 3. Socio-communicative component of sports culture (the culture of communication and interaction in the process of physical culture and sports activities). 4. The cognitive component of sports culture (physical culture and sports values in the form of knowledge, beliefs, skills). In the system of higher education it is necessary to implement the humanistic function of physical culture and sports and their impact on the person. In order to better implement the humanistic potential of physical culture and sports it is necessary to create the system of teaching physical culture and sports to students with a focus on the formation of the sports culture of the person.

Текст научной работы на тему «Спорт и спортивная культура студентов в системе высшего образования»

А.И. Загревская

СПОРТ И СПОРТИВНАЯ КУЛЬТУРА СТУДЕНТОВ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Рассматривается спорт как культурное явление и сфера общественной жизни, его ценностный потенциал, социокультурные характеристики как факторы развития спортивной культуры личности, значимость физкультурно-спортивной деятельности для формирования личности в системе образования.

Ключевые слова: спорт; культура; спортивная культура личности.

В настоящее время стратегическим ориентиром развития общества и системы образования является формирование человека культуры. Современное состояние человеческой цивилизации характеризуется кризисом культуры, проявляющимся в заметном снижении уровня общей и личностной культуры, «размыванием» культурных ценностей и норм, нарушением преемственности культур, напряженностью и даже конфликтностью меж-культурных взаимодействий. В этих условиях необходимо усиление культурологического содержания образовательного процесса в высшей школе.

Известно, что формирование и развитие личности возможно только в пространстве культуры и её ценностей и только через личность авторитетного педагога, носителя подлинных ценностей и идеалов. Более того, педагог должен хорошо представлять природу человека и знать гуманные и эффективные методы воздействия на него [1].

М.С. Каган (1997) рассматривает человека как субъекта ценностного отношения и считает, что человек является носителем качеств, присущих его полу, возрасту, его нации, сословию, классу, профессиональной и конфессиональной группе, тем самым оказывается носителем всей пирамиды ценностей, выражающей интересы и идеалы пирамидальной структуры субъекта. Ценностный мир личности приходит к ней извне -из богатства культуры, опредмечивающей все вырабатываемые ею ценности и создающей аксиосферу, из которой черпает свои ценности каждый входящий в мир человек [2].

Интеграция России в мировую культуру также ориентирует отечественную систему образования на поиск путей формирования культурных стратегий развития личности. Вступление в действие Болонского процесса призвано активизировать мобильность личности, ее развитие в освоении культурных ценностей.

В русле культуротворческой образовательной парадигмы представляется возможной переориентация образования на значимость культуры для развития личности, ее самореализации, умения самостоятельно исследовать проблемы, критически мыслить и работать творчески. Модернизация современного образования должна сформировать гуманистически ориентированное, культурно насыщенное образовательное пространство, поскольку только через культуру возможно человеческое вхождение в окружающее социальное сообщество [3].

Специфическим компонентом культуры как социального феномена является спорт - любительский, профессиональный и «спорт для всех», включающий детско-юношеский спорт, студенческий спорт, спорт для среднего и старшего возраста, для инвалидов, профессионально-прикладной и т.д. Этому компоненту

свойственны все элементы и черты самостоятельной подсистемы социальной сферы общества: материальновещественные, человеческие, институциональные,

процессуальные и духовные. Спорт возникает посредством физиологической потребности и духовного мотива в субъективной сфере личности, затем опредмечивается в социальных процессах тренировок и состязаний, общественных институтах и предметновещественных сооружениях - стадионах, Дворцах спорта, спортзалах, бассейнах, кортах и т.д. [4].

А.Г. Егоров и М.А. Захаров (2006) выделяют следующие социокультурные характеристики спорта.

1. Спорт - продукт культуры. Спорт всегда испытывает на себе значительное влияние той среды, в условиях которой происходит его становление и развитие. Современный спорт - продукт современной культуры, в нем преобладают технократические ценности, связанные с достижением наивысшего результата. Проблемы спорта следует рассматривать в контексте проблем всей культуры данного общества.

2. Спорт - фактор развития культуры. Спорт оказывает значительное влияние на другие социокультурные явления, в том числе на экономику, политику, искусство, язык. В середине XX в. спорт катализировал формирование единого пространства культуры, стал фактором глобализации. Спортивность вошла в моду, она стала признаком времени, а самое главное - знаком успеха. Спорт органичен в теле культуры современности. Он как никакая другая деятельность инициирует международные контакты, оказывает существенное влияние на жизнь и культуру людей во всем мире.

