ТЕМА 4
СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПУТИ РАЗВИТИЯ ДЕТСКО-ЮНОШЕСКОГО И СТУДЕНЧЕСКОГО СПОРТА, СПОРТА ВЫСШИХ ДОСТИЖЕНИЙ
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМЫХ КАЧЕСТВ СРЕДСТВАМИ
ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
FORMATION OF PROFESSIONALLY SIGNIFICANT QUALITIES BY MEANS OF
PHYSICAL CULTURE
Афонский В. И, Хохлова О. А.
Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого,
г. Тула, Россия
Afonskiy V. I, Hohlova O. A.
Tula State Pedagogical University them. L. N. Tolstoy
Tula, Russia
Аннотация. Ориентация современных научных исследований в области физической культуры в сторону единства физического и духовного развития как основы гармоничного и всестороннего совершенствования личности требует такой организации физкультурно-спортивной деятельности студентов, которая позволит им не только совершенствовать свои физические качества, но и обогатит духовно, будет содействовать формированию физической культуры личности, адаптивности, самообучаемости, самостоятельности и инициативности.
Abstract. The orientation of modern scientific research in the field of physical culture in the direction of the unity of physical and spiritual development as the basis of a harmonious and all-round improvement of the individual needs of the organization of sports activity of students, which will allow them to not only improve their physical qualities, but also enrich the spiritual, will contribute to physical cultural identity, adaptability, self-learning, self-reliance and initiative.
Гуманитаризация образования - формирование у студентов профессиональной компетентности, творческого отношения к учебно-трудовой деятельности, и органическая часть этого - физическая культура.
Ориентация современных научных исследований в области физической культуры в сторону единства физического и духовного развития как основы гармоничного и всестороннего совершенствования личности требует такой организации физкультурно-спортивной деятельности студентов, которая позволит им не только совершенствовать свои физические качества,
но и обогатит духовно, будет содействовать формированию физической культуры личности, адаптивности, самообучаемости, самостоятельности и инициативности.
Однако для того, чтобы процесс обучения стал процессом развития личности, важно, в какой позиции он находится по отношению к предмету и процессу освоения его ценностного потенциала, чем мотивирован этот процесс и какую целевую направленность он имеет. Методико-практические занятия по физической культуре на основе личностно-ориентированного подхода способствуют выявлению и развитию уникальных способностей, имеющихся у каждого студента, формируют физическую культуру личности.
Здоровье и физическая подготовленность студенческой молодежи -важнейшие критерии физического потенциала личности и общества в целом. Центральными задачами высшей школы в условиях гуманитаризации образования является формирование у студентов системы общеобразовательных и профессиональных знаний, навыков, умений, профессиональной компетентности, творческого отношения к учебно-трудовой деятельности, общей культуре, органической частью которой является физическая культура. Совершенно очевидно, что физическая культура студенческой молодежи - один из основных видов культуры общества в целом и культуры личности, поскольку всестороннего и универсального развития молодого человека за ее пределами осуществить невозможно.
Физическая культура в вузах не физкультурного профиля реализует специфическую сторону деятельности студентов, не совпадающую, например, с политической, учебной, профессиональной и другими сторонами. Она, так же как и материальная культура, как культура труда и общения, как искусство, развивается вместе с развитием всего общества. В интересах совершенствования молодого человека и используются физические упражнения, естественные силы природы, гигиенические факторы, режим питания и отдыха. Приоритетными компонентами формирования потребностей при этом становятся широта и глубина знаний в этой области деятельности, потребностно-мотивационная сфера личности.
Однако современная образовательная практика в сфере физической культуры не в полной мере оправдывает социальные и личностные ожидания. Выпускники вузов в своем большинстве не являются активными, самостоятельными носителями ценностей, накопленных в сфере культурного развития, что существенно ограничивает перенос полученных знаний, практических умений, отношений на культуру учебного и профессионального труда, быта, отдыха, стиля жизни, отношение к здоровью, снижает в целом гуманистическое личностное развитие.
