Научная статья на тему 'Формирование спортивной культуры личности студентов'

Формирование спортивной культуры личности студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
279
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПОРТИВНАЯ КУЛЬТУРА / ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ / СПОРТИВНЫЙ СТИЛЬ ЖИЗНИ / СПОРТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / SPORTS / CULTURE / PERSONALITY / ATHLETIC LIFESTYLE / ATHLETIC COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Цакоев А. А.

В статье рассматривается процесс формирования спортивной культуры личности студентов как результат использования спортивно-ориентированного физического воспитания в условиях общественно-политической и экономической жизни страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF SPORTS CULTURE IDENTITY OF STUDENTS

Describes a process of forming sports culture identity of students as a result of the use of the sports-oriented physical education in terms of sociopolitical and economic life of the country.

Текст научной работы на тему «Формирование спортивной культуры личности студентов»

Во вторую группу критериев оценки сформированности профессионально-нравственных качеств входят: коммуникативность, милосердие, гуманность, благородство, сострадание, человечность, воля, энергия, собранность, хладнокровие, эмпатия, моральные знания и убеждения, навыки, умения и привычки высоконравственного поведения морально-психические установки и ценностные ориентации, трудолюбие, добросовестность.

Для того чтобы исследовать критерии сфрмированности профессионально-нравственных качеств будущих медиков, необходимо выделить показатели, которые существуют для этих критериев.

Критерии и показатели сформированности профессионально-нравственных качеств медика это результат исследований его профессиональной деятельности. Они включают требования к объему знаний, умений и навыков, стажу работы и образованию, а также характеризуют профессиональное поведение медика. Критерии и показатели содержат базовые характеристики, которыми обязан владеть медик среднего персонала. Условно их определяют как: знания, функции, должностные обязанности, права, ответственность. В результате анализа ряда нормативных материалов и требований, предъявляемых, к профессиональной подготовке медицинских кадров среднего звена, были сформулированы критерии и показатели профессионально-нравственных качеств медика - интеллектуально-гностический, коммуникативно-мотивационный, эмоционально-волевой и нравственно-практический

Предлагаемые критерии и показатели профессиональнонравственных качеств медика среднего звена строго взаимосвязаны, но степень их использования меняется в зависимости от этапа становления готовности к их применению.

Библиографический список

На основе теоретико-методологического анализа проблемы воспитания профессионально-нравственных качеств медика среднего звена, комплекса диагностических методик, которые использовались в ходе исследования, были определены уровни сформированности профессионально-нравственных качеств. Категория «уровень» отражает степень развития «готовности» применять профессиональные умения и навыки на практике. Под понятием «степень сформированности качеств» понимается устойчивая последовательность изменений качественных состояний каждого уровня студента и перехода при этом от низкого уровня до более высокого (рис. 1).

Сообщая о профессионально-нравственных качествах личности студента-медика, следует иметь в виду и такую сторону его характера, как сострадание, проявление милосердия к больному. Будущий медицинский работник не должен быть равнодушен к больному, он должен быть сосредоточен на основной задаче: что и как необходимо предпринять, чтобы практические действия дали желаемый результат. Одно из требований к характеру медика - он должен не поддаваться панике, уметь отключаться от всего, что может помешать выполнению лечебной задачи. Очень близко к данному высказыванию понятие эмпатии, одно из важнейших качеств будущего медика. Ермолаева М.В. связывает эмпатию с жизненным опытом и самоконтролем, отмечая, что «развитие эмпатических способностей свидетельствует об адекватном жизненном опыте и возможности самоконтроля по отношению к явлениям агрессивности, фрустриро-ванности и ригидности» [3, с. 11].

Таким образом, система критериев формирования профессионально-нравственных качеств будущих медиков средних профессиональных медицинских учебных заведений в условиях внеучебной работы предполагает определение показателей, на основании которых оценивается уровень сформированности профессионально-нравственных качеств будущих медиков.

1. Ожегов, С.И., Толковый Словарь русского языка / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. - М., 2002.

2. Профессиональная ориентация молодёжи на профессии типа человек-человек: методические рекомендации. - Л., 2008.

3. Ермолаева, М.В. Психология развития: методич. пособие для студентов заочной и дистанционной форм обучения. - М.; Воронеж, 2000.