3. Спорт - воплощение ценности новации. В спорте сконцентрирована ценностная ориентация постиндустриальной цивилизации на непрерывное обновление. Современному спорту свойственно непрерывное обновление спортивного результата и спортивного зрелища, равно как в науке это непрерывное обновление знания, в экономике - производство товаров и услуг.

4. Спорт - сфера реализации эстетических ценностей. Одна из общекультурных ценностей спорта заключается в том, что в нем заложены огромные возможности для эстетического воздействия на человека, для воспитания способности воспринимать, чувствовать и производить прекрасное.

5. Спорт - сфера самореализации личности. Спорт выступает как одна из важных сфер самореализации и самоутверждения личности. Спортсмен репрезентирует модель борьбы с собственными слабостями, внешними препятствиями, временными неудачами.

6. Спорт - идеал справедливости. В спорте как в гуманной игровой модели соревновательных ситуаций реальной жизни создаются предпосылки реализации гуманистического принципа справедливости и равен-

ства шансов. Спорт является символом сотрудничества и понимания в мире, становясь символическим мостом для решения конфликтов.

7. Спорт и ценность рекордов. Спорт - область ан-тропомаксимологии. Спортивные рекорды позволяют выяснить, каких пределов может достичь человек, используя определенные средства для совершенствования различных качеств и способностей.

8. Спорт - система знаний. Достижение высоких спортивных результатов, дальнейшее успешное развитие инфраструктуры спорта невозможны без научного знания, междисциплинарного взаимодействия спортивных и других наук.

9. Спорт - квинтэссенция цивилизации, культуры и общества. Спорт является фокусом современного мира. В нем сконцентрированы все ключевые, значимые проблемы, которые актуальны для современной цивилизации [5].

Н.Ю. Мазов (2009) отмечает значимость спорта для общества как соревновательной деятельности, так как человеческое существование носит во многом состязательный, спортивный характер, ведь физическое и духовное усилия приятны сами по себе. Спорт усиливает духовное «Я» личности, помогает познать самого себя. Спорт помогает человеку стремиться к открытому выходу за пределы своего «Я», являющегося его субстанцией. Спортсмен, как и мыслитель, близок вопрошающему Фаусту, человеку, который духовно обеспокоен, который занят поиском решений. Социально-

философский смысл данного тезиса состоит в том, что развитие спорта помогает обществу взращивать духовную обеспокоенность социальными и этическими проблемами. Спорт помогает противопоставить конформное бытие человека мировому движению, желает физически и духовно остепенить субъект. Находясь как бы по ту сторону политического и гражданского мира, спорт расширяет творческие границы субъекта не только до пределов человечества, но и всего мирового круга, обосновывающего правомочность спортивного процесса. Автор отмечает, что место спорта как феномена культуры человечества до сих пор не соответствует его подлинной роли в целях достижения высокого уровня культуры жизнедеятельности людей и в целом глобального стимула гармонизации векторов развития современной цивилизации [6].

Спорт рассматривается как сфера общественной жизни, в рамках которой формируются и проявляются лучшие человеческие качества, происходит становление человека как духовно-телесной целостности. В спорте человек раскрывает и «измеряет» свои физические и ментальные возможности, однако в нём содержится также и опасность выхода за пределы этих возможностей, за границы допустимого для индивида напряжения сил [7].

При рассмотрении спорта необходимо различать две его разновидности, которые обычно называют «массовым спортом» («спортом для всех») и «спортом высших достижений». Если в спорте высших достижений на первом плане стоит победа в соревнованиях, то в массовом спорте - участие в них с целью укрепления здоровья, отдыха, развлечения, общения с другими людьми и т. д. Кроме того, необходимо учитывать, что

заключенные в спорте возможности для реализации гуманистических культурных ценностей не реализуются автоматически, тем более в полном объеме. В зависимости от конкретной ситуации, конкретных исторических условий, под воздействием различных факторов меняются содержание, характер, направленность, значимость спорта, на первый план выходят его гуманистические ценности или преобладающими становятся антигуманные явления, культурный потенциал используется в большей или меньшей степени и т. д. Поэтому для правильной оценки современного спорта нужно четко различать его гуманистический потенциал и то, насколько этот потенциал практически реализуется, а также те связанные со спортом ценности, которые лишь провозглашаются, и те, на которые люди действительно ориентируются в своем реальном поведении. Наконец, важно учитывать не отдельные факты, касающиеся воздействия спорта (соревнований) на человека и отношения между людьми, а все их многообразие [8].