Рассмотрение студента как субъекта физической культуры логично соотносится с целеполаганием в физическом воспитании - формированием физической культуры личности. Ведь быть личностью - значит быть субъектом -в первую очередь собственной жизни, то есть, активно строить свои физические, психофизические, психологические, социальные и другие контакты с природным и социальным окружением; затем - предметной, образовательной и физкультурно-спортивной деятельности; наконец, общения; самосознания,
включая самооценку, открытие своего «я» и другие собственно личностные конституанты (В.А. Петровский, 1993).
Профессиональное развитие личности предполагает изменение степени выраженности социально и профессионально значимых черт. Психологи рассматривают личность как сложное структурированное единство, в котором каждый из входящих в него элементов взаимосвязан со всеми остальными и функционально зависим от всей структуры в целом. Любое личностное свойство или черта личности обладают очень широким диапазоном проявления и, выступая в разных структурных сочетаниях, могут играть различную роль в деятельности человека.
Поскольку профессиональной деятельностью педагога можно овладеть лишь на индивидуально-личностном уровне, подготовка специалиста должна быть ориентированна на развитие его профессионально-личностных качеств. Идеалом подготовки педагога, с целью формирования его профессионально-личностных качеств, можно считать такую систему, когда общечеловеческое и социальное развитие синтезируется с профессиональным, которое входит в структуру личности и тем самым личностные качества приобретают профессионально-выраженный характер.
Одну из базовых характеристик личности педагога составляют ее гуманистические ценности. Они предполагают осознание педагогом самоценности человеческой личности и ее неповторимой индивидуальности; признание разностороннего развития личности целью и основным назначением деятельности педагога; сознательное и эмоциональное принятие избранной профессии, приносящей высшее удовлетворение; понимание творческой природы профессиональной деятельности, требующей огромных нервно-психических затрат, постоянной работы над собой; овладение профессионально-этической культурой, включающей в себя единство внутренней нравственной сущности и внешней поведенческой выразительности, тонкое восприятие прекрасного и безобразного в человеческих отношениях, способность сопереживать, сострадать.
Профессионально-значимые качества педагога должны быть дополнены таким новообразованием его личности, как профессиональное самосознание. Его основу составляет образ «Я»: идеальный и реальный, их постоянное соотнесение как процесс приближения к идеальному субъекту профессиональной деятельности. Осознание ее как взаимодействия, взаимопонимания, психологического контакта с людьми; учет правильных решений, возникающих трудностей и ошибок. Объектом профессионального самосознания выступают индивидуальные, личностные, коммуникативные, статусно-позиционные, деятельностно-профессиональные и внешне-поведенческие качества.
Сейчас актуализируется развитие социокультурного, интеллектуального и нравственного потенциала личности педагога, его способности осуществлять инновационные процессы, процессы творчества в широком смысле.
По утверждению М. Я. Виленского, об индивидуальных особенностях студентов невозможно судить лишь на основании физического развития и подготовленности, овладения навыками и способами учебной и других видов деятельности. Необходим учет и таких элементов, которые относятся к духовной
сфере: содержание мыслей и чувств, иерархия ценностных ориентации, степень развития интересов и потребностей, мировоззренческих установок и убеждений [1; 2].
Согласно исследованиям М. Я. Виленского (1995) и Л. И. Лубышевой (1996), в настоящее время наблюдается неоправданное смещение целей физического воспитания в сторону доминирования физической готовности, освоение ее нормативных показателей в ущерб целостному развитию личности. Особенно остро данное противоречие проявляется в общеобразовательной и высшей школе, где не уделяется должного внимания выявлению и формированию системы мировоззренческих представлений, игнорируются мотивы, которыми руководствуется учащаяся молодежь, предпочитая те или иные занятия физической культурой. В итоге нарушается, а в большинстве случаев и отрицается логика преобразования процесса физического воспитания в процесс самовоспитания и самосовершенствования [3; 4; 5; 6].