Bibliography

1. Doroshenko, Yu.O. Tekhnologichne navchannya informatihkih: navchaljno-metodihchnihyj posibnihk / Yu.O. Doroshenko, T.V. Tikhonova, G.S. Luneva. - M., 2011.

2 Osipa, L.V. Konstruyuvannya kaljkulyatora rozvyazannya kvadratnogo rivnyannya z vihkoristannyam instrumentaljnihkh programnihkh zasobiv // Informatika i informaciyjni tekhnologii. - 2012. - № 3.

3. Zhaldak, M.I. Matematika s kompjyuterom: posibnihk [dlya uchiteliv] / M.I. Zhaldak, Yu.V. Goroshko, E.F. Vinnichenko. - M., 2004.

Статья поступила в редакцию 20.06.13

УДК 378 Tsakoyev A.A. FORMATION Of SPORTS CULTURE IDENTITY OF STUDENTS. Describes a process of forming sports culture identity of students as a result of the use of the sports-oriented physical education in terms of sociopolitical and economic life of the country.

Key words: sports, culture, personality, athletic lifestyle, athletic competence.

А.А. Цакоев, ст. преп. ФБГОУ ВПО Северо-Осетинского гос. университета им. К.Л. Хетагурова, г. Беслан, E-mail: azamat_cakoev@mail.ru

ФОРМИРОВАНИЕ СПОРТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ

В статье рассматривается процесс формирования спортивной культуры личности студентов как результат использования спортивно-ориентированного физического воспитания в условиях общественно-политической и экономической жизни страны.

Ключевые слова: спортивная культура, формирование личности, спортивный стиль жизни, спортивная компетентность.

В настоящее время мы наблюдаем зарождение новой системы клубной спортивной работы в рамках гуманистически ориентированного спортивного движения России. Продолжается поиск новых форм, методов и подходов к организации работы спортивных клубов, поскольку именно на основе этого представляется возможным решить весь комплекс задач, стоящих перед спортивным движением России в целом. Эти новые формы,

методы и подходы способны поднять престиж физической культуры и спорта в вузе, вовлечь в физкультурно-спортивное движение студентов. Демократичность и гуманизм должны стать отличительными чертами не только клубной спортивной работы, но и физкультурно-спортивного движения в целом.

Спорт есть сфера создания культурных ценностей, которые органично входят в содержание культуры. Так, В.М. Выдрин [1]

в подтверждение этого факта пишет: «Спорт можно с полным основанием отнести к тем видам человеческой деятельности, через которые личность проявляет свои ценности и создает их.

Л.И. Лубышева [2] выделяет в структуре ценностей спортивной культуры три компонента: общекультурный, социально-психологический, специфический. Ценностями спортивной культуры общекультурного компонента являются правовой, экономический, политический, информационный и образовательный процессы, происходящие в обществе. Социально-психологический компонент ценностей спортивной культуры включает в себя уровень общественного сознания, общественного мнения, интересов, мотивов, ценностных ориентации людей, а также уровень взаимоотношений, которые выстраиваются в сфере спорта. В целом освоение ценностей спортивной культуры возможно только в процессе организации активности человека в сфере спорта. Использование в физическом воспитании научно-технологических достижений спортивной культуры ведет к их интеграции на основе общих интересов во имя человека, создавая условия для улучшения физической подготовленности молодого поколения. Особо следует отметить необходимость уяснения тех аспектов спортивной подготовки, которые формируют личностную спортивную культуру [3].

Критериями сформированности спортивной культуры личности являются: образованность в сфере спорта; психические и физические качества и спортивные способности; мотивационно-ценностное отношение к спортивной деятельности; умения и навыки эффективно осуществлять спортивную деятельность; способность показывать высокий спортивный результат; спортивный стиль жизни.

Спортивная культура содержит специфический результат человеческой деятельности, средства и способы преобразования физического и духовного потенциала человека путем освоения ценностей соревновательной и тренировочной деятельности, а также тех социальных отношений, которые обеспечивают ее эффективность. Необходимо сформировать у занимающихся интерес и желание больше узнать о спорте, участвовать в соревнованиях, стать физически боле подготовленным, попробовать себя в новой деятельности. На основе знаний и мотивации формируется ценностное отношение к деятельности. К числу наиболее важных знаний относятся: понятия о «спорте», «соревновательной деятельности», «спортивной тренировке», понимание процессов формирования и развития физических качеств, спортивной формы, средств и методик, которые при этом используются, понимание роли самого спортсмена в достижении высокого спортивного результата, информация об истории развития спорта.