До недавнего времени феномен спорта был тесно связан с физической культурой и рассматривался как ее важная составляющая. Вместе с тем специфичность этого социального культурного явления все больше заявляла о себе как о самодостаточной сфере человеческой деятельности, имеющей собственное предназначение, не замещенное никакой другой составляющей общечеловеческой культуры. Главная общечеловеческая ценность спортивного вектора культуры населения нашей планеты состоит в том, что благодаря спорту была создана система теоретического и эмпирического знания о путях, средствах и методах целенаправленного преобразования телесности и духовности человека. Были найдены новые решения проблемы преумножения его физических, физиологических и психологических ресурсов, совершенствования и коррекции его морфологических характеристик, создания новых здоровьеформирующих технологий, обеспечивающих новые возможности продления периода активной жизни человека, обогащения содержания процессов воспитания и образования подрастающего поколения.

В настоящее время формируется более широкий философско-культурологический взгляд на спортивную культуру и физкультурно-спортивное образование. Это требует преодоления ограниченности методологических конструкций, связанных с неприемлемой организацией и содержанием системы физического воспитания детей и учащейся молодежи, осознанием человеком и обществом всего богатства этого социального явления, несущего в себе большой культурный потенциал [9].

Социальная необходимость развития спорта в студенческой среде определяется потребностями общества и государства иметь характерное средство воспитания психофизических способностей человека. Спорт является логическим завершением системы «физическая культура», потому что непрофильное физкультурное образование определяет лишь первоначальную основу всестороннего развития двигательных навыков и физических качеств, вырабатывает только предпосылки для их развития, а спорт открывает эти возможности молодых людей на предельных уровнях [10].

С другой стороны, спорт является одной из наиболее эффективных и привлекательных для студентов форм организации занятий физической культурой, занимает все большее место в их образе и стиле жизни. Значимой для студентов является эмоциональная сторона процесса спортивной деятельности, проявляющаяся в переживании чувства удовлетворенности от осязаемого положительного эффекта спортивной тренировки, будь то победа на соревнованиях или даже небольшая победа над собой. Данные социологических исследований свидетельствуют о том, что подавляющее большинство студентов хотели бы заниматься избранным видом спорта, отвечающим их интересам и способностям [9-12].

Однако для того чтобы спорт оказывал действительно только положительное воздействие на личность и не вызывал ее деформаций, необходимо в процессе физкультурно-спортивного образования осуществлять развитие спортивной культуры студентов.

Л.И. Лубышева рассматривает спортивную культуру как составную часть общей культуры, включающую спортивную деятельность и ее результат, связанные с высокими спортивными достижениями и подготовкой к ним, а также совокупность материальных благ, социальных и личностных ценностей спорта, освоение которых способствует формированию гармонически развитой личности [9].

В содержание спортивной культуры как культурного явления автор включает общекультурные, социально-психологические и специфические ценности.

Общекультурный компонент ценностей спортивной культуры составляют социальные процессы правового, экономического, политического, информационного и образовательного полей социального пространства (спортивное право, экономика спорта, спорт и политика и т.д.).

Социально-психологический компонент содержания спортивной культуры обеспечивается уровнем общественного сознания, общественным мнением, интересами, мотивами, ценностными ориентациями людей на спортивную деятельность, а также определяется уровнем социальных отношений, которые выстраиваются в сфере спорта (тренер - спортсмен, спортсмен -спортивная команда и т.д.).

Специфический компонент ценностного потенциала спортивной культуры выражается в способности спорта удовлетворять потребности человека в физическом совершенствовании, социализации, формировании здоровья, самореализации и повышении социального статуса вследствие достижения высокого спортивного результата, победы, рекорда [9].

По мнению В.И. Столярова (2002), спортивная культура - это позитивное ценностное отношение социального субъекта (индивида, социальной группы или общества в целом) к спорту, социальная деятельность и ее результаты по усвоению, сохранению, реализации и развитию тех его разновидностей, сторон, функций, компонентов, которые данным субъектом рассматриваются как наиболее важные, значимые, т.е. как ценности.

К ценностям спортивной культуры автор относит социальные идеалы, смыслы, символы, нормы, образцы поведения и т.п., которые регулируют деятельность

социального субъекта и социальные отношения в сфере спорта, определяют их характер и направленность [8].

Таким образом, можно сказать, что спортивная культура как социальный феномен общества - это часть культуры, системообразующим фактором которой являются ценности спорта и ценностное отношение к физкультурно-спортивной деятельности.

Далее необходимо уточнить содержание понятия «спортивная культура личности».

По мнению Л.И. Лубышевой, спортивная культура личности содержит специфический результат человеческой деятельности, средства и способы преобразования физического и духовного потенциала человека путем освоения ценностей соревновательной и тренировочной деятельности, а также тех социальных отношений, которые обеспечивают ее эффективность [9].