Анализируя различные точки зрения на определение сущности физического воспитания в процессе целостного становления и развития человеческой индивидуальности, следует согласиться с мнением той группы авторов, которая считает, что, несмотря на богатый арсенал средств для решения проблем жизненно важного и прикладного характера, содержание дидактического процесса, организационные формы учебных занятий стереотипны и однообразны во всех звеньях образования. Особенно ярко стереотипность проявляется в регламентации содержания учебного материала, структуры и хода занятий, в нормативных требованиях, которые ориентированы на некоторого несуществующего среднего ученика. Все это приводит к нивелированию личности учащегося, сведению его до объекта педагогического воздействия, к однообразию учебной деятельности, непоследовательности при реализации принципа индивидуального обучения и воспитания. Как следствие -современное физическое воспитание ориентируется не столько на развитие, сколько на перевоспитание, на устранение недостатков в двигательных функциях
[7; 8; 9].
По мнению указанных авторов, особое значение необходимо уделять индивидуальному подходу и опоре на наиболее развитое двигательное качество как на факторы, стимулирующие личную заинтересованность студентов в укреплении собственного здоровья. Являясь основанием для критической самооценки, такой подход, по мнению авторов, влияет на психологический процесс самоутверждения молодого человека, гарантирует пробуждение интереса к физической культуре и формирует достаточную мотивационную установку личности на регулярные занятия как главное средство ликвидации отставания [8; 10; 11].
Физическое воспитание ориентирует всю педагогическую систему профессионального образования на стратегически новый сегодня целевой подход - формирование физической культуры личности. Основные концептуальные положения физического воспитания определяются либерализацией процесса физического воспитания, переходом к педагогике сотрудничества, предоставляющей каждой личности возможности овладения основами физической культуры на пути свободной реализации физических способностей, гуманизацией процесса воспитания (учет индивидуальных
особенностей каждого студента, развитие самостоятельности, приобщение к здоровому образу жизни, высоким эстетическим идеалам и этическим нормам поведения в обществе), непрерывностью развития физического воспитания, представляющего собой динамическое движение многовариантного педагогического процесса, построенного на использовании инновационных технологий образования (обусловливает творческий поиск и новаторство педагогов, самостоятельность и инициативность студентов); гармонизацией содержания физического воспитания, обеспечивающей единство духовного и физического развития личности [12; 13;14].
Нам надо сегодня позаботиться о том, чтобы ценности и нормы культуры, искусство, нравственность, все достижения духовной сферы жизни создавали атмосферу обращенности к человеческой личности, проникали во все структуры целостного образовательного процесса, обеспечивали его ориентацию на гуманитарно-личностное развитие студентов. Личностное включение студентов в освоение профессиональной деятельности как части человеческой культуры обеспечивает не только простое воспроизводство уже известного социального опыта, но и его обогащение за счет творческого развития личности будущего специалиста. Только осознав свои профессионально-личностные качества будущий педагог может полностью реализовать себя как личность.
Список литературы
1. Виленский, М. Я. Концепция непрерывного физического образования детей и учащейся молодежи /М. Я Виленский. - М.: ВНИИФК, 1989. - 20 с.
2. Виленский, М. Я. Реформирование личности будущего учителя в процессе физического воспитания: методическое пособие / М. Я Виленский. - М. 1989. - С. 5-14.
3. Виленскийй М. Я. Творческая индивидуальность педагога физического воспитания высшей школы / М. Я Виленский // Организация и методика учебного процесса, физкультурно-оздоровительной и спортивной работы : Тезисы докл. 4-й межуниверситетской научн. -метод, конф. Краснодар., 1996. - С. 33.
4. Здравомыслов, А. Г. Потребность. Интересы. Ценности /А. Г. Здравомыслов. - М.: Политиздат, 1986. - 223 с.
5. Лубышева, Л. И. Педагогическая система формирования физической культуры студенческой молодежи (культурологический аспект) : учебное пособие / Л. И. Лубышева; под ред. В. Лотоненко. - М.: Физкультура, образование и наука, 1997. - 42 с.
6. Рубинштейн, С. Л. Бытие и сознание / С. Л. Рубенштейн. - М.: Изд-во АН СССР, 1957. - 328 с.