Ценности играют важную роль в регуляции поведения людей. Они выступают как принципы, цели, средства деятельности, как образцы и модели поведения, которым следуют люди, как идеалы, на которые они ориентируются в своей деятельности. Сформировать ценностное отношение к спорту - значит заложить основы спортивной культуры личности.

Библиографический список

Л.И. Лубышева [2] выделяет объективные показатели сформированности спортивной культуры личности, объединенные в следующие блоки: интеллектуально-мотивационный блок: образованность в сфере спорта, положительная мотивация и интерес, ценностное отношение к спортивной деятельности; операциональный блок: физические качества, и спортивные способности, комплекс психических качеств (интеллект, воля, внимание), психологическая устойчивость, жизнеспособность, умения и навыки эффективно осуществлять спортивную деятельность, показывать высокий спортивный результат; деятельностный блок: реальное поведение индивида и его активность в сфере спорта, участие в соревнованиях с соблюдением принятых в спорте норм, традиций, образцов поведения, ведение спортивного стиля жизни.

Формирование спортивной культуры личности может быть определено тремя уровнями: низкий, средний и высокий. От прохождения каждого этапа зависит то, в какой степени сформированы знания, мотивация, интересы, потребности, спортивная квалификация и спортивный стиль жизни. Исходя из этого, можно говорить о сформированности спортивной культуры личности. С ориентацией на личностный подход связаны введения в психологию понятий «стиль жизни» и «стиль поведения», выделением и описанием инструментальной и компенсаторной функций стиля и его интегративных возможностей по отношению к различным личностным структурам и поведению. В определениях стиля деятельности и стиля жизни отражается единая сущность индивидуального стиля как типичной для данного человека системы способов и приемов, психологических средств, посредством которой он сознательно или стихийно самосовершенствуется, реализуя во вне свою индивидуальность.

В последнее время часто упоминается понятие физкультурно-спортивный стиль жизни. Учёные рассматривают физкультурно-спортивный стиль жизни как способ самовыражения личности средствами физической культуры и массового спорта и должно происходить в результате успешного протекания пяти взаимосвязанных процессов: присвоения спортивных ценностей (хочу); развития физических, эмоционально-волевых и коммуникативных качеств (могу); освоения спортивных знаний (знаю); овладения спортивными умениями и навыками (умею); обогащения субъектного спортивного опыта (имею); спортивного стиля жизни (буду).

Одним из путей достижения цели является использование в учебном процессе спортивно-ориентированного физического воспитания студентов, а также применение инновационных технологий, успешно зарекомендовавших себя в образовательной практике. Использование данного подхода позволяет создавать условия для формирования личности, которая обладает устойчивыми интересами и потребностями к ценностям физической культуры и спорта; стремится к приобретению и творческому использованию новых знаний, умений и навыков; заботится о повышении уровня своего здоровья. Таким образом, студент, включенный в активную деятельность спортивного клуба, осваивает не только спортивные навыки и умения, но и формирует спортивную культуру.

1. Выдрин, В.М. Физическая культура как ценность. - Л., 1976.

2. Лубышева, Л.И. Социальная роль спорта в развитии общества и социализации личности // Теория и практика физической культуры. - 2001.

3. Баринов, С.Ю. Педагогические основы формирования спортивной культуры личности: монография. - М., 2009.

4. Магин, В.А. Инновационность системы подготовки студентов по направлению «Физическая культура» как средство повышения их конкурентоспособности // Мир науки, культуры, образования. - 2011. - № 6-1.

Bibliography

1. Vihdrin, V.M. Fizicheskaya kuljtura kak cennostj. - L., 1976.

2. Lubihsheva, L.I. Socialjnaya rolj sporta v razvitii obthestva i socializacii lichnosti // Teoriya i praktika fizicheskoyj kuljturih. - 2001.

3. Barinov, S.Yu. Pedagogicheskie osnovih formirovaniya sportivnoyj kuljturih lichnosti: monografiya. - M., 2009.

4. Magin, V.A. Innovacionnostj sistemih podgotovki studentov po napravleniyu «Fizicheskaya kuljtura» kak sredstvo povihsheniya ikh konkurentosposobnosti // Mir nauki, kuljturih, obrazovaniya. - 2011. - № 6-1.

Статья поступила в редакцию 22.06.13

15З

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.