За основу классификаций ценностей спортивной культуры личности автором взяты такие признаки, как потребность в самоорганизации здорового стиля жизни, успехе, достижении высокого спортивного результата, поскольку ценность как социальная категория всегда связана с удовлетворением человеческих потребностей. Потребности человека многообразны и многие из них проявляются и в сфере спортивной культуры. В процессе удовлетворения потребностей и создаются культурные ценности, в том числе и в сфере спорта [9].

Основу спортивной культуры личности, по мнению С.Ю. Баринова, составляет позитивное ценностное отношение к спорту, в рамках которого эталоны, ценности и нормы культуры, связанные со спортом, интери-оризованы индивидом, стали достоянием его собственного внутреннего мира [13].

Нами спортивная культура личности понимается как интегративное личностное образование, включающее систему средств, способов и результатов физкультурно-спортивной деятельности, направленной на восприятие, воспроизведение, создание и распространение физкультурно-спортивных ценностей и технологий. Спортивная культура личности формируется в процессе интериоризации личностью культурно-образовательного потенциала, ценностей и технологий спорта, а также в результате накопления опыта физкультурноспортивной деятельности и наполнения ее личностным смыслом.

На наш взгляд, спортивная культура личности включает в себя следующие компоненты:

1. Ценностный (совокупность физкультурно-спортивных ценностей, смыслов, мотивов, целей, средств их достижения).

2. Нормативный (нормы физического развития, подготовленности, здоровья, нравственного спортивного поведения, физкультурно-спортивные традиции).

3. Социально-коммуникативный (культура общения и взаимодействия в процессе физкультурно-спортивной деятельности).

4. Когнитивный (совокупность физкультурно-спортивных ценностей в виде знаний, убеждений, умений).

В заключение можно отметить следующее. В системе высшего образования необходимо реализовать гуманистические функции физической культуры и спорта и их воздействие на личность. Гуманистические

функции физической культуры и спорта заключаются в актуализации того огромного культурного потенциала, который несут в себе спорт и физкультурноспортивная деятельность в воздействии на формирование спортивной культуры личности: образовательный потенциал, воспитательный, оздоровительный и разви-

вающий. Для того чтобы наиболее полно реализовать гуманистический потенциал физической культуры и спорта, необходимо создать педагогическую систему физкультурно-спортивного образования студентов, направленную на формирование спортивной культуры личности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Синюк А.И. Применение метода пирамид в педагогическом процессе // Новые технологии преподавания социально-философских наук : сб.

метод. работ преподавателей и аспирантов кафедры философии и социологии ЕГПУ. Елабуга : Изд-во Елабужск. гос. пед. ун-та, 2004. С. 37-44.

2. КаганМ.С. Философская теория ценности. СПб. : Петрополис, 1997. С. 177.

3. Ежова Е.Ю. Художественная культура личности в дискурсе поликультурного пространства. Рязань, 2010. 260 с.

4. ЛеонтюкА.М. Спорт как социокультурный феномен : дис. ... канд. филос. наук. СПб., 1996. 105 с.

5. Егоров А.Г., Захаров М.А. Фэйр Плэй в современном спорте : учеб. пособие. Смоленск, 2006. 186 с.

6. Мазов Н.Ю. Спорт как социокультурное явление : дис. ... д-ра филос. наук. Уфа, 2009. 301 с.

7. БарабановаВ.Б. Спорт: проблема человекоразмерности : автореф. дис. ... д-ра филос. наук. Нальчик, 2009.

8. Столяров В.И. Спортивная культура как элемент культуры // Современность как предмет исследования социальных наук : материалы Все-

рос. науч. конф. М. : МГАФК, 2002. С. 28-33.

9. Лубышева Л.И., Романович В.А. Спортивная культура в старших классах общеобразовательной школы. М., 2011. 240 с.

10. Бальсевич В.К., Лубышева Л.И. Спортивно-ориентированное физическое воспитание: образовательный и социальный аспекты // Теория и практика физической культуры. 2003. № 5. С. 19-22.

11. Радаева С.В. Физическое воспитание студентов нефизкультурных вузов на основе спортивно-ориентированных технологий : дис. ... канд.

пед. наук. Томск, 2008. 173 с.

12. Шилько В.Г. Модернизация системы физического воспитания студентов на основе личностно-ориентированного содержания физкультурно-спортивной деятельности : дис. ... д-ра пед. наук. М., 2004. 488 с.

13. Баринов С.Ю. Спортивная культура как элемент культуры личности студента // Философия и будущее цивилизации : тез. докл. IV Российского филос. конгр. : в 5 т. М. : Современные тетради, 2005. Т. 4. С. 576-577.

Статья представлена научной редакцией «Педагогика и психология» 4 сентября 2012 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.