7. Архангельский, С. И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерности, основы и методы : учебно-методическое пособие / С. И. Архангельский. - М.: Высшая школа, 1980. - 368 с.
8. Ермаков, В. А. Дифференцированное физическое воспитание / В. А. Ермаков. - Тула.: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л. Н. Толстого, 1996. -15-28 с.
9. Туревский, И. М. Педагогические основы формирования двигательных навыков и умений (понятия, структура, возрастные особенности) / И. М. Туревский. - Алма-Ата, 1984. - С. 4-6.
10. Лубышева, Л. И. Теоретико-методическое обоснование физкультурного воспитания студентов / Л. И. Лубышева; под ред. Г. М. Грузных. // Теория и практика физкультуры. -1993. - № 6. - С. 9-12.
11. Бальсевич, В. К. Физкультура для всех и для каждого /В. К. Бальсевич. - М.: ФиС, 1988. - 207 с.
12. Беспалько, В. П. Слагаемые педагогической технологии / В. П. Беспалько. -М.: Педагогика, 1989. -192 с.
References
1. Vilenskiy M. Ya. Kontseptsiya nepreryvnogo fizicheskogo obrazovaniya detey i uchashcheysya molodezhi [Concept of lifelong physical education for children and youth]. Moscow, VNIIFK Publ, 1989. 20p.
2. Vilenskiy M. Ya. Reformirovanie lichnosti budushchego uchitelya v protsesse fizicheskogo vospitaniya [Reforming the person of the future teacher in the course of physical education]. Moscow, 1989. Pp. 5-14.
3. Vilenskiy M. Ya. [Creative individuality of the teacher of physical education of high school]. Organizatsiya i metodika uchebnogo protsessa, fizkul'turno-ozdorovitel'noy i sportivnoy raboty : Tezisy dokl. 4-y mezhuniversitetskoy nauchn.-metod. konf. [Organization and methods of the educational process, physical culture and sports activities: Abstracts. 4th Intercollegiate nauchn. method. Conf.] Krasnodar., 1996. Pp. 33. (In Russ.).
4. Zdravomyslov A. G. Potrebnost'. Interesy. Tsennosti [Requirements. Interests. Values]. Moscow, Poiitizdat Publ, 1986. 223 p.
5. Lubysheva L. I. Pedagogicheskaya sistema formirovaniya fizicheskoy kul'tury studencheskoy molodezhi (kul'turologicheskiy aspekt) [Pedagogical system of formation of physics-cal culture students (cultural aspect)]. Moscow, Physical Culture, Education and Science Publ., 1997. 42p.
6. Rubinstein S. L. Bytie i soznanie [Being and consciousness]. Moscow, USSR Academy of Sciences Publ., 1957. 328p.
7. Arkhangelsk S. I. Uchebnyy protsess v vysshey shkole, ego zakonomernosti, osnovy i metody [The educational process in the higher school, its laws, principles and methods]. Moscow, Higher School Publ., 1980. 368 p.
8. Ermakov V. A. Differentsirovannoe fizicheskoe vospitanie [Differentiatedphysical training]. Tula, Thule. state. ped. Zap them. Leo Tolstoy Publ., 1996. Pp. 15-28.
9. Turevsky I. M. Pedagogicheskie osnovy formirovaniya dvigatel'nykh navykov i umeniy (ponyatiya, struktura, vozrastnye osobennosti) [Pedagogical bases of formation of motor skills (concepts, structure, age features)]. Alma-Ata, 1984. Pp. 4-6.
10. Lubysheva L. I. Teoretiko-metodicheskoe obosnovanie fizkul'turnogo vospitaniya studentov [Theoretical and methodical substantiation of sports education students]. Teoriya i praktika fizkul'tury - Theory and practice of physical education. 1993. no. 6. Pp. 9-12.
11. Balsevich V. K. Fizkul'tura dlya vsekh i dlya kazhdogo [Physical education for all and for each]. Moscow, Physical and sport Publ., 1988. 207p.
12. Bespal'ko V. P. Slagaemye pedagogicheskoy tekhnologii [Components of educational technology]. Moscow, Education Publ., 1989. 192